Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 ноября 2019 г. N 75-АПА19-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой Евгении Васильевны о признании частично не действующими решения Совета Нововилговского сельского поселения XXXV сессии II созыва от 24 июля 2013 г. N 2 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения", решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии III созыва от 22 марта 2016 г. N 3 "Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения", решения Совета Прионежского муниципального района XXXIV сессии III созыва от 20 июня 2017 г. N 4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения"
по апелляционной жалобе Совета Прионежского муниципального района на решение Верховного Суда Республики Карелия от 13 июня 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Попова Евгения Васильевна обратилась в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании не действующими решения Совета Нововилговского сельского поселения XXXV сессии II созыва от 24 июля 2013 г. N 2 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения", решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии III созыва от 22 марта 2016 г. N 3 "Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения", решения Совета Прионежского муниципального района XXXIV сессии III созыва от 20 июня 2017 г. N 4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения" в части установления санитарно-защитной зоны от объекта сельскохозяйственного назначения и в части установления зоны Р (Л) "зоны рекреационного назначения размещения лесов", влекущей применение 30-метрового защитного противопожарного расстояния этой зоны, в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
В обоснование заявленных требований Попова Е.В. указала, что, являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Карелия, ..., имеющего вид разрешенного использования - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством не более трех, она не имеет возможности возвести на нем объект капитального строительства, так как согласно уведомлению администрации Прионежского муниципального района от 8 октября 2018 г. на данном земельном участке недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства в связи с расположением практически всего земельного участка в границах санитарно-защитной зоны объекта сельскохозяйственного назначения (коровника) и в 30-метровом защитном противопожарном расстоянии зоны рекреационного назначения размещения лесов.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 13 июня 2019 г. административное исковое заявление Поповой Е.В. удовлетворено частично.
Суд признал не действующими со дня вступления решения суда в силу:
- решение Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии III созыва от 22 марта 2016 г. N 3 "Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения" в части установления санитарно-защитной зоны от объекта сельскохозяйственного назначения и в части установления функциональной зоны Р (Л) "зоны рекреационного назначения размещения лесов" в отношении земельного участка с кадастровым номером ...;
- решение Совета Прионежского муниципального района XXXIV сессии III созыва от 20 июня 2017 г. N 4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения" в части установления санитарно-защитной зоны от объекта сельскохозяйственного назначения и в части установления функциональной зоны Р (Л) "зоны рекреационного назначения размещения лесов" в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Совета Прионежского муниципального района указано, что суд признал Генеральный план Нововилговского сельского поселения незаконным в части установления функциональной зоны Р (Л) "зона рекреационного назначения размещения лесов", которая в данном генеральном плане отсутствует. Кроме того, превышение Советом полномочий в части установления санитарно-защитной зоны "ПГ2" объекта сельскохозяйственного назначения не может служить основанием для признания незаконными Правил землепользования и застройки в части установления территориальной зоны Р (Л). Также, по мнению Совета, земельный участок с кадастровым номером ... не находится в территориальной зоне Р (Л), а непосредственно граничит с ней, что не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Республики Карелия, административным истцом Поповой Е.В. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
В соответствии с Уставом муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия Совет муниципального образования Прионежского муниципального района является представительным органом муниципального образования и к его полномочиям относится утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1.2.1.1.1200-03 (далее также - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3 Санитарных правил).
Судом установлено, что санитарно-защитная зона от объекта сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном законодательством о санитарном благополучии населения, не установлена.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства Судебная коллегия считает верным вывод суда о том, что отображение на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
В соответствии с разделом 2 и таблицей N 6 Генерального плана Нововилговского сельского поселения установлена Нововилговская функциональная рекреационная зона в целях обустройства мест для занятия спортом, физкультурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха, пикников, охоты, рыбалки на землях лесного фонда между существующей и объездной автодорогой, городской чертой (с восточной стороны), проектируемой автодорогой (с западной стороны), автодорогой Петрозаводск - Санкт-Петербург (с южной стороны).
Пунктом 2.16 Правил землепользования и застройки определен градостроительный регламент территориальной зоны рекреационного назначения размещения лесов Р (Л), где основными видами разрешенного строительства определены: линейные объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, объекты обеспечения пожарной безопасности, парки, скверы, сады, объекты садово-парковой архитектуры, спортивно-оздоровительные трассы, бега, спортивно-оздоровительные трассы.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда о создании правовой неопределенности в отношении земельного участка с кадастровым номером ... указанным территориальным планированием и градостроительным зонированием в части расположения его на картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 13 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Прионежского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 ноября 2019 г. N 75-АПА19-19
Текст определения опубликован не был