В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон", учитывая обращение акционерного общества "Садкопарк", решение Градостроительного совета Московской области от 08.10.2019 и рассмотрев документацию по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Дмитровского лесничества Московской области, представленную обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-Производственное Предприятие "Спецлеспроект", Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую документацию по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Дмитровского лесничества Московской области.
2. Исключить из границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах, лесные участки - части кварталов 39, 40 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области общей площадью 23,0606 га.
3. Исключить из границ земель, на которых расположены леса, расположенные в зеленых зонах, лесной участок - часть квартала 51 Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области площадью 23,0606 га.
4. Включить в границы земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах, лесной участок - часть квартала 51 Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области площадью 23,0606 га.
5. Включить в границы земель, на которых расположены леса, расположенные в зеленых зонах, лесные участки - части кварталов 39, 40 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области общей площадью 23,0606 га.
6. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Губернатор |
А.Ю. Воробьев |
Утверждена
постановлением Правительства
Московской области
от 18.11.2019 N 838/39
Документация
по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Дмитровского лесничества Московской области
Основания для разработки проектной документации
Документация по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах и зеленых зонах Московской области (далее - Проектная документация), подготовлена по инициативе Акционерного общества "САДКОПАРК" (АО "САДКОПАРК") в соответствии с пунктом 15 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" (далее - Положение).
В качестве юридического лица АО "САДКОПАРК" зарегистрировано 25.10.1999, Регистрационный номер (до 1 июля 2002 года) 086/642 (далее - Заказчик).
Адрес местонахождения и почтовый адрес: 115419, Москва, 2-й Верхний Михайловский проезд, д. 9, стр. 1.
Телефон +7 495 795 05 67, e-mail: secretari@polimer.ru arsenyeva@sadkopark.ru
ИНН 7725105652, КПП 772501001
Объектом проектирования (изменения) границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, и лесов, расположенных в зеленых зонах, являются земельные (лесные) участки с кадастровыми номерами 50:12:0030432:18, 50:12:0000000:57906 и 50:12:0000000:57924 общей площадью 23,0606 га.
Изменение границ этих категорий защитных лесов осуществляется в целях размещения круглогодичного рекреационного комплекса в городском округе Мытищи Московской области.
Целесообразность изменения границ рассмотрена на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области и Градостроительного совета Московской области, по результатам которых принято положительное решение.
О принятом комиссиями решении Комитет лесного хозяйства Московской области своим письмом от 09.07.2019 N Исх-15537/29-08 информировал ЗАО "БИЗНЕС-ЦЕНТР ПСМ".
При этом следует отметить, что на основании заявления ЗАО "БИЗНЕСЦЕНТР ПСМ" об изменениях, вносимых в учредительные документы (устав), 17 июня 2019 года в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена регистрационная запись о факте изменения наименования юридического лица с ЗАО "БИЗНЕС-ЦЕНТР ПСМ" на АО "САДКОПАРК". В остальной части реквизиты остались неизменными.
В настоящей Проектной документации отражены результаты проектирования категории защитных лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонах, учитывающие равноценную компенсацию исключаемых лесных участков, а также результаты проектирования защитных лесов в отношении лесных участков, исключаемых из категории защитных лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонах.
Проектная документация разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), Федеральным законом от 04.12.2004 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" (далее - Положение), Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (далее - Лесоустроительная инструкция), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими лесные отношения Российской Федерации.
Проектная документация подготовлена в целях реализации полномочий органов государственной власти Московской области, определённых статьей 82 Лесного кодекса и вышеуказанным Положением, в части принятия решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах.
Подготовка Проектной документации осуществлена обществом с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" "СПЕЦЛЕСПРОЕКТ" (ООО "ППП "СПЕЦЛЕСПРОЕКТ") в рамках выполнения своих обязательств по Договору от 22.07.2019 N 07/01, заключенному с АО "САДКОПАРК" на выполнение проектных работ (далее Исполнитель).
Адрес местоположения и почтовый адрес: 108823, Москва, поселение Рязановское, поселок Знамя Октября, Рязановское шоссе, д. 20.
Телефон +7(495) 867 96 08, e-mail: speclesproekt@yandex.ru
ИНН 7722562629, КПП 772201001
Для выполнения работ Исполнитель располагает Лицензией N 77-00489Ф, выданной 25.04.2016 на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
Характеристика лесных участков, исключаемых из границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах
Земельные (лесные) участки с кадастровыми номерами 50:12:0030432:18, 50:12:0000000:57906 и 50:12:0000000:57924, являющиеся объектом проектирования, расположены на территории городского округа Мытищи Московской области (далее лесные участки).
В качестве исходных данных о местоположении лесных участков использовались содержащиеся в выписках ЕГРН сведения о характерных точках их границ.
Выписки получены по запросу о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде электронного документа в формате xml и преобразованы в pdf-файл для вывода на печать.
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, лесные участки общей площадью 23,0606 га расположены в кварталах 39, 40 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области.
Исходя из информации лесохозяйственного регламента Дмитровского лесничества Московской области, утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 14.12.2018 N 26П-2980 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Дмитровского лесничества Московской области" (далее - Лесохозяйственный регламент), следует, что Дмитровское лесничество организовано приказом Рослесхоза от 12.01.2009 г. N 1 "Об определении количества лесничеств на территории Московской области и установлении их границ". В состав лесничества вошли:
- леса бывшего Дмитровского лесхоза;
- леса бывших спецлесхозов: "Северный" и "Учинский";
- леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций Дмитровского, Мытищинского и Пушкинского районов.
Лесные участки расположены в границах лесных кварталов бывшего спецлесхоза "Северный".
Последнее лесоустройство лесов спецлесхоза "Северный", на территории которого расположены лесные участки, проведено в 2003 - 2005 гг.
По сведениям Лесохозяйственного регламента кварталы 39, 40 Марфинского участкового лесничества, в которых расположены лесные участки, отнесены к категории защитных лесов "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в лесопарковых зонах)".
Сведения об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков по данным лесоустройства 2003 - 2005 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1
Количественные и качественные характеристики лесов лесных участков
Наименование лесничества, участкового лесничества |
N квартала |
N выдела |
Площадь, га |
Состав насаждений |
Возраст, лет |
Класс бонитета |
Полнота |
Общий запас древесины, м3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
кадастровый номер 50:12:0030432:18 | ||||||||
Дмитровское, Марфинское |
40 |
19 (ч) |
0,1255 |
6Е1СЗБ |
110 |
I |
0,5 |
40 |
Итого по участку |
0,1255 |
|
|
|
|
40 |
||
кадастровый номер 50:12:0000000:57906 | ||||||||
Дмитровское, Марфинское |
39 |
18 |
0,8000 |
поляна |
- |
- |
- |
- |
19 |
1,4000 |
8Б2Е, Е, Д |
90 |
I |
0,5 |
220 |
||
20 |
0,9000 |
5Е2БЗЕ (70) |
90 |
I |
0,5 |
220 |
||
21 |
1,3000 |
7Б1Е2Е (50) |
90 |
I |
0,5 |
210 |
||
22 |
6,2000 |
1 ярус: 4ДЗЕ2Б1Е (60), Д |
120 |
II |
0,6 |
1490 |
||
|
|
2 ярус: 10Е |
45 |
|
0,3 |
250 |
||
23 |
1,3000 |
1 ярус: 10Б,Е |
90 |
I |
0,6 |
270 |
||
|
|
2 ярус: 10Е |
45 |
|
0,3 |
50 |
||
26 (ч) |
2,1428 |
8Д2Е, Б |
120 |
II |
0,5 |
430 |
||
27 (ч) |
0,2613 |
4Д4Е2Б, Ос |
120 |
II |
0,6 |
60 |
||
28 (ч) |
0,2197 |
6Д1Е1Б1Ос1Е (60) |
110 |
II |
0,6 |
50 |
||
35 (ч) |
0,0710 |
просека квартальная (ширина 2,0 м, протяженность 355 м) |
- |
- |
- |
- |
||
40 |
15 |
0,6000 |
4Е1С5Б |
110 |
II |
0,6 |
220 |
|
16 |
0,5000 |
лесные культуры 8Е2Б |
49 |
I |
0,7 |
110 |
||
17 |
1,3000 |
6Е2Д2Б |
100 |
I |
0,5 |
360 |
||
18 (ч) |
0,2403 |
7Б10с1С1Е, Д |
80 |
I |
0,6 |
50 |
||
19 (ч) |
1,1601 |
6Е1СЗБ |
110 |
I |
0,5 |
360 |
||
22 (ч) |
0,0926 |
8Олс2Б |
30 |
II |
0,5 |
10 |
||
23 (ч) |
0,0971 |
6Д4Б |
110 |
II |
0,6 |
20 |
||
24 (ч) |
0,0729 |
спортивная игровая площадка |
- |
- |
- |
- |
||
26 (ч) |
0,0256 |
6Е1ДЗБ |
100 |
I |
0,5 |
5 |
||
27 (ч) |
0,0405 |
лесные культуры 5Е5Б |
44 |
I |
0,6 |
10 |
||
36 (ч) |
0,0710 |
просека квартальная (ширина 2,0 м, протяженность 355 м) |
- |
- |
- |
- |
||
Итого по участку |
18,7949 |
|
|
|
|
4395 |
||
кадастровый номер 50:12:0000000:57924 | ||||||||
Дмитровское, Марфинское |
39 |
27 (ч) |
1,7783 |
4Д4Е2Б, Ос |
120 |
II |
0,6 |
430 |
28 (ч) |
0,8078 |
6Д1Е1Б1Ос1Е |
110 |
II |
0,6 |
180 |
||
29 |
1,0000 |
8Е1Д1Б, Ос |
120 |
I |
0,5 |
330 |
||
30 (ч) |
0,5541 |
6Б2Д2Е |
90 |
I |
0,5 |
100 |
||
Итого по участку |
4,1402 |
|
|
|
|
1040 |
||
| ||||||||
Всего |
23,0606 |
|
|
|
|
5475 |
Исходя из общей характеристики лесных насаждений, следует, что площадь лесных участков представлена как лесными, покрытыми лесной растительностью землями (95,6%), так и нелесными землями (4,4%).
Насаждения, произрастающие на лесных участках, характеризуются, как низкополнотные (0,56), высокобонитетные (1,5), с преобладанием хвойных пород (средний состав 4,4Е, 2,8Б, 2,6Д, 0,1С, 0,1Ос, Олс), произрастающие на свежих, дренированных почвах (тип лесорастительных условий С2 - СЗ - 99,6%, С4 - 0,4%), в типах леса - ельники чернично-широколиственные (73,1%), ельники сложные мелкотравные (26,5%), и ельники приручьевые (0,4%).
По группам возраста насаждения лесных участков распределились следующим образом:
- молодняки - нет;
- средневозрастные - 2,7%;
- приспевающие - 62,3%;
- спелые и перестойные - 35,0%.
Основную площадь покрытых лесной растительностью земель занимают приспевающие и спелые насаждения, в составе которых значительную долю составляют насаждения 100 - 120 летних ельников, и 80 - 90 летних березняков, обладающих низкими санитарно-гигиеническими и эстетическими свойствами, слабой степенью устойчивости к воздействию вредных организмов (особенно короеда-типографа), неблагоприятных климатических условий (ветровалы) и антропогенным нагрузкам. Незначительную долю лесных земель занимают средневозрастные насаждения ели искусственного происхождения (2,3%) и ольхи серой (0,4%).
Преобладание на лесных участках низкополнотных приспевающих и спелых насаждений, находящихся в стадии естественного изреживания и распада, при практически полном отсутствии древостоев других возрастных групп уже сейчас требуется существенное ограничение рекреационной нагрузки и полная локализация деградирующих древостоев от массовой посещаемости. При этом обеспечение "оттока" отдыхающих при отсутствии насаждений других возрастных групп возможно только в направлении нелесных земель лесных участков.
Так же следует учитывать вероятность повреждения изреженных насаждений ветровалами в результате порывистых ветров, часто возникающих в последнее время в Московской области, что может привести к необходимости искусственного восстановления лесов на всей площади лесных участков и временного ограничения или полного прекращения рекреационного пользования лесными участками до перевода земель, требующих лесовосстановления, в категорию покрытых лесной растительностью.
Среди нелесных земель лесных участков, площадь которых составляет 1,0149 га, преобладают следующие категории:
- спортивные игровая площадки - 0,0729 га;
- поляны - 0,8000 га;
- просеки квартальные - 0,1420 га.
Исходя из сведений, содержащихся в Лесохозяйственном регламенте и ЕГРН, следует, что лесные участки расположены на территории городского округа Мытищи.
Границы и статус муниципального образования определены Законом Московской области N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи".
Ниже приведены карты-схемы территориального размещения лесных участков с указанием границ муниципальных образований, участковых лесничеств, категорий защитных лесов, кварталов и выделов, входящих в состав лесных участков, а также схемы лесных участков, содержащие описание местоположения их границ с перечнем координат характерных точек границ в системе координат МСК-50.
Схема
границ городского округа Мытищи
Карта-схема
расположения лесных участков, исключаемых из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах
Карта-схема
границ лесных участков Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества площадью 23,0606 га, исключаемых из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах
Схема
лесного участка, исключаемого из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах
Текстовое описание границ лесного участка, проектируемого к исключению из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах
Границы земельного (лесного) участка с кадастровым номером 50:12:0030432:18 площадью 0,1255 га, расположенного в квартале 40, часть выдела 19 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области, проходят следующим образом:
1) от точки 1 до точки 1 по территории выдела 19 квартала 40 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области.
Схема
лесного участка, исключаемого из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах
Текстовое описание границ лесного участка, проектируемого к исключению из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах
Границы земельного (лесного) участка с кадастровым номером 50:12:0000000:57906 площадью 18,7949 га, расположенного в квартале 39, выделы 18, 19, 20, 21, 22, 23, части выделов 26, 27, 28, 35; в квартале 40, выделы 15, 16, 17, части выделов 18, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 36 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области, проходят следующим образом:
1) от точки 1 до точки 1 по территории выделов 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 27, 28, 35 квартала 39; выделов 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 36 квартала 40 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области.
Схема
лесного участка, исключаемого из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах
Текстовое описание границ лесного участка, проектируемого к исключению из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах
Границы земельного (лесного) участка с кадастровым номером 50:12:0000000:57924 площадью 4,1402 га, расположенного в квартале 39, выдел 29, части выделов 27, 28, 30 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области, проходят следующим образом:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2) от точки 1 до точки 1 по территории выделов 27, 28, 29, 30 квартала 39 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области.
С учетом требований к составу проектной документации, установленных Положением, сведения о лесных участках приводятся по данным государственного лесного реестра (ГЛР).
Выписки Комитета лесного хозяйства Московской области из ГЛР о лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
В соответствии с информацией, содержащейся в ГЛР, лесистость территории расположения лесных кварталов, в границах которых находятся лесные участки, - 44,5%, что соответствует средней лесистости, характерной для зоны хвойно-широколиственных лесов (30 - 45%). Лесные участки не переданы в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду.
Проектирование категории защитных лесов "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в лесопарковых зонах)"
Положением предусматривается, что в случае изменения границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, лесов, расположенных в зеленых зонах, площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих категорий защитных лесов лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества, либо на территории ближайших лесничеств (далее - компенсирующий лесной участок).
С учетом требований Положения по площади компенсирующего лесного участка и его местоположению, а также с учетом анализа существующего разделения лесов Московской области по целевому назначению, категориям защитных лесов, и оснований их установления, осуществлено проектирование равноценного лесного участка в целях отнесения его к лесам, расположенным в лесопарковых зонах.
В соответствии с Лесным планом Московской области, утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 21.03.2019 N 116-ПГ "Об утверждении Лесного плана Московской области на 2019 - 2028 годы" (далее - Лесной план), и Лесохозяйственным регламентом, все леса Дмитровского лесничества по своему целевому назначению отнесены к защитным лесам.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов, установленных Лесохозяйственным регламентом, проектирование компенсирующего лесного участка возможно осуществить на территории Дмитровского лесничества.
Выбор вариантов компенсирующего лесного участка осуществлен по следующим критериям:
- расположение на территории Дмитровского лесничества при возможно меньшей удаленности от лесного участка, исключаемого из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах;
- максимальное приближение к населенным пунктам, вокруг которых выделены леса, расположенные в лесопарковых зонах, или к садоводческим товариществам;
- исключение образования чересполосицы лесов различного целевого назначения;
- нецелесообразность выбора из лесных кварталов, переданных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
- определение местоположения, границ и площади в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации, соответственно, с учетом границ и площади кварталов и выделов, частей выделов;
- установление площади в размере не меньшем, чем площадь лесного участка, исключаемого из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах;
- наличие насаждений, обладающих не худшими показателями санитарно-гигиенических и ландшафтно-эстетических свойств лесов для организации отдыха, по сравнению с аналогичными характеристиками лесов лесного участка, исключаемого из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах;
- отсутствие объектов недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, а также территории, предусмотренных документами территориального планирования для размещения таких объектов;
- проектирование на основе анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования.
Исходя из того, что лесные участки, исключаемые из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, не испрашиваются для перевода из земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, а также принимая во внимание вышеперечисленные критерии, выбор вариантов компенсирующего лесного участка возможен и целесообразен из состава защитных лесов Дмитровского лесничества, отнесенных к категории "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в зеленых зонах)".
В соответствии с критериями выбора компенсирующего лесного участка с учетом пространственного местоположения лесных кварталов, отнесенных к вышеуказанной категории защитных лесов, проанализированы количественные и качественные характеристики насаждений, произрастающих в лесных кварталах данной категории.
По результатам проведённого сопоставительного анализа в качестве оптимального варианта выбран лесной участок, расположенный в квартале 51 Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества.
При проектировании защитных лесов учитывалось зонирование планируемого освоения лесов для различных видов их использования, которое отражено в Лесохозяйственном регламенте, в соответствии с которым квартал 51 отнесен к зоне рекреационной деятельности.
Принято во внимание также то, что компенсирующий лесной участок расположен вблизи населенных пунктов д. Носково, с. Тимоново, д. Ковригино, д. Кузнецово и коллективных садов, жители которых активно используют близлежащие леса в целях активного отдыха, а также непосредственно примыкает к кварталу 52, леса которого, в соответствии с Лесохозяйственным регламентом, отнесены к категории защитных лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонах.
В соответствии с пунктом 16 Лесоустроительной инструкции и пунктом 18 Положения проектирование защитных лесов осуществлялось также с учетом документов территориального планирования.
В связи с этим следует отметить, что в соответствии с Законом Московской области N 84/2018-ОЗ "Об отнесении города Дмитров Дмитровского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, упразднении Дмитровского района Московской области и внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" упразднена административно территориальная единица Московской области - Дмитровский район, а город Дмитров отнесен к категории города областного подчинения. Одновременно Законом Московской области N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа" утверждена граница Дмитровского городского округа.
В связи с преобразованием Дмитровского муниципального района в Дмитровский городской округ в настоящей Проектной документации уточняется местоположение компенсирующего лесного участка - Дмитровский городской округ.
На момент разработки настоящей Проектной документации на официальном сайте Минэкономразвития России ФГИС ТП https://fgistp.economy.gov.ru/ размещена информация лишь о проекте Генерального плана Дмитровского городского округа (далее - Генплан Дмитровского г.о.) При этом в статусе "действующий" размещен Генплан Якотского сельского поселения Дмитровского муниципального района, на территории которого расположен компенсирующий лесной участок (далее - Генплан Якотского с.п.). В связи с этим проектирование компенсирующего лесного участка в настоящей Проектной документации осуществлялось с учетом Генплана Якотского с.п., который утвержден решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района Московской области от 12.07.2017 N 291/40, но с учетом положений проекта Генплана Дмитровского г.о., не нашедших отражения в Генплане Якотского с.п.
Генпланом Якотского с.п. и проектом Генплана Дмитровского г.о. не предусматривается включение квартала 51 Тимоновского участкового лесничества, в котором расположен компенсирующий лесной участок, в границы населенных пунктов, а также в границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения и в границы зон, планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. В соответствии с планируемым функциональным зонированием территории сельского поселения и городского округа леса на землях лесного фонда отнесены к зоне рекреационного назначения (зона лесов).
Фрагменты Генплана Якотского с.п. и проекта Генплана Дмитровского г.о. (карты-схемы) приводятся ниже.
Расположение
компенсирующего лесного участка на схеме территориального планирования сельского поселения Якотское Дмитровского городского округа Московской области
Таким образом, проектируемое отнесение компенсирующего лесного участка к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, соответствует зонированию лесов Московской области, учитывает действующие и находящиеся в стадии проектов документы территориального планирования, не создает чересполосицы различных категорий защитных лесов, является естественным и логичным продолжением границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, формируя единый лесной массив этой категории защитных лесов в дополнении к кварталам 19, 52, 70, 71 Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества, которые являются местом отдыха жителей близлежащих населенных пунктов и многочисленных СНТ.
В соответствии с проектными решениями в состав компенсирующего лесного участка вошли выделы 3, 7, 12, 13, 16, 27, 29, 31 и часть выдела 29 квартала 51 Тимоновского участкового лесничества.
В целях уточнения количественных и качественных характеристик лесов, в рамках разработки настоящей Проектной документации, на компенсирующем лесном участке произведена глазомерно-измерительная таксация лесов с ландшафтной оценкой территории.
При таксации лесов не выявлено объектов недвижимого имущества, размещение которых в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, не допускается Лесным кодексом.
Общие сведения о количественных и качественных характеристиках компенсирующего лесного участка по данным лесоустройства 1999 - 2000 гг. и по результатам таксации лесов 2019 г. приведены в таблице 2.
Таблица 2
Количественные и качественные характеристики лесов компенсирующего лесного участка
числитель - по данным лесоустройства 1999 - 2000 гг.
знаменатель - по данным таксации лесов 2019 г.
Наименование лесничества, участкового лесничества |
N квартала |
N выдела |
Площадь, га |
Состав насаждений |
Возраст, лет |
Класс бонитета |
Полнота |
Общий запас древесины, м3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Дмитровское, Тимоновское Дмитровское, Тимоновское |
51 |
3 |
1,1000 |
лесные культуры 10Я |
46 |
I |
0,7 |
170 |
лесные культуры 5Я5Б |
65 |
I |
0,4 |
121 |
||||
7 |
4,0000 |
4СЗЕ2Б10лс, Ос, Дн |
95 |
I |
0,6 |
1160 |
||
4С4Е1Б1 Ос, Олс, Кло |
110 |
I |
0,6 |
1240 |
||||
12 |
2,9000 |
лесные культуры 5ЕЗОлс2Б, Ос |
35 |
I |
0,9 |
610 |
||
лесные культуры 5Е4ББ, 1Олс, С |
54 |
I |
0,9 |
957 |
||||
13 |
3,7000 |
6Б2Олс1Ос1Е |
75 |
I |
0,6 |
700 |
||
7Б1 Ос1Олс1E, Кло |
85 |
I |
0,6 |
814 |
||||
16 |
5,0000 |
лесные культуры 9Е1Б, Олс |
12 |
IA |
0,8 |
150 |
||
лесные культуры 9Е1Б, Олс |
31 |
IA |
0,9 |
1050 |
||||
27 |
6,0000 |
4СЗЕ2Б10лс, Ос, Дн |
95 |
I |
0,6 |
1740 |
||
ЗЕ2С2Б1Ос2Олс, Дн, Кло |
110 |
I |
0,5 |
1680 |
||||
29(ч) |
0,0606 |
дорога лесохозяйственная (ширина 3,0 м, протяженность 0,202 км) |
- |
- |
- |
- |
||
дороги лесные (лесохозяйственная, ширина 3,0 м, протяженность 0,202 км) |
- |
- |
- |
- |
||||
31 |
0,3000 |
граница окружная (ширина 3.0 м, протяженность 1,0 км) |
- |
- |
- |
- |
||
граница окружная (минерализованная, ширина 3.0 м, протяженность 1,0 км) |
- |
- |
- |
- |
||||
Всего |
|
|
23,0606 |
|
- |
- |
- |
4530 |
- |
- |
- |
5862 |
Исходя из данных таксации лесов 2019 г. следует, что:
- площадь компенсирующего лесного участка представлена как лесными, так и нелесными землями;
- в лесных, покрытых лесной растительностью землях, составляющих 22,7000 га, преобладают насаждения ели (61,2%), в т.ч. искусственного происхождения (39,6%);
- в составе насаждений, произрастающих на компенсирующем лесном участке, помимо нежелательных пород осины и ольхи серой, присутствуют ценные древесные породы ясеня, дуба низкоствольного, клена остролистного.
В целом насаждения характеризуются, как среднеполнотные (0,66), высо-кобонитетные (1,1), с преобладанием хвойных пород (средний состав 4,3Е2,7Б1,4С0,9Олс0,6Ос,0,1Я), на свежих, хорошо дренированных почвах (тип лесорастительных условий С2 - 83,7%, СЗ - 16,3%), в типах леса - ельники сложные (66,1%), ельники черничные (16,3%) и сосняки сложные (17,6%).
Средний возраст насаждений - 79 лет.
По группам возраста насаждения, произрастающие на компенсирующем лесном участке, распределились следующим образом:
- молодняки - 22,0%;
- средневозрастные - 17,6%;
- приспевающие - нет;
- спелые и перестойные - 60,4%.
Нелесные земли лесного участка образованы лесной дорогой (лесохозяйственной) и минерализованной границей.
Следует отметить, что выделы 13 и 27 компенсирующего лесного участка лесоустройством 1999 - 2000 гг. отнесены к особо защитным участкам лесов (ОЗУ) - "опушки леса по границе с безлесными пространствами". В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, к данному виду ОЗУ ("опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами") относятся опушки лесов шириной 100 метров от границы с безлесными пространствами, простирающимися не менее, чем на 2 километра от кромки леса. В настоящее время выделенные прошлым лесоустройством ОЗУ не соответствуют параметрам, установленным Лесоустроительной инструкцией для безлесных пространств, в связи с чем Лесным планом не выделялись в лесах Московской области.
При таксации лесов 2019 г. произведена также ландшафтная оценка территории на компенсирующем лесном участке. Для каждого выдела определялись тип ландшафта (пейзажа), степень устойчивости или категории состояния насаждения, рекреационная деградация лесной среды, давалась рекреационная, санитарно-гигиеническая и эстетическая оценки насаждений, а также определялись степень просматриваемости и проходимости лесного участка.
Ландшафтная оценка осуществлялась в соответствии с критериями ландшафтной таксации, приведенными в Сборнике общесоюзных нормативов для таксации лесов (Москва "КОЛОС", 1992).
В соответствии с ландшафтной оценкой компенсирующий лесной участок характеризуется следующими показателями:
- типы существующих ландшафтов: закрытые - 67,6%; полуоткрытые - 30,8%; открытые - 1,6%;
- эстетическая оценка (по 3-бальной шкале) - I,3;
- санитарно-гигиеническая оценка (по 5-бальной шкале) - I,1;
- класс биологической устойчивости насаждений (по 3-бальной шкале) - I,4;
- стадия рекреационной деградации лесной среды (по 5-балльной шкале) - I,1;
- степень проходимости - средняя (93,9% площади участков);
- степень просматриваемости - хорошая (93,9% площади участков).
На компенсирующем лесном участке преобладают закрытые и полуоткрытые ландшафты с вертикальной и горизонтальной сомкнутостью (98,4%), что не в полной мере соответствует оптимальному соотношению типов ландшафта, параметры которого приведены в Рекомендациях по ведению лесного хозяйства в лесопарковых частях зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов Европейской части РСФСР, утвержденных Министерством лесного хозяйства РСФСР 30 мая 1988 года (далее - Рекомендации). Однако, в сочетании с прилегающими кварталами 52, 70 и 71 леса этого массива будут представлены всеми типами ландшафта. Кроме того, часть насаждений лесного участка, образованных лесными культурами, требует проведение рубок ухода, которые позволят снизить сомкнутость верхнего полога и уменьшить долю закрытых ландшафтов.
Компенсирующий лесной участок характеризуется достаточно хорошей проходимостью и просматриваемостью.
На компенсирующем лесном участке отсутствуют источники загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод. Не выявлено фактов захламления территории бытовыми отходами. Отсутствие источников загрязнения почв, сохранность напочвенного покрова, а также наличие подлеска сохраняют условия естественной очистки поверхностных вод.
Насаждения компенсирующего лесного участка, в составе которого значительную долю составляют молодняки и средневозрастные древостой ели, березы и ясеня (39,6%), в т.ч. искусственного происхождения, обладают санитарно-гигиеническими и ландшафтно-эстетическими свойствами, которые по своим качествам не уступают аналогичным показателям старовозрастных насаждений, произрастающих на лесных участках, исключаемых из лесов, расположенных в лесопарковых зонах.
Карты-схемы территориального размещения компенсирующего лесного участка, с указанием границ муниципальных образований Московской области, участковых лесничеств, категорий защитных лесов, кварталов и лесотаксационных выделов, входящих в состав лесного участка, а также схема компенсирующего лесного участка, содержащая описание местоположения его границ с перечнем координат характерных точек границ в системе координат МСК-50 приводятся ниже.
Схема
границ Дмитровского городского округа
Карта-схема
расположения компенсирующего лесного участка, проектируемого к отнесению к лесам, расположенным в лесопарковых зонах
Карта-схема
границ лесного участка Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества площадью 23,0606 га, проектируемого к отнесению к лесам, расположенным в лесопарковых зонах
Схема
лесного участка, проектируемого к отнесению к лесам, расположенным в лесопарковых зонах
Текстовое описание границ компенсирующего лесного участка, проектируемого к отнесению к лесам, расположенным в лесопарковых зонах
Границы компенсирующего лесного участка площадью 23,0606 га, расположенного в квартале 51, выделы 3, 7, 12, 13, 16, 27, 31, часть выдела 29 Тимановского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области, проходят следующим образом:
1) от точки 1 до точки 3 по границе с землями сельскохозяйственного назначения Дмитровского городского округа Московской области;
2) от точки 3 до точки 5 по границе выдела 3 квартала 8 Дмитровского сельского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области;
2) от точки 5 до точки 10 по границе с землями сельскохозяйственного назначения Дмитровского городского округа Московской области;
3) от точки 10 до точки 11 по границе выдела 3 квартала 8 Дмитровского сельского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области;
4) от точки 11 до точки 12 по границе с землями сельскохозяйственного назначения Дмитровского городского округа Московской области;
5) от точки 12 до точки 1 по границам выделов 3, 7, 12, 16, 27 квартала 51 Тимановского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области.
Площадь компенсирующего лесного участка (23,0606 га) соответствует площади лесных участков, исключаемых из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах (23,0606 га), что не приводит к уменьшению площади, как лесов, расположенных в лесопарковых зонах, так и лесов, расположенных в зеленых зонах.
С учетом требований к составу Проектной документации, установленных Положением, общие сведения о компенсирующем лесном участке приводятся по данным ГЛР.
Выписка из ГЛР о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах компенсирующего лесного участка от 24.07.2019 N ЛФ-19-0857.
В соответствии со сведениями ГЛР лесотаксационные выделы, входящие в состав компенсирующего лесного участка, не предоставлены в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование. Лесистость территории расположения лесного квартала, в границах которого расположен компенсирующий лесной участок, - 46,0%, что практически соответствует средней лесистости, характерной для зоны хвойно-широколиственных лесов (30 - 45%).
Положением предусматривается включение в состав Проектной документации схем разбивки лесов, расположенных в лесопарковых зонах, на функциональные зоны.
В соответствии с Положением функциональные зоны представляют собой части лесов, расположенных в лесопарковых зонах, которые выделяются в целях дифференцированного режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях данной категории защитных лесов. При этом предусматривается, что в случаях, когда не требуется дифференцирования режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.
Разделение на функциональные зоны представляется целесообразным в комплексе всей площади лесов, расположенных в лесопарковых зонах, в зависимости от назначения отдельных участков крупных по площади частей этой категории защитных лесов, степени их посещаемости, транспортной доступности и, соответственно, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В настоящее время функциональные зоны в лесах, расположенных в лесопарковых зонах Московской области или входящих в состав лесничеств отдельных частей этой категории защитных лесов, не установлены. В связи с этим проектирование функциональных зон в компенсирующем лесном участке будет носить локальный характер, без увязки с остальной площадью лесов, расположенных в лесопарковых зонах.
Настоящей Проектной документацией представляется целесообразным включение компенсирующего лесного участка в состав прогулочной зоны.
В соответствии с Положением и Рекомендациями прогулочная зона выделяется в менее посещаемых населением местах лесов, для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора пищевых и недревесных лесных ресурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом площадь прогулочной зоны может составлять более 70% площади лесов, расположенных в лесопарковых зонах.
В этой зоне хозяйственная деятельность должна быть ориентирована преимущественно на формирование высокопроизводительных насаждений, отличающихся биологической устойчивостью, хорошими санитарно-гигиеническими и эстетическими свойствами, а также на проведение биотехнических мероприятий, привлечение полезной фауны, сохранение природной среды, благоустройство рекреационных (прогулочных, туристических и др.) маршрутов и формирование живописных ландшафтов в прилегающих к их трассам полосах леса.
Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, которые предусмотрены пунктом 14 Положения не установлены, в связи с чем в настоящей Проектной документации не приводятся.
Схема разбивки лесопарковой зоны компенсирующего лесного участка на функциональные зоны приводится ниже.
Схема
разбивки лесопарковой зоны компенсирующего лесного участка на функциональные зоны
Исходя из вышеизложенного, проектируется:
- отнесение к категории защитных лесов "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в лесопарковых зонах)" лесного участка площадью 23,0606 га в составе выделов 3, 7, 12, 13, 16, 27, 31, части выдела 29 квартала 51 Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества, сведения о котором приведены в таблице 2,
а также рекомендуется:
- включение в функциональную зону "прогулочная зона" лесного участка площадью 23,0606 га в составе выделов 3, 7, 12, 13, 16, 27, 31, части выдела 29 квартала 51 Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества, сведения о котором приведены в таблице 2.
Данное проектирование защитных лесов в полной мере компенсирует уменьшение площади лесов, расположенных в лесопарковых зонах Московской области, связанное с исключением из границ данной категории защитных лесов лесных участков общей площадью 23,0606 га, а также сохранит на прежнем уровне возможности для различных видов использования лесов Дмитровского лесничества с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации по видам целевого назначения лесов, и не повлечет за собой нарушения целостности и компактности лесных массивов, отнесенных к лесам, расположенным в лесопарковых зонах.
Проектирование защитных лесов
Настоящая Проектная документация отражает также результаты проектирования защитных лесов в отношении исключаемых из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, лесных участков общей площадью 23,0606 га, находящихся в кварталах 39 и 40 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества, сведения о которых приведены в таблице 1 (далее - лесные участки).
Проектирование осуществлено в соответствии с Лесным кодексом и Лесоустроительной инструкцией, а также на основе анализа ранее принятых законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих подразделения лесов Московской области по выполняемым ими функциям.
Проектирование защитных лесов основано на анализе состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий, с учетом документов территориального планирования.
В соответствии с Лесным планом Московской области и Лесохозяйственным регламентом кварталы 39 и 40 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества, в которых расположены лесные участки, не входят в состав особо защитных участков лесов (ОЗУ), а также особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и не планируются для включения в границы вновь образуемых ООПТ.
Документами территориального планирования городского округа Мытищи, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 28.12.2017 N 36/1, не предусмотрено включение этих кварталов в границы населенных пунктов муниципального образования, а также в границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения и в границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Кроме того, в соответствии с картой функционального зонирования Генерального плана городского округа Мытищи Московской области (далее - Генплан г.о. Мытищи), территория расположения земель лесных участков отнесена к зоне лесов.
Фрагмент Генплана г.о. Мытищи с местоположением лесных участков приведен ниже.
Расположение
лесных участков, исключаемых из границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах, на схеме территориального планирования городского округа Мытищи Московской области
При проектировании защитных лесов учитывались и результаты проведенного анализа сведений о ранее действовавшем подразделении лесов Московской области по выполняемым ими функциям.
Вопросы отнесения лесов к соответствующим группам и перевод их из одной группы в другую являлись компетенцией СНК СССР, СМ СССР, СМ РСФСР, Госкомлеса СССР, а затем Рослесхоза.
Первоначальным основанием деления государственного лесного фонда Союза ССР на группы, в т.ч. в Московской области, послужило постановление СНК СССР от 23.04.1943 N 430, пункт 1"а" которого относил к лесам 1 группы леса зеленых зон вокруг промышленных предприятий и городов.
В Московской области к зеленым зонам были отнесены леса, расположенные в 50-километровой зоне вокруг города Москвы, которая была выделена постановлением Совета Труда и Обороны от 04.12.1934 N 1295 в развитие постановления СНК Союза ССР от 22.08.1934 N 1975 "О реорганизации лесного хозяйства Московской области", которым устанавливалось, что "Все леса, расположенные в 50-ти километровой зоне вокруг гор. Москвы, считать лесами особого значения, предназначенными исключительно для лесопаркового хозяйства. Запретить всякую рубку в этих лесах, за исключением вырубки, связанной с уходом за лесом, и санитарных рубок".
Площадь зеленой зоны по уточненным в 1951 году Московской экспедицией по организации лесного хозяйства Московской области в/о Леспроект Министерства лесного хозяйства СССР составила 641751 га. В качестве основы при составлении "Схематической карты лесов 50 км зеленой зоны г. Москвы" экспедицией были использованы планы лесоустройства 1946 - 1948 гг.
Ранее, до отнесения лесов зеленых зон к лесам 1 группы, постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 02.07.1936 N 66/1162 была выделена водоохранная зона с включением в нее лесных массивов, расположенных в бассейне рек Волги, Дона, Днепра, Урала и верхнего течения Западной Двины. Законодательными актами и нормативными правовыми документами, принятыми во исполнение указанного постановления, были установлены запретные полосы шириной от 4 до 20 км по берегам рек и других водоемов, в т.ч. 20-километровой полосы вдоль реки Москвы, а также вдоль реки Клязьмы, протекающей вблизи лесного участка. Водоохранные зоны устанавливались в лесах 1 и 2 групп.
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 06.01.1941 N 97 - 47 были снижены запретные полосы вдоль рек с 20 км, 6 км и 4 км по обе стороны рек до 3 км.
Позднее СМ СССР от 29.09.1948 N 3670 было отменено действие пункта 3 постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 06.01.1941 N 97 - 47 и восстановлен в действии пункт 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 02.07.1936 N 66/1162. В соответствии с этим постановлением Министерством лесного хозяйства СССР был издан приказ от 11.10.1948 N 555, на основании которого восстановлены 20-километровые запретные полосы по обе стороны верхнего течения рек Волги, Оки, Москвы (до устья) и Клязьмы.
В последующем распоряжении СМ РСФСР от 18.07.1959 N 4292-р площади запретных полос вдоль рек, водохранилищ, канала им. Москвы были переведены в категорию зеленых зон, а затем, распоряжением СМ РСФСР от 03.06.1968 N 1100-р и решением Мособлисполкома от 16.07.1968 N 597 площади переведенных в 1 группу лесов и запретных полос вдоль рек, водохранилищ, канала им. Москвы были переведены в категорию зеленых зон.
На основании распоряжения СНК СССР от 14.07.1944 N 14587-р в лесных массивах, примыкающих к автомобильным дорогам союзного, республиканского и областного значения были выделены защитные полосы по обеим сторонам дороги, шириной по 250 м, считая от оси дороги, которые были отнесены к лесам 1 группы.
Защитные полосы вдоль железных дорог были выделены в соответствии с постановлением Государственного комитета Обороны от 29.08.1943 N 4004.
Постановлениями СНК СССР от 27.03.1945 N 557 и СМ СССР от 07.04.1946 N 781 выделены защитные полосы лесов вдоль линий железных дорог на расстоянии до 500 м в каждую сторону от полотна дороги, а распоряжением СМ РСФСР от 18.07.1959 N 4292-р леса защитных полос вдоль линий железных дорог отнесены к лесам 1 группы.
В начале сороковых годов прошлого века был принят ряд правительственных постановлений о выделении зон санитарной охраны источников водоснабжения вдоль Московского водопровода и канала Москва - Волга, а позднее, в шестидесятых - семидесятых годах - об установлении зоны санитарной охраны ряда водохранилищ Московской области.
Образование лесопарковых частей в составе зеленых зон Московской области относится к началу 60-х годов прошлого века. В нынешних границах Дмитровского лесничества лесопарковая зона вокруг населенных пунктов районов, входящих в состав бывшего Дмитровского лесхоза, были выделены в шестидесятых годах прошлого века. В соответствии с информацией, содержащейся в Лесохозяйственном регламенте, леса, расположенные в лесопарковых зонах (ранее лесопарковые части зеленой зоны) в лесах бывших Дмитровского лесхоза и спецлесхоза "Северный", позднее вошедших в состав Дмитровского лесничества, была выделена на основании соответствующих решений Мособлисполкома от 01.09.1967.
Таким образом, исторический анализ законодательных актов СССР, РСФСР, Российской Федерации в части разделения лесов по выполняемым ими функциям показывает, что леса кварталов 39 и 40 Марфинского участкового лесничества (ранее леса, расположенные в границах кварталов 143 и 144 Трудового лесничества Краснополянского лесхоза на территории Краснополянского района Московской области) были первоначально отнесены к лесам 1 группы, лесам зеленых зон вокруг промышленных предприятий и городов, затем входили в состав запретных полос вдоль рек (20-километровой полосы вдоль рек Москвы и Пахры). В последующем вошли в состав зон санитарной охраны источников водоснабжения, и лишь в последующем, при уточнении границ 50-километровой зоны г. Москвы, - вновь к лесам зеленой зоны вокруг промышленных предприятий и городов и лесопарковой зоны. Данное обстоятельство учитывалось при проектировании защитных лесов.
Результаты проектирования защитных лесов приведены ниже.
1. Генпланом г.о. Мытищи, в границы которого входят лесные участки, а также Лесным планом и Лесохозяйственным регламентом не предусмотрено включение кварталов 39 и 40 Марфинского участкового лесничества в границы существующих и планируемых к организации ООПТ. Органами государственной власти и органами местного самоуправления не принималось решений об организации особо охраняемых природных территорий, в границы которых были бы включены указанные лесные кварталы. В связи с этим отсутствуют правовые основания проектирования на лесных участках категории защитных лесов - "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях".
2. Положение лесных участков на материалах лесоустройства, а также на схемах Генплана г.о. Мытищи указывает на то, что они расположены на берегу Пяловского водохранилища.
Исходя из положения лесных участков следует, что часть их площади входит в границы водоохранной зоны Пяловского водохранилища, параметры которой предусмотрены статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс), что может служить основанием для проектирования на части лесных участков категории защитных лесов - "леса, расположенные в водоохранных зонах".
3. Генплан г.о. Мытищи, в границы которого входят лесные участки, а также Лесной план и Лесохозяйственный регламент не содержат сведений о разработанных и утвержденных в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 проектов первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (ЗСО).
На карте существующих ЗОУИТ Генплана г.о. Мытищи отражены только местоположение и границы "ЗСО 1-й пояса скважин".
Вместе с тем, на территории Московской области рядом ранее принятых государственных актов были утверждены зоны санитарной охраны источников водоснабжения, в том числе постановлением СНК РСФСР от 04.09.1940 N 696 "О санитарной охране канала Москва - Волга, как источника водоснабжения г. Москвы" для канала им. Москвы и водохранилищ водораздельного бьефа:
Яхромского, Икшинского, Клязьминского, и постановлением СНК РСФСР от 23.05.1941 N 355 "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения" для Истринского, Акуловского, Пяловского, Пестовского водохранилищ, а также рек Москвы и Истры с их притоками.
В границы зон, установленных этими постановлениями, вошли и леса кварталов 143 и 144 Трудового лесничества бывшего Краснополянского лесхоза, в которых расположены лесные участки (соответственно кварталы 39 и 40 Марфинского участкового лесничества).
Более поздними постановлениями были установлены зоны санитарной охраны водохранилищ:
- постановление СМ РСФСР от 29.08.1967 N 651 "Об установлении зоны санитарной охраны Иваньковского водохранилища на р. Волга" для Иваньковского водохранилища;
- постановление СМ РСФСР от 30.11.1971 N 640 "Об утверждении зоны санитарной охраны западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников" для Можайского, Рузского, Озернинского водохранилищ и рек Москвы, Рузы, Озерны с их притоками;
- постановление СМ РСФСР от 24.10.1978 N 861 "Об утверждении зоны санитарной охраны Вазузской гидротехнической системы" для Верхне-Рузского водохранилища.
Вышеуказанными постановлениями были определены границы поясов и разработаны правила санитарного режима.
Ввиду того, что описание границ в постановлениях было дано по населенным пунктам (многие из которых в настоящее время не сохранились) в период 1978 - 1979 гг. Центральным лесоустроительным предприятием В/О "Леспроект" согласованы и выделены санитарные зоны I, II и III поясов на уровне кварталов, которые отражены на Схеме расположения лесов этой категории защитности лесов 1 группы, приведенной в Основных положениях организации и развития лесного хозяйства Московской области (1988 г.), утвержденных Министерством лесного хозяйства РСФСР 29.09.1989 N 3-37/055.
В соответствии с данной схемой лесные участки входят в границы ранее выделенных зон санитарной охраны источников водоснабжения вдоль границ водохранилищ системы канала имени Москвы: Клязьминского и Пяловского, что может служить основанием для проектирования на лесном участке категории защитных лесов - "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения)".
3.1. В соответствии с картографическими материалами Генплана г.о. Мытищи и Лесохозяйственного регламента, следует, что вблизи лесных участков отсутствуют автомобильные и железные дороги, вдоль которых устанавливаются придорожные полосы или полосы отвода железных дорог, предусмотренные Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В связи с этим отсутствуют правовые основания проектирования на лесных участках категории защитных лесов - "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в защитных полосах лесов)".
3.2. В соответствии с Лесным кодексом к лесам, расположенным в зеленых зонах, относятся леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды.
В приведенном выше анализе нормативных правовых актов, послуживших основанием для подразделения лесов Московской области по выполняемым ими функциям, обращалось внимание на постановление СНК СССР от 23.04.1943 N 430, постановление Совета Труда и Обороны от 04.12.1934 N 1295, постановление СНК Союза ССР от 22.08.1934 N 1975, а также на Схематическую карту лесов 50-километровой зеленой зоны г. Москвы (1951 года).
В соответствии с данными документами лесные участки входили в границы ранее выделенных и уточненных границ зеленых зон, что может служить основанием для проектирования на лесных участках категории защитных лесов - "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в зеленых зонах)".
3.3. Генплан г.о. Мытищи, в границы которого входят лесные участки, Лесной план и Лесохозяйственный регламент не содержат сведений о границах и режиме зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", а также информации о включении кварталов 39 и 40 Марфинского участкового лесничества в границы таких зон.
В связи с этим отсутствуют правовые основания проектирования на лесных участках категории защитных лесов - "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (горно-санитарные леса)".
4. На основании анализа информации о ранее действовавшем разделении лесов Московской области на группы и категории, сведений о современном разделении лесов Дмитровского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов, с учетом лесорастительного районирования лесов Московской области, географического положения Московской области, а также приведенных в Лесном кодексе и в Лесоустроительной инструкции основного назначения и критериев проектирования границ категории защитных лесов "ценные леса", следует признать необоснованным и нецелесообразным проектирование следующих категорий ценных лесов:
- государственные защитные лесные полосы;
- противоэрозионные леса;
- пустынные, полупустынные леса;
- лесостепные леса;
- лесотундровые леса;
- горные леса;
- леса, имеющие научное или историко-культурное значение;
- леса, расположенные в орехово-промысловых зонах;
- лесные плодовые насаждения;
- ленточные боры;
- нерестоохранные полосы лесов.
4.1. Как указывалось выше, постановлением ЦИК и СНК СССР от 02.07.1936 N 66/1162 по бассейнам рек Волги, Дона, Днепра, Урала и Западной Двины были выделены запретные водоохранные полосы лесов, в т.ч. вдоль рек Москвы и Клязьмы шириной 20 км (в настоящее время категория защитных лесов "ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов)".
Таким образом, лесные участки, расположенные в кварталах 39 и 40 Марфинского участкового лесничества (ранее кварталы 143 и 144 Трудового лесничества бывшего Краснополянского лесхоза), находящиеся на расстоянии более 20 км от реки Москвы, но менее 20 км от реки Клязьмы, входят в границы ранее выделенных запретных полос вдоль рек (20 км), параметры которых установлены для рек Москвы и Клязьмы постановлением СМ СССР от 29.09.1948 N 3670 и приказом Минлесхоза СССР от 11.10.1948 N 555, что может служить основанием проектирования на лесных участках категории защитных лесов - "ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов)".
Соответствующие параметры запретных полос вдоль рек и других водоемов отражены также в Перечне рек, морей, озер, водохранилищ и каналов, по которым выделены запретные полосы в разрезе областей, краев и республик (Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР, В/О "Леспроект", Москва, 1972 г.).
5. В соответствии с Генпланом г.о. Мытищи лесные участки не входят в границы населенного пункта, в связи с чем отсутствуют правовые основания для проектирования на лесных участках категории защитных лесов - "городские леса".
Таким образом, для проектирования категории защитных лесов на лесных участках могут служить основаниями:
- статья 65 Водного кодекса для проектирования на части лесных участках категории защитных лесов "леса, расположенные в водоохранных зонах";
- постановление СНК РСФСР от 04.09.1940 N 696 "О санитарной охране канала Москва - Волга, как источника водоснабжения г. Москвы" для проектирования категории защитных лесов - "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения)";
- постановление СНК СССР от 23.04.1943 N 430, постановление Совета Труда и Обороны от 04.12.1934 N 1295, постановление СНК Союза ССР от 22.08.1934 N 1975, а также Схематическая карта лесов 50-километровой зеленой зоны г. Москвы (1951 года), уточняющая границы зеленой зоны, для проектирования категории защитных лесов - "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в зеленых зонах)".
- постановление ЦИК и СНК СССР от 02.07.1936 N 66/1162 "Об образовании Главного Управления лесоохраны и лесонасаждений при СНК Союза ССР и о выделении водоохраной зоны", с изменениями и дополнениями внесенными постановлениями ЦК ВКП(б), СНК СССР от 06.01.1941 N 97-47 и СМ СССР от 29.09.1948 N 3670-1491с, приказ Министерства лесного хозяйства Союза ССР от 11.10.1948 N 555 для проектирования категории защитных лесов - "ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов)".
Лесоустроительная инструкция, определяющая правила проведения лесоустройства, в т.ч. проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, не устанавливает приоритетов при проектировании отдельных категорий защитных лесов, выполняющих одновременно несколько защитных функций.
Вместе с тем, Инструкцией о порядке отнесения лесов к категориям защитности, утвержденной приказом Госкомлеса СССР от 24.09.1979 N 157, предусмотрено что:
- лесной массив или участок леса может быть отнесен только к одной из категорий защитности;
- в тех случаях, когда произрастающие на одной территории леса выполняют одновременно несколько защитных функций, они относятся к той категории защитности, для которой установлен более строгий режим ведения лесного хозяйства и пользования лесом (а при аналогичном режиме ведения лесного хозяйства и пользования лесом - к той категории защитности, которая имеет большую значимость).
Руководствуясь статьей 13 Федерального закона N 201-ФЗ, учитывая приведенное выше положение Инструкции о порядке отнесения лесов к категориям защитности, а также принимая во внимание то, что лесные участки ранее входили в состав данной категории защитных лесов, выделенной в лесах Московской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следует признать целесообразным и обоснованным проектирование на лесных участках категории защитных лесов "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в зеленых зонах)".
Важным основанием отнесения лесных участков к данной категории защитных лесов является также их непосредственное примыкание к земельным (лесным) участкам с кадастровыми номерами 50:12:0030432:15, 50:12:0030432:14, 50:12:0030432:3, 50:12:0030432:1, 50:12:0030432:16 и 50:12:0030432:17 общей площадью 26,0016 га, расположенным в кварталах 39 и 40 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества, которые включены в границы лесов, расположенных в зеленых зонах, на основании постановления Правительства Московской области от 29.01.2019 N 32/1 "Об изменении границ лесопарковых и зеленых зон в городском округе Мытищи Московской области".
Правовой режим лесов, установленный статьей 114 Лесного кодекса для данной категории защитных лесов, более строгий по сравнению с правовым режимом таких категорий защитных лесов, как: "леса, расположенные в водоохранных зонах", "леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" и "запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов". Правовой режим лесов, расположенных в зеленых зонах, помимо ограничений в использовании лесов, не допускает изменение границ зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, что в последующем не позволит перевести лесные участки из категории земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
Кроме того, в соответствии с Лесоустроительной инструкцией к лесам данной категории относятся леса, "выделяемые в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды", т.е. выполняющие комплексную функцию - водоохранную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 8 Федерального закона N 201-ФЗ, в соответствии с которой ранее установленные леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий 1 группы лесов признаны категорией защитных лесов - "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в зеленых зонах)" проектируется:
отнесение к категории защитных лесов - "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположеннее в зеленых зонах)" лесных участков общей площадью 23,0606 га (в составе земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:00300432:18, 50:12:0000000:57906 и 50:12:0000000:57924), расположенных в кварталах 39 и 40 Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества, сведения о которых приведены в таблице 1.
Лесные участки Марфинского участкового лесничества Дмитровского лесничества общей площадью 23,0606 га в наибольшей степени соответствуют основному назначению данной категории защитных лесов и их правовому статусу, определенному лесным законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 18 ноября 2019 г. N 838/39 "Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Дмитровского лесничества Московской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 19 ноября 2019 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 18 ноября 2019 г.; в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 21 февраля 2020 г., N 32; в "Информационном вестнике Правительства Московской области", март 2020 г., N 5