11 февраля 2021 г.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Совета депутатов городского округа Саранск от 10 сентября 2008 года N 138 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе Саранск", Уставом городского округа Саранск, постановлением Администрации городского округа Саранск от 18 января 2017 года N 80 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Саранск и Методики оценки эффективности реализации муниципальных программ городского округа Саранск" Администрация городского округа Саранск постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Повышение эффективности управления муниципальными финансами в городском округе Саранск".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Директора Департамента финансов Администрации городского округа Саранск.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Глава городского округа Саранск |
П.Н. Тултаев |
Муниципальная программа
"Повышение эффективности управления муниципальными финансами в городском округе Саранск"
(утв. постановлением Администрации Городского округа Саранск от 30 октября 2020 г. N 1672)
11 февраля 2021 г.
Паспорт изменен с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
Паспорт муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами в городском округе Саранск"
Наименование программы |
Повышение эффективности управления муниципальными финансами в городском округе Саранск |
Дата принятия решения о разработке программы |
Постановление Администрации городского округа Саранск от 26 октября 2020 года N 1647 "Об утверждении перечня муниципальных программ городского округа Саранск, планируемых к реализации в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов" |
Ответственный разработчик программы |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
Ответственный исполнитель программы |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
Соисполнители программы |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск; Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск; Комитет земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
Подпрограммы программы |
1. Эффективное использование бюджетного потенциала; 2. Управление муниципальным долгом городского округа Саранск |
Программно-целевые инструменты |
Мероприятия программы |
Цель программы |
Повышение качества управления муниципальными финансами городского округа Саранск |
Задачи программы |
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Саранск за счет координации стратегического и бюджетного планирования. 2. Эффективное управление муниципальным долгом. 3. Нормативное и методологическое обеспечение бюджетного процесса, организация планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности. 4. Повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля. 5. Увеличение доходов бюджета городского округа Саранск. |
Целевые показатели (индикаторы) программы |
1. Отношение дефицита бюджета городского округа к общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, %: 2021 г. - не более 10,0; 2022 г. - не более 10,0; 2023 г. - не более 10,0. 2. Доля расходов бюджета городского округа, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета, %: 2021 г. - 94,0; 2022 г. - 96,0; 2023 г. - 98,0. 3. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа (в сопоставимых условиях) без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов, %: 2021 г. - 101,9; 2022 г. - 102,0; 2023 г. - 102,1. 4. Отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, %: 2021 г. - 100,0; 2022 г. - 100,0; 2023 г. - 100,0. 5. Доля проведенных контрольных мероприятий внутреннего муниципального финансового контроля в общем количестве запланированных контрольных мероприятий, %: 2021 г. - 100,0; 2022 г. - 100,0; 2023 г. - 100,0. 6. Доля обжалованных предписаний и представлений в общем количестве предписаний и представлений, выданных органом внутреннего муниципального финансового контроля, %: 2021 г. - 0; 2022 г. - 0; 2023 г. - 0. 7. Выполнение прогноза поступлений в бюджет доходов от сдачи в аренду муниципального имущества и приватизации, тыс. руб.: 2021 г. - 109 315,0; 2022 г. - 115 384,4; 2023 г. - 127 287,0. 8. Выполнение прогноза поступлений в бюджет доходов от арендной платы за землю и продажи земли, тыс. руб.: 2021 г. - 135 108,1; 2022 г. - 139 778,3; 2023 г. - 142 689,4. 9. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций), %: 2021 г. - 97,1; 2022 г. - 97,2; 2023 г. - 97,2. |
Этапы и сроки реализации программы |
2021 - 2023 гг. |
Ресурсное обеспечение программы |
Источником финансирования программы являются средства бюджета городского округа Саранск. Общий объем финансирования составит 766 527,9 тыс. руб., в т. ч. по годам реализации: 2021 год - 337 824,5 тыс. руб.; 2022 год - 314 700,7 тыс. руб.; 2023 год - 114 002,7 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты |
1. Создание условий для повышения бюджетного потенциала городского округа за счет роста собственной доходной базы и эффективного управления финансами с целью повышения уровня и качества жизни населения городского округа Саранск. 2. Формирование основной части расходов бюджета городского округа в соответствии с принципами программно-целевого планирования. 3. Повышение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления на всех стадиях бюджетного процесса. 4. Сохранение объема муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне, отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам и расходам на их обслуживание. 5. Повышение эффективности внутреннего муниципального финансового контроля. 6. Увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа Саранск |
Система организации управления и контроля за исполнением программы |
Управление осуществляет Департамент финансов Администрации городского округа Саранск. Контроль осуществляется Управлением экономики Администрации городского округа Саранск |
1. Общая характеристика текущего состояния в сфере муниципальных финансов городского округа Саранск, формулировка основных проблем указанной сфере и прогноз ее развития
Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в городском округе Саранск на протяжении последних лет характеризуется проведением прозрачной бюджетной политики, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Эффективное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения городского округа Саранск, модернизации социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа Саранск.
Настоящая Программа подготовлена с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года", в целях реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа Саранск, необходимой для устойчивого развития экономики городского округа Саранск, в соответствии с постановлением Администрации городского округа Саранск от 18 января 2017 года N 80 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Саранск и Методики оценки эффективности реализации муниципальных программ городского округа Саранск". Ответственным исполнителем Программы является Департамент финансов Администрации городского округа Саранск. Доходная часть бюджета городского округа Саранск за 2019 год исполнена на 83,6% (при плане 7 509,5 млн. руб., фактически поступило в бюджет 6 280,1 млн. руб.), в том числе план поступлений собственных доходов исполнен на 77,1% при прогнозе 3 681,7 млн. руб., поступление составило 2 838,9 млн. рублей, прогноз по безвозмездным поступлениям выполнен на 89,9% (при плане 3 827,8 млн. руб. фактически поступило 3 441,2 млн. руб.), по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы на 90,0% (при плане 3 856,5 млн. руб. фактически поступило 3 470,0 млн. руб). Расходная часть бюджета городского округа Саранск за 2019 год исполнена на 81,8%, при плане - 7 886,6 млн. руб, фактическое исполнение составило - 6 451,0 млн. руб. Наибольший удельный вес в расходах бюджета составили расходы на социальную сферу (образование, культура и кинематография, социальная политика, средства массовой информации, физическая культура и спорт) - 58,6%, жилищно-коммунальное хозяйство - 18,3%, национальную экономику - 12,9%.
По состоянию на 1 января 2020 года фактически муниципальный долг составил 4 462 562,1 тыс. рублей. При этом указанный объем муниципального долга соответствует пункту 5 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ при соблюдении условий, установленных ФЗ от 09.04.2009 г. N 58-ФЗ. Расходы на обслуживание муниципального долга в 2019 году составили 218 216,2 тыс. рублей.
Бюджет за 2019 год исполнен с дефицитом в сумме 170,8 млн. рублей, источниками покрытия которого являлись кредиты кредитных организаций в валюте РФ в сумме 110,0 млн. руб, а также изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме 64,6 млн. руб.
Оценка ожидаемого исполнения бюджета за 2020 год составит по доходам 4 912,3 млн. руб., в том числе по собственным доходам в сумме 2943,7 млн. руб, по расходам в сумме 5219,2 млн. руб. Планируемый дефицит бюджета городского округа Саранск на 2020 год составит 306,9 млн. руб. Ожидаемая доля расходов бюджета городского округа Саранск, формируемых в рамках муниципальных программ, составит 95,0%. По состоянию на 1 октября 2020 года фактически муниципальный долг составил 4 537 891,0 тыс. руб. Расходы на обслуживание муниципального долга по состоянию на 01.10.2020 года составили 175 858,5 тыс. руб. Кредиторская задолженность муниципальных учреждений на 01.10.2020 года составила 1 181 479,5 тыс. руб., на 01.01.2020 года составила 750 633,3 тыс. руб. Недоимка по платежам в бюджет городского округа Саранск на 01.09.2020 года составила 98 177,4 тыс. руб. Объем задолженности по арендным платежам по состоянию на 01.10.2020 за землю составил 49 079,2 тыс. руб., за муниципальное имущество - 3 176,7 тыс. руб.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа в условиях высокого уровня муниципального долга бюджета городского округа Саранск, а также социально-экономической ситуацией, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления и повышению качества управления муниципальными финансами. Этим и определяется необходимость принятия муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами в городском округе Саранск" (далее - Программа).
Реализация Программы обеспечит значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение стратегических задач комплексного социально-экономического развития городского округа Саранск, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста при соблюдении действующих ограничений налогового и бюджетного законодательства РФ, повышения уровня и качества жизни населения.
При реализации Программы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
- изменение бюджетного и налогового законодательства;
- снижение темпов социально-экономического развития городского округа Саранск;
- рост уровня инфляции;
- рост процентных ставок на рынке заимствований Российской Федерации под влиянием экономических или иных факторов;
- чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия.
В целях управления указанными рисками в ходе реализации Программы предусматриваются:
- проведение мониторинга действующего законодательства РФ;
- своевременное внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере управления муниципальными финансами;
- прогнозирование социально-экономического развития городского округа Саранск с учетом возможного ухудшения экономической ситуации;
- планирование условно утвержденных расходов в плановом периоде бюджета городского округа Саранск;
- принятие иных мер в пределах полномочий Департамента финансов Администрации городского округа Саранск.
2. Приоритеты государственной и муниципальной политики в сфере реализации управления муниципальными финансами. Цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации Программы. Сроки и этапы реализации Программы
Приоритеты и цели в сфере реализации Программы определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года N 445;
Стратегия социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года, утвержденная постановлением Администрации городского округа Саранск от 30 апреля 2013 года N 1096;
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа Саранск на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденные постановлением Администрации городского округа Саранск от 25 сентября 2019 года N 1703.
Целью Программы является повышение качества управления муниципальными финансами городского округа Саранск.
В соответствии с целью Программы сформированы следующие основные задачи ее реализации:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Саранск за счет координации стратегического и бюджетного планирования.
В целях реализации задачи планируется:
- повысить надежность экономических прогнозов и консервативность предпосылок, заложенных в основу бюджетного планирования;
- формировать бюджет с учетом прогноза основных параметров развития экономики городского округа Саранск, основанных на реалистичных оценках;
- проводить работу по укреплению доходной базы бюджета городского округа Саранск путем повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов главными администраторами доходов бюджета городского округа и внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты городского округа Саранск;
- проводить оценку эффективности налоговых расходов городского округа Саранск;
- формировать и исполнять бюджет городского округа на основе муниципальных программ;
- принимать новые расходные обязательства на основании взвешенного подхода к определению как объемов средств, необходимых для их исполнения, так и возможностей собственных доходных источников бюджета;
- планировать бюджетные ассигнования исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
- планировать бюджетные ассигнования с учетом ожидаемых результатов от проведения мероприятий по эффективному управлению муниципальным долгом.
2. Эффективное управление муниципальным долгом.
В рамках реализации данной задачи планируется проведение работы по оптимизации объема и структуры муниципального долга, обеспечение соблюдения ограничений, установленных законодательством РФ.
Для решения данной задачи необходимо обеспечить:
- направление налоговых и неналоговых доходов, а также поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, фактически полученных при исполнении бюджета городского округа Саранск сверх утвержденного решением о бюджете городского округа Саранск общего объема доходов, на погашение муниципального долга городского округа Саранск;
- привлечение долговых обязательств исключительно в целях рефинансирования муниципального долга городского округа Саранск;
- мониторинг исполнения бюджета городского округа Саранск с целью определения возможных кассовых разрывов, покрытие которых будет осуществляться за счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в Управлении Федерального казначейства по Республике Мордовия;
- осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры муниципального долга городского округа Саранск с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств и, при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры, проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;
- приостановление предоставлений муниципальных гарантий городского округа Саранск на соответствующий финансовый год и плановый период;
- направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета городского округа Саранск, на досрочное погашение долговых обязательств городского округа Саранск.
3. Нормативное и методологическое обеспечение бюджетного процесса, организация планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
В целях реализации задачи планируется:
- постоянная актуализация нормативного правового и методологического обеспечения в сфере управления муниципальными финансами;
- обеспечение своевременного, полного осуществления оплаты расходов получателей бюджетных средств, кассового обслуживания муниципальных бюджетных и автономных учреждений, укрепление финансовой дисциплины, в том числе за счет контроля за принятием бюджетных обязательств в пределах лимитов бюджетных обязательств.
4. Повышение эффективности внутреннего муниципального финансового контроля.
В целях реализации задачи планируется:
- совершенствование нормативного и методического обеспечения внутреннего муниципального финансового контроля;
- обеспечение координации осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего муниципального финансового контроля;
- повышение квалификации работников, осуществляющих полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю;
- усиление контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
5. Увеличение доходов бюджета городского округа Саранск путем:
- выявления и вовлечения в хозяйственный оборот объектов недвижимости;
- выявления земельных участков, которые не являются объектом налогообложения, уточняющие их площадь и местоположение;
- проведения проверок на предмет выявления признаков использования земельных участков не по целевому назначению;
- проведения проверок на предмет выявления признаков самовольно занятых земельных участков;
- сокращения недоимки по местным налогам.
Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы и их значениях приведены в таблице 1.
Таблица 1 изменена с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
Таблица 1
Достижение целевых значений показателей Программы позволит:
- обеспечить исполнение расходных обязательств городского округа Саранск при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа;
- усилить взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования, осуществлять финансирование расходов бюджета городского округа на основании принципов программно-целевого планирования;
- поддерживать объем муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне, не допускать просроченной задолженности по долговым обязательствам и расходам на их обслуживание;
- повысить открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления на всех стадиях бюджетного процесса;
- реализовывать принцип ответственного управления муниципальными финансами, связанный с наличием эффективной системы исполнения бюджета, что способствует прозрачности и подконтрольности исполнения бюджета городского округа, обеспечению адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств;
- обеспечить эффективную организацию муниципального финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Планируемыми показателями по итогам реализации Программы являются:
- формирование не менее 98% расходов бюджета городского округа в рамках муниципальных программ;
- рост налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 0,1% ежегодно (в сопоставимых условиях);
- сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета городского округа Саранск на 0,1% ежегодно;
- сокращение расходов на обслуживание муниципального долга ежегодно и снижение объема муниципального долга на 10% по состоянию на 01.01.2024 г.
Сроки реализации Программы: 2021 - 2023 годы. Выделение контрольных этапов не предполагается.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы
Реализация программы включает выполнение ряда мероприятий. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы представлена в таблице 2.
Таблица 2 изменена с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
Таблица 2
N |
Наименование подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия подпрограммы |
Ответственный исполнитель, соисполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации мероприятия подпрограммы |
Связь с показателями программы |
|
Начала реализации |
Окончания реализации |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" | |||||||
1. |
Основное мероприятие "Организация бюджетного процесса на территории городского округа Саранск" |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Реализация принципа ответственного управления муниципальными финансами, связанного с наличием эффективной системы управления муниципальными финансами на всех этапах бюджетного процесса |
Нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации |
|
1.1 |
Формирование проекта бюджета городского округа с учетом прогноза долгосрочного социально-экономического развития |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Обеспечение исполнения расходных обязательств городского округа Саранск при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа |
Нарушение ст. 172 БК РФ |
|
1.2 |
Составление и утверждение бюджета городского округа на основе программно-целевого принципа |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Формирование и исполнение бюджета городского округа на основе муниципальных программ, сформированных на основании долгосрочных целей социально-экономического развития |
Снижение доли расходов бюджета, формируемых в рамках программ |
|
1.3 |
Проведение ежеквартального анализа поступлений доходов в бюджет городского округа в разрезе каждого доходного источника и каждого администратора доходов, мониторинга задолженности перед бюджетом городского округа по уплате налогов и иных платежей |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Контроль за исполнением доходов бюджета городского округа. Повышение качества администрирования доходов главными администраторами доходов бюджета городского округа |
Не выполнение плана по поступлению доходов в бюджет |
|
1.4 |
Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Обеспечение эффективной организации внутреннего муниципального финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств |
Нарушение ст. 269.2 БК РФ |
|
1.5 |
Осуществление государственной регистрации права собственности на муниципальные объекты недвижимости |
Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Увеличение поступлений доходов от продажи муниципального имущества и сдачи в аренду |
Снижение поступлений доходов бюджета городского округа Саранск |
|
1.6 |
Заключение договоров аренды земельных участков |
Комитет земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Увеличение поступлений доходов от арендной платы за землю |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
|
1.7 |
Заключение договоров купли-продажи земельных участков |
Комитет земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Увеличение поступлений доходов от продажи земли |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
|
1.8 |
Взыскание задолженности по арендным платежам за землю, от сдачи в аренду муниципального имущества |
Комитет земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск, Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Увеличение поступлений доходов по арендным платежам за землю, аренды муниципального имущества |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
|
Подпрограмма "Управление муниципальным долгом городского округа Саранск" | |||||||
2. |
Основное мероприятие "Обслуживание муниципального долга" |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Соблюдение норм бюджетного законодательства РФ в соответствии со статьями 106 и 107 Бюджетного кодекса РФ |
Нарушение статьи 106 и 107 БК РФ |
|
2.1. |
Проведение анализа долговой нагрузки на бюджет городского округа Саранск |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Поддержание объема муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне |
Нарушение ст. 107 БК РФ |
|
2.2. |
Обеспечение своевременности исполнения долговых обязательств городского округа Саранск |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Ограничение роста расходов на обслуживание муниципального долга |
Нарушение ст. 111 БК РФ |
4. Основные меры правового регулирования
В целях реализации мероприятий Программы планируется утверждение нормативно-правовых актов городского округа Саранск в части управления муниципальными финансами городского округа Саранск в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Раздел 5 изменен с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
5. Ресурсное обеспечение программы и прогнозная оценка расходов за счет всех источников финансирования на реализацию программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Саранск. Общий объем финансовых ресурсов Программы - 766 527,9 тыс. руб. Подробная информация о ресурсном обеспечении Программы представлена в таблице 3.
Таблица 3
N |
Наименование программы, подпрограммы программы, основного мероприятия подпрограммы |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Источники финансирования |
Расходы, тыс. руб. |
|||
Всего |
в том числе |
||||||
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Муниципальная программа "Повышение эффективности управления муниципальными финансами в городском округе Саранск" |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск |
МБ |
766 527,9 |
337 824,5 |
314 700,7 |
114 002,7 |
1.1 |
Подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск |
МБ |
44 310,0 |
17 606,6 |
12 700,7,8 |
14 002,7 |
1.1.1 |
Основное мероприятие "Организация бюджетного процесса на территории городского округа" (содержание Департамента финансов Администрации городского округа Саранск) |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
МБ |
44 310,0 |
17 606,6 |
12 700,7 |
14 002,7 |
1.2 |
Подпрограмма "Управление муниципальным долгом городского округа Саранск" |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
МБ |
722 217,9 |
320 217,9 |
302 000,0 |
100 000,0 |
1.2.1 |
Основное мероприятие "Обслуживание муниципального долга" |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
МБ |
722 217,9 |
320 217,9 |
302 000,0 |
100 000,0 |
где МБ - местный бюджет (бюджет городского округа Саранск)
6. Анализ рисков реализации Программы и описание мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
К рискам реализации Программы, которыми может управлять ответственный исполнитель Программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с возможными "пробелами" в законодательном регулировании основных направлений муниципальной программы;
2) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности сотрудников ответственного исполнителя, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий Программы.
Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя для своевременной и эффективной реализации запланированных мероприятий, координация деятельности персонала ответственного исполнителя и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков, а также повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме. Данные риски могут возникнуть по причине увеличения дефицита бюджета городского округа Саранск, роста расходов бюджета городского округа Саранск, необеспеченных доходами.
Их снижению будет способствовать своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий Программы.
4) непредвиденные риски, которыми сложно или невозможно управлять в рамках реализации Программы. К ним относятся изменение бюджетного и налогового законодательства РФ, а также в сфере размещения муниципального заказа, осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов, риски ухудшения общей макроэкономической ситуации, природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия.
Из вышеназванных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы могут оказать непредвиденные риски, поскольку в рамках реализации Программы отсутствуют рычаги их управления.
7. Механизм реализации Программы
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, основываясь на принципах организационно-методического и информационного единства управления реализацией Программы, использования единых подходов к формированию программных мероприятий, определению сроков и процедур мониторинга основных целевых индикаторов и показателей эффективности реализации мероприятий Программы осуществляет координацию деятельности по реализации программных мероприятий, контроль их эффективности.
Ответственный исполнитель осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы, контроль за проведением программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений.
Соисполнители, участник представляют информацию о ходе выполнения мероприятий Программы по запросу ответственного исполнителя для проведения оценки хода реализации Программы ежеквартально.
Ответственный исполнитель программы при необходимости в установленном порядке и сроки готовит проекты нормативных правовых актов городского округа Саранск о внесении изменений в Программы.
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим ответственным исполнителем формируется план мероприятий по реализации Программы.
В качестве органов оперативного управления ответственный исполнитель вправе создавать рабочие группы с привлечением экспертного сообщества, специалистов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления городского округа Саранск.
Контроль за реализацией мероприятий Программы ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Ответственный исполнитель выполняет также следующие функции:
- подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый г., уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации Программы;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "г." следует читать "год"
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- осуществляет финансирование мероприятий Программы.
Подпрограмма
"Эффективное использование бюджетного потенциала"
11 февраля 2021 г.
Паспорт изменен с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы
Эффективное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения городского округа Саранск, модернизации социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа Саранск.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа в условиях высокого уровня муниципального долга бюджета городского округа Саранск, а также социально-экономической ситуацией, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности использования бюджетного потенциала. Этим и определяется необходимость подпрограммы "Эффективное использование бюджетного потенциала".
Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами городского округа Саранск направлено на повышение эффективности использования объектов муниципальной собственности, осуществление полномочий собственника в отношении муниципального имущества с целью увеличения поступлений по неналоговым доходам в бюджет городского округа Саранск.
Управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами городского округа Саранск осуществляется в соответствии с Положением об управлении муниципальной собственностью городского округа Саранск, утвержденным решением Саранского городского Совета депутатов от 20.03.2017 N 66.
Учет муниципального имущества и земельных участков осуществляется путем ведения Реестра муниципального имущества городского округа Саранск Комитетом по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск и Комитетом земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск.
Целью деятельности вышеуказанных Комитетов является повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, увеличение поступлений по неналоговым доходам в бюджет городского округа Саранск. В целях увеличения неналоговых доходов неиспользуемое имущество передается в аренду, осуществляется приватизация муниципального имущества не используемого для реализации полномочий Администрации городского округа Саранск.
Реализация полномочий собственника в части владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом требует объективных и точных сведений о составе, количестве, качественных и стоимостных характеристиках муниципального имущества. Для оптимизации муниципального имущества и возможности вовлечения объектов недвижимости муниципальной казны в сделки (приватизация, сдача в аренду, передача в хозяйственное ведение и оперативное управление) необходимо проведение технической инвентаризации и оценка рыночной стоимости объектов.
Комитетом земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск осуществляется работа по учету начисленных и уплаченных сумм платежей за землю, по ведению претензионной работы в отношении налогоплательщиков и арендаторов.
2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
Целью Подпрограммы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления муниципальными финансами городского округа Саранск.
В соответствии с целью Программы сформированы следующие основные задачи ее реализации:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Саранск за счет координации стратегического и бюджетного планирования.
2. Нормативное и методологическое обеспечение бюджетного процесса, организация планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
3. Повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля.
4. Увеличение доходов бюджета городского округа Саранск.
Сроки реализации подпрограммы: 2021 - 2023 гг. Выделение контрольных этапов не предполагается.
Таблица 1 изменена с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
Таблица 1
3. Характеристика мероприятий Подпрограммы
Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы представлена в таблице 2.
Таблица 2 изменена с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
Таблица 2
N |
Наименование подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия подпрограммы |
Ответственный исполнитель, соисполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации мероприятия подпрограммы |
Связь с показателями подпрограммы |
|
Начала реализации |
Окончания реализации |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" | |||||||
1. |
Основное мероприятие "Организация бюджетного процесса на территории городского округа Саранск" |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Реализация принципа ответственного управления муниципальными финансами, связанного с наличием эффективной системы управления муниципальными финансами на всех этапах бюджетного процесса |
Нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации |
|
1.1 |
Формирование проекта бюджета городского округа с учетом прогноза долгосрочного социально-экономического развития |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Обеспечение исполнения расходных обязательств городского округа Саранск при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа |
Нарушение ст. 172 БК РФ |
|
1.2 |
Составление и утверждение бюджета городского округа на основе программно-целевого принципа |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Формирование и исполнение бюджета городского округа на основе муниципальных программ, сформированных на основании долгосрочных целей социально-экономического развития |
Снижение доли расходов бюджета, формируемых в рамках программ |
|
1.3 |
Проведение ежеквартального анализа поступлений доходов в бюджет городского округа в разрезе каждого доходного источника и каждого администратора доходов, мониторинга задолженности перед бюджетом городского округа по уплате налогов и иных платежей |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Контроль за исполнением доходов бюджета городского округа. Повышение качества администрирования доходов главными администраторами доходов бюджета городского округа |
Не выполнение плана по поступлению доходов в бюджет |
|
1.4 |
Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Обеспечение эффективной организации внутреннего муниципального финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств |
Нарушение ст. 269.2 БК РФ |
|
1.5 |
Осуществление государственной регистрации права собственности на муниципальные объекты недвижимости |
Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Увеличение поступлений доходов от продажи муниципального имущества и сдачи в аренду |
Снижение поступлений доходов бюджета городского округа Саранск |
|
1.6 |
Заключение договоров аренды земельных участков |
Комитет земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Увеличение поступлений доходов от арендной платы за землю |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
|
1.7 |
Заключение договоров купли-продажи земельных участков |
Комитет земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Увеличение поступлений доходов от продажи земли |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
|
1.8 |
Взыскание задолженности по арендным платежам за землю, от сдачи в аренду муниципального имущества |
Комитет земельных отношений Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск, Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Увеличение поступлений доходов по арендным платежам за землю, аренды муниципального имущества |
Снижение поступлений доходов в бюджет городского округа Саранск |
Раздел 4 изменен с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансовых ресурсов подпрограммы в целом составляет 44 310,0 тыс. руб. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета городского округа Саранск. Подробная информация о ресурсном обеспечении Программы представлена в таблице 3.
Таблица 3
где МБ - местный бюджет (бюджет городского округа Саранск).
Подпрограмма
"Управление муниципальным долгом городского округа Саранск"
11 февраля 2021 г.
Паспорт изменен с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы
Планируется проводить работу по оптимизации объема и структуры муниципального долга, обеспечению соблюдения ограничений, установленных законодательством РФ.
Для решения данной задачи необходимо обеспечить:
- направление налоговых и неналоговых доходов, а также поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, фактически полученных при исполнении бюджета городского округа Саранск сверх утвержденного решением о бюджете городского округа Саранск общего объема доходов, на погашение муниципального долга городского округа Саранск;
- привлечение долговых обязательств исключительно в целях рефинансирования муниципального долга городского округа Саранск;
- мониторинг исполнения бюджета городского округа Саранск с целью определения возможных кассовых разрывов, покрытие которых будет осуществляться за счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в Управлении Федерального казначейства по Республике Мордовия;
- осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры муниципального долга городского округа Саранск с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;
- приостановление предоставлений муниципальных гарантий городского округа Саранск на соответствующий финансовый г. и плановый период;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "г." следует читать "год"
- направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета городского округа Саранск, на досрочное погашение долговых обязательств городского округа Саранск.
2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
Повышение эффективности управления муниципальным долгом городского округа Саранск.
Основной задачей подпрограммы является эффективное управление муниципальным долгом.
Таблица 1
3. Характеристика мероприятий Подпрограммы
Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы представлена в таблице 2.
Таблица 2
N |
Наименование подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия подпрограммы |
Ответственный исполнитель, соисполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации мероприятия подпрограммы |
Связь с показателями подпрограммы |
|
Начала реализации |
Окончания реализации |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма "Управление муниципальным долгом городского округа Саранск" | |||||||
2. |
Основное мероприятие "Обслуживание муниципального долга" |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Соблюдение норм бюджетного законодательства РФ в соответствии со статьями 106 и 107 Бюджетного кодекса РФ |
Нарушение статьи 106 и 107 БК РФ |
|
2.1. |
Проведение анализа долговой нагрузки на бюджет городского округа Саранск |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Поддержание объема муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне |
Нарушение ст. 107 БК РФ |
|
2.2. |
Обеспечение своевременности исполнения долговых обязательств городского округа Саранск |
Департамент финансов Администрации городского округа Саранск |
2021 г. |
2023 г. |
Ограничение роста расходов на обслуживание муниципального долга |
Нарушение ст. 111 БК РФ |
Раздел 4 изменен с 17 февраля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Саранск. Общий объем финансовых ресурсов подпрограммы в целом 722 217,9 тыс. руб. Подробная информация о ресурсном обеспечении Программы представлена в таблице 3.
Таблица 3
где МБ - местный бюджет (бюджет городского округа Саранск).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 30 октября 2020 г. N 1672 "Об утверждении муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами в городском округе Саранск"
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Саранский вестник" от 18 ноября 2020 г. N 42
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2024 г. N 302
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации городского округа Саранск от 7 ноября 2023 г. N 1546
Изменения вступают в силу с 16 ноября 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 20 июля 2023 г. N 971
Изменения вступают в силу с 27 июля 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 1 марта 2023 г. N 234
Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2022 г. N 1827
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2022 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 24 октября 2022 г. N 1489
Изменения вступают в силу с 26 октября 2022 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 12 апреля 2022 г. N 505
Изменения вступают в силу с 20 апреля 2022 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 23 марта 2022 г. N 400
Изменения вступают в силу с 30 марта 2022 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 28 февраля 2022 г. N 232
Изменения вступают в силу с 9 марта 2022 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 28 декабря 2021 г. N 1998
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2021 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 24 сентября 2021 г. N 1528
Изменения вступают в силу с 6 октября 2021 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 30 августа 2021 г. N 1354
Изменения вступают в силу с 8 сентября 2021 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 23 июля 2021 г. N 1140
Изменения вступают в силу с 18 августа 2021 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 18 июня 2021 г. N 923
Изменения вступают в силу с 23 июня 2021 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 11 февраля 2021 г. N 172
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2021 г.