Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минспорта России
от 25 ноября 2019 г. N 971
Концепция
цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации на период 2019-2024 гг.
1. Общие сведения
Наименование: Концепция цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации на период 2019-2024 гг. (далее - Концепция).
Срок реализации Концепции: 2019-2024 гг.
Основания:
- перечень поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2017 г. N Пр-1121, данных по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 23 мая 2017 г.;
- перечень поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N Пр-759, данных по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 27 марта 2019 г.;
- поручение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2017 г. N ВМ-П12-3774 "О создании на базе имеющихся информационных ресурсов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) общей информационной системы в сфере физической культуры и спорта, включающей сведения об организациях и лицах, ведущих спортивную подготовку";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
- постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607 "О Министерстве спорта Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество";
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р;
- приказ Минспорта России от 29 апреля 2015 г. N 464 "Об утверждении Порядка ведения системы учета данных о спортсменах, занимающихся видом спорта, развиваемым соответствующей общероссийской спортивной федерацией, и выдачи документов, удостоверяющих принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсменов".
Концепция является документом, определяющим направления деятельности Министерства спорта Российской Федерации по преобразованию рабочих процессов государственного управления в сфере физической культуры и спорта для существенного повышения их эффективности за счет перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия.
2. Введение
Сфера физической культуры и спорта Российской Федерации (далее - ФКиС) с середины 2009 года получила новый толчок в своем стратегическом развитии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р и определена с точки зрения социально-экономического развития как ключевой аспект сохранения и приумножения человеческого потенциала страны. Одновременно сфера ФКиС является одним из приоритетных направлений, определяющим роль Российской Федерации на мировой арене. Российская Федерация получила право проведения большого количества престижных международных спортивных мероприятий, в числе которых XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи, XVI чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани, XXII чемпионат мира по хоккею с шайбой 2016 года в г. Москве и Санкт-Петербурге, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г. Красноярске и т.д. Проводимые спортивные мероприятия являются частью процесса формирования положительного имиджа ФКиС, увеличения доверия граждан Российской Федерации и ключевых деятелей спортивной отрасли, роста вовлеченности населения в сферу ФКиС и, как следствие, оздоровления нации в целом.
На сегодняшний день использование информационно-коммуникационных технологий в сфере ФКиС носит преимущественно локальный характер, что не позволяет существенно улучшить межрегиональное и межведомственное взаимодействие, повысить качество государственных услуг, предоставляемых субъектам ФКиС.
Действующие информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой концепции, нормативной правовой и нормативно-технической базы. Содержащиеся в них сведения доступны локально и недоступны другим субъектам ФКиС для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным издержкам, как при ведомственном, так и межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах, файлах или даже на бумажных носителях. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных.
С учетом тенденций мировой практики и развития других социально ориентированных сфер в Российской Федерации существующий уровень технологического процесса развития управления сферы ФКиС требует создания концептуального подхода к информатизации процессов исполнения функций государства, снижения общей административной нагрузки на субъекты деятельности отрасли и аппарат управления с одновременным повышением уровня эффективности деятельности всех субъектов ФКиС. Назрела необходимость внедрения современных информационных (в особенности - цифровых) технологий и оптимизации трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного управления в сфере ФКиС.
Концепция описывает необходимые мероприятия для решения данной задачи. Одно из основных мероприятий по достижению указанных целей - создание Государственной системы "Физическая культура и спорт" (далее - ГС ФКиС).
ГС ФКиС должна представлять собой совокупность информационных ресурсов (в том числе - имеющихся баз данных и функционирующих в настоящее время информационных систем в сфере ФКиС, подвергшихся, при необходимости, существенным доработкам), функционирующих на единой цифровой платформе, и организационных мероприятий по реализации эффективного управления рабочими процессами государственного управления в сфере ФКиС и в смежных сферах деятельности.
В части создания, внедрения и дальнейшего развития ГС ФКиС на период 2019-2024 гг. Концепция определяет основные цели и задачи, этапы внедрения ГС ФКиС в деятельность Минспорта России (далее - Министерство) и других субъектов хозяйственной деятельности сферы ФКиС.
3. Цели и задачи
Общей целью реализации Концепции является преобразование рабочих процессов государственного управления в сфере ФКиС для существенного повышения их эффективности за счет перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия. Это позволит достигнуть, с одной стороны, более полного удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в занятиях физкультурой и спортом, повысить их вовлеченность в массовые физкультурно-спортивные мероприятия и иную деятельность (в частности - волонтерское движение), и обеспечит условия для успешного развития основных сфер спорта высших достижений - с другой.
Основой реализации Концепции является создание и внедрение ГС ФКиС - совокупности информационно-телекоммуникационных систем, сетей, баз данных, технологий их внедрения и использования, обеспечивающих необходимое взаимодействие Министерства, организаций при выполнении возложенных на них функций и при поддержке соответствующего кадрового потенциала.
Одновременно с созданием и внедрением ГС ФКиС необходимо провести мероприятия по актуализации нормативной правовой базы отрасли для поэтапного перевода всех основных процессов государственного управления на базу создаваемой единой цифровой платформы.
Основными целями реализации Министерством Концепции являются:
- создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов с помощью внедряемых в деятельность сферы ФКиС информационно-коммуникационных (цифровых) технологий;
- повышение эффективности работы Министерства и всех субъектов хозяйственной деятельности отрасли за счет широкого использования информационных технологий для автоматизации рабочих процессов, анализа и решения задач, стоящих перед отраслью;
- развитие физической культуры и спорта, как фактора, имеющего важное социальное и политическое значение в современном мире, инструмента вовлечения всех категорий и групп населения в занятия физической культурой и спортом, наблюдения за состоянием здоровья граждан.
Для достижения указанных целей Концепции необходимо обеспечить решение следующих задач:
- организация "связующего звена" на базе информационных технологий и разрабатываемых комплексов информационных систем, способных обеспечить участникам рабочих процессов эффективную коммуникационную и информационно-аналитическую поддержку, мониторинг, контроль;
- повышение за счет использования элементов ГС ФКиС доступности и открытости актуальной информации сферы ФКиС для широкого круга пользователей - граждан Российской Федерации;
- создание и развитие современной информационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере ФКиС, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;
- автоматизация процессов функционирования и механизмов управления развитием сферы ФКиС;
- автоматизация информационного взаимодействия внутри Министерства, с организациями, подведомственными Министерству, государственными и ведомственными информационными системами;
- повышение (за счет их цифровизации) эффективности и качества информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений по стратегическим и оперативным задачам;
- обеспечение информационной безопасности и защиты информации (в том числе - технической) в деятельности Министерства, сфере ФКиС на основе применения комплекса специальных мер и средств (криптографических, организационных, программно-технических и т.д.);
- обеспечение в формате электронного взаимодействия сбора и анализа информации о состоянии здоровья и уровне подготовки населения, в том числе молодежи, вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом;
- учет, создание и ведение планов подготовки спортсменов, тренерско-преподавательского состава, в рамках создаваемой единой цифровой платформы;
- обеспечение централизованного сбора и анализа отраслевых данных, показателей федеральной и региональной статистической отчетности по ФКиС в цифровом формате;
- автоматизация взаимодействия между ведомствами и организациями, осуществляющими основную деятельность в сфере физической культуры и спорта;
- автоматизация рабочих процессов, связанных с организацией спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;
- учет, создание и ведение планов управления имуществом и оснащением объектов спортивной отрасли на базе создаваемого информационного инструментария;
- создание современной инфраструктуры, программно-технической, информационной и методологической базы и обеспечение совместимости информационных систем на региональном и муниципальных уровнях;
- разработка и совершенствование нормативного правового обеспечения, обеспечивающего использование цифровых технологий в процессах государственного управления в сфере ФКиС;
- разработка и реализация организационных мер по координации деятельности в сфере формирования и использования информационных технологий, ресурсов Министерства;
- стимулирование внедрения результатов интеллектуальной деятельности и освоения информационных технологий субъектами деятельности в сфере ФКиС;
- обеспечение на всех этапах реализации Концепции устойчивой системы технической и организационной поддержки автоматизированных процессов управления в сфере ФКиС, обеспечение необходимой квалификации участников процесса как в предметной области, так и в сфере информационных технологий, достаточной для обеспечения работы с ГС ФКиС.
Достижение целей и решение задач приведет к следующим целевым эффектам:
- укрепление здоровья, физического развития и физической подготовленности населения за счет повышения информированности населения о возможности занятий ФКиС, доступной инфраструктуре в сфере ФКиС и, как следствие, увеличение количества и повышение уровня физической подготовленности занимающихся;
- повышения уровня физической культуры как средства и способа физического совершенствования личности;
- реализация спортивного потенциала страны, повышение эффективности системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, за счет обеспечения широкого доступа к информации об организациях, осуществляющих деятельность в сфере спорта, создания индивидуальных электронных паспортов спортсменов;
- повышение конкурентоспособности спортивной отрасли Российской Федерации на международной арене путем повышения эффективности рабочих процессов сферы ФКиС, снижения бюрократической составляющей и повышения прозрачности процесса подготовки спортсменов всех уровней;
- успешное проведение в Российской Федерации особо значимых международных спортивных соревнований за счет повышения эффективности планирования и управления организации спортивных мероприятий путем создания библиотеки автоматизированных типовых рабочих процессов, сопровождающих проведение крупных спортивных мероприятий;
- рост зрелищной популярности спортивных соревнований по различным видам спорта, увеличение их посещаемости зрителями, создание контролируемых перемещений спортивных болельщиков за счет информированности населения о проведении спортивных событий, учета спортивных болельщиков и возможности обеспечения дополнительных мер безопасности на спортивных соревнованиях;
- повышение эффективности и прозрачности процессов организации российских спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий;
- повышение эффективности взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти в сфере ФКиС;
- повышения эффективности процессов планирования, учета и управления имуществом, материальными ценностями спортивной отрасли.
4. Анализ сложившейся ситуации
На сегодняшний день в использовании информационных технологий в сфере ФКиС Министерством существует ряд аспектов, которые необходимо учесть при создании и внедрении ГС ФКиС:
- нормативно-правовое обеспечение деятельности в сфере ФКиС в области информатизации требует актуализации;
- отсутствует формализованное и утвержденное описание архитектуры информационно-технологического комплекса. Имеется функционирующая информационная и коммуникационная инфраструктура федерального органа исполнительной власти, представленная современным оборудованием и программным обеспечением, однако, в субъектах Российской Федерации не наблюдается развитой инфраструктуры, готовой к взаимодействию с федеральным уровнем в рамках единой цифровой платформы;
- большая часть рабочих процессов Министерства не поддерживается информационными системами и осуществляется с помощью офисного программного обеспечения, что отрицательно сказывается на времени проведения операций и трудозатратах на них, а также нарушает правила информационной безопасности для органа государственной власти федерального уровня. Единая система нормативно-справочной информации (общие классификаторы, словари и справочники) отсутствует;
- отсутствует единое информационное пространство для всех статистических, отчетных и других информационных материалов и, соответственно, возможность их согласованного оперативного обновления ответственными лицами, вследствие чего информация быстро устаревает, и может некорректно отображаться в части отчетной документации.
На текущий момент рабочие процессы отрасли спорта обслуживаются узкоспециализированными информационными системами, не входящими в единую цифровую платформу. Дальнейшая модернизация имеющихся замкнутых узкоспециализированных информационных систем, их последующая интеграция на уровне внешнего обмена данными приведет к неизбежному дублированию функционала информационных систем, а хаотичная интеграция приведет к усложнению из-за неочевидности влияния изменений в одной информационной системе на данные другой.
С точки зрения проектирования ГС ФКиС сложившаяся ситуация позволяет комплексно подойти к вопросу проектирования технических и организационных решений, отвечающих современным требованиям и учитывающих последние тенденции в развитии цифровых технологий.
5. Целевое состояние
По выполнению мероприятий, направленных на реализацию Концепции, ожидается создание комплексной системы мониторинга и управления сферой ФКиС, технически и организационно объединенной на базе единой цифровой платформы. Существующие на текущий момент государственные информационные ресурсы сферы, которые целесообразно включать в систему обмена данными и управляющими сигналами единой цифровой платформы, могут быть доработаны или существенно переработаны (вплоть до реализации их функциональности в одном из модулей платформы) для следования единой технологии и логике развития, единой политике технической и организационной поддержки системы. Необходимость и методы интеграции имеющихся информационных ресурсов должны быть определены на начальном этапе проектирования ГС ФКиС, исходя из приоритетов и получения максимального эффекта уже на ранних этапах создания системы с учетом целевого состояния процессов управления в сфере ФКиС.
При создании ГС ФКиС планируется собрать и интегрировать в состав ГС ФКиС все созданные информационно-коммуникационные решения, которые могут повысить эффективность управления в сфере, сохранившиеся в качестве наследия таких крупных мультиспортивных мероприятий последних лет, как XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи, XVI чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани, а также информационно-технологические решения, которые применялись при подготовке чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске.
5.1. Основные принципы выполнения работ в части создания информационных модулей ГС ФКиС
Создание ГС ФКиС будет осуществляться на основе следующих организационных и информационных принципов:
- полнота, достоверность, своевременность и обязательность предоставления информации субъектами сферы физической культуры и спорта информации для ее включения в ГС ФКиС;
- ответственность субъекта - поставщика информации за достоверность, полноту и актуальность информации;
- прозрачность (открытость) и общедоступность информации для пользователей ГС ФКиС, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и политиками защиты информации;
- однократность сбора и многократность использования участниками информационного взаимодействия информации, размещенной в ГС ФКиС;
- единый подход к созданию и использованию всех сегментов и модулей ГС ФКиС, интеграции и модернизации (при необходимости) уже существующих в отрасли информационных систем и удаленному размещению сведений, необходимых для включения в ГС ФКиС;
- непрерывность функционирования ГС ФКиС;
- придание статуса электронного документа информации, размещаемой в ГС ФКиС;
- упрощение процедур сбора и обработки данных путем перехода от сбора отчетности к сбору данных и использованию универсальной модели обмена информацией;
- обеспечение удобства работы пользователей путем предоставления широкого набора унифицированных интерфейсов в рамках работы в ГС ФКиС;
- обеспечение сопоставимости и непротиворечивости данных - как уже накопленной ранее информации, так и вновь поступающих данных в ходе развития ГС ФКиС и внешних изменений (нормативной правовой базы, условий деятельности организаций и т.д.);
- автоматизированный контроль корректности и полноты ввода данных;
- исключение дублирования данных в ГС ФКиС.
При создании и развитии ГС ФКиС будут соблюдаться базовые системотехнические принципы:
- экономической целесообразности - выбор таких проектных решений (в том числе программных, технических и организационных), которые при условии достижения поставленных целей и задач обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
- максимального использования современных, эффективных подходов, методологий, технических средств, информационных и коммуникационных технологий;
- типизации проектных решений - унификация и формализация структурных компонентов, процессов функционирования и взаимодействия, ориентация на взаимодействие и кооперацию, а также использование международных правил и протоколов информационного обмена;
- электронно-административной регламентации - ориентирование на функционирование в промышленном режиме, обеспечивающем массовую поточную обработку информационных документов, регламентируемую стандартами, маршрутными и пооперационными технологиями, нормативами на ресурсные и временные показатели, развитой службой операторов;
- интеграции (в том числе - технологической, сетевой) - единство для всей системы технологий создания, обновления, сохранения и использования информационных ресурсов, ранее созданных разнородных информационных систем и, в частности, однократная обработка данных и их многократное и многоцелевое использование;
- предоставления государственных информационных услуг в сфере ФКиС в соответствии со специально выработанной и согласованной ведомствами политикой обмена и распространения информации;
- модульности построения программных компонентов - компоновка структуры системы из сегментов и входящих в них подсистем, обеспечивающих возможность их замены или изменения с целью совершенствования характеристик функционирования или её адаптации к новым условиям;
- адаптивности - компоненты системы будут обладать свойствами, обеспечивающими приспособление их и системы в целом к изменениям внешней среды и появлению новых информационно-коммуникационных технологий;
- консолидации - создания унифицированных хранилищ данных и единого презентационного уровня;
- технологического единства - информационно-коммуникационная инфраструктура будет развиваться на основе совместимости стандартов, интерфейсов и протоколов, единых правил представления информации;
- достаточности средств защиты информации - уровень надежности применяемых средств защиты информации будет соответствовать уровню конфиденциальности информации, потребностям пользователей; при этом затраты на обеспечение защиты информации должны быть адекватны величине возможного ущерба от ее несанкционированного использования;
- централизованного управления функционированием ГС ФКиС.
5.2. Функциональные блоки ГС ФКиС
Функциональные требования на целевое состояние ГС ФКиС, на автоматизированные с ее помощью процессы и процедуры можно организовать в виде следующего списка:
1. Предоставление справочной, новостной и другой информации федерального и регионального уровней (с возможностью получения обратной связи) гражданам, другим заинтересованным пользователям сети "Интернет":
- Предоставление исчерпывающей информации о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - ГТО), в том числе о подготовке к выполнению и выполнении нормативов испытаний (тестов) ГТО различными категориями населения;
- Предоставление исчерпывающей информации для организации выполнения нормативов испытаний (тестов) ГТО;
- Предоставление структурированной информации по истории спорта.
2. Ведение и использование в операционной деятельности реестра "Виды спорта".
3. Учет и использование сведений о спортсменах, тренерах, специалистах, спортивных судьях, волонтерах, поддержание их в актуальном состоянии по направлениям:
- Учет спортсменов;
- Судейская деятельность;
- Тренерская деятельность;
- Спортивное волонтерство.
4. Ведение и использование в операционной деятельности реестра "Объекты спорта".
5. Ведение и использование в операционной деятельности реестра "Спортивные школы, центры подготовки".
6. Ведение и использование в операционной деятельности реестра "Образовательная деятельность".
7. Ведение и использование в операционной деятельности реестра "Спортивные федерации".
8. Мониторинг мероприятий по подготовке и проведению спортивных соревнований по направлениям:
- Формирование и актуализация Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее - Единый календарный план);
- Проведение спортивных соревнований различного статуса на территории России;
- Участие спортивных сборных команд Российской Федерации в международных спортивных соревнованиях.
9. Управление подготовкой и проведением физкультурных и массовых спортивных мероприятий.
10. Мониторинг подготовки и проведения культурно-спортивных мероприятий.
11. Формирование аналитических и статистических отчетов в сфере ФКиС.
12. Обеспечение удаленного доступа пользователей к ГС ФКиС, в том числе с мобильных устройств.
13. Ведение (включая гармонизацию) основных отраслевых справочников и реестров, служебных словарей и справочников, в том числе - предназначенных для интеграции подсистем ГС ФКиС при организации межмодульного и межсистемного взаимодействия.
14. Организация сквозного документооборота (в том числе - юридически значимого) для автоматизации рабочих процессов между Министерством, организациями, подведомственными Министерству, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими участниками рабочих процессов.
15. Организация государственного электронного архива документов сферы ФКиС (включая перевод имеющихся архивных единиц в электронный вид) с развитыми возможностями поиска, доступа к электронным документам, придания им юридической значимости (при необходимости).
В дополнение к функциональным требованиям на ГС ФКиС при определении состава подсистем необходимо учитывать такие требования к ее функционированию, как:
1. Обеспечение информационной безопасности всех компонентов ГС ФКиС;
2. Обеспечение эффективного мониторинга работоспособности ГС ФКиС и ее компонентов;
3. Автоматизированное приведение данных при их передаче между модулями ГС ФКиС и при экспорте (импорте) за пределы ГС ФКиС к необходимым форматам для эффективной интеграции систем, модулей. Наиболее эффективной реализацией для управления потоками данных в информационном пространстве компонент программного обеспечения ГС ФКиС с учетом их независимого развития является использование специализированного программного обеспечения - "интеграционной шины".
Состав основных подсистем ГС ФКиС и общие требования к этим подсистемам, вытекающие из приведенных выше требований к рабочим процессам и процедурам, приведены в Приложении к Концепции.
Также в рамках создания ГС ФКиС необходимо предусмотреть организацию взаимодействия с основными социальными сетями, используя их возможности как для информирования пользователей социальных сетей, так и для обеспечения качественной обратной связи по проводимым мероприятиям сферы ФКиС.
5.3. Назначение Федерального оператора ГС ФКиС
В соответствии с современными принципами эффективного управления ресурсами информационно-коммуникационной инфраструктуры, основанными на моделях оказания услуг и предоставления сервисов, оператором информационных систем и инфраструктуры, входящей в состав ГС ФКиС, целесообразно определить единую организацию, специализирующуюся на поддержке и развитии информационных систем, организации устойчивой работы аппаратно-программных комплексов, поддержке пользователей (в том числе - удаленной) одновременно и в Министерстве, и в субъектах Российской Федерации.
Указанный подход к эксплуатации, развитию и технической поддержке ГС ФКиС и ее пользователей, развитию информационных ресурсов ГС ФКиС позволит обеспечить согласованную работу подсистем ГС ФКиС, единую политику ее эксплуатации и развития для всех групп пользователей (федеральный, региональный и муниципальные уровни) ГС ФКиС.
5.4. Архитектура подсистемы обработки и хранения данных
В связи с большой протяженностью территории Российской Федерации, в том числе большого объема планируемой к обработке информации в ГС ФКиС в регионах Российской Федерации, создание единого централизованного дата-центра для хранения и обработки данных, может оказаться неэффективным решением. Создание системы распределенных центров обработки данных, аренда вычислительных мощностей и услуг по их поддержке и другие архитектурные решения должны быть проанализированы при проектировании системы. С учетом особенностей различных этапов ее создания и развития необходимо выбрать наиболее эффективное решение, ориентируясь, прежде всего, на требования к автоматизируемым процессам управления.
5.5. Обеспечение информационной безопасности
Принципы обеспечения защиты информации в ГС ФКиС должны определяться в соответствии с нормативной правовой базой Российской Федерации в области защиты информации.
Задачами обеспечения безопасности информации являются:
- создание организационных и технических решений, обеспечивающих противодействие угрозам безопасности информации;
- обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов по защите информации в государственных информационных системах, в том числе по защите персональных данных (далее - ПДн);
- минимизация рисков нанесения (пресечение, нейтрализация, отражение) субъектам ПДн, интересы которых затрагиваются при использовании объекта защиты, материального ущерба, морального или иного случайного или преднамеренного вреда, а также ущемления их законных прав в результате нарушения заданных характеристик безопасности ПДн;
- минимизация негативных последствий нарушения одного из свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).
Большинство задач по информационной безопасности может быть централизовано и унифицировано при сервис-ориентированном подходе к созданию ГС ФКиС. Задачи по управлению пользователями и их полномочиями в различных подсистемах или при доступе к различным наборам данных должны быть сосредоточены в рамках одного или нескольких ответственных лиц, обладающих полномочиями на их изменение, а предоставление доступа пользователям должен осуществляться через единую точку доступа. Для реализации указанной схемы необходимо рассмотреть возможность использования созданного и развиваемого Минкомсвязью России инструмента для безопасной онлайн-идентификации - Единой системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), цель которой - упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти).
Помимо закрытой части информационных ресурсов ГС ФКиС предполагается наличие компонентов ее инфраструктуры, обращенных к неограниченному кругу пользователей сети "Интернет". Для защиты публичной части ГС ФКиС от недобросовестных пользователей, пытающихся нарушить ее работу, должны применяться специальные программно-аппаратные решения, также являющиеся общими для всей информационно-коммуникационной инфраструктуры.
6. Поэтапный план реализации Концепции
В Таблице 1 представлен план реализации мероприятий в разбивке по годам. Реализация и внедрение программно-технической составляющей ГС ФКиС предполагается выполнять поэтапно, с 2020 по 2024 годы (5 очередей внедрения соответственно). Параллельно и согласованно с внедрением и развитием ГС ФКиС должны быть обеспечены организационные мероприятия по повышению эффективности рабочих процессов управления сферой ФКиС федерального и регионального уровней за счет дополнительных возможностей, предоставляемых цифровизацией рабочих процессов.
Таблица 1. План реализации мероприятий по годам
N |
Наименование стадии/этапов |
Срок реализации |
1. |
Работы по системному проектированию ГС "ФКиС", включая подготовку финансово-экономического обоснования создания ГС "ФКиС" в 2020-2024 годах. |
2019 г. |
2. |
Разработка и принятие нормативных правовых актов - оснований создания ГС ФКиС. |
2020 г. |
3. |
Разработка системного проекта ГС ФКиС (включая этапы обследования существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры Министерства и наследия массовых спортивных мероприятий, проведенных в Российской Федерации). |
2020 г. |
|
Проведение обследования имеющихся ресурсов информационно-коммуникационной инфраструктуры, целесообразности их использования для формирования ГС ФКиС |
|
|
Проведение необходимого системного проектирования: |
|
|
разработка вариантов структур ГС по видам обеспечения; выбор типовых проектных решений по видам обеспечения ГС; сравнительная технико-экономическая оценка рассматриваемых вариантов; выбор наиболее рационального варианта ГС. |
|
|
Разработка Модели угроз и нарушителя безопасности информации. |
|
|
Разработка и утверждение системного проекта на создание ГС, проектов ЧТЗ на подсистемы ГС: |
|
|
уточнение целей создания ГС; уточнение состава автоматизируемых функций; укрупненное описание функциональной структуры ГС; уточнение требований к качеству выполнения автоматизируемых функций; разработка требований к частям системы и видам обеспечения ГС; определение предварительного состава средств вычислительной техники; определение перечня задач, определяющих реализацию автоматизируемых функций; определение очередей создания систем; определение организаций-соисполнителей; определение состава стадий и этапов создания ГС; разработка плана-графика создания ГС; разработка общего плана организационно-технических мероприятий по подготовке к вводу ГС в действие; оценка требуемого финансирования с разбивкой по этапам создания ГС ФКиС. |
|
|
Согласование ЧТЗ, Модели угроз и нарушителя с ФСБ России, ФСТЭК России и др. регуляторами (при необходимости) |
|
4. |
Разработка и согласование Технического задания (ТЗ на подсистемы ГС, ТЗ на подсистему защиты информации), Модели угроз и нарушителя |
2020 г. |
|
Уточнение Модели угроз и нарушителя безопасности информации. |
|
|
Разработка и утверждение ТЗ на создание 1 очереди ГС: |
|
|
уточнение целей создания 1 очереди ГС; уточнение состава автоматизируемых функций; описание функциональной структуры ГС 1-й очереди; уточнение требований к качеству выполнения автоматизируемых функций; разработка требований к частям системы и видам обеспечения ГС 1-й очереди; определение состава средств вычислительной техники; определение перечня задач, определяющих реализацию автоматизируемых функций; разработка плана организационно-технических мероприятий по подготовке объекта автоматизации к вводу 1-й очереди ГС в действие; формирование требований к временному регламенту решения задач (комплексов задач) и их классов; оформление, согласование и утверждение ТЗ на 1-ю очередь ГС или части ГС. |
|
|
Согласование ТЗ, Модели угроз и нарушителя с ФСБ России, ФСТЭК России и др. регуляторами (при необходимости) |
|
5. |
Разработка и согласование проектных решений на ГС 1-й очереди и ее части (ПЗ на каждую из подсистем, включая подсистему защиты информации) |
2020 г. (начинается по завершению предыдущего этапа) |
|
Разработка проектных решений на ГС 1-й очереди и ее части |
|
|
Разработка и оформление заказной документации на поставку решений для комплектования ГС 1-й очереди и технических требований на их разработку: |
|
|
решение вопросов по оформлению заказной документации или разработке ТЗ на изготовление и поставку изделий для комплектования ГС 1-й очереди; разработка и оформление документации или технических требований. |
|
|
Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации. |
|
6. |
Программная реализация ГС 1-й очереди. Разработка пакета необходимой документации |
2020 г. (начинается по завершению предыдущего этапа) |
|
Разработка рабочей документации на ГС 1-й очереди и ее части: |
|
|
Разработка и адаптация программ: |
|
|
освоение и привязка пакетов прикладных программ, СУБД, пакетов функционального назначения и т.д.; разработка программ; подготовка (при необходимости) стенда для отладки программ; отладка программ; разработка программных модулей ГС 1-й очереди. |
|
|
Разработка программной и эксплуатационной документации. |
|
7. |
Ввод ГС 1-й очереди в эксплуатацию. Развертывание и тестирование ГС 1-й очереди в пилотных регионах РФ для пилотных видов спорта. |
2020 г. (начинается по завершению предыдущего этапа) |
|
Комплектация ГС 1-й очереди поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями): |
|
|
получение технических средств; получение программных средств; получение и входной контроль комплектующих изделий единичного производства; получение ЗИП; получение материалов от генподрядчика; комплектование материалов и изделий поставки монтажных организаций. |
|
|
Пусконаладочные работы: |
|
|
наладка технических средств ГС 1-й очереди; постановка и отладка программных средств; завершение выполнения организационно-технических мероприятий по подготовке объекта и эксплуатации ГС 1й очереди; загрузка информации в базу данных; проведение опытной эксплуатации систем ведения информационной базы. |
|
|
Проведение предварительных испытаний: |
|
|
проведение испытаний ГС 1-й очереди на работоспособность; корректировка эксплуатационной документации в соответствии с протоколом испытаний; устранение неисправностей и внесение изменений в документацию. |
|
|
Подготовка тестовых объектов автоматизации к вводу ГС 1-й очереди в действие. |
|
|
Организация и проведение обучения пользователей и обслуживающего персонала ГС 1-й очереди. |
|
|
Проведение опытной эксплуатации ГС 1-й очереди в пилотных регионах: |
|
|
проверка работоспособности системы; проверка взаимодействия подразделений организации с подсистемами; оценка полноты массивов информации для организации деятельности в условиях функционирования ГС 1-й очереди; устранение ошибок, неисправностей, отказов и других дефектов, выявленных при опытном функционировании ГС 1-й очереди; доработка (при необходимости) программного обеспечения ГС 1-й очереди, технических средств ГС 1-й очереди; корректировка документации по результатам опытной эксплуатации ГС 1-й очереди; выпуск организационно-распорядительной документации о завершении опытной эксплуатации. Внесение изменений в системный проект (при необходимости). Подготовка проектов ЧТЗ на развитие подсистем ГС следующей очереди. |
|
8. |
Аттестация ГС 1-й очереди по технической защите информации. |
2020 г. (дата начала этапа уточняется на этапе проектирования с учетом разработанных модели угроз и модели нарушителя, состава обрабатываемых данных ГС 1-й очереди) |
9. |
Ввод ГС 1-й очереди в промышленную эксплуатацию. Разворачивание ГС в субъектах РФ |
2020 г. (начинается по завершению предыдущих этапов) |
|
Проведение приемочных работ: |
|
|
создание приемочной комиссии; оценка соответствия комплекса средств автоматизации ГС 1-й очереди требованиям ТЗ; проверка комплектности технических средств ГC 1-й очереди, характеристик каналов связи, соответствия схемы размещения оборудования рабочему проекту, соблюдения санитарных норм, требований техники безопасности и норм пожарной безопасности; проверка готовности организации к промышленному функционированию ГС 1-й очереди; проверка документации на ГС 1-й очереди (комплектность, качество разработки); анализ результатов испытаний, корректировка документации и устранение замечаний по результатам приемочных испытаний; подготовка, утверждение акта о приемке ГС 1-й очереди в постоянную эксплуатацию. |
|
|
Разработка и внедрение организационно-распорядительных актов органа исполнительной власти о вводе ГС 1-й очереди в эксплуатацию. |
|
|
Мероприятия по разработке и утверждению организационно-распорядительных документов, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации ГС 1-й очереди. |
|
|
Мероприятия по аттестации ГС 1-й очереди по требованиям защиты информации, в результате которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях подтверждается соответствие защиты информации, содержащейся в ГС 1-й очереди, требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. |
|
|
Мероприятия по подготовке органа исполнительной власти к эксплуатации ГС 1-й очереди. |
|
10. |
Развитие ГС ФКиС. Ввод 2-й очереди ГС ФКиС в эксплуатацию |
2021 г. |
|
Мероприятия этапов 3-8 для ГС 2-й очереди (этап 7 - при необходимости) |
|
11. |
Развитие ГС ФКиС. Ввод 3-й очереди ГС ФКиС в эксплуатацию |
2022 г. |
|
Мероприятия этапов 3-8 для ГС 2-й очереди (этап 7 - при необходимости) |
|
12. |
Развитие ГС ФКиС. Ввод 4-й очереди ГС ФКиС в эксплуатацию |
2023 г. |
|
Мероприятия этапов 3-8 для ГС 2-й очереди (этап 7 - при необходимости) |
|
13. |
Развитие ГС ФКиС. Ввод 5-й очереди ГС ФКиС в эксплуатацию |
2024 г. |
|
Мероприятия этапов 3-8 для ГС 2-й очереди (этап 7 - при необходимости) |
|
14. |
Сопровождение ГС ФКиС |
2021 - последующие годы |
|
Обеспечение функционирования ГС. Техническое сопровождение: |
|
|
оказание консультационной помощи; устранение недостатков, выявленных в процессе функционирования ГС; корректировка документации (при необходимости); разработка предложений по развитию ГС. Анализ ошибок, неисправностей, отказов и других дефектов, выявленных при функционировании ГС; определение отклонений фактических характеристик ГС от проектных значений, их анализ и систематизация причин этих отклонений; разработка мероприятий по исправлению выявленных недостатков и обеспечению достижения проектных значений эксплуатационных характеристик ГС; реализация мероприятий; доработка (при необходимости) документации на ГС. |
|
|
Поддержание работы удостоверяющего центра по подключению регионов РФ к ГС. |
|
|
Обеспечение функционирования аппаратно-программного комплекса ГС (продление сертификатов и лицензий). |
7. Глоссарий
Термин/Сокращение |
Определение |
ГС ФКиС, ГС |
Государственная система "Физическая культура и спорт" |
СУБД |
Система управления базами данных |
ФКиС |
Физическая культура и спорт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.