Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области
от 5 ноября 2019 г. N 18/10
"Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в Одинцовском городском округе Московской области"
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Одинцовского городского округа Московской области, в целях реализации прав граждан на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления на территории Одинцовского городского округа Московской области Совет депутатов Одинцовского городского округа решил:
1. Утвердить Положение о территориальном общественном самоуправлении в Одинцовском городском округе Московской области (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации Одинцовского городского округа Московской области и разместить на официальном сайте Одинцовского городского округа.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя главы администрации Одинцовского городского округа Неретина Р.В.
Председатель Совета депутатов |
Т.В. Одинцова |
Глава Одинцовского городского округа |
А.Р. Иванов |
Утверждено
решением Совета депутатов
Одинцовского городского округа
Московской области
от 05.11.2019 N 18/10
Положение
о территориальном общественном самоуправлении в Одинцовском городском округе Московской области
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Положения
Предметом регулирования настоящего Положения являются вопросы создания, функционирования и правового положения территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) в муниципальном образовании "Одинцовский городской округ Московской области".
Статья 2. Принципы территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:
- законности;
- свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
- выборности и подконтрольности органов и уполномоченных лиц территориального общественного самоуправления членам территориального самоуправления;
- добровольного участия членов территориального самоуправления в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в вопросах местного значения, их реализации;
- сочетания интересов членов территориального самоуправления и интересов членов местного сообщества городского поселения, не участвующих в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;
- самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;
- гласности и учета общественного мнения.
Статья 3. Правовая основа территориального общественного самоуправления
Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
- Устав Московской области;
- Закон Московской области от 08.11.2017 N 187/2017-ОЗ "О поддержке территориального общественного самоуправления в Московской области";
- Устав Одинцовского городского округа Московской области;
- нормативно-правовые акты Одинцовского городского округа.
Статья 4. Полномочия территориального общественного самоуправления
В целях осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения ТОС обладает следующими полномочиями:
а) защита прав и интересов членов ТОС в органах государственной власти и местного самоуправления;
б) организация акций милосердия и благотворительности, содействие органам местного самоуправления, благотворительным фондам, иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении таких акций;
в) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
г) работа с детьми и подростками по месту жительства;
д) содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
е) внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам:
- выделения земельных участков под скверы, стоянки автомобилей, гаражи и для общественно полезных целей;
- создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения, культуры;
- качеству уборки территории и вывоза мусора, благоустройству территории;
ж) содействие органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;
з) информирование членов территориального сообщества о решениях органов местного самоуправления городского поселения, принятых по предложению или при участии членов территориального сообщества при осуществлении ими территориального общественного самоуправления.
Наряду с перечисленными, к местным вопросам, право на участие в решении которых имеют члены территориального сообщества и избранные ими органы, могут быть отнесены и другие вопросы, в том числе делегированные территориальному общественному самоуправлению органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и Уставом Одинцовского городского округа.
Глава 2. Организационные основы территориального общественного самоуправления
Статья 6. Территория территориального общественного самоуправления
6.1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории Одинцовского городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
6.2. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
6.3. Границы территории, на которой действует ТОС, устанавливаются Советом депутатов Одинцовского городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории, в порядке, установленном настоящим Положением.
6.4. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
6.5. Границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территории муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области".
Статья 7. Установление границ территориального общественного самоуправления
7.1. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправления, устанавливается по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, Советом депутатов Одинцовского городского округа.
7.2. В случае если территориальное общественное самоуправление на данной территории не учреждено или образуется новое территориальное общественное самоуправление, установление границ территориального общественного самоуправления осуществляется Советом депутатов Одинцовского городского округа одновременно с принятием решения о назначении собрания, конференции граждан по вопросу учреждения территориального общественного самоуправления.
Инициативная группа граждан, по инициативе которых учреждается ТОС, письменно обращается в Совет депутатов Одинцовского городского округа с предложением об утверждении границ территории ТОС с их описанием и графическим изображением, а также предоставляет сведения о численности граждан, проживающих на данной территории и имеющих право участвовать в осуществлении территориального общественного самоуправления.
7.3. В случае если территориальное общественное самоуправление на данной территории учреждено и на части территории происходит объединение или разделение действующих ТОС, установление границ образуемого территориального общественного самоуправления производится с одновременным изменением границ территории существующих ТОС.
Инициативная группа граждан, по инициативе которых объединяется или разделяется ТОС, вносят предложение об изменении границ территории действующего ТОС на рассмотрение собрания, конференции данного ТОС.
Руководящий орган ТОС в 2-месячный срок со дня поступления предложения об установлении границ территории обязан назначить проведение собрания, конференции.
Собрание, конференция проводятся в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня поступления предложения об изменении границ ТОС.
Копии протокола, решения собрания, конференции выдаются представителю инициативной группы, органа местного самоуправления.
В случае принятия собранием, конференцией решения об изменении границ существующего территориального общественного самоуправления инициативная группа граждан или орган местного самоуправления обращаются в Совет депутатов Одинцовского городского округа с инициативой о проведении собрания, конференции и установлении границ образуемого территориального общественного самоуправления.
Совет ТОС, действующий на данной территории, также направляет в Совет депутатов Одинцовского городского округа предложения об изменении границ ТОС. Предложения об утверждении, изменении границ территории территориального общественного самоуправления должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 7.1 настоящего Положения. К ним прилагается также решение собрания, конференции об изменении границ территории территориального общественного самоуправления.
7.4. Совет депутатов Одинцовского городского округа в 3-х месячный срок, со дня поступления предложения от инициативной группы, обязан установить границы территории территориального общественного самоуправления.
При установлении границ территории, в пределах которой осуществляют деятельность органы ТОС, должны учитываться:
- административно-территориальное деление муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области";
- исторические, культурные, социально-экономические условия развития территории.
7.5. Запрещается осуществление ТОС на одной и той же территории более чем одним одноименным органом ТОС.
7.6. В случае утверждения границ территориального общественного самоуправления инициативная группа граждан вправе организовать проведение собрания, конференции граждан об учреждении территориального общественного самоуправления.
Статья 8. Учреждение территориального общественного самоуправления
8.1. Учреждение территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции членов местного сообщества, постоянно или преимущественно проживающих на территории, где предполагается осуществить общественное самоуправление.
8.2. Организацию учредительного собрания (схода) или конференции осуществляет инициативная группа членов местного сообщества численностью не менее трех человек, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории.
8.3. Инициативная группа принимает решение по проведению учредительного собрания (схода) либо конференции в зависимости от числа членов местного сообщества, постоянно или преимущественно проживающих на данной территории, ее размеров, местных условий и других обстоятельств, а также осуществляет подготовку проектов необходимых документов.
8.4. Инициативная группа письменно информирует органы местного самоуправления о своем создании и предлагает согласовать территориальные границы деятельности, в пределах которых предполагается осуществление территориального общественного самоуправления.
8.5. После завершения процесса согласования или установления территориальных границ деятельности инициативная группа письменно за две недели до учредительного собрания (схода) или конференции извещает членов местного сообщества, проживающих на территории, где предполагается осуществить территориальное общественное самоуправление, органы местного самоуправления Одинцовского городского округа о дате, месте и времени проведения учредительного собрания (схода) или конференции.
8.6. Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления, дает ему наименование, определяет цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие члены территориального сообщества, утверждает территориальные границы деятельности территориального сообщества, согласованные с органами местного самоуправления Одинцовского городского округа, избирает органы территориального общественного самоуправления.
В органы местного самоуправления направляется:
- протокол решения учредительного собрания (схода) или конференции;
- список участников учредительного собрания (схода) или конференции с указанием ФИО, адреса проживания на соответствующей территории, с подтверждением участия личной подписью.
8.7. В случае если учредительное собрание (сход) или конференция в соответствии с Уставом Одинцовского городского округа принимает решение о государственной регистрации территориального сообщества, собрание (сход) или конференция принимает Устав территориального образования, не противоречащий требованиям Конституции РФ, федеральным законам, законам Московской области, нормативно-правовым актам Одинцовского городского округа.
Статья 9. Собрания (сходы), конференции территориального общественного самоуправления
9.1. Собрание (сход) или конференция проводится по инициативе органов ТОС, органов местного самоуправления Одинцовского городского округа или группы членов территориального сообщества по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
9.2. В работе собраний (сходов) или конференций принимают участие члены территориального сообщества, достигшие 16 лет и проживающие на территории территориального образования.
9.3. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
9.4. Каждый житель может поддержать только одного кандидата.
9.5. В ведении собраний (сходов) или конференций находятся следующие вопросы:
а) утверждение и изменение территориальных границ деятельности территориального сообщества по согласованию с органами местного самоуправления;
б) избрание органов (уполномоченных выборных лиц) ТОС и заслушивание отчетов об их деятельности;
в) принятие Устава ТОС и внесение в него изменений в случае, если собрание (сход) или конференция принимает решение о государственной регистрации территориального сообщества в соответствии с Уставом Одинцовского городского округа и (или) при внесении в Устав изменений и дополнений;
г) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления;
д) принятие решений о досрочном прекращении полномочий органов (уполномоченных выборных лиц) ТОС;
е) другие вопросы, на решение которых имеют право члены территориального сообщества или избранные ими органы и уполномоченные выборные лица при осуществлении территориального общественного самоуправления.
9.6. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Статья 10. Органы территориального общественного самоуправления
10.1. Для организации и непосредственной реализации функций по осуществлению территориального общественного самоуправления собрание (сход) или конференция избирает подотчетные им органы ТОС (комитет, совет, правление, иные органы). При небольшом числе членов территориального сообщества вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица территориального общественного самоуправления.
10.2. По решению собрания (схода) или конференции выборы органов ТОС проводятся открытым либо тайным голосованием.
10.3. Срок полномочий органов ТОС устанавливается собраниями (сходами) или конференциями.
10.4. Орган ТОС в пределах своих полномочий представляет интересы членов территориального сообщества в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями всех форм собственности. Его представители имеют право принимать участие в заседаниях органов местного самоуправления Одинцовского городского округа с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим права и интересы членов территориального сообщества, реализовывать и защищать другие права членов сообщества, связанные с осуществлением территориального общественного самоуправления, не противоречащие федеральному законодательству, законодательству Московской области.
10.5. Органы (уполномоченные выборные лица) ТОС в своей деятельности при принятии решений учитывают мнение членов территориального сообщества, в том числе выявляемое и через проведение опросов.
10.6. Руководство органом ТОС осуществляет уполномоченное лицо, избираемое на его заседании. Оно имеет право представлять орган в отношениях с органами местного самоуправления и органами власти Московской области, общественными объединениями и организациями всех форм собственности, созывать заседания органа ТОС, готовить соответствующие документы, подписывать протоколы и решения, выполнять иные функции, определенные нормативно-правовыми актами Одинцовского городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
10.7. Органы (уполномоченные выборные лица) не реже одного раза в год отчитываются о своей работе на собрании (сходе) или конференции членов ТОС.
10.8. Деятельность членов выборных органов и уполномоченных выборных лиц ТОС осуществляется на общественных началах. В случае заключения договора о совместной деятельности с администрацией Одинцовского городского округа возможна оплата труда руководителя ТОС из бюджета городского округа.
10.9. Уполномоченное выборное лицо ТОС может иметь удостоверение. Образец удостоверения утверждается главой Одинцовского городского округа.
Статья 11. Ассоциации (объединения) органов ТОС
11.1. В целях содействия эффективному осуществлению территориального общественного самоуправления, координации деятельности органов ТОС и оказания им организационной и методической, консультационно-правовой помощи органами ТОС на добровольной основе могут создаваться ассоциации (объединения) органов ТОС.
11.2. Инициатива создания ассоциации (объединения) органов ТОС может исходить от одного или нескольких органов ТОС.
11.3. Ассоциации (объединения) органов ТОС в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общественных объединениях", иными федеральными законами, Законом Московской области "О поддержке территориального общественного самоуправления в Московской области", Уставом муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области", настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами.
11.4. Ассоциации (объединения) органов ТОС действуют на основании Положения (устава) ассоциации (объединения).
11.5. К компетенции ассоциации (объединения) органов ТОС относится:
- оказание организационной, консультативной, методической помощи органам ТОС;
- оказание помощи во взаимодействии органов ТОС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности;
- разработка целевых программ развития ТОС, внесение их на рассмотрение в органы местного самоуправления;
- иные полномочия, закрепленные в Положении (уставе) ассоциации (объединения) органов ТОС в, соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления
Органы местного самоуправления:
- оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
- разрабатывают нормативно - правовую документацию по ТОС;
- способствуют становлению и развитию ТОС;
- вправе передавать на договорной основе органам ТОС часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части делегированных полномочий и расходования выделенных средств;
- координируют деятельность ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь;
- учитывают в своих решениях мнение населения, полученное ТОС методом опроса;
- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с ТОС в соответствии с действующим законодательством.
Статья 13. Регистрация территориальных сообществ и их органов
13.1. Территориальные сообщества и их органы подлежат регистрации в органах местного самоуправления.
13.2. На регистрацию представляются следующие документы:
а) протокол учредительного собрания (схода) или конференции;
б) схема с описанием территориальных границ деятельности ТОС, установленных Советом депутатов Одинцовского городского округа;
в) список участников собрания (схода) или делегатов конференции с указанием адресов и нормы представительства;
г) в случае проведения конференции - протоколы собраний по выдвижению делегатов или петиционные листы.
13.3. Администрация Одинцовского городского округа ведет реестр территориальных образований. В случае приобретения органом ТОС статуса юридического лица, в реестр включаются также сведения о внесении органа ТОС в единый государственный реестр регистрации юридических лиц, а также идентификационный номер налогоплательщика. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для юридических ЛИЦ) предоставляется после регистрации юридического лица.
13.4. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления. Порядок регистрации Устава территориального общественного самоуправления определяется нормативно-правовым актом Совета депутатов Одинцовского городского округа.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его Уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
С момента государственной регистрации территориальные сообщества в качестве юридических лиц приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Статья 14. Экономическая и финансовая деятельность ТОС
14.1. Финансовые ресурсы территориальных сообществ состоят из собственных средств, а также средств, которые могут передаваться им органами местного самоуправления.
14.2. Условия и порядок выделения средств из бюджета Одинцовского городского округа определяются Уставом Одинцовского городского округа Московской области и нормативными правовыми актами Совета депутатов Одинцовского городского округа.
14.3. Собственные финансовые средства образуются за счет добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также иных поступлений в соответствии с действующим законодательством.
14.4. Территориальные сообщества, прошедшие государственную регистрацию, имеют право:
а) самостоятельно использовать, имеющиеся в их распоряжении собственные средства;
б) кооперировать на добровольной основе средства физических и юридических лиц для финансирования целевых социальных программ муниципального образования;
в) организовывать иную экономическую деятельность, направленную на достижение уставных целей и удовлетворение социально-экономических потребностей членов территориального сообщества;
г) пользоваться собственностью, переданной ТОС органами местного самоуправления на условиях договора безвозмездного пользования.
14.5. В собственности ТОС могут находиться кооперированные денежные средства, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения - детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и отдельные вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь, другое имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, в том числе переданное органами местного самоуправления на основе правового акта, необходимое для материального обеспечения деятельности территориальных сообществ.
14.6. Порядок отчуждения, передачи собственности, объем и условия правомочий собственника устанавливаются законодательством.
14.7. Органы местного самоуправления муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области" осуществляют контроль финансово-хозяйственной деятельности органов ТОС в части использования средств, выделяемых из бюджета Одинцовского городского округа.
Статья 15. Устав территориального сообщества
15.1. Устав является учредительным документом ТОС, утверждается на собрании (сходе) или конференции членов ТОС и должен соответствовать требованиям законодательства.
15.2. Отказ в регистрации Устава ТОС может быть обжалован в судебном порядке.
15.3. Устав ТОС должен предусмотреть:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления ТОС.
Статья 16. Гарантии территориального общественного самоуправления
16.1. Решения ТОС, принятые в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению теми органами местного самоуправления, органами ТОС, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.
16.2. Территориальное сообщество имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов, распоряжений) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих в территориальном образовании.
Глава 3. Заключительные положения
Статья 17. Ответственность территориальных сообществ, их органов и уполномоченных выборных лиц
17.1. Территориальные сообщества в случае нарушения ими федерального законодательства и законодательства Московской области несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области.
17.2. В случае нарушения законодательства Российской Федерации и Московской области территориальными сообществами, не имеющими государственной регистрации, ответственность за конкретные нарушения несут лица, входящие в состав органов ТОС, или уполномоченные выборные лица.
17.3. Территориальные сообщества, имеющие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом в соответствии с законодательством.
17.4. Органы местного самоуправления, а также члены местного сообщества не несут ответственности по имущественным и финансовым обязательствам органов ТОС.
Статья 18. Приостановление и прекращение деятельности территориальных сообществ и их органов
18.1. Приостановление деятельности территориальных сообществ и их органов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
18.2. Деятельность территориальных сообществ и их органов прекращается на основании решения собрания (схода) или конференции членов территориального сообщества либо по решению суда.
18.3. Решение о прекращении деятельности территориального сообщества направляется главе Одинцовского городского округа. В случае прекращения деятельности территориального сообщества, прошедшего государственную регистрацию, решение о прекращении деятельности направляется в соответствующие государственные органы, какими осуществлялась их регистрация.
Статья 19. Рассмотрение разногласий (споров)
19.1. Разногласия (споры) между органами ТОС и органами государственной власти или органами местного самоуправления рассматриваются в соответствии с действующим федеральным законодательством в согласительном или судебном порядке.
Заместитель начальника Управления |
А.И. Столетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 5 ноября 2019 г. N 18/10 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в Одинцовском городском округе Московской области"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст решения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 2 марта 2022 г. N 18/33
Изменения вступают в силу с 5 марта 2022 г.
Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29 сентября 2020 г. N 4/19
Изменения вступают в силу с 3 октября 2020 г.
Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 9 июня 2020 г. N 8/17
Изменения вступают в силу с 13 июня 2020 г.