Методические рекомендации
по проведению аудита эффективности использования средств, направленных на снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг
(одобрены решением Коллегией Контрольно-счетной палаты Московской области
от 30 мая 2016 г. N 15/3)
I. Общие положения
Методические рекомендации по проведению аудита эффективности использования средств, направленных на снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, разработаны на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" с учетом методических документов Счетной палаты Российской Федерации, Счетной палаты Республики Татарстан, Контрольно-счетной палаты Московской области.
Целью настоящих Методических рекомендаций является выработка подходов к проведению аудита эффективности использования средств, направленных на снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - аудит эффективности).
1.1. Предмет аудита
Предметом аудита эффективности являются бюджетные средства, направленные на снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках реализации государственной программы Московской области "Эффективная власть" на 2014 - 2018 годы, деятельность государственных (муниципальных) органов, уполномоченных учреждений, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, нормативные правовые акты, бухгалтерская (финансовая), статистическая и иная отчетность, соглашения, контракты, договоры, первичные финансово-хозяйственные и иные документы.
В ходе проведения аудита эффективности в пределах полномочий контрольно-счетных органов рассматриваются: планирование и использование бюджетных средств, результаты использования бюджетных средств, степень решения поставленных социально-экономических задач и выполнения функций, возложенных на государственные (муниципальные) органы, уполномоченные учреждения, организации.
1.2. Объекты аудита
Объектами аудита эффективности являются:
- Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области;
- Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Московской области, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории Московской области, и уполномоченными организациями;
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области (выборочно по запросу);
- органы местного самоуправления (выборочно);
- многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (выборочно);
- при необходимости, прочие учреждения и организации.
1.3. Проверяемый период
Аудит эффективности проводится за 2014 - 2015 годы и текущий период 2016 года. При необходимости более ранние периоды.
1.4. Сроки проведения аудита
Аудит эффективности проводится в период май - декабрь 2016 года.
Проведение аудита эффективности включает следующие основные этапы:
1) Подготовительный этап, в ходе которого осуществляется предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности;
2) Основной этап, заключающийся в сборе, проверке и анализе фактических данных на объектах аудита эффективности, а также получении необходимой информации из иных источников, оформление результатов контрольного мероприятия;
3) Заключительный этап, в ходе которого готовятся выводы и рекомендации, формируется отчет о результатах аудита эффективности.
Примерный график проведения аудита эффективности представлен в Приложении 1.
1.5. Основные источники информации
В ходе проведения аудита эффективности используется информация из следующих основных источников:
- данные объектов аудита эффективности;
- статистические данные, в том числе размещенные в Единой межведомственной информационно-статистической системе (http://www.fedstat.ru/indicators/start.do);
- федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (http://www.gosuslugi.ru);
- Портал административной реформы в Российской Федерации (Совершенствование государственного управления) (http://ar.gov.ru);
- государственная информационная система "Портал государственных и муниципальных услуг Московской области" (https:// uslugi.mosreg.ru);
- результаты проводимых социологических исследований;
- при необходимости прочие.
II. Особенности предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров
2.1. Основные термины
Государственная услуга - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти Московской области, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных функций, возложенных федеральными законами и законами Московской области (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в уполномоченные организации с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр или МФЦ) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
Организация деятельности многофункциональных центров осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях осуществления организации деятельности многофункциональных центров высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет один многофункциональный центр, расположенный на территории данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации, и уполномоченными организациями (далее - уполномоченный многофункциональный центр).
2.2. Цели создания
Многофункциональные центры создаются для обеспечения:
- повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг (упрощение процедур, сокращение сроков предоставления и повышение комфортности получения услуг);
- получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
- противодействия коррупции и ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- открытости и доступности информации для контроля процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.
2.3. Способы предоставления услуг
Государственные (муниципальные) услуги в МФЦ предоставляются следующими способами:
а) прием и выдача документов осуществляются сотрудниками МФЦ. Для исполнения документ передается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти Московской области, орган местного самоуправления и (или) организацию, участвующую в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
б) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются МФЦ самостоятельно, без передачи документов в иные органы и организации, с использованием информационных систем федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти Московской области, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
в) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются в МФЦ сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти Московской области, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, для обеспечения деятельности которых организуются специальные рабочие места.
Предоставление государственных (муниципальных) услуг способами "а" и "б" является реализацией режима "одного окна".
Режим "одного окна" при предоставлении государственных и муниципальных услуг - это обеспечение физическим и юридическим лицам таких условий получения государственных и муниципальных услуг, при которых прием (выдача) документов физических и юридических лиц в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг производится однократно и единовременно, а все необходимые дальнейшие процедуры, в том числе межведомственные согласования и предоставление ведомствами требуемой для предоставления государственных и муниципальных услуг информации, осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и МФЦ самостоятельно в соответствии с утвержденными административными регламентами и другими нормативными правовыми актами.
Предоставление государственной или муниципальной услуги по принципу "одного окна" предполагает однократное обращение заявителя с запросом в многофункциональный центр.
МФЦ являются центрами ответственности за организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" и от имени заявителя осуществляют взаимодействие с органами власти всех уровней, иными организациями при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Многофункциональный центр представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также интересы органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями.
Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" должно обеспечивать существенное снижение издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Принцип "одного окна" должен реализовываться многофункциональным центром путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Многофункциональные центры осуществляют:
- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с уполномоченными организациями, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
- представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с уполномоченными организациями, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
- выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
- прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено правилами организации деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, составленные на бумажном носителе и заверенные многофункциональным центром выписки из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, приравниваются к выпискам из информационных систем на бумажном носителе, составленным самим органом, предоставляющим государственные услуги, или органом, предоставляющим муниципальные услуги;
- иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.
Межведомственное информационное взаимодействие - осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.
2.4. Нормативы затрат
При наличии муниципальных заданий при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в сфере обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональных центрах, должны применяться нормативные затраты. Начиная с 2016 года нормативные затраты должны определяться с соблюдением Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.10.2015 N 727 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением".
III. Методология проведения аудита
3.1. Цели аудита
Цели аудита эффективности:
1) Определить результативность использования бюджетных средств;
2) Определить экономность использования бюджетных средств;
3) Определить эффективность использования бюджетных средств;
4) Определить степень надежности систем внутреннего контроля за предоставлением на базе многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества.
3.2. Оценка влияния рисков
С целью выбора наиболее актуальных вопросов, рассматриваемых в ходе аудита эффективности, на подготовительном этапе особое внимание уделяется выявлению и анализу возможных рисков.
В рамках аудита эффективности под риском понимается вероятность негативного влияния на деятельность объекта аудита какого-либо действия, фактора или события, которые могут привести к неэффективному использованию государственных (муниципальных) средств.
Оценка влияния основных рисков, выявленных в ходе предварительного изучения объектов аудита, представлена в Таблице. При этом риски, вероятность наступления которых крайне невелика, либо если их последствия не оказывают существенного влияния на эффективность использования государственных (муниципальных) средств, в ходе аудита эффективности целенаправленно не рассматриваются.
Таблица
Оценка влияния рисков
Риски |
Вероятность наступления риска |
Влияние риска на эффективность использования средств |
Общие вопросы реализации долгосрочных целевых и государственных (муниципальных) программ | ||
Невыполнение плановых показателей финансирования мероприятий долгосрочных целевых и государственных (муниципальных) программ |
Высокая |
Сильное |
Недостижение плановых показателей долгосрочных целевых и государственных (муниципальных) программ, затрагивающих вопросы создания и развития многофункциональных центров |
Средняя |
Сильное |
Неисполнение положений нормативных правовых актов, несвоевременное внесение в них необходимых изменений, недостаточность нормативного правового обеспечения функционирования многофункциональных центров |
Средняя |
Сильное |
При формировании планов мероприятий не в полной мере учитывается мнение конечных получателей |
Средняя |
Среднее |
Использование бюджетных средств, выделенных на ремонт зданий, предназначенных для размещения МФЦ | ||
Некачественное выполнение отдельных видов работ при ремонте зданий, предназначенных для размещения МФЦ, завышение объемов выполненных работ, необоснованное увеличение сметной стоимости работ, завышение стоимости строительных материалов, оплата фактически невыполненных работ |
Средняя |
Сильное |
Наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности у уполномоченных органов (учреждений, организаций) |
Средняя |
Сильное |
Неэффективное использование (неиспользование) объектов недвижимости, техники, оборудования и иных материальных и нематериальных ценностей, приобретенных (построенных, реконструированных, отремонтированных) за счет государственных (муниципальных) средств |
Средняя |
Сильное |
Невключение переданных из государственной собственности объектов в Реестр муниципального имущества, несвоевременная передача в оперативное управление муниципальным учреждениям |
Средняя |
Сильное |
Качество и доступность государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров | ||
Большое количество времени, затрачиваемое на предварительный сбор и оформление документов |
Высокая |
Сильное |
Необходимость обращения получателями услуг в различные органы, организации для получения необходимого документа. Необходимость личного повторного обращения в разные государственные и муниципальные органы |
Средняя |
Сильное |
Большое количество времени, затрачиваемое на ожидание в очереди на прием и выдачу документов |
Средняя |
Сильное |
Неудобство мест приема населения |
Средняя |
Сильное |
Большое количество документов, требуемых от заявителей. Необходимость сбора и представления одних и тех же документов в разные государственные и муниципальные органы |
Средняя |
Сильное |
Недостаточный уровень образованности и состояния здоровья для самостоятельного прохождения процедуры получения услуг у пожилых граждан |
Высокая |
Сильное |
Недостаточное информирование граждан о порядке и условиях получения государственных и муниципальных услуг |
Высокая |
Сильное |
Внедрение в деятельность многофункциональных центров информационных технологий | ||
Недостаточность нормативной правовой базы предоставления электронных услуг, включая регулирование состава основных информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти Московской области, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, порядок их формирования и доступа к ним, а также информационного взаимодействия с федеральными и муниципальными органами исполнительной власти |
Средняя |
Сильное |
Не достаточный уровень автоматизации процедур сбора и обработки информации |
Высокая |
Сильное |
Недостаточная обеспеченность населения средствами доступа к сети Интернет |
Средняя |
Сильное |
Недостаточный темп развития средств информационно-справочной поддержки и обслуживания населения |
Средняя |
Сильное |
Внедрение средств информационных технологий, имеющих преимущественно локальный, ведомственный характер. Несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными |
Высокая |
Сильное |
Ограниченный доступ (отсутствие доступа) к ведомственным информационным системам и ресурсам (реестрам) органов государственной власти, содержащим необходимые сведения для предоставления государственных и муниципальных услуг |
Высокая |
Сильное |
Содержащиеся в государственных информационных системам сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что может приводить к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. Неоперативное обновление информации, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах |
Средняя |
Сильное |
Недостаточная информационная и консультационная поддержка деятельности многофункциональных центров по вопросам применения информационных технологий |
Средняя |
Среднее |
Неэффективное использование программных средств, приобретаемых (создаваемых) за счет бюджетных средств |
Средняя |
Сильное |
Использование бюджетных средств, выделяемых на обеспечение деятельности многофункциональных центров | ||
Невыполнение показателей муниципального задания |
Средняя |
Сильное |
Высокая себестоимость оказания услуг |
Средняя |
Сильное |
Наличие дебиторской и кредиторской задолженности |
Средняя |
Сильное |
Неэффективное использование оборудования, техники и объектов недвижимости, приобретаемых за счет бюджетных средств |
Средняя |
Сильное |
Нарушение установленного порядка приема сотрудников, начисления им заработной платы, выплаты премий, нарушения трудового распорядка |
Средняя |
Сильное |
Функционирование систем внутреннего контроля | ||
Ненадлежащее выполнение главными распорядителями бюджетных средств обязанностей по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита |
Средняя |
Сильное |
Ненадлежащее осуществление строительного контроля, последующего контроля качества капитального (текущего) ремонта, поставляемой продукции и оказанных услуг, непредъявление в гарантийный период претензий, штрафных санкций подрядным организациям |
Средняя |
Сильное |
Несоблюдение установленного порядка мониторинга предоставления государственных (муниципальных) услуг, анализа деятельности многофункциональных центров |
Средняя |
Сильное |
Отсутствие систематизированных данных по проблемным вопросам в деятельности многофункциональных центров |
Средняя |
Сильное |
Искажение показателей отчетности многофункциональных центрами |
Средняя |
Сильное |
Перечень основных рисков, представленных выше, не является исчерпывающим и может быть расширен в ходе проведения контрольного мероприятия.
3.3. Вопросы аудита
В ходе аудита эффективности рассматриваются следующие основные вопросы:
Цель 1 - Определить результативность использования бюджетных средств
Вопросы:
- оценка достижения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
- оценка достижения плановых показателей и результатов реализации программ: упрощение процесса получения услуг, снижение нагрузки на заявителей по сбору, согласованию, заполнению и предоставлению документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, обеспечение повышения доступности государственных и муниципальных услуг, менее затратный и более комфортный процесс обращения за государственными и муниципальными услугами для заявителей;
- анализ создания многофункциональных центров в разрезе муниципальных районов и городских округов. Общее количество, организационно-правовая форма МФЦ, количество окон, доступность и комфортность зданий МФЦ;
- наличие разработанных для муниципальных образований типовых уставов МФЦ, типовых положений и регламентов, определяющих межведомственное взаимодействие на муниципальном уровне при приеме документов, их обработке, передачи в соответствующее ведомство и возврат документов заявителю;
- полнота разработки и утверждения административных регламентов предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе в электронной форме (количество, качество), государственные (муниципальные) услуги, в отношении которых утверждены и не утверждены административные регламенты предоставления услуг;
- анализ заключенных Соглашений с Уполномоченным МФЦ, своевременность внесения в них изменений, соглашений о взаимодействии с государственными и муниципальными органами;
- анализ объемов и структуры государственных (муниципальных) услуг, оказываемых на базе МФЦ;
- доля охвата населения государственными (муниципальными) услугами, предоставляемыми на базе МФЦ, % (в том числе непосредственно МФЦ, удаленными рабочими местами, мобильными офисами и офисами привлекаемых организаций);
- среднее фактическое количество услуг, предоставляемых на базе МФЦ, в том числе по направлениям: социальная поддержка населения; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя; регулирование предпринимательской деятельности и т.д.;
- доля государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в созданных МФЦ, от общего количества государственных и муниципальных услуг, рекомендованных к предоставлению в МФЦ (в %); потенциальное количество государственных (муниципальных) услуг, возможных к предоставлению на базе МФЦ;
- доля населения Московской области (муниципального образования), имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг в МФЦ (%);
- доля государственных (муниципальных) услуг, по которым от заявителя не затребуются документы, не относящиеся к документам личного хранения (%);
- доля органов власти, включенных в систему межведомственного взаимодействия с МФЦ;
- полнота и эффективность внедрения автоматизированной информационной системы МФЦ;
- наличие и эффективность использования системы "Электронная очередь";
- наличие исключительных прав на используемые информационные системы;
- анализ продолжительности процессов сбора документов, количества посещений органов власти и учреждений, времени ожидания в очереди для сдачи документов, времени на получение документов;
- объем и удельный вес государственных и муниципальных услуг, предоставленных с нарушением установленных стандартов (сроков);
- анализ действующей правовой базы с целью выявления необходимости внесения изменений в законодательстве, в том числе устанавливающих право МФЦ совершать от имени заявителя действия, связанные с получением услуги, либо право удостоверять доверенность на совершение упомянутых действий;
- количество жалоб на предоставление государственных (муниципальных) услуг (по видам);
- выполнение плановых показателей деятельности МФЦ, муниципального задания;
- при необходимости прочие вопросы.
Цель 2 - Определить экономность использования бюджетных средств
Вопросы:
- обоснованность планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности закупок, а также анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок;
- соблюдение порядка размещения государственных (муниципальных) заказов;
- оценка экономии средств, полученной при проведении конкурентных процедур;
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
- качество выполнения работ при капитальном (текущем) ремонте многофункциональных центров, обоснованность объемов выполненных работ, увеличения сметной стоимости работ, стоимости строительных материалов;
- соблюдение установленного лимита авансирования по государственным (муниципальным) контрактам, договорам;
- соблюдение порядка передачи объектов муниципальным образованиям (эксплуатирующим организациям);
- при необходимости прочие вопросы.
Цель 3 - Определить эффективность использования бюджетных средств
Вопросы:
- анализ объема средств, выделенных из бюджетов всех уровней на содержание многофункциональных центров, целевого использования бюджетных средств;
- наличие остатков неосвоенных бюджетных средств;
- анализ доходов МФЦ: поступления из бюджета Московской области, местного бюджета, доходы от приносящей доход деятельности; тарифы на платные услуги;
- анализ расходов МФЦ: обоснованность оплаты товаров, работ и услуг, соответствие фактических объемов, качества использовавшихся материалов и стоимости выполненных работ контрактам (договорам), проектной документации, актам приемки выполненных работ, соблюдение нормативов финансовых затрат и нормативов содержания имущества;
- штатная и фактическая численность сотрудников (в случае создания МФЦ как самостоятельного юридического лица). Обеспеченность необходимыми кадровыми ресурсами. Анализ текучести кадров;
- соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- анализ нормативных правовых актов и учредительных документов в целях оценки соответствия созданных и функционирующих МФЦ нормам действующего законодательства, в том числе:
- сравнение различных правовых форм создания МФЦ: государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, автономные учреждения и другие;
- анализ площади земельных участков, выделенных для размещения МФЦ;
- анализ нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность МФЦ;
- анализ учредительных документов МФЦ, своевременности внесения в них изменений;
- анализ планов, составляемых МФЦ на очередные периоды (среднесрочные, краткосрочные, долгосрочные);
- полнота оприходования имущества и иных активов в ходе реорганизации учреждений и организаций;
- целевое и эффективное использование объектов недвижимости, техники, оборудования и иных материальных и нематериальных ценностей, приобретенных (построенных, реконструированных, отремонтированных) за счет государственных (муниципальных) средств;
- государственная регистрация прав на здания МФЦ, земельные участки;
- обустроенность прилегающих территорий;
- анализ соблюдения бюджетного законодательства и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов разных уровней;
- использование территориальных обособленных структурных подразделений (офисов) МФЦ и "окон доступа" к услугам МФЦ, которые организуются на базе привлеченных организаций в муниципальных образованиях Московской области;
- обучение сотрудников МФЦ, в том числе стажировки в органах, услуги которых предоставляются в МФЦ;
- анализ практики софинансирования деятельности МФЦ из бюджетов тех уровней, услуги которых предоставляются в МФЦ;
- анализ практики привлечения МФЦ сторонних организаций (привлекаемых организаций) в рамках предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- создание официальных сайтов МФЦ в сети Интернет, полнота и актуальность размещаемой информации;
- выяснение основных проблем, с которыми сталкиваются МФЦ;
- при необходимости прочие вопросы.
Цель 4 - Определить степень надежности систем внутреннего контроля за предоставлением на базе многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества
Вопросы:
- анализ нормативных правовых и локальных правовых актов, регламентирующих вопросы организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей бюджетных средств;
- анализ действующей практики разработки, принятия показателей оценки эффективности затрат на содержание МФЦ;
- порядок организации строительного контроля за строительно-монтажными и ремонтными работами;
- порядок осуществления последующего контроля качества строительства, реконструкции, капитального ремонта, предъявления в гарантийный период претензий, штрафных санкций подрядным организациям;
- оценка качества постановки целей, формулирования задач при разработке государственной (муниципальной) программы;
- порядок осуществления мониторинга предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров (уполномоченные органы, форма, период отчетности, достоверность данных);
- доля государственных (муниципальных) услуг, по которым регулярно проводится мониторинг их качества (в %);
- доля муниципальных образований, в которых проводится мониторинг качества исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг (%);
- порядок регистрации и рассмотрения жалоб от населения, количество поступивших жалоб, в том числе удовлетворенных;
- анализ практики обобщения жалоб, поступающих в МФЦ, на нарушения, допущенные сотрудником МФЦ;
- система контроля за деятельностью МФЦ, анализ проведенных проверок в отношении МФЦ (предмет, субъект контроля, периодичность), анализ порядка отчетности МФЦ перед вышестоящими органами (органы местного самоуправления, министерства и т.д.), полнота и своевременность устранения нарушений и недостатков;
- анализ практики проведения социологических исследований, анализа деятельности МФЦ (субъект и объекты исследования, частота, рассмотрение и использование результатов исследований);
- при необходимости прочие вопросы.
В ходе проведения аудита эффективности необходимо обеспечить сопоставимость анализируемых данных, проводить анализ причин выявленных нарушений и недостатков.
Перечень основных нормативных правовых актов по вопросам функционирования многофункциональных центров представлен в Приложении 2.
3.4. Критерии оценки эффективности
Эффективность использования государственных (муниципальных) средств определяется на основе системы критериев (показателей) оценки эффективности,
Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования государственных (муниципальных) средств и (или) деятельности объектов аудита эффективности, которые показывают, какими должны быть организация и процессы и какие результаты являются свидетельством эффективного использования государственных (муниципальных) средств.
Таким образом, критерии оценки эффективности представляют собой стандарты (эталоны) качества организации деятельности уполномоченных органов и организаций в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.
В необходимых случаях в ходе аудита эффективности применяются также показатели, характеризующие существенные явления в сфере государственных и муниципальных услуг, проводится сравнение показателей по Московской области (муниципальным образованиям) с общероссийскими показателями, показателями по Центральному федеральному округу.
3.5. Способы проведения аудита
Аудит эффективности осуществляется посредством проверки и анализа организации и результатов использования государственных (муниципальных) средств в проверяемой сфере или деятельности объектов аудита эффективности.
Под государственными (муниципальными) средствами понимаются бюджетные средства, имущественные, земельные, финансовые, информационные и иные ресурсы, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности.
Проверка и анализ организации использования государственных (муниципальных) средств предусматривает рассмотрение системы управления, планирования, мониторинга и контроля в проверяемой сфере использования средств в соответствии с установленными критериями. Определяются наличие, надежность и результативность функционирования на проверяемых объектах внутреннего контроля, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов использования государственных (муниципальных) средств. В ходе аудита эффективности тщательно изучаются и проверяются элементы системы контроля, в которых может существовать высокая степень риска их ненадежности. Кроме того, при проведении аудита эффективности учитывается влияние того или иного элемента системы контроля на достижение запланированных результатов.
При анализе результатов использования государственных (муниципальных) средств в проверяемой сфере проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов. В случае если не достигнуты плановые результаты деятельности объекта аудита эффективности необходимо выявить основные причины, которые привели к данной ситуации. При достижении плановых показателей результатов использования государственных (муниципальных) средств необходимо определить наличие резервов для получения более высоких результатов и сформулировать соответствующие рекомендации.
Для проведения проверки и анализа отдельных аспектов использования государственных (муниципальных) средств выбираются такие аспекты в проверяемой сфере или деятельности объектов аудита эффективности, результаты проверки и анализа которых дают возможность не только сделать обобщенные выводы об эффективности использования средств в рамках предмета аудита эффективности, но и могут быть использованы для повышения эффективности использования государственных (муниципальных) средств во всей проверяемой сфере или для совершенствования деятельности других организаций или учреждений в данной сфере. Выбор конкретных аспектов использования государственных (муниципальных) средств осуществляется с учетом степени их влияния на результаты использования средств в проверяемой сфере или на деятельность объектов проверки и определяется целями и вопросами аудита эффективности.
Аудит эффективности проводится с использованием различных методов получения и анализа информации, выбор которых осуществляется таким образом, чтобы их применение обеспечивало возможность получения исчерпывающих доказательств, позволяющих сделать обобщенные заключения и выводы.
Для того, чтобы доказательства, используемые для обоснования заключений и выводов по результатам аудита эффективности, были убедительными, целесообразно, чтобы они были получены из различных источников (финансовой и статистической отчетности, первичных бухгалтерских и других документов) и представлены в разнообразных формах, совокупность которых включает материальные, документальные, устные и аналитические доказательства.
С целью выяснения основных проблем в сфере государственных и муниципальных услуг, деятельности многофункциональных центров, а также изучения достижения показателей эффективности по Целям 1, 2 и 3 в ходе аудита эффективности проводится социологические исследования в форме анкетирования. Примерная форма анкеты для получателей государственных (муниципальных) услуг представлены в Приложении 3.
Анкетирование осуществляется в период проведения аудита эффективности (июнь - сентябрь) путем заполнения анкет получателями государственных (муниципальных) услуг в МФЦ. Также форма анкеты будет размещена на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Московской области.
С целью изучения деятельности многофункциональных центров и анализа достижения показателей эффективности по Целям 1, 2, 3 и 4 осуществляется анализ деятельности многофункциональных центров на основании данных Типовых форм, представленных в Приложении 4 (таблицы 1 - 18). Типовые формы направляются для заполнения администрациям муниципальных районов и городских округов Московской области, на территории которых функционируют многофункциональные центры.
IV. Подготовка и оформление результатов аудита эффективности
На основе анализа полученной в ходе аудита информации осуществляется формирование выводов, а также выработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков.
В отчет включаются не только выявленные нарушения и недостатки, но и наиболее позитивные результаты, достигнутые при использовании государственных (муниципальных) средств.
Отчет о результатах аудита эффективности должен содержать:
- краткую характеристику сферы деятельности объектов аудита эффективности;
- описание основных результатов аудита эффективности;
- выводы и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Завершающей стадией аудита эффективности является исполнение рекомендаций, подготовленных по его результатам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проведению аудита эффективности использования средств, направленных на снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (одобрены решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Московской области от 30 мая 2016 г. N 15/3)
Настоящие Методическии рекомендации вступают в силу с 30 мая 2016 г.
Текст Методических рекомендаций опубликован на сайте Контрольно-счетной палаты Московской области (http://ksp.mosreg.ru)