Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.В. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Э.М. Мустафиной, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина А.В. Туганова,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин А.В. Туганов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2.1 Положения об открытии школьного автобусного маршрута, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2010 года N 615 (далее также - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения основанием для открытия школьного автобусного маршрута является решение органа местного самоуправления (далее - заказчик), согласованное с Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Управлением ГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Татарстан.
Из жалобы и приложенных к ней документов следует, что в 2009 году в городском микрорайоне на ул. Загородная г. Зеленодольска, в котором, как поясняет гражданин А.В. Туганов, проживает около 560 человек, была закрыта начальная школа. Детей микрорайона приписали к другой городской школе, находящейся в 7 км от ул. Загородной. Заявитель отмечает, что, несмотря на отдаленность учебного заведения от места жительства учеников, подвоз детей в школу не организован. Неоднократные обращения гражданина А.В. Туганова с просьбой открытия такого школьного маршрута в органы местного самоуправления Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, а также в иные органы власти результата не дали.
Заявитель отмечает, что порядок и необходимые требования для открытия, изменения и прекращения действия (закрытия) школьных автобусных маршрутов определены Положением. Оспариваемый пункт 2.1 предусматривая, что основанием для открытия школьного автобусного маршрута является решение заказчика, не устанавливает, в каких случаях заказчик обязан принимать такое решение. Гражданин А.В. Туганов полагает, что фактически заказчик решает данный вопрос по своему усмотрению и может просто не принимать соответствующего решения. Таким образом, он указывает, что обжалуемая норма носит неопределенный характер, и, следовательно, нарушает конституционный принцип равенства и конституционные права граждан, проживающих в микрорайоне ул. Загородная.
На основании изложенного гражданин А.В. Туганов просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 2.1 Положения об открытии школьного автобусного маршрута, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2010 года N 615, не соответствующим статьям 13, 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 56 (части первая и вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа).
Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, осуществляется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статьей 34 указанного Федерального закона закреплены основные права обучающихся, меры их социальной поддержки и стимулирования, в том числе право на транспортное обеспечение, которое в силу статьи 40 этого же Федерального закона включает в себя организацию органами местного самоуправления, как учредителей муниципальных образовательных организаций, их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно, в случае, если на территории муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что частью 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предполагается обязательность организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, если с учетом обстоятельств, определяющих транспортную доступность образовательных организаций в конкретном муниципальном образовании, возможность осуществления обучающимися конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования существенно затруднена или не может быть обеспечена. При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, не исключается обеспечение транспортной доступности образовательной организации путем предоставления обучающимся соответствующих мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в рамках организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, с тем чтобы они имели возможность добраться до образовательной организации и обратно в разумный срок, ориентиром для определения которого могут служить указанные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189) 30 минут, но при условии регулярности транспортного сообщения и совпадении расписания движения транспортных средств со временем начала и окончания школьных занятий (постановление от 5 июля 2017 года N 18-П).
В Республике Татарстан организацию бесплатной перевозки обучающихся до образовательных организаций и обратно предусматривают взаимосвязанные положения статей 22 и 24 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ "Об образовании", которые по своему содержанию и правовому смыслу аналогичны вышеприведенным положениям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, из названных положений федерального и республиканского законодательства следует, что органы местного самоуправления, как учредители муниципальных образовательных организаций, обязаны организовывать бесплатную перевозку обучающихся к месту обучения и обратно в тех случаях, когда на конкретной территории муниципального образования отсутствует возможность обеспечения обучающимся территориальной доступности образовательной организации.
Оспариваемое заявителем Положение по своей правовой природе и целевому назначению направлено на обеспечение безопасности перевозок обучающихся, в частности на упорядочение процедуры оформления разрешительных документов на открытие школьного автобусного маршрута. Обжалуемый пункт 2.1 Положения, исходя из его места в системе рассматриваемого правового регулирования, подлежит применению только после принятия органами местного самоуправления соответствующего решения, основания принятия которого регламентированы вышеприведенными нормами федерального и республиканского законодательства, сам по себе не может считаться нарушающим конституционные права граждан, в том числе заявителя в указанном в жалобе аспекте, и, следовательно, не содержит неопределенности в вопросе о его соответствии Конституции Республики Татарстан, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" его жалоба не является допустимой.
Из содержания жалобы следует, что гражданин А.В. Туганов, формально оспаривая конституционность пункта 2.1 Положения об открытии школьного автобусного маршрута, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2010 года N 615, фактически выражает несогласие с действиями (бездействием) уполномоченных на разрешение этого вопроса органов местного самоуправления, что к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан, определенной статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. Туганова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2.1 Положения об открытии школьного автобусного маршрута, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2010 года N 615, поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину А.В. Туганову и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 29 октября 2019 г. N 32-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. Туганова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2.1 Положения об открытии школьного автобусного маршрута, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2010 года N 615"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 20 января 2020 г.