В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области":
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2020 год и на среднесрочную перспективу (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Архангельской области
от 17 сентября 2019 г. N 428-рп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2020 год и на среднесрочную перспективу
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2020 год и на среднесрочную перспективу (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области".
Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде направлена на достижение целей и решение приоритетных задач социально-экономического развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и программными документами.
Необходимым условием решения поставленных задач является реализация мер по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных расходов.
В этих целях будет продолжено применение мер, направленных на развитие доходной базы Архангельской области, концентрацию имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Архангельской области, обеспечение соответствия объема расходных обязательств Архангельской области имеющимся финансовым источникам с учетом соблюдения принятых Архангельской областью обязательств в отношении уровня государственного долга Архангельской области и дефицита бюджета.
Для обеспечения достоверности бюджетных показателей в основу бюджетного планирования будет положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития Архангельской области.
Решение задач социально-экономического развития будет осуществляться путем применения программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных программ Архангельской области с учетом приоритизации финансирования мероприятий по ключевым направлениям, повышения эффективности бюджетных расходов и налоговых льгот при безусловном исполнении принятых расходных обязательств.
Дальнейшие меры по совершенствованию системы государственных программ Архангельской области должны учитывать необходимость взаимосвязи их с приоритетами и целями, определенными в Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденной областным законом от 18 февраля 2019 года N 57-5-ОЗ, и с проектами, направленными на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов.
Исполнительным органам государственной власти Архангельской области необходимо продолжить реализацию следующих задач:
мобилизация дополнительных налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, в том числе за счет совершенствования налогового законодательства Архангельской области, оптимизации существующей системы налоговых льгот, расширения базы налогообложения, улучшения качества администрирования доходов, легализации "теневой" заработной платы;
повышение эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества в секторе государственного управления, в том числе за счет реализации отраслевых мероприятий реорганизации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов государственных услуг, анализа нагрузки на бюджетную сеть;
повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, в том числе за счет рассмотрения возможности установления критериев нуждаемости при финансовом обеспечении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, применения адресного подхода при предоставлении социальных выплат с учетом необходимости достижения целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", развития Единой государственной информационной системы социального обеспечения;
оптимизация расходов областного бюджета, недопущение принятия расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
совершенствование системы закупок для государственных нужд, в том числе путем обеспечения контроля обоснования закупки, включая обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, соблюдения правил нормирования в сфере закупок, применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги, соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки;
улучшение инвестиционного климата Архангельской области, в том числе за счет содействия реализации инвестиционных проектов на территории Архангельской области, снижения административных барьеров, развития государственно-частного партнерства;
реализация мер государственной поддержки предпринимательской деятельности, в том числе через многофункциональную систему поддержки потенциальных и действующих предпринимателей, а также бизнес-инвесторов;
дальнейшее внедрение проектных принципов управления в деятельность исполнительных органов государственной власти Архангельской области, в том числе путем реализации проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов;
проведение взвешенной долговой политики, в том числе через управление государственным внутренним долгом Архангельской области, направленное на оптимизацию его структуры и объема, а также снижение стоимости заимствований;
совершенствование межбюджетных отношений и содействие оптимизации расходов местных бюджетов, в том числе путем укрупнения муниципальных образований Архангельской области;
повышение прозрачности и открытости государственных финансов, в том числе за счет размещения в открытом доступе актуальной информации, связанной с формированием и исполнением областного бюджета, регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Бюджета для граждан", формирования, представления и актуализации на постоянной основе материалов на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
повышение эффективности процессов планирования и исполнения областного бюджета, в том числе за счет повышения качества управления финансами Архангельской области.
Необходимо обеспечить безусловное исполнение обязательств Архангельской области по соглашениям о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Архангельской области и о реструктуризации бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита областного бюджета, в том числе связанных:
с обеспечением роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Архангельской области;
с неустановлением расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
с непревышением значения показателя доли просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Архангельской области, предусмотренного приложением N 2 к государственной программе Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года N 445;
с реализацией плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Архангельской области, включающего программу оптимизации расходов областного бюджета и мероприятия, направленные на рост доходного потенциала и сокращение государственного долга Архангельской области;
с устранением неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам);
с сокращением просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Архангельской области, а также бюджетных и автономных учреждений Архангельской области и бюджетных и автономных учреждений муниципальных образований Архангельской области;
с реализацией основных направлений долговой политики Архангельской области на очередной финансовый год и на плановый период;
с сокращением неэффективных расходов областного бюджета;
с соблюдением установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Архангельской области;
с ограничением дефицита областного бюджета;
с обеспечением поэтапного сокращения доли общего объема государственного долга Архангельской области от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, а также обеспечением доли объема государственного долга Архангельской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, на уровне не более 50 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений;
с направлением в Министерство финансов Российской Федерации на заключение или согласование основных параметров проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, проектов изменений в областной бюджет на текущий финансовый год и на плановый период до одобрения их Правительством Архангельской области.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие электронного документооборота между всеми участниками бюджетного процесса Архангельской области, в том числе в части представления проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Архангельское областное Собрание депутатов. Также целесообразно рассмотреть с учетом передового опыта возможность оптимизации формата приложений к областному закону об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
II. Приоритеты в сфере формирования доходного потенциала
Приоритеты налоговой политики направлены:
на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость консолидированного бюджета Архангельской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
на привлечение инвестиций в экономику Архангельской области за счет создания благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов.
Налоговая политика должна быть нацелена на увеличение доходного потенциала консолидированного бюджета Архангельской области, сохранение социальной и финансовой стабильности, создание условий для устойчивого социально-экономического развития и строиться с учетом изменений законодательства Российской Федерации при одновременной активизации работы органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по изысканию дополнительных источников доходов областного бюджета и местных бюджетов.
Достижению целей должны способствовать следующие основные направления:
осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления в бюджетную систему налогов и неналоговых платежей;
проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации, имеющих имущественные объекты и рабочие места на территории Архангельской области, а также субъектов предпринимательской деятельности, использующих незаконные схемы оплаты труда и привлекающих рабочую силу без надлежащего оформления трудовых отношений;
продолжение практики работы межведомственных комиссий по обеспечению доходов бюджета;
проведение индивидуальной работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими задолженность перед консолидированным бюджетом Архангельской области, по вопросу сокращения недоимки в бюджет, а также проведение работы с субъектами предпринимательства Архангельской области по увеличению налогооблагаемой базы на территории Архангельской области;
взаимодействие органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления с налоговыми органами и другими администраторами доходов в целях повышения качества администрирования платежей и сокращения недоимки, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
стимулирование инвестиционной деятельности через механизм стандартных налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе через применение инвестиционного налогового вычета для отдельных видов экономической деятельности и инвестиционные проекты, реализуемые или планируемые к реализации на территории Архангельской области;
стимулирование резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Архангельской области;
содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращению неформальной занятости;
проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, пересмотра условий их предоставления;
сохранение ограничений на принятие новых льгот по региональным налогам;
отстаивание интересов Архангельской области при рассмотрении и обсуждении проектов федеральных законов и проектов других федеральных нормативных правовых актов по вопросам налоговой и бюджетной политики;
уточнение перечня объектов недвижимости для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на основе кадастровой стоимости в отношении административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
мониторинг результатов налогообложения имущества физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости, продолжение работы органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления, направленной на расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с неполным отражением сведений, необходимых для исчисления налогов;
продолжение работы по инвентаризации и оптимизации имущества казны Архангельской области и казны муниципальных образований Архангельской области;
активизация работы по вовлечению в хозяйственный оборот или приватизации неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков;
повышение эффективности управления государственными финансовыми и материальными вложениями в уставные капиталы хозяйствующих субъектов.
III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств
Политика расходования бюджетных средств в Архангельской области в 2020 году и среднесрочной перспективе должна быть направлена на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и документами стратегического планирования Архангельской области.
Планирование и расходование бюджетных ассигнований должно осуществляться с учетом следующих принципов:
обеспечение достижения плановых результатов проектов Архангельской области, направленных на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов Российской Федерации;
сохранение соотношений оплаты труда отдельных категорий работников согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
обеспечение индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, стипендий, социальных выплат и расходов на оплату коммунальных услуг;
повышение уровня минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате, социальным выплатам, а также по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации;
оптимизация инвестиционных расходов, в том числе за счет проведения мероприятий по сокращению объемов незавершенного строительства, финансирования объектов, соответствующих приоритетным задачам социально-экономического развития, реализации в процедуре планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства механизма обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита;
оптимизация расходов на обслуживание государственного долга за счет максимального использования инструментов управления ликвидностью единого счета областного бюджета, привлечения кредитных ресурсов в виде возобновляемых кредитных линий, взаимодействия с кредитными организациями по вопросу снижения процентных ставок за пользование кредитными ресурсами;
оптимизация отдельных функций органов государственной власти и иных государственных органов Архангельской области, в том числе за счет автоматизации управленческих и обеспечивающих функций на базе современных информационных технологий;
обеспечение конкуренции на рынке государственных услуг, в том числе путем расширения доступа негосударственного сектора к предоставлению государственных услуг за счет бюджетных средств;
использование механизмов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций, в том числе в социальную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство;
повышение результативности предоставления мер государственной поддержки отраслей экономики, в том числе за счет обеспечения контроля за выполнением условий предоставления бюджетных средств и обеспечения ответственности за их нарушение;
продолжение сдерживания роста цен и тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций для населения за счет возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен и тарифов на услуги коммунального комплекса.
IV. Направления развития и совершенствования межбюджетных отношений
Ведущую роль в системе межбюджетного регулирования в Архангельской области сохранит нецелевая финансовая поддержка из областного бюджета в виде дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидий на софинансирование вопросов местного значения.
Развитие межбюджетных отношений с органами местного самоуправления будет направлено на поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов, повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов, создание условий для увеличения доходов и повышения эффективности расходов местных бюджетов, повышение качества управления муниципальными финансами, реализацию новаций законодательства Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений, в том числе:
заключение с органами местного самоуправления, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления обязательств, предусмотренных указанными соглашениями, в том числе связанных с применением мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к должностным лицам органов местного самоуправления, чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанных обязательств;
осуществление мониторинга исполнения местных бюджетов, финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации, сокращения просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым направлениям, в первую очередь по оплате труда;
осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
осуществление мониторинга и содействие деятельности органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот, привлечению инвестиций, оптимизации расходов, укрупнению поселений, не имеющих экономического потенциала;
распространение примеров "лучших практик" деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований Архангельской области, а также оказание методической поддержки органов местного самоуправления по реализации новаций в законодательстве о местном самоуправлении;
проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах Архангельской области;
утверждение распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда Правительства Архангельской области и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области с установлением показателей результативности использования целевых бюджетных средств и обеспечением условий софинансирования расходных обязательств за счет средств местных бюджетов, а также применение мер ответственности за невыполнение условий предоставления субсидий;
утверждение областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период перечня субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области, предоставляемых из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
утверждение Правительством Архангельской области порядка определения и установления предельных уровней софинансирования из областного бюджета (в процентах) объемов расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Архангельской области;
перечисление всех межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в доле, соответствующей уровню софинансирования оплаты расходного обязательства муниципального образования Архангельской области, установленному соглашением (если иное не установлено нормативными правовыми актами Правительства Архангельской области);
внесение изменений в законодательство Архангельской области в связи с принятием Федерального закона от 2 августа 2019 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений";
предоставление из областного бюджета единой субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на финансовое обеспечение переданных им отдельных государственных полномочий Архангельской области;
приведение методик распределения и порядков предоставления из областного бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области в соответствие с новациями законодательства Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений;
проработка вопросов, связанных с возможностью преобразований муниципальных образований Архангельской области в новый вид муниципальных образований - муниципальные округа.
Продолжится работа по привлечению в Архангельскую область средств федерального бюджета, в том числе в рамках национальных и федеральных проектов. При этом привлечение федеральных средств должно происходить с учетом финансовых возможностей областного и местных бюджетов по обеспечению требуемого объема софинансирования, своевременного выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий в части достижения значений показателей результативности использования субсидий, соблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обеспечения выполнения целевых показателей, установленных для Архангельской области в федеральных проектах.
Бюджетные взаимоотношения с Ненецким автономным округом регулируются Договором между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным областным законом от 20 июня 2014 года N 138-9-ОЗ, срок действия которого заканчивается 31 декабря 2021 года. В целях обеспечения социально-экономического и бюджетного планирования необходимо в сжатые сроки активизировать работу по продолжению взаимодействия при осуществлении указанных полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.