Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Стратегические цели, приоритеты и задачи социально-экономического развития Тындинского района
3.1. Миссия, основные цели и задачи социально-экономического развития Тындинского района
Миссия позволяет объективно, основываясь на знании конкурентных преимуществ, возможностей и угроз, сформулировать ключевую цель социально-экономического развития Тындинского района.
Миссия муниципального образования представляется как:
Тындинский район - территория с развитой экономикой, конкурентоспособная и комфортная для проживания, благоприятная для развития бизнеса и вложения инвестиций.
Реализация заявленной миссии возможна на основе взаимоувязанных действий со стороны властей на федеральном и региональном уровне, органов местного самоуправления, крупного и малого бизнеса и жителей района.
В соответствии с обозначенной миссией стратегической целью социально-экономического развития Тындинского района до 2030 года является развитие качественной среды жизнеобеспечения путем создания благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов на основе эффективного управления.
Достижение стратегической цели по социально-экономическому развитию района потребует реализации комплекса стратегических приоритетных проектов и программ, направленных на решение ключевых проблем развития района и повышение устойчивости экономики и социальной сферы района.
Отсюда определяются стратегические приоритеты развития, в рамках которых предусматривается реализация основных мероприятий:
1. Сохранение экономической стабильности и повышение инвестиционной привлекательности.
2. Комфортные условия жизнедеятельности.
3. Развитие социальной сферы.
4. Эффективное муниципальное управление.
Стратегическая цель в процессе декомпозиции разбита на приоритеты, по которым в свою очередь определены целевые задачи. Достижение поставленных целевых задач будет реализовываться по отдельным направлениям в рамках муниципальных программ (планов). Целевые задачи при этом могут быть решены на уровне подпрограмм по каждому из стратегических направлений. В свою очередь, подпрограммы содержат совокупность различных мероприятий и проектов, обеспечивающих реализацию всех целевых ориентиров.
Целевые блоки развития Тындинского района приведены в блок-схеме таблицы 5.
Таблица 5
Блок-схема
Целевые блоки развития Тындинского района
Стратегическая цель - развитие качественной среды жизнеобеспечения путем создания благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов на основе эффективного управления | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приоритет 1 Сохранение экономической стабильности и повышение инвестиционной привлекательности |
|
Приоритет 2: Комфортные условия жизнедеятельности |
|
Приоритет 3: Развитие социальной сферы |
|
Приоритет 4: Эффективное муниципальное управление |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Целевая задача: Развитие устойчивой конкурентоспособной экономики |
|
Целевая задача: Создание условий, обеспечивающих комфортные и безопасные условия для проживания |
|
Целевая задача: Формирование благоприятной социальной среды, отвечающей потребностям населения и обеспечивающей всестороннее развитие личности |
|
Целевая задача: Эффективное управление муниципальными ресурсами |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Развитие производственного сектора экономики |
|
Территориальное развитие |
|
Обеспечение качественного образования |
|
Эффективное использование муниципальной собственности |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Содействие развитию и поддержка предпринимательства |
|
Обеспечение населения доступным и качественным жильем |
|
Сохранение и развитие культурного и духовного потенциала |
|
Эффективная финансовая политика |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Повышение инвестиционной привлекательности |
|
Модернизация жилищно-коммунального комплекса |
|
Развитие молодежной политики |
|
Качество и доступность предоставления муниципальных услуг |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Развитие цифровой экономики |
|
Сохранение и развитие транспортной инфраструктуры |
|
Развитие физической культуры и спорта |
|
Информационная открытость и доступность муниципальных ресурсов |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Регулирование рынка труда |
|
Обеспечение безопасных условий жизни |
|
Социальная поддержка отдельных категорий граждан |
|
|
3.2. Этапы и пространственные границы реализации Стратегии
3.2.1. Этапы реализации Стратегии
Стратегия социально-экономического развития Тындинского района разрабатывается сроком реализации - 10 лет: период с 2020 по 2030 годы и будет происходить в три этапа. Каждый этап характеризуется осуществлением ключевых мероприятий.
I этап (2020 - 2022 годы) - предполагается реализация базового сценария развития и предусматривает определение основных ориентиров.
Основой социально-экономического развития Тындинского района будут являться традиционные виды экономической деятельности (в данном случае золотодобывающая, лесоперерабатывающая, строительная отрасли). В 2021 году завершается реализация ряда крупных инвестиционных проектов, в этом случае можно ожидать некоторого замедления развития экономики района.
Первый этап будет реализовываться в рамках текущего бюджетного и прогнозного процессов на среднесрочный период, обеспечивая устойчивую основу развития для уверенной реализации дальнейших этапов.
Бюджетные средства будут направлены в большей степени на сохранение социально-экономического положения муниципального образования на достигнутом базовом уровне. В данных условиях стратегическая позиция муниципального управления будет определяться удерживаемым уровнем занятости, потребительской активности, достигнутым и перспективным уровнем использования и производительностью ресурсов территории, развитием малого и среднего предпринимательства
При этом в рамках реализации данного этапа органам местного самоуправления необходимо сформировать благоприятную для инвестиционной привлекательности базу с учётом основных преимуществ территории и "точек роста". Кроме этого будет продолжена работа по приведению в единую целостную структуру разработанных и утверждённых документов стратегического планирования района, а также по формированию планов по достижению основных целей и определению приоритетов работы на следующих этапах.
II этап (2023 - 2025 годы) - реализация данного этапа Стратегии должна создать условия для перехода от базового способа развития к целевому.
В целом это этап активной структурной перестройки экономики, который должен способствовать развитию сформированных на предыдущем этапе условий для ускорения темпов экономики, поддержанию действующих производств, продолжению реализации приоритетных и стратегически значимых проектов.
Помимо этого органам местного самоуправления следует сосредоточить свое внимание на дальнейшем развитии инфраструктуры социальной сферы и повышении уровня жизни населения района.
Иными словами, на этом этапе должны быть запущены основные проекты, определяющие долгосрочную устойчивость района.
III этап (2026 - 2030 годы) - этап предполагает выход на заключительную стадию реализации всех целевых планов по приоритетным направлениям Стратегии. Предполагается переход на новый комплексный и сбалансированный формат ведения деятельности. Реализация этапа заключается в координации деятельности проектами, выявлении и дополнении недостающих элементов инфраструктуры, завершении формирования нового экономического, пространственного, социального облика района в соответствии с его миссией и стратегическими целями.
В случае изменения основных тенденций Стратегия предполагает актуализацию и внесение необходимых корректировок.
3.2.2. Пространственные границы реализации Стратегии
При реализации Стратегии социально-экономического развития Тындинского района должны учитываться три пространственные зоны, по отношению к которым район может и должен формировать свою Стратегию: зона прямого действия, зона влияния и зона интересов.
Зона прямого действия
- территория, в границах которой органы местного самоуправления Тындинского района правомочны осуществлять административную и хозяйственную деятельность и несут ответственность за решение вопросов местного значения.
В рамках этой зоны для реализации Стратегии администрация Тындинского района может и должна использовать весь набор управленческих, политических, административных и финансовых инструментов, который предоставляет им законодательство Российской Федерации. Другими словами, зона прямого действия - это территория Тындинского района.
Зона влияния
- территория, в границах которой события и процессы, происходящие за пределами Тындинского района, оказывают непосредственное влияние на развитие и функционирование Тындинского района и районных систем. При этом органы местного самоуправления и иные субъекты районного сообщества могут оказывать влияние на развитие этих процессов.
В рамках этой зоны для реализации Стратегии администрация Тындинского района может и должна использовать механизмы межмуниципального сотрудничества, координации действий между органами власти разного уровня, общественных коммуникаций, а также предусмотренные законодательством страны механизмы влияния на региональную и федеральную государственную политику.
Зона интересов
- территория, на которой события и процессы, происходящие за границами Тындинского района, оказывают существенное, хотя и косвенное, влияние на развитие района. При этом органы местного самоуправления Тындинского района имеют минимальные возможности для влияния на происходящие процессы и события. В эту зону входят остальные территории Амурской области, а также к данной зоне можно отнести территории Дальнего Востока.
В рамках отмеченной зоны для реализации Стратегии администрация Тындинского района может и должна отслеживать и учитывать при принятии внутрирайонных стратегических решений значимые для района социальные, экономические и политические события и процессы.
3.3. Сценарии социально-экономического развития Тындинского района
Изменчивость внешних условий в значительной степени усложняет точное прогнозирование на долгосрочную перспективу. Сценарный подход, в который закладываются варианты развития, позволяют Стратегии района реагировать на происходящие изменения экономического развития в России, инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов, конкурентоспособностью района.
Исходя из обозначенных направлений выделены два качественных сценария социально-экономического развития на долгосрочную перспективу - базовый и целевой.
Сценарии социально-экономического развития Тындинского района предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на повышение качества и уровня жизни населения, улучшение инвестиционного климата, развитие предпринимательства, снижение уровня дотационности бюджета и повышения конкурентоспособности Тындинского района. Каждый из сценариев предусматривает развитие комплекса отраслей и видов экономической деятельности, являющихся приоритетными для экономики Тындинского района.
Во многом реализация того или иного сценария зависит от проведения федеральной государственной политики по выравниванию условий хозяйствования на Дальнем Востоке с европейской частью России. Сложность разработки сценариев обусловлена тем, что она осуществляется в условиях высокой степени неопределенности многих факторов, характеризующих будущее состояние района. Так, большинство предприятий не имеют стратегии развития, располагая лишь текущими и в редких случаях среднесрочными планами. Нет определенности относительно доходной части бюджета в связи с высоким уровнем его дотационности.
Базовый сценарий
Базовый сценарий предполагает, что никакие масштабные прорывные проекты социально-экономического развития района в среднесрочной перспективе не будут реализованы.
В этом случае можно ожидать сохранения сложившейся за последние три-четыре года динамики темпов роста экономики и основных показателей социальной сферы. Развитие отраслей промышленности будет происходить исходя из имеющихся структурных преимуществ экономики района.
Низкие темпы развития транспортной и инженерной инфраструктуры будут и в дальнейшем сдерживать инвестирование в создание новых промышленных производств. Инвестиционная и экономическая активность будет низкой.
В рамках базового сценария в промышленном, транспортном и жилищно-коммунальном комплексах продолжится реализация только тех проектов, по которым в соответствии с действующими государственными программами, отраслевыми стратегиями Российской Федерации и инвестиционными программами уже начата реализация.
В развитии малого и среднего бизнеса будет преобладать пассивная модель поведения, работа будет направлена на сохранение и поддержку уже существующих предпринимателей.
Развитие экономики по этому сценарию не позволит снизить дотационность районного бюджета и степень зависимости от федеральных и региональных трансфертов, решить первоочередные социальные задачи.
Демографическое развитие будет сопровождаться сокращением численности населения за счет отрицательного естественного прироста и ежегодного миграционного оттока. При этом структура населения будет характеризоваться дальнейшим снижением трудоспособной его части и увеличением населения старших возрастов.
При реализации базового сценария развития основная задача органов местного самоуправления - сохранить положительные тенденции развития экономики района, в том числе темпы роста основных показателей социально-экономического развития района, повысить качество и эффективность муниципального управления.
Целевой сценарий
Целевой сценарий предполагает реализацию намеченных инвестиционных проектов и программ на территории Тындинского района в рамках его основных отраслей в полном объёме и в намеченные сроки при активном партнерстве районных, областных и федеральных органов власти и бизнеса.
Основа для реализации сценария - проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Тындинского района, и создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего повышению конкурентоспособности района, развитию производства, появлению новых рабочих мест, росту налоговых поступлений в бюджет района.
Сценарий базируется на условиях развития реального сектора экономики и использования богатой минерально-сырьевой базы Тындинского района.
Развитие промышленного сектора экономики приведет к повышению предложений на рынке труда и будет способствовать снижению оттока населения и закреплению в районе молодежи.
Одним из важных направлений развития района будет являться активная жилищная политика, направленная на рост жилищной обеспеченности и повышение уровня комфортности проживания населения. В приоритетном порядке будет решаться проблема замены жилого фонда, непригодного для проживания.
Целевой сценарий предусматривает развитие муниципально-частного партнерства, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, повышение качества предоставления муниципальных услуг, привлечение государственных инвестиций в объемах, достаточных для снятия существующих ограничений развития экономики, модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечивающую повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения.
Рост доходов районного бюджета создаст возможности для увеличения бюджетного финансирования мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни населения, а также на стимулирование развития предпринимательства.
В случае реализации этого сценария будет создана основа долгосрочного экономического роста района. Усилия органов местного самоуправления должны быть направлены на решение задачи привлечения и удержания населения в поселениях путём повышения уровня его занятости и благосостояния, создания комфортных условий для проживания.
Сравнительный анализ сценариев развития Тындинского района
Рассмотренные варианты социально-экономического развития Тындинского района имеют свои плюсы и минусы.
Основные параметры социально-экономического развития Тындинского района до 2030 года соответствуют базовому сценарию, отличающемуся более высокой вероятностью реализации от целевого.
Базовый вариант развития опирается как на существующий потенциал, так и на новые тенденции в экономике и социальные процессы. В данном сценарии ожидается повышение устойчивости экономики, повышение привлекательности района для инвесторов и жителей (в том числе молодежи), оптимизация социально-демографического состава населения.
В условиях ограниченности всех видов рес
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.