Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Петропавловск-Камчатского
городского округа на 2020 год
и плановый период до 2026 года
Пояснительная записка
по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2020 год и плановый период до 2026 года
1. Общие положения
Прогноз социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2020 год и плановый период до 2026 года (далее - Прогноз) подготовлен в соответствии с Порядком разработки и корректировки, общественного обсуждения, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на долгосрочный период, утвержденным постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 03.06.2016 N 879.
При разработке Прогноза учитывались:
- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2020 - 2024 годы;
- долгосрочный прогноз социально-экономического развития Камчатского края на период до 2035 года;
- приоритеты и целевые индикаторы социально-экономического развития, сформулированные в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204.
Основные показатели Прогноза разработаны с учетом прогнозных оценок органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по развитию курируемых сфер деятельности и данных, представленных другими участниками разработки Прогноза, предполагаемого осуществления инвестиционных проектов на территории городского округа на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в Петропавловск- Камчатском городском округе.
Прогноз учитывает основные направления бюджетной и налоговой политики Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - городской округ) на прогнозный период.
2. Краткая характеристика сценарных условий и общая оценка социально-экономической ситуации в городском округе за отчетный период
Прогноз основных макроэкономических параметров Российской Федерации рассматривает развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, продолжения антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков.
Основные показатели прогноза разработаны с учетом оценок органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, перспективных планов хозяйствующих субъектов городского округа, и других данных, представленных участниками разработки прогноза, на основе анализа сложившейся социально-экономической ситуации в городском округе, предполагаемого осуществления инвестиционных проектов на территории городского округа.
Прогноз содержит обоснование количественных показателей социально-экономического развития городского округа в прогнозируемом периоде, отражает возможности и степень выполнения целей и задач, поставленных органами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по социальному и экономическому развитию городского округа, учитывает направления бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа на прогнозный период.
Социально-экономическая ситуация в Петропавловск-Камчатском городском округе определяется общероссийскими макроэкономическими условиями, но при этом характеризуется как относительно стабильная.
Негативные последствия финансовых и экономических санкций, падение курса рубля, продолжают оказывать влияние на экономические показатели развития городского округа.
На фоне заметного ослабления рубля, с одной стороны, и более низких темпов экономического роста, с другой, прогнозируется, что инфляция в конце 2019 года составит 104%, в 2019 - 2026 годах инфляция прогнозируется как в базовом, так и в консервативном сценарии на уровне 104%.
При прогнозировании макроэкономических индикаторов социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2026 года учтено влияние существующих и потенциальных внешних и внутренних факторов, формирующих замедление экономической динамики.
Основными ограничениями экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа будут:
- сохранение действия финансовых и экономических санкций, которые продолжают дестабилизировать спросовую и ценовую конъюнктуру рынков;
- низкий уровень развития и высокий уровень износа производственной, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
- дефицит квалифицированных кадров;
- снижение численности населения трудоспособного возраста из-за сохраняющегося миграционного оттока населения города Петропавловска-Камчатского в другие субъекты Российской Федерации и процесса "старения" населения.
Прогноз социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2020 год и плановый период до 2026 года разработан в 2 вариантах: консервативный вариант (вариант 1), базовый вариант (вариант 2):
- консервативный вариант (вариант 1) прогноза предполагает медленное восстановление экономики, консервативную инвестиционную политику предприятий и организаций, сдержанный потребительский спрос.
Ожидается замедление темпов роста социально-экономического развития городского округа, снижение темпов объемов инвестиций в основной капитал.
- базовый вариант (вариант 2) предполагает инерционное развитие экономики в условиях стабилизации и существенного улучшения макроэкономической ситуации, вместе с тем, недостаточная эффективность задействованных факторов экономического роста, а также сохранение консервативной бюджетной политики, невысокие объемы расходования государственных средств инвестиционного характера, не позволят достичь высоких темпов экономического развития.
В отличие от консервативного сценария базовый вариант предполагает реализацию более активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности экономики, развитие бизнеса, создание благоприятных условий жизни населения, развитие инфраструктуры.
Отличия по вариантам состоят:
- в различной степени влияния внешних факторов на развитие экономики (состояние мировой и российской экономики, проводимая на федеральном уровне внешнеэкономическая, налоговая, бюджетная, кредитно-денежная политика, параметры инфляции и др. факторы);
- в различной динамике развития основных отраслей и сфер экономики;
- в различной интенсивности реализуемых государственных мер по стимулированию экономического роста, повышению конкурентоспособности экономики Камчатского края и Петропавловск-Камчатского городского округа и улучшению уровня и качества жизни населения.
Все варианты базируются на сохранении действия финансовых и экономических санкций, применяемых в отношении российской экономики со стороны ЕС и США, ответных мер на протяжении всего прогнозного периода.
В качестве основного варианта принят базовый вариант (второй вариант) сценарных условий развития российской экономики, рекомендованный Минэкономразвития России.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2020 год и плановый период до 2026 года представлены в таблице 2.1:
|
2018 отчет |
2019 оценка |
2020 2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|
прогноз | |||||||||
Промышленность, прирост, % | |||||||||
1 вариант |
38,93 |
11,48 |
1,58 |
1,27 |
1,54 |
1,59 |
2,12 |
4,42 |
3,94 |
2 вариант |
5,55 |
3,25 |
2,90 |
4,29 |
4,28 |
6,08 |
5,61 |
||
Инвестиции в основной капитал, прирост, % | |||||||||
1 вариант |
-6,59 |
1,96 |
0,34 |
-1,11 |
3,16 |
2,75 |
0,88 |
0,98 |
1,30 |
2 вариант |
5,04 |
4,93 |
5,14 |
2,54 |
1,60 |
1,91 |
2,02 |
||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, прирост, % к предыдущему году | |||||||||
1 вариант |
10,22 |
5,60 |
0,32 |
0,94 |
1,15 |
1,00 |
1,50 |
0,50 |
0,90 |
2 вариант |
3,45 |
3,60 |
4,02 |
2,50 |
1,70 |
3,10 |
6,10 |
||
Оборот розничной торговли, прирост, % | |||||||||
1 вариант |
17,30 |
9,03 |
0,71 |
4,31 |
5,04 |
6,08 |
6,08 |
6,18 |
4,94 |
2 вариант |
10,69 |
8,06 |
8,47 |
4,10 |
4,10 |
4,52 |
4,10 |
||
Индекс потребительских цен, прирост, % | |||||||||
1 вариант |
2,40 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
2 вариант |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
Таблица 2.1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2020 год и плановый период до 2026 года
В 2018 году социально-экономическая ситуация в городском округе сложилась под воздействием общероссийских макроэкономических условий, но при этом характеризуется как относительно стабильная. Все основные экономические показатели, кроме инвестиций в основной капитал (93,41%) возросли по сравнению с 2017 годом.
По итогам года оборот розничной торговли составил 46 009,25 млн рублей, увеличившись на 17,30% к 2017 году в действующих ценах.
Индекс промышленного производства составил 112,20%, в том числе в обрабатывающих производствах - 114,9%, положительная динамика отмечена в производстве пищевых продуктов (116,10%) и производстве текстильных изделий (104,0%).
Объём отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг по всем видам экономической деятельности составил 88 151,61 млн рублей, что на 38,93% выше уровня 2017 года.
Отмечено увеличение по таким показателям как: оборот розничной торговли (117,29%), объем произведенной продукции сельского хозяйства (101,51%), объем бытовых услуг населению (126,78%).
В 2018 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 110,22% по сравнению с 2017 годом (в 2017 году - 106,35% по сравнению с 2016 годом). За 6 месяцев 2019 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,57% от экономически активного населения, снизился на 0,06 процентного пункта относительно аналогичного показателя 2018 года.
Демографическая ситуация в 2018 году характеризовалась превышением рождаемости над смертностью, а также миграцией населения. Снижение численности населения на 35 человек обусловлено миграционными процессами (- 144 человека) и естественным приростом (109 человек).
Социально-экономическая ситуация в городском округе в январе-июне 2019 года характеризуется как стабильная: индекс промышленного производства по крупным, средним и малым организациям в сопоставимых ценах составил 98,5% к январю - июню 2018 года.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в действующих ценах увеличился на 21,5% относительно аналогичного показателя января - июня 2018 года.
В январе - июне 2019 года среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций городского округа (без субъектов малого предпринимательства) составила 93,0 тыс. рублей, выросла к январю-июню 2018 года на 9,7%.
Оборот розничной торговли увеличился на 22,4%, оборот общественного питания вырос на 15%, объем платных услуг населению увеличился на 2,9% в действующих ценах к соответствующему периоду 2018 года.
Демографическая ситуация в январе-июне 2019 года характеризовалась снижением численности населения на 1374 человек, что на 97,4% обусловлено миграционным оттоком и на 2,6% естественной убылью.
3. Демография
В 2018 году в городском округе убыль населения составила 35 человек, как результат миграционного оттока (-144 человека) и естественного прироста населения (109 человек). Численность населения городского округа на 01.01.2019 составила 181,2 тысяч человек. В 2018 году родился 2021 ребенок, это на 131 младенца меньше, чем в 2017 году. На каждую 1000 населения в 2018 году приходилось 11 рождений.
В течение 2018 года в городском округе умерло 1912 человек, что на 21 человек меньше показателя 2017 года.
Общий миграционный оборот в 2018 году составил 17530 человек, что на 17,3% выше показателя 2017 года. В городской округ прибыло 8 693 человека, выбыло 8 837 человек. Миграционный отток составил 144 человека.
Более трети всех миграционных перемещений обусловлено трудовой миграцией населения, на втором месте - причины личного, семейного характера.
Миграция оказывает значительное влияние на половозрастную структуру населения городского округа. Наиболее высокой подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Лица данной группы составляют более трех четвертей всей миграции городского округа.
В последние три года усилилась тенденция старения населения, которая выражается в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста.
По состоянию на 1 января 2018 года в городском округе проживало в трудоспособном возрасте 111,318 тыс. человек (или 65,29% от общей численности населения городского округа), 32,879 тыс. человек (или 18,15%) моложе трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста 30,019 тыс. человек (или 16,56%).
В прогнозном периоде в трудоспособный возраст будут вступать поколения людей, рожденные в 2000-е годы.
Наиболее острыми проблемами демографической ситуации остаются: значительный миграционный отток населения, в том числе отток трудоспособного населения, квалифицированных кадров, что серьезно снижает трудовой потенциал городского округа; высокая смертность мужчин трудоспособного возраста; длительная стабилизация показателей смертности и средней продолжительности жизни на уровне, не соответствующем основным социальным задачам общества, увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста.
По оценке, среднегодовая численность постоянного населения городского округа в 2019 году составит 181 729 человек или 100,29% к уровня 2018 года.
Согласно базовому варианту прогноза демографические процессы характеризуются стабильным естественным приростом населения и увеличением миграционной убыли, а в последствие, притоком трудоспособного населения.
На протяжении всего прогнозного периода доминирующая роль в формировании демографической ситуации останется за естественными процессами.
Коэффициент миграционного прироста в 2020 составит (-) 72 человека на 10 000 человек населения, к 2026 году этот коэффициент составит 6 человек на 10 000 человек населения.
По базовому варианту прогноза коэффициент естественного прироста в 2020 году оценивается на уровне 3,54 промилле, к 2026 году незначительно снизится до 2,89 промилле.
Таким образом, в долгосрочной перспективе будет преобладать позитивная тенденция увеличения численности населения. Численность населения будет иметь тенденцию к увеличению со среднегодовым темпом роста на уровне 100,1 - 100,5% и возрастет с 181,2 тыс. человек в 2018 году до 185,4 тыс. человек в 2026 году (рост на 2,32% относительно 2018 года).
4. Потребительский рынок
Прогноз развития потребительского рынка товаров и услуг в долгосрочной перспективе учитывает влияние инфляционных процессов, роста реальных денежных доходов населения, а также изменение ситуации в банковском кредитовании.
Оборот розничной торговли в 2018 году в сопоставимой оценке сложился выше уровня 2017 года на 14,26% и составил 46,0 млрд. рублей.
В 2018 году сохранилась тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка.
В целях обеспечения населения услугами рыночной торговли, в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2019 году функционируют:
- 7 постоянно действующих универсальных ярмарок с размещением порядка 200 торговых мест;
- 3 универсальные сезонные ярмарки с размещением более 70 торговых мест;
- 1 специализированная праздничная ярмарка с размещением 40 торговых мест.
В настоящее время в городском округе осуществляют деятельность два универсальных рынка: Общество с ограниченной ответственностью Оптовая база "Камчатпромтовары" и Общество с ограниченной ответственностью "ТРАСТ-М" с общим числом 177 торговых мест, на которых организованы отдельные секторы по продаже продукции местных товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственной продукции, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Кроме того, в условиях продолжающегося экономического кризиса и роста розничных цен на продовольственные товары, одним из приоритетных направлений развития многоформатной торговли в городском округе, является организация торговых площадок и ярмарок различных форматов, включая развитие собственной сети местных товаропроизводителей. Благодаря низким затратам на проведение ярмарки создается возможность задействовать большое количество участников торговой деятельности, и обеспечить значительное увеличение каналов продаж продовольственных товаров, прежде всего отечественных и местных производителей.
Товарная макроструктура оборота розничной торговли в 2018 году сохранила преобладание доли пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в общем объеме товарооборота, но при этом удельный вес продаж всей товарной группы снизился на 2,5 процентных пункта и составил 56,67%.
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, сложился выше уровня 2017 года на 2% (498,5 млн рублей).
Основными тенденциями развития инфраструктуры розничной торговли является развитие крупных форматов торговли, сокращение количества объектов мелкорозничной торговли, развитие стационарных предприятий по сетевому принципу.
Темпы роста оборота розничной торговли в 2020 - 2026 годах по базовому варианту прогнозируются в диапазоне 108,5% - 110,7%.
В денежном выражении оборот розничной торговли в 2020 году возрастёт до 55,53 млрд. рублей, в 2023 году - до 67,75 млрд. рублей, а к концу прогнозного периода достигнет 76,75 млрд. рублей.
В денежном выражении оборот розничной торговли к концу прогнозного периода увеличится по отношению к 2017 году на 29,73%.
В 2018 году оборот общественного питания составил 3,99 млрд. рублей, или 82,11% к 2017 году в сопоставимых ценах.
Сеть предприятий общественного питания размещена неравномерно: большинство предприятий сосредоточено на "красной линии" городского округа.
По оценке, оборот общественного питания в 2019 году составит 4,9 млрд. рублей и увеличится по сравнению с 2018 годом на 2,37% в действующих ценах.
В течение 2020 - 2026 годов по консервативному варианту, темп роста показателя оборота общественного питания будет ежегодно показывать незначительное увеличение в пределах от 0,15% до 0,67%.
По базовому варианту оборот общественного питания сохранит положительную динамику и будет расти в диапазоне 0,26% - 2,44% ежегодно в действующих ценах к уровню предшествующего года.
5. Рынок труда и занятость населения
В 2018 году численность работающих в крупных и средних организациях городского округа увеличилась по отношению к 2017 году на 0,73% (392 человека) и составила 54,11 тыс. человек.
Снижение численности работающих отмечено в организациях: деятельности в области здравоохранения и социальных услуг (на 201 человека), деятельность финансовая и страховая (на 159 человек), образовательного сектора (на 91 человека), деятельность в области информации и связи (на 73 человека).
Численность официально зарегистрированных безработных составила 902 человека (2017 год - 987 человек).
На конец 2018 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,63% - снизился по отношению к 2017 году на 0,18 процентного пункта.
Безработица в городском округе носит сезонный характер. В период сезонных работ (апрель-сентябрь) наблюдается снижение уровня регистрируемой безработицы, в первом и четвертом кварталах года - стабильный рост.
Напряженность на рынке труда находится в прямой зависимости от сезонной занятости населения: в период сезонной занятости растет потребность организаций в работниках и, как следствие, напряженность на рынке труда падает, с окончанием сезонных работ уменьшается потребность в работниках и растет напряженность.
За 2018 год в государственное учреждение службы занятости населения обратилось за содействием в поиске подходящей работы 3 363 человека, не занятых трудовой деятельностью, что на 19% меньше, чем в 2017 году, из них было трудоустроено 2 099 безработных против 2 371 в предыдущем году.
Потребность в работниках на 01.01.2019 составила 2 618 человек (что на 15,6% выше показателя на 01.01.2018).
По консервативному варианту Прогноза среднесписочная численность работников крупных и средних организаций городского округа к концу 2026 года увеличится в сравнении с 2020 годом на 1,87 тыс. человек и составит 55,01 тыс. человек. Предполагается, что количество официально зарегистрированных безработных незначительно сократится с 895 человек в 2020 году до 849 человек в 2026 году. Уровень официально зарегистрированной безработицы прогнозируется: в 2020 году - 1,66%, в 2021 году - 1,59%, в 2022 году - 1,57%, в 2023 году - 1,55%, в 2024 году - 1,52%, в 2025 году - 1,52%, в 2026 году - 1,52%.
По базовому варианту Прогноза среднесписочная численность работников крупных и средних организаций городского округа к концу 2026 года увеличится в сравнении с 2020 годом на 2,2 тыс. человек и составит 56,81 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы прогнозируется: в 2020 году - 1,57%, в 2021 году - 1,53%, в 2022 году - 1,50%, в 2023 году - 1,47%, в 2024 году - 1,44%, в 2025 году - 1,44%, в 2026 году - 1,44%.
Увеличение численности работающих по обоим вариантам ожидается за счет увеличения числа рабочих мест на предприятиях в рамках режима Территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка" и Свободный порт "Владивосток".
6. Промышленность
Промышленность городского округа имеет традиционно сложившуюся отраслевую структуру: обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Сохраняется тенденция преобладания обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства.
По итогам 2018 года промышленными предприятиями отгружено товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами, на сумму 88 151,61 млн рублей или 138,93% к уровню 2017 года. Индекс промышленного производства составил 112,20% к уровню 2017 года. Динамику промышленного производства, как и в предыдущие годы, определили обрабатывающие производства.
Доля городского округа в общем объеме промышленного производства Камчатского края составила 52,3%.
При расчете прогнозных параметров развития производственных видов деятельности учитывались, с одной стороны, растущая конкуренция на глобальных рынках товаров и услуг, напряженность на рынках сбыта и поставок продукции, с другой - нацеленность на повышение эффективности и конкурентоспособности производств за счет технической модернизации и обновления основных фондов, создания новых высокоэффективных производств и освоения выпуска высокотехнологичной продукции, а так же расширения процессов импортозамещения.
Добыча полезных ископаемых. Основными добываемыми полезными ископаемыми в городском округе являются нерудные строительные материалы (песок природный, галька, гравий, щебень). Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по добыче полезных ископаемых составил 185,51 млн рублей, что на 13,3% ниже 2017 года в действующих ценах. Индекс производства по крупным, средним и малым предприятиям в 2018 году по сравнению с предыдущим годом составил 98,1%.
Основными факторами, повлиявшими на результаты работы предприятий отрасли, как и в предыдущие периоды, остаются темпы собственного потребления на территории городского округа и в отдельных районах Камчатского края.
По итогам 2019 года прогнозируется, что объем добычи нерудных строительных материалов будет расти по отношению к уровню прошлого года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по добыче полезных ископаемых прогнозируется на уровне 195,76 млн рублей или 105,5% к 2018 году в действующих ценах. Индекс производства оценивается на уровне 100,5%.
В 2020 - 2026 годах прогнозируется рост добычи нерудных строительных материалов, который обусловлен рыночным спросом и динамикой строительной отрасли. Также на территории городского округа продолжится реконструкция и строительство муниципальных дорог, ремонт муниципальных дорог общего пользования, придомовых территорий и проездов.
По базовому варианту Прогноза объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами оценивается в 2020 году в размере 205,7 млн рублей, за период 2020 - 2026 годов прогнозируется ежегодный стабильный прирост от 2,49% до 7,64%. К 2026 году объем отгруженных товаров собственного производства составит 266,28 млн рублей. Индекс промышленного производства в 2020 году по прогнозу составит 103,0%. Пик роста индекса производства придется на 2022 год и составит 104,0%, а к 2026 незначительно уменьшится и составит 103,3%.
По консервативному варианту Прогноза объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предполагается в сумме: в 2020 году - 189,8 млн рублей, в 2021 году - 190,7 млн рублей, в 2022 году - 193,5 млн рублей, в 2023 году - 196,4 млн рублей, в 2024 - 199,72 млн рублей, в 2025 - 201,52 млн рублей, и к 2026 году составит 203,74 млн рублей. Индекс производства в 2020 - 2026 годах будет варьироваться в пределах от 96,00% до 101,10%.
В 2018 году обрабатывающий сектор составил 80,0% всего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленных видов деятельности. Объем отгрузки продукции собственного производства составил 70 604,57 млн рублей, что выше уровня 2017 года в действующих ценах на 29,9%, индекс производства составил 114,9%.
В обрабатывающих производствах объем отгруженных товаров собственного производства в 2019 году оценивается в размере 78 540,33 млн рублей. Индекс производства составит 108,00%.
Прогнозируется, что в обрабатывающих производствах по базовому варианту Прогноза объем отгруженных товаров собственного производства сложится в 2020 году в размере 83 305,97 млн рублей, в 2021 году - 85 815,57 млн рублей, в 2022 году - 87 865,53 млн рублей, за период 2023 - 2026 годов возрастет до 107 127,04 млн рублей. Индекс производства прогнозируется в 2020 году на уровне 104,50%, в 2021 году - 102,50%, в 2022 году - 102,80%, на период 2023 - 2026 годов на уровне 102,8% - 102,9%.
По консервативному варианту Прогноза объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств оценивается в 2020 году в размере 79 718,63 млн рублей, в 2021 году - 80 517,81 млн рублей, в 2022 году - 81 564,55 млн рублей, за период 2023 - 2026 годов возрастет до 91 036,57 млн рублей. Индекс производства в 2020 - 2026 годах прогнозируется на уровне от 100,5% до 102,8%.
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха составляет 17,95% промышленного производства городского округа. На предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха объем отгруженной продукции в 2018 году по отношению к 2017 году увеличился на 108,89% и составил 15 824,67 млн рублей. Предприятиями произведено 1 038,10 млн кВт/ч электрической энергии и 1 642,0 тысячи Гкал пара и горячей воды. Производство электрической энергии увеличилось на 5,80%, производство тепловой энергии увеличилось на 1,5%.
На предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха по базовому варианту Прогноза объем отгруженной продукции к 2026 году прогнозируется в сумме - 24 848,48 млн рублей. Индекс производства прогнозируется в 2020 году на уровне 101,0%, в 2021 году - 101,30%, в 2022 году - 101,90%, в 2023 году - 102,3%, в 2024 году - 102,6%, в 2025 году - 101,5%, в 2026 году - 101,5%.
По консервативному варианту Прогноза по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха объем отгруженной продукции к 2026 году прогнозируется в размере 22 590,39 млн рублей. Индекс производства в период 2020 - 2026 годов будет варьироваться в пределах от 100.5% до 101,20%.
В целом в промышленном секторе экономики в прогнозном периоде к 2026 году ожидается увеличение объемов промышленного производства в 1.5 раза к уровню 2018 года. Основной вклад в рост промышленного производства будет вносить пищевая промышленность. На основе тенденций развития и сложившейся отраслевой структуры, прогнозируется, что в 2020 - 2026 годах среднегодовой прирост общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг в производственном секторе по базовому варианту составит около 2,9 - 6,08% в действующих ценах.
Рост промышленного производства будет обеспечиваться объемами обрабатывающей промышленности. Сдерживающими факторами развития промышленного производства являются: низкий уровень технологического обновления, высокая степень износа основных производственных фондов, высокие транспортные тарифы и тарифы на энергоресурсы, что влечет рост издержек производства и влияет на конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.
7. Инвестиции
В условиях современной экономики огромное значение придается инвестициям. Привлечение инвестиций в городской округ делает развитие более динамичным, что способствует росту социально-экономических показателей.
Важно отметить, что доля Петропавловск-Камчатского городского округа в общем объеме инвестиций Камчатского края составляет более 40%.
Динамика инвестиций в основной капитал будет определяться объемами средств предприятий, направляемых на модернизацию и развитие производства, а также муниципальными капитальными вложениями в такие отрасли как транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, образование.
В целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения в Камчатском крае постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 899 создана территория опережающего социально-экономического развития "Камчатка", на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Петропавловск-Камчатский городской округ входит в ТОР "Камчатка" и предусматривает развитие двух основных специализаций: портово-промышленной и туристско-рекреационной.
Объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами (далее - инвестиции крупных и средних организаций) в 2018 году составил 14,72 млрд. рублей, что в действующих ценах ниже уровня 2017 года на 6,59%. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 92,2% к 2017 году.
По консервативному варианту Прогноза темп роста инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций прогнозируется в 2020 году на уровне -100,30%, в 2021 году - 98,89%, в 2022 году - 103,16%, в 2023 году - 102,75%, в 2024 - 100,88%, в 2025 году - 100,98%, в 2026 году - 101,30% к предыдущему году в сопоставимых ценах.
По базовому варианту Прогноза темп роста инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций прогнозируется в 2020 году на уровне 105,04%, в 2021 году - 104,93%, в 2022 году - 105,14% в 2023 году - 102,54%, в 2024 - 101,59%, в 2025 году - 101,91%, в 2026 году - 102,02% к предыдущему году в сопоставимых ценах.
8. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор.
Развитие малых и средних предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами и использованию местных сырьевых ресурсов.
Основным направлением развития малого и среднего предпринимательства в среднесрочный период является формирование комфортных условий для ведения бизнеса и улучшение инвестиционного климата на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
По состоянию на 01.08.2019 на территории Петропавловск-Камчатского городского округа зарегистрировано 10 862 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: микропредприятия - 3 410, малые предприятия - 239, средние предприятия - 15, индивидуальных предпринимателей - 7198. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составила 20% от общей численности работников всех предприятий и организаций городского округа.
На развитие малого бизнеса значительное влияние оказывает индивидуальное предпринимательство.
По оценке, в 2019 году количество средних, малых предприятий (с учетом микропредприятий) увеличилось незначительно и составляет 3 664 единицы (на 1,5% к уровню 2018 года). Среднесписочная численность работников данных предприятий составляет 19 834 человека (2,7%).
В 2020 - 2026 году (по 1 варианту) прогнозируется увеличение темпов роста малых предприятий (с учетом микропредприятий) на 6,09%.
Количество средних, малых предприятий и микропредприятий (по 2 варианту) увеличится с 3 664 единиц в 2019 году до 3 884 единицы в 2026 году (на 8,52%).
Средняя численность работников средних и малых предприятий (с учетом микропредприятий) по базовому варианту в 2026 году составит 21 415 человек, что выше уровня 2019 года на 7,97%.
Оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) в 2026 году составит 61 920 млн рублей (увеличение по сравнению с 2019 годом на 1,8%).
9. Бюджет и финансовые ресурсы
В 2018 году бюджет городского округа по доходам исполнен на 98,9%. При уточненном плане по доходам в объеме 12 863,4 млн рублей, в бюджет городского округа поступило 12 717,6 млн рублей. Объем поступлений в доходную часть бюджета городского округа в 2018 году по отношению к 2017 году увеличился на 1 152,5 млн рублей или на 10,0%. Налоговые и неналоговые доходы составили 49,8% всего бюджета городского округа в 2018 году.
Главными бюджетообразующими видами налогов в удельном весе налоговых поступлений в 2018 году являются:
- налог на доходы физических лиц - 61,6%;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 11,0%;
- налог на прибыль организаций - 8,7%;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 5,1%;
- единый сельскохозяйственный налог - 4,3%;
- земельный налог - 3,8%.
В 2018 году наибольшими темпами прироста к уровню 2017 года характеризуются следующие виды налоговых и неналоговых поступлений:
1) налог на доходы физических лиц - рост поступлений на 16.5% или на 506,0 млн рублей, что обусловлено следующими факторами:
- результатами декларационной компании, проводимой в 2018 году за 2017 год. Наиболее крупные суммы задекларированы налогоплательщиками с доходов, полученных от продажи ценных бумаг;
- ростом премиальной части заработных плат членов экипажей крупных рыбопромысловых компаний по результатам лососевого рыбопромыслового сезона. Увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц от крупных налогоплательщиков рыбной отрасли составило 147,3 млн рублей
- крупными поступления НДФЛ с дивидендов (по сравнению с 2017 годом, в 2018 году поступления по налогу на доходы физических лиц с дивидендов увеличились на 46,7 млн рублей);
- результатами выездных проверок;
- увеличением заработной платы работников бюджетной сферы Камчатского края на 4%, что привело к положительному росту поступлений по НДФЛ.
2) налоги на имущество - увеличение поступлений на 43,9 млн рублей, или на 10,8%. Основными факторами, повлиявшими на рост поступлений по данному виду налоговых доходов, являются:
- увеличение поступлений по налогу на имущество физический лиц на 13,2 млн рублей или на 28,7% в связи с увеличением суммы исчисленного налога по объектам налогообложения, принадлежащим физическим лицам и используемым в индивидуально-трудовой деятельности. Ранее данная категория налогоплательщиков - физических лиц была освобождена от уплаты налога на имущество, в связи с использованием имущества при осуществлении предпринимательской деятельности;
- увеличение поступлений по налогу имущество организаций на 28.5 млн рублей, или на 19,7%, что обусловлено:
а) увеличением сумм исчисленного налога крупной горнодобывающей компанией;
б) постановкой на налоговой учет новых объектов недвижимости крупными организациями;
в) рост поступлений от крупной компании, осуществляющей торговлю автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
г) уплата задолженности по налогам ресурсоснабжающей организацией.
3) налоги на совокупный доход - увеличение поступлений на 372,7 млн рублей, или на 44,7%. Основными факторами, повлиявшими на рост поступлений по данному виду налоговых доходов, являются:
- увеличение поступлений от уплаты единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 405,5 млн рублей (что в 2,8 раз больше поступлений 2017 года): значительное увеличение по сравнению с 2017 годом связано с увеличением норматива отчислений в бюджет городского округа с 20 до 50% в соответствии с Законом Камчатского края от 10.12.2007 N 709 "Об установлении нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в краевой бюджет";
- увеличение поступлений от уплаты налога, применяемого в связи с применением патентной системы налогообложения на 11,4 млн рублей (что в 2,0 раза больше поступлений 2017 года) в связи со следующими изменениями в законодательстве: с 01.01.2018 увеличен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду деятельности "Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности в соответствии с Законом Камчатского края от 05.10.2012 N 121 "О патентной системе налогообложения в Камчатском крае".
4) доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - увеличение поступлений на 96,8 млн рублей, или на 37,0%. Основными факторами увеличения поступлений по данному виду неналоговых доходов являются:
- увеличение поступлений по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки на 78,9 млн рублей, или на 63,0% в связи с поступлением задолженности прошлых лет (в том числе по КГУП "Камчатский водоканал");
- увеличение поступлений по доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами на 9,1 млн рублей, или на 51,1% в связи с оплатой КГУП "Камчатский водоканал" задолженности, опережая график рассрочки исполнения судебного акта по делу от 28.01.2015 N А24-5298/2014.
Доходная часть бюджета городского округа на 2019 год сформирована с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства:
1) по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности:
Увеличение коэффициента-дефлятора: при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности базовая доходность умножается на коэффициент-дефлятор (К1). Данный коэффициент в 2019 году составляет 1,915 (в 2018 году показатель К1 был равен 1,868) (в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2018 N 595 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год");
2) налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации:
Увеличение дифференцированного норматива отчислений в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом Камчатского края от 19.11.2018 N 272 "О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов". В 2019 году норматив отчислений составляет 1,0123% (в 2018 года данный показатель составил 0,9863%)
3) безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
Коды бюджетной классификации, используемые для отражения безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2019 году, приведены в соответствие с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения".
Показатели долгосрочного прогноза бюджета городского округа на 2020 - 2026 годы сформированы с учетом:
- изменения бюджетного и налогового законодательства (изменение распределений поступлений денежных взысканий (штрафов) в бюджеты городских округов от федеральных и краевых администраторов доходов);
- планирования налога на доходы физических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому с учетом отмены дополнительного норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц в размере 1,3% в соответствии с письмом Министерства финансов Камчатского края от 26.08.2019 N 33.02-10/2092;
- применения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения".
Первый вариант (консервативный) по доходам и расходам сформирован на основании:
- оценки исполнения бюджета по состоянию на 01.09.2019;
- применения индекса потребительских цен на весь период прогнозирования с 2020 - 2026 годы в размера 4,0% согласно письма Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 21.06.2019 N 90.01-04/1337, а также в соответствии с распоряжением Правительства Камчатского края от 24.05.2019 N 238-РП;
- межбюджетных трансфертов, установленных Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.04.2019 N 161-нд "О внесении изменений в Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2018 N 112-нд "О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов".
А также изменения бюджетного и налогового законодательства:
- Единый налог на вмененный доход рассчитан в соответствии с положениями главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая признается утратившей силу с 01.01.2021, таким образом, поступления данного налога запланированы в динамике снижения;
- Единый сельскохозяйственный налог запланирован с учетом средневзвешенного показателя поступлений данного налога за 2017, 2018 годы и оценки исполнения 2019 года;
- поступления по денежным взысканиям (штрафам) запланированы с учетом изменения процентов отчислений в уровни бюджетов Российской Федерации;
- планирование налога на доходы физических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому произведено с учетом отмены дополнительного норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц в размере 1,3%.
Соблюдая принцип сбалансированности бюджета, расходная часть бюджета городского округа была рассчитана по удельному весу, исходя из средневзвешенной оценки показателей разделов функциональной классификации расходов, сформированных в автоматизированной системе АС "Бюджет", исходя из представленных обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств на 2020 год; коэффициент инфляции не был применен.
Второй (базовый) вариант: принят за основу для формирования проекта бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2020 - 2022 годы в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.04.2019 N Д14и-14298 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 - 2024 годы" и долгосрочного прогноза 2023 - 2026 годов.
Показатели по доходам и расходам сформированы на основании сведений администраторов доходов и методики планирования бюджетных ассигнований и обоснований бюджетных ассигнований субъектами бюджетного планирования Петропавловск-Камчатского городского округа на очередной финансовый год с учетом развития городского округа в условиях сложившейся экономической обстановки, при сохранении основных тенденций и динамики умеренных темпов развития экономики городского округа.
Основной целью бюджетной и налоговой политики городского округа на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годы является определение условий, применяемых для составления проекта бюджета городского округа на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета городского округа, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Первоочередными расходами бюджета городского округа являются:
- оплата труда (с начислениями);
- реализация мер социальной поддержки населения городского округа;
- оплата коммунальных услуг;
- погашение долговых обязательств городского округа и процентных платежей по обслуживанию муниципального долга городского округа.
По консервативному и базовому вариантам планируется снижение общего объема расходов по сравнению с оценкой исполнения 2019 года, основной причиной снижения, является уменьшение объема безвозмездных поступлений из краевого бюджета (показатели межбюджетных трансфертов на 2020 - 2022 годы отражены в соответствии с показателями межбюджетных трансфертов Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.04.2019 N 161-нд "О внесении изменений в Решение городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2018 N 112-нд "О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов", показатели межбюджетных трансфертов 2023 - 2026 годов отражены по показателям межбюджетных трансфертов 2022 года):
- 2020 год снижение по консервативному варианту составит 7,6%, по базовому 6,9%;
- 2021 год снижение по консервативному варианту составит 5,8%, по базовому 5,5%;
- 2022 год снижение по консервативному варианту составит 10,5%, по базовому 9,5%;
- 2023 год снижение по консервативному варианту составит 8,6%, по базовому 7,6%;
- 2024 год снижение по консервативному варианту составит 6,6%, по базовому 5,6%;
- 2025 год снижение по консервативному варианту составит 4,5%, по базовому 3,5%;
- 2026 год снижение по консервативному варианту составит 2,4%, по базовому 1,3%.
Доля затрат на жилищно-коммунальное хозяйство и национальную экономику в 2019 году по оценке составляет 32,5% от общего объема расходов бюджета городского округа, в прогнозируемом периоде доля затрат на жилищно-коммунальное хозяйство и национальную экономику составляет:
- в 2020 году: 29,4%;
- в 2021 году: 22,7%;
- в 2022 году: 21,0%;
- в 2023 году: 29,4%;
- в 2024 году: 29,4%;
- в 2025 году: 29,4%;
- в 2026 году: 29,4%.
По сравнению с ранее утвержденными параметрами прогноза социально-экономического развития, изменение параметров прогноза по доходам и расходам скорректировано с учетом изменений бюджетного законодательства и с учетом фактического исполнения плановых показателей поступлений доходов в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа в 2019 году, являющихся базой для расчета показателей на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
В дальнейшем, оценка плановых показателей поступлений в доходную и расходную часть бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа будет корректироваться в случаях:
- изменения объемов безвозмездных поступлений в бюджет городского округа;
- изменений плановых показателей поступлений, администрируемых Инспекцией Федеральной налоговой службой по г. Петропавловску-Камчатскому на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годы;
- уточнений и корректировок администраторами доходов городского округа;
- изменений действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.