Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4*
Сценарий урока для учащихся начальных классов
Цель урока: раскрыть для школьников основные понятия благотворительности в контексте добра и добрых дел.
Целевая аудитория: школьники 3-4-х классов.
Степень вовлеченности: дети имеют разрозненные представления о благотворительности в соответствии с личным опытом, занятие проводится впервые.
Формы работы:
- беседа;
- просмотр видеороликов;
- творческая деятельность.
Задачи
Образовательные:
- сформировать у детей представления о доброте как важном качестве человека;
- ознакомить с общественным феноменом благотворительности и ее значением для общества;
- обогатить словарный запас детей, привлекая внимание к лексическому значению и этимологии слов.
Развивающие:
- развивать коммуникативно-речевые навыки;
- развивать творческие способности и мелкую моторику;
- развивать словесно-логическое мышление, воображение;
- развивать способность обучающихся к эмпатии.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь, сострадание и доброжелательное отношение к окружающему миру, людям, животным;
- поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
Планируемые результаты
Личностные:
- духовно-нравственное развитие личности обучающихся;
- формирование мотивации к благотворительной деятельности и помощи окружающим.
Предметные:
- развитие способности обучающихся самостоятельно формулировать суждения;
- пополнение словарного запаса школьников;
- формирование умения создавать творческий продукт из подручных материалов.
Метапредметные:
- формирование у школьников аналитических умений и навыков;
- развитие навыка планирования собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, поиска средств ее осуществления.
Материалы и оборудование
Технические средства: ноутбук, экран либо ж/к панели, мультфильм "Мудрые сказки тетушки Совы. Благотворительность", аудиозаписи песен "Если добрый ты", "Дорога добра" (музыка В. Шаинского, слова М. Танича).
Раздаточный материал: листы цветного картона формата А5, цветная бумага, бусины, тесьма, фигурные дыроколы, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры и др.
Технология проведения
Учитель проводит занятие самостоятельно, без приглашения представителей благотворительного сообщества, в учебном классе.
Желательно, чтобы урок о благотворительности начинал у школьников учебный день. Целесообразно приурочить урок к Всемирному дню доброты (13 ноября) или провести его в рамках Всероссийской акции "Весенняя неделя добра".
Ход урока
Организационный момент.
Цель: настрой на урок, активизация обучающихся.
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня необычный день, и у нас будет необычный урок! Сегодня Всемирный день доброты и мы с вами поговорим о добрых делах и о тех, кто их совершает. Вы готовы?
(Школьники приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.)
Постановка целей и задач урока.
Цель: мотивация обучающихся к учебной деятельности.
Учитель. Нам предстоит узнать много нового о доброте и ее проявлениях, познакомиться с новыми словами и явлениями, а также самим совершить добрый поступок.
Актуализация знаний.
Цель: выявить уровень знаний обучающихся и систематизировать их.
Учитель. Ребята, как вы думаете, что такое доброта?
Школьники. Доброта - это когда человек делает что-то хорошее для людей, животных, птиц, природы. Это умение пожалеть, посочувствовать, если кому-то плохо, грустно, помочь своим близким, друзьям.
Учитель. Правильно, ребята! Скажите, а какие добрые дела вы делали вчера или сегодня?
(Школьники приводят примеры: помог маме помыть посуду после ухода гостей, накормил на улице щенка, помог в магазине незнакомой бабушке прочитать состав продукта и др. Учитель хвалит и поощряет детей за добрые поступки.)
Учитель. Подумайте, а что в этих поступках можно найти общего?
(Школьники высказывают свои предположения и с помощью учителя приходят к выводу, что общим началом в добрых поступках является помощь тем, кому она нужна.)
Учитель. Правильно, дети. Большинство добрых дел становятся добрыми потому, что они направлены на помощь тем, кто в ней нуждается. Помыть посуду за собой - это еще не доброе дело, помочь кому-то вымыть всю посуду, когда он устал, - уже становится добрым; поесть самому или накормить голодного, убрать за собой или навести порядок на детской площадке. Примеров может быть множество. Но дело превращается в доброе, когда оно сделано в интересах других.
Первичное усвоение новых знаний.
Цель: организовать осмысленное восприятие новой информации.
Учитель. На свете существует много способов совершать добрые дела и помогать другим, и один из таких способов - благотворительность. Слышали ли вы когда-нибудь это слово? Знаете, что оно означает?
(Школьники отвечают, что слышали такое слово, но не могут сформулировать, что оно означает.)
Учитель. Предлагаю вам посмотреть мультфильм "Мудрые сказки тетушки Совы" о благотворительности, а потом мы с вами вместе попытаемся понять, что такое благотворительность.
(Просмотр мультфильма.)
Учитель. Вам понравился мультфильм?
Школьники. Да!
Учитель. Скажите, пожалуйста, какое доброе дело подсказал зверятам Медвежонок Ых?
Школьники. Отдать свои хорошие, но ставшие ненужными вещи семье из дальнего леса, которая в них нуждается.
Учитель. Обрадовались ли зверята из этой семьи новым вещам? Почему?
Школьники. Да, зверята из большой семьи обрадовались новым вещам, потому что у них не было таких хороших книжек, игрушек и одежды.
Учитель. Расстроились ли лисичка, волчонок, зайчонок и белочка, отдавая свои вещи? Почему?
Школьники. Нет, лисичка, волчонок, зайчонок и белочка не расстроились, потому что они уже давно перестали пользоваться этими вещами.
Первичная проверка понимания.
Цель: вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
Учитель. После того как вы посмотрели этот мультфильм, можете ли вы сказать, что такое благотворительность?
Школьники. Да, благотворительность - это отдавать другому то, что тебе не нужно, а ему нужно.
Учитель. Почти верно. Благотворительность - это отдавать другому то, без чего вы можете обойтись, а он не может. Чувствуете разницу? Вот если взять пятую шоколадку, то она вам нужна? Наверняка! Можете ли вы без нее обойтись? Без сомнений! А голодному человеку эта шоколадка может помочь выжить.
Скажите, а все ли из того, что тебе не нужно, стоит отдавать другим? Если это, например, сломанные игрушки? Или порванная одежда?
Школьники. Нет, отдавать нужно только хорошие вещи.
Учитель. Правильно. Как вы думаете, помочь человеку можно только отдавая ему одежду, книги и игрушки?
(Школьники с помощью учителя приходят к выводу, что помочь можно и деньгами, и безвозмездным трудом.)
Первичное закрепление.
Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
Учитель. Давайте обобщим. Благотворительность - это помогать людям, нуждающимся в такой помощи. При этом помощь может быть разная. Можно, как зверята из мультфильма, отдавать свои вещи, можно помогать деньгами, а можно и собственным трудом. Подумайте, из каких слов состоит "благотворительность"?
Школьники. "Благо" и "Творить".
Учитель. Молодцы! Что они означают? Какие у них есть однокоренные слова?
(Школьники с помощью учителя формулируют лексическое значение слова "благо" - "добро" и слова "творить" - "создавать, делать". Подбирают однокоренные слова: "благодарность", "благородство", "блаженство", "творец" и записывают их на доске или флипчарте.)
Учитель. Таким образом, у нас получается, что благотворительность - это по сути "доброделание". А поглядите, в какой прекрасной семье слов живет слово "благотворительность"!
Во всем мире, и в нашей стране, есть специальные организации, занимающиеся благотворительностью - благотворительные фонды. Вы когда-нибудь слышали о благотворительных фондах? Кому и как помогают такие фонды?
(Школьники с помощью учителя вспоминают и обобщают информацию о благотворительных фондах, а также о благополучателях.)
Учитель. Правильно, благотворительные фонды - это такие организации, которые могут работать во многих сферах: помогать людям с проблемами здоровья, заниматься редкими животными, поддерживать пожилых и нуждающихся людей, помогать болеющим деткам и людям вылечиться. Благотворительные фонды создают и работают в них очень добрые люди. Благотворительные фонды часто организуют различные благотворительные акции, чтобы другие люди могли принять в них участие и тоже сделать доброе дело. Вы со своими родителями можете поискать такую акцию и принять в ней участие.
А пока давайте и мы с вами сегодня сделаем доброе дело! В нашем городе (поселке) в больнице сейчас лежат ребятишки, которые очень нуждаются в добрых словах, чтобы выздороветь. Сейчас я раздам вам картон, цветную бумагу, фломастеры, клей, ножницы, и каждый из вас сделает открытку для такого ребенка. Не забудьте ее подписать: написать доброе пожелание и свое имя.
(Школьники выполняют поделки. В классе звучат песни о добре. Изготовление открыток можно заменить любым другим добрым делом.)
Учитель. Какие красивые у вас получились открытки! Я обязательно передам их в нашу больницу, и они обрадуют ребят, которые там находятся.
Контроль усвоения.
Цель: определить уровень усвоения материала.
Учитель. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили. С каким новым понятием познакомились? Что оно означает?
Школьники. Мы сегодня говорили о добрых поступках. Познакомились с понятием благотворительности. Благотворительность - помощь нуждающимся в виде передачи им вещей, денег или выполнения для них каких-то дел.
Учитель. Молодцы!
Рефлексия.
Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.
Учитель. Скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие?
Школьники. Да, очень! Делать добрые дела очень важно и интересно!
Учитель. Каждый человек должен стремиться делать добрые дела!
Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет! Говорят не зря при встрече: "Добрый день!" и "Добрый вечер!". И не зря ведь есть у нас Пожеланье "В добрый час!". Доброта - она навеки Украшенье человека!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.