Приказ Министерства спорта РФ и Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2019 г. N 970/639
"Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта"
Во исполнение абзаца пятого подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 27 марта 2019 г. от 30 апреля 2019 г. N Пр-759 приказываем:
1. Утвердить прилагаемую Межотраслевую программу развития школьного спорта (далее - Межотраслевая программа).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, разработать и утвердить региональные межотраслевые программы развития школьного спорта.
3. Минспорту России, Минпросвещения России осуществлять ежегодный мониторинг реализации Межотраслевой программы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации Томилову М.В. и заместителя Министра просвещения Российской Федерации Потехину И.П.
Министр спорта |
П.А. Колобков |
Министр просвещения |
О.Ю. Васильева |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минспорта России и
Минпросвещения России
от 25 ноября 2019 г. N 970/639
Межотраслевая программа развития школьного спорта
1. Общие положения
Межотраслевая программа развития школьного спорта (далее - Программа) разработана в соответствии с абзацем пятым подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 27 марта 2019 г. от 30 апреля 2019 г. N Пр-759.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"*(1) поставлена задача по созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышению уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовке спортивного резерва, в целях увеличения до 55,0% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Достижение национальных целей, целевых показателей, выполнение задач в сфере физической культуры и спорта будет обеспечено в рамках реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография".
Укрепление здоровья молодого поколения россиян, приобщение его к систематическим занятиям физической культурой и спортом является одним из приоритетных направлений развития нашей страны.
Разработанная Программа будет содействовать достижению уровня - вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом и направлена не совершенствование физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, в целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся, а также решению задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"*(2).
2. Характеристика современного состояния развития школьного спорта
Пункт 31 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"*(3) определяет школьный спорт как часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(4) (далее - Федеральный закон об образовании) реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
По данным Минпросвещения России, в 2018/19 учебном году общее количество общеобразовательных организаций составило 41,3 тыс. единиц, в том числе 23,6 тыс. - в сельской местности (57,0% от общего числа).
В ходе анализа спортивной инфраструктуры отмечается, что 36,8 тыс. общеобразовательных организаций имеют спортивные залы, 21,7 тыс. - открытые плоскостные сооружения.
Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработало вопрос о потребности (на 1 сентября 2018 года) в создании условий для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях. В частности, было выявлено, что в 12,5 тыс. общеобразовательных организациях имеется потребность в ремонте спортивных залов; в 1733 - в перепрофилировании имеющихся помещений в помещения для занятия физической культурой и спортом; в 6582 - в создании школьного спортивного клуба; в 12214 - в создании открытого плоскостного спортивного сооружения.
По инициативе Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" начиная с 2014 года в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" ежегодно выделяются бюджетные ассигнования в форме субсидий субъектам Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом. Так, за 5 лет 83 субъектам Российской Федерации предоставлены субсидии на указанные цели в объеме 7 944 640,2 тыс. рублей из федерального бюджета, из бюджетов субъектов Российской Федерации выделено более 2 350 000,0 тыс. рублей.
На указанные средства в субъектах Российской Федерации реализованы мероприятия (ремонт спортивных залов, перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы, развитие школьных спортивных клубов, оснащение открытых плоскостных спортивных сооружений спортивным инвентарем и оборудованием) на территории 9 281 общеобразовательной организации.
С 2019 года данное направление деятельности реализуется в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Начиная с 2020 года указанный проект будет реализовываться не только в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, но и в малых городах (с населением до 50 тыс. человек).
Кроме того, в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" (далее - ФЦП) и государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" в субъектах Российской Федерации при общеобразовательных организациях построено 180 спортивных сооружений на общую сумму 3,4 млрд рублей.
Частью 2 статьи 28 Федерального закона об образовании*(4) установлено, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 сентября 2016 г. N 3/16) одобрена и реализуется примерная рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной образовательной организации. Содержание Программы построено по модульному принципу с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В современных условиях физическое воспитание в общеобразовательных организациях осуществляется в самых разнообразных формах: уроки физической культуры и внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, деятельность школьных спортивных клубов, работа спортивных секций, проведение спортивно-массовых мероприятий.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС). Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно на основе ФГОС и с учётом примерной основной образовательной программы. В рамках указанных ФГОС реализуется учебный предмет "Физическая культура", который является обязательным для изучения в объеме трех часов в неделю.
Содержание учебного предмета "Физическая культура" направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально - культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.
Примерная основная образовательная программа учебного предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования включает 6 модульных курсов для каждого уровня образования - спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание и национальный компонент (народные подвижные игры, лапта, городошный спорт). В настоящее время в реестр примерных основных общеобразовательных программ внесены программы по физической культуре в качестве модулей по видам спорта: гандбол, дзюдо. Для повышения мотивации и увеличения двигательной активности на уроках физической культуры используются модули программ по футболу, гимнастике, самбо, фитнес-аэробике, бадминтону, регби и элементы других видов спорта.
В рамках разделов "Основы знаний" и "Способы физкультурной деятельности" изучаются история развития физической культуры, всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); основные направления развития физической культуры в современном обществе; информация об играх древности и современных Олимпийских играх; правила здорового образа жизни, формы организации активного отдыха и средства физической культуры и другие теоретические материалы.
Учитывая, что Федеральным законом об образовании*(4) определено, что образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе школьные спортивные клубы, ФГОС предусматривает организацию внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, мероприятия).
Одновременно требуется обновление содержания и преподавания учебного предмета "Физическая культура", усиление взаимосвязи физической культуры с программами оздоровления, воспитания и социализации с учетом общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностей, ресурсов традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта. Данная задача будет решаться в рамках реализации Концепции преподавания учебного предмета "Физическая культура", утвержденной на заседании коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 24 декабря 2018 г. N ПК-1вн), и настоящей программы.
В целях дальнейшего развития системы физкультурно-спортивного воспитания в части развития в образовательных организациях внеурочной деятельности действует Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2013 г. N 1065 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 2013 г., регистрационный N 30235).
Реализация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях осуществляется в рамках деятельности школьных спортивных клубов (далее - ШСК), спортивных секций и других мероприятий.
По данным Минспорта России, в 11,7 тыс. ШСК занимается более 1,7 млн детей и подростков. Наиболее популярными и массовыми видами спорта являются: футбол, волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, плавание, спортивная борьба, лыжные гонки. В ряде субъектов Российской Федерации организованы школьные спортивные лиги - соревнования среди школьных спортивных команд по видам спорта. В Ленинградской области создано 283 ШСК, проводятся областные соревнования среди школьных команд по 7-ми видам спорта. В Пермском крае функционирует 223 ШСК, проводятся соревнования по видам спорта, координация осуществляется через совещательный орган "Лига школьных спортивных клубов". Ульяновская лига школьного спорта включает проведение соревнований среди ШСК по муниципалитетам, по 4 зонам, а также областной Фестиваль школьного спорта.
Определенное внимание в ШСК уделяется работе с детьми-инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, из многодетных, малообеспеченных или неполных семей, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (5,9 тыс. детей-инвалидов, 133,6 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, 234,0 тыс. обучающихся из многодетных и малообеспеченных семей, 108,6 тыс. детей из неполных семей, 1.0,6 тыс. детей-сирот, 21,6 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей).
Начиная с IV квартала 2017 г. Минспортом России совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации (в настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215*(5) - Минпросвещения России) и Минздравом России осуществляется мониторинг травматизма и смертельных случаев от травм, полученных при занятиях физической культурой и спортом.
По информации, представленной субъектами Российской Федерации, в 2018 году во время занятий физической культурой и спортом произошло 32 смертельных случая, из которых 10 - в образовательных организациях.
При этом в целях предупреждения заболеваний и травматизма, внезапной смерти при занятиях физической культурой и спортом, в том числе среди детей и подростков, необходимо проводить их качественное медицинское обеспечение, а также оценку адекватности физических нагрузок индивидуальному физическому состоянию занимающихся физической культурой.
В настоящее время в целях предотвращения несчастных случаев во время проведения занятий физической культурой и спортом действует приказ Минспорта России от 13 июля 2016 г. N 808 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2016 г., регистрационный N 43881), которым утвержден порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку; Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации, которые направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. N 08-2228); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 с. N 602 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2017 г., регистрационный N 48372) утвержден порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливающий правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, в результате которых обучающимися были получены повреждения здоровья либо повлекших смерть обучающегося.
В настоящее время школьный спорт реализуется не только в рамках образовательной деятельности общеобразовательных организаций, но и в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности.
В образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности в системе образования Российской Федерации, по внутриведомственному мониторингу по итогам 2018 года функционируют 3 155 учреждений с общей численностью обучающихся 1,6 млн человек.
Минпросвещения России и Минспорт России ежегодно утверждают Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий
среди обучающихся образовательных организаций различного уровня образования, который содержит перечень социально значимых мероприятий, в том числе физкультурных и спортивных мероприятий, как комплексных, так и по отдельным видам спорта, а также информационно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни.
Программной и нормативной основой системы физического воспитания населения, устанавливающей государственные требования к уровню физической подготовленности населения, является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), в том числе предусматривающий проведение фестивалей для различных категорий граждан. Ежегодно на базе ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" проводится Фестиваль комплекса ГТО среди обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте 11-15 лет.
В целях повышения интереса у подростков к участию в выполнении нормативов испытании (тестов) комплекса ГТО в 2019 году впервые проведен Всероссийский фестиваль "Игры отважных" среди обучающихся старших классов общеобразовательных организаций. Инициаторами проведения фестиваля выступили Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение "Юность России" и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников".
Основой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки обучающихся, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, а также формирование у детей и подростков здорового образа жизни, являются Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", в которых ежегодно на школьном этапе принимают участие около 11 и 6 млн обучающихся соответственно.
Победители и призеры Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", Фестиваля комплекса ГТО среди обучающихся общеобразовательных организаций вносятся в государственный информационный ресурс Образовательного Фонда "Талант и успех" о детях, проявивших выдающиеся способности.
Начиная с 2018 года Минпросвещения России проводятся Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов. В 2019 году в соревнованиях на муниципальном и региональном этапах приняли участие более 300 000 обучающихся, в финальном этапе - лучшие команды ШСК - победители региональных этапов, 750 обучающихся из 47 регионов России.
Продолжается проведение Всероссийских проектов "Волейбол - в школу", "Баскетбол - в школу", "Мини-футбол - в школу". В целях повышения престижа военной службы у подрастающего поколения и улучшения физической и технической подготовленности молодежи допризывного возраста Минспортом России совместно с Минобороны России ежегодно проводится Спартакиада молодежи России допризывного возраста.
В целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций начиная с 2011 года проводится Всероссийская гимназиада среди обучающихся образовательных организаций.
Под эгидой Международной Федерации школьного спорта (ISF), созданной в 1972 году, объединяющей 106 стран пяти континентов, проводятся чемпионаты мира среди школьников по различным видам спорта, Всемирные гимназиады, в которых российские школьники добиваются достаточно высоких спортивных результатов.
Учитывая положительную динамику развития школьного спорта в Российской Федерации, России впервые было предоставлено право проведения Чемпионата мира по самбо среди школьников, который прошел в г. Орле в августе 2018 года.
Таким образом, в настоящее время в системе образования Российской Федерации предусматривается реализация мероприятий, направленных на создание условий по привлечению детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, однако требуется решить ряд проблем, сдерживающих развитие физической культуры в общеобразовательных организациях:
повышение уровня эффективного использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций;
обеспечение общеобразовательных организаций современным спортивным инвентарем и оборудованием (большое количество общеобразовательных организаций используют устаревшее спортивное оборудование и инвентарь, у которого истекли сроки эксплуатации, отсутствуют паспорта на оборудование и сертификаты на соответствие требованиям безопасности ГОСТ Р (или ТУ при отсутствии соответствующих ГОСТ Р);
обеспечение мониторинга материально-технического состояния спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций;
обновление содержания преподавания урока "Физическая культура" и организации внеурочной работы;
обеспечение повышения квалификации педагогических работников;
расширение сети ШСК;
обеспечение медицинского сопровождения школьного спорта;
разработка современных моделей проведения физкультурных и спортивных мероприятий, отвечающих запросам молодого поколения и мирового опыта.
3. Механизмы развития школьного спорта
Школьный спорт через разнообразие своих форм и методов способствует воспитанию гармонично развитой личности ребенка, имеющего активную жизненную позицию, готового к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Благодаря школьному спорту обучающиеся могут приобретать различные умения и навыки, повышать свои физические возможности, самооценку, формировать здоровые привычки.
В целях решения актуальных проблем развития школьного спорта Программа содержит три подпрограммы, направленные на совершенствование спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций, кадрового и научно-методического обеспечения школьного спорта, физкультурно-спортивной работы.
Развитие современной инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, обеспечивающих обучающихся возможностью систематически заниматься физической культурой и спортом в соответствии с действующим ФГОС, интересами и потребностями детей и молодежи, будет обеспечено через решение следующих задач:
модернизация существующей инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях в соответствии с существующими потребностями и современными требованиями в сфере строительства и оснащения объектов спорта;
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта во вновь создающихся общеобразовательных организациях в соответствии с современными требованиями в сфере строительства и оснащения объектов спорта через разработку и внедрение требований по объемно-планировочным решениям к спортивным объектам в виде дополнений в СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от.29 декабря.2010 г. N 189 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
разработка ГОСТ Р в части спортивного оборудования и инвентаря, используемого для образовательной деятельности и школьного спорта в общеобразовательных организациях, включая оборудование и инвентарь инклюзивного (универсального) дизайна;
создание безбарьерной среды в общеобразовательных организациях в части инфраструктуры физической культуры и спорта, включая разработку соответствующих ГОСТ Р;
создание условий для обеспечения безопасности при занятиях физическим воспитанием и школьным спортом на спортивных объектах общеобразовательных организаций.
Современная кадровая политика в сфере школьного спорта должна основываться на постоянном повышении профессиональной компетентности педагогических работников, освоении эффективных образовательных технологий и получении ими новых знаний.
Для решения задач кадрового обеспечения школьного спорта прежде всего необходимо создание непрерывного цикла повышения квалификации педагогических работников (интерактивные и онлайн-курсы, практикумы-семинары, конкурсы педагогического мастерства, организация стажерских площадок), включая разработку дополнительных профессиональных программ физкультурно-спортивной направленности для педагогических работников образовательных организаций.
Научно-методическое обеспечение школьного спорта должно предусматривать проведение научных исследований в области физической культуры и спорта, воспитания и социализации обучающихся, включая разработку и внедрение в систему общего образования дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, направленных на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.
В части совершенствования физкультурно-спортивной работы предусматривается:
совершенствование образовательных программ;
реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
совершенствование медицинского сопровождения школьного спорта;
увеличение количества ШСК и создание сетевой модели взаимодействия ШСК, включающей различные формы и механизмы оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и их образовательного самоопределения посредством использования портала "Спорт.РДШ.РФ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ, проектов, творческих инициатив дополнительного образования, в том числе в период летней оздоровительной кампании (организация в каникулярный период спортивно-оздоровительных лагерей, тематических смен физкультурно-спортивной направленности для обеспечения непрерывности освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта);
расширение сети школьных спортивных лиг по различным видам спорта во взаимодействии с общероссийскими спортивными федерациями;
модернизация Всероссийского сводного календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, реализующих программы физкультурно-спортивной направленности,
профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, через создание современных моделей проведения физкультурных и спортивных мероприятий, отвечающих запросам молодого поколения;
обеспечение участия спортивных команд школьников Российской Федерации в международных соревнованиях, в том числе Всемирных гимназиадах, Чемпионатах мира (Европы), проводимых среди школьников под эгидой ISF;
проведение различных мероприятий по пропаганде школьного спорта.
Кроме того, в рамках реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" приказом Минспорта России от 1 марта 2019 г. N 175 утвержден перечень субъектов Российской Федерации - экспериментальных площадок, обеспечивающих вовлечение фокус-групп в систематические занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни", включающий 10 ключевых направлений, а также 20 субъектов Российской Федерации. Предметом деятельности экспериментальной площадки является разработка моделей и механизмов вовлечения в занятия физической культурой и спортом различных категорий граждан, в том числе детей школьного возраста. Полученный опыт экспериментальных площадок позволит сформировать модель вовлечения детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом для распространения во всех субъектах Российской Федерации.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций, расширить компетенции преподавательского состава, оснастить общеобразовательные организации методическим обеспечением, совершенствовать урок "Физическая культура" и внеурочную деятельность, создать современную систему организации и проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий в целях повышения уровня физической подготовленности детей школьного возраста.
______________________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2817; N 30, ст. 4717.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 23, ст. 3309;
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2019, N 27, ст. 3537.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2018. N 21, ст. 2981; 2019, N 44, ст. 6186.
Паспорт
Межотраслевой программы развития школьного спорта
Исполнители Программы |
Министерство спорта Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации |
Участники Программы |
Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" ФГБУ "Федеральный научный центр физической культуры и спорта" ОГФСО "Юность России" ООФСО "Всероссийская федерация школьного спорта" ООГДЮО "Российское движение школьников" Ассоциация предприятий спортивной индустрии России Общероссийские спортивные федерации Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Подпрограммы |
Подпрограмма N 1 "Спортивная инфраструктура общеобразовательных организаций" Подпрограмма N 2 "Кадровое и научно-методическое обеспечение школьного спорта" Подпрограмма N 3 "Физкультурно-спортивная работа" |
Цели и задачи Программы |
Цель - создание условий, обеспечивающих обучающихся возможностью систематически заниматься физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Задачи - развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях; создание научно-методической базы школьного спорта; совершенствование физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях, в том числе системы проведения физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся |
Показатели (индикаторы) Программы |
Доля детей школьного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом на базах общеобразовательных организаций во внеурочное время, в общей численности детей школьного возраста; количество общеобразовательных организаций, обновивших материально-техническую базу физической культуры и спорта, расположенных в сельской местности и малых городах; доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб |
Этапы и сроки реализации Программы |
Программа реализуется в 2019-2024 годах. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
В 7000 общеобразовательных организациях обновлена материально-техническая база физической культуры и спорта. В систематические занятия физической культурой и спортом вовлечено не менее 80% детей. Увеличилась доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб. |
Паспорт
подпрограммы N 1 "Спортивная инфраструктура общеобразовательных организаций"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство спорта Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации |
Участники подпрограммы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Ассоциация предприятий спортивной индустрии России Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Цели и задачи подпрограммы |
Цель - создание инфраструктурных условий в общеобразовательных организациях для систематических занятий физической культурой и спортом обучающихся в соответствии с действующими ФГОС, интересами и потребностями детей и молодежи. Задачи - модернизация существующей инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях; развитие инфраструктуры физической культуры и спорта во вновь создающихся общеобразовательных организациях в соответствии с современными требованиями в сфере строительства и оснащения объектов спорта; создание безбарьерной среды в общеобразовательных организациях в части инфраструктуры физической культуры и спорта. |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
Количество построенных муниципальных межшкольных спортивных сооружений; доля общеобразовательных организаций, обеспечивших создание условий для занятий физической культурой и спортом детей с ОВЗ; количество разработанных ГОСТ Р в части спортивного оборудования и инвентаря, используемого для процесса обучения и школьного спорта в общеобразовательных организациях. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2019-2024 годах. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
В 7000 образовательных организациях обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом. Построено 1490 муниципальных межшкольных спортивных сооружений. В образовательных организациях созданы условия для занятий физической культурой и спортом детей с ОВЗ. Разработано 60 ГОСТ Р в части спортивного оборудования и инвентаря, используемого для процесса обучения и школьного спорта в общеобразовательных организациях. |
Паспорт
подпрограммы N 2 "Кадровое и научно-методическое обеспечение школьного спорта"
Исполнители подпрограммы |
Министерство просвещения Российской Федерации Министерство спорта Российской Федерации |
Участники подпрограммы |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" ФГБУ "Федеральный научный центр физической культуры и спорта" ОГФСО "Юность России" ООФСО "Всероссийская федерация школьного спорта" ООГДЮО "Российское движение школьников" Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Цели и задачи подпрограммы |
Цель - повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе через внедрение в практику работы общеобразовательных организаций результатов научных исследований и достижений передового педагогического опыта. Задачи - разработка дополнительных профессиональных программ физкультурно-спортивной направленности для педагогических работников общеобразовательных организаций; организация повышения квалификации педагогических работников в области физической культуры и спорта; разработка и внедрение в систему общего образования программно-методических материалов в области физической культуры и спорта. |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих профессиональное образование в области физической культуры и спорта или по направлению подготовки "Педагогическое образование" по профилю "Физическая культура"; число педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации; количество разработанных программно-методических материалов в области физической культуры и спорта. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2019-2024 годах. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих образование в области физической культуры и спорта, составит не менее 100%; педагогические работники общеобразовательных организаций прошли повышение квалификации; разработаны и внедрены в практику общеобразовательных организаций программно-методические материалы в области физической культуры и спорта. |
Паспорт
подпрограммы N 3 "Физкультурно-спортивная работа"
Исполнители подпрограммы |
Министерство спорта Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации |
Участники подпрограммы |
Министерство здравоохранения Российской Федерации ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" ОГФСО "Юность России" ООФСО "Всероссийская федерация школьного спорта" ООГДЮО "Российское движение школьников" Общероссийские спортивные федерации Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Цели и задачи подпрограммы |
Цель - совершенствование урочной и внеурочной деятельности общеобразовательных организаций. Задачи - реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в общеобразовательных организациях; совершенствование медицинского сопровождения школьного спорта; совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий среди школьников. |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
Доля обучающихся, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); доля обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся данной категории; численность детей школьного возраста, участвующих в мероприятиях Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2019-2024 годах. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Доля обучающихся, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), к 2024 году составит не менее 70,0% от общего числа обучающихся, принявших участие в выполнении нормативов комплекса ГТО. Доля обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся данной категории составит к 2024 году 70,0%. Увеличена численность детей школьного возраста, участвующих в мероприятиях Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта РФ и Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2019 г. N 970/639 "Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта"
Текст приказа опубликован не был
Программой Минспорта России и Минпросвещения России от 17 февраля 2021 г. N 86/59 настоящий документ признан утратившим силу с 17 февраля 2021 г.