В целях исполнения пункта 2.4 раздела II целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации" распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р "Об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического надзора в первом полугодии 2019 года (далее - Обзор).
2. Отделу финансового и организационного обеспечения (Т.В. Кошелохова) разместить электронную версию Обзора на сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Департамента |
Р.А. Захаров |
Утвержден
Приказом начальника
Департамента
Смоленской области
по природным ресурсам и экологии
от 27 сентября 2019 г. N 0350/0103
Обзор результатов
правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в первом полугодии 2019 года
Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в первом полугодии 2019 года подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений, результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора)" (приложение к протоколу заседанию проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21.02.2017 N 13 (2)
О проведении в отношении подконтрольных лиц проверок и иных мероприятиях по контролю
За первое полугодие 2019 года Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - Департамент) проведено 38 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 25 плановых проверок, 13 внеплановых проверок.
По результатам проверок выявлено 80 правонарушений (48 нарушений по плановым проверкам, 32 нарушения по внеплановым проверкам), в том числе 17 нарушений по невыполнению ранее выданных предписаний Департамента.
Нарушения природоохранного законодательства выявлено в 15 проверках (8 - плановых, 7 - внеплановых) в результате чего по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, по результатам которых вынесено 23 административных наказания, из них 12 по плановым проверкам, 11 по внеплановым, а именно:
- 8 административных наказаний в виде предупреждений;
- 15 административных наказаний в виде административных штрафов.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 406 тыс. руб.,
в том числе:
- на должностное лицо - 16 тыс. руб.;
- на юридическое лицо - 390 тыс. руб.
Общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов на 01.07.2019 составила 108 тыс. рублей, в том числе 53 тыс. рублей по плановым проверкам, 55 тыс. рублей по внеплановым проверкам.
Основные нарушения природоохранного законодательства связаны с несоблюдением требований:
1. В области обращения с отходами производства и потребления:
- нарушение правил размещения и утилизации отходов производства и потребления;
- отсутствие нормативно-разрешительной документации в области обращения с отходами производства и потребления (проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов опасных отходов, лимитов на размещение отходов);
- отсутствие учета образовавшихся, обезвреженных, переданных и размещенных отходов производства и потребления;
- отсутствие оборудованных мест (площадок) временного хранения отходов;
- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- отсутствие профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности;
- отсутствие производственного экологического контроля в области обращения с отходами;
- непредставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
2. В области охраны атмосферного воздуха:
- отсутствие утвержденных нормативов предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ;
- отсутствие разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
- отсутствие производственного контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу.
3. В области охраны водных объектов:
- нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
- пользование водным объектом без разрешительных документов;
- нарушение правил охраны водных объектов (сброс загрязненных сточных вод в водный объект);
- загрязнение и захламление водоохранных зон отходами производства и потребления, самовольное занятие земельных участков, строительство различных объектов в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос без соответствующих разрешений.
4. В области недропользования:
- невыполнение лицензионных условий;
- пользование недрами без технической документации.
В качестве примера правоприменительной практики можно привести контрольно-надзорные мероприятия Департамента в отношении юридического лица - недропользователя.
В ходе его проверки выявлены следующие нарушения лицензионных условий пользования недрами:
- отсутствует проект организации зоны санитарной охраны водозаборов,
согласованный и утвержденный в установленном порядке;
- отсутствует ограждение первого пояса водозаборных скважин;
- отсутствует инструментальное средство учета добычи подземных вод;
- не ведется учет добычи подземных вод из скважин, отсутствует журнал водоотбора;
- отсутствует журнал учета времени работы насосного оборудования и потребления электроэнергии;
- отсутствует оборудование для замеров динамического уровня подземных вод на скважинах;
- отсутствует журнал замеров динамического уровня подземных вод;
- не разработана рабочая программа контроля качества подземных вод;
- отсутствуют учетные карточки водозаборных скважин;
- не предоставлен проект на бурение разведочно-эксплуатационной скважины;
- не предоставлены документы, подтверждающие выполнение условий сброса сточных вод. По результатам проверки юридическое лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В 1 полугодии 2019 Департаментом было согласовано с Прокуратурой Смоленской области 3 внеплановые выездные проверки по факту возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, в отношении:
- юридического лица, осуществляющего свою деятельность по хранению и складированию зерна, производству продуктов мукомольной и крупяной промышленности в д. Козловка Рославльского района Смоленской области по факту несоблюдения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде предупреждения по статье 8.1 КоАП РФ), несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ на сумму 100 тыс. рублей);
- юридического лица, осуществляющего деятельность в д. Епишево-1 Рославльского района Смоленской области по факту несоблюдения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности в виде предупреждений по статье 8.1 КоАП РФ), по факту несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности в виде наложения административного штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ на общую сумму 110 тыс. рублей);
- индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по деревообработке в п. Стодолище Починковского района, Смоленской области по факту несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в виде наложения административного штрафа по части 1 ст. 8.2 КоАП РФ на сумму 30 тыс. рублей); по факту нарушения правил охраны атмосферного воздуха (согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа, заменено на предупреждение).
В результате проведения трех внеплановых выездных проверок, согласованных прокуратурой Смоленской области, наложено 4 административных штрафа на общую сумму 240 тыс. рублей, из них на юридическое лицо - два административных штрафа на общую сумму 200 тыс. рублей, на должностное лицо - один административный штраф на сумму 10 тыс. рублей; на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического один административный штраф на сумму 30 тыс. рублей. Выдано 3 предписания об устранении экологических правонарушений.
По фактам выявленных нарушений природоохранного законодательства при рассмотрении обращений граждан и проведения мониторинга за состоянием окружающей среды за 1 полугодие 2019 возбуждено 106 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесено 23 административных штрафа на общую сумму 542 тыс. рублей, по 5 делам об административных правонарушениях прекращено производство, по 3 делам материалы направлены в мировой суд, вынесено 74 предупреждения, по 1 делу об административном правонарушении вынесено устное замечание.
Административные наказания в виде предупреждений в большей части Департаментом выносились по статье 8.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (за не своевременную сдачу отчетности (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору).
Административные наказания в виде административного штрафа выносились по следующим основаниям:
- Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2 КоАП РФ);
- Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (ст. 8.46 КоАП РФ);
- Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ);
- Нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП РФ).
Общая сумма наложенных штрафов на 01.07.2019 по результатам проведения проверок и ведения административного производства составила 948 тыс. руб.
В 2019 году в связи с переходом на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) возникло обязательство собственников ТКО, определенное частью 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, а именно с акционерным обществом "Спецавтохозяйство".
Отсутствие заключенных договоров является административным правонарушением, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Об изменениях в законодательстве
Начиная с января 2019 года контрольно-надзорные мероприятия в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляются в соответствии с "риск-ориентированным" подходом
До 01 января 2017 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет (далее - НВОС).
В настоящий момент организации и лица, которые только начинают свою деятельность, осуществляют такую постановку на государственный учет в срок не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС.
Исходя из утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критериев), при постановке на государственный учет объект НВОС в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подлежит отнесению к одной из четырех категорий:
I категория - объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
II категория - объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
III категория - объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
IV категория - объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Начиная с 1 января 2019 года и до 1 января 2025 года все организации и лица, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР).
Согласно пункту 10 статьи 31.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", КЭР должно содержать:
- технологические нормативы;
- нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
- нормативы допустимых физических воздействий;
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
- требования к обращению с отходами производства и потребления;
- согласованную программу производственного экологического контроля;
- срок действия КЭР.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами II категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду является основным разрешительным экологическим документом для объектов II категории и, помимо общей информации о предприятии и объекте, должна будет содержать:
- декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
- данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;
- информацию о реализации природоохранных мероприятий;
- информацию о программе ПЭК.
К III категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Признаком отнесения объекта к III категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе IV Критериев.
Нормативы допустимых выбросов, допустимых сбросов для объектов III категории рассчитываются лишь в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Выбросы и сбросы веществ иных классов опасности, а также размещение отходов всех классов опасности признаются для объектов III категории осуществленными в пределах нормативов.
Согласно действующему законодательству, расчеты нормативов выбросов/сбросов веществ I и II класса дополнительному утверждению в контролирующих органах не подлежат. Разрешения на сбросы и выбросы выдаваться не будут.
Вместе с тем для владельцев объектов III категории сохраняется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем видам воздействия (выбросы, сбросы, размещение отходов, кроме ТКО).
Для целей исчисления платы владельцы объектов III категории в уведомительном порядке подают в контролирующие органы отчетность о выбросах и сбросах вредных веществ (за исключением веществ I и II класса опасности), а также об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также результаты производственного экологического контроля.
По смыслу пункта 8 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", такой отчетностью будут служить отчеты по результатам ПЭК, необходимость проведения которого для объектов III категории сохраняется. Также владельцы указанных объектов все еще будут должны сдавать статистическую отчетность по форме 2-ТП.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от:
- разработки нормативов выбросов и сбросов вредных веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- предоставления отчетности о массах или объемах осуществленных выбросов и сбросов, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
- разработки программы ПЭК;
- внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- проведения плановых проверок соблюдения экологического законодательства.
Исходя из пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в случае одновременной эксплуатации объекта IV категории и объектов, относящихся к иным категориям (I, II или III категории), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 27 сентября 2019 г. N 0350/0103 "Об утверждении Обзора результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического надзора в первом полугодии 2019 года"
Текст приказа опубликован не был