В соответствии со Стратегией развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 2581-р, во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа 2016 года N Пр-1817ГС, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Утвердить Стратегию развития санаторно-курортного комплекса Иркутской области (прилагается).
2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", а также в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
Первый заместитель Губернатора Иркутской области - |
Р.Н.Болотов |
Утверждена
распоряжением Правительства Иркутской области
от 25 ноября 2019 года N 940-рп
Стратегия
развития санаторно-курортного комплекса Иркутской области
Глава 1. Введение
Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Иркутской области (далее - Стратегия) разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа 2016 года и определяет цель, задачи и основные направления по сохранению и укреплению здоровья населения Иркутской области в сфере курортного дела.
Стратегия нацелена на повышение доступности санаторно-курортного лечения для граждан Иркутской области путем дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса Иркутской области и реализацию государственной политики в сфере использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов с расположенными на них объектами и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, предназначенные для лечения и оздоровления населения.
Для цели Стратегии под санаторно-курортным комплексом Иркутской области понимается совокупность следующих объектов и видов деятельности, обеспечивающих лечение, оздоровление и реабилитацию граждан, профилактику заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов:
курорты и лечебно-оздоровительные местности с расположенными на их территории природными лечебными ресурсами и инфраструктурой для осуществления деятельности по санаторно-курортному лечению и организации отдыха населения, туристской и рекреационной деятельности;
организации, оказывающие услуги по санаторно-курортному лечению, и связанные с этим объекты размещения;
научные и образовательные организации в сфере курортного дела.
Стратегия разработана с учетом положений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
В настоящее время в рамках государственной программы Иркутской области "Развитие здравоохранения" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 6 ноября 2018 года N 816-пп (далее - государственная программа), реализуется основное мероприятие "Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение" подпрограммы "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" на 2019 - 2024 годы.
Государственная программа формирует основные направления совершенствования санаторно-курортного лечения.
Стратегия является основой для организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, государственных и частных организаций в сфере курортного дела.
Глава 2. Общая характеристика текущего состояния санаторно-курортного комплекса Иркутской области
Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ) определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Под курортным фондом Иркутской области в соответствии с Федеральным законом N 26-ФЗ понимается совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных районов на территории Иркутской области.
Санаторно-курортные организации в Иркутской области располагают практически всеми известными в мире видами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, относятся к особо охраняемым объектам и территориям, которые могут обеспечить сохранение и дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса Иркутской области.
Ведение государственного учета курортного фонда Иркутской области осуществляется министерством здравоохранения Иркутской области в рамках установленных полномочий путем формирования регионального сегмента государственного реестра курортного фонда Российской Федерации.
В пределах Иркутской области расположен крупнейший в стране (и даже в мире) Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод. Кроме того, минеральные источники имеются в районе Восточных Саян, Байкальского хребта и Патомского нагорья. Суммарные ресурсы минеральной воды в Иркутской области оцениваются в 2,7 тыс. км3. Минеральная вода разнообразна по составу и оздоровительному действию. Всего в Иркутской области насчитывается около 300 источников и скважин, минерализация воды в которых колеблется в очень широких пределах - от 2 до 160 г/л.
По содержанию компонентов и целебному действию минеральные воды многих источников не уступают водам знаменитых курортов Кавказа (Кисловодск, Мацеста), Украины (Трускавец), Западной Европы (Карловы Вары, Бадхомбург, Баден-Баден). Они сопоставимы с такими известными типами вод, как ижевский, украинский, минский, хиловский и некоторые другие. Наибольшее распространение получили хлоридные натриевые воды и рассолы, содержащие бальнеологически активные компоненты (сероводород, бром, радон и другие).
Минеральные воды могут использоваться для промышленного разлива. В настоящее время в Иркутской области разливается в бутылки 7 разновидностей воды, употребляемой в качестве лечебно-столовой: "Иркутская", "Мальтинская", "Аква-Илим", "Сосновогорская", "Братская", "Гелиос", "Ордайская". Реализация населению лечебно-столовой воды осуществляется через розничную торговую сеть.
Подземные минеральные воды применяются для лечения органов кровообращения, пищеварения и дыхания, центральной и периферической нервной системы, печени и почек, заболеваний суставов, позвоночника, при гинекологических расстройствах и т.д.
В настоящее время для лечебно-оздоровительных целей используется не более 10% имеющегося потенциала минеральных вод. Многие уникальные источники до сих пор не задействованы в полной мере и эксплуатируются в основном "диким" способом. В частности, требует обустройства знаменитый Мунокский источник в Казачинско-Ленском районе, вода которого по своим лечебным свойствам сопоставима с водой известного источника "Нафтуся" в Трускавце. На Мунокский источник для лечения приезжают со всей Иркутской области и из других регионов страны. Необходимо освоение прекрасного Олхинского месторождения радоновых вод в районе поселка Моты. Целесообразно более широкое применение больших запасов сероводородных вод так называемой Нукутской Мацесты. Возможно освоение и других не менее уникальных минеральных источников.
Лечебные грязи. В пределах Иркутской области расположено 6 достаточно крупных озер с иловыми, сапропелевыми и торфяными лечебными грязями. Общие их запасы оцениваются в 318 млн м3. Такие объемы могут обеспечить потребности всех лечебно-оздоровительных организаций в Иркутской области в течение длительного периода. В настоящее время сапропелевые грязи используют только 2 санатория и 2 профилактория Иркутской области. Их применяют для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата (суставов и позвоночника), кожных заболеваний.
Другие природные факторы. Эффективными оздоровительными факторами являются чистый горно-таежный воздух, солнце (по количеству солнечных дней Иркутская область не уступает республике Крым), чистая вода рек и водоемов (прогреваемая в летнее время до 20оС и выше), а также многочисленные лекарственные растения и неповторимые природные ландшафты.
В Иркутской области на 1 июня 2019 года функционируют 23 санаторно-курортные организации, из них - 3 организации, подведомственные министерству здравоохранения Иркутской области, 2 - министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, остальные относятся к частной форме собственности: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества. Коечная мощность всех санаторно-курортных организаций составляет 4092 койки.
Таблица 1.
Коечная мощность санаторно-курортных организаций в Иркутской области.
N п/п |
Наименование санаторно-курортной организации |
Муниципальное образование |
Коечная мощность |
1. |
Акционерное общество "Клинический Курорт "Ангара" (далее - Курорт "Ангара") |
г.Иркутск |
328 |
2. |
Областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Санаторий "Юбилейный" (далее - Санаторий "Юбилейный") |
г.Братск |
739 |
3. |
Общество с ограниченной ответственностью Санаторий "Кедр" (далее - Санаторий "Кедр") |
г.Саянск |
276 |
4. |
Санаторий-профилакторий "Родник" Акционерного общества "Ангарская нефтехимическая компания" (далее - Санаторий "Родник") |
г.Ангарск |
235 |
5. |
Общество с ограниченной ответственностью Санаторий "Солнечный" (далее - Санаторий "Солнечный") |
г.Братск |
270 |
6. |
Закрытое акционерное общество "Санаторий Усть-Кут" (далее - Санаторий Усть-Кут) |
г.Усть-Кут |
175 |
7. |
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Усолье" (далее - Санаторий Усолье) |
г.Усолье-Сибирское |
90 |
8. |
Общество с ограниченной ответственностью Санаторий-профилакторий "Иркут" (далее - Санаторий "Иркут") |
г.Иркутск |
17 |
9. |
Санаторий "Электра" Общества с ограниченной ответственностью "Гранд Байкал" (далее - Санаторий "Электра") |
г.Иркутск |
258 |
10. |
Акционерное общество Курорт "Русь" (далее - Курорт "Русь") |
г.Усть-Илимск |
250 |
11. |
Закрытое акционерное общество "Санаторий-профилакторий "Восток-Улан" (далее - Санаторий "Восток-Улан") |
г.Саянск |
175 |
12. |
Санаторий-профилакторий "Сосновые родники" дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Санаторий "Сосновые родники") |
г.Вихоревка |
100 |
13. |
Санаторий "Нукутская Мацеста" (структурное подразделение областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нукутская районная больница") |
поселок Новонукутский |
26 |
14. |
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Сосновая горка" (далее - Санаторий "Сосновая горка") |
Зиминский район, село Самара |
180 |
15. |
Санаторий "Нагалык" (структурное подразделение областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Баяндаевская районная больница") |
Баяндаевский район, село Нагалык |
20 |
16. |
Общество с ограниченной ответственностью Санаторий "Жемчужина Сибири" |
г.Слюдянка |
80 |
17. |
Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр "Шелеховский" |
г.Шелехов |
188 |
18. |
Общество с ограниченной ответственностью Санаторий "Эйсейра" |
г.Усть-Кут |
70 |
19. |
Открытое акционерное общество "Санаторий Братское взморье" (далее - Санаторий "Братское взморье") |
г.Братск |
269 |
20. |
Санаторий-профилакторий "Иркутский" дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" |
г.Иркутск |
100 |
21. |
Санаторий-профилакторий "Истоки" дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" |
г.Нижнеудинск |
64 |
22. |
Санаторий-профилакторий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования филиал "Братского государственного университета" |
г.Братск |
50 |
23. |
Санаторий-профилакторий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" |
г.Иркутск |
132 |
В таблице 2 представлены природные лечебные факторы санаторно-курортных организаций в Иркутской области.
Таблица 2.
Природные лечебные факторы санаторно-курортных организаций в Иркутской области
N п/п |
Наименование санаторно-курортной организации |
Минеральная вода для наружного применения |
Минеральная вода питьевая/минерализация |
Лечебная грязь (генетический тип) |
Место добычи |
1. |
Санаторий "Родник" |
N 1 - 42,0 г/дм3 хлоридно-натриевая |
N 2 - 7,0 - 8,00 г/дм3 N 3 - 3,0 - 4,00 г/дм3 |
бессульфидная, сапропелевая |
Озеро Длинное Усольский район |
2. |
Курорт "Ангара" |
Слабосульфидный хлоридно-натриевый рассол 47,8 г/дм3 с содержанием сероводорода 10 мг/дм3 |
маломинерализованная гидрокарбонатно-сульфатно-хлоридно-натриевого состава |
1) низкоминерализованная бессульфидная, сапропелевая 2) иловая высокоминерализованная до 250 г/л и концентрация сероводорода до 0,59% |
1) Озеро Длинное Усольский р-н 2) озеро Саки |
3. |
Курорт "Русь" |
|
5,1 - 7,5 г/дм3 среднеминерализованная, хлоридно-сульфатно-натриевая |
сапропелевая |
Озеро Боровое, Красноярский край, г.Ессентуки Тамбукая, пакетированная |
4. |
Санаторий "Электра" |
|
гидрокарбонатно-хлоридно-натриевая, обогащенная минералами кальция - 3,01 г/дм3 |
Сульфидно-иловая |
Кавминводы, озеро Тамбукан |
5. |
Санаторий "Кедр" |
Ордайская-1 (120 г/дм3) |
Питьевая лечебно-столовая (4,9 г/дм3) |
пресноводная бессульфидная среднезольная торфяная |
Торфоместорождение Клюквенное, предгорье Саян (90 км от г.Зима) |
6. |
Санаторий "Иркут" |
52,3 г/дм3 с содержанием сероводорода 10 мг/дм3 слабосульфидный хлоридно-натриевый рассол |
питьевая лечебно-столовая сульфатно-хлоридно гидрокарбонатная Аква-Илим (5,1 - 5,9 г/дм3) |
Соленасыщенные сильносульфидные бромные иловые грязи лиманного происхождения |
Сакское месторождение |
7. |
Санаторий "Нагалык" |
|
|
Среднесульфидная низкоминерализованная иловая грязь |
Озеро Нуха-Нур, Баяндаевский район |
8. |
"Санаторий Усолье" |
хлоридно-натриевый рассол Усольского типа 42,0 г/дм3 |
|
Иловая грязь |
Село Мальта, Усольского района |
9. |
Санаторий Усть-Кут |
слаборадоновая рассольная, хлоридно-натриевая вода 134,8 г/дм3 |
|
Среднесульфидные соленасыщенные лечебные грязи Карачинской разновидности |
Озеро "Соленое" |
10. |
Санаторий "Юбилейный" |
Среднеминерализованная бромная хлоридная натриевая (Старорусский тип) 15,8 г/дм3 |
|
пресноводная бессульфидная сапропелевая грязь |
Озеро Длинное Усольский район |
11. |
Санаторий "Солнечный" |
"Гелиос", средней минерализации |
|
сапропелевая грязь |
Озеро "Большой Плиер" Волжского района Республика Марий Эл |
12. |
Санаторий "Восток-Улан" |
"Ордайская" N 2 минеральная вода |
|
бессульфидная среднезольная торфяная грязь Дороховской разновидности |
Торфоместорождение Клюквенное, предгорье Саян (90 км от г.Зима) |
13. |
"Санаторий Братское взморье" |
минеральная вода "Братская" из скважин N 1 и N 2, среднеминерализованная, бромная, сульфатно-магниевая, кальциево-натриевая |
Среднеминерализованная, бромная, сульфатно-магниевая, кальциево-натриевая. бутылочного разлива |
пресноводные бессульфидные сапропелевые лечебные грязи Молтаевской разновидности. |
Озеро Длинное Усольский район |
14. |
Санаторий "Нукутская мацеста" |
вода минеральная сероводородная для наружного применения, общая минерализация 58,9 г/дм3 |
|
|
|
15. |
Санаторий "Сосновая горка" |
|
вода минеральная питьевая лечебно-столовая "Сосновогорская" Общая минерализация 1,9 г/дм3 |
|
|
16. |
Санаторий "Сосновые родники" |
|
привозная бутилированная "Карачинская" |
лечебная грязь |
Общество с ограниченной ответственностью "Курорт Учум" |
В таблице 3 представлено количество пациентов, получивших санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях в Иркутской области в 2016 - 2018 годах.
Таблица 3.
Количество пациентов, получивших санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях в Иркутской области в 2016 - 2018 годы
год |
Взрослые |
Дети |
Всего |
2016 |
31 244 |
13 371 |
44 615 |
2017 |
31 514 |
14 313 |
45 827 |
2018 |
21 627 |
11 984 |
33 611 |
Основная часть доходов в санаторно-курортных организациях сохраняется за счет государственных программ.
Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) осуществляется государственная услуга по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Ежегодно ФСС согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пределах выделенных ассигнований из федерального бюджета проводит конкурентные процедуры по заключению государственных контрактов на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, утверждается на текущий год Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Информация о реализации государственной услуги ФСС в 2016 - 2019 годах представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Реализация государственной услуги ФСС в 2016 - 2019 годы
Год |
Количество инвалидов, состоящих в очереди на CKJI |
Выделенные бюджетные ассигнования (тыс. руб.) |
Количество закупаемых путевок |
2016 |
15 919 |
94 893,3 |
3929 |
2017 |
15 882 |
99 136,6 |
3764 |
2018 |
14 805 |
101 950,5 |
3850 |
2019 |
13 664 |
100 570,7 |
3557 |
В соответствии с подпрограммой "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Иркутской области на 2014 - 2018 годы" государственной программы Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 437-пп, министерством здравоохранения Иркутской области для детей, страдающих хроническими заболеваниями, и детей-инвалидов приобретаются путевки в санаторно-курортные организации в Иркутской области. В 2016 году было приобретено 206 путевок в санаторно-курортные организации в Иркутской области, в 2017 году - 202 путевки, в 2018 году - 201 путевка.
В рамках реализации приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2009 года N 138н "О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России" министерством здравоохранения Иркутской области организована работа по направлению на санаторно-курортное лечение граждан, пострадавших от радиации, больных туберкулезом и детей.
Оформление направлений и путевок министерством здравоохранения Иркутской области осуществляется в информационной системе Министерства здравоохранения Российской Федерации - подсистема мониторинга санаторно-курортного лечения. Данные о пациентах, направленных на санаторно-курортное лечение, и пролеченных пациентах:
1) граждане, пострадавшие от радиации: в 2016 году оформлены направления на 59 человек, из них прошли лечение 15, в 2017 году оформлены направления на 67 человек, их них пролечено 22, в 2018 году направлено 49 человек, из них пролечено 19;
2) дети: в 2016 году оформлены направления на 80 детей, из них прошли лечение 68, в 2017 году оформлены направления на 88 детей, их них пролечено 78, в 2018 году направлено 60 детей, из них пролечено 56;
3) больные туберкулезом: в 2016 году прошли санаторно-курортное лечение 137 человек, в 2017 году - 174 человека, в 2018 году - 155 человек.
На территории Иркутской области реализуется постановление Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года N 309-пп "Об утверждении Положения о предоставлении работникам государственных учреждений Иркутской области компенсации части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Иркутской области". Указанным постановлением предусмотрена компенсация части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортной организации, расположенной на территории Иркутской области, которая предоставляется в форме социальной выплаты работникам государственных учреждений Иркутской области, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Иркутской области, осуществляющих полномочия в сфере социального развития, опеки и попечительства, физической культуры и спорта, молодежной политики, образования, культуры и архивного дела, здравоохранения, приобретшему за счет собственных средств путевку в санаторно-курортную организацию, расположенную на территории Иркутской области, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях повышения качества и доступности оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации взрослому населению Иркутской области министерством здравоохранения Иркутской области разработан и утвержден План мероприятий ("Дорожная карта") по повышению качества и доступности медицинской помощи по медицинской реабилитации взрослому населению Иркутской области на 2018 - 2020 гг. (далее - "Дорожная карта").
Указанная "Дорожная карта" для оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации второго и третьего этапов в стационарных и амбулаторных условиях взрослому населению Иркутской области предусматривает:
создание центра медицинской реабилитации на базе областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская городская больница N 6";
укрепление материально-технической базы отделения медицинской реабилитации областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская городская клиническая больница N 1";
создание отделения медицинской реабилитации в областном государственном автономном учреждении здравоохранения "Братская городская больница N 5";
развертывание дневного стационара по медицинской реабилитации в Санатории "Юбилейный";
создание отделения медицинской реабилитации в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Саянская городская больница";
создание отделения медицинской реабилитации в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Усольская городская больница";
создание отделения медицинской реабилитации в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Черемховская городская больница N 1".
Кроме того, в государственной программе предусмотрено мероприятие "Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение". Для его реализации в 2019 году будут определены плановые объемы оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации второго и третьего этапов в стационарных и амбулаторных условиях взрослому населению Иркутской области на 2020 год для включения их в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 26 декабря 2018 года N 965-пп (далее - Территориальная программа). Также в 2019 году планируется разработка плана мероприятий по оптимизации оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, по различным профилям и его реализация в течение 2019 - 2020 годов.
В рамках реализации "Дорожной карты" с целью своевременного оказания медицинской помощи по профилю "медицинская реабилитация" больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата распоряжением министерства от 11 апреля 2018 года N 1052-мр утверждены рекомендуемые схемы направления (маршрутизации) пациентов на медицинскую реабилитацию при сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата в Иркутской области (2 - 3 этапы) и Шкала реабилитационной маршрутизации для оценки состояния пациентов в процессе направления на этапы медицинской реабилитации в зависимости от подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) с участием санаторно-курортных организаций в Иркутской области, относящихся к частной системе здравоохранения, участвующих в реализации Территориальной программы по профилю "медицинская реабилитация".
В рамках Территориальной программы на базе санаторно-курортных организаций оказывается медицинская реабилитация пациентам непосредственно после стационарного лечения следующих заболеваний: острого нарушения мозгового кровообращения, острого инфаркта миокарда, операции на сердце и магистральных сосудах.
В реализации Территориальной программы на территории Иркутской области в 2019 году принимают участие следующие санаторно-курортные организации: Санаторий "Юбилейный", Санаторий "Солнечный", Курорт "Ангара", Курорт "Русь".
Объемы медицинской помощи для вышеуказанных санаторно-курортные организации определены в соответствии с нормативами, установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506, с учетом численности населения, уровня и структуры заболеваемости, с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, существующей маршрутизации пациентов в Иркутской области. В течение года Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области, состав которой утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2011 года N 394-пп, осуществляет ежемесячный контроль исполнения плановых объемов медицинской помощи и финансовых объемов, вносит необходимые корректировки в указанную программу.
В 2018 году медицинской реабилитацией охвачено 2400 пациентов, из них 55,4% - кардиологической реабилитацией (1330 человек), 36,5% - нейрореабилитацией (878 человек).
В 2017 году медицинской реабилитацией охвачено 2457 человек, из них кардиологической реабилитацией - 1314 человек, нейрореабилитацией - 1143 человека.
На базе Санатория "Сосновая горка" охвачено медицинской реабилитацией в 2018 году 192 ребенка, в 2017 году - 197 детей.
В таблице 5 представлена структура медицинской реабилитации, осуществляемой при госпитализации в санаторно-курортные организации в Иркутской области.
Таблица 5.
Структура медицинской реабилитации, осуществляемой при госпитализации в санаторно-курортные организации в Иркутской области
|
Курорт "Ангара" |
Санаторий "Юбилейный" |
Курорт "Русь" |
Санаторий "Сосновая горка" |
Всего |
по кардиологии: |
990 |
287 |
100/53 |
|
1330 |
острый инфаркт миокарда |
797 |
227 |
- |
|
1024 |
операции на сердце |
171 |
18 |
- |
|
189 |
по неврологии: |
602 |
186 |
92/90 |
|
878 |
острое нарушение мозгового кровообращения |
602 |
185 |
92/90 |
|
877 |
транзиторная ишемическая атака |
|
1 |
|
|
1 |
медицинская реабилитация детей |
|
|
|
192 |
|
Итого (случаев) |
1592 |
473 |
143 |
192 |
2400 |
Лидером по медицинской реабилитации больных с кардиологической и неврологической патологией является Курорт "Ангара", где накоплен многолетний опыт рационального использования различных аспектов реабилитации: медикаментозной, психологической, социальной, физической. Гордость курорта - уникальные природные факторы: хлоридный натриевый рассол, содержащий сероводород, иловые грязи и питьевая минеральная лечебно-столовая вода. Наряду с ними широко используются искусственные газовые, ароматические, вихревые, сухие углекислые ванны, гидромассаж и различные лечебные души. В комплекс курортного лечения входит современная аппаратная физиотерапия, рефлексотерапия, мануальная и психотерапия, лечебная физкультура и массаж.
Острый инфаркт миокарда и острые нарушения мозгового кровообращения остаются наиболее значимой медико-социальной и экономической проблемой современного общества, сохраняя лидирующие позиции в качестве ведущей причины летальности, инвалидизации и социальной дезадаптации.
Принципиально важным является раннее начало реабилитационных мероприятий, преемственность, этапность и мультидисциплинарный подход в лечении и реабилитации больных. На курорты поступают пациенты 3 и 4 класса Шкалы Реабилитационной Маршрутизации (далее - ШРМ). В 2017 году министерством здравоохранения Иркутской области проведена организационно-методическая работа в медицинских организациях в Иркутской области, организованы 3 научно-практических конференции по внедрению ШРМ, реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза. Создана единая система медицинской реабилитации, включающая 1, 2, 3 этапы лечения. В состав мультидисциплинарной бригады входят следующие специалисты: кардиолог, невролог, врач функциональной диагностики, врач-физиотерапевт, логопед, психотерапевт, медицинский психолог, врач ЛФК, диетолог, эндокринолог, иглорефлексотерапевт. В настоящее время ведется подготовка врача эрготерапевта. Мультидисциплинарной реабилитационной бригадой для каждого больного составляется индивидуальная программа, направленная на адекватное и полноценное ее выполнение. Данная программа предполагает комплексное применение методов практической медицины, лекарственной терапии, психологических воздействий, естественных и преформированных физических факторов, а также средств, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента.
Реабилитация больных в санаторно-курортных условиях максимально способствует развитию адаптационных реакций организма к новым условиям функционирования, долгосрочному восстановлению физической работоспособности и расширению возможностей вторичной профилактики.
Введение в практику международной классификации функционирования, ШРМ, определение реабилитационного потенциала позволяет организовать медицинскую реабилитацию пациентов с сердечно-сосудистой и нейрососудистой патологией на качественно новом уровне.
В Иркутской области работает кафедра физиотерапии и курортологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ИГМАПО). За годы работы кафедры проведено более 300 циклов обучения для более 4000 врачей и медицинских сестер в Иркутской области и Республики Бурятия, сотрудниками и практическими врачами Курорта "Ангара" защищено 20 диссертаций (4 докторских), получено 28 патентов Российской Федерации, опубликовано 102 учебных пособия и 15 монографий. В настоящее время в ИГМАПО произошло объединение кафедр медицинской реабилитации и физиотерапии, новая кафедра получила название - кафедра физической и реабилитационной медицины. Ее главной задачей сегодня является разработка и реализация новых образовательных программ.
Итогом многолетней совместной работы кафедры физической и реабилитационной медицины и сотрудников санаторно-курортных организаций является существенный вклад в формирование инновационных подходов к курортной терапии. Это касается появления новых сведений о механизмах и эффективности лечебного действия природных лечебных физических факторов и современных методов аппаратной физиотерапии, особенностях ответных реакций у пациентов пожилого возраста, оценке возможностей комплексного и персонализированного санаторно-курортного лечения.
Негативным фактором, сдерживающим развитие санаторно-курортного комплекса Иркутской области и снижающим его конкурентоспособность на внутреннем и международном рынке санаторно-курортных услуг, является состояние его материально-технической базы. Так, в 16 санаторно-курортных организациях износ зданий составляет более 80%. Состояние материально-технической базы санаторно-курортных организаций в большинстве случаев не соответствует современным стандартам размещения пациентов в санаторно-курортных организациях и требует больших капитальных вложений в реконструкцию.
В большинстве санаторно-курортных организаций здания и помещения не приспособлены для передвижения и размещения маломобильных групп населения, только в 8% санаторно-курортных организациях созданы необходимые условия.
В санаторно-курортных организациях в Иркутской области высок процент износа медицинского оборудования, особенно в организациях частной формы собственности.
Централизованным водоснабжением обеспечены практически все санаторно-курортные организации. Централизованной системой водоотведения и очистными сооружениями обеспечено 94% санаторно-курортные организации.
Иркутская область располагает всеми необходимыми для развития данной отрасли ресурсами (богатейшие запасы минеральных вод, лечебных грязей, целебным климатом, квалифицированным персоналом, научно обоснованными методиками лечения), позволяющими оказывать квалифицированную помощь жителям региона.
Вместе с тем, социальные и экономические изменения последних десятилетий привели к изменениям функционирования санаторно-курортного комплекса Иркутской области. Природные лечебные ресурсы испытывают все большую антропогенную нагрузку, курортная инфраструктура требует модернизации, а территории курортов комплексного подхода к территориальному развитию. Внедрение новых медицинских технологий привело к изменению роли санаторно-курортного лечения, которое все в большей степени используется для оздоровления населения.
Таким образом, сформировался следующий ряд проблем:
необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования по установлению границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны;
недостаточный государственный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
изношенность материально-технической базы санаторно-курортных организаций и инфраструктуры курортов, что приводит к невозможности конкуренции санаторно-курортных организаций в Иркутской области с иностранными аналогичными организациями и санаторно-курортными организациями других регионов Российской Федерации;
необходимость совершенствования подготовки специалистов для медицинских организаций, участвующих в организации санаторно-курортного лечения;
необходимость внедрения клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам профилактики и лечения различных заболеваний с использованием природных лечебных ресурсов;
недостаточный уровень знаний медицинских работников о возможностях санаторно-курортного лечения, а также низкий уровень информированности населения о возможностях санаторно-курортных организаций, использующих природные лечебные ресурсы.
Глава 3. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является повышение доступности санаторно-курортного лечения за счет создания в Иркутской области современного санаторно-курортного комплекса, обеспечивающего развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов, эффективное использование природных лечебных ресурсов, развитие материально-технической базы санаторно-курортных организаций, реализацию потенциала Иркутской области как оздоровительного туризма.
Для достижения цели Стратегии следует решить следующие задачи:
совершенствование системы государственного регулирования развития санаторно-курортного комплекса Иркутской области, в том числе санаторно-курортных организаций (независимо от форм собственности);
совершенствование организации деятельности, кадрового обеспечения санаторно-курортных организаций в Иркутской области;
формирование системы информирования медицинских работников и населения о возможностях санаторно-курортного комплекса Иркутской области;
развитие инфраструктуры курортов, в том числе путем реконструкции санаторно-курортных организаций;
повышение инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса Иркутской области, в том числе для развития его инфраструктуры.
Глава 4. Направления решения задач Стратегии
Совершенствование системы государственного регулирования развития санаторно-курортного комплекса Иркутской области, в том числе санаторно-курортных организаций (независимо от форм собственности), требует принятия следующих мер:
установление обязательности представления санаторно-курортными организациями (независимо от форм собственности) сведений для внесения в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации;
внедрение классификации природных лечебных ресурсов;
определение источников финансирования работ для установления и актуализации границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости и установлением знаков, обозначающих границы зон санитарной охраны;
применение требований к обеспечению сбалансированной антропогенной нагрузки на земли курортов и сохранению природных лечебных ресурсов;
реализация механизмов стимулирования использования земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства, и других неиспользуемых земельных участков, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
использование опыта по эффективному развитию курортной инфраструктуры других субъектов Российской Федерации.
Для совершенствования организации деятельности санаторно-курортных организаций, в том числе развития кадрового потенциала, необходимо принятие следующих мер:
совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности санаторно-курортных организаций, в том числе направленное на усиление государственного контроля в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
внедрение научно обоснованных клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам профилактики и лечения различных заболеваний с использованием природных лечебных ресурсов;
обеспечение непрерывного образования и подготовки медицинских работников в области курортного дела;
использование интерактивных модулей программ повышения квалификации медицинских работников в области курортного дела.
В целях разработки системы информационного сопровождения санаторно-курортного комплекса Иркутской области планируется реализация комплекса мер, включающего:
информирование медицинских работников медицинских организаций о возможностях санаторно-курортного комплекса Иркутской области;
реализацию рекламно-информационной кампании по продвижению услуг санаторно-курортного комплекса Иркутской области;
участие министерства здравоохранения Иркутской области, заинтересованных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, образовательных, научных и иных организаций в специализированных форумах, выставках, конгрессах.
Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса Иркутской области и развитию его инфраструктуры предусматривают:
улучшение материально-технической базы государственных санаторно-курортных организаций, их строительство и реконструкцию в рамках мероприятий государственной программы Иркутской области;
реализацию дифференцированного подхода к вовлечению в коммерческий оборот инфраструктуры санаторно-курортного комплекса Иркутской области, в первую очередь с максимальной степенью износа, находящейся в государственной собственности, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;
использование лучших практик привлечения инвестиций в инфраструктуру санаторно-курортного комплекса Иркутской области;
формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в санаторно-курортный комплекс Иркутской области;
принятие мер по рациональному регулированию налоговой нагрузки на санаторно-курортные организации на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Глава 5. Целевые показатели реализации Стратегии
Результаты реализации Стратегии планируется оценивать исходя из следующих целевых показателей:
численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях, за исключением лиц, получивших амбулаторное лечение;
доля санаторно-курортных организаций, включенных в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, в общем количестве санаторно-курортных организаций, расположенных в Иркутской области;
доля медицинских работников, участвующих в оказании санаторно-курортного лечения, повысивших квалификацию в системе непрерывного медицинского образования.
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в таблице 6.
Таблица 6.
Целевые показатели реализации Стратегии
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя |
|||||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях |
тысяч человек |
45,8 |
33,6 |
40,0 |
43,0 |
45,0 |
45,5 |
46,0 |
46,5 |
Доля санаторно-курортных организаций, включенных в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, в общем количестве санаторно-курортных организаций, расположенных в Иркутской области |
процентов (нарастающим итогом) |
50 |
70 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
Доля медицинских работников, участвующих в оказании санаторно-курортного лечения, повысивших квалификацию в системе непрерывного медицинского образования |
- |
- |
- |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
Глава 6. Особенности реализации Стратегии
В 2019 - 2024 годах предусматриваются:
реализация мер, обеспечивающих совершенствование законодательства Иркутской области в связи с принятием Стратегии;
принятие решений об установлении округов санитарной (горно-санитарной) охраны с обязательным внесением необходимых сведений в Единый государственный реестр недвижимости;
реализация мероприятий по стимулированию привлечения частных инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса Иркутской области;
принятие мер по стимулированию использования земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства, и других неиспользуемых земельных участков, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в целях развития санаторно-курортного комплекса Иркутской области;
применение единых подходов к мониторингу и оценке проводимых на региональном уровне мероприятий Стратегии с учетом особенностей межведомственного взаимодействия и участия социально ориентированных некоммерческих организаций.
Глава 7. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии позволит:
увеличить число граждан Иркутской области, получивших санаторно-курортное лечение;
обеспечить дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса Иркутской области, в том числе увеличить количество санаторно-курортных организаций и мест в них, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также обеспечить безопасные и комфортные условия предоставления санаторно-курортного лечения;
повысить профессиональный уровень специалистов санаторно-курортной отрасли, а также уровень информированности медицинских работников и населения о возможностях санаторно-курортного комплекса Иркутской области;
повысить инвестиционную привлекательность лечебно-оздоровительных местностей и курортов, создать условия для привлечения частных инвестиций в развитие лечебно-оздоровительных местностей, курортов и санаторно-курортных комплексов Иркутской области.
Заместитель Председателя Правительства Иркутской области |
В.Ф.Вобликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 25 ноября 2019 г. N 940-рп "О Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Иркутской области"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 25 ноября 2019 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 13 декабря 2019 г. N 142