Рассмотрев проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями) и постановлением Правительства Пензенской области от 29.11.2007 N 803-пП "Об утверждении порядка и сроков составления проекта бюджета Пензенской области и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Исполнительным органам государственной власти Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области при формировании проектов бюджетов муниципальных образований Пензенской области.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Председателя Правительства Пензенской области.
Губернатор Пензенской области |
И.А. Белозерцев |
Одобрены
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 23.10.2019 N 622-рП
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" (с последующими изменениями).
Формирование Основных направлений осуществлялось с учетом стратегических целей, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019, Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) (далее - Указ N 204) и Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Законом Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО.
Целью разработки Основных направлений является определение условий и подходов к формированию проекта бюджета Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также приоритетов развития бюджетной системы региона в среднесрочной перспективе с учетом основных тенденций, заложенных в бюджетном прогнозе Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Пензенской области от 20.02.2017 N 68-рП (с последующими изменениями).
2. Бюджетная политика Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Начиная с 2019 года, наряду с ежегодным приростом базовых социальных обязательств, включая повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, увеличение МРОТ, индексацию детских пособий, опекунских выплат, стипендий, рост тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, дополнительных бюджетных ресурсов потребовала реализация приоритетных задач развития страны, определенных Указом N 204.
Сдержанный рост налоговых и неналоговых доходов, а также определяемые Минфином России при распределении дотаций низкий показатель бюджетной обеспеченности Пензенской области и дефицит средств по расчету "модельных бюджетов" за 2017 и 2018 годы обусловили зависимость сбалансированности консолидированного бюджета Пензенской области от объема финансовой поддержки из федерального бюджета.
Проводимая в регионе долговая политика направлена на снижение уровня долговой нагрузки и выполнение обязательств по соглашениям с Минфином России о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета, что ограничивает возможность привлечения кредитных ресурсов на финансирование возрастающих расходных обязательств. В соответствии с вводимой, начиная с 2020 года, системой оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации Пензенская область будет относиться к регионам со средним уровнем устойчивости.
В таких условиях основной задачей бюджетной политики Правительства Пензенской области в среднесрочном периоде, как и в предыдущие годы, остается сохранение сбалансированности бюджетной системы региона, включая следующие направления:
1) финансовое обеспечение реализации региональных проектов, направленных на достижение приоритетных задач развития Пензенской области;
2) повышение операционной эффективности использования бюджетных средств;
3) содействие сохранению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Пензенской области.
2.1. Финансовое обеспечение реализации региональных проектов, направленных на достижение приоритетных задач развития Пензенской области
В 2019 году проведена значительная работа по приоритизации# расходов бюджета исходя из показателей, зафиксированных в Указе N 204 и достигаемых путем реализации мероприятий национальных и региональных проектов. Для организации в регионе эффективной системы мониторинга и управления, обеспечения прозрачности и возможности контроля использования бюджетных средств на реализацию региональных проектов:
- при Правительстве Пензенской области созданы Совет по стратегическому развитию и национальным проектам и его Президиум, а также проектный офис; в исполнительных органах государственной власти - ведомственные проектные офисы, 12 проектных комитетов; установлена персональная ответственность должностных лиц за достижение целей, результатов и контрольных точек выполнения мероприятий региональных проектов;
- разработаны и утверждены паспорта 50 региональных проектов по 12 направлениям реализации Указа N 204 с конкретными мероприятиями, ответственными исполнителями, сроками и показателями их реализации;
- мероприятия региональных проектов обособлены в качестве отдельных структурных элементов государственных программ, которые детализированы на уровне кода целевой статьи расходов бюджета;
- обеспечена увязка направлений бюджетных расходов с измеримыми результатами региональных проектов, входящих в состав федеральных и национальных проектов;
- проведена работа по наполнению единого информационного ресурса в целях проведения регулярного мониторинга по всем уровням управления региональными проектами;
- обеспечено ежемесячное представление в Минфин России отчета о бюджетных обязательствах в части реализации региональных проектов;
- организован еженедельный мониторинг финансового обеспечения реализации национальных проектов, включая сведения о ходе контрактации, этапах выполнения мероприятий и фактическом освоении средств.
Ключевыми целями Указа N 204, влияющими на структуру бюджетных расходов, являются обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение бедности, повышение уровня и качества жизни населения.
В этой связи в среднесрочной перспективе большое внимание будет уделено сохранению уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, достижение которого осуществлялось в предыдущие годы в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Пензенской области в 2020 году - на 5,8% (28220 руб.), в 2021 году - на 4,8% (29575 руб.), в 2022 году - на 5,8% (31290 руб.).
Кроме того, оплата труда работников, на которых не распространяется действие вышеперечисленных указов, будет определяться с учетом ежегодной индексации с 1 октября на прогнозируемый уровень инфляции в 2020-2022 годах на 3%, 4% и 4% соответственно, а также увеличения МРОТ с 01.01.2020 на 850 рублей до 12 130 рублей.
Меры, реализуемые в рамках региональных проектов по направлению "Демография", нацелены главным образом на обеспечение естественного роста численности населения, повышение продолжительности здоровой жизни.
В рамках регионального проекта "Оказание финансовой поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения уровня рождаемости в Пензенской области будет продолжено оказание реализуемой по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина с 01.01.2018 адресной финансовой поддержки нуждающимся семьям в виде ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 1,5 лет. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" с 01.01.2020 вышеуказанное пособие будет выплачиваться до достижения ребенком возраста трех лет (в 2019 году - до 1,5 лет), его размер составит - 9817 руб. (в 2019 году - 9398 руб.).
В целях оказания финансовой поддержки многодетным семьям, в которых родился третий и последующий ребенок (до достижения им возраста трех лет), Законом Пензенской области от 30.08.2019 N 3380-ЗПО "О внесении изменения в статью 14 Закона Пензенской области "О пособиях семьям, имеющим детей" продлен срок выплаты ежемесячного денежного пособия на детей, рожденных в период с 01.01.2013 по 31.12.2024. С 01.01.2020 размер пособия будет составлять 9817 руб. (в 2019 году - 9398 руб.).
В рамках регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", с целью обеспечения 100-процентной доступности к концу 2021 года дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет, обеспечения устойчивого естественного прироста численности населения продолжится участие региона в федеральном проекте по созданию дополнительных мест в детских садах. В 2020-2022 годах за счет средств федерального бюджета, бюджета Пензенской области и местных бюджетов планируется ввести 1250 новых мест в детских садах г. Пензы, Белинского, Бессоновского, Лунинского, Нижнеломовского, Пензенского районов.
Кроме того, для создания условий осуществления трудовой деятельности родителей, имеющих малолетних детей, в Пензенской области планируется реализация мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
В рамках регионального проекта "Старшее поколение" продолжится реализация системы мер, направленных на увеличение периода активного долголетия лиц пожилого возраста, а также продолжительности их здоровой жизни. В целях недопущения дискриминации работников старшего возраста, сохранения ими рабочих мест либо смены профессиональной деятельности в соответствии с физическими возможностями, опытом и пожеланиями в регионе будет организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям.
В рамках реализации регионального проекта "Спорт - норма жизни" запланирована закупка спортивно-технологического оборудования для создания 6 малых спортивных площадок в центрах тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", комплекта спортивно-технологического оборудования для модернизации футбольного поля с искусственным покрытием в г. Нижний Ломов, строительство крытого катка с искусственным льдом для организации спортивной подготовки в г. Пензе. Данные меры направлены на создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
В целях повышения качества и доступности здравоохранения средства будут направлены на оказание социально значимых видов медицинской помощи, лекарственное обеспечение населения, приобретение дорогостоящего медицинского оборудования, уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Значимые мероприятия предусмотрены также региональными проектами национального проекта "Здравоохранение".
С целью обеспечения оптимальной доступности для населения организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, расширения охвата граждан профилактическими медицинскими осмотрами, сокращения времени ожидания пациентами помощи, упрощения процедуры записи на прием в рамках регионального проекта "Развитие первичной медико-санитарной помощи" планируется приобретение мобильных медицинских комплексов, дальнейшее развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, а также строительство вертолетной площадки для экстренной эвакуации пациентов.
На снижение смертности от болезней системы кровообращения будут направлены мероприятия регионального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", в рамках которого планируется оснащение оборудованием регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений медицинских организаций.
В целях повышения уровня диагностики и обеспечения ранней выявляемости онкологических заболеваний в рамках регионального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" будет проведен капитальный ремонт помещений Областного онкологического диспансера, а также переоснащение и дооснащение его необходимым оборудованием.
Для развития детского здравоохранения, снижения младенческой и детской смертности в рамках регионального проекта "Программа развития детского здравоохранения Пензенской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" планируется завершить реконструкцию акушерского и главного корпусов больницы им. Н.Ф. Филатова, провести капитальный ремонт детских отделений районных больниц и поликлиник, закупить современное оборудование.
Устранению кадровой диспропорции и снижению дефицита по отдельным специальностям в медицинских организациях будет способствовать региональный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Пензенской области квалифицированными кадрами", в рамках которого предусмотрено проведение профориентационной работы для повышения престижа медицинских профессий, целевой подготовки с учетом потребности во врачах и средних медицинских работниках, повышение эффективности трудоустройства и закрепления медицинского персонала путем предоставления единовременных денежных выплат, компенсации за найм# (поднайм) жилого помещения, а также мер социальной поддержки.
Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения, внедрения цифровых технологий и платформенных решений региональным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе государственной информационной системы в сфере здравоохранения Пензенской области" предусмотрена дальнейшая модернизация медицинских информационных систем и дооснащение медицинских организаций информационно-телекоммуникационным оборудованием.
Региональные проекты по направлению "Образование" нацелены на модернизацию профессионального образования, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, внедрение системы профессионального роста педагогических работников, а также удовлетворение возрастающего спроса отраслей региональной экономики на высококвалифицированные, профессионально подготовленные кадры.
В рамках регионального проекта "Современная школа" для увеличения до 100% доли обучающихся в школах в одну смену в 2020 году планируется завершить строительство школы на 1100 мест в ЭКО-квартале микрорайона Арбеково в г. Пензе, в 2021 году построить школу в Бессоновском районе (на 375 мест), в 2022 году - в Пензенском районе (на 225 мест).
За период реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" запланировано создание двух мобильных технопарков, регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, оснащение оборудованием учреждений дополнительного образования детей.
Региональный проект "Молодые профессионалы" предусматривает оснащение профессиональных образовательных организаций современным оборудованием, создание центра опережающей профессиональной подготовки.
В рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" планируется приобретение новейших средств вычислительной техники, периферийного оборудования и программного обеспечения для обеспечения доступа обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровой образовательной среде и контенту, а также автоматизация и повышение эффективности управленческих процессов в образовательных организациях.
Наиболее значимые мероприятия национального проекта "Культура" связаны с развитием инфраструктуры учреждений культуры посредством проведения капитального ремонта сельских домов культуры (Кузнецкий, Земетчинский, Башмаковский, Сосновоборский, Неверкинский районы), реконструкции здания Центра культурного развития на "Ленинградской" в г. Пензе, приобретения для учреждений культуры специализированного автотранспорта (автоклубы), создания виртуального концертного зала, модельных муниципальных библиотек.
Улучшение жилищных условий граждан, создание удобной, качественной, благоустроенной и комфортной среды продолжают оставаться приоритетом бюджетных расходов.
Будет продолжено предоставление семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья при рождении первого ребенка. Кроме того, предусмотрены расходы на осуществление взноса в уставный капитал ООО "Агентство ипотечного кредитования Пензенской области" для предоставления семьям со средним достатком ипотечных кредитов со ставкой ниже 8 процентов по стандартам АО "Дом.РФ".
В целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства создана некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Пензенской области" для завершения строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан в Пензенской области реализуется региональный проект по обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
С целью обеспечения комплексного развития современной городской инфраструктуры в малых и крупных городах на основе единых подходов в рамках регионального проекта "Жилье" планируется комплексное развитие территории жилой застройки в "городе Спутник" с. Засечное Пензенского района, предусматривающее строительство детской поликлиники на 500 посещений в смену.
Продолжение участия в национальном проекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги" позволит к концу 2024 года привести в нормативное состояние 85% дорожной сети Пензенской агломерации, а также устранить места концентрации дорожно-транспортных происшествий до 50%.
На обеспечение экологического благополучия региона за счет привлечения частных инвестиций планируется создание системы коммунальной инфраструктуры - мусороперерабатывающего завода и полигона отходов производства и потребления в Пензенской области в соответствии с концессионным соглашением, заключенным с ООО "МАГ Груп Менеджмент".
С целью создания условий для развития экономики региона продолжится финансирование направлений по поддержке реального производства товаров, работ, услуг.
Региональные проекты в сфере малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы нацелены на обеспечение равного доступа субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам, увеличение числа занятых в данной сфере, сопровождение инвестиционных проектов на территории региона, содействие консолидации регионального бизнес-сообщества на основе кластерного подхода, содействие реализации муниципальных программ развития МСП в монопрофильных муниципальных образованиях, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, содействию осуществления деятельности детей и молодежи в сфере высоких технологий.
В качестве единого органа управления организациями инфраструктуры поддержки субъектов МСП на территории региона начиная с 2019 года функционирует НКО "Фонд поддержки предпринимательства".
С целью улучшения инвестиционного климата и создания современной производственной инфраструктуры для развития конкурентоспособных производств, новых высокопроизводительных рабочих мест в регионе созданы индустриальные парки "Отвель", "Сердобский", "Давыдов" и "Союз". В рамках проводимой Правительством области работы по развитию инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности в 2020-2021 годах планируется создать промышленный парк "Мастер" в г. Сердобске и промышленный технопарк "Союз" в г. Пензе за счет субсидий из федерального бюджета.
В целях обеспечения стабильного роста и развития агропромышленной отрасли будет продолжена государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей Пензенской области. Бюджетные средства планируется направить на поддержку молочного и мясного животноводства, производства пищевого яйца. В отрасли растениеводства продолжится субсидирование части затрат на посев элитных семян, закладку многолетних насаждений, на один килограмм реализованной продукции собственного производства, по вводу в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, сохранится поддержка мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм, материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также предоставление грантов "Агростартап" и субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Финансовая поддержка реализации перспективных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве будет оказываться в форме субсидий на возмещение части затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, животноводства, строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства.
Кроме того, в рамках регионального проекта "Экспорт продукции АПК" в 2020 году планируется внедрение регионального экспортного стандарта 2.0.
2.2. Повышение операционной эффективности использования бюджетных средств
Учитывая необходимость концентрации бюджетных средств на достижении стратегических целей, определенных в Указе N 204, требуется принятие дополнительных мер по изысканию финансовых резервов, оптимизации бюджетных расходов и усилению государственного финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств. В числе таких мер:
1) дальнейшее повышение эффективности использования бюджетных средств
В текущем году в целях продолжения реализации мероприятий по бюджетной консолидации, предусмотренных ежегодно заключаемым с Минфином России соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Пензенской области, будут уточнены и продлены на период до 2024 года плановые мероприятия, образующие программу финансового оздоровления. С учетом проведенной в предыдущие годы оптимизации расходов бюджета дальнейшая работа в данном направлении будет ориентирована на снижение расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, повышение эффективности управления собственностью, развитие внебюджетной деятельности учреждений.
В рамках совершенствования механизма планирования расходов на оказание государственных услуг в планируемом периоде будет продолжена практика уменьшения объема бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания в связи с его невыполнением в отчетном году более чем на 5%.
Наряду с этим исходя из необходимости совокупного снижения потребления энергетических ресурсов и воды с 2020 года планируется к применению целевой уровень снижения в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых организациями, находящимися в ведении главных распорядителей средств, являющихся органами государственной власти Пензенской области, энергетических ресурсов и объема потребляемой ими воды;
2) совершенствование внутреннего государственного финансового контроля, развитие внутреннего финансового аудита
Повышению уровня финансовой дисциплины и предотвращению нарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок будет способствовать дальнейшее совершенствование процедур внутреннего государственного финансового контроля в бюджетной и закупочной сферах, в том числе путем стандартизации контрольной деятельности на федеральном уровне.
Новации Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и последовавшие за ними изменения региональной нормативной правовой базы, включая наделение контрольных органов полномочиями по контролю за соблюдением положений законов, определяющих расходные обязательства бюджетов, и включение в перечень бюджетных полномочий "финансового" контроля в сфере закупок, позволили расширить предмет государственного (муниципального) финансового контроля, сократить количество контрольных мероприятий, обеспечив централизованный подход к их проведению.
Из других нововведений законодательства, направленных на повышение эффективности деятельности контрольных органов, оптимизацию и ускорение закупочных процедур, следует отметить:
- изменение подходов к реализации результатов контроля;
- создание условий для подключения к государственным и муниципальным информационным системам;
- упрощение планирования закупок за счет упразднения процедуры ведения планов закупок;
- увеличение предельного значения цены контракта, при которой допускается закупка всеми видами заказчиков без проведения конкурентных процедур;
- сокращение сроков проведения закупочных процедур;
- дополнение оснований в части изменения существенных условий контракта.
В целях повышения качества исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд продолжится проведение мониторинга качества финансового менеджмента, который с 2020 года будет проводиться не только Министерством финансов Пензенской области в отношении главных распорядителей средств бюджета Пензенской области, но и главными распорядителями бюджетных средств в отношении подведомственных им получателей;
3) повышение эффективности казначейского исполнения бюджета
В целях совершенствования процедур казначейского исполнения бюджета в условиях ограниченных бюджетных ресурсов основные мероприятия будут направлены на достижение эффективности расходования бюджетных средств на этапе предварительного контроля и обеспечение ликвидности единого счета бюджета, включая:
- предупреждение рисков неисполнения социально значимых и первоочередных обязательств, соблюдение условий софинансирования федеральных средств, а также выполнение принятых бюджетных обязательств в рамках реализации национальных и региональных проектов;
- обеспечение ритмичности исполнения бюджета в течение финансового года, своевременную подготовку и заключение государственных контрактов;
- систематический мониторинг просроченной кредиторской задолженности в целях предупреждения ее роста и принятия мер по ликвидации;
- привлечение краткосрочных казначейских кредитов и временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для обеспечения непрерывности бюджетного процесса;
- расширение практики применения механизма казначейского сопровождения на новые виды целевых средств, в том числе в случаях, когда условиями государственных контрактов предусматриваются авансовые платежи.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями), проводимый в настоящее время Министерством финансов Пензенской области контроль в отношении извещений об осуществлении закупок, протоколов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условий проектов контрактов начиная с 01.04.2020 будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации. За финансовым органом сохранятся полномочия по контролю в отношении планов-графиков закупок и иных объектов контроля, не размещаемых в Единой информационной системе.
Продолжится дальнейшее развитие таких инструментов казначейского исполнения, как:
- перечисление под фактическую потребность межбюджетных трансфертов целевого характера местным бюджетам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность;
- контроль за расходованием бюджетных средств неучастниками бюджетного процесса (кроме государственных бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий) путем открытия им лицевых счетов в Министерстве финансов Пензенской области;
- применение, наряду с документальным, дополнительного визуального контроля (с выездом на место) за крупными расходами (стоимостью свыше 1 млн руб.), связанными с ремонтом объектов государственной собственности и приобретением оборудования;
4) сокращение просроченной кредиторской задолженности за счет всех источников финансирования
Государственной программой Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (с последующими изменениями), для каждого региона, в том числе для Пензенской области установлены предельные значения показателя "доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации".
Непревышение значения данного показателя также предусмотрено ежегодно заключаемым с Минфином России Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Пензенской области.
В целях усиления контроля за состоянием кредиторской задолженности консолидированного бюджета Пензенской области и предотвращения образования просроченной кредиторской задолженности, начиная с 2018 года ежегодно утверждается План мероприятий ("дорожная карта"), предусматривающий комплекс мер для органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, направленный на погашение кредиторской задолженности. Министерством финансов Пензенской области продолжится проведение систематического мониторинга за его выполнением;
5) обеспечение подотчетности бюджетных расходов
В целях повышения качества и прозрачности информации, раскрываемой в бюджетной отчетности, планируется совершенствование методологии ведения бюджетного учета, составления финансовой отчетности путем применения федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
Внедрение данных стандартов будет осуществляться в сроки, установленные программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019-2021 годы, утвержденной Минфином России;
6) повышение прозрачности и открытости бюджетных данных
С целью реализации принципа открытости бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей на едином портале бюджетной системы Российской Федерации Министерством финансов Пензенской области в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2016 N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы РФ" размещается 70 видов нормативной, статистической и аналитической информации, отражающей все этапы бюджетного процесса в Пензенской области.
Начиная с 2019 года размещаемая на едином портале информация в части показателей сводной бюджетной росписи и ежедневных сведений о кассовом исполнении расходов бюджета Пензенской области используется для формирования данных о финансовом обеспечении паспортов региональных проектов и мониторинга хода их реализации для достижения целей и задач, определенных в Указе N 204.
С 01.01.2020 аналогичная информация о бюджетном процессе в муниципальных образованиях Пензенской области также должна будет размещаться на указанном портале финансовыми органами муниципальных образований. Министерством финансов Пензенской области будет осуществляться согласование указанной информации на предмет целесообразности ее размещения, актуальности, корректности, сроков размещения, а также отсутствия в информации орфографических, пунктуационных, грамматических и синтаксических ошибок.
Продолжится работа по организации участия граждан в решении бюджетных вопросов при выборе приоритетов расходования бюджетных средств. Наиболее активно жители Пензенской области участвуют в такой деятельности в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды", реализуемого на территориях муниципальных образований Пензенской области, муниципальной программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2015-2021 годы" и аналогичных программ, принятых в других муниципальных образованиях Пензенской области;
7) повышение качества управления общественными финансами
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в сентябре 2019 года подтвердило рейтинг кредитоспособности Пензенской области на уровне BBB+(ru) по национальной шкале, соответствующий стабильному прогнозу. Наличие кредитного рейтинга создает условия для более качественной и независимой оценки кредитоспособности Пензенской области, а также увеличения инвестиций в экономику региона. Поддержание кредитного рейтинга Пензенской области на стабильном уровне способствует успешной реализации долговой политики региона.
По итогам 2018 года Пензенская область вошла в число субъектов Российской Федерации с надлежащим уровнем качества управления региональными финансами по результатам ежегодного мониторинга, проводимого Минфином России, что нацеливает на дальнейшее совершенствование реализуемых мер по повышению качества осуществления бюджетных полномочий всеми участниками бюджетного процесса региона.
2.3. Содействие сохранению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Пензенской области
Традиционно основными задачами бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений являются:
- содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов с целью увеличения их доходного потенциала для выполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий;
- планирование в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, утвержденных Указом N 204;
- повышение качества управления муниципальными финансами, включая эффективное использование бюджетных средств, в том числе целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из регионального бюджета;
- недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходам (заработной плате с начислениями и социальным выплатам).
В целях сбалансированности местных бюджетов в планируемом периоде общий объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2020-2022 годы подлежит увеличению на 5% ежегодно, что выше индекса инфляции (на 2020 год - 3%, на 2021 и 2022 - 4% ежегодно). Впервые при расчете дотации будут применены элементов расчетов расходных обязательств по принципу формирования "модельных бюджетов", а также дополнительное выравнивание для муниципалитетов с низкой бюджетной обеспеченности (меньше 0,9).
Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) продолжится на условиях заключения с муниципалитетами соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, мониторинг выполнения которых осуществляется Министерством финансов Пензенской области.
В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии на своей территории предпринимательства, наращивании налогового потенциала и доходной базы местных бюджетов, а также в связи с исключением городских округов из перечня получателей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и необходимостью ее компенсации, начиная с 2020 года на местный уровень передается часть налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативам: 8% - бюджетам городских округов, 5% - бюджетам муниципальных районов.
В 2020 году планируется оказание финансовой поддержки в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в течение финансового года при недостатке средств в связи с увеличением по объективным причинам расходных обязательств или снижением объема доходов местных бюджетов.
В целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований законом о бюджете Пензенской области на 2020 год и плановый период будет утвержден перечень субсидий местным бюджетам. Их предоставление планируется осуществлять с учетом общих правил, регламентирующих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета Пензенской области местным бюджетам, а также порядка определения и установления предельного уровня софинансирования областью объема расходного обязательства муниципального образования.
В первоочередном порядке будет продолжено предоставление местным бюджетам субсидий на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и педагогических работников дополнительного образования для сохранения уровня оплаты труда этих категорий работников бюджетной сферы, достигнутого в рамках выполнения указов Президента РФ от 2012 года, с учетом роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Пензенской области в среднесрочной перспективе, а также субсидий на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ с 1 января 2020 года.
В связи с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и уточнением порядка определения субсидий, перечисляемых из местных бюджетов в региональные бюджеты ("отрицательных трансфертов"), значительно увеличивается количество поселений Пензенской области, обязанных перечислять указанную субсидию. Учитывая сравнительно невысокий уровень доходов бюджетов этих муниципалитетов, а также получение большинством из них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из районных бюджетов, со следующего финансового года отменяются "отрицательные трансферты" на территории области.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления продолжится мониторинг и оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Пензенской области с учетом актуализации перечня показателей качества управления муниципальными финансами и соблюдения требований бюджетного законодательства.
Кроме того, для создания условий, способствующих проведению муниципальными образованиями ответственной долговой политики, начиная с 2020 года, вводится новая система оценки их долговой устойчивости, которая будет проводиться с применением более широкого перечня показателей. Согласно данной системе муниципалитеты в зависимости от установленных показателей будут классифицироваться как заемщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. Вводимая система ранжирования муниципалитетов ориентирована на создание возможности заранее выявлять тенденцию к ухудшению долговой устойчивости, своевременно переводить их в группу заемщиков с более низкими показателями и применять к ним соответствующие ограничения и требования.
3. Налоговая политика Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основными приоритетами налоговой политики Пензенской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов являются оказание государственной поддержки бизнесу (в том числе в целях повышения инвестиционной активности), формирование стабильных фискальных условий, а также рост налоговых поступлений в бюджет.
Сохраняются ранее предоставленные как на федеральном, так и на региональном уровне налоговые преференции, основными из них являются:
1. Отмена налога на движимое имущество, что направлено на обновление основных фондов предприятий.
2. Льготы по упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей или коммерческих организаций, имеющих статус резидентов центров регионального развития Пензенской области, а также двухлетние "налоговые каникулы" (по 2020 год) для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения.
3. Снижение ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество и транспортному налогу для организаций, реализующих на территории Пензенской области приоритетные и стратегически значимые инвестиционные проекты, а также для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, участников специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов, что способствует привлечению инвестиций и созданию новых налогоплательщиков.
Так, в 2019 году трем организациям (ООО "Досмас", ООО "Сердобск. Текстиль" и ООО "Технокорд") присвоен статус резидента ТОСЭР "Сердобск" и одной (ООО "Атоммаш") - статус резидента ТОСЭР "Заречный". Также в текущем году с 4 организациями (ООО "Черкизово-Свиноводство", ООО "Пачелмское хозяйство", ООО "ПензаМолИнвест" и ООО "Лопатинский бекон") заключены инвестиционные соглашения о реализации на территории области новых инвестиционных проектов и предоставлении им налоговых льгот. При этом необходимо отметить, что в результате расширения производственных мощностей, увеличения объемов производства и создания дополнительных рабочих мест от указанных организаций ожидается получить в бюджет области налогов больше, чем сумма предоставленных льгот примерно на 350 млн рублей.
Для повышения эффективности предоставляемых налоговых льгот, достижения целей государственных (муниципальных) программ, социально-экономической политики регионов и муниципальных образований, обеспечения прозрачности и сопоставимости налоговых расходов постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 утверждены Общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с указанными требованиями скорректирован порядок оценки эффективности региональных налоговых льгот, который в настоящее время проходит установленную процедуру согласования.
Кроме того, в соответствии с указанными требованиями проведена оценка эффективности действующих в Пензенской области налоговых льгот за 2018 год, по результатам которой все льготы были признаны эффективными. Информация о результатах проведенной оценки направлена в Минфин России для использования ее при определении налогового потенциала региона и расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Со следующего года в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии предпринимательства и наращивании доходной базы местных бюджетов в бюджеты муниципальных районов и городских округов из бюджета Пензенской области передается налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативам 5% и 8% соответственно.
На развитие предпринимательства и повышение востребованности налоговых льгот, предоставляемых резидентам центров регионального развития по упрощенной системе налогообложения, направлены изменения, внесенные в действующее законодательство Законом Пензенской области от 27.06.2019 N 3352-ЗПО, согласно которым центры регионального развития теперь можно создавать не только на территориях сельских поселений, но и на территориях рабочих поселков и городов районного значения с численностью населения до 9000 человек, а поселения при этом ограничены численностью до 5100 человек. Устанавливаются также дополнительные требования к бизнес-проектам резидентов центров в части минимального объема инвестиций, дополнительно создаваемых рабочих мест и уровня заработной платы.
В целях увеличения объемов производства и поступлений акцизов в бюджет Пензенской области для организаций-производителей пива с проектной мощностью свыше 10 млн дал в год в случае сохранения ими объемов производства не ниже, чем в 2018 году, предусмотрено снижение в текущем году ставки по налогу на имущество организаций с 2,2% до 0%.
Для укрепления материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений с 2020 года освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций музеи, театры, библиотеки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, а также на постоянной основе вводится действующая в настоящее время нулевая ставка по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих образовательную, медицинскую деятельность и социальное обслуживание граждан.
Продлевается на один год (до 01.01.2022) пятидесятипроцентное ограничение переноса убытков, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Снижается административная нагрузка на юридических лиц путем отмены со следующего года представления ими расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций и с 2021 года - представления налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 год. Также для организаций меняется срок уплаты транспортного и земельного налогов: авансовых платежей начиная с 2021 года - с 15 числа второго месяца до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, годовых расчетов - с 15 февраля до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Предусмотрены меры по снижению налоговой нагрузки и на физических лиц начиная с расчетов за 2018 год:
- по земельному налогу введен новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом;
- уменьшается налоговая база по местным налогам для налогоплательщиков, имеющих трех и более детей.
Меняются ставки налогов и нормативы зачисления доходов по уровням бюджетов.
Так, увеличиваются ставки акцизов:
- в 2020 году - на спирт этиловый из пищевого сырья - в 5,1 раза, вино - в 1,7 раза, на остальные подакцизные товары - на 3,4% - 5,8%;
- в 2021-2022 годах - на всю подакцизную продукцию в размерах от 3,1% до 5,5%.
При распределении акцизов на крепкий алкоголь в доходах регионов будет увеличиваться доля поступлений от объемов розничных продаж: с 60% (в текущем году) до 70% - в 2020 году, 80% - в 2021 году и 90% - в 2022 году, с одновременным уменьшением норматива зачисления в регионы указанных акцизов в целях компенсации снижения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся заводы-изготовители (соответственно 40% - в 2019 году, 30% - в 2020 году, 20% - в 2021 году и 10% - в 2022 году).
Продолжится поэтапное увеличение норматива отчислений акцизов на нефтепродукты в бюджеты регионов с доведением к 2024 году доли бюджетов субъектов Российской Федерации до 100% по сравнению с 58,1%, действующим в феврале-декабре 2019 года (2020 год - 66,6%, 2021 год - 74,9%, 2022 год - 83,3%, 2023 год - 91,6%).
С 2020 года установлен новый принцип распределения штрафов по уровням бюджетов, согласно которому:
- суммы, уплаченные за правонарушения, будут поступать в полном объеме в тот бюджет, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, налагающего штраф;
- в части правонарушений в финансовой сфере - в тот бюджет, из которого были предоставлены бюджетные средства;
- суммы административных штрафов, установленные федеральными законами, будут зачисляться в федеральный бюджет, законами субъектов Российской Федерации - в региональный бюджет, муниципальными правовыми актами - в местные бюджеты.
Есть и некоторые исключения, например, штрафы за нарушение правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств будут поступать в региональные бюджеты по месту нахождения должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа (направившего дело на рассмотрение в суд) в целях формирования региональных дорожных фондов. Если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, то суммы штрафов будут зачисляться в бюджеты субъектов и муниципалитетов равными долями по 50 процентов, в настоящее время эти штрафы полностью поступают в местные бюджеты.
В целях компенсации потерь по штрафам с 2020 года увеличивается норматив зачисления в региональные бюджеты акцизов на спирт из пищевого сырья - с 50% до 100%, а также меняется порядок их распределения:
- 50% - будут зачисляться в бюджеты регионов по месту их производства;
- 50% - будут распределяться территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на следующий трехлетний период.
Также увеличивается на 5% норматив зачисления в местные бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В целях предотвращения минимизации налогоплательщиками уплачиваемых в бюджет налогов с 2021 года отменяется специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 23 октября 2019 г. N 622-рП "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 10 ноября 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.penza.ru) 30 октября 2019 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 73 от 30 октября 2019 г.