Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области
от 30 сентября 2019 г. N 20П-362
"Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в Московской области"
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в Московской области, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению делами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области С.И. Мороза.
Министр |
А.В. Разин |
Руководство
по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в Московской области
Настоящее руководство разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и имеет целью оказание юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, включая разъяснение отдельных его положений, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.
Раздел I
Нормативные правовые акты, регламентирующие обязательные требования в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов:
- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- приказ Минприроды России от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней";
- приказ Минприроды России от 12.11.2010 N 503 "Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов";
- приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 "Об утверждении Правил охоты";
- приказ Минприроды России от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов";
- приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 6 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 марта 2012 г. N 81 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля";
- приказ Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц";
- приказ Минприроды России от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях";
- приказ Минприроды России от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных";
- приказ Минприроды России от 06.09.2010 N 345 "Об утверждении Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам";
- приказ Минприроды России от 29.06.2010 N 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию";
- приказ Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства";
- закон Московской области от 02.07.2011 N 102/2011-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Московской области";
- постановление Губернатора Московской области от 31.10.2012 N 319-ПГ "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области";
- распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 12.04.2012 N 48 "Об утверждении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий на территории Московской области";
Раздел II
Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
Лица, попадающие под соблюдение обязательных требований при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора: физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Раздел III
Статистика нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Действующие положения современного природоохранного законодательства предусматривают ряд требований, обязательных для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В 2018 году Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области проведено 2398 рейдовых мероприятий в отношении юридических лиц - охотпользователей и физических лиц - охотников. Проведеннный анализ выявленных в ходе рейдовых мероприятий нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, позволил определить наиболее часто встречающиеся нарушения.
Статистика нарушений обязательных требований, выявленных в отношении юридических лиц - охотпользователей
В 2018 году в рамках осуществления федерального государственного охотничьего надзора в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2018 год, согласованным с прокуратурой Московской области, Управлением государственного охотничьего надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Управление, Министерство) проведены плановые проверки 5 юридических лиц (поднадзорных субъектов). В ходе проверок обследованы территории 13 охотничьих хозяйств (поднадзорных объектов), закрепленных за указанными юридическими лицами.
Проверки юридических и физических лиц в рамках федерального государственного охотничьего надзора осуществлялись на основании соответствующих распоряжений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области о проведении плановых выездных проверок и плановых (рейдовых) заданий, оформленных на основании приказов министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
В результате проверок юридических лиц в 2018 году вынесено 5 предписаний (I полугодие - 3, II полугодие - 2). Дела об административных правонарушениях по итогам проверок не возбуждались.
Анализ нарушений обязательных требований, допущенных хозяйствующими субъектами (охотпользователями) в 2018 году, проведенный Министерством, показал, что наиболее часто встречающимися (типовыми) нарушениями законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются:
нарушения обязательных требований законодательства при выдаче охотникам разрешений на добычу охотничьих ресурсов;
отсутствие схемы использования и охраны охотничьего угодья, являющейся документом внутрихозяйственного охотустройства, либо ее несоответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (регламентируется приказом Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства");
проведение биотехнических мероприятий с нарушением объема и состава, определяемого документом внутрихозяйственного охотустройства (регламентируется приказом Минприроды России от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов").
N |
Вид нарушения |
Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ |
1 |
Нарушения обязательных требований законодательства при выдаче охотникам разрешений на добычу охотничьих ресурсов в части корректного заполнения необходимых полей бланка разрешения |
2 |
2 |
Отсутствие схемы использования и охраны охотничьего угодья, либо ее несоответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти |
2 |
3 |
Проведение биотехнических мероприятий с нарушением объема и состава, определяемого документом внутрихозяйственного охотустройства |
1 |
Юридическими лицами, в отношении которых были вынесены предписания, в соответствии с п. 106 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2012 N 171, в Министерство направлена информация об устранении нарушений обязательных требований, указанных в предписаниях. Для подтверждения фактов устранения нарушений были проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами. Установлено, что выявленные нарушения устранены в полном объеме.
Статистика нарушений обязательных требований, выявленных в отношении физических лиц
В отношении физических лиц - охотников в 2018 году Министерством проведено 2398 контрольно-надзорных (рейдовых) мероприятий. Проведеннный анализ выявленных в ходе конрольно-надзорных мероприятий нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, позволил определить наиболее часто встречающиеся нарушения, допускаемые физическими лицами. В их числе:
производство охоты без рарешительных документов (разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотничьего билета, путевки, разрешения на ношение и хранение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия) - 308;
ненаправление сведений о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения - 135;
нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием - 128;
осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты - 39;
осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты - 32.
N |
Вид нарушения |
Количество нарушений, выявленных по обращениям граждан |
Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ |
Всего нарушений |
1. |
Производство охоты без рарешительных документов (разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотничьего билета, путевки, разрешения на ношение и хранение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия) |
11 |
297 |
308 |
2. |
Ненаправление сведений о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения |
0 |
135 |
135 |
3. |
Нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием |
0 |
128 |
128 |
4. |
Осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты |
3 |
36 |
39 |
5. |
Осуществление охоты с нарушением установленных Правилами охоты сроков охоты |
5 |
27 |
32 |
11 |
ИТОГО |
19 |
623 |
642 |
В результате контрольно-надзорных (рейдовых) мероприятий в отношении физических лиц за 2018 год выявлено 642 административных правонарушения, вынесено 614 постановлений. Наложено штрафов на сумму 721 тыс. руб., взыскано - 507,1 тыс. руб. Предъявлено исков по административным правонарушениям на сумму 56,4 тыс. руб., взыскано - 50,7 тыс. руб. По 44 правонарушениям материалы переданы в правоохранительные органы. По уголовным делам было наложено исков на 1770,0 тыс. руб., взыскано - 2290,0 тыс. руб. (с учетом взысканий по искам 2017 года).
Раздел IV
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов для юридических лиц - охотпользователей
1. Нарушения обязательных требований законодательства при выдаче охотникам разрешений на добычу охотничьих ресурсов в части корректного заполнения необходимых полей бланка разрешения
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц".
Обязательные требования:
В закрепленных охотничьих угодьях выдача разрешений осуществляется охотпользователем. Для получения разрешения физическое лицо (далее - заявитель) представляет охотпользователю заявление. В заявлении обязательно указываются:
- ФИО заявителя;
- вид охоты, который предполагается осуществлять;
- сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве;
- предполагаемые сроки охоты; места охоты;
- предполагаемые орудия и способы охоты;
- дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер).
Разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных.
В отношении остальных видов охотничьих ресурсов такое разрешение выдается на отлов или отстрел: конкретного количества особей (если в отношении охотничьих ресурсов установлен лимит их добычи) или количества охотничьих ресурсов в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон (если в отношении охотничьих ресурсов не установлен лимит их добычи).
В разрешении указываются следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) охотника;
- вид охоты;
- сведения о добываемых охотничьих ресурсах;
- количество добываемых охотничьих ресурсов;
- сроки охоты и места охоты;
- дата выдачи охотничьего билета, его учетные серия и номер.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
Работниками охотпользователей при оформлении разрешений на добычу охотничьих ресурсов допускаются многочисленные ошибки и незаполненные графы: например, чаще всего не указываются сроки охоты, нормы добычи, либо данные охотничьего билета гражданина, которому выдается разрешение, не проставляются необходимые подписи и печати.
При приеме заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов и оформлении данных разрешений уполномоченному лицу охотпользователя необходимо неукоснительно соблюдать порядок, установленный приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379, в части:
проверки сведений, указанных в заявлении;
заполнения обязательных полей разрешения;
корректного указания в разрешении сведений, предусмотренных приказом Минприроды (вид охоты, количество добываемых охотничьих ресурсов, сроки охоты и т.д.);
проставления в обозначенных местах бланка разрешения необходимых подписей и печатей.
Образцы заполнения разрешений на добычу охотничьих ресурсов с указанием полей, по которым наиболее часто охотпользователями допускаются нарушения, приведены в Приложении N 1 к Руководству.
2. Отсутствие схемы использования и охраны охотничьего угодья, либо ее несоответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья (ст. 39, Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства".
В соответствии с охотхозяйственным соглашением охотпользователь обязан провести внутрихозяйственное охотустройство и в течение трех лет с момента заключения охотхозяйственного соглашения утвердить схему использования и охраны охотничьего угодья.
Обязательные требования:
Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется на основе материалов натурных исследований, картографических материалов, литературных источников, а также материалов, отражающих численность и состояние охотничьих ресурсов (на основании учетов, проведенных ранее).
При осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проводится комплексная качественная оценка элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов.
Схема использования и охраны охотничьего угодья должна содержать:
а) картографический материал (графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов);
б) проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, зон нагонки и натаски собак охотничьих пород (с нанесением на карту и описанием границ выделяемых участков);
в) проект планирования создания охотничьей инфраструктуры (охотничьи базы, дома охотников, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства), с нанесением на карту основных объектов охотничьей инфраструктуры, а также описанием плана создания вышеперечисленных объектов.
Схема использования и охраны охотничьего угодья обязательно должна содержать следующую информацию:
- перечень видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории охотничьего угодья, в отношении которых планируется осуществлять бонитировку;
- максимальная и минимальная численности основных видов охотничьих ресурсов на территории охотничьего угодья;
- расчет пропускной способности охотничьего угодья;
- биотехнические мероприятия;
- объемы допустимой добычи охотничьих ресурсов;
- ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней;
- мероприятия по созданию охотничьей инфраструктуры.
Рекомендуется использовать материалы аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющие давность не более 5 лет на момент разработки внутрихозяйственного охотустройства и отражающие реальное состояние экосистем.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
В течение трех лет с момента заключения охотхозяйственного соглашения охотпользователь обязан провести внутрихозяйственное охотустройство закрепленных за ним охотничьих угодий.
Организация внутрихозяйственного охотустройства и составление Схемы использования и охраны охотничьего угодья может осуществляться охотпользователем самостоятельно или с привлечением сторонней организации, специализирующейся на проведении данного вида работ.
При привлечении сторонней организации потребуется подготовить техническое задание с учетом требований, установленных Порядком внутрихозяйственного охотустройства, и предоставить данной организации исходные данные необходимые для проведения работ (например, описание границ охотничьего хозяйства, его площадь, перечень видов охотничьих ресурсов, их численность и др.).
В случае самостоятельной разработки схемы использования и охраны охотничьего угодья охотпользователем может быть использована следующая последовательность действий.
Провести подготовительные работы, включающие подбор и изучение литературных и ведомственных материалов, комплексно характеризующих территорию охотничьего угодья, возможность развития здесь охотничьего, лесного, рыбного хозяйства; данных по растительному и животному миру устраиваемой территории. Материалы анализируют за последние 5 лет, используя отчеты и статистические данные как по устраиваемому охотничьему хозяйству, так и в целом по муниципальному образованию его размещения.
Провевти полевые работы, основная цель которых - получение натурных данных, необходимых для составления проекта внутрихозяйственного устройства. Полевые работы включают сбор опросных и всех возможных сведений о наличии, численности и размещении охотничьих и растительных ресурсов, об оценке продуктивности угодий; полевой учет распределения и запасов охотничьих животных и их кормов.
Полевые работы заканчиваются составлением чернового варианта перспективного плана ведения хозяйства с основными показателями его деятельности, который в последствии перерабатывается в охотоустроительный проект с привлечением целого ряда дополнительных материалов.
Проработанные материалы проекта внутрихозяйственного устройства печатают и брошюруют вместе с таблицами и приложениями, изготавливают карты и схемы, другие необходимые материалы.
Работу по экономическому обследованию завершают документом, в котором дают предложения: по организации охотничьего хозяйства, его территории, границ; структуре. Кроме того, представляют план первоочередных организационно-хозяйственных мероприятий и основные контрольные цифры развития хозяйства.
Экземпляр документа внутрихозяйственного охотустройства предоставляется в Министерство.
3. Проведение биотехнических мероприятий с нарушением объема и состава, определяемого документом внутрихозяйственного охотустройства
К биотехническим мероприятиям относятся меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов.
Проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения (ст. 47, Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов".
Обязательные требования:
Проведение биотехнических мероприятий осуществляется ежегодно в объеме и составе, определяемом документом внутрихозяйственного охотустройства.
В охотничьих угодьях необходимо проводить следующие виды биотехнических мероприятий:
Предотвращение гибели охотничьих ресурсов:
- устранение незаконной добычи охотничьих ресурсов, разрушения и уничтожения среды их обитания - профилактика преступлений и правонарушений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе в рамках осуществления производственного охотничьего контроля;
- регулирование численности диких плотоядных животных - при проведении проверки охотпользователь представляет сведения о регулировании численности, поданных заявках и количестве добытых в рамках регулирования численности особей;
- предотвращение гибели охотничьих ресурсов от транспортных средств и производственных процессов - размещение мест подкормки вдали от дорог, магистралей, населенных пунктов и прочих техногенных объектов для минимизации нахождения;
- предотвращение гибели охотничьих ресурсов от стихийных бедствий природного и техногенного характера, а также непосредственное спасение охотничьих ресурсов при стихийных бедствиях природного и техногенного характера - организация мероприятий по отпугиванию диких животных от локации стихийный бедствий, самостоятельная, либо с привлечением служб спасения, организация мероприятий по сохранению жизни и здоровья охотничьих ресурсов, в том числе при обнаружении раненых, недееспособных животных;
- создания в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь представляет документы, регламентирующие границы, площадь, режим охраны зон охраны охотничьих ресурсов.
Подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания:
- выкладка кормов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие закупку/выкладку кормов;
- посадка и культивирование растений кормовых культур - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие посадку и культивирование растений кормовых культур;
- создание искусственных водопоев - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие создание искусственных водопоев;
- обеспечение доступа к кормам - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие проведение мероприятий для обеспечения доступа к кормам;
- создание сооружений для выкладки кормов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы (реестры солонцов/кормушек, акты организации солонцов/кормушек), подтверждающие создание сооружений для выкладки кормов (примеры сооружений для выкладки кормов приведены в Приложение N 2 к Руководству);
- устройство кормовых полей - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие устройство кормовых полей.
Мелиорация охотничьих угодий, улучшение условий защиты и естественного воспроизводства охотничьих ресурсов:
- создание защитных посадок растений - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие создание защитных посадок растений;
- устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов;
- создание искусственных водоемов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие создание искусственных водоемов.
Расселение охотничьих ресурсов:
- акклиматизация и реакклиматизация охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, по акклиматизации, переселению, гибридизации охотничьих ресурсов;
- размещение охотничьих ресурсов в среде их обитания, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, по содержанию охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.
Предотвращение болезней охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы о проведении профилактики и лечения болезней охотничьих ресурсов (при их наличии):
- профилактика и лечение инвазионных заболеваний;
- профилактика и лечение инфекционных заболеваний;
- профилактика и лечение эктопаразитарных заболеваний.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
Предотвращение гибели охотничьих ресурсов
С целью недопущения нарушения обзательных требований охотпользователем обеспечивается проведение следующих видов мероприятий:
I. Профилактика преступлений и правонарушений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе в рамках осуществления производственного охотничьего контроля.
Под производственным охотничьим контролем понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Производственный охотничий контроль осуществляется в границах охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях.
Производственный охотничий контроль осуществляется производственным охотничьим инспектором, успешно прошедшим проверку знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора, при наличии удостоверения установленного образца (ст. 41, Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Производственный охотничий контроль осуществляется в порядке, установленном приказом Минприроды России от 09.01.2014 N 6 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012 N 81 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля".
Для начала осуществления на закрепленной территории производственного охотничьего контроля охотпользователям необходимо:
а) определить из своих работников кандидатов в производственные охотничьи нспектора, которые будут удовлетворять установленным Законом об охоте требованиям (наличие трудового договора, действующего охотничьего билета единого федерального образца и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия).
б) подготовить и направить в министерство в отведенные на прием документов сроки следующие документы:
- направление на прохождение проверки знания требований;
- копию трудового договора кандидата в производственные охотничьи инспектора;
- согласие кандидата в производственные охотничьи инспектора на обработку его персональных данных;
- копии охотничьих билетов и разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия соответствующих кандидатов.
в) направить кандидата в производственные охотничьи инспектора в определенную министерством дату на прохождение проверки знания требований;
г) обеспечить получение кандидатом по результатам успешного прохождения проверки знания требований удостоверения и нагрудного знака производственного охотничьего инспектора.
Проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора проводятся не реже 1 раза в квартал.
Производственный охотничий контроль осуществляется в соответствии с планом осуществления производственного охотничьего контроля, составляемым и утверждаемым охотпользователями.
План осуществления производственного охотничьего контроля включает в себя:
а) наименование охотпользователя - юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) охотпользователя - индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты охотхозяйственного соглашения, заключенного в отношении охотничьих угодий, в границах которых охотпользователем осуществляется производственный охотничий контроль;
в) фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, осуществляющих производственный охотничий контроль на территории соответствующего охотничьего угодья;
г) фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, ответственных за осуществление производственного охотничьего контроля на территории соответствующего охотничьего угодья;
д) перечень планируемых мероприятий при осуществлении производственного охотничьего контроля.
Охотпользователи обеспечивают ведение журнала, в котором отражаются результаты сбора, обработки, обобщения сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий и ежегодно до 1 февраля текущего года представляют в министерство сведения об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий за истекший год.
II. Мероприятия по регулированию численности охотничьих ресурсов. Для подтверждения проведения мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов охотпользователем при проведении проверки обеспечивается представление сведений о регулировании численности, поданных заявках и количестве добытых в рамках регулирования численности особей.
III. Мероприятия по предотвращению гибели охотничьих ресурсов от транспортных средств и производственных процессов.
В целях предотвращения гибели охотничьих ресурсов от транспортных средств и производственных процессов охотпользователем обеспечивается размещение мест подкормки вдали от дорог, магистралей, населенных пунктов и прочих техногенных объектов для минимизации нахождения;
IV. Мероприятия по предотвращению гибели охотничьих ресурсов от стихийных бедствий природного и техногенного характера.
Для предотвращения гибели охотничьих ресурсов от стихийных бедствий природного и техногенного характера обеспечивается организаця мероприятий по отпугиванию диких животных от локации стихийный бедствий, самостоятельная, либо с привлечением служб спасения, организация мероприятий по сохранению жизни и здоровья охотничьих ресурсов, в том числе при обнаружении раненых, недееспособных животных.
V. Создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов (зон покоя).
При проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, регламентирующие границы, площади и режим охраны зон покоя охотничьих ресурсов, в том числе документы внутрихозяйственного охотустройства (см. подраздел 2 "Отсутствие схемы использования и охраны охотничьего угодья, либо ее несоответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти").
Подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания:
Для подтверждения проведения мероприятий по подкормке охотничьих ресурсов и улучшению кормовых условий среды их обитания охотпользователем при проведении проверки представляются документы/сведения, подтверждающие:
- закупку/выкладку кормов (например, счета, накладные, акты выполненных работ)
- посадку и культивирование растений кормовых культур, создание искусственных водопоев,
- создание сооружений для выкладки кормов, том числе реестры солонцов/кормушек, акты организации солонцов/кормушек, схемы размещения (примеры сооружений для выкладки кормов приведены в Приложение N 2 к Руководству);
- устройство кормовых полей (схемы размещения кормовых полей).
Расселение охотничьих ресурсов
В целях разведения и расселения в охотничьих угодьях охотничьих ресурсов охотпользователем могут проводиться мероприятия по акклиматизации и реакклиматизации охотничьих ресурсов, размещению в угодьях охотничьих ресурсов, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" акклиматизация, переселение, гибридизация охотничьих ресурсов осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при наличии разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов, которые выдаются на срок не менее чем один год.
В разрешении на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, об охотничьих угодьях и иных территориях, в которых проводятся акклиматизация, переселение, гибридизация охотничьих ресурсов, о видах и целях акклиматизации, переселения, гибридизации охотничьих ресурсов, об условиях акклиматизации, переселения, гибридизации охотничьих ресурсов, их доставки для расселения в среде обитания.
Выдачу разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Порядок подачи заявления о получении разрешения на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов, перечень документов, представляемых одновременно с таким заявлением, порядок принятия решения о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче, порядок аннулирования такого разрешения, ведения государственного реестра разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов, форма такого разрешения утверждены приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 570.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на переселение объектов животного мира в новые места обитания, установлены приказом Минприроды России от 21.03.2012 N 70 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на переселение объектов животного мира в новые места обитания".
Согласно пункту 5 части 1, а также части 3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отлов охотничьих ресурсов в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов является одним из видов охоты.
Для проведения мероприятий непосредственно по отлову охотничьих ресурсов, после получения разрешения на проведение переселения охотничьих ресурсов в Росприроднадзоре, необходимо обратиться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области за получением разрешения на охоту в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов выдаваемом в порядке, установленном приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379.
Для осуществления в Московской области деятельности по разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания охотпользователь, заключивший охотхозяйственное соглашение, должен получить разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Для получения данного разрешения необходимо подать в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области:
а) заявление о получении разрешения, составленное в произвольной форме, подписанное заявителем (его уполномоченным представителем) и содержащее следующую информацию:
наименование уполномоченного органа;
наименование (полное и сокращенное), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
русские и латинские названия видов, количество особей и половой состав охотничьих ресурсов, планируемых к содержанию и разведению;
виды и цели деятельности, относящейся к содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (размещение охотничьих ресурсов в среде их обитания (и) или реализации);
условия содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания, описание и адреса объектов, предназначенных для содержания в искусственно созданной среде обитания);
условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания (вид транспорта, количество охотничьих ресурсов, планируемых к размещению в среде обитания);
порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания (виды и количество планируемых к выпуску в естественную среду обитания охотничьих ресурсов и планируемые сроки выпуска);
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;
фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя или должность, фамилия и инициалы представителя юридического лица;
сведения о документах, уполномочивающих представителя заявителя подать от его имени заявление о получении Разрешения (реквизиты доверенности);
дата подписания заявления;
б) план вольера (место расположения, границы и площадь вольерного комплекса);
в) проект содержания (разведения) охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, включающий расчет максимальной численности особей охотничьих ресурсов, допустимой к содержанию в вольере, рационы кормления животных и перечень противоэпизоотических мероприятий.
Решение о выдаче разрешения принимается в течение десяти дней со дня регистрации заявления о получении разрешени. Выдача разрешения осуществляется в течение трех рабочих дней со дня принятия вышеуказанного решения.
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов для физических лиц
1. Производство охоты без рарешительных документов (разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотничьего билета, путевки, разрешения на ношение и хранение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия)
Охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5 статья 1 Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 "Об утверждении Правил охоты".
Обязательные требования:
В соответствии с пунктом 3 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от, при осуществлении охоты хотник обязан иметь при себе:
а) охотничий билет;
б) в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии";
в) в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке;
г) в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке, и путевку.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
С целью недопущения нарушения обзательных требований перед осуществлением охоты небходимо получить:
I. Охотничий билет единого федерального образца:
- через портал государственных и муниципальных услуг Московской области;
- через единый портал государственных услуг Российской Федерации.
- обратившись в Многофункциональный центр (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг Московской области;
Услуга предоставляется бесплатно.
Форма заявления на выдачу охотничьего билета единого федерального образца размещена на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Подробная инструкция о порядке получения охотничьего билета единого федерального образца размещена на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
II. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов:
а) Для осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов можно следующими способами:
- подав заявление и оплатив госпошлину за предоставление услуги через Портал государственных услуг Московской области, где также можно ознакомиться с порядком оказания услуги, регламентирующими правовыми актами, формой заявления на предоставление государственной услуги;
- обратиться в Многофункциональный центр (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг Московской области;
- при личном обращении в отделы охотничьего надзора Управления государственного охотничьего надзора Министерства сельского хозяйства и провольствия Московской области (контактная информация размещена на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области).
За предоставление государственной услуги по выдаче разрешений оплачивается государственная пошлина в размере 650 рублей. Бланк квитанции для оплаты государственной пошлины размещен на сайте Министерства сельского хозяйства и провольствия Московской области.
б) Для осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях необходимо получить у охотпользователя, в чьих охотничьих угодьях планируется производство охоты, разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку (договор на оказание услуг).
Контактная информация охотпользователей находится в открытом доступе на сайте Министерства.
Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Московской области, утверждена постановлением Губернатора Московской области от 10.11.2017 N 499-ПГ.
III. Разрешение на хранение и ношение оружия (при производстве охоты с огнестрельным охотничьим оружием).
Предоставление услуги по выдаче данных разрешений осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
2. Ненаправление сведений о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 "Об утверждении Правил охоты".
Обязательные требования:
В соответствии с пунктом 3.8 Правил охоты по истечении срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов, либо в случаях добычи указанного в разрешении количества охотничьих ресурсов, а также в случаях, когда в соответствии с настоящими Правилами разрешение на добычу охотничьих ресурсов считается использованным, в предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов сроки заполнить и направить сведения о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В названных Правилах охоты не содержится пункт 3.8
Данная информация указана на каждом бланке разрешения типографским спасобом.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
С целью недопущения нарушения обязательных требований небходимо внимательно ознакомиться со всей информацией, содержащейся на бланке разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
В сроки, указанные на бланке разрешения, необходимо заполнить сведения о добытых охотничьих ресурсах (табличная форма на обратной стороне разрешения) и представить их в территориальный отдел охотничьего надзора, либо направить заказным почтовым отправлением по адресу: 127543, Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 10/13, Управление государственного охотничьего надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области. В случае отсутствия добычи охотничьих ресурсов допускается проставление в таблице значка "Z".
3. Нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 "Об утверждении Правил охоты".
Обязательные требования:
В соответствии с пунктом 53.1 Правил охоты при осуществлении любительской и спортивной охоты запрещается нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В названных Правилах охоты не содержится пункт 53.1
С целью недопущения нарушения обзательных требований небходимо перед тем, как расчехлять и заряжать охотничье огнестрельное длинноствольное оружие убедиться, что мотор механического транспортного средства (летательного аппарата) выключен и механическое транспортное средство (летательный аппарат) прекратил движение. По окончании охоты, перед помещением оружия в транспортное средство разрядить и зачехлить его.
4. Осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты
Нормативно-правовые акты: приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 "Об утверждении Правил охоты", постановление Губернатора Московской области от 31.10.2012 N 319-ПГ "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области"
Обязательные требования:
Правилами охоты установлены обязательные для соблюдения запреты и ограничения при производстве охоты, Параметрами осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области конкретизированы некоторые способы охоты для региона.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
С целью недопущения нарушения обзательных требований небходимо соблюдать установленные Правилами охоты запреты и ограничения, а именно, не допускать:
- добычи охотничьих животных, находящихся в бедственном положении, беспомощном состоянии, на переправах через водные объекты, в условиях стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации, спасающихся от пожара, наводнения (в половодье), бури, в засуху, бескормицу, гололед, за исключением добычи волков, шакалов и ворон (серой, черной и большеклювой), в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам;
- использования стандартных ногозахватывающих удерживающих капканов со стальными дугами для отлова волка, енотовидной собаки, енота-полоскуна, рыси, барсука, лесной куницы, соболя, горностая, выдры, бобров, ондатры, за исключением отлова волка в целях регулирования его численности;
- применения самоловов для добычи копытных животных и медведей, за исключением случаев отлова этих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, а также случаев применения живоловушек для отлова кабана в целях регулирования его численности;
- использования любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи, за исключением подбора добытой дичи;
- добычи кабанов загоном, нагоном, а также с применением собак охотничьих пород с 1 января по 28 (29) февраля, за исключением добора раненых кабанов;
- добычи медведей, в возрасте менее одного года, самок с медвежатами текущего года рождения, за исключением случаев добычи медведей в целях регулирования их численности для предотвращения нанесения ущерба здоровью граждан;
- стрельбы дробью или картечью по копытным животным и медведям, за исключением использования дроби (картечи) диаметром не менее пяти миллиметров для стрельбы по кабарге, косулям и дикому северному оленю;
- применения сетей и других ловчих приспособлений из сетей, за исключением применения при добыче норки и ондатры верш (мордушек), изготовленных из сетки с размером ячеи не менее 50 миллиметров, а также применения при добыче соболя и куницы обметов;
- применения самострелов, настороженного огнестрельного, пневматического и метательного оружия, падающих пик, крючьев, ловчих ям, "подрезей", "башмаков" и других самоловов, способных нанести вред человеку;
- применения петель;
- применения любых самоловов при добыче пернатой дичи при осуществлении любительской и спортивной охоты;
- применения взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, газов, электрического тока;
- применения любых световых устройств для добычи пернатой дичи,
- применения любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи копытных животных, медведей, пушных животных, за исключением случаев добычи копытных животных и медведей в темное время суток с вышек, расположенных на высоте не менее двух метров над уровнем земли, добычи волка, а также случаев использования световых устройств для добора раненых животных;
- применения электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными, за исключением осуществления охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, охоты в целях регулирования численности, а также охоты на волков, шакалов и ворон (серой, черной и большеклювой), в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам;
- использования для привлечения охотничьих животных других живых животных с признаками увечий и ранений;
- применения охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления охоты на горную и боровую дичь;
- применения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для охоты на пернатую дичь, снаряженного дробью (картечью) крупнее пяти миллиметров и пулями;
- применения на коллективной охоте для добычи охотничьих животных полуавтоматического оружия с магазином вместимостью более пяти патронов;
- применения:
а) служебного оружия, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
б) иного оружия, не отнесенного в установленном порядке к охотничьему оружию, за исключением луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;
- применения пневматического охотничьего оружия, за исключением осуществления охоты на белку, летягу, горлиц, рябчика, ворон (серую, черную и большеклювую), в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам, а также для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира.
Также неоходимо соблюдение требований, установленных Параметрами осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области:
- охота на взрослых самцов лося с 1 сентября по 30 сентября разрешается только из засады или с подхода, с манком (на вабу);
- охота на кабана с 1 июня по 1 ноября разрешается только из засады (засидки), стрелковой вышки, с подхода. Охота загоном, нагоном, а также с применением собак охотничьих пород не разрешается, за исключением добора раненых кабанов;
Необходимо осуществлять охоту только разрешенными для использования орудиями охоты или способами охоты.
5. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты
Нормативно-правовые акты: приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 "Об утверждении Правил охоты", постановление Губернатора Московской области от 31.10.2012 N 319-ПГ "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области"
Обязательные требования:
Правилами охоты установлены разрешенные сроки охоты на все виды охотничьих ресурсов за исключением сроков охоты на пернатую дичь в весенний период. Сроки охоты на пернатую дичь в весенний период на территории Московской области установлены постановлением Губернатора Московской области от 31.10.2012 N 319-ПГ "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области".
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
С целью недопущения нарушения обзательных требований необходимо осуществлять охоту только в установленные Правилами охоты и Параметрами осуществления охоты в Московской области сроки.
Охотнику требуется:
- внимательно изучить сроки разрешенной охоты на интересующие виды охотничьих ресурсов;
- внимательно изучить сроки охоты, указанные в разрешении на добычу охотничьих ресурсов и/или путевке.
Вид, группа видов |
Срок осуществления охоты |
ВЕСЕННЯЯ ОХОТА (ПТИЦА) | |
Водоплавающая дичь |
со второй субботы апреля в течение 10 календарных дней |
Боровая дичь | |
ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ ОХОТА (ПТИЦА) | |
с подружейной собакой и охотничьим оружием | |
Болотно-луговая дичь |
с 25 июля по 15 ноября |
Полевая дичь |
с 5 августа по 31 декабря |
Боровая дичь |
с 5 августа по 31 декабря |
в общих сроках (без подружейной собаки) | |
Водоплавающая дичь |
со второй субботы августа по 15 ноября |
Болотно-луговая дичь |
со второй субботы августа по 15 ноября |
Полевая дичь |
со второй субботы августа по 15 ноября |
Боровая дичь |
с третьей субботы августа по 15 ноября |
ПУШНЫЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Заяц, волк, лисица |
с 15 сентября по 28 (29) февраля |
Ондатра |
с 1 октября по 1 апреля |
Бобр |
с 1 октября по 28 (29) февраля |
Горностай, ласка |
с 1 октября по 28 (29) февраля |
Барсук |
с 15 августа по 31 октября |
Норка (европейская, американская), белки, енотовидная собака, куница (лесная, каменная), хорь (лесной, степной) |
с третьей субботы августа по 28 (29) февраля |
КОПЫТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Кабан |
с 1 июня по 28 (29) февраля |
Лось |
|
все половозрастные группы |
с 1 октября по 31 декабря |
взрослые самцы |
с 1 сентября по 30 сентября |
в возрасте до 1 года |
с 1 января по 15 января |
Косуля |
|
все половозрастные группы |
с 1 октября по 31 декабря |
взрослые самцы |
с 20 мая по 20 июня |
с 15 июля по 15 августа | |
Олень благородный |
|
все половозрастные группы |
с 1 октября по 31 декабря |
взрослые самцы |
с 1 сентября по 30 сентября |
Олень пятнистый: |
|
все половозрастные группы |
с 1 октября по 31 декабря |
взрослые самцы |
с 1 сентября по 30 сентября |
Раздел V
Изменения законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов
К настоящему времени произошли следующие важные изменения в законодательстве:
1. Согласно статье 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 утверждены формы проверочных листов (списки контрольных вопросов), применяемые при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и федерального государственного охотничьего надзора. Проверочные листы используются в ходе проведения плановых проверок. Ответы на контрольные вопросы однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
3. Внесены изменения в приказ Минприроды России от 08.12.2011 N 948, в части увеличения такс исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.
4. Статья 258 УК РФ "Незаконная охота" дополнена примечанием, определяющим крупный и особо крупный ущерб, так крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным - сто двадцать тысяч рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2019 N 750 "Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации").
5. В Закон об охоте введена статья 55.1 о подготовке и дрессировке собак охотничьих пород, в соответствии с которой использование объектов охотничьей инфраструктуры в целях подготовки и дрессировки собак охотничьих пород в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений в соответствии с порядком содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе требованиями к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. Федеральным законом от 02.08.2019 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон) пункт 4 части 4 статьи 27 Закона об охоте признан утратившим силу. Таким образом, требование ежегодной арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанной исходя из минимальных размеров арендной платы, и годового размера сборов за пользование объектами животного мира, исключено из перечня существенных условий охотхозяйственного соглашения. Согласно статье 2 закона условия охотхозяйственных соглашений, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие со статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2020 года.
Приложение N 1
Образцы
заполнения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, с указанием полей, по которым наиболее часто охотпользователями допускаются нарушения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.