Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 июля 2006 г. N АОЗ-4194/06-5
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 марта 2007 г. N Ф04-90/2007 (30916-А03-37)
См. также Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 19 октября 2006 г. N А03-4194/06-5
Резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 24 июля 2006 г."
Арбитражный суд Алтайского края, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Д", с. Шимолино Благовещенского района Алтайского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Алтайскому краю, р. п. Благовещенка Алтайского края о признании недействительным решения N РКП-4-10 от 14.03.2006 г. о привлечении к налоговой ответственности, установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Д" (далее - СПК "Д"; налогоплательщик; кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Алтайскому краю (далее - налоговая инспекция; ответчик) о признании недействительным ее решения N РКП-4-10 от 14.03.2006 г. о привлечении кооператива к налоговой ответственности.
В обоснование заявленных требований указано, что налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненных деклараций по земельному налогу за 2004 год, по результатам которой вынесено оспариваемое решение о привлечении кооператива к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 38 746 руб. 40 коп. и доначислен к уплате налог в сумме 193 732 руб., начислено пени в сумме 9943 руб. 47 коп. и направлено требование N 27346 от 21.03.2006 г. об уплате налога, с чем кооператив не согласен. 29 июня 2004 года в инспекцию была представлена декларация по земельному налогу за 2004 год, в которой указана площадь земельного участка по землям поселений 690 000 кв. метров и исчислен налог в сумме 196 719 руб. Впоследствии была обнаружена ошибка при определении налогооблагаемой площади земельного участка по землям поселений и исчислении данного налога, в связи с чем 15.12.2005 г. была подана уточненная налоговая декларация, в которой налогооблагаемая площадь данного земельного участка указана в размере 10 472 кв. метров и исчислен налог в сумме 2986 руб. В оспариваемом решении указано, что кооперативом неправомерно уменьшена налогооблагаемая база по земельному участку, занятому под строениями, и при этом инспекция ссылается на ст. 83 ЗК РФ, считая, что указанный земельный участок относится к категории земель поселений. Однако спорные земельные участки находятся за чертой населенного пункта и используются кооперативом для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Доначисление земельного налога по участкам, которые используются для нужд сельского хозяйства и которые находятся за чертой населенного пункта, фактически является повторным взиманием налога за те земельные участки, по которым налог исчислен и уплачен, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ недопустимо. В своем решении от 14.03.2006 г. инспекция указывает, что в свидетельстве от 01.03.2000 г., выданном на основании постановления Администрации Благовещенского района N 3 от 15.01.1993 г., застроенная территория кооператива составляет 90 га., уменьшенная постановлением Администрации Благовещенского района N 450 от 16.05.2000 г. до 69 га, и на этом основании доначисляет налог. В Законе РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" понятие застроенная территория отсутствует. Кроме того, само свидетельство носит противоречивый характер, т.к. выдано спустя семь лет после издания постановления N 3 от 15.01.1993 г., также запись "Прочие земли", где говорится о застроенной территории - 90 га дописана в данном свидетельстве без указания даты, лица, ее дописавшего, и не заверена надлежащим образом. Согласно данным обмера земельных участков СПК "Д" индивидуальным предпринимателем Ш.А.Ю., площадь земельного участка, находящаяся в черте населенного пункта и относящаяся к категории земель поселений, составляет 1,0472 га. В подтверждение размера данного земельного участка налоговой инспекции представлено постановление Администрации Шимолинского сельского совета Благовещенского района, которое инспекцией необоснованно не принято во внимание. Поэтому полагает, что оспариваемое решение вынесено на основании противоречивых данных и не соответствует законодательству и подлежит отмене.
Налоговая инспекция в отзыве на заявление налогоплательщика не согласна с его требованиями и оспариваемое решение считает законным и обоснованным.
В порядке подготовки дела к рассмотрению проводилось предварительное судебное заседание.
В настоящем судебном заседании стороны поддержали свои требования и возражения. В судебном заседании объявлялся перерыв.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд считает требования налогоплательщика не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.12.2005 г. СПК "Д" в Межрайонную инспекцию ФНС России N 8 по Алтайскому краю была представлена уточненная налоговая декларация (первая корректирующая налоговая декларация) по земельному налогу за 2004 год.
В первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год в разделе "Сводный расчет налоговой базы и суммы земельного налога" сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 315 120 руб., в том числе по срокам уплаты: 15.09.2004 г. составляет 157 560 руб., 15.11.2004 г. - 157 560 руб. В корректирующей налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год в разделе 1 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 121 388 руб., в т.ч. по срокам уплаты: 15.09.2004 г. - 60 694 руб., по сроку 15.11.2004 г. - 60 694 руб.
Налоговой инспекцией в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, по результатам которой принято решение N РКП-4-10 от 14.03.2006 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности ввиду занижения налога к уплате на 193 732 руб. По этому решению кооперативу доначислен к уплате земельный налог в сумме 193 732 руб., пени в размере 9943 руб. 47 коп. и применена налоговая санкция по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 38 746 руб. 40 коп.
Налогоплательщик не согласился с решением налоговой инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению инспекции, занижение в налоговой декларации занимаемой кооперативом площади земель поселений.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления и взимания налога на земли (участки), предоставленные юридическим лицам в границах сельских поселений, является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующим земельным комитетом по земельным ресурсам и землеустроительству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие данное право.
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2006 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ устанавливает, что предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и ведения выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Пунктом 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 устанавливается, что земельный налог за участки, предоставленные юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи), взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Администрации Благовещенского района Алтайского края N 3 от 15.01.1993 года Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Благовещенского района 01.03.2000 г. СПК "Д" было выдано свидетельство на право собственности на землю в количестве 27 814 га, в том числе 22 114 га сельхозугодий и 5700 прочих угодий, в состав последних входит 90 га застроенной территории.
Постановлением Администрации Благовещенского района от 16.05.2000 г. "Об инвентаризации земель, занятых общественными постройками" СПК "Д" была уменьшена площадь земель, занятых под постройками на 21 га с последующим зачислением этих площадей в прочие несельскохозяйственные угодия.
Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Установление черты поселений производится на основании градостроительной и землеустроительной документации (ст. 84 ЗК РФ).
В состав поселений могут входить земельные участки, занятые зданиями, строениями сельхозназначения (ст. 85 ЗК РФ). Изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Славгородский территориальный отдел по Благовещенскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю представил налоговой инспекции экспликацию земель СПК "Д" на 01.01.2004 г. и 2005 год, согласно которой застроенная территория 69 га входит в земли поселений.
Это также следует из письма этого же отдела от 26.12.2005 г. N 315 и комитета по земельным ресурсам и землеустройству Благовещенского района от 24.06.2004 г. N 35.
Изменения черты сельских поселений до подачи уточнений декларации не производилось.
Данные обмера земельных участков, произведенных индивидуальным предпринимателем Ш.А.Ю., не являются основанием для расчета (перерасчета) земельного налога.
Из сообщения Славгородского территориального (межрайонного) отдела по Благовещенскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю от 17.07.2006 г. N 250 следует, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" изменения по категории земель поселения в размере 69 га по СПК "Д" произошли после оформления всех соответствующих правоустанавливающих документов и издания постановления Шимолинской сельской администрацией, а также после оформления выписок кадастрового учета земельных участков. И эти изменения по площади и категории земель по земельным участкам под строениями, предназначенными для производства, переработки и хранения сельхозпродукции по СПК "Д" относятся к периоду 2006 года, а не к 2004 году, с которым связано занижение кооперативом земельного налога.
Действовавшие ставки земельного налога сторонами не оспариваются.
При изложенных выше обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований налогоплательщика.
Государственную пошлину в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 4, 17, 27, 29, 34, 35, 104, 167-170, 176, 177, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявления СПК "Д" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Алтайскому краю от 14.03.2006 г. N РКП-4-10 о привлечении СПК "Д" к налоговой ответственности и взыскании с него 193 732 руб. земельного налога за 2004 год, 9943 руб. 47 коп. пени, 38 746 руб. штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 июля 2006 г. N АОЗ-4194/06-5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Алтайского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании