В соответствии cо статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 1762 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" утвердить прилагаемые Основные направления государственной долговой политики Саратовской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Вице-губернатор Саратовской области - Председатель Правительства Саратовской области |
А.М.Стрелюхин |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Саратовской области
от 25 ноября 2019 года N 298-Пр
Основные направления
государственной долговой политики Саратовской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Основные направления государственной долговой политики Саратовской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления долговой политики области) представляют собой общее руководство по принятию решений в сфере управления государственным долгом Саратовской области.
Основные направления долговой политики области сформированы на основе приоритетов, определенных:
перечнем поручений Президента Российской Федерации от 4 января 2017 года N Пр-32 по результатам проверки исполнения решений Президента Российской Федерации по вопросам эффективности принятия мер по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1482 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год";
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики;
Законом Саратовской области от 28 февраля 2018 года N 12-ЗСО "Об утверждении заключения дополнительных соглашений";
Законом Саратовской области от 6 марта 2019 года N 15-ЗСО "Об утверждении заключения дополнительных соглашений";
постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года".
Долговая политика является продолжением налоговой и бюджетной политики Саратовской области и определяется текущими особенностями развития экономики Саратовской области и Российской Федерации в целом.
1. Итоги реализации долговой политики 2017-2018 годов и текущее состояние
Правительством Саратовской области на системной основе проводится работа по снижению зависимости области от заемных средств и по сокращению расходов на обслуживание государственного долга.
Оптимизация структуры государственного долга Саратовской области стала возможной благодаря мерам, принятым Правительством Саратовской области совместно с Министерством финансов Российской Федерации в 2014-2018 годах, по замещению рыночных долговых обязательств субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета, а также проведению операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга области.
В декабре 2017 года проведена реструктуризация задолженности Саратовской области по бюджетным кредитам из федерального бюджета. Погашение бюджетных кредитов будет осуществляться в течение 7 лет в объеме 5 процентов от суммы основного долга в 2018-2019 годах, 10 процентов в 2020 году и 20 процентов в 2021-2024 годах ежегодно. Погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, планируется в 2019 году в размере 1251,6 млн рублей, в 2020 году - 2503,1 млн рублей, в 2021-2024 годах в размере 5006,3 млн рублей ежегодно.
В соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531, условием для возможности дополнительной реструктуризации бюджетных кредитов является обеспечение субъектом Российской Федерации в 2018 и 2019 годах роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации не ниже фактического уровня инфляции, период погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту подлежит продлению на основании обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в 2020 году до 2029 года включительно.
За 2018 год данное условие выполнено, рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Саратовской области составил 110,6 процента, при фактическом уровне инфляции 104,3 процента.
В ноябре 2017 года министерством финансов Саратовской области впервые размещены государственные облигации Саратовской области 2017 года в сумме 5000 млн рублей с фиксированным купонным доходом 8,1 процента годовых. Средства облигационного займа в полном объеме направлены на досрочное погашение более дорогих коммерческих кредитов со ставками 9,5-10,5 процента годовых.
Сокращение доли рыночных долговых обязательств в структуре государственного долга Саратовской области за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета с годовой процентной ставкой 0,1 процента способствовало сокращению расходов на обслуживание государственного долга.
Изменение структуры и объема долговых обязательств позволило сократить фактические расходы по обслуживанию государственного долга за истекшие четыре года на 36,6 процента (в 2015 году - 3007,9 млн рублей, в 2016 году - 2897,4 млн рублей, в 2017 году - 2385,1 млн рублей, в 2018 году - 1907,7 млн рублей).
В феврале и сентябре 2018 года для покрытия временных кассовых разрывов, традиционно возникающих при исполнении областного бюджета из-за неравномерного исполнения доходной части областного бюджета, привлекались бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации от Управления Федерального казначейства по Саратовской области с процентной ставкой 0,1 процента в сумме 2100,0 и 3700,0 млн рублей соответственно.
В апреле 2018 года в результате проведенной Правительством Саратовской области работы снижены процентные ставки по 10 кредитным договорам Саратовской области с 9,4 до 8,25 процента годовых.
В мае 2018 года привлеченные кредитные средства на общую сумму 4949,0 млн рублей со ставкой 7,96 процента годовых направлены на досрочное погашение ранее привлеченных банковских кредитов со ставками 9,5 процента годовых.
По результатам проведенных в октябре-ноябре 2018 года аукционов привлечены кредитные ресурсы в общей сумме 8079,2 млн рублей со ставками от 8,39 до 8,5 процента годовых с направлением их на погашение действующих срочных кредитов.
Впервые за последние 10 лет в 2018 году произведено значительное погашение государственного долга области на 2372,4 млн рублей. Источником для погашения послужили налоговые и неналоговые доходы областного бюджета, в том числе полученные при исполнении областного бюджета сверх общего объема доходов, утвержденного законом об областном бюджете.
За период 2016-2018 годов областной бюджет исполнен без увеличения объема заимствований и со снижением объема государственного долга области на 2447,1 млн рублей.
По состоянию на 1 января 2019 года объем государственного долга области составил 47957,7 млн рублей (70,9 процента от объема поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2018 год), в том числе по государственным ценным бумагам - 5000,0 млн рублей или 10,4 процента от объема государственного долга, банковским кредитам - 16932,5 млн рублей или 35,3 процента и бюджетным кредитам - 26025,2 млн рублей или 54,3 процента.
В 2019 году в целях снижения рисков рефинансирования по кредитным договорам и распределения долговой нагрузки по срокам погашения проведены электронные аукционы:
в апреле, по итогам которых привлечены кредитные ресурсы в общей сумме 3000,0 млн рублей с процентными ставками 8,5 процента годовых сроком на 1 год и направлены в той же сумме на досрочное погашение банковских кредитов;
в июле, по итогам которых привлечены кредитные ресурсы в общей сумме 4079,2 млн рублей с процентными ставками от 8,11 до 8,44 процента годовых сроком на 2 года и направлены в той же сумме на досрочное погашение банковских кредитов со ставками от 8,44 до 8,5 процента годовых.
По состоянию на 1 сентября 2019 года объем государственного долга области с начала года не изменился и составил 47957,7 млн рублей (70,6 процента от утвержденного объема поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета).
В сентябре 2019 года в результате проведенной Правительством Саратовской области работы снижены процентные ставки с 8,5-8,11 до 8,0 процента годовых по 24 действующим кредитным договорам Саратовской области на общую сумму 11983,5 млн рублей.
В результате средняя процентная ставка по банковским кредитам составила 7,99 процента годовых (на 1 января 2019 года - 8,27 процента годовых).
В ноябре 2019 года планируется осуществить погашение реструктурированной задолженности и уплату процентов за рассрочку по бюджетным кредитам из федерального бюджета в сумме 1251,6 млн рублей.
В целях снижения долговой нагрузки на местные бюджеты в течение 2017 года проведена реструктуризация задолженности 36 муниципальных образований перед областным бюджетом по бюджетным кредитам, выданным для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов, со списанием 90 процентов (20 муниципальным образованиям) и 95 процентов (16 муниципальным образованиям) суммы основного долга на общую сумму 329,1 млн рублей.
Кроме того, в 2017 году проведена реструктуризация бюджетных кредитов, выданных местным бюджетам на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, со списанием 99 процентов суммы фактически произведенных расходов муниципальных образований за счет бюджетных кредитов на общую сумму 902,9 млн рублей. Указанной реструктуризацией воспользовались 7 муниципальных образований.
Суммарный объем муниципального долга за 2018 год увеличился на 531 млн рублей или 5,7 процента и на 1 января 2019 года составил 9781,9 млн рублей. В структуре преобладающую долю занимают банковские кредиты - 85,0 процента, бюджетные кредиты - 14,4 процента, гарантии - 0,6 процента.
Суммарный объем муниципального долга на 1 сентября 2019 года составил 10330,3 млн рублей и увеличился по сравнению с началом года на 5,6 процента. Структура относительно начала года незначительно изменилась - доля банковских кредитов сократилась и составила 79,3 процента, бюджетных кредитов - возросла и составила 20,3 процента, гарантий - сократилась и составила 0,4 процента.
Предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам в 2020 году и плановый период 2021 и 2022 годов запланировано, в том числе для покрытия временных кассовых разрывов со сроком возврата в течение финансового года и для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов со сроком пользования до трех лет. Плата за пользование бюджетными кредитами не увеличится и составит 0,1 процента. При этом обязательным условием для предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам будет ограничение ставок по привлекаемым ими кредитам кредитных организаций на уровне "ключевая ставка Центробанка России + 1 процентный пункт" (установленное с 2018 года).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" в среднесрочном периоде предстоит ежегодно проводить оценку долговой устойчивости муниципальных образований области, распределение их по уровням долговой устойчивости, что будет являться основанием для предъявления к ним требований, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
2.1. Основные факторы долговой политики.
2.1.1. Макроэкономические условия реализации долговой политики.
Влияние рисков ухудшения внешней экономической ситуации может привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции и снижению темпов экономического роста, снижению доходов, и, как следствие, негативно отразиться на возможности осуществления государственных заимствований в нужных объемах и на приемлемых условиях.
2.1.2. Высокий уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо стремиться к тому, чтобы объем государственного долга, темпы его снижения и структура соответствовали дополнительным ограничениям, установленным условиями заключенных в 2017 году с Министерством финансов Российской Федерации дополнительных соглашений в рамках реструктуризации бюджетных кредитов.
2.1.3. Необходимость увеличения расходных обязательств для обеспечения условий и достижения установленных показателей результативности при софинансировании расходных обязательств Саратовской области из федерального бюджета, в том числе в рамках национальных проектов.
В связи с началом реализации национальных проектов в 2019 году резко увеличился объем целевых межбюджетных трансфертов, предусматривающих софинансирование обязательств области из федерального бюджета: по состоянию на 1 сентября 2019 года объем целевых межбюджетных трансфертов запланирован в объеме 14678,4 млн рублей, что в 3,4 раза выше уровня 2018 года.
Это соответственно обусловило и увеличение собственных средств областного бюджета для выполнения условий софинансирования - по состоянию на 1 сентября 2019 года обязательства областного бюджета, софинансируемые из федерального бюджета, предусмотрены в сумме 4127,0 млн рублей или в 2,4 раза больше уровня 2018 года (даже несмотря на то, что для Саратовской области уровень софинансирования в рамках национальных проектов увеличен с 89 процентов ("обычное" софинансирование") до 98 процентов.
Кроме того, при предоставлении целевых федеральных средств зачастую софинансируется не весь спектр требуемых обязательств и объемов бюджетных средств, выделяемых в рамках софинансирования обязательств регионов, недостаточно для выполнения устанавливаемых показателей результативности по соответствующим межбюджетным трансфертам. Это в свою очередь обуславливает необходимость направления регионами на эти цели дополнительных бюджетных средств. Так, по состоянию на 1 сентября 2019 года сверх уровня федерального софинансирования для выполнения установленных показателей результативности предусмотрено 557,0 млн рублей.
Учитывая, что с учетом исключения с 2019 года из объектов налогообложения налога на имущество организаций движимого имущества, окончанием проведения основной части мероприятий по оптимизации бюджетных расходов реальных дополнительных источников для обеспечения возросших обязательств у области не имеется и в этой ситуации единственным выходом является привлечение заемных средств.
2.1.4. Состояние рынка финансовых услуг.
В среднесрочной перспективе кредиты, привлеченные от кредитных организаций, сохранят для Саратовской области роль основного источника финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Мониторинг рынка финансовых услуг останется важнейшим мероприятием при реализации долговой политики.
2.2. Характер и направления долговой политики.
2.2.1. Вне зависимости от макроэкономических сценариев и состояния рынка финансовых услуг долговая политика продолжит характеризоваться:
направленностью на обеспечение способности Саратовской области осуществлять государственные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Фактический объем государственных заимствований должен определяться результатами исполнения областного бюджета, анализом рынка финансовых услуг, а также соблюдением обязательств, предусмотренных соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов;
прозрачной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, постоянным и эффективным информационным взаимодействием с финансовыми организациями.
2.2.2. Долговая политика на среднесрочную перспективу будет направлена на максимально возможное соблюдение дополнительных ограничений, установленных условиями заключенных в 2017 году с Министерством финансов Российской Федерации дополнительных соглашений в рамках реструктуризации бюджетных кредитов.
3. Цели и задачи долговой политики области
Долговая политика области предусматривает установление конкретных результатов в среднесрочной перспективе при управлении долговыми обязательствами, соотнесении рисков и объемов государственных заимствований, мониторинге и управлении операциями, связанными с объемом, структурой и графиками платежей по государственному долгу, создание условий для обеспечения возможности осуществления заимствований в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Саратовской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2021 годов.
3.1. Основные цели долговой политики Саратовской области - минимизация рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, ограничение уровня государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств и сохранение финансовой устойчивости областного бюджета.
3.2. Основными задачами долговой политики области являются:
совершенствование сложившейся системы управления государственным долгом;
поддержание уровня долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учетом максимально возможного соблюдения дополнительных ограничений, установленных условиями соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, дополнительных соглашений в рамках реструктуризации бюджетных кредитов;
оптимизация структуры государственного долга области с целью минимизации стоимости его обслуживания;
использование государственных ценных бумаг области как одного из источников долгосрочного финансирования дефицита бюджета;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом области;
обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;
поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их улучшению;
повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете областного бюджета.
3.3. Основными направлениями долговой политики области являются:
продление реализации действующих планов мероприятий по оздоровлению государственных финансов области до 2024 года включительно;
реализация плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Саратовской области о налогах и сборах, утвержденного распоряжением Правительства Саратовской области от 30 июня 2017 года N 146-Пр;
выполнение показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";
выполнение целевых показателей (индикаторов), предусмотренных подпрограммой "Управление региональными финансами Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие государственного и муниципального управления", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 647-П;
реализация мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П, утвержденным распоряжением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2016 года N 359-Пр;
максимально возможное соблюдение соотношений государственного долга области и его рыночной части к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;
обеспечение в 2019-2024 годах дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
использование государственных ценных бумаг;
вхождение Саратовской области в продление реструктуризации по бюджетным кредитам до 2029 года включительно;
принятие мер по равномерному распределению выплат по обслуживанию и погашению государственного долга области по годам с целью исключения "пиков" выплат по долговым обязательствам;
проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание заимствований, как на региональном, так и на местном уровнях;
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации сроком до 90 дней с годовой процентной ставкой 0,1 процента;
установление моратория на предоставление государственных гарантий Саратовской области до 2022 года включительно;
осуществление внедрения автоматизированных процессов по ведению учета долговых обязательств Саратовской области;
повышение (неснижение) уровня долговой устойчивости области.
4. Инструменты реализации долговой политики
Реализация Основных направлений долговой политики области включает следующие инструменты:
4.1. Привлечение кредитов кредитных организаций.
Данный инструмент позволяет использовать заемные средства только в периоды необходимости - привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности, в том числе на рефинансирование долговых обязательств на достаточно продолжительный период, и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.
При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением начальной (максимальной) цены контрактов на привлечение кредитных ресурсов.
В соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде будет продолжена работа по снижению процентных ставок по заключенным государственным контрактам до уровня не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
Аналогичная норма распространяется в отношении муниципальных образований, получающих бюджетные кредиты из областного бюджета.
4.2. Привлечение бюджетных кредитов в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (на пополнение остатков средств на счете бюджета).
Использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета позволяет оперативно привлекать средства с низкой процентной ставкой для покрытия временных кассовых разрывов, традиционно возникающих при исполнении областного бюджета из-за неравномерного исполнения доходной части областного бюджета.
Привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Саратовской области, позволяет снижать расходы на обслуживание государственного долга и направлять полученную экономию на решение приоритетных социально-экономических задач, стоящих перед Правительством Саратовской области.
4.3. Размещение государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг.
Эмиссия государственных ценных бумаг при благоприятной рыночной конъюнктуре позволяет единовременно и в необходимом объеме привлечь внебюджетные средства для исполнения принятых расходных обязательств.
Достоинствами выпуска государственных ценных бумаг является длительный период заимствования финансовых ресурсов и возможность диверсификации государственного долга по видам заимствований и кредиторам.
К недостаткам этого инструмента относятся длительность подготовки эмиссии государственных ценных бумаг, практическая невозможность для субъектов Российской Федерации досрочного выкупа ценных бумаг, находящихся в обращении, а также невозможность снижения процентной ставки по купонному доходу в период срока обращения ценных бумаг.
Проведение регулярного мониторинга финансового рынка позволит рассматривать целесообразность выпуска государственных ценных бумаг исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры.
4.4. Размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации и документов, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, с целью информирования населения Саратовской области и профессиональных участников финансового рынка.
4.5. Реализация:
Планов мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 года N 165-П:
по повышению налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов в консолидированный бюджет Саратовской области;
по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Саратовской области на период до 2020 года;
по сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Саратовской области.
Реализация:
плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Саратовской области о налогах и сборах, утвержденного распоряжением Правительства Саратовской области от 30 июня 2017 года N 146-Пр;
Положения о реализации мероприятий, направленных на рост доходного потенциала области и оптимизацию расходов консолидированного бюджета области до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации", на 2018-2021 годы, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 27 сентября 2018 года N 538-П.
5. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Саратовской области
При планировании и привлечении заимствований необходимо учитывать риски, минимизация которых зачастую является более важной, чем стоимостные показатели заимствований. В рамках Основных направлений долговой политики области под риском понимается возникновение финансовых потерь бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.
С учетом текущего состояния государственного долга области основными в сфере управления государственным долгом являются следующие риски:
риск рефинансирования долговых обязательств;
процентный риск;
операционный риск;
риск несбалансированности бюджета.
Риск рефинансирования долговых обязательств - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые государственные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг рынка финансовых услуг, учитывая складывающиеся на нем тенденции. Способами управления риском рефинансирования являются увеличение доли среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств в общем объеме долговых обязательств; распределение платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств по годам в целях недопущения пиковых нагрузок на областной бюджет; использование различных инструментов реализации долговой политики.
Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок по вновь привлекаемым кредитам от кредитных организаций. Оценка риска осуществляется путем анализа стоимости обслуживания государственных ценных бумаг, кредитов кредитных организаций при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке финансовых услуг, планирования и привлечения новых государственных заимствований путем выбора таких инструментов реализации долговой политики, для которых данный риск отсутствует либо минимален. Такой механизм позволяет обеспечить снижение расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга и одновременно минимизировать риск рефинансирования.
Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных порядков и процедур совершения финансово-долговых операций и других сделок, а также нарушения бюджетного законодательства, иных правил управления государственным долгом, включая некомпетентность или ошибки сотрудников, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем. В целях противодействия возникновению операционного риска необходимо использование нормативных правовых актов в сферах управления государственным долгом и контроля за осуществляемыми операциями, а также эффективных механизмов отчетности.
Риск несбалансированности бюджета - вероятность возникновения условий, которые связаны с проведением налогово-бюджетной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Риски регионального уровня, связанные с проведением налогово-бюджетной политики и долговой политики, в последние годы были значительно уменьшены, в том числе за счет проведения мероприятий по оздоровлению государственных финансов области и соблюдения дополнительных ограничений, установленных условиями соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, дополнительных соглашений в рамках реструктуризации бюджетных кредитов.
Риски федерального уровня связаны с принятием таких решений, которые приводят к росту расходов и снижению доходов региональных и местных бюджетов. Как следствие происходит увеличение объема заимствований для покрытия бюджетного дефицита в связи с необходимостью увеличения отдельных расходных обязательств, в том числе в рамках национальных проектов при отсутствии (недостаточности) роста налоговых и неналоговых доходов областного и местных бюджетов.
В этой связи возрастает риск недостижения показателей, установленных условиями соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, дополнительных соглашений в рамках реструктуризации бюджетных кредитов.
В целях минимизации риска неисполнения показателей, установленных условиями соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, дополнительных соглашений в рамках реструктуризации бюджетных кредитов область необходимо будет стремиться к выполнению условий для продления реструктуризации до 2029 года.
При реализации долговой политики также необходимо учитывать риск недостаточного поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, риск регионального бюджета в связи с необходимостью поддержки местных бюджетов, риск снижения ликвидности рынка финансовых услуг и другие риски, которые прямо или косвенно могут повлиять на характер и направления долговой политики.
Мероприятия по минимизации рисков, связанных с осуществлением заимствований, позволят более обоснованно и маневренно реагировать на возникающие кризисные явления.
6. Повышение прозрачности системы управления государственным долгом Саратовской области
Прозрачность управления долгом предполагает использование ясных формализованных процедур и механизмов управления государственным долгом Саратовской области, публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также основных направлений долговой политики Правительства Саратовской области, повышение качества раскрытия информации, построение эффективного диалога с ведущими рейтинговыми агентствами и инвестиционным сообществом.
В 2017 году рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило:
умеренный рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruBBВ, по рейтингу установлен стабильный прогноз;
умеренный кредитный рейтинг долговому инструменту Саратовской области - облигациям серии 35001 (регистрационный номер RU35001SAR0, ISIN RU000A0ZYG60) на уровне ruВВВ.
В декабре 2018 года рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) повысило:
рейтинг кредитоспособности Саратовской области до уровня ruBBВ+, по рейтингу установлен стабильный прогноз;
кредитный рейтинг долговому инструменту Саратовской области - облигациям серии 35001 (регистрационный номер RU35001SAR0, ISIN RU000A0ZYG60) до уровня ruВВВ+.
Рейтинги |
Ноябрь 2017 года |
Май 2018 года |
Ноябрь 2018 года |
Декабрь 2018 года |
Июнь 2019 года |
Рейтинг кредитоспособности Саратовской области |
ruBBВ |
ruBBВ |
ruBBВ |
ruBBВ+ |
ruBBВ+ |
Кредитный рейтинг долгового инструмента Саратовской области - облигации серии 35001 (регистрационный номер RU35001SAR0, ISIN RU000A0ZYG60) |
ruBBВ |
ruBBВ |
ruBBВ |
ruBBВ+ |
ruBBВ+ |
Ежегодное поддержание уровня и прогнозов рейтингов Саратовской области, отражающие положительные процессы в экономической и финансовой сферах, позволит региону совершить переход на более высокий уровень кредитоспособности и инвестиционной привлекательности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Саратовской области от 25 ноября 2019 г. N 298-Пр "Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Саратовской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"
Текст распоряжения опубликован не был