Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Банка России
от 25.12.2019 N ИН-06-14/99
Рекомендации
исполнительным органам финансовых организаций
Введение
Эффективное корпоративное управление способствует успешному и устойчивому развитию организации, его грамотная организация является залогом принятия взвешенных управленческих решений, своевременности выявления рисков, принятию адекватных мер по предотвращению или минимизации рисков.
Особую роль эффективное корпоративное управление играет в деятельности финансовых организаций 1 которые имеют ряд отличий от компаний, деятельность которых связана с иными секторами экономики.
Прежде всего одна из особенностей деятельности финансовых организаций связана с уровнем риска, который принимает на себя руководство финансовых организаций. У финансовых организаций он высокий, поскольку затрагиваются интересы не только акционеров (участников, пайщиков, членов) финансовой организаций, но и вкладчиков, клиентов и иных заинтересованных лиц, активами которых распоряжается финансовая организация. В связи с этим корпоративное управление в финансовых организациях должно быть организовано таким образом, чтобы достичь баланса интересов не только акционеров (участников, пайщиков, членов) и менеджмента финансовой организации, но и иных заинтересованных лиц.
Кроме того, из-за высокой степени взаимозависимости финансовых организаций банкротство одной финансовой организации может спровоцировать банкротство других, что создает угрозу финансовой стабильности и предпосылки для экономического кризиса.
В силу указанного государства в лице регуляторов становятся заинтересованными в обеспечении финансовой устойчивости финансовых организаций, что, в частности выражается в более пристальном внимании со стороны регуляторов к корпоративному управлению в финансовых организациях.
Банком России как надзорным органом были выявлены многочисленные факты, на основании которых может быть сделан вывод о неверном понимании некоторыми лицами, осуществляющими функции единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа финансовых организаций (далее при совместном упоминании - руководитель финансовой организации) своей роли в системе корпоративного управления финансовой организации, неправильном представлении об ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации и о последствиях выявления тех или иных недостатков в деятельности органов управления финансовой организации.
Такому искаженному представлению руководителей финансовых организаций в ряде случаев способствовали недооценка последствий своих недобросовестных действий (бездействия), готовность расширить сферу своего управленческого влияния и контроля для удовлетворения своих личных интересов (занятия более высокой должности в финансовой организации и получения более высокого материального вознаграждения) без объективного анализа лицом наличия у него возможности для надлежащего осуществления обязанностей и полномочий по новой должности.
Неверное представление о своей роли в системе корпоративного управления финансовой организации руководителями финансовых организаций обусловлено также несовершенством законодательного регулирования в сфере корпоративного управления, которое в ряде случаев в недостаточной мере освещает вопросы, касающиеся деятельности органов управления организации.
При этом законодательство и не может урегулировать все вопросы, касающиеся корпоративного управления, поскольку оно устанавливает только общие обязательные правила. Каждая организация имеет свои особенности, которые не могут быть отражены на законодательном уровне. Кроме того, многие вопросы в сфере корпоративного управления носят не юридический характер, а этический, в связи с чем не относятся к сфере законодательного регулирования.
Указанное свидетельствует о необходимости издания рекомендаций в области корпоративного управления, направленных на его совершенствование, которые призваны дать представление о роли, функциях того или иного органа управления в системе корпоративного управления.
Важным этапом на пути совершенствования корпоративного управления в российских организациях стало издание кодекса корпоративного управления 2, где даны общие ориентиры по эффективной организации корпоративного управления. Кроме того, Банком России в целях совершенствования корпоративного управления подготавливаются обзоры по отдельным вопросам корпоративного управления 3.
В целях совершенствования корпоративного управления в финансовых организациях Банком России как органом, осуществляющим регулирование контроль и надзор в сфере финансовых рынков было подготовлено и опубликовано руководство для членов совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации 4, ориентированное на формирование у членов совета директоров профессионального, добросовестного и разумного подхода к управлению финансовой организацией, применение которого способствовало бы укреплению надежности финансовых организаций, а также повышению стабильности финансового рынка в целом.
Вместе с тем поставленные цели по совершенствованию корпоративного управления в финансовых организациях невозможно достичь в отсутствие рекомендаций для исполнительного органа финансовых организаций как одного из основных элементов системы корпоративного управления.
Настоящие рекомендации призваны изложить ключевые аспекты деятельности исполнительных органов финансовой организации и обозначить вопросы, на которые целесообразно обращать внимание лицам, осуществляющим соответствующие функции, с целью более детального анализа и изучения требований нормативных правовых актов, внутренних документов финансовой организации.
Обращаем внимание, что настоящие рекомендации не предлагают унифицированную модель поведения руководителей финансовых организаций, а содержат подходы, которые могут использоваться в зависимости от характера и масштаба деятельности, стратегических целей финансовой организации, ее профиля рисков и иных факторов.
Первая глава настоящих рекомендаций посвящена роли, которую исполнительные органы играют в системе корпоративного управления, их функциям и обязанностям, а также общим вопросам образования исполнительных органов финансовой организации. Во второй главе изложены подходы к исполнению руководителями финансовых организаций своих функций и обязанностей, а также рекомендации по их надлежащему осуществлению. В третьей главе рассматриваются вопросы ответственности руководителей финансовых организаций. В приложениях приведены основные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы деятельности исполнительных органов, а также содержатся примеры из практики Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб, которые могут быть использованы руководителями финансовых организаций для более полного понимания своей роли и функций в системе корпоративного управления финансовой организации.
------------------------------
1 Под финансовыми организациями в настоящих рекомендациях понимаются кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовые компании.
При этом настоящие рекомендации не затрагивают вопросы специфики деятельности кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и жилищно-накопительных кооперативов (далее - КПК, СКПК, ЖНК), регулируемые законодательством Российской Федерации и могут применяться ими в части, не противоречащей законодательству о КПК, СКПК и ЖНК соответственно и базовым стандартам саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков (в том числе Базовый стандарт корпоративного управления кредитного потребительского кооператива, утвержден Банком России, Протокол N КФНП-44 от 14.12.2017).
2Кодекс корпоративного управления, рекомендованный к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О кодексе корпоративного управления", заменивший Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный распоряжением ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения".
3 Например, рекомендуемые для использования должностными лицами финансовых организаций (в том числе, из непубличных обществ) Обзоры практики корпоративного управления в российских публичных обществах, которые размещаются на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" http://www.cbr.ru/analytics/overview_practices/.
4Информационное письмо Банка России от 28.02.2019 N ИН-06-28/18 "О руководстве для членов совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации" (далее - Информационное письмо N ИН-06-28/18).
5 Например, пункт 1 статьи 41 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО)
6Пункт 2 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и пунктом 3 статьи 40 Закона об ООО.
7Подпункт 3.2.3 пункта 3.2 пункта 3 "ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (утвержден приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст).
8Пункт 3 статьи 65.3, статьи 123.19 и статьи 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
9 Например, пункт 7 статьи 38 Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", части 1 и 2 статьи 5 Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", часть 5 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах".
10 Например, пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности), пункт 1 статьи 32.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9.1 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", пункт 1 части 2 статьи 4.1-1 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", подпункт 1 пункта 4 статьи 6.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
11Пункт 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса.
12 Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 2 статьи 69 Закона об АО и пунктом 3 статьи 40 Закона об ООО.
13 Например, статья 14 Закона о банках и банковской деятельности, пункт 1 статьи 65 Закона об АО.
14 Например, согласно подпункту 4.7.2 пункта 4.7 Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" руководитель службы внутреннего аудита подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации.
15 Здесь и далее в настоящей главе рекомендации, связанные с взаимодействием исполнительных органов с советом директоров (наблюдательным советом), относятся к финансовым организациям, в которых образован совет директоров (наблюдательный совет).
16 Здесь и далее в настоящей главе рекомендации, касающиеся коллегиального исполнительного органа, относятся к финансовым организациям, в которых образован коллегиальный исполнительный орган.
17 Если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность финансовой организации, например, пунктом 1 статьи 11.1-1 Закона о банках и банковской деятельности".
18 Например, Указание Банка России от 15.04.2015 N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы".
19 Заключение трудовых договоров с членами коллегиального исполнительного органа осуществляется если единоличный исполнительный орган уполномочен, например, в соответствии с пунктом 3 статьи 69 Закона об АО. При определении условий договора рекомендуется учитывать принятые советом директоров (наблюдательным советом) решения в отношении обязательных условий договоров с членами исполнительных органов, в том числе прозрачных механизмов определения размера вознаграждения, компенсационных и стимулирующих выплат, зафиксированных в принятой финансовой организацией политике вознаграждения, достаточных для привлечения, мотивации и удержания лиц, обладающих необходимой для финансовой организации компетенцией и квалификацией, обеспечивающих зависимость вознаграждения руководителей финансовой организации от результатов ее деятельности в течение долгосрочного периода и их личного вклада в достижение этого результата и исключающих принятие повышенных рисков и недобросовестное поведение при реализации финансовых услуг (Раздел IV принципов корпоративного управления письма Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления"). При этом рекомендуется устанавливать уровень и порядок выплаты вознаграждения ключевым сотрудникам организации таким образом, чтобы исключить условия для принятия ими повышенных рисков и недобросовестного поведения.
20Статьи 45 и 46 Закона об ООО, статьи 79 и 83 Закона об АО. Кроме того, уставом и внутренними документами финансовой организации могут быть предусмотрены иные ограничения компетенции единоличного исполнительного органа.
21 Например, статьей 69 Закона об АО, статьей 32 Закона об ООО, статьей 11.1 Закона о банках и банковской деятельности, статьей 22 Федерального закона "О кредитной кооперации".
22Часть первая статьи 11.1 Закона о банках и банковской деятельности.
23Пункты 2 и 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса, пункт 1 статьи 48 и пункт 1 статьи 65 Закона об АО, пункт 2 статьи 33 Закона об ООО.
24 При отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) в финансовой организации вопросы, включая назначение на должность и освобождение от должности членов коллегиального исполнительного органа финансовой организации относятся к компетенции общего собрания акционеров (участников) финансовой организации.
25 Если нижеперечисленные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, пунктом 2 статьи 69, пунктом 4 статьи 88 Закона об АО) и (или) учредительными документами финансовой организации не отнесены к компетенции высшего органа управления или совета директоров (наблюдательного совета), иного органа управления финансовой организации.
26 Банк России установил требования к внутреннему документу по корпоративному управлению отдельных некредитных финансовых организаций (далее - НФО) (Указание Банка России от 17.01.2019 N 5062-У "О требованиях к внутреннему документу по корпоративному управлению организатора торговли, клиринговой организации, центрального контрагента, центрального депозитария, а также порядку и срокам раскрытия информации, содержащейся во внутреннем документе по корпоративному управлению, и информации о его соблюдении"). Указание устанавливает требования к внутреннему документу по корпоративному управлению указанных НФО, порядок и срок раскрытия информации на сайте организации о таком документе и информации о его соблюдении. Устанавливается, что внутренний документ по корпоративному управлению должен содержать, в частности: описание структуры органов управления, внутреннего контроля и органов внутреннего аудита; перечень внутренних документов организации; основные принципы корпоративного управления организации; положения, определяющие механизм реализации принципов корпоративного управления организации. Указание вступило в силу 07.10.2019.
27 В случае если такие формы имплементации предусмотрены соответствующим этическим кодексом.
28 Если в соответствии с уставом организации или законом данный вопрос находится в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации.
29 Если создание таких систем предусмотрено федеральными законами, нормативными актами Банка России, базовыми стандартами и (или) внутренними документами финансовой организации.
30 Особенности организации системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в отдельных видах финансовых организаций регулируются законами и нормативными и иными актами Банка России (см, например, ст. 11.1-1 Закона о банках и банковской деятельности; п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах"; ст. 28.1, 28.2 Закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"; ст. 6.3, 14, 25 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Указание Банка России от 15.04.2015 N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы", Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", Инструкция Банка России от 17.06.2014 N 154-И "О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее системе оплаты труда"), а также в соответствии с базовыми стандартами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (например, Базовый стандарт по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов, утвержденный Банком России (Протокол N КФНП-11 от 17.04.2018), Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций, утвержденный Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27.07.2017).
31 Например, Указание Банка России от 15.04.2015 N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы".
32 В случаях, когда рассмотрение отчетов отнесено к компетенции совета директоров (см., например, п. 2.3 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 24.05.2012 N 12-32/пз-н; приказ ФСФР России от 03.06.2008 N 08-23/пз-н "Об утверждении Требований к Правилам организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде" и др.).
33 Например, кредитной организацией составляемый в соответствии с Положением Банка России от 04.10.2018 N 653-П "О требованиях к содержанию, порядке и сроках представления кредитными организациями в Банк России планов восстановления финансовой устойчивости, изменений, вносимых в планы восстановления финансовой устойчивости, порядке их оценки Банком России, а также о порядке информирования кредитными организациями Банка России о наступлении в их деятельности событий, предусмотренных планом восстановления финансовой устойчивости, и принятии решения о начале его реализации".
34 Например, пунктом 3 статьи 11.1-1 Закона о банках и банковской деятельности.
35 Если учредительными документами финансовой организации вопрос отнесен к компетенции коллегиального исполнительного органа.
36Подпункт 14 пункта 1 статьи 65 Закона об АО
37 Если учредительными документами финансовой организации вопрос отнесен к компетенции коллегиального исполнительного органа.
38 Поскольку наиболее распространенными организационно-правовыми формами финансовых организаций являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, далее особенности избрания единоличного исполнительного органа, формирования коллегиального исполнительного органа и деятельности указанных органов будут рассматриваться применительно именно к этим организационно-правовым формам юридических лиц.
39 Аналогично предусмотренной пунктом 2.3.2 письма Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления".
40 Имеются в виду, например, лица, подписавшие договор от имени финансовой организации, платежно-расчетный документ до даты назначения на должность, возложения обязанностей руководителя финансовой организации или после прекращения полномочий.
41Статья 16 Закона о банках и банковской деятельности, статья 32.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", статья 6.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", статья 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", статья 4.1-1 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", статья 10.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
42 Например:
Положение Банка России от 27.12.2017 N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз" (далее - Положение Банка России N 625-П);
Указание Банка России от 29.11.2018 N 4993-У "О требованиях к сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, об их типовых формах и о порядке и способах представления в Банк России документов для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела";
Указание Банка России от 17.12.2015 N 3903-У "О порядке согласования Банком России кандидатов на должность единоличного исполнительного органа или его заместителя и контролера (руководителя службы внутреннего контроля) кредитного рейтингового агентства и порядке оценки Банком России соответствия лиц, указанных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", требованиям к деловой репутации"; п. 2.5 Инструкции Банка России от 11.11.2015 N 170-И "О порядке лицензирования Банком России клиринговой деятельности и порядке ведения реестра лицензий".
43Пункт 2.12 Положения Банка России N 625-П.
44Пункт 7.12 статьи 32.1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", пункт 11 статьи 6.2 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"; п. 10.2 статьи 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", пункт 13 статьи 4.1-1 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
45Пункт 3 статьи 69 Закона об АО.
46 В соответствии с ограничениями на участие в управлении коммерческой организацией (хозяйствующим субъектом), установленными подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьей 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
47 В отношении кредитных организаций требования по исключению конфликта интересов и условий его возникновения предусмотрены пунктом 3.4.2 Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".
48Пункт 2.1.2 Положения Банка России Положение Банка России от 27.07.2015 N 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг".
49 В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Закона об АО не может составлять менее 5 членов.
50Пункт 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса, пункт 2 статьи 66 Закона об АО и пункт 2 статьи 32 Закона об ООО.
51 Если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. (п. 3 ст. 69 Закона об АО).
52Пункты 3, 4 статьи 69 Закона об АО, пункт 1 статьи 41 Закона об ООО.
53Пункт 1 статьи 70 Закона об АО, пункт 2 статьи 41 Закона об ООО.
54Статья 70 Закона об АО.
55Пункт 2 статьи 70 Закона об АО.
56Пункт 2 статьи 70 Закона об АО.
57 Уставом, а также внутренними документами - в финансовой организации, действующей в форме акционерного общества (пункт 1 статьи 70 Закона об АО).
58Пункт 3 статьи 11 и пункт 2 статьи 70 Закона об АО.
59Пункт 2 статьи 70 Закона об АО.
60Пункт 3 статьи 40 Закона об ООО, пункт 2 статьи 69 Закона об АО,
61Подпункт 2 пункта 3 статьи 40 Закона об ООО,
62Статья 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
63Часть 11 статьи 11.1 Закона о банках и банковской деятельности, пункт 7.4 статьи 32.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", пункт 7 статьи 6.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", пункт 9.4 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", часть 5 статьи 4.1-1 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
64 Например, при рассмотрении вопроса об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (пункт 11 части первой статьи 48 и пункт 2 статьи 54 Закона об АО).
65 SMART, где S (specific) - конкретность; M (measurable) - измеримость; A (achievable) - достижимость; R (relevant) - уместность; T (timed) - определенность по времени.
66Пункт 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 71 Закона об АО, пункт 1 статьи 44 Закона об ООО.
67 В целях настоящих рекомендаций под "теневыми директорами" понимаются лица, которые не входят в состав органов управления, но в соответствии с указаниями и инструкциями которых принимаются решения некоторыми членами совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации или действуют ее исполнительные органы.
68 Указанные функции являются обязательными для публичных акционерных обществ и для кредитных организаций, при этом целесообразно рассматривать возможность его применения другими финансовыми организациями.
69 В зависимости от тяжести дисциплинарного проступка и установленных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации видов дисциплинарных взысканий.
70 Например, статья 75 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
71Статьи 13.25, 14.24, 14.25, 14.56, 14.57 (часть 3), 15.17, 15.18, 15.19, 15.20, 15.21, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29, 15.30, 15.31, 15.37, 15.38, 19.5 (часть 9), 19.7.3
72 В соответствии с главой III.2 ФЗ Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в частности, за невозможность полного погашения требований кредиторов (ст. 61.11), неподачу заявления должника (ст. 61.12) и ответственности за убытки (ст. 61.13), а применительно к отдельным видам финансовых организаций также в соответствии со ст. 184.13, 189.12, 189.23 и другими статьями данного Федерального закона.
73 Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС N 62 под директором понимается лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган - директор, генеральный директор и т.д., временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.; члены коллегиального органа юридического лица - члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества.
74Статья 71 Закона об АО, статья 44 Закона об ООО, пункт 2 статьи 53.1 Гражданского кодекса.
75 Иначе говоря, рисковый характер предпринимательской деятельности предполагает возможность наступления негативных последствий даже при соблюдении директором принципов добросовестности и разумности. Данная концепция положена в основу Постановления Пленума ВАС N 62, в абзаце 2 пункта 1 которого отмечается, что негативные последствия, наступившие для юридического лица в период времени, когда в состав органов юридического лица входил директор, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности его действий (бездействия), так как возможность возникновения таких последствий сопутствует рисковому характеру предпринимательской деятельности.
76Пункт 139 Кодекса корпоративного управления.
77Закон о деловой репутации выделяет 25 оснований, по которым деловая репутация может быть признана неудовлетворительной.
78Часть седьмая статьи 16 Закона о банках и банковской деятельности.
79 Требования Закона о деловой репутации распространяются, в частности, на руководителей кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций и микрофинансовых компаний.
80 Например, статья 16 Закона о банках и банковской деятельности, пункт 6.1 статьи 32.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", пункт 7 Постановления Пленума ВАС N 62.
81Пункт 5.2 Положения Банка России N 625-П
82Пункт 2.4 Указания Банка России от 26.12.2017 N 4666-У "О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.