Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина О.Ф. Александрова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин О.Ф. Александров оспаривает конституционность статей 28 "Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и порядка выдвижения кандидата" и 29 "Регистрация кандидата" Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Как следует из представленных материалов, решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Урицк" заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета данного муниципального образования по многомандатному избирательному округу N 2 в связи с тем, что все собранные и представленные им в поддержку своего выдвижения 25 подписей избирателей признаны недействительными в соответствии с подпунктами "а", "в", "з", "л" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (все подписи избирателей были собраны вне периода сбора подписей избирателей и во все подписные листы сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом; одна подпись также признана недействительной в связи с тем, что сведения об избирателе в подписном листе не соответствовали действительности и четыре подписи также признаны недействительными в связи с тем, что сведения об избирателях были внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист). Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, О.Ф. Александрову отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным данного решения.
Кроме того, определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 30 июля 2019 года О.Ф. Александрову отказано в принятии административного искового заявления к Законодательному Собранию Санкт-Петербурга о признании недействующими статей 28 и 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" в связи с их противоречием Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как устанавливающие порядок выдвижения кандидатов, в частности основания для признания подписей избирателей недействительными, а также основания для отказа в регистрации кандидата, связанные с нарушением порядка сбора подписей избирателей, не соответствуют статьям 3, 17 (часть 2) и 32 (части 1-3) Конституции Российской Федерации.
Также О.Ф. Александров без указания конкретных оспариваемых положений законодательства просит признать не соответствующим статье 12 Конституции Российской Федерации порядок, в соответствии с которым избирательные комиссии внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга выведены из вертикали избирательных комиссий Российской Федерации, а также признать, что вертикальное подчинение избирательных комиссий будет соответствовать данной статье Конституции Российской Федерации. Заявитель также ходатайствует перед Конституционным Судом Российской Федерации об ускорении рассмотрения его жалобы, о приостановлении утверждения итогового протокола результатов выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга шестого созыва, назначенных на 8 сентября 2019 года, в связи с рассмотрением Конституционным Судом Российской Федерации его жалобы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Избирательные права, выступая в качестве элемента конституционного статуса гражданина, в то же время являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в формировании выборных органов публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2004 года N 17-П). При этом пассивное избирательное право носит не абсолютный характер и зависит не только от непосредственного волеизъявления гражданина, но и от ряда обстоятельств, соблюдение которых необходимо для выдвижения кандидата. Государство в лице федерального законодателя может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права, в том числе порядок выдвижения кандидатов в депутаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2009 года N 16-П).
Кроме того, согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей, и само по себе требование закона, возлагающее на кандидата обязанность сбора подписей в поддержку своего самовыдвижения, - если необходимое количество таких подписей является разумным и не приводит к чрезмерному обременению кандидата - не препятствует реализации пассивного избирательного права и как таковое не может рассматриваться в качестве нарушающего конституционные права и свободы (постановления от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определения от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О-О, от 5 июня 2012 года N 1058-О и др.).
Оспариваемые заявителем положения статей 28 и 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", определяющие в рамках конкретизации федерального регулирования порядок проверки избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и порядка выдвижения кандидата, в том числе основания для признания собранных в поддержку выдвижения кандидатов подписей избирателей недействительными, а также основания для отказа в регистрация кандидата в связи с нарушением им порядка сбора подписей в поддержку своего выдвижения, направлены на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей и на обеспечение равенства прав кандидатов и не могут рассматриваться как нарушающие или несоразмерно ограничивающие конституционные права заявителя, которому, согласно представленным материалам, в поддержку своего выдвижения необходимо было собрать 21 подпись избирателя.
Что касается требований заявителя о признании порядка, в соответствии с которым избирательные комиссии внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга выведены из вертикали избирательных комиссий Российской Федерации, не соответствующим статье 12 Конституции Российской Федерации и признании не противоречащим данной статье Конституции Российской Федерации вертикального подчинения избирательных комиссий, то в данной части жалоба заявителя не соответствует требованиям, установленным статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьями 3, 36, 37, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" к обращениям граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. Приостановление же утверждения итогового протокола результатов выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга шестого созыва, назначенных на 8 сентября 2019 года, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Александрова Олега Федоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2019 г. N 2678-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Александрова Олега Федоровича на нарушение его конституционных прав статьями 28 и 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)