I. Общие положения
1.1. Настоящим Положением в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов), иных нормативных правовых актов Российской Федерации определяются цели, задачи, порядок формирования и деятельности, компетенция и ответственность Службы внутреннего аудита Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Служба, Агентство соответственно).
(Пункт изложен в редакции решения Совета директоров Агентства от 24.06.2019, протокол N 2)
1.2. Служба является самостоятельным структурным подразделением, осуществляющим внутренний аудит Агентства.
1.3. В своей деятельности Служба руководствуется Законом о страховании вкладов, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402 "О бухгалтерском учете", Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, профессиональными стандартами внутреннего аудита.
В своей деятельности Служба также руководствуется:
Положением об инвестировании временно свободных средств Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Совета директоров Агентства от 30 сентября 2014 г. (протокол N 5);
Положением о смете расходов Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Совета директоров Агентства от 17 ноября 2008 г. (протокол N 5);
Положением об учетной политике Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным приказом Генерального директора Агентства от 3 июля 2014 г. N 9/1/0307;
Порядком доступа к инсайдерской информации и правилами охраны ее конфиденциальности в Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", утвержденными решением Правления Агентства от 29 декабря 2011 г. (протокол N 107);
иными внутренними регулятивными документами Агентства.
(Пункт изложен в редакции решения Совета директоров Агентства от 18.12.2018, протокол N 9)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 6 декабря 2011 г. следует читать как "402-ФЗ"
1.4. Начальник Службы назначается на должность и освобождается от должности Советом директоров Агентства по представлению Генерального директора Агентства. Другие работники Службы назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным директором Агентства или уполномоченным им лицом.
Начальник Службы должен иметь высшее экономическое или юридическое образование и опыт руководства подразделением, работа которого связана с оценкой принятия рисков, анализом или защитой от рисков, не менее семи лет. Другие работники Службы должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций, и обладать необходимыми профессиональными навыками и квалификацией.
(Пункт изложен в редакции решения Совета директоров Агентства от 18.12.2018, протокол N 9)
1.5. Штатная численность работников Службы определяется Правлением Агентства и должна быть достаточной для эффективного выполнения задач и функций Службы.
1.6. Проверочные мероприятия в отношении деятельности хозяйственных обществ, решения органов управления которых Агентство имеет возможность определять, либо более двадцати процентов голосующих акций (более двадцати процентов уставного капитала) которых принадлежат Агентству, осуществляются Службой при условии, что проводимые мероприятия не противоречат законодательству Российской Федерации. При этом Службой осуществляется внутренний аудит в отношении структурных подразделений и работников Агентства, к полномочиям и трудовым обязанностям которых относятся сопровождение деятельности указанных в настоящем пункте хозяйственных обществ и (или) осуществление в их отношении контрольных и иных функций.
1.7. Исключен решением Совета директоров Агентства от 18.12.2018, протокол N 9.
1.8. В настоящее Положение могут быть внесены изменения при возникновении условий, оказывающих существенное влияние на деятельность Службы, в том числе:
изменение целей, задач и функций Службы;
изменение полномочий и возникновение существенных ограничений в деятельности Службы;
необходимость внесения изменений в Положение по результатам оценки качества деятельности Службы;
существенные изменения в деятельности и структуре Агентства.
1.9. Подготовка и рассмотрение вопросов о внесении изменений в настоящее Положение осуществляется в соответствии с требованиями Положения о Совете директоров Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", утвержденного решением Совета директоров Агентства от 3 февраля 2004 г. (протокол N 2).
II. Определение, цели и задачи внутреннего аудита
2.1. Внутренний аудит - деятельность, осуществляемая Службой в соответствии с планом работы Службы, а также поручениями Совета директоров Агентства или Генерального директора Агентства, направленная на совершенствование функционирования Агентства и предоставление указанным органам управления Агентства объективной и независимой информации:
1) об адекватности и эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками;
2) о соблюдении и исполнении при осуществлении функций Агентства его работниками и подразделениями законодательства Российской Федерации, внутренних регулятивных документов Агентства, решений органов управления Агентства и договорных обязательств;
3) о достоверности, полноте и своевременности бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
4) о сохранности имущества:
Агентства;
учрежденных Агентством юридических лиц;
хозяйственных обществ, указанных в пункте 1.6 настоящего Положения;
организаций, в отношении которых Агентство в соответствии с федеральными законами осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) или меры по предупреждению банкротства;
5) об иных существенных вопросах, связанных с деятельностью Агентства.
2.2. Внутренний аудит в Агентстве организуется в соответствии с принципами:
независимости - деятельность и суждения работников Службы независимы от проверяемых подразделений и лиц, результатов осуществляемого внутреннего контроля;
объективности и беспристрастности - работники Службы в своих суждениях непредвзяты, не подвержены влиянию со стороны других лиц, не допускают возникновения конфликта интересов, дают взвешенную и профессиональную оценку всех относящихся к проведению внутреннего аудита обстоятельств;
профессионализма - работники Службы применяют в своей работе необходимые познания, навыки и опыт;
риск-ориентированности - планирование и проведение внутреннего аудита осуществляется на основе результатов идентификации и оценки рисков.
2.3. Внутренний аудит не заменяет имеющиеся в Агентстве процедуры внутреннего контроля, направлен на оказание помощи органам управления Агентства, руководителям проверяемых подразделений и лиц в поддержании эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками и их совершенствования.
2.4. Основной задачей Службы является предоставление Совету директоров Агентства и Генеральному директору Агентства информации:
- о выполнении Агентством, его работниками и структурными подразделениями, а также иными лицами, в отношении которых Служба осуществляет проверочные мероприятия, возложенных на них функций, о соответствии проводимых ими операций положениям Закона о страховании вкладов, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, внутренним регулятивным и распорядительным документам Агентства;
- состоянии систем внутреннего контроля и управления рисками.
(Пункт изложен в редакции решения Совета директоров Агентства от 18.12.2018, протокол N 9)
2.5. Служба выполняет следующие основные функции:
проверяет и оценивает эффективность существующих в Агентстве систем внутреннего контроля и управления рисками;
проверяет достоверность, полноту и своевременность бухгалтерского учета и отчетности;
проверяет применяемые способы обеспечения сохранности имущества и качества активов, осуществляет контроль за инвестированием средств Агентства;
осуществляет контроль за исполнением отдельных статей сметы расходов Агентства и целевым использованием предусмотренных в них денежных средств;
информирует органы управления Агентства о выявленных рисках, о случаях нарушения требований законодательства Российской Федерации и внутренних регулятивных документов Агентства;
в соответствии с Положением о порядке заключения договоров Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Правления Агентства 22 марта 2012 г. (протокол N 21), осуществляет предварительный контроль проектов договоров, подготовленных на основании решения Правления Агентства или по поручению Генерального директора Агентства, на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации, внутренним регулятивным и распорядительным документам Агентства;
проверяет полноту, своевременность и точность выполнения решений Совета директоров Агентства и иных органов управления Агентства;
обеспечивает взаимодействие Агентства и его структурных подразделений с внешним аудитором Агентства и контролирующими государственными органами;
осуществляет полномочия подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
исполняет обязанности, возложенные на Службу в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства о порядке доступа к инсайдерской информации и правилах охраны ее конфиденциальности;
контролирует устранение недостатков и нарушений, выявленных в ходе проведения внутреннего аудита;
реализует иные контрольные полномочия, связанные с функционированием систем внутреннего контроля и управления рисками.
III. Руководство деятельностью Службы, ее подотчетность
3.1. Порядок формирования и деятельности Службы определяется Советом директоров Агентства.
3.2. Руководство деятельностью Службы осуществляет Совет директоров Агентства. По оперативным вопросам руководство деятельностью Службы осуществляет Генеральный директор Агентства.
3.3. Внутренний аудит проводится на основании утвержденных Советом директоров Агентства планов работы Службы, а также по отдельным поручениям Совета директоров и Генерального директора Агентства.
3.4. Служба подотчетна Совету директоров Агентства, не реже двух раз в год представляет ему отчет по результатам своей деятельности. В отчет включается подробная информация о проведенных контрольных и проверочных плановых и внеплановых мероприятиях за полугодие и их характеристиках, выявленных существенных нарушениях и недостатках.
3.5. Финансирование расходов, связанных с деятельностью Службы, осуществляется согласно смете расходов Агентства.
3.6. При осуществлении функций подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений Служба руководствуется внутренними регулятивными документами Агентства о противодействии коррупции.
Служба готовит и представляет комиссии Агентства по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, Генеральному директору Агентства и Правлению Агентства информацию о состоянии антикоррупционной работы и мерах по ее совершенствованию один раз в шесть месяцев.
3.7. Начальник Службы вправе доводить информацию о результатах, полученных в ходе проведения внутреннего аудита, непосредственно Совету директоров Агентства, Правлению Агентства и Генеральному директору Агентства.
3.8. На начальника Службы не могут быть возложены обязанности, не связанные с осуществлением внутреннего аудита и (или) не предусмотренные настоящим Положением. В состав Службы не могут входить подразделения и работники, деятельность которых не связана с осуществлением внутреннего аудита.
3.9. Служба обязана фиксировать все выявленные фактические обстоятельства, указывающие на допущенные нарушения вне зависимости от запланированного объема процедур внутреннего аудита. При этом права доступа работников Службы к соответствующей документации, работникам и активам не могут быть ограничены.
3.10. Обеспечение индивидуальной объективности и независимости работников Службы осуществляется посредством проведения в Службе мероприятий, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов и предвзятого отношения работников Службы.
3.11. Не допускается участие работника Службы в проведении внутреннего аудита и в осуществлении оценки внутреннего аудита в отношении тех областей, за которые он нес ответственность в течение года, предшествующего проверке.
IV. Права и обязанности работников Службы
4.1. Начальник Службы вправе участвовать в заседаниях Совета директоров Агентства и Правления Агентства.
4.2. Начальник и другие работники Службы вправе принимать участие в совещаниях и заседаниях комиссий, рабочих групп и иных рабочих органов Агентства, при условии сохранения независимости, объективности и невовлеченности в операционную деятельность Агентства.
4.3. Начальник и другие работники Службы в рамках исполнения своих трудовых обязанностей имеют право доступа:
к любым активам Агентства, отчетности, документам, бухгалтерским записям и другой информации о деятельности Агентства, его работников и иных лиц;
к необходимой информации как на бумажных носителях, так и в электронных базах данных и носителях;
в любые помещения, в том числе используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных и хранения данных на электронных носителях;
4.4. Начальник и другие работники Службы в рамках исполнения своих трудовых обязанностей имеют право:
требовать и получать в установленные сроки на основании письменных запросов документы и информацию, устные и письменные разъяснения по возникающим вопросам от работников других структурных подразделений Агентства и иных лиц;
самостоятельно или с помощью работников Агентства и иных лиц копировать документы;
использовать электронные информационные ресурсы и программное обеспечение Агентства;
запрашивать и получать необходимую помощь от работников других структурных подразделений Агентства и иных лиц.
4.5. Начальник и другие работники Службы обязаны соблюдать требования и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства в отношении сведений ограниченного распространения (включая банковскую тайну и персональные данные), полученных в ходе проведения внутреннего аудита.
4.6. Начальник Службы вправе в установленном в Агентстве порядке инициировать привлечение сторонних экспертов для решения отдельных задач в рамках осуществления внутреннего аудита.
4.7. По поручению Совета директоров Агентства или Генерального директора Агентства работники службы самостоятельно или совместно с работниками других структурных подразделений Агентства проводят служебные расследования по фактам нарушений законодательства Российской Федерации и стандартов профессиональной деятельности, внутренних регулятивных и распорядительных документов Агентства.
4.8. Начальник Службы:
осуществляет руководство деятельностью работников Службы, организует ее работу;
организует разработку проектов планов работы Службы;
организует проведение мероприятий внутреннего аудита, устанавливает их программы (задания);
определяет объем, продолжительность и руководителей мероприятий внутреннего аудита (проверок и мониторинга), вправе давать названным руководителям обязательные для исполнения указания по оформлению материалов внутреннего аудита, а также дополнительные поручения;
по согласованию с руководителями соответствующих структурных подразделений Агентства привлекает к мероприятиям внутреннего аудита работников других структурных подразделений Агентства;
контролирует проведение внутреннего аудита;
информирует органы управления Агентства об имеющихся нарушениях, готовит предложения по их устранению;
организует в установленном порядке делопроизводство Службы и рассматривает поступающую и исходящую корреспонденцию;
организует выполнение требований режима конфиденциальности информации о деятельности Службы;
обеспечивает соблюдение работниками Службы трудовой дисциплины;
готовит и представляет в установленном порядке предложения о структуре и штате Службы, приеме, перемещении и увольнении работников, их поощрении и наложении на них дисциплинарных взысканий;
разрабатывает и вносит предложения по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников Службы.
4.9. Работники Службы:
добросовестно и надлежащим образом осуществляют возложенные на них обязанности;
обеспечивают сохранность и своевременный возврат полученных в ходе проведения мероприятий внутреннего аудита документов;
вне зависимости от содержания (программы) осуществляемого мероприятия внутреннего аудита обязаны фиксировать все выявленные ими фактические обстоятельства, указывающие на наличие нарушений и (или) неправомерных действий (бездействия) соответствующих лиц;
своевременно информируют начальника Службы обо всех выявленных рисках, а также выявленных случаях нарушения законодательства Российской Федерации и внутренних регулятивных документов Агентства;
оформляют отчеты по результатам мероприятий внутреннего аудита, отражающие выявленные недостатки и нарушения, готовят рекомендации по их устранению.
4.10. Права и обязанности работников Службы, связанные с выполнением стоящих перед ними задач, закрепляются должностными инструкциями.
V. Ответственность работников Службы и ограничения, налагаемые на их деятельность
5.1. Начальник и другие работники Службы несут персональную ответственность за невыполнение возложенных на них настоящим Положением и иными внутренними регулятивными документами Агентства трудовых обязанностей, задач и функций.
5.2. Начальник Службы не допускает участия работников Службы и иных работников в проведении мероприятий внутреннего аудита:
в отношении тех областей деятельности, за которые данные работники несли ответственность в течение года, предшествовавшего году проведения внутреннего аудита;
в случае возникновения (возможности возникновения) у работников конфликта интересов, финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной личной заинтересованности при проведении внутреннего аудита.
5.3. Работники Службы информируют работодателя о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов в случаях и порядке, определенных законодательством Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства о противодействии коррупции.
VII. Контроль качества и оценка внутреннего аудита
7.1. В Агентстве проводится внутренняя и внешняя оценка качества внутреннего аудита.
7.2. Внутренняя оценка качества осуществляется после каждого из завершенных мероприятий внутреннего аудита путем проведения Службой обязательной самооценки (тестирования) на основе утвержденных начальником Службы критериев (с использованием оценочных таблиц).
7.3. Внешней оценкой качества внутреннего аудита служит оценка аудиторской организацией, определяемой ежегодно на конкурсной основе Советом директоров Агентства для проверки отчетности Агентства, надежности системы внутреннего контроля Агентства, обеспечивающей достоверность финансовой отчетности Агентства.
7.4. Начальник Службы ежегодно информирует Генерального директора Агентства и отчитывается перед Советом директоров Агентства о проведенной внешней оценке качества внутреннего аудита.
7.5. Если в рамках оценки качества внутреннего аудита выявляются недостатки в деятельности Службы, начальник Службы разрабатывает и утверждает план по устранению таких недостатков и контролирует эффективность и своевременность его выполнения.
VIII. Нормативное и методологическое обеспечение внутреннего аудита
8.1. Порядок проведения проверок, сроки и порядок оформления их результатов основываются на инструктивных документах и методических рекомендациях уполномоченных органов по организации данного направления работы.
8.2. Начальник Службы утверждает порядки, методики, стандарты и иные документы, регулирующие технические аспекты проведения внутреннего аудита в Агентстве. Информация об утверждении названных документов включается в отчеты, предоставляемые Службой Совету директоров Агентства.
(Наименование раздела VIII изложено в редакции решения Совета директоров Агентства от 18.12.2018, протокол N 9)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о службе внутреннего аудита Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (утв. решением Совета директоров Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 5 октября 2015 г. (протокол N 13, раздел VII)) (с изменениями, внесенными решениями Совета директоров Агентства от 18 декабря 2018 г., (протокол N 9), от 24 июня 2019 г., (протокол N 2))
Текст положения опубликован не был