В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2, приказываю:
утвердить Доклад о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Коми за 2019 год.
Заместитель Председателя Правительства |
А.П. Князев |
Утвержден
приказом Министерства
сельского хозяйства
и потребительского рынка
Республики Коми
от 30 декабря 2019 г. N 1543
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Коми за 2019 год (по состоянию на 26.12.2019)
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30.03.2018 N 170 Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Коми.
Региональный государственный контроль (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции;
3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерством проводились внеплановые проверки в отношении заявителей услуги по выдаче (переоформлении, продлении, прекращении срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции; мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 2 и 4 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; возбуждались производства по делам об административных правонарушениях на основании данных из единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС), обращений граждан, материалов правоохранительных и контролирующих органов. В 2019 году плановые проверки по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции не осуществлялись.
Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Коми осуществляют 626 лицензиатов в 2010 торговых объектах, в т.ч.: в 1742 магазинах и 268 объектах общественного питания (в 2018 г.: 665 организаций, 2102 торговых объекта, в т.ч.: 1819 магазин и 283 объекта общественного питания). Количество действующих лицензий по состоянию на 26.12.2019 - 666 (2018 г. - 708).
Ориентировочное число индивидуальных предпринимателей, реализующих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовухи - 500.
В рамках предоставления государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в 2019 году Министерством рассмотрены заявления юридических лиц и принято 855 решений, в том числе:
- 94 решений о предоставлении (выдаче) лицензии, 5 решений об отказе в выдаче лицензии;
- 452 решения о продлении срока действия лицензии, 10 решений об отказе в продлении срока действия лицензии;
- 269 решения о переоформлении лицензии;
- 25 решений о прекращении действия лицензии по заявлению лицензиата.
2% от количества заявлений с документами, прошедших экспертизу Министерством в рассматриваемый период о выдаче лицензии, продлении срока действия лицензии, переоформлении лицензии, приходятся на решения об отказе в предоставлении лицензии в связи с несоответствием заявителя лицензионным требованиям.
В отношении лицензиатов (соискателей лицензии), представивших в Министерство заявления о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии, в отчётном периоде проведены 780 внеплановых проверок, в том числе 745 - проверок документарных, 35 - проверок выездных. По результатам 14 выездных проверок выявлены нарушения: несоответствие лицензиатов (соискателей лицензии) лицензионным требованиям.
Типовые и массовые нарушениями обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Коми при получении лицензии представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование типового нарушения |
НПА, содержащие обязательные требования |
Возможные мероприятия по устранению нарушения со стороны Министерства |
1. |
Наличие у заявителя на первое число месяца и на дату поступления в Министерство заявления о выдаче лицензии (продлении срока действия лицензии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства (8 отказов из 12) |
подпункт 3 пункта 9 статьи 19; пункт 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ. |
Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии. |
2. |
Не подтверждено наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции |
пункт 3.2. статьи 19; абзацы 1, 2 пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ |
Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии. При установлении факта осуществления розничной продажи алкогольной продукции в ходе выездной внеплановой проверки - возбуждение административного производства по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ. |
3. |
Не подтверждено наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания |
Пункт 3.2-1 статьи 19; абзацы 8, 9, 10, 11 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ |
Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии. При установлении факта осуществления розничной продажи алкогольной продукции в ходе выездной внеплановой проверки - возбуждение административного производства по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ. |
4. |
Отсутствие подключения к ЕГАИС |
Абзацы 8 и 16 пункта 2 статьи 8; пункт 1 статьи 26; подпункт 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 650 |
Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии. |
5. |
Недостоверная информация, содержащаяся в заявлении о выдаче (продлении, переоформлении) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части заявленного типа предприятия общественного питания |
пункты 4, 5 статьи 16, абзаца двадцать четвертого пункта 1 статьи 26; подпункт 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ; ГОСТ 30389-2013 |
Решение об отказе в выдаче (продлении, переоформлении) лицензии. |
В отчетном периоде Министерством было принято 3 решения о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) Министерством осуществлялись контрольные мероприятия, направленные на пресечение и предупреждение нарушений в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Всего в 2019 году составлено 362 протокола об административных правонарушениях (в 2018 году - 268 протоколов).
К административной ответственности привлечено министерством и судебными органами по материалам министерства 298 лиц, в т.ч.: 162 юридических лица; 133 должностных лица; 3 физических лица (в 2018 г. - 227 лиц, в т.ч.: 111 юридических лиц и 116 должностных лиц).
Наложено штрафов на сумму 2967 тыс. руб., взыскано 2332,5 тыс. руб. (в 2018 г. - 4658 тыс. руб. и 2913 тыс. руб. соответственно).
В 178 случаях административный штраф был заменен на предупреждение. В двух случаях судом приняты решения об аресте нарушителей (в 2018 г. - 153 предупреждения, арестов не было).
В 2019 году в отношении подконтрольных субъектов возбуждались дела об административных правонарушениях за:
- нарушение порядка учета алкогольной продукции в ЕГАИС (ст. 14.19 КоАП РФ);
- розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ);
- оборот алкогольной продукции без маркировки (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ);
- нарушение порядка и сроков при декларировании объемов розничной продажи алкогольной продукции (ст. 15.13 КоАП РФ);
- продажу алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС (ст. 14.19 КоАП РФ);
- неуплату в срок административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ);
- нарушение порядка ценообразования (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ);
- розничную продажу алкогольной продукции в ночное время и запрещенные дни (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ);
- не представление информации в ответ на предостережение (ст. 19.7 КоАП РФ);
- оборот (хранение) алкогольной продукции без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ);
- розничную продажу этилового спирта (ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ);
- непредставление при проведении контрольной закупки в объекте торговли сертификата соответствия либо сведений о декларации о соответствии на закупленную продукцию (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ).
Результаты осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (количество составленных протоколов об административных правонарушениях) указаны в таблице 2.
Таблица 2
Количество
составленных протоколов об административных правонарушениях
Статьи КоАП РФ |
Всего |
в т.ч.: |
||
юр.л. |
ип, долж. л. |
физ.лиц |
||
1 |
1 |
|
|
|
120 |
119 |
1 |
|
|
27 |
25 |
2 |
|
|
3 |
1 |
|
2 |
|
3 |
1 |
1 |
1 |
|
167 |
44 |
123 |
|
|
1 |
|
1 |
|
|
39 |
3 |
36 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
Итого |
362 |
195 |
164 |
3 |
В связи с действующим до 31 декабря 2020 года мораторием в 2019 году плановые проверки в отношении подконтрольных субъектов не проводились.
В 2019 году в рамках проведенного мероприятия по контролю - "контрольная закупка" проверено соблюдение индивидуальным предпринимателем требований розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, по результатам которого установлено нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, а именно, непредставление в объекте торговли сертификата соответствия либо сведений о декларации о соответствии на закупленную продукцию. В отношении индивидуального предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, материалы находятся на рассмотрении в судебном органе.
В 2019 году Министерством особое внимание уделялось профилактической работе, направленной на предупреждение и пресечение подконтрольными субъектами правонарушений в области розничной продажи алкогольной продукции.
Вынесено 449 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (за продажу алкогольной продукции с признаками нарушений: минимальной розничной цены; порядка декларирования; наличия остатков алкогольной продукции в ЕГАИС после прекращения действия лицензии; продажу алкогольной продукции без оказания услуг общественного питания; продажу алкогольной продукции в запрещенное время (в 2018 г. - 288 предостережений).
В целях предотвращения и сокращения нарушений с предпринимателями Министерством с участниками алкогольного рынка проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики контрольной деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции. В 2019 году проведены два таких мероприятия.
Ежеквартально в адрес порядка 1000 подконтрольных хозяйствующих субъектов направляются в электронном виде информационные сообщения о необходимости соблюдения требований законодательства (в частности, напоминания о необходимости сдачи деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, о сроках их сдачи, изменения в части минимальных розничных цен на алкогольную продукцию и пр.).
Информация об изменениях требований законодательства, о требованиях, предъявляемых при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, на регулярной основе публикуется на сайте Министерства и в СМИ. Разъяснения законодательства доводятся до заинтересованных лиц в виде устных и письменных консультаций.
Основными причинами нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами являются:
- незнание требований законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, в т.ч. регионального законодательства;
- проблемы с доступом в сеть "Интернет" для фиксации розничной продажи алкогольной продукции;
- отсутствие регулярного контроля со стороны руководства организаций-лицензиатов и предпринимателей за действиями продавцов либо недостаточная разъяснительная работа с продавцами о необходимости соблюдения требований законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции;
- технические проблемы с оборудованием и программным обеспечением, используемым для подписания и отправки файлов деклараций; незнание порядка заполнения декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции; неосведомленность о наличии обязанности по представлению данных декларации;
- неосведомленность о наличии задолженности по уплате налогов, штрафов.
Возможные риски причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) причиненного ущерба:
- отсутствие фиксации в ЕГАИС розничной продажи алкогольной продукции влечет причинение ущерба региональному бюджету Республики Коми в виде недополученных сумм акцизных платежей; снижает объемы легальных продаж по региону;
- розничная продажа алкогольной продукции без лицензии либо без маркировки в соответствии с требованиями законодательства, а также в дни запрета и ночное время влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Рекомендации по соблюдению обязательных требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Перед обращением в лицензирующий орган с заявлением на получение (продление) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции Министерство рекомендует:
- обратиться в налоговый орган для проверки наличия задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней (не допускается задолженность на первое число месяца и на дату поступления в Министерство заявления о выдаче лицензии);
- подключиться к ЕГАИС (инструкции для подключения к ЕГАИС доступны на сайте egais.ru);
- убедиться в отсутствии неоплаченного административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и совершенные в области оборота алкогольной продукции;
- подать уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми (г. Сыктывкар) в случае намерения осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- проверить месторасположение объекта общественного питания и (или) стационарного торгового объекта и складских помещений относительно организаций и объектов, на прилегающей территории к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции;
- предпринять действия по своевременному продлению срока договора аренды с учетом времени для осуществления его государственной регистрации;
- организовать контроль за сроками действия лицензий.
Также во избежание нарушений обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции, рекомендуется:
- соблюдать сроки и порядок декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции;
- не допускать в объектах общественного питания продажу алкогольной продукцией, если она не связана с оказанием услуг общественного питания;
- не допускать розничную продажу алкогольной продукции в ночное время и запрещенные дни
(время запрета: с 22.00 до 08.00 следующего дня; дни запрета: День знаний (1 сентября), Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), а также ближайшие выходные дни (суббота, воскресенье), следующие за Днем молодежи, День семьи, любви и верности (8 июля) (Закон Республики Коми от 03.07.2012 N 60-РЗ));
- не допускать реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним лицам;
- не допускать в магазинах продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции
(под запрет не подпадают: вино; фруктовые вина; винные напитки; сидр; пуаре; медовуха; пиво; пивные напитки (Закон Республики Коми от 03.07.2012 N 60-РЗ));
- не допускать реализацию алкогольной продукции по заниженной регулируемой государством цене
(с 01.01.2020 г. минимальная розничная цена за 0,5 литра водки, ликероводочной и иной алкогольной продукции (к примеру, крепостью свыше 39 до 40% включительно) составит 230 рублей, минимальная розничная цена за 0,5 литра бренди - 315 рублей, коньяка - 433 рубля (Приказ Минфина России от 11.12.2019 N 225н); минимальная розничная цена за 0,75 литра игристого вина (шампанского) составляет 164 рубля (Приказ Минфина России от 27.04.2016 N 55н));
- не допускать реализацию алкогольной продукции без сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, сертификаты соответствия или декларации о соответствии (Федеральный Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ));
- своевременно уплачивать административные штрафы;
- соблюдать порядок учета алкогольной продукции;
- фиксировать розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в ЕГАИС;
- руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям обеспечить надлежащий контроль за действиями продавцов и ответственных лиц в части недопущения ими установленных ограничений.
С нормативно-правовыми документами, действующими требованиями законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции на сайте Министерства, в разделе "Лицензирование и контроль в сфере розничной продажи алкогольной продукции" http://mshp.rkomi.ru/pages/litsenzirovanie_i_kontrol_v_sfere_roznichnoy_p rodazhi_alkogolnoy_produktsii.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми от 30 декабря 2019 г. N 1543 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Коми за 2019 год"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования
Текст приказа опубликован не был