Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть С
Электрические установки
(см. также правило 3)
Правило 16
Основной источник электроэнергии
1) а) В тех случаях, когда работа вспомогательных систем, необходимых для движения и безопасности судна, обеспечивается только электроэнергией, должен быть предусмотрен основной источник энергии, состоящий по меньшей мере из двух генераторов, привод одного из которых может осуществляться главным двигателем. Администрация может одобрить другие установки, имеющие аналогичные электрические характеристики.
b) Мощность этих генераторов должна быть достаточной, чтобы в случае остановки какого-либо из них обеспечивать функционирование систем, упомянутых в правиле 3 6) а), за исключением мощности, необходимой для промысловых операций, обработки и сохранения улова.
c) Конструкция и расположение основного источника электроэнергии на судне должны обеспечивать возможность эксплуатации систем, упомянутых в правиле 3 6) а), независимо от числа оборотов и направления вращения главных гребных установок или валопроводов.
d) Если трансформаторы являются существенной частью системы электроснабжения, требуемой настоящим пунктом, эта система должна быть устроена так, чтобы обеспечивалась непрерывность подачи электроэнергии.
2) а) Главная осветительная система должна быть такой, чтобы при возникновении пожара или иной аварийной ситуации в помещении или помещениях, где размещен основной источник электроэнергии, включая трансформаторы, если они имеются, не могла быть выведена из строя система аварийного освещения.
b) Система аварийного освещения должна быть такой, чтобы при возникновении пожара или иной аварийной ситуации в помещении или помещениях, где размещен аварийный источник электроэнергии, включая трансформаторы, если они имеются, не могла быть выведена из строя главная осветительная система.
Правило 17
Аварийный источник электроэнергии
1) За пределами машинных помещений, в соответствии с требованиями Администрации, должен быть предусмотрен автономный аварийный источник электроэнергии, он должен быть расположен таким образом, чтобы обеспечить его функционирование в случае пожара или других причин, вызвавших выход из строя основной электроэнергетической установки.
2) С учетом силы пускового тока и переходного характера некоторых видов нагрузки аварийный источник электроэнергии должен обеспечивать одновременное снабжение электроэнергией в течение по меньшей мере трех часов:
a) УКВ радиоустановки, требуемой правилами IX/6 1) а) и b) и, если применимо:
i) ПВ радиоустановки, требуемой правилом IX/8 1) а) и b) и правилом IX/9 1) b) и с);
ii) судовой земной радиостанции, требуемой правилом IX/9 1) а); и
iii) ПВ/КВ радиоустановки, требуемой правилом IX/9 2) а) и b) и правилом IX/10 1);
b) оборудования внутрисудовой связи, систем обнаружения пожара и систем сигнализации, которые могут потребоваться в аварийной ситуации;
c) ходовых огней, если в них используются только электрические светильники, и аварийного освещения:
i) мест спуска спасательных средств и пространства за бортом судна;
ii) всех проходов, сходных трапов и выходов;
iii) помещений, в которых находятся механизмы или аварийный источник электроэнергии;
iv) постов управления; и
v) помещений для обработки и переработки рыбы; и
d) аварийного пожарного насоса, если он имеется.
3) В качестве аварийного источника электроэнергии может быть использован генератор либо аккумуляторная батарея.
4) а) Если аварийным источником электроэнергии является генератор, он должен иметь независимое снабжение топливом и эффективные пусковые устройства, отвечающие требованиям Администрации. В случае, если для пуска аварийного генератора не предусмотрен второй независимый источник энергии, имеющийся единственный источник накопленной энергии должен быть снабжен защитным устройством, исключающим возможность полного истощения запасов энергии при срабатывании системы автоматического пуска.
b) Если аварийным источником электроэнергии является аккумуляторная батарея, последняя должна выдерживать без перезарядки аварийную нагрузку, причем в течение периода разряда напряжение батареи должно оставаться в пределах плюс или минус 12% от номинального значения. В случае выхода из строя основного источника электроэнергии упомянутая аккумуляторная батарея должна автоматически подключиться к аварийному распределительному щиту и немедленно обеспечить питание электроэнергией по меньшей мере тех потребителей, которые перечислены в пунктах 2 b) и с). Аварийный распределительный щит должен быть снабжен дополнительным выключателем, обеспечивающим возможность подключения батареи вручную в случае выхода из строя автоматической системы.
5) Аварийный распределительный щит должен устанавливаться как можно ближе к аварийному источнику электроэнергии, а местоположение его должно соответствовать пункту 1). Если аварийным источником электроэнергии является генератор, аварийный распределительный щит должен находиться в том же помещении, если это не будет препятствовать нормальной эксплуатации аварийного распределительного щита.
6) Аккумуляторная батарея, установленная в соответствии с настоящим правилом, должна устанавливаться в хорошо вентилируемом помещении, в котором не допускается установка аварийного распределительного щита. В подходящем месте на главном распределительном щите или в помещении поста управления механизмами должен быть установлен индикатор для указания, когда разряжается батарея, являющаяся аварийным источником электроэнергии. Подача электроэнергии к аварийному распределительному щиту в нормальных условиях эксплуатации должна осуществляться от главного распределительного щита посредством соединительного фидера, снабженного на стороне главного распределительного щита защитой от перегрузок и короткого замыкания. Устройство на аварийном распределительном щите должно обеспечивать автоматическое подключение к аварийному источнику электроэнергии в случае выхода из строя основного источника электроэнергии. Если система предназначена для работы с обратным питанием, соединительный фидер также должен быть снабжен защитой на стороне аварийного распределительного щита по меньшей мере от короткого замыкания.
7) Конструкция и расположение аварийного генератора и приводящего его в действие первичного двигателя, а также любой аккумуляторной батареи должны обеспечивать их функционирование в режиме полной номинальной мощности как при отсутствии крена судна, так и при накренении последнего на любой борт до 22,5° и одновременной килевой качке до 10° или при любых сочетаниях наклонений в пределах указанных углов.
8) Конструкция и расположение аварийного источника электроэнергии и автоматического пускового оборудования должны обеспечивать возможность их надлежащей проверки силами экипажа в условиях эксплуатации судна.
Правило 18
Меры предосторожности против поражения током, пожара и других опасностей, связанных с электричеством
1) а) Открытые, стационарно закрепленные металлические части электрических машин или оборудования, которые обычно не находятся под напряжением, но могут оказаться под напряжением вследствие неисправности, должны быть заземлены (замкнуты на корпус), за исключением случаев, когда:
i) они питаются постоянным током, напряжение которого не выше 55 В, или переменным током, среднеквадратичное напряжение которого между проводниками 55 В; для получения этого напряжения переменного тока не должны применяться автотрансформаторы; или
ii) они питаются током, напряжение которого не превышает 250 В при наличии изолирующих трансформаторов безопасности, каждый из которых обеспечивает питание только одного потребителя; или
iii) они изготовлены в соответствии с принципом двойной изоляции.
b) Переносное электрооборудование должно работать от безопасного напряжения, причем открытые металлические части такого оборудования, которые обычно не находятся под напряжением, но которые могут оказаться под напряжением вследствие неисправности, должны быть заземлены. Администрация может потребовать принятия дополнительных мер предосторожности в отношении переносных электрических светильников, инструментов или подобной аппаратуры, предназначенных для применения в тесных или исключительно сырых помещениях, где возникновение проводимости может обусловить особую опасность.
c) Электроаппаратура должна быть изготовлена и установлена таким образом, чтобы при нормальном обращении с ней или прикосновении к ней она не наносила травм.
2) Расположение главного и аварийного распределительных щитов должно обеспечивать беспрепятственный доступ, необходимый для обслуживания аппаратуры и оборудования, без опасности для персонала. Боковые и задние стороны и, если необходимо, также и передние панели распределительных щитов должны иметь надлежащие защитные ограждения. Открытые части, находящиеся под напряжением, величина которого относительно земли превышает величину, установленную Администрацией, не должны находиться на передней панели таких распределительных щитов. Если необходимо, с лицевой и тыльной сторон щитов должны находиться неэлектропроводящие маты или решетки.
3) а) На судах длиной 75 м и более не допускается использование корпуса судна в качестве обратного провода силовых, отопительных или осветительных сетей.
b) Требование подпункта а) не исключает применения в условиях, одобренных Администрацией, нижеследующего:
i) системы катодной защиты с наложенным током;
ii) систем с ограниченным или местным заземлением; или
iii) систем контроля уровня изоляции, при условии что сила циркулирующего тока не превышает 30 мА при наиболее неблагоприятных условиях.
c) В случае использования корпуса судна в качестве обратного провода все конечные ответвления (все цепи, подключенные за оконечным защитным устройством) должны быть двухпроводными, причем должны быть приняты особые меры предосторожности, удовлетворяющие требованиям Администрации.
4) а) В случае применения первичной или вторичной системы распределения тока для силовых установок, отопления или освещения, не использующей заземления, должно быть предусмотрено устройство для непрерывного контроля уровня изоляции относительно земли.
b) В случае применения в соответствии с подпунктом а) системы распределения и напряжения, превышающего 55 В постоянного тока или 55 В среднеквадратичного напряжения между проводниками, должно быть предусмотрено устройство для непрерывного контроля уровня изоляции относительно земли, которое, в случае ненормально низкого уровня изоляции, обеспечивало бы срабатывание звуковой или визуальной тревожной сигнализации.
с) Системы распределения, которые питаются постоянным током, напряжение которого не выше 250 В, или переме
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.