Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Роструда
от 11 ноября 2015 г. N 307
Методические рекомендации по организации наставничества в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют цель, задачи и порядок реализации института наставничества в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости.
1.2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных гражданских служащих территориальных органов Роструда (далее - гражданские служащие).
1.3. Наставничество устанавливается в отношении гражданских служащих, впервые поступивших на младшую и старшую группу должностей государственной гражданской службы в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, гражданских служащих, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которых требует назначения наставника (далее - сотрудники, в отношении которых осуществляется наставничество).
2. Задачи наставничества
2.1. Задачами наставничества являются:
2.1.1. Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации сотрудника, в отношении которого осуществляется процедура наставничества, к условиям служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
2.1.2. Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.1.3. Содействие в выработке у сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, навыков поведения, соответствующего Кодексу этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Роструда.
2.1.4. Развитие у сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, ответственного и сознательного отношения к государственной гражданской службе.
2.1.5. Оказание моральной и психологической поддержки сотруднику, в отношении которого осуществляется наставничество, в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей.
2.1.6. Формирование сплоченного грамотного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных государственных гражданских служащих, содействие закреплению на гражданской службе.
3. Организация наставничества
3.1. Наставником может быть профессионально компетентный государственный гражданский служащий, имеющий достаточный опыт работы в государственной инспекции труда (далее - ГИТ), высокие показатели эффективности служебной деятельности, пользующийся авторитетом в коллективе, и замещающий должность не ниже должности сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество.
Кандидатура наставника определяется руководителем ГИТ в течение 3-х рабочих дней после назначения сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность гражданской службы.
3.2. Утверждение государственного гражданского служащего в качестве наставника производится приказом руководителя ГИТ с согласия государственного гражданского служащего не позднее 5-ти рабочих дней со дня назначения лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество, на должность гражданской службы. Копия приказа о назначении наставника направляется в Управление делами Роструда не позднее 5-ти рабочих дней с момента его подписания.
3.3. Допускается осуществление мероприятий наставнической деятельности одним наставником в отношении не более двух сотрудников одновременно, в зависимости от специфики служебной деятельности.
3.4. В течение 5-ти рабочих дней после назначения наставник разрабатывает план по наставничеству для сотрудника, в отношении которого будет осуществляться наставничество. Примерная форма плана по наставничеству приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.5. План по наставничеству составляется в 3-х экземплярах.
3.6. Разработанный наставником план по наставничеству согласовывается с начальником отдела (либо лицом, исполняющим его обязанности) и утверждается руководителем ГИТ в течение 3-х рабочих дней со дня поступления его на утверждение.
3.7. Экземпляр утверждённого плана по наставничеству наставник передаёт под роспись сотруднику, в отношении которого будет осуществляться наставничество, в течение 2-х рабочих дней после его утверждения.
3.8. Срок наставничества устанавливается руководителем ГИТ и не может превышать трех месяцев с даты подписания приказа о назначении наставника.
В срок наставничества не засчитываются период временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.
3.9. Замена наставника может производиться в следующих случаях:
расторжение служебного контракта с наставником;
перевод наставника или сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность или в другое структурное подразделение без изменения периода наставничества;
личная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления обучаемого.
При замене наставника в обязательном порядке вносятся изменения в соответствующий приказ руководителя ГИТ без изменения периода наставничества.
3.10. Ответственность за организацию наставничества в ГИТ несет руководитель ГИТ.
3.11. Руководитель ГИТ:
определяет кандидатуру наставника;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за ним сотрудника, в отношении которого осуществляется процедура наставничества;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с сотрудником, в отношении которого осуществлялось наставничество, с целью определения дальнейших перспектив его профессионального развития;
информирует Управление делами Роструда о факте увольнения сотрудника, в отношении которого осуществлялось наставничество, если это произошло в период осуществления наставнической деятельности.
3.12. Начальник отдела сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество:
создает необходимые условия для совместной работы наставника и сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество;
осуществляет регулярный контроль за ходом осуществления наставничества, при необходимости вносит изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;
рассматривает разногласия, возникшие между сотрудником, в отношении которого осуществляется наставничество, и наставником;
обеспечивает своевременное представление руководителю ГИТ надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
3.13. Управление делами Роструда:
оказывает методическую помощь наставникам в планировании и реализации наставнических мероприятий;
проводит оценку результатов наставнической деятельности в установленном Рострудом порядке;
проводит анализ, обобщение и распространение позитивного опыта наставничества в ГИТ.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с осуществлением наставничества;
давать рекомендации сотруднику, в отношении которого осуществляется наставничество, по выполнению плана по наставничеству;
осуществлять иные действия, необходимые для достижения целей наставничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4.2. Наставник обязан:
разработать план по наставничеству для сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, на основе примерной формы плана по наставничеству и представить его на утверждение руководителю ГИТ;
оказывать сотруднику, в отношении которого проводится наставничество, индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно устранять допущенные ошибки;
передавать сотруднику, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам служебной деятельности;
еженедельно докладывать начальнику отдела либо лицу, исполняющему его обязанности, о ходе выполнения плана по наставничеству.
4.3. При выявлении невыполнения наставником возложенных на него обязанностей (без уважительных причин), наставник может быть отстранен от осуществления наставничества.
5. Права и обязанности сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Сотрудник, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
участвовать в разработке плана по наставничеству;
обращаться за профессиональной помощью к своему наставнику;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения ГИТ.
5.2. Сотрудник, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:
выполнять в установленный срок план по наставничеству, утвержденный руководителем ГИТ;
овладевать практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам служебной деятельности;
ответственно относиться к службе, а также внимательно относиться к своим коллегам.
6. Результаты наставничества
6.1. В течение 5-ти рабочих дней по окончании установленного срока наставничества, наставник представляет руководителю ГИТ отчет об итогах наставничества (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), в котором отражается информация о выполнении плана по наставничеству. После предоставления наставником отчета об итогах наставничества руководитель ГИТ рассматривает и утверждает его в течение 3-х рабочих дней.
6.2. Утвержденный отчет об итогах наставничества представляется в Управление делами Роструда в течение 5-ти рабочих дней после его утверждения.
6.3. Ежегодно, до 25 декабря, Управление делами Роструда представляет руководителю Роструда сводный отчет об организации и результатах наставнической работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.