Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях*
(направлялись письмом Министерства просвещения РФ от 14 октября 2019 г. N 06-1119)
Пояснительная записка
Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданского самосознания. При этом особое внимание уделяется становлению гражданственности у детей и молодежи.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в приоритет возводится воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, развитие в детской среде принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности. Гражданская позиция молодого человека как активного и ответственного члена российского общества закреплена, в том числе, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и отражена в личностных результатах освоения основной образовательной программы.
В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения является волонтерство. Участие в добровольческих и благотворительных практиках, а также реализация собственных волонтерских проектов служат результативным способом развития общественных инициатив и гражданственности. Добровольчество и благотворительность выступают институтами воспитания общественной и гражданской активности населения, способами повышения социальной ответственности граждан, развития личности, при этом оставаясь методами оказания адресной помощи различным социальным группам.
На современном этапе развитие добровольчества и благотворительности среди детей приобрело системный характер. Это связано как с растущим желанием детей участвовать в волонтерских и благотворительных мероприятиях, так и с реализацией последовательной государственной политики. Развитие добровольчества и благотворительности в обществе, в школе# среди детей начинается с ознакомления с соответствующими понятиями, продолжается осознанием, принятием и разделением ценностей волонтерства и благотворительности и ведет к пробе благотворительной и добровольческой деятельности, повторению актов благотворительности и добровольчества, постепенно принимающих комплексный характер, а в дальнейшем - к институционализации волонтерской и благотворительной инициативы в формате постоянно действующей группы соратников и единомышленников в виде школьного волонтерского отряда, городской добровольческой организации, актива благотворительного фонда.
Тематические занятия о добровольчестве и благотворительности на практике доказали свою результативность в качестве мероприятия по введению в волонтерство и формированию активного интереса к приобщению к добровольческой и благотворительной деятельности. Волонтерские уроки массово использовались для привлечения потенциальных добровольцев в ходе волонтерских программ XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России. В Год экологии и Год добровольца ФГБУ "Роспатриотцентр", ФГБУ "Росдетцентр", Российское движение школьников, Ассоциация волонтерских центров организовали Всероссийскую акцию "Добрые уроки" по продвижению экологического волонтерства и развитию школьного добровольчества в рамках Федеральной программы "Ты решаешь!". В Москве и Московской области с 2017 года проходят уроки доброты Благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" по привлечению школьников к благотворительности. Благотворительный Фонд Константина Хабенского совместно с корпорацией "Российский учебник" и издательской группой "Эксмо-АСТ" в 2019 году инициировали акцию "Уроки добра" по включению детей, подростков и их родителей в благотворительные практики.
Таким образом, для общеобразовательных организаций проведение добровольческих и благотворительных мероприятий дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей добровольчества и благотворительности в воспитательной работе, а также достижения синергетического эффекта от активности обучающихся. Вместе все это помогает "делать прививку от равнодушия" молодежи, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, с юности формируя у граждан культуру социальной активности.
Учитывая актуальность развития добровольчества и благотворительности в обществе, в школе, среди детей, в помощь педагогам были подготовлены методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и благотворительности в образовательных организациях.
Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р.
Данные методические материалы представляют ключевые проекты для развития как начинающего, так и "продвинутого" добровольца и добровольческой группы, а также участника благотворительной деятельности и инициатора благотворительных практик. Такими инструментами выступают инициативы Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" и Ассоциации волонтерских центров, в том числе федеральная программа "Ты решаешь!", программы Благотворительного фонда поддержки хосписов "Вера" и Благотворительного фонда Константина Хабенского.
Основными нормативно-правовыми документами, определяющими содержание Урока, являются:
1. Всеобщая декларация добровольцев (принята на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий [IAVE], Амстердам, январь 2001 г.).
2. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
3. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р).
4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493).
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Содержание
Содержание тематических мероприятий, посвященных добровольчеству и благотворительности, решает двуединую педагогическую задачу,
В ходе мероприятий, с одной стороны, предполагается осмысление самих понятий "добровольчество" и "благотворительность", их сходств и различий, значимости этих явлений для развития общества и установления общего благосостояния. С другой стороны, предусматривается более глубокое знакомство школьников с конкретными механизмами включения в добровольческую и благотворительную деятельность, а также приобщения к волонтерскому сообществу своего населенного пункта и страны в целом.
Основная цель Урока (занятия) о добровольчестве и благотворительности - создание педагогических условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, формирование у подрастающего поколения принятия добровольчества и благотворительности как социальной и моральной нормы жизни обычного россиянина.
Задачи Урока:
- повысить уровень информированности обучающихся о добровольческом движении и благотворительности, целях, задачах, участниках, результатах и социальных эффектах этих общественных феноменов;
- ознакомить обучающихся с механизмами включений в добровольческие и благотворительные практики, а также с траекториями развития в сфере волонтерского движения и благотворительности;
- вдохновить обучающихся на приобщение к добровольческой и благотворительной деятельности;
- развить ответственное и проактивное отношение подрастающего поколения к окружающей действительности, происходящему в городе, регионе, стране;
- внести вклад в воспитание у обучающихся милосердия, сострадания, желания оказывать поддержку тем, кто нуждается в помощи.
Разработка Урока опирается на следующие дидактические принципы компетентностного подхода:
- принцип системности;
- принцип доступности;
- принцип сознательной активности;
- принцип мотивации;
- принцип связи обучения с жизнью.
Принцип системности. Соблюдение данного принципа позволит представить обучающимся совокупность разнообразных направлений и форм добровольческого движения и благотворительности в единстве их морально-этических установок.
Принцип доступности. Содержание Урока подразумевает доступные формы донесения информации до каждой возрастной группы, учитывающие личный, социальный опыт обучающихся и их психологические особенности.
Принцип сознательной активности. Освоение материала Урока опирается на активную включенность обучающихся в процесс познания, обращение педагога к личностному опыту обучающегося и обогащение его в процессе деятельности на Уроке.
Принцип мотивации. Направлен на выработку в ходе Урока у обучающихся мотивации на дальнейший поиск и освоение информации по изучаемой теме.
Принцип связи обучения с жизнью. Данный принцип способствует формированию у обучающихся умения применять полученные знания на практике.
Тематический урок о добровольчестве и благотворительности проводится индивидуально для каждого класса или параллели в рамках внеурочной деятельности обучающихся.
Урок может быть подготовлен и проведен педагогом как самостоятельно, так и с привлечением представителей волонтерского движения: учеников класса, имеющих волонтерский опыт, участников волонтерских отрядов из соседних школ, активистов волонтерских центров или волонтерских организаций, действующих на данной территории.
Основными нравственными ориентирами, которых следует придерживаться, планируя проведение данного мероприятия, являются понятия: "гражданственность", "патриотизм", "милосердие", "сострадание", "гуманизм", "альтруизм", "бескорыстие", "ответственность", "готовность прийти на помощь".
Формы и методы организации мероприятия должны соответствовать уровню подготовки обучающихся, при этом быть интересными и результативными.
Помимо традиционной урочной формы с фронтальной подачей информации можно использовать:
- беседы и дискуссии;
- тематические кино- и видеопоказы;
- творческие конкурсы;
- викторины;
- круглые столы и конференции;
- этапные и деловые игры;
- квесты;
- флеш-мобы;
- индивидуальные и групповые проекты;
- экскурсии в волонтерские центры;
- создание виртуальных выставок и презентаций.
Урок для обучающихся всех уровней образования целесообразно начать со знакомства, актуализации или расширения знаний о понятиях "добровольчество" и "благотворительность", направлениях, формах и видах добровольческой и благотворительной деятельности, а также истории возникновения и становления этих явлений в России и мире.
При этом следует отметить, что "волонтерство" и "благотворительность" - схожие, смежные, но разные понятия. В основе обоих явлений лежит потребность в совершении добрых дел. Но волонтерство - это прежде всего личный бескорыстный труд на чье-то благо, а благотворительность - это чаще всего материальная поддержка нуждающихся в помощи.
Вводную часть урока (мероприятия) можно подкрепить соответствующими видеосюжетами, целью которых является формирование первичного представления о предмете урока (примеры видеороликов о волонтерстве и благотворительности размещены на сайте http://тырешаешь.рф/materials и в онлайн-хранилище https://goo-gl.ru/5Fix).
В то же время урок, посвященный добровольчеству и благотворительности, необходимо планировать с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся различных уровней образования, их личного и учебного опыта, интересов и предпочтений.
Так, например, проведение занятий для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования, возможно организовать, используя интерактивные или игровые формы проведения урока с применением презентации, других наглядных и мультимедийных материалов, а также в форме интерактивной беседы о добре и добрых поступках, о людях, нуждающихся в помощи, и о том, как эту помощь можно им оказать. В ходе урока учащиеся обсуждают, кто такой волонтер, чем он занимается и какие качества его отличают. На занятии рассматривается благотворительная деятельность и как благотворители помогают людям, какие личные качества присущи благотворителям. Сравниваются понятия "волонтерство" и "благотворительность".
Так как ученикам 1-2-х классов может быть трудно оперировать понятиями "волонтерство" и "благотворительность", целесообразно выстраивать понятийный аппарат урока от простого к сложному.
В начале урока имеет смысл провести опрос среди обучающихся, что для них значит "добро", "добрый поступок", а затем обобщить предложенные варианты с акцентом на том, что добрый поступок чаще всего связан с оказанием помощи тем, кто в ней нуждается. И уже затем переходить к введению терминов "добровольчество" и "благотворительность", обращая внимание на лексическое значение и этимологию этих слов.
В 3-4-м классе следует начать урок с опроса обучающихся о значении слов "волонтерство" и "благотворительность", уточнить у них наличие знакомых и близких, занимающихся волонтерской и благотворительной деятельностью. В этом возрасте можно заострить внимание школьников на социальных проблемах, особенных потребностях отдельных категорий лиц, на других сферах приложения добровольческих или благотворительных усилий, а также углубиться в разнообразие форм волонтерской и благотворительной деятельности.
В ходе урока следует использовать понятия "милосердие", "сострадание", "бескорыстие", обращая внимание на их лексическое значение и этимологию. Кроме того, можно включить в занятие несложную прикладную форму доброго дела, например, изготовление кормушки для птиц или открытки для детей, находящихся в каком-либо лечебном учреждении.
В ходе урока в 3-4-м классе рекомендуется использовать следующие формы работы: просмотр видеоматериалов, эвристическая беседа, подготовка сообщений по теме, тематические игры и викторины.
В ходе занятий с обучающимися можно использовать следующие видеоролики о добрых делах, волонтерстве и благотворительности:
- https://goo-gl.ru/5FiD: "Добровольцы России - 2017. Кто такой доброволец простым языком"; видеоролик "Мир добрых дел"; мультфильм "Мудрые сказки тетушки Совы. Благотворительность".
Воспитание гуманистических чувств школьников возможно на примерах волонтеров - героев фильмов и видеороликов:
- https://goo-gl.ru/5Fje: "Кому помогают добровольцы. Призыв "Станьте добровольцем!"; "Команда 12. Проект "Банк Времени"; "В рамках проекта волонтеры +55 обучают инициативных и мобильных людей пожилого возраста компьютерной грамотности"; "Фестиваль городского досуга и творчества "Пикник Добра".
Примерный конспект урока по волонтерству и благотворительности для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования, приведен в приложении 4.
Для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования (5-9-е классы), в ходе урока (мероприятия) актуализируются понятия "волонтерство" и "благотворительность", акцентируется внимание, что оба общественных феномена отличают людей неравнодушных, обладающих социальной и гражданской ответственностью. Вводятся понятия "гуманизм", "альтруизм", "гражданственность".
Можно избрать несколько центральных линий урока: остановиться подробнее на мотивах добровольческой и благотворительной деятельности, разнообразии форм и направлений волонтерства и благотворительности, истории добровольческого и благотворительного движения, путях включения в волонтерские и благотворительные практики.
При обсуждении главных групп мотивов, которые побуждают людей заниматься волонтерством и благотворительностью, важно сосредоточиться на таких мотивах, которые особенно актуальны для школьников. Большое внимание можно уделить примерам успешных взрослых людей, занимающихся добровольческой и благотворительной деятельностью, которые являются авторитетом для детей и молодежи.
В ходе подачи информации о направлениях и формах добровольческой и благотворительной деятельности стоит показать школьникам, что соответствующая сфера способна предоставить занятие по душе и удовлетворить интересы любого человека.
Рассматривая историю волонтерского движения и благотворительности в России и мире, нужно отметить вневременной характер этих явлений.
Обучающихся необходимо ознакомить со способами включения в добровольческие и благотворительные практики, рассказать о единой информационной системе "Добровольцы России" и ее функциях, предоставить информацию о ключевых волонтерских и благотворительных организациях страны, региона и муниципального образования, рассмотреть механизм создания собственного волонтерского отряда и добровольческого проекта.
Для указанной категории обучающихся рекомендуются интерактивные формы работы: диалог, дискуссия, ток-шоу, ролевая игра, викторина, конкурсная программа, квест, познавательная игра с целью расширения образовательного кругозора участников. При проведении заня
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях (направлялись письмом Министерства просвещения РФ от 14 октября 2019 г. N 06-1119)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", ноябрь 2019 г., N 22, в журнале "Вестник образования России", апрель 2020 г., N 8