В целях исполнения пункта 7 решения постоянно действующего Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Еврейской автономной области от 29 марта 2018 года N 2, утвержденного распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 12.04.2018 N 150-рг "Об утверждении решений постоянно действующего Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Еврейской автономной области от 29 марта 2018 года N 2, 3":
1. Утвердить прилагаемую Стратегию экологической безопасности Еврейской автономной области на период до 2025 года.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области |
А.Б. Левинталь |
УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением правительства
Еврейской автономной области
от 4 декабря 2019 года N 493-рг
Стратегия
экологической безопасности Еврейской автономной области на период до 2025 года
1. Общие положения
Стратегия экологической безопасности Еврейской автономной области на период до 2025 года (далее - Стратегия) представляет собой систему мер, направленных на создание экологически безопасной среды обитания населения Еврейской автономной области (далее - ЕАО, область), сохранение и восстановление уникальных природных комплексов на территории области.
Стратегия является документом стратегического планирования области и определяет цель, задачи и основные направления реализации государственной политики по обеспечению экологической безопасности.
Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012, закон ЕАО от 28.10.2015 N 792-ОЗ "О стратегическом планировании в Еврейской автономной области", постановление правительства ЕАО от 15.11.2018 N 419-пп "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года".
Стратегия является основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации государственных программ ЕАО в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также планов действий по организации эффективной совместной работы органов исполнительной власти области, федеральных органов исполнительной власти, гражданского общества, направленной на улучшение качества окружающей среды с учетом реализации национального проекта "Экология".
2. Современное состояние экологической безопасности в ЕАО и актуальные проблемы в сфере ее обеспечения
2.1. Охрана водных объектов и качество питьевой воды
Все водные объекты области относятся к бассейну реки Амур.
Гидрографическая сеть области хорошо развита, на ее территории формируют полностью или частично сток более пяти тысяч водотоков. Общая протяженность всей речной системы на территории области составляет более 8 тысяч километров.
Основным источником питания рек на территории области являются дождевые воды преимущественно в летне-осенний период.
По оценке состояния поверхностных вод территории области, проведенной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Дальневосточное УГМС"), воды рек области в основном характеризуются средним и низким уровнем загрязненности по большинству показателей.
На химический состав поверхностных вод рек продолжают оказывать влияние своеобразные природные условия, наличие сложной системы проток, рукавов и водоемов, многообразие озер, наличие рудоносных вод, характерные гидрометеорологические условия.
По-прежнему реки бассейна испытывают большую антропогенную нагрузку. Основными виновниками загрязнения поверхностных вод бассейна Амура остаются золотодобывающие предприятия, промышленные центры и угледобывающие предприятия, расположенные в верховьях реки, а также железнодорожный транспорт, предприятия пищевой промышленности, объекты коммунального хозяйства.
Наблюдения за качеством и химическим составом поверхностных вод на территории области проводились в основные фазы водного режима Центром мониторинга загрязнения окружающей среды ФГБУ "Дальневосточное УГМС" на 6 водных объектах, 7 пунктах наблюдений, 13 створах. На реке Большая Бира у города Биробиджана и у ст. Биракан, на реках: Хинган - у города Облучье, Левый Хинган - у пос. Хинганск, Кульдур - у пос. Кульдур, Тунгуска - у пос. Николаевка и Малая Бира - у с. Алексеевка.
По итогам наблюдений отмечено ухудшение качества воды в реках Большая Бира у ст. Биракан, Малая Бира и Кульдур, что выразилось в изменении класса качества с 3-го, разряд "а", "загрязненная" на 3-й, разряд "б", "очень загрязненная", с 3-го, разряд "б", "очень загрязненная" на 4-й, разряд "а", "грязная" и со 2-го, "слабо загрязненная" на 3-й, разряд "б", "очень загрязненная". В остальных пунктах наблюдения качество воды в реках остаётся на уровне 2017 года.
Вода реки Хинган в целом оценивается как "очень загрязнённая", класса качества 3-го, разряд "б". Наиболее загрязнена река выше города Облучье по отношению к контрольному створу. Относительно 2017 года увеличились среднегодовые концентрации азота нитритного, алюминия и меди в 10,3; 2,6; 1,3 раза соответственно.
В притоке реки Хинган - реке Левый Хинган - существенных изменений в химическом составе воды не отмечалось. Класс качества и разряд оцениваются на уровне 2017 года: 3-й класс, разряд "а", "загрязненная".
Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения ни по одному показателю не выявлено.
Река Большая Бира образуется слиянием рек Сутара и Кульдур, стекающих с Сутарского хребта и хребта Малый Хинган, впадает левым притоком в реку Амур.
В створе реки у города Биробиджана существенных изменений в химическом составе воды не наблюдалось. По качеству вода в реке отнесена к 3-му классу, разряд "б", "очень загрязненная", аналогично 2017 году.
Река Кульдур является левым притоком реки Большая Бира.
Наблюдения проводились в двух створах у пос. Кульдур. Качество воды во всех створах значительно ухудшилось, что соответствует 3-му классу, в фоновом створе характеризуется как "очень загрязнённая", разряд "б", в створе ниже посёлка - "загрязнённая", разряд "а" (в 2017 году повсеместно - 2-й класс, "слабо загрязненная").
Река Малая Бира протекает по территории области и впадает в реку Амур.
Качество воды ухудшилось и оценивается как "грязная", что соответствует 4-му классу разряда "а", в 2017 году - 3-й класс, разряд "б", "очень загрязненная".
Река Тунгуска является одним из главных притоков реки Амур, протекает по территории области. Наблюдения проводились в 2 створах: в районе пос. Николаевка и её притоке реке Кур у пос. Новокуровка в Хабаровском крае.
Значительных изменений качества воды относительно 2017 года не произошло. Класс качества остался прежний: 3-й, разряд "а", "загрязненная".
Природное отклонение качества поверхностных вод от действующих нормативов связано с повышенным содержанием железа, марганца и цинка и характерно в целом для поверхностных вод всего Дальневосточного региона.
Основной объем сброса сточных вод в водные объекты на территории ЕАО осуществляется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и относится к хозяйственно-бытовым стокам. Крупнейшим источником сброса загрязненных сточных вод является МУП "Водоканал" города Биробиджана, на долю которого приходится более 70 процентов всех канализационных стоков области.
Многие из существующих очистных сооружений построены более 40 лет назад и не отвечают современному уровню развития техники, технологий и требованиям очистки сточных вод. В ряде населенных пунктов области вообще отсутствуют системы водоотведения и очистные сооружения канализации.
Суммарный объём сбрасываемых сточных вод в поверхностные водные объекты в 2018 году уменьшился по отношению к уровню прошлого года на 10,49 процента и составил 12,12 млн. м3 против 13,54 млн. м3 в 2017 году.
Объем нормативно очищенных сточных вод составил 1,41 млн. м3, тогда как в 2017 году эта категория ни одним водопользователем не была достигнута. Сброс нормативно очищенных сточных вод осуществлялся ФГБУ "Главрыбвод" (Владимировский осетровый рыбоводный завод), МУП города Хабаровска "Водоканал", ООО "Дальневосточник", ООО "Транснефть - Дальний Восток".
Объем недостаточно очищенных сточных вод в 2018 году составил 10,47 млн. м3 против 13,18 млн. м3 в 2017 году, сброшенных без очистки - 0,24 млн. м3 против 0,36 млн. м3 в 2017 году.
По отношению к 2017 году в 2018 году произошло уменьшение массы сброса в водные объекты нефти и нефтепродуктов, сухого остатка, фосфатов, нитратов, АПАВ, цинка, а также фтора и кальция. В связи с аварийным состоянием очистных сооружений канализации на территории области произошло увеличение массы сброса в водные объекты БПКполн., взвешенных веществ, сульфатов, нитритов, железа, меди, хрома, жиров, кремния и фенолов.
Отмечается низкая эффективность очистки сточных вод вследствие износа технологического оборудования очистных сооружений.
Качество подземных вод на территории области зависит от ряда природных и техногенных факторов. Природная некондиционность подземных вод приурочена к артезианским бассейнам и долинам рек.
Качество питьевых подземных вод на водозаборах области не вызывает особых опасений, за исключением естественных природных некондиций. Вода в течение годового цикла эксплуатации, как правило, соответствует действующим нормативам.
В 2018 году доля источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, осталась на уровне 2017 года и составила 38,4 процента. Удельный вес водоисточников, не соответствующих требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, остался на уровне 2017 года и составил 20,9 процента (показатель по Российской Федерации в 2017 году - 27,3 процента).
Причинами низкого качества питьевой воды на территории области являются в первую очередь факторы природного характера: повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа и марганца, отсутствие эффективной водоочистки в отношении растворенных вредных химических веществ (нитраты), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, а также технические факторы: высокая изношенность водопроводов и разводящих сетей, приводящая к вторичному загрязнению воды, недостаток специализированных санитарно-технических служб, отсутствие плановых капитальных ремонтов, проведение производственного контроля в сокращенном объеме, нестабильная подача воды.
Наихудшая ситуация с загрязнением питьевой воды железом и марганцем в течение ряда лет складывается в Биробиджанском, Смидовичском, Ленинском и Октябрьском районах. Несмотря на то, что большинство водопроводов в этих районах имеют станции обезжелезивания, эксплуатирующими организациями в недостаточной степени осуществляется производственный лабораторный контроль за эффективностью их работы, нерегулярно проводятся промывки фильтров, несвоевременно производится замена фильтрующего материала.
В 2018 году отмечен рост неудовлетворительных проб воды водоемов по санитарно-химическим показателям. Удельный вес проб воды в водоемах 1-й категории (места, используемые для хозяйственно-питьевого водоснабжения), не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическим показателям, по сравнению с прошлым годом увеличился в 1,9 раза и составляет 85,7 процента (в 2017 году - 45,1 процента), а по микробиологическим показателям снизился в 1,3 раза и составляет 33,3 процента (в 2017 году - 44,8 процента). Неудовлетворительных проб по паразитологическим показателям, как и в предыдущие годы, не отмечено.
Аналогичная ситуация возникла и на водоемах, используемых в целях рекреации.
Удельный вес проб воды в водоемах 2-й категории (места массового отдыха населения и зоны рекреации), не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическим показателям, снизился по сравнению с прошлым годом на 22,9 процента, по микробиологическим показателям снизился на 4,4 процента (в 2017 году - 28,8 процента). Неудовлетворительных проб по паразитологическим показателям не выявлено.
Основным направлением деятельности на период до 2025 года в части организации бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой является строительство и реконструкция объектов питьевого водоснабжения на основе современных технологий и оборудования.
2.2. Атмосферный воздух
Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы химическими веществами, поступающими в воздух в газообразном, жидком или твердом состоянии, являются промышленность и транспорт.
В 2018 году в атмосферу населенных пунктов области стационарными источниками выброшено 18,9 тыс. тонн загрязняющих веществ. Выбросы от автомобильного транспорта составили 16,1 тыс. тонн.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, общий объем загрязняющих веществ, отходящих от предприятий, имеющих стационарные источники выбросов, в 2018 году составил 132,8 тыс. тонн, из них уловлено и обезврежено 114,2 тыс. тонн. Степень улавливания составляет 85,9 процента.
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности управлением природных ресурсов правительства области и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО проводится работа по выявлению и учету источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу области, а также установлению природопользователям нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем в ЕАО на протяжении длительного времени экстремально высоких уровней техногенного загрязнения атмосферного воздуха не фиксируется.
Контроль состояния воздушного бассейна в городе Биробиджане осуществляется в рамках государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на одном стационарном посту наблюдений по 4 основным (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота), 4 специфическим (фенол, сажа, формальдегид и бенз(а)пирен) загрязняющим веществам.
Методическое руководство наблюдениями осуществляет Центр мониторинга загрязнения окружающей среды ФГБУ "Дальневосточное УГМС". В соответствии с требованиями РД 52.04.186-89 стационарный пост наблюдений, на основании данных которого определяется уровень загрязнения атмосферы различными примесями, расположен в зоне наибольших концентраций, создаваемых выбросами промышленных предприятий, а также интенсивного движения автотранспорта.
По данным Росстата (годовая форма федерального статистического наблюдения 2-ТП "Воздух"), в 2018 году объем выбросов от стационарных источников в атмосферный воздух в городе Биробиджане составил 8,5 тыс. тонн.
Основной вклад в выбросы от стационарных источников на территории города вносят АО "ДГК" СП "Биробиджанская ТЭЦ" (далее - Биробиджанская ТЭЦ), а также железная дорога, автотранспорт и многочисленные малые котельные.
Содержание основных и специфических примесей в 2018 году не превышает пределов допустимых значений. Исключение составляет бенз(а)пирен, средняя за год величина данной примеси - 3,5 ПДК (в 2017 году - 1,8 ПДК), максимальная величина из среднемесячных значений 7,8 ПДК обнаружена в ноябре (в 2017 году - 6,1 ПДК в декабре).
Концентрации бенз(а)пирена, как и концентрации сажи, возрастают в зимний период времени, что обусловлено неблагоприятной метеорологической обстановкой, характеризующейся высоким количеством инверсий и штилевых ситуаций, которые способствуют высокому уровню загрязнения атмосферы.
Следует отметить, что территория Дальнего Востока отнесена к зоне высокого и очень высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняет рассеивание вредных примесей и способствует их накоплению.
Основной причиной, способствующей возникновению высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха, в частности, бенз(а)пиреном, в центральной части города Биробиджана в районе ул. Пионерской, является наличие сконцентрированных на данной территории следующих источников выбросов: Биробиджанской ТЭЦ, индивидуальных источников отопления с низкими источниками выбросов, стоянок автотранспорта на открытых площадках без учета градостроительных решений, автотранспорта.
Решение проблемы загрязнения атмосферного воздуха города Биробиджана возможно при использовании в качестве основного топлива - природного газа на Биробиджанской ТЭЦ.
2.3. Обращение с отходами производства и потребления
Сохранение природных ресурсов области, обеспечение экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения напрямую связано с необходимостью надлежащей организации сферы обращения с отходами.
Источниками образования отходов на территории области являются: государственные и муниципальные предприятия и учреждения, промышленные и производственные предприятия, юридические лица, индивидуальные предприниматели, население и прочие хозяйствующие субъекты области.
К накоплению отходов также приводит отсутствие технологий по их переработке.
По данным Росстата (годовая форма федерального статистического наблюдения 2-ТП "Отходы"), в 2018 году на предприятиях области образовано 127,632 тыс. тонн отходов, что на 18,25 тыс. тонн больше чем в 2017 году. На конец 2017 года в области оставалось 198,133 тыс. тонн отходов различных классов опасности. Уровень утилизированных и обезвреженных отходов от количества образовавшихся составляет 54,5 процента.
Основная часть отходов размещена в окружающей среде. Сложившаяся система обезвреживания отходов основана на захоронении подавляющего большинства отходов на свалках.
В настоящее время на территории области расположено 3 объекта, предназначенных для размещения отходов и включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Из них 2 объекта предназначены для размещения промышленных отходов (полигон Биробиджанской ТЭЦ, полигон ООО "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат") и 1 объект - для размещения твердых коммунальных отходов (полигон ООО "Полигон").
В 2018 году на территории области была проведена инвентаризация мест (объектов) размещения отходов, в результате которой установлено 50 таких объектов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, в 2018 году на территории области выявлено 65 мест несанкционированного размещения отходов (свалок) общей площадью 2,646 га. Все они не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов, не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению загрязняющих веществ по водоносным горизонтам.
В муниципальных образованиях области преобладает контейнерный способ сбора твердых коммунальных отходов от населения. Контейнерные площадки находятся на территориях 19 муниципальных образований области. В сельских населенных пунктах преобладает бестарный способ вывоза отходов от населения, то есть погрузка мусора осуществляется сразу в мусоровозы. Отсутствие организованного контейнерного сбора твердых бытовых отходов на территории сельских поселений области вызвано следующими причинами:
- слаборазвитая транспортная инфраструктура и удаленность от полигонов твердых коммунальных отходов;
- малая заинтересованность населения в систематизированном вывозе отходов и, следовательно, увеличении своих расходов.
Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области от 09.01.2017 N 4 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Еврейской автономной области (далее - территориальная схема).
Территориальная схема является основополагающим нормативным документом в сфере обращения с отходами для ЕАО, она предусматривает комплекс мер по обезвреживанию и утилизации разных категорий промышленных и бытовых отходов, в основу территориальной схемы заложен механизм управления региональной системой с отходами, основанный на межмуниципальном зонировании территорий области на 3 зоны деятельности регионального оператора в области обращения с отходами. При разработке территориальной схемы учтены приоритет переработки отходов над их захоронением, а также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
На основании комплексного анализа в настоящее время в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области выявлены основные проблемы:
- отсутствие четко организованной системы управления отходами;
- отсутствие систем учета и контроля за образованием отходов и их движением;
- отсутствие объектов по обработке и утилизации отходов;
- несоответствие схемы сбора и материально-технического оснащения в сфере обращения с отходами реальным потребностям населения;
- отсутствие единой политики в сфере обращения с отходами, не позволяющей эффективно решать существующие проблемы.
Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
Планом мероприятий по поэтапному переходу на территории ЕАО к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами, утвержденным распоряжением правительства ЕАО от 07.02.2019 N 34-рп "О реализации на территории Еврейской автономной области плана мероприятий по поэтапному переходу на территории Еврейской автономной области к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами", намечены сроки ввода в эксплуатацию полигонов твердых бытовых отходов IV, V классов: в 2021 году в городе Биробиджане, в 2023 году в поселке Теплоозерск.
В целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.11.2017 N Пр-2319 Управлением Роспотребнадзора по ЕАО совместно с Управлением МВД России по ЕАО и Управлением Росприроднадзора по ЕАО издан совместный приказ N 25/26 от 07.02.2018 "О создании межведомственной рейдовой группы" и организованы рабочие встречи, в ходе которых намечены комплексные мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного транспортирования и размещения отходов, организован оперативный обмен информацией о возможных нарушениях в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Одной из первоочередных задач, стоящих перед органами исполнительной власти области, становится создание комплексных систем управления отходами.
2.4. Сохранение биологического разнообразия
Животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, технического, лекарственного сырья, поэтому охрана и рациональное его использование представляют собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение различных потребностей общества.
Фауна позвоночных животных области насчитывает 483 вида. Из них млекопитающие представлены 67 видами, птицы - 308, рептилии - 9, амфибии - 7, рыбы - 92.
Птицы - наиболее широко представленный в Среднем Приамурье класс позвоночных животных. Здесь доминируют перелетные виды, гнездящиеся на территории области (59 процентов); птицы, встречающиеся на пролете в период весенне-осенних миграций, составляют 18 процентов от общего числа видов; еще 16 процентов приходится на оседлые виды, постоянно обитающие в границах региона; остальные 7 процентов приходятся на зимующие, залетные и кочующие виды, эпизодически встречающиеся на территории области.
Среди водных биологических ресурсов области широко представлены рыбные ресурсы.
В настоящее время в пределах области обитают представители 12 отрядов рыб и рыбообразных.
Шесть видов рыб, являющихся редкими в водоёмах области, включены в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу ЕАО: чёрный амур, чёрный амурский лещ, желтощёк, мелкочешуйчатый желтопёр, сом Солдатова, ауха.
По результатам мониторинга экологического состояния редких и исчезающих видов диких животных внесены соответствующие изменения в перечень видов животных, включенных в Красную книгу ЕАО, а также подготовлен оригинал-макет Красной книги ЕАО (позвоночные животные), в который включены 11 видов млекопитающих, 63 вида птиц, 5 видов пресмыкающихся и 6 видов рыб. Макет Красной книги ЕАО размещен на Официальном интернет-портале органов государственной власти области.
За последние 5 лет в области сохраняется удовлетворительная экологическая ситуация в части охраны и воспроизводства объектов животного мира, обитающих в состоянии естественной свободы.
Вместе с тем остается нерешенным ряд проблем.
Объекты животного мира, обитающие на территории области, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают его биологическое разнообразие и используются как объекты промысловой, спортивной и любительской охоты.
Незаконная охота является одним из распространенных экологических преступлений. Хотя она и не относится к тяжким преступлениям, однако общественную и экологическую опасность незаконной охоты нельзя недооценивать. В результате этого преступления уничтожается большое количество ценных животных и птиц и причиненный природе ущерб вряд ли можно возместить материально.
В последние годы несмотря на браконьерство, численность охотничьих ресурсов незначительно, но увеличивается.
В рамках осуществления мер по сохранению и рациональному использованию охотничьих ресурсов постановлением губернатора области от 19.07.2013 N 187 "Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Еврейской автономной области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения" введены ограничения по срокам добывания на отдельные виды диких животных, составляющих кормовую основу амурским тиграм.
Ежегодно в целях профилактики возникновения заболеваний диких животных, опасных для здоровья человека и домашних животных (африканская чума, птичий грипп, бешенство), организуются и проводятся мероприятия по регулированию численности охотничьих ресурсов.
Государственной программой области "Охрана объектов животного мира Еврейской автономной области" на 2016-2021 годы, утвержденной постановлением правительства области от 23.10.2015 N 472-пп, предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих видов животных, в том числе являющихся кормовой базой амурских тигров.
Регулярно осуществляется комплекс биотехнических мероприятий в границах особо охраняемых природных территорий области (далее - ООПТ) и охотничьих угодий области.
Динамика численности охотничьих ресурсов показывает, что количество видов млекопитающих, наиболее ценных в хозяйственном отношении, остается на стабильном уровне.
Ежегодно на рыборазводных заводах области на инкубацию закладывается икра лососевых и осетровых видов рыб с последующим выпуском мальков в реки Амур и Биджан.
На территории области сформированы 22 рыбопромысловых участка, из них: 19 - для организации любительского и спортивного рыболовства и 3 - для осуществления промышленного рыболовства.
Основной проблемой сохранения биологического разнообразия является браконьерство, что пагубно влияет на продуктивность охотничьих угодий области.
2.5. Особо охраняемые природные территории
Существующая сеть особо охраняемых природных территорий области включает заповедник "Бастак" с кластерным участком "Забеловский" федерального значения, 5 государственных природных заказников регионального значения, 17 памятников природы с охранными зонами и 1 дендрологический парк регионального значения. Общая площадь ООПТ составляет 457320,43 га (11,6 процента от территории области). Информация об ООПТ и охранных зонах области внесена в Единый государственный кадастр недвижимости с присвоением им инвентарных номеров.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Бастак" (далее - заповедник) учреждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 96. По функциональному назначению земли заповедника являются ООПТ и относятся к объектам общенационального достояния.
Заповедник расположен на территории Облученского, Биробиджанского и Смидовичского районов области.
Общая площадь заповедника составляет 127094,5 га, в том числе в Облученском районе - 72662,0 га, Биробиджанском - 19109,0 га, в Смидовичском районе расположен кластерный участок "Забеловский" площадью 35323,5 га. Площадь охранной зоны заповедника составляет 26650 га, в том числе в области - 15390 га, в Хабаровском крае - 11160 га.
Заповедник обеспечивает сохранение и восстановление уникальных и типичных природных комплексов, расположенных на его территории, осуществление мероприятий по охране лесов, организацию и осуществление экологического просвещения населения, разработку и внедрение научных методов охраны природы, осуществление экологического мониторинга.
Территория заповедника отличается разнообразным рельефом. В заповеднике имеются как горные, так и равнинные территории. Горы занимают северо-западную часть заповедника, они представляют собой юго-восточные отроги Хингано-Буреинской горной системы. По северной границе расположены наиболее высокие вершины: гора Быдыр (1207 м), гора Туколали (1103 м). К югу горный рельеф понижается до 400-500 м и ниже, этот участок имеет холмистые черты с нечетко выраженными водоразделами, небольшими превышениями плоских и округлых вершин над широкими долинами.
Все реки заповедника относятся к бассейну реки Амур и впадают в ее притоки первого порядка: реки Бира, Тунгуска. К наиболее крупным относятся реки: Бастак, Ин, Большой Сореннак.
Основные типы растительности заповедника: лесной - в северо-западной части и луговой - в юго-восточной. Растительный покров формируют представители маньчжурской, охотской и восточносибирской флористических областей.
В общую базу данных сосудистых растений заповедника включены 788 видов, из низших растений выявлено 592 вида водорослей, 562 вида лишайников, 139 видов мхов. Микобиота насчитывает 687 видов грибов.
Животный мир заповедника включает представителей четырех фаунистических комплексов: восточносибирского, приамурского, охотско-камчатского и даурско-монгольского. Также имеются виды животных, широко представленные в Арктике, Палеарктике и Голарктике.
На территории заповедника обитают 56 видов млекопитающих. Особую ценность представляют амурский тигр и солонгой, занесенные в Красные книги различных рангов (ЕАО, РФ, МСОП).
Ихтиофауна заповедника представлена 58 видами рыб. Водоемы и водотоки заповедника являются постоянным местом нагула и нереста ценных видов туводных и проходных лососеобразных. Здесь также обитают представители ихтиофауны Среднего Амура из отрядов карпообразных, сомообразных, окунеобразных.
Из ценных промысловых видов рыб в заповеднике обитают: серебряный карась, сазан, верхогляд, толстолоб, белый амур, амурский сом, амурская щука, змееголов, кета.
Герпетофауна заповедника и кластерного участка представлена 7 видами земноводных и 4 видами рептилий.
Основными направлениями научных исследований заповедника являются: флористика, геоботаника, ихтиология, орнитология, териология, фенология, физико-химическое состояние атмосферного воздуха и водотоков на основной территории заповедника.
Создание заповедника оказало положительное влияние на сохранение и воспроизводство растительных сообществ и животного мира. Заповедная территория полностью изъята из хозяйственного использования.
На территории государственных природных заказников областного значения достоверно отмечено 46 видов редких животных, что составляет 47,9 процента обитающих в области видов, занесенных в Красную книгу области.
В заказниках произрастает 61 вид растений, занесенных в Красную книгу области, на территориях памятников природы и в дендропарке - 69 видов.
ООПТ имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, восстановления и поддержания возобновимых биологических ресурсов на прилегающих территориях, обеспечения благоприятной окружающей среды как на территории ЕАО, так и в национальном масштабе.
Основной проблемой в сфере деятельности ООПТ является несоблюдение гражданами режима особой охраны ООПТ, что пагубно влияет на устойчивое существование животного и растительного миров, сохранение генетического фонда диких животных и растений.
2.6. Лесовосстановление
Лесная растительность покрывает 45 процентов территории области.
В целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов на территории области осуществляются мероприятия по лесовосстановлению, которые должны обеспечивать сохранение их биологического разнообразия и полезных функций.
Лесовосстановление осуществляется путем естественного и искусственного восстановления лесов.
Естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков лесных растений.
Общая площадь лесного фонда по состоянию на 01 января 2019 года в ЕАО составляла 2108 тыс. га, в том числе земли, покрытые лесной растительностью, - 1548,9 тыс. га.
По итогам 2018 года лесовосстановление было проведено на площади 1858,8 га. Дополнение лесных культур - на площади 448,8 га. На территории области искусственное лесовосстановление выполнено на площади 463,8 га, агротехнические уходы - на площади 1257 га, подготовка почвы под посадку лесных культур - на площади 225 га.
В 2018 году на территории области имелось достаточное количество посадочного материала для выполнения государственных заданий, однако возникла острая необходимость в обеспечении посадочным материалом лесопользователей. Причина дефицита посадочного материала - неблагоприятные погодные условия последние 3 года (резкое увеличение количества осадков в летний период), вызвавшие резкое снижение выхода стандартного посадочного материала, выращиваемого в открытом грунте.
В 2018 году вопрос обеспечения посадочным материалом арендаторами был решен за счет приобретения сеянцев за пределами области, а также в частных лесопитомниках.
Вместе с тем для решения данного вопроса принимаются меры к развитию имеющегося лесопитомника.
В 2016-2017 годах на территории областного лесопитомника построены теплицы на общей площади 0,16 га. В теплицах высеяны семена лиственницы на площади 0,1 га. Использование теплиц позволило снизить сроки выращивания посадочного материала кедра до нормативных размеров (с 3 до 2 лет).
Кроме того, на площади 1,5 га в открытом грунте высеяны семена кедра корейского.
На территории области значительная часть объемов мероприятий по лесовосстановлению осуществляется арендаторами лесного фонда в соответствии с проектами освоения лесов.
В среднем ежегодно арендаторы лесного фонда осуществляют работы по лесовосстановлению (посадку лесных культур) на площади 200-250 га, а также принимают меры по содействию естественному возобновлению леса на площади 1700-1800 га.
Для качественного улучшения состояния дел по лесному семеноводству и выращиванию посадочного материала правительством области рассмотрен вопрос о возможности создания на территории области лесного селекционно-семеноводческого центра с объемом выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой 2,0 млн. шт./год, в том числе кедра корейского и ели по 0,5 млн. шт./год, лиственницы - 1 млн. шт./год, проведены необходимые подготовительные мероприятия.
2.7. Экологическое образование и просвещение
Актуальность экологического образования и просвещения определяется глобальными экологическими вызовами, которые стоят перед человечеством. Они должны быть непрерывными, начиная с дошкольного возраста, и продолжаться на протяжении всей жизни. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: экономии природных ресурсов (воды, энергии и других), правильного обращения с отходами и многое другое.
В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012, формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания приводится в качестве одной из основных задач для достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития. Основы экологических знаний включены в федеральные государственные стандарты основного общего образования.
В ЕАО большое внимание уделяется повышению экологической культуры населения и пропаганде экологических знаний.
В целях формирования бережного отношения к природе и повышения экологической культуры населения области, а также сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в области принят закон ЕАО от 25.10.2018 N 303-ОЗ "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Еврейской автономной области".
Совместно с общественными, молодежными и детскими экологическими объединениями ежегодно в области проводятся мероприятия, посвященные экологическому просвещению. Среди них экологические конкурсы "ЭкоЛидер", "Защитники природы", экологические акции "День птиц", "Зеленый патруль", "Сохраним малые реки", "Дни Амура", фестивали "День Земли", "День тигра" и другие мероприятия.
Ежегодно разрабатываются и планомерно осуществляются мероприятия, направленные на пропаганду природоохранной деятельности в области и формирование бережного отношения населения к природе.
В 2018 году на территории области реализовано свыше 70 мероприятий, направленных на формирование экологической культуры населения, развитие общественной активности и бережного отношения граждан к природе, экологическое просвещение подрастающего поколения, в которых приняли участие около 4000 человек.
Несмотря на проводимую в ЕАО работу в области экологического образования и просвещения населения, значительное количество проблем требует решения.
В сознании большей части населения области до настоящего времени преобладает потребительское отношение к природе и ее ресурсам, нежелание активно содействовать их сохранению и восстановлению. Свыше 80 процентов лесных пожаров происходят по вине человека. Не сформировано культурное обращение с отходами производства и потребления.
Недостаточным является охват детей и молодежи различными направлениями экологического обучения и воспитания, практическим участием в природоохранных мероприятиях.
Имеются трудности в финансовом, кадровом, учебно-методическом и материально-техническом обеспечении образовательного процесса в области экологии.
Основными направлениями деятельности в области экологического образования и просвещения населения являются:
- усиление взаимодействия региональных и муниципальных органов в области экологического образования и просвещения;
- распространение в средствах массовой информации на областном и муниципальном уровнях знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов;
- проведение комплекса информационно-просветительских и пропагандистских мероприятий, направленных на повышение гражданской активности населения области, привлечение внимания населения к экологическим проблемам области;
- вовлечение жителей области в реализацию практических природоохранных мероприятий;
- поддержка деятельности детских и молодежных организаций, осуществляющих практические и просветительские экологические мероприятия.
2.8. Научное и информационное обеспечение в области охраны окружающей среды
Проводимые в области научные исследования по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности затрагивают различные аспекты:
1. Изучение биологического разнообразия на популяционном, видовом и генетическом уровнях, в рамках которого исследуется генетическое разнообразие популяции некоторых охотничье-промысловых видов в Приамурье, включая территорию ЕАО, проводятся флористические и зоологические исследования, связанные с инвентаризацией списков видов, изучается разнообразие лесной растительности области и др.
Экологические исследования охватывают вопросы современного состояния популяций, математического моделирования динамики популяций, влияния биоклиматических условий на самочувствие и здоровье человека, процессы видообразования, взаимодействия видов (конкуренции, гибридизации) и др.
2. В рамках геоэкологических исследований изучение состояния и динамики пойменно-русловых комплексов ЕАО, влияния осушительной мелиорации на экологическое состояние малых рек, динамики природных пожаров и их влияния на состояние геосистем региона и др.
3. Изучение редких и занесенных в Красные книги видов растений и животных.
В регионе ведутся работы по реинтродукции амурского тигра, мониторинг состояния лотоса Комарова, с определенной периодичностью проводится мониторинг и инвентаризация редких видов животных и растений с последующим внесением изменений в Красную книгу ЕАО, фиксируются новые места находок редких видов растений с занесением в электронную базу данных.
4. Проведение исследовательских работ на ООПТ.
В области сформирована сеть ООПТ различного статуса и уровня. Ее центром является заповедник, в границах которого ежегодно проводятся исследования функционирования природных геосистем, в том числе процесса их восстановления после прекращения хозяйственной деятельности, инвентаризация видового разнообразия.
Информация о состоянии окружающей среды в области, результаты проведения научных исследований и государственного надзора доводятся до сведения всех заинтересованных лиц через официальные сайты, базы данных и публикации. Информация о природоохранной деятельности содержится: в ежегодных докладах об экологической ситуации в области и о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в области, информационном вестнике "Бастак заповедный", в Летописи природы, составляемой представителями заповедника, научном журнале "Региональные проблемы", научно-образовательном журнале "Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема" и др. Результаты исследований обсуждаются на научных конференциях, круглых столах, на заседаниях межведомственного экологического Совета области и общественных экологических советов, комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным и растениям при управлении природных ресурсов правительства ЕАО, научно-технических и ученых советов.
Основными направлениями деятельности в рамках Стратегии являются: проведение научно-исследовательских работ, а также научных, научно-практических конференций, секций, семинаров по вопросам охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
3. Цель и ключевые задачи, направленные на обеспечение экологической безопасности в ЕАО, в рамках реализуемых государственных программ области
Целью Стратегии является повышение уровня экологической безопасности граждан, сохранение и рациональное использование природных ресурсов области.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
- снижение уровня негативного антропогенного воздействия на окружающую среду;
- ликвидация накопленного экологического ущерба, восстановление деградированных природных экосистем;
- совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в муниципальных образованиях области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;
- сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов области;
- сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания;
- популяризация экологического воспитания и просвещения среди населения области;
- развитие научного и информационного обеспечения в области охраны окружающей среды.
Достижение цели и решение задач Стратегии планируется осуществить путем поэтапного выполнения мероприятий по её реализации и государственных программ области, предусматривающих реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в том числе:
- "Экология Еврейской автономной области" на 2015-2025 годы;
- "Обращение с отходами производства и потребления в Еврейской автономной области" на 2018-2025 годы;
- "Повышение качества водоснабжения Еврейской автономной области" на 2019-2024 годы;
- "Охрана объектов животного мира Еврейской автономной области" на 2016-2021 годы;
- "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2017-2021 годы.
Кроме того, решение поставленных задач планируется путем реализации мероприятий в рамках региональных проектов национального проекта "Экология".
4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
В результате реализации Стратегии планируется достичь, в том числе:
- улучшения качества питьевой воды, подаваемой населению области;
- комплексного подхода к обращению с отходами на территории области, в том числе ввода в эксплуатацию новых объектов размещения, переработки и обезвреживания отходов;
- устойчивого управления лесами, сохранения и повышения их ресурсно-экологического потенциала, повышения роли лесов в социально-экономическом развитии области;
- стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах леса;
- повышения экологической грамотности и культуры населения области;
- организации научного и информационного обеспечения в области охраны окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Еврейской автономной области от 4 декабря 2019 г. N 493-рп "О Стратегии экологической безопасности Еврейской автономной области на период до 2025 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 4 декабря 2019 г.
Текст распоряжения опубликован в Сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://www.eao.ru/?p=4083) от 6 декабря 2019 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) от 9 декабря 2019 г.