Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава КБР
и Управления Роспотребнадзора по КБР
от 23.10.2019 N 248-П/100
Алгоритм мероприятий по профилактике профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями, в том числе ВИЧ при проведении медицинских манипуляций
Мероприятия по профилактике профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями, в том числе ВИЧ-инфекцией проводятся в соответствии с установленными требованиями нормативных документов: СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах", СП 3.1.1.2341-08 "Профилактика вирусного гепатита В. Санитарно-эпидемиологические правила", СП 3.1.3112-13 "Профилактика вирусного гепатита С" и др.
Профилактические мероприятия проводятся исходя из положения, что каждый пациент расценивается как потенциальный источник гемоконтактных инфекций.
1. При выполнении всех манипуляций медицинский работник должен быть одет в медицинскую спецодежду, шапочку, маску, медицинские перчатки, сменную обувь. Нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами медицинской организации не допускается.
2. Для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, ювелирных украшений.
Медицинские работники, имеющие раны на руках, экссудативные поражения кожи или мокнущий дерматит, на время заболевания отстраняются от ухода за пациентами и контакта с предметами для ухода. При производственной необходимости все повреждения должны быть закрыты лейкопластырем.
3. Проводить гигиеническую обработку рук в следующих случаях:
1) перед непосредственным контактом с пациентом;
2) после контакта с неповрежденной кожей пациента (например, при измерении пульса или артериального давления);
3) после контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками, повязками;
4) перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентом;
5) после контакта с медицинским оборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента;
6) после лечения пациентов с гнойными воспалительными процессами, после каждого контакта с загрязненными поверхностями и оборудованием.
Гигиеническая обработка рук проводится двумя способами:
- гигиеническое мытье рук мылом и водой;
- обработка рук кожным антисептиком.
Гигиеническую обработку спиртосодержащим или другим разрешенным к применению антисептиком проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению.
Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.
Для высушивания рук применяют индивидуальные чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования.
4. Во избежание аварийных ситуаций медицинские работники должны соблюдать меры предосторожности при выполнении манипуляций с режущими и колющими инструментами (иглы, скальпели, ножницы и др.) и при открытии пробирок с кровью или сывороткой.
Режущие и колющие инструменты не следует передавать из рук в руки, необходимо убирать их в нейтральную зону и затем брать из нее.
5. При сборе медицинских отходов запрещается:
1) сгибать и ломать инъекционные иглы после их использования;
2) надевать колпачки на использованные иглы;
3) вручную разрушать, разрезать отходы классов Б и В, в том числе использованные системы для внутривенных инфузий, в целях их обеззараживания;
4) пересыпать (перегружать) неупакованные отходы классов Б и В из одной емкости в другую;
5) утрамбовывать отходы классов Б и В;
6) использовать мягкую одноразовую упаковку для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов;
7) использовать "груз" в емкости с отходами класса Б и В;
8) осуществлять любые операции с отходами без перчаток или необходимых средств индивидуальной защиты и спецодежды.
6. Дезинфекцию, предстерилизационную очистку, ополаскивание медицинского инструментария, пипеток, лабораторной посуды, приборов и аппаратов и т.д. проводить только в медицинских перчатках и спецодежде.
7. При подготовке рабочего места необходимо убедиться в наличии на рабочем месте "Аптечки аварийных ситуаций" и ее укомплектованности ("Аптечка аварийных ситуаций" и инструкция должны быть в каждом кабинете, где проводятся манипуляции с возможностью нарушения целостности кожных покровов).
8. При возникновении аварийной ситуации на рабочем месте медицинский работник обязан незамедлительно провести комплекс мероприятий по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией.
8.1. При повреждении кожных покровов (укол, порез) необходимо:
1) немедленно снять перчатки, погрузить в дезинфицирующий раствор;
2) выдавить кровь из ранки;
3) под проточной водой тщательно вымыть руки с мылом;
4) обработать руки 70 гр. спиртом или спиртсодержащим кожным антисептиком;
5) обработать ранку 5% спиртовым раствором йода;
6) герметично заклеить ранку лейкопластырем.
8.2. При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы:
1) вымыть руки мылом и водой;
2) тщательно высушить руки одноразовым или индивидуальным полотенцем;
3) дважды обработать кожным антисептиком в соответствии с инструкцией по применению препарата.
8.3. При попадании крови или других биологических жидкостей на спецодежду снять рабочую одежду и продезинфицировать.
8.4. При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистые глаз обработать одним из трех указанных способов:
1) обильно промыть водой (не тереть);
2) или 1% водным раствором борной кислоты;
3) или 0,01% раствором марганцовокислого калия.
8.5. При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистую носа обработать одним из двух указанных способов:
1) 1% раствором протаргола (препарат "Сиалор");
2) или 0,01% раствором марганцовокислого калия.
8.6. При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистую рта провести обработку одним из указанных способов:
1) прополоскать 70% раствором этилового спирта;
2) или 0,05% раствором марганцовокислого калия;
3) или 1% водным раствором борной кислоты.
9. При возникновении аварийных ситуаций необходимо:
9.1. Собрать эпидемиологический анамнез у пациента о наличии у него заболеваний, передающихся через биологические жидкости. Провести дотестовое консультирование.
9.2. Провести экспресс-тестирование образцов крови обоих участников аварийной ситуации (медицинского работника и пациента).
9.3. Провести кодирование образцов крови потенциального источника заражения (пациента) и контактного лица (медицинского работника) кодом "120" в соответствии с методическими рекомендациями Минздравсоцразвития от 6 августа 2007 г. N 5950-РХ "О проведении обследования на ВИЧ-инфекцию".
9.4. Отправить образцы крови с бланками на исследование с пометкой "аварийная ситуация" в лабораторию ГБУЗ "ЦПБ СПИДом и ИЗ" Минздрава КБР.
9.5. Зафиксировать сведения об аварийной ситуации в "Журнале аварийных ситуаций" (приложение 4). Оформить акт (приложение 5).
Довести данную информацию до должностного лица, ответственного за профилактику профессионального заражения ВИЧ в учреждении. Заверить запись об аварийной ситуации подписями.
9.6. Провести постконтактную профилактику заражения ВИЧ антиретровирусными препаратами. Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.