Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Главного управления, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, линейных объектов на территории Омской области, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора, осуществляемого Главным управлением.
1.1. Описание типов и видов подконтрольных субъектов
По состоянию на конец 2019 года количество поднадзорных объектов составляло 520, в том числе: 166 объектов жилищного строительства и 354 объекта социально-культурного и промышленного назначения.
Поскольку Пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54, установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) извещения о начале работ до даты выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, количество поднадзорных объектов не является постоянным в течение года.
В строительстве (реконструкции) объектов участвуют 616 подконтрольных субъектов, в том числе:
- застройщики - физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащем им земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29.07.2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;
- технические заказчики - юридические лица, которые уполномочены застройщиками и от имени застройщиков заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности; лица, осуществляющие строительство - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие работы по договорам о строительстве, реконструкции, заключенным с застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
1.2. Описание ключевых, наиболее значимых рисков для охраняемых законом ценностей
Для подконтрольных субъектов наиболее значимым риском являются нарушения обязательных требований по обеспечению безопасности объектов, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
По результатам проведенного анализа выявленных нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами за истекший период 2019 года установлено, что к административной ответственности привлечено 213 нарушителей, в том числе:
1) за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - 46;
2) за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ) - 77;
3) за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ) - 87;
4) за выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров (ст. 9.5.1 КоАП РФ) - 2;
5) за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ) - 1.
1.3. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
Текущими тенденциями, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы, являются:
- приостановка строительства, реконструкции объектов более чем на 6 месяцев, консервация объектов капитального строительства;
- состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ, связанных с созданием объектов;
- переход к риск-ориентированному подходу при осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по программе проведения проверок.
С учетом существующей социально-экономической ситуации в строительной отрасли очевидно, что указанные тенденции сохранятся и будут оказывать влияние на осуществление надзорной деятельности и профилактическую работу Главного управления в будущем.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований в сфере регионального государственного строительного надзора, стимулирование их к добросовестному осуществлению обязанностей должно способствовать улучшению ситуации в целом и снижению выявляемых в ходе осуществления надзорных мероприятий нарушений.
1.4. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Региональный государственный строительный надзор осуществлялся посредством организации и проведения проверок подконтрольных субъектов.
В соответствии с частью 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка:
- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов *(1);
- наличия разрешения на строительство;
- выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ.
С января 2018 года организация проверок при осуществлении государственного строительного надзора осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Присвоение категории риска объекту осуществляется Главным управлением после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего распоряжения начальника Главного управления и отражается в программе проверок.
При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом категории риска объекта и включает:
а) для категории высокого риска - не более 12 проверок;
б) для категории значительного риска - не более 10 проверок;
в) для категории умеренного риска - не более 7 проверок.
Под региональным государственным строительным надзором Главного управления находится 520 объектов капитального строительства и линейных объектов, в строительстве реконструкции которых участвуют 567 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В 2019 году Главным управлением проведено 620 проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по соблюдению градостроительного законодательства (за аналогичный период 2018 года - 888), из них по программам проверок - 325 (в 2018 году - 423), внеплановых - 295 (в 2018 году - 465).
Статистические данные по количеству выявленных нарушений Главным управлением при осуществлении регионального государственного строительного надзора за 2018 - 2019 годы приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателя |
Период |
|
9 месяцев 2018 года |
9 месяцев 2019 года |
|
Количество проведенных проверок |
888 |
620 |
Количество выявленных административных правонарушений |
357 |
242 |
Количество выявленных нарушений обязательных требований |
1078 |
614 |
Среднее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении надзорных мероприятий в отчетном году *(2) |
1,21 |
0,99 |
Среднее количество выявленных административных правонарушений при проведении надзорных мероприятий в отчетном году *(3) |
0,4 |
0,39 |
Снижение количества выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольных мероприятий за истекший период 2019 года по сравнению с предыдущим периодом связано:
1) с уменьшением количества поднадзорных объектов. Так на сегодняшний день количество объектов капитального строительства, состоящих в реестре
Главного управления составляет - 520, в аналогичном периоде 2018 года количество поднадзорных объектов составляло - 602, на 2017 год - 645;
2) с расширением перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Омской области, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 31 мая 2017 года N 150-п. Так на 30.09.2019 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска выдано - 127 разрешений на строительство, за аналогичный период 2018 года количество выданных разрешений составляло - 258;
3) с реализацией одного из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности - проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований в сфере регионального государственного строительного надзора, стимулирование их к добросовестному выполнению своих функций.
Все перечисленные факторы способствовали улучшению ситуации в целом и снижению количества выявленных в ходе осуществления контрольных мероприятий нарушений обязательных требований.
При осуществлении регионального государственного строительного надзора Главным управлением в 2019 году выдано 158 предписаний об устранении нарушений.
В 2019 году Главным управлением для 44 субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления регионального государственного строительного надзора, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
*(1) в редакции Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ
*(2) Рассчитывается как отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных проверок
*(3) Рассчитывается как отношение количества выявленных административных правонарушений к количеству проведенных проверок
1.5 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора Главным управлением выявлен ряд наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов, проверка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора.
Исходя из вида и специфики нарушений, причинами их совершения являются: низкое качество подготовки проектной документации и выполнения инженерных изысканий; применение в ходе строительства материалов, характеристики которых не соответствуют нормируемым показателям, предусмотренным проектом; ускорение сроков реализации проектов; недостаточно эффективный строительный контроль в процессе строительства, реконструкции, а также низкий уровень квалификации лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Совершенствование механизмов осуществления контрольно-надзорной деятельности является одной из основных задач Главного управления.
Главным управлением реализована в полном объеме Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области регионального государственного строительного надзора на 2019 год, утвержденная приказом Главного управления от 26 сентября 2019 года N 35-од, в том числе:
- в рамках реализации целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р (далее - целевая модель) 27 сентября 2019 года утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается Главным управлением при осуществлении регионального государственного строительного надзора (далее - Руководство). Руководство размещено на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в подразделе "Перечень обязательных требований" раздела "Отраслевая информация";
- в рамках реализации целевой модели 10 октября 2019 года проведено совместное с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами исполнительной власти Омской области публичное мероприятие по обсуждению результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления за 9 месяцев 2019 года (далее - публичное мероприятие). В публичном мероприятии приняли участие Министерство экономики Омской области, Главное управление МЧС России по Омской области, Управление Роспотребнадзора по Омской области, Региональная энергетическая комиссия Омской области, саморегулируемые организации Ассоциация "Строители Омска" и НП "Союз строителей Омской области", строительные организации, адъюнкт адъюнктуры Омской академии МВД Российской Федерации и должностные лица Главного управления.
Информация об итогах проведения публичного мероприятия размещена на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделе "Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности" раздела "Отраслевая информация";
- в рамках межведомственного взаимодействия принято участие в заседаниях Архитектурно-градостроительного совета города Омска, рабочих групп (межведомственных комиссий) по отдельным проблемным вопросам применения обязательных требований, эффективности реализации профилактических мероприятий для совместной выработки управленческих решений в целях устранения причин возникновения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- проведено 32 совещания с застройщиками, руководителями и специалистами подрядных организаций по вопросам обеспечения безопасности объектов капитального строительства, организации и обеспечению соблюдения порядка эффективности строительного контроля, качества законченных строительством объектов;
- освещены в СМИ актуальные вопросы о "недостроях" города Омска, о необходимости консервации объекта капитального строительства, в случае приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем;
- оказано 465 адресных консультаций подконтрольным субъектам по вопросам применения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
1.6 Возможные варианты решения проблемы с помощью профилактических мероприятий Программы
Главным управлением в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, определен перечень мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей Программы.
Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:
1) размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного строительного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения совещаний и семинаров, проведение адресной консультативной помощи и разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований - подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) проведение публичных обсуждений правоприменительной практики;
4) регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности Главным управлением и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
5) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации Программы, является низкий уровень правовой грамотности подконтрольных субъектов, который может привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.