Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Саратовской области
от 2 декабря 2019 года N 301-Пр
Концепция
подготовки спортивного резерва в Саратовской области до 2025 года
I. Введение
В Концепции подготовки спортивного резерва в Саратовской области до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Саратовской области на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р.
II. Состояние системы подготовки спортивного резерва
В СССР спортивные школы создавались и действовали в системе профсоюзов, ведомств и добровольных спортивных обществ, которые в полном объеме осуществляли материально-техническое обеспечение спортсменов и их участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях.
В 90-х годах XX века были утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. Территориально-ведомственная организация подготовки спортивного резерва, обеспечивающая как массовость, так и высокий уровень качества подготовки, уступила место территориальной организации.
Спортивные федерации не могли в полной мере влиять на процессы подготовки спортивного резерва на региональном уровне, а полномочия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд были закреплены законодательством Российской Федерации только в 2015 году.
Сложилась практика, при которой в подготовке спортивного резерва принимало участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными целями и задачами, ведомственной подчиненностью и источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности, так как эта деятельность регулировалась разным законодательством. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортивной организации привело к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов, не позволяло выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.
В связи с этим назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию указанных организаций в части их наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, была переведена в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
Активная фаза формирования отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку в Саратовской области, пришлась на 2016-2018 годы. Из 35 областных и муниципальных спортивных школ, подведомственных органам управления физической культурой и спортом, создано 31 учреждение спортивной подготовки нового типа, готовящих спортивный резерв для сборных команд страны и области: 16 спортивных школ олимпийского резерва и 15 спортивных школ, что составляет 88,5 процента, в которых занимается 25010 человек, из них 15924 человека или 63,7 процента имеют спортивные разряды и звания, что соответствует плановым показателям государственной программы Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики".
С целью совершенствования системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов были разработаны 42 программы спортивной подготовки по 36 видам спорта.
Результат перехода учреждений дополнительного образования в учреждения спортивной подготовки нового типа - увеличение численности занимающихся на 9365 человек. К началу 2020 года еще 4 муниципальные детско-юношеские спортивные школы будут переведены в организации спортивной подготовки - спортивные школы.
В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, а также разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.
Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Саратовской области в 2018 году число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 60,6 процента штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, составило 27,2 процента, не имеют профессионального физкультурного образования 12,0 процента штатных тренеров. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов.
Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.
Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.
Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.
В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянное совершенствование качества методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва.
Начало 2018 года стало периодом стабилизации в региональной системе подготовки спортивного резерва, были проведены плановые мероприятия по формированию региональной системы подготовки спортивного резерва, законодательство Саратовской области приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации и теперь региональная система подготовки спортивного резерва готова к дальнейшему интенсивному развитию. Таким образом, можно говорить о сформированной спортивной отрасли как самостоятельной отрасли социальной сферы в области, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативную правовую базу, финансовое обеспечение в рамках подпрограммы 1 "Физическая культура и спорт. Подготовка спортивного резерва" государственной программы Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики", а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через созданный центр методического обеспечения спортивной подготовки в Федеральном центре подготовки спортивного резерва позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Вместе с тем на сегодняшний день остается нерешенной проблема недостаточного межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва.
Таким образом, сложившаяся региональная система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.
III. Цели и задачи Концепции
Приоритетными целями Концепции являются:
повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;
повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Саратовской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Достижение целей Концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:
совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения региональной системы подготовки спортивного резерва;
завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование правового регулирования подготовки спортивного резерва;
развитие кадрового потенциала региональной системы подготовки спортивного резерва;
развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
совершенствование системы спортивных соревнований;
создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.
IV. Механизмы реализации Концепции
1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва
Министерство молодежной политики и спорта области формирует региональную систему подготовки спортивного резерва, включая развитие областного центра спортивной подготовки, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Саратовской области, участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирует деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Саратовской области и участию спортивных сборных команд Саратовской области в межрегиональных и во всероссийских спортивных соревнованиях.
В систему управления подготовкой спортивного резерва входят организации, отвечающие за координацию деятельности и организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва.
ГБУ "Саратовский областной центр спортивной подготовки" во взаимодействии с региональными спортивными федерациями (по согласованию) обеспечивает участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Саратовской области, в спортивных мероприятиях единого календарного плана в части тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвует в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта.
2. Завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Регулирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, заключается в установлении требований к их деятельности, статусу и наименованиям, целям и задачам с финансовым, материально-техническим, кадровым и иным ресурсным обеспечением.
Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от их типа и организационно-правовой формы будет предоставлена возможность пройти добровольную аккредитацию на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
Осуществляется межотраслевое взаимодействие, при котором организация, осуществляющая спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы имеет возможность участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки.
3. Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
осуществление мониторинга соответствия правового регулирования региональной системы подготовки спортивного резерва целям и задачам Концепции и внесение в областное законодательство о физической культуре и спорте, а также в иные нормативные правовые акты области соответствующих изменений в установленном порядке;
актуализацию программ спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
совершенствование системы критериев, показателей (целевых индикаторов) и инструментов (методик) оценки эффективности деятельности, организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва.
4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
совершенствование системы подготовки тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
совершенствование систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
повышение средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, до уровня средней заработной платы в области;
внедрение типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов сферы физической культуры и спорта;
разработку и утверждение отраслевых мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров;
внедрение методов стимулирования тренерских кадров к совершенствованию их профессиональных компетенций и к дальнейшей работе по специальности путем реализации положений единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, использования механизмов государственной аттестации, а также посредством оказания практической помощи молодым специалистам в адаптации в профессии, в совершенствовании теоретических и практических знаний.
5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение перехода к нормативно-подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки в полном объеме;
развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, поддержку отечественного производства конкурентоспособного, качественного и доступного спортивного инвентаря и оборудования, в том числе за счет мер государственно-частного партнерства;
разработку и внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
проработку механизма софинансирования из областного бюджета мероприятий по обеспечению уровня финансирования организаций, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
повышение эффективности и качества работ по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
внедрение механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей (в том числе детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, и детей, проходящих обучение в спортивных классах);
внедрение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для прохождения спортивной подготовки.
7. Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
совершенствование системы подготовки кадров для реализации программ научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва;
внедрение лучших методик, полученных в результате инновационной и экспериментальной деятельности, в практическую работу;
внедрение информационных программ, основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организации, осуществляющие спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга).
8. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
определение необходимого количества спортивных соревнований от муниципального уровня до областного уровня;
развитие системы проведения зональных соревнований и комплексных спортивных соревнований.
9. Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
формирование у лиц, проходящих спортивную подготовку, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни на основе обеспечения качественными и доступными услугами по спортивной подготовке с квалифицированными тренерскими кадрами и необходимым ресурсным обеспечением;
воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплине, ответственности, формирование мотивации к росту спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивной сборной команды Российской Федерации и Саратовской области.
V. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Утверждение плана мероприятий по реализации Концепции, который является ее неотъемлемой частью, позволит осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва до 2025 года в 2 этапа:
I этап - 2019-2020 годы;
II этап - 2021-2025 годы.
На I этапе реализации Концепции (2019-2020 годы) планируется:
принятие организационных решений по обеспечению выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
внесение соответствующих изменений в правовые акты области, обеспечивающие реализацию Концепции;
увеличение до 24,5 процента доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 97 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
увеличение до 46 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
На II этапе реализации Концепции (2021-2025 годы) планируется:
продолжение выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
обеспечение совершенствования нормативных правовых актов области по реализации Концепции с учетом правоприменительной практики;
увеличение до 25 процентов доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этап высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 100 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
увеличение до 60 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.