Распоряжение Администрации Алтайского края от 17 сентября 2012 г. N 383-р
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.
В целях определения параметров социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период:
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2013 год и на период до 2015 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке планово-прогнозных документов, долгосрочных и ведомственных целевых программ руководствоваться Сценарными условиями.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Сценарные условия
социально-экономического развития Алтайского края
на 2013 год и на период до 2015 года
(утв. распоряжением Администрации Алтайского края
от 17 сентября 2012 г. N 383-р)
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2013 год и на период до 2015 года (далее - "Сценарные условия") разработаны на основе указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2011 году и в январе-июне 2012 года.
Сценарные условия учитывают цели и приоритеты социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период, обозначенные в программных документах, а также определяют прогнозные параметры развития на ближайшие три года (приложение).
Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского края
в январе-июне и оценка параметров 2012 года
В I полугодии 2012 года продолжается устойчивый рост основных макроэкономических показателей. В промышленности с начала текущего года индекс производства составил 108,5%. В стоимостном выражении отгружено продукции на 114,7 млрд. рублей. Высокие темпы роста наблюдаются в отдельных видах обрабатывающих производств: производстве кокса (122,2%), химическом производстве (121,5%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (116,5%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (115,3%). В течение года положительная динамика отмечается в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака: в январе-июне 2012 года индекс производства составил 110,7%. В целом в обрабатывающем секторе промышленности объемы производства увеличились на 8,5%.
Индекс производства в сфере добычи полезных ископаемых сложился на уровне 103,9%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 109,2%.
В целом по 2012 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 105,6%, в том числе в обрабатывающих производствах - 105,7%.
Экономическая ситуация в сельском хозяйстве края в I полугодии 2012 года характеризовалась ростом основных показателей. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозтоваропроизводителями, составил 33 млрд. рублей, индекс производства - 101,2%. Посевные площади сельскохозяйственных культур составили 5,4 млн. га, в том числе посевные площади подсолнечника и картофеля в текущем году увеличены в целом на 32,7 тыс. га. Наблюдается увеличение объемов производства основных видов животноводческой продукции в хозяйствах всех категорий: скота и птицы на убой - на 4,7%, молока - на 0,8%, яиц - на 1,9%.
В растениеводстве сбор зерновых культур в целом по году ожидается ниже уровня 2011 года, что обусловлено неблагоприятными погодными условиями (низкая норма выпадения осадков): в первоначально оприходованном весе - около 2,2 млн. тонн, вследствие чего в целом по отрасли индекс производства в 2012 году оценивается на уровне 80,1%).
Тенденция высокой инвестиционной активности, сложившаяся в 2011 году (115,4%), в текущем году продолжает нарастать. За шесть месяцев 2012 года прирост инвестиций составил 18,8%. На развитие экономики и социальной сферы края направлено 27,4 млрд. рублей инвестиций. В целом по году ожидается рост на уровне 112,5%, а объем инвестиционных вложений оценивается в пределах 86 млрд. рублей. Ожидаемый ввод жилья в 2012 году может составить 680 тыс. кв. м.
В 2012 году продолжается улучшение показателей уровня жизни населения. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в I полугодии среднедушевые денежные доходы жителей края возросли на 6%, в реальном выражении - на 2,7%. Их прирост в целом по году составит не менее 3%.
Реальная заработная плата за январь-июнь 2012 года составила 114,7%. В номинальном выражении средняя заработная плата возросла на 18,4% относительно аналогичного периода 2011 года. Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечаются в следующих сферах: здравоохранение и предоставление социальных услуг (129,6%), образование (126,7%). С учетом сохранения тенденции роста заработной платы в экономике и предусмотренной в текущем году индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений в целом по 2012 году ожидается прирост заработной платы на 16,8%, в реальном выражении - на 11,6%.
Рост уровня жизни населения способствует активному восстановлению потребительских расходов домашних хозяйств. Сохранение тенденции роста платежеспособного спроса населения обеспечит увеличение оборота розничной торговли в 2012 году в сопоставимых ценах на 12% (I полугодие -12,8%), платных услуг - на 3,2% (I полугодие - 1,9%).
В 2012 году наблюдается более благоприятная в сравнении с предыдущим годом ситуация на регистрируемом рынке труда. С начала года в связи с ростом производства увеличился спрос на труд: заявленная потребность работодателей в работниках возросла на 2,7% относительно аналогичного периода 2011 года. За I полугодие трудоустроено по направлению службы занятости населения 41,9 тыс. человек, что на 20% выше аналогичного периода прошлого года. Численность официально зарегистрированных безработных граждан к аналогичному периоду предыдущего года снизилась на 16,1%. По предварительной оценке, уровень официально зарегистрированных безработных к концу 2012 года не превысит 2,6%.
Стабилизация макроэкономической ситуации в крае происходит на фоне умеренных инфляционных процессов: индекс потребительских цен за I полугодие составил 103,4%, что на 0,9 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2011 года. В целом в 2012 году уровень инфляции в Алтайском крае при стабильной ситуации на рынке продовольственных товаров ожидается в пределах 7%.
Ожидаемый рост основных показателей базовых отраслей экономики края в текущем году по отношению к предыдущему году и повышение потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать увеличение объема валового регионального продукта по итогам 2012 года примерно на 1,4% к уровню 2011 года. Его объем может составить более 373,5 млрд. рублей.
Характеристика вариантов прогноза социально-экономического развития
Алтайского края в 2013-2015 годах
Сценарные условия разрабатываются на многовариантной основе в зависимости от внешних и внутренних факторов развития. В текущем году Министерством экономического развития Российской Федерации для разработки прогноза предложены 2 его основных варианта - консервативный и умеренно-оптимистичный.
Сценарии различаются эффективностью реализации государственной политики, возможностями повышения конкурентоспособности частного бизнеса и поддержания инвестиционного спроса.
Базовый вариант развития экономики - умеренно-оптимистичный. Он отражает рост экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации производства, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Умеренно-оптимистичный вариант является инновационно ориентированным, предполагает проведение преобразований в области человеческого капитала и науки, направленных на развитие инноваций. Среднегодовой темп прироста валового регионального продукта за 2013-2015 годы составит 5,7%, инвестиций - 14,7%, промышленного производства - 5%, продукции сельского хозяйства - 5,7%, реальных располагаемых доходов населения - 7,4%.
Консервативный вариант предполагает возникновение рисков снижения инвестиционного спроса, в том числе государственного, более низкие темпы роста заработной платы в бюджетной сфере, доходов населения, потребительского спроса. Среднегодовой темп прироста валового регионального продукта за 2013-2015 годы составит 3,4%, инвестиций - 8,4%, промышленного производства - 3,5%, продукции сельского хозяйства - 3%, реальных располагаемых доходов населения - 4,8%.
Другие прогнозные параметры, которые предлагается учитывать при разработке проекта краевого бюджета на 2013-2015 годы, рассчитаны по базовому варианту развития экономики.
Параметры социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов). К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенное законодательство, вступление России в ВТО. В качестве внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация, скорость реализации крупных инвестиционных проектов, эффективность реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, а также осуществление мероприятий по оптимизации бюджетной сферы Алтайского края.
Внешние условия (факторы), формирующие сценарии
социально-экономического развития Алтайского края
Наиболее значимым внешним фактором прогноза социально-экономического развития края, который сказывается на всех без исключения его параметрах, является инфляция.
За январь-июнь 2012 года рост потребительских цен составил 103,4%, в том числе на продовольственные товары - 104,7%, на непродовольственные - 102,9%", на платные услуги - 101,9%.
В текущем году инфляционная динамика в первом полугодии сложилась ниже уровня 2011 года на 0,9 процентных пункта вследствие переноса повышения регулируемых на местах тарифов на платные услуги населению с января на июль. Вклад в замедление инфляции вносит также укрепление курса рубля и ряд других факторов по сдерживанию роста цен (например, меры по сдерживанию роста цен на бензин).
Вместе с тем ожидается, что после проведения индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия, теплоэнергия) в июле, инфляция во втором полугодии 2012 г. будет выше обычной на 1,2 - 1,3 процентного пункта. В целом за год инфляция оценивается на уровне 7%. В 2013-2015 годах ее размер будет зависеть от динамики потребительских расходов населения, изменения цен и тарифов субъектов естественных монополий, а также от ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках. В 2013 году инфляция прогнозируется в пределах 5,5%, в 2014 и 2015 годах - 5% и 4,9% соответственно, что находится в целевом диапазоне параметров инфляции в целом по Российской Федерации.
Приоритетной задачей тарифной политики в 2013-2015 годах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме, за исключением объемов электрической энергии для поставки населению, поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.
В составе конечной цены на электрическую энергию для прочих потребителей подлежат государственному регулированию: тарифы на услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, плата за услуги инфраструктурных организаций оптового рынка.
Для территориальных сетевых организаций Алтайского края тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования их деятельности. Переход к регулированию тарифов с применением долгосрочных параметров будет осуществлен при выполнении следующих условий:
наличие утвержденных инвестиционных программ, объем которых не должен превышать 12% от необходимой валовой выручки каждого года долгосрочного периода;
наличие утвержденных в установленном порядке показателей надежности и качества;
увеличение среднего одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии по Алтайскому краю с 1 июля 2012 года до уровня, не превышающего 111% по отношению к уровню соответствующего тарифа по состоянию на 1 января 2012 года.
При недостижении установленных показателей надежности и качества долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Алтайского края подлежат корректировке в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Прогноз
роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий
в 2013-2015 годах в среднем по Алтайскому краю
(в среднем за год к предыдущему году, %)
Показатель |
2012 г. оценка |
Прогноз |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Электрическая энергия | ||||
Доля потребления по нерегулируемым ценам |
64,9 |
65,7 |
66,1 |
66,1 |
Регулируемые тарифы в среднем для населения |
103 |
109,1-110,6 |
112-115 |
112-115 |
Регулируемые тарифы для сетевых организаций |
106 |
110 |
109-110 |
109-110 |
Рост конечных цен в среднем для всех категорий потребителей |
106-107 |
110-112 |
110-112 |
111-113 |
Тепловая энергия | ||||
Тепловая энергия (регулируемые цены) |
104,8 |
111-112 |
109,5-110,5 |
110-111 |
Природный газ | ||||
Регулируемые цены для всех категорий потребителей |
107,5 |
115 |
115 |
114,6-115 |
Регулируемые тарифы для всех категорий потребителей, кроме населения |
107,1 |
115 |
115 |
114,5115 |
Регулируемые тарифы для населения |
110,4 |
115 |
115 |
115 |
Железнодорожные перевозки | ||||
Железнодорожные перевозки грузов |
106 |
105,5 |
105 |
105,5 |
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе |
110 |
110 |
110 |
110 |
Для населения в 2013 году рост тарифов на электроэнергию (без учета введения социальной нормы потребления) составит 109,1-110,6%, в 2014 -2015 годах - 112-115%.
Рост регулируемых тарифов сетевых организаций (определяется исходя из необходимой валовой выручки) в 2013 году составит не менее 110%, в 2014-2015 гг. - 109-110%. Индексация регулируемых тарифов на услуги по передаче электроэнергии сетевых организаций будет производиться ежегодно с июля.
В целом рост цен на электроэнергию (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей Алтайского края в 2013 году составит 110-112%, в 2014 году - 110-112%, в 2015 году - 111-113%.
В 2013 году среднегодовой рост тарифов на тепловую энергию в Алтайском крае будет находиться в интервале 11-12%. В 2014 году индексация тарифов на тепловую энергию предусматривается на уровне 12%, в среднем за год рост тарифов составит 9,5 - 10,5%.
В 2015 году среднегодовой рост тарифов на тепловую энергию (при индексации в июле на 10%) составит 10-11%. Такое увеличение цен в полном объеме покрывает рост затрат, в том числе на топливо, при том что рост цен на нерегулируемые виды топлива (уголь, мазут) прогнозируется существенно ниже, чем в 2014 году, и обеспечивает рост прибыли.
Увеличение цен на природный газ в период 2013-2015 гг. для всех категорий потребителей предусмотрено ежегодно с 1 июля на 15%.
Рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки будет ограничиваться прогнозируемым уровнем инфляции. На пассажирские перевозки предусматривается рост на 10% ежегодно при сохранении практики применения графика гибкого тарифного регулирования. В 2013 году регулируемые тарифы будут увеличены - на 5,5%, в 2014 году - на 5%, в 2015 году - на 5,5%.
Плата за предоставление вагонов для перевозок грузов в либерализованном секторе у компаний-операторов в 2013-2015 гг. будет расти такими же темпами, как и в регулируемом секторе.
Не менее значимыми внешними факторами, формирующими сценарии социально-экономического развития Алтайского края, являются меры социальной политики Правительства Российской Федерации и налоговая политика на среднесрочную перспективу.
В среднесрочный период политикой Правительства Российской Федерации предусматривается комплекс мер по увеличению заработной платы в бюджетных отраслях. Предполагается заработную плату педагогических работников учреждений общего образования довести до уровня средней по экономике. Средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов в течение 2013-2018 гг. будет увеличена в 2 раза и доведена до 200% от средней по региону. Аналогично за несколько лет будет повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году будет таким же, как для преподавателей высшей школы, - 200% от средней заработной платы по региону.
Трудовые пенсии в прогнозный период будут расти в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на индекс потребительских цен с 1 февраля ежегодно. Кроме того, дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля предполагается на более высоком уровне за счет роста заработной платы и доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В целом за 2012-2015 годы средний размер трудовой пенсии увеличится на 47%.
Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.
В среднесрочный период будет усилена стимулирующая функция налоговой системы (особенно в части инвестиций в оборудование, предложение инжиниринговых услуг). Предполагается реализация потенциала повышения собираемости налога на добавленную стоимость, а также рост поступлений от акцизов, налогов на роскошь и недвижимость.
Исходя из основных целей налоговой политики, направленных на стимулирование экономического роста и притока инвестиций в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, а также на дифференциацию налогообложения в зависимости от уровня дохода (изменение фискальной нагрузки на отдельные отрасли и объекты налогообложения), в среднесрочной перспективе рассматривается возможность реализации ряда мер:
постепенного перехода к полной отмене налога на имущество организаций в отношении активной (движимой) части основных средств для всех налогоплательщиков;
введения налоговых каникул для промышленных гринфилд-проектов по налогу на прибыль организаций, имущество организаций, земельный налог.
Кроме того, прорабатываются следующие вопросы изменения фискальной нагрузки на отдельные отрасли и объекты налогообложения:
последствия возможной постепенной отмены льгот по налогу на имущество организаций для инфраструктурных объектов с одновременным пересмотром тарифов на 5 лет;
вопрос об увеличении налогового бремени в отношении объектов жилой недвижимости различной площади (свыше 500 кв. м, свыше 1000 кв. м) в рамках планируемого к введению налога на недвижимость;
вопрос о дифференциации транспортного налога в отношении автомобилей с высокой стоимостью.
Внутренние условия (факторы) для формирования вариантов
социально-экономического развития
В среднесрочной перспективе социально-экономического развития Алтайского края на первый план все в большей степени будут выходить внутренние факторы развития. При этом наиболее динамичной компонентой роста должны стать инвестиции в основной капитал, а также повышение конкурентоспособности продукции алтайских производителей на фоне вступления России в ВТО.
В последующие три года траектория экономического роста будет связана с нарастанием инвестиционного спроса до 14,5 - 15% в 2013-2015 годах при стабилизации потребительского спроса на уровне 6,5 - 7,3 процента.
Рост валового регионального продукта в 2013 году по сравнению с оценкой 2012 года может составить 110%, его номинальный объем прогнозируется в размере 439,6 млрд. рублей. В целом за прогнозный период прирост ВРП составит 22,3%.
Основной вклад в прирост ВРП внесут виды деятельности, относящиеся к производству товаров: промышленность (обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых), строительство, торговля, транспорт и связь. Все более весомый вклад в прирост ВРП будут вносить отдельные виды деятельности, относящиеся к услугам, чему будет способствовать развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны, а также рост потребительского спроса на услуги со стороны населения.
Инвестиционная политика
Прогноз инвестиций в 2013-2015 годах основан на реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, первоочередных крупных инвестиционных проектов, объединенных в проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири", включенного в Стратегию социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года и в Перечень первоочередных проектов Сибирского федерального округа, (утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации), а также мероприятий принятой краевой программы "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011-2016 годы. Приток бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу региона обеспечит реализация 34 долгосрочных и 37 ведомственных целевых программ, участие в 20 государственных программах, а также реализация краевой адресной инвестиционной программы, включая формируемую в настоящее время среднесрочную программу бюджетного строительства "80 х 80".
В 2013 году и до конца прогнозного периода продолжится тенденция увеличения доли собственных средств в общем объеме инвестиционных вложений, и к 2015 г. она может составить 46,6%. Способствовать этому будет дальнейшая стабилизация и развитие деятельности предприятий реального сектора экономики, в том числе субъектов малого предпринимательства.
Среди привлеченных ресурсов прогнозируется снижение доли бюджетных средств (в 2013 г. - 55,8%, в 2015 г. - 53,4%). При этом около 60% бюджетных инвестиций будет приходиться на средства федерального бюджета.
Край ежегодно принимает участие в реализации почти 40 процентов действующих на территории страны федеральных целевых программ, направленных на развитие здравоохранения, образования, культуры, обеспечение жильем населения, модернизацию коммунальной и производственной инфраструктуры, содействие переходу экономики на инновационный путь развития, улучшение экологической обстановки, создание условий безопасной жизнедеятельности. В 2012 году край участвует в 21 федеральной целевой программе с общим объемом финансирования 16 млрд. руб., в том числе капитальных вложений - 13 млрд. руб. В последующие годы аналогичная тенденция сохранится.
Кроме того, средства федерального бюджета будут направлены на развитие транспортной системы, строительство футбольных полей, площадок с искусственным покрытием и спортивных центров, на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.
Одним из направлений инвестиционной политики в крае является сфера туризма, в которую ежегодно направляется около 4 млрд. руб. капитальных вложений, 60% из которых - частные вложения. Точками максимальной инвестиционной активности на территории края в среднесрочной перспективе по-прежнему будут такие крупные туристические проекты федерального уровня, как особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорная зона "Сибирская монета", автотуристский кластер "Золотые ворота" и туристско-рекреационный кластер "Белокуриха", последние два из которых финансируются в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)". В 2013-2015 годах в строительство обеспечивающей инженерной инфраструктуры данных четырех объектов предполагается инвестировать более 6 млрд. руб. бюджетных средств всех уровней и столько же частных инвестиций. Основная масса частных инвестиций будет распределена в строительство туристских объектов в Алтайском, Змеиногорском, Смоленском районах края, городах Барнаул, Белокуриха и Яровое.
Реализация мероприятий среднесрочной программы бюджетного строительства "80 х 80" позволит модернизировать и провести капитальный ремонт особо значимых социальных объектов: реконструировать Государственный художественный музей Алтайского края, построить крытый каток с искусственным льдом и крытый футбольный манеж в г. Барнауле и др.
В прогнозном периоде предполагается увеличение количества выдаваемых банковских кредитов, вследствие чего доля банковского кредитования в общем объеме инвестиций (без субъектов малого предпринимательства) в 2015 году может составить более 18%.
Росту инвестиций в сельское хозяйство будет способствовать реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, программ "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае" на 2011-2013 годы и "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012-2020 годы, ведомственных целевых программ, а также краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья", которой предусмотрено осуществление 89 проектов в четырех взаимосвязанных кластерах (агропромышленном, биофармацевтическом, туристско-рекреационном и топливно-энергетическом).
Стартовыми условиями для осуществления программных мероприятий и достижения целевых параметров в ближайшие годы в рамках данных кластеров станет реализация двенадцати первоочередных крупных инвестиционных проектов мега-проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири".
Проекты в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции и строительства транспортно-логистического терминала реализуются в рамках планируемого к созданию агропромышленного кластера. Это проекты, реализуемые ООО "Алтаймясопром" (стоимость - 6,2 млрд. рублей), ООО "Западное" (стоимость - 5,4 млрд. рублей), ОАО "Пава" (стоимость - 10,5 млрд. рублей), ООО "Классика" (стоимость - 0,6 млрд. рублей), ООО "МОпСТ" (стоимость - 1,5 млрд. рублей) и ЗАО "Алтайский бройлер" (стоимость - 6,9 млрд. рублей).
Два проекта по производству глюкозы, аскорбиновой кислоты и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО "НПФ "Алтайский букет" стоимостью 1,2 млрд. рублей, ООО НПК "Карбоник" стоимостью 6,4 млрд. рублей) предусмотрены в рамках биофармацевтического кластера.
В рамках туристско-рекреационного кластера реализуется проект создания и развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" (стоимость - 30,0 млрд. рублей); топливно-энергетического кластера - проект по строительству Алтайской конденсационной электрической станции мощностью 660 МВт и Мунайского угольного разреза производительностью 4 млн. тонн угля в год (стоимость - 55,2 млрд. рублей).
Ввод в эксплуатацию производственных мощностей в рамках указанных проектов предусмотрен в период с 2011 по 2018 годы.
В настоящее время 10 первоочередных проектов из 12 предложенных осуществляются с использованием механизма государственно-частного партнерства и привлечением кредитных ресурсов ОАО "Сбербанк России", ОАО "Россельхозбанк" и ГК "Внешэкономбанк", с применением механизма субсидирования процентной ставки за счет средств федерального и краевого бюджетов.
В среднесрочном периоде продолжится развитие инфраструктуры региона. В частности, в сфере железнодорожного транспорта будет осуществляться строительство второго мостового перехода через р. Обь на участке Рямы - Камень-на-Оби и дополнительных главных путей, строительство социально значимой линии Бийск - Горно-Алтайск. В сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства планируется реконструкция участков автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" (Новосибирск - Бийск - граница с Монголией). В рамках развития газификации предполагается интенсивное строительство газораспределительных сетей в Бийской зоне и газопроводов в направлениях Барнаул - Славгород и Барнаул - Рубцовск.
В целях постепенной диверсификации экономики города Новоалтайска, ее ухода от монопрофильности будет осуществляться строительство объектов инфраструктуры в создаваемом индустриальном парке "Новоалтайск южный", предусматривающем формирование нового пояса промышленного развития города Новоалтайска на принципах государственно-частного партнерства. Для выполнения функции заказчика проектирования, строительства и управления объектами инфраструктуры (объекты энергоснабжения, газо- и водоотведения, подъездные пути к промышленным площадкам, интегрированные с общегородской системой коммунального хозяйства) создана управляющая компания. Концепция создания и развития индустриального парка предусматривает суммарный объем инвестиций за 8 лет 35 млрд. руб.
Таким образом, привлечение долгосрочных инвестиций в экономику края на основе системного подхода, предусматривающего поэтапную реализацию комплекса взаимосвязанных проектов, позволит достичь синергетического эффекта в социальном и экономическом развитии. Наиболее крупными секторами распределения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в общем объеме инвестиций будут сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом. Значительные инвестиционные вложения планируется направить в туристическую сферу региона.
Общий объем инвестиций к 2015 году прогнозируется на уровне 160 млрд. рублей. При этом норма накопления составит 29% (против 20,3% в 2011 году), что будет способствовать переходу экономики к расширенному типу воспроизводства и достижению на этой основе устойчивого социально-экономического развития. В связи с этим повышение конкурентоспособности и эффективности производства создаст условия для роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, как собственных, так и привлеченных.
Привлечение инвестиций на строительство и приобретение жилья в прогнозируемый период будет поддерживаться спросом со стороны населения. С учетом собственных средств населения, средств бюджетов всех уровней, а также за счет привлечения внебюджетных источников в целях стимулирования строительства и реализации жилищных программ, которые аккумулированы в долгосрочной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на 2011-2015 годы, к 2015 году планируемый ввод жилья составит 850 тыс. кв. м.
Для сокращения количества разрешительных процедур согласования и сроков их проведения будет продолжена работа по утверждению административных регламентов строительства и ввода объектов в эксплуатацию во всех муниципальных районах и городских округах края.
В целях стимулирования жилищного строительства в среднесрочной перспективе в Алтайском крае разрабатывается комплекс мер, связанный:
с субсидированием первоначального взноса при использовании участниками строительства жилья ипотечных кредитов;
со строительством в городах края арендного жилья;
с обеспечением участков комплексной застройки объектами инженерной инфраструктуры;
с оказанием поддержки муниципальным образованиям края, привлекающим кредитные ресурсы для целей жилищного строительства, в виде субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам;
с созданием в крае жилья маневренного фонда для отселения граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на них.
В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: лизинг техники и оборудования; субсидирование части банковской процентной ставки, в том числе по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество и налога на прибыль. Кроме того, разрабатываются новые формы и инструменты государственной поддержки проектов, такие как:
субсидирование лизингополучателям части лизинговых платежей;
субсидирование части ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации по инвестиционным налоговым кредитам; увеличение с 2/3 до 3/4 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации размера субсидирования по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов на условиях проектного финансирования.
В качестве специального оператора по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в регионе будет выступать созданное краевое автономное учреждение "Алтайский Центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций", являющееся профессиональным агентом по сопровождению инвестиционных проектов и предоставлению полного комплекса услуг в интересах инвесторов.
В регионе будет продолжена работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через государственные программы, федеральную адресную инвестиционную программу, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых экономических зон, венчурных фондов. Продолжится развитие индустриальных площадок в крупных городах Алтайского края с соответствующими объектами инфраструктуры, а также созданного инновационно-производственного технологического парка "Бийск".
В целях привлечения кредитных ресурсов ГК "Внешэкономбанк" в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Администрацией Алтайского края и банком предусмотрена разработка плана совместных мероприятий по комплексному развитию территории региона.
Кроме того, в крае создан региональный инвестиционный фонд, средства которого предполагается направлять на софинансирование строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры -инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Данный фонд станет одним из важнейших инструментов синхронизации коммерческих и инфраструктурных проектов, консолидации усилий власти и бизнеса, направленных на развитие транспортной, энергетической, коммунальной систем, установление более высоких экологических стандартов и повышение качества предоставляемых населению товаров и услуг.
Региональный инвестиционный фонд является одной из структурных составляющих системы управления инвестиционной деятельностью в крае. В целях создания благоприятного инвестиционного климата и совершенствования механизмов стимулирования спроса на продукцию в регионе принят закон "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве", основными целями реализации которого являются привлечение частных инвестиций в проекты модернизации экономики, обеспечение эффективного использования государственного имущества, развитие социальной, производственной и инновационной инфраструктуры.
Благодаря реализации в регионе крупных инвестиционных проектов в приоритетных сферах развития (сельское хозяйство, обрабатывающие производства, туристическая деятельность, биофармацевтика, транспорт, связь, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальный комплекс), в том числе осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства, а также мероприятий по улучшению инвестиционного климата, созданию эффективной системы поддержки инвесторов в 2013-2015 годах прирост инвестиций в основной капитал по краю прогнозируется на уровне 50%.
Туризм
Туристическая сфера является одним из приоритетных направлений развития региона, что находит отражение в действующих документах стратегического планирования. В среднесрочный период на территории Алтайского края продолжится формирование туристско-рекреационного комплекса международного значения, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного и историко-культурного потенциала региона.
Развитие отрасли будет осуществляться посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры за счет реализации проектов федерального масштаба (особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета", туристских кластеров "Белокуриха" и "Золотые ворота"), формирования системы региональных туристских кластеров, модернизации объектов санаторно-курортного комплекса, которые станут точками роста, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса.
На начало 2012 года в ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" зарегистрировано 17 компаний-резидентов с общим объемом заявленных инвестиций, превышающим 9 млрд. рублей. На территории зоны будет построен круглогодичный туристический комплекс, рассчитанный на 3500 мест различных категорий размещения - от эконом- до премиум-класса, 15 гостиничных комплексов, аквапарк, центр экстремальных водных видов спорта, горнолыжный комплекс (12 трасс), спортивно-оздоровительные и торгово-развлекательные комплексы, конно-спортивный комплекс, молодежный лагерь, скалодром и другие объекты. Общая стоимость проекта оценивается в 30 млрд. рублей.
Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства и предполагает строительство объектов инфраструктуры за счет государства, а объектов туристско-рекреационного назначения - за счет частных инвесторов (резидентов особой экономической зоны).
Игорная зона "Сибирская монета" расположена вблизи туристско-рекреационной зоны "Бирюзовая Катунь" и представляет собой инвестиционную площадку, состоящую из 114 свободных земельных участков площадью от 2,3 до 8,5 га для строительства развлекательных объектов. Общая стоимость проекта - 28,9 млрд. руб.
В среднесрочный период до 2015 года планируется строительство следующих объектов игорной зоны "Сибирская монета":
общей с ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" внешней инфраструктуры, автомобильной дороги "Нижнекаянча-Сибирская монета";
двух гостиничных комплексов с казино на 100 мест каждый, а также двух гостиниц бизнес-класса (срок ввода в эксплуатацию - 2013 год);
строительство гостиничного комплекса с казино на 100 мест каждый, а также гостиницы бизнес-класса (срок ввода в эксплуатацию - 2015 год).
Предполагается, что со временем "Сибирская монета" станет единственным в Сибири комплексом развлечений и отдыха с эксклюзивными игорными заведениями, отелями и виллами, вписанными в горную местность, парками аттракционов и спортивными центрами.
С применением кластерного подхода в туристической сфере реализуются проекты "Золотые ворота" (г. Бийск) и "Белокуриха" (г. Белокуриха, Смоленский район).
Формирование кластера "Белокуриха" предполагает создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры (подъездных дорог, сетей электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопровода, водопровода, канализации, очистных сооружений) на территории Смоленского района и г. Белокурихи, а также реализацию 9 крупных инвестиционных проектов строительства объектов туристской инфраструктуры.
Всего в рамках кластера будет создано 12 гостиниц на 1294 места, 5 санаторных комплексов на 1300 мест, 170 мини-отелей на 1100 мест. Общий объем инвестиций в формирование кластера на территории площадью около 7,7 тыс. га составит 7,2 млрд. рублей.
Создаваемый автотуристский кластер "Золотые ворота" в ближайшем будущем станет одной из перспективных точек обслуживания автотуристов. Ориентировочный срок реализации инвестиционного проекта "Золотые ворота" - 2014 год. Предполагаемая стоимость строительства кластера составляет 1,4 млрд. рублей.
Автотуристский кластер "Золотые ворота" (г. Бийск) объединит предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия обслуживания автотуристов.
Создание кластера "Белокуриха" и автотуристского кластера "Золотые ворота" осуществляется в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)".
В соответствии с долгосрочной целевой программой "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011-2016 годы, начиная с 2013 года в Алтайском крае планируется создание еще 9 туристско-рекреационных кластеров: "Алтайский" (Алтайский район); "Горная Колывань" (Змеиногорский, Краснощековский, Курьинский районы); "Завьялово-Гуселетово" (Завьяловский, Романовский районы); "Егорьевка"; "Сибирь изначальная" (Смоленский район); "Солонешенский"; "Чарышский"; автотуристского кластера "Красногорье"; "Яровое".
Предполагается, что каждый кластер будет выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе, отличаться своими видами туризма и рекреации.
В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства в Алтайском крае будут создаваться необходимые условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.
Вместе с этим еще одним значимым направлением в рамках реализации долгосрочной целевой программы развития туризма является разработка туристских маршрутов, способствующих перераспределению туристских потоков по территории края.
Наряду с брэндовыми туристскими маршрутами "Малое Золотое кольцо Алтая" и "Большое Золотое кольцо Алтая", которые в настоящее время активно осваиваются туристами, проходит апробацию перспективный трансграничный туристский брендовый маршрут "Казачья подкова Алтая", который включает в себя объекты исторической Колывано-Кузнецкой оборонительной линии, протянувшейся от долины реки Иртыш в районе г. Усть-Каменогорска до долины реки Томь в г. Новокузнецке. Маршрут пройдет по территории почти трети муниципальных районов и городских округов края. Кроме того, будет внедряться сеть более коротких туристских маршрутов в рамках создаваемого природно-археологического парка "Колыбель человечества" в Солонешенском районе.
Уже в среднесрочной перспективе туризм станет высокоэффективным и конкурентоспособным сектором экономики края. К концу прогнозного периода туристический поток может возрасти до 1,6 млн. человек (2011 год - 1,3 млн. человек), доля отрасли туризма в ВРП составит около 1,4% (2011 год - 1%).
Промышленность
Развитие промышленного производства в среднесрочной перспективе будет определяться не только повышением конкурентоспособности отрасли и снижением издержек, но и в первую очередь интенсивностью освоения инновационных технологий по выпуску продукции.
Ежегодные темпы роста объемов промышленного производства в прогнозном периоде могут составить в 2013-2015 годах соответственно 105%, 105,3% и 105,5%, а объем отгруженной продукции (работ, услуг) к концу 2015 года достигнет порядка 339 млрд. рублей.
В среднесрочном периоде ускоренными темпами прогнозируется рост добывающей промышленности. В целом за период индекс производства может составить более 130%. Такие темпы будут возможны в результате дальнейшего освоения Таловского месторождения полиметаллических руд, золоторудных месторождений в Курьинском и Краснощековском районах, разработки Корбалихинского месторождения полиметаллов и Мунайского месторождения бурого угля в Солтонском районе, а также увеличения добычи нерудных строительных материалов.
В обрабатывающем секторе среднегодовые темпы роста объемов промышленного производства в прогнозном периоде составят 105,9%. В целом за 3 года индекс производства прогнозируется на уровне 118,7%, а объем отгруженной продукции (работ, услуг) к концу 2015 года достигнет порядка 280 млрд. рублей.
Ведущей отраслью обрабатывающего сектора промышленности в прогнозный период останется производство пищевых продуктов. Объемы производства пищевой промышленности за период 2013-2015 годов могут увеличиться на 16%. Отраслевыми предприятиями будет продолжена работа по реконструкции и модернизации действующих и строительству новых производств, внедрению новых технологий по глубокой переработке сырья и вторичных ресурсов, выпуску новых видов продукции функционального назначения.
С целью развития мясоперерабатывающей отрасли края, увеличения мощности по производству мяса и субпродуктов, расширения ассортимента вырабатываемой продукции планируется строительство, реконструкция и модернизация комбинатов и убойных пунктов в 7 районах края, строительство мясохладобоен, в том числе с организацией производства блочного мяса, на территории 4 районов, строительство и ввод в эксплуатацию мясомолочных комплексов на территории 2 районов.
В период до 2015 года с целью увеличения производства цельномолочной продукции, сыров, сухого молока, масла животного и достижения прогнозных показателей планируется увеличить производство и товарность молока-сырья, повысить качество и ликвидировать сезонность его производства, расширить ассортимент выпускаемой продукции. Молокоперерабатывающими предприятиями края запланирована реализация инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию и модернизацию действующих производств, увеличение производственных мощностей, строительство молокоприемных пунктов и цехов по производству молочной продукции.
В мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности края планируется ввести 2 линейных элеватора, предназначенных для длительного хранения зерна (более одного года), 1 транспортно-логистический терминал, создать 2 комплекса по глубокой переработке пшеницы с получением аскорбиновой кислоты, клейковины, сорбита, крахмала, субстанции глюкозы, кормового дрожжевого белка, организовать современные комбикормовые производства в районах, реализующих проекты по строительству животноводческих комплексов, а также освоить выпуск детского питания на зерновой основе.
Проведение модернизации мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности позволит повысить степень переработки зерна, расширить ассортимент вырабатываемой продукции, вовлечь в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, снизить удельный расход энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции.
В целом важным направлением модернизации действующих на Алтае пищевых производств в прогнозный период должна стать их диверсификация, нацеленная на углубление переработки сырья и использование полученной продукции как сырья для дальнейшего производства других продуктов питания.
В период 2013-2015 годов более высокие, чем в целом по обрабатывающей промышленности, темпы роста будут в производстве стройматериалов, готовых металлических изделий, машин и оборудования, химическом производстве за счет модернизации действующих производств и реализации инвестиционных проектов в данных отраслях.
В частности, в стройиндустрии предполагается осуществление ряда таких крупных проектов, как строительство кирпичного завода в Тальменском районе, строительство завода по выпуску товарного бетона и железобетонных изделий в г. Бийске, организация производства ячеистого бетона в г. Барнауле. В результате высоких темпов роста инвестиционных вложений в целом в экономику региона в прогнозный период увеличится спрос на продукцию стройиндустрии действующих производств, мощности которых после кризиса еще полностью не загружены.
В химическом производстве реализуется инвестиционный проект "Модернизация технологического оборудования для производства сульфата натрия" (ОАО "Кучуксульфат"). ЗАО "Алтайвитамины" выполняет инвестпроект "Производство сальбутамола АБ (аэрозоль для ингаляций дозированный, 100 мкг/доза), лекарственных средств".
Постоянно расширяют линейку выпускаемого энергетического оборудования такие предприятия, как ОАО "Бийский котельный завод" и ОАО "Сибэнергомаш". Продолжится развитие литейного производства и расширение номенклатуры мелкого и среднего литья в ОАО "Алтайвагон".
В результате к концу прогнозного периода произойдут структурные сдвиги в объеме промышленного производства. Сократится доля пищевой промышленности, производства кокса, в то же время увеличится доля машиностроительных производств, стройиндустрии, химической промышленности.
Умеренными темпами в среднесрочной перспективе прогнозируется развитие сектора промышленности, включающего производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,8% за три года. В среднесрочном периоде продолжится работа по внедрению энергосберегающих технологий, газификации края, созданию собственной угледобывающей отрасли.
Государственная поддержка организациям промышленного комплекса будет оказываться в рамках мероприятий новой целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае", которая будет осуществляться с 2013 года. Кроме того, в крае будут продолжать действовать такие механизмы господдержки, как:
содействие повышению доступности финансовых ресурсов путем предоставления государственных гарантий Алтайского края;
реализация комплексных инвестиционных планов моногородов;
создание кластеров и зон опережающего развития;
содействие продвижению продукции в другие регионы Российской Федерации и на внешние рынки через участие в выставках-ярмарках и др.
Сельское хозяйство
При прогнозировании развития отрасли учитывались тенденции последних лет, процессы ускоренной интенсификации сельскохозяйственного производства. Принимались во внимание меры государственной поддержки, предусмотренные в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.
В текущем и прогнозном периоде предполагается ускорение темпов роста производства животноводческой продукции. С учетом реализации крупных инвестиционных проектов в животноводстве по реконструкции и модернизации производства, техническому перевооружению кормопроизводства, развитию племенного животноводства в рамках краевой программы "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае" на 2011-2013 годы и отраслевых ведомственных целевых программ производство молока в крае в 2015 году составит 1540 тыс. тонн (на 6% выше уровня 2012 г.), скота и птицы - 346 тыс. тонн (на 8% выше уровня 2012 г.). В 2013-2014 годах ожидается значительный прирост производства свинины в крае в связи с завершением и выводом на полную мощность крупных свиноводческих комплексов. В целом за три года темп роста животноводческой продукции в сопоставимых ценах прогнозируется на уровне 107%.
При оптимальных условиях возделывания сельскохозяйственных культур в 2013 году планируется увеличить объем производства зерновых и зернобобовых до 4500 тыс. тонн (в первоначально оприходованном весе), а к 2015 году - до 4700 тыс. тонн. Предполагается увеличение посевных площадей под технические культуры, в результате чего валовой сбор подсолнечника за 3 года увеличится на 29%, сахарной свеклы - на 85% к уровню 2012 года. В целом темп роста растениеводческой продукции за период 2013-2015 годов с учетом преодоления спада объемов производства в текущем году может составить 177%.
Общий прирост объемов сельскохозяйственной продукции за 2013 -2015 годы прогнозируется на уровне 40,3%, а валовая продукция сельского хозяйства к 2015 году может составить 136 млрд. рублей
В среднесрочной перспективе в рамках действующих ведомственных целевых программ и новых направлений государственной поддержки, краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья", а также долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" предполагается увеличение объемов финансовых вложений, направленных не только на развитие аграрного производства, но и на инженерную и социальную инфраструктуру села. Особое внимание будет уделено комплексному территориальному развитию, формированию нового уклада жизни сельских территорий.
Потребительский рынок
В прогнозный период продолжится рост потребительской активности населения, вследствие чего оборот розничной торговли к 2015 году может возрасти в 1,3 раза и составить 380,5 млрд. рублей.
Перспективы дальнейшего роста и развития торговой сферы связаны с увеличением общего количества торговых площадей, в первую очередь предназначенных для реализации непродовольственных товаров, по которым в отдельных территориях края обеспеченность ниже нормативной. Ожидается развитие инфраструктуры оптовой торговли и логистики, увеличение доли площадей современных торговых форматов, обеспечивающих качественный уровень предоставляемых торговых услуг для жителей края. Продолжится расширение и укрупнение торговых сетей, в том числе за счет их вхождения в сельские территории края.
Развитие сферы общественного питания прогнозируется за счет увеличения количества объектов общедоступной сети. Развитие туристического потенциала края повысит инвестиционную активность бизнеса в сфере обслуживания туристов на пути их следования к местам отдыха (в объектах дорожной инфраструктуры), а также непосредственно в туристско-рекреационных зонах.
Также актуальными направлениями развития индустрии общественного питания в Алтайском крае станут расширение спектра услуг с учетом их востребованности и ценовых приоритетов населения: организация производства полуфабрикатов высокой степени готовности и кулинарных изделий с последующей их доставкой по месту требования, обслуживание в офисе и на дому, применение системы мотивации гостей заведения, расширение диапазона оказываемых услуг питания на предприятиях городской инфраструктуры (кинотеатры, торговые центры и т. д.). По прогнозным расчетам оборот общественного питания в 2015 году может превысить уровень 2012 года на 20,9% и составит 9,1 млрд. рублей
Объемы оказываемых населению края платных услуг в прогнозируемый период могут возрасти на 24,2% и составить 95,5 млрд. рублей.
В целом период 2013-2015 гг. стоит рассматривать как этап качественных преобразований отрасли, направленных на повышение качества жизни населения края. Планируется увеличение доли услуг социального комплекса (здравоохранение, образование, культура и др.), консалтинговых, финансовых. Активное развитие получат рекреационные услуги (санаторно-курортное лечение, туризм и экскурсии, организация мест отдыха (дома, базы отдыха, пансионаты и т. д.), что существенным образом отразится и на сопутствующих услугах транспорта и связи.
Демографические тенденции и рынок труда
В среднесрочной перспективе демографическая ситуация в Алтайском крае будет постепенно стабилизироваться.
В 2013-2015 годах в результате реализации государственной политики по улучшению демографической ситуации и при положительной миграционной динамике в Алтайском крае прогнозируется тенденция к постепенному росту численности населения. По прогнозной оценке, к 2015 году численность постоянного населения увеличится по отношению к уровню 2011 года на 2,4 тыс. человек и составит 2414,7 тыс. человек.
Демографические процессы в прогнозный период будут активно влиять на ситуацию, складывающуюся на рынке труда. Происходит старение населения, что является общероссийской проблемой и ведет к снижению показателя трудового потенциала экономики Алтайского края. В прогнозном периоде численность трудовых ресурсов будет сокращаться в среднем на 2 тыс. человек в год и к 2015 году предположительно составит 1562,3 тыс. человек.
Обратная тенденция на рынке труда будет происходить в сфере занятости населения. В связи с положительными тенденциями в экономике и ростом выпуска товаров и оказания услуг численность занятых в экономике края будет постепенно восстанавливаться и к 2015 году может составить около 1085 тыс. человек.
Меры активной политики в сфере занятости населения, проводимые Администрацией края в рамках реализации региональных целевых программ, участие бизнеса в формировании заказа на подготовку кадров внесут определенный вклад в постепенное улучшение ситуации на рынке труда в прогнозном периоде. На конец 2012 года среднегодовая численность граждан, не имеющих занятия и классифицирующихся по методологии МОТ как безработные, оценивается на уровне 110,6 тыс. человек, на конец 2015 года -106 тыс. человек. Уровень общей безработицы (по отношению к численности экономически активного населения) снизится с 8,7% в 2012 году до 8,2% в 2015 году.
Уровень жизни населения
В прогнозный период ожидается достаточно высокий рост показателей уровня жизни населения за счет всех составляющих: заработной платы, социальных трансфертов, доходов от имущества, но прежде всего доходов от предпринимательской деятельности. В целом за 2013-2015 годы денежные доходы в расчете на душу населения в номинальном выражении могут увеличиться в 1,4 раза, реальные располагаемые - на 21%.
Стабильная работа основных отраслей экономики, а также осуществление мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы федерального и регионального уровней создадут условия для устойчивого повышения оплаты труда. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2015 году достигнет 22990 рублей, увеличившись по отношению к 2012 году на 42,4%. С поправкой на инфляцию рост реальной заработной платы за три года прогнозируется на уровне 121%. Фонд заработной платы в целом за прогнозный период возрастет на 41%.
В условиях роста доходов населения будут происходить изменения в структуре доходов и расходов граждан. Заработная плата по-прежнему будет оставаться основным элементом в структуре доходов граждан.
Доля доходов от предпринимательской деятельности в доходах населения возрастет с 12,5% в 2012 году до 14,8% в 2015 году. Меры, направленные на улучшение уровня материального обеспечения пенсионеров, семей с детьми, обеспечивают стабильно высокую долю социальных трансфертов в структуре доходов (29,1 - 29,3% на протяжении прогнозного периода). Доля прочих поступлений в структуре денежных доходов населения уменьшится с 17,5% в 2012 году до 15,1% в 2015 году, но по-прежнему будет оставаться высокой.
Прожиточный минимум в среднем на душу населения края в среднесрочной перспективе будет повышаться в зависимости от изменения потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги. С восстановлением реальных денежных доходов населения, снижением темпов роста потребительских цен, развитием занятости и повышением заработной платы последовательно снизится доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: с 19,2% в 2012 году до 13,9% в 2015 году.
Приложение
социально-экономического
развития Алтайского края
на 2013 год и на период до 2015 года
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Алтайского края на 2013-2015 годы
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год (факт) |
2012 год (оценка) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
прогноз | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
2412,3 |
2412,3 |
2412,8 |
2413,5 |
2414,7 |
Инфляция: на конец года |
% |
104,8 |
107,0 |
105,5 |
105,0 |
104,9 |
в среднем за год |
% |
107,9 |
104,7 |
106,6 |
105,2 |
104,9 |
Валовой региональный продукт |
млрд. руб. |
348,1 |
373,5 |
439,6 |
494,8 |
553,3 |
темп роста в сопоставимых ценах |
% |
105,1 |
101,4 |
110,0 |
105,4 |
105,5 |
Объем отгруженной промышленной продукции |
млрд. руб. |
222,2 |
243,7 |
272,0 |
303,7 |
338,6 |
Индекс промышленного производства |
% |
107,9 |
105,6 |
105,0 |
105,3 |
105,5 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
млрд. руб. |
93,7 |
80,9 |
116,3 |
126,2 |
135,6 |
индекс производства |
% |
101,7 |
80,1 |
133,8 |
102,3 |
102,5 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млрд. руб. |
70,8 |
85,8 |
105,4 |
129,8 |
158,5 |
индекс физического объема |
% |
115,4 |
112,5 |
114,5 |
115,0 |
114,6 |
Оборот розничной торговли |
млрд. руб. |
218,1 |
254,0 |
294,5 |
336,2 |
380,5 |
темп роста в сопоставимых ценах |
% |
113,0 |
112,0 |
109,7 |
109,0 |
108,5 |
Оборот общественного питания |
млрд. руб. |
6,0 |
6,4 |
7,3 |
8,2 |
9,1 |
темп роста в сопоставимых ценах |
% |
108,1 |
104,8 |
107,7 |
106,5 |
105,4 |
Объем платных услуг |
млрд. руб. |
56,8 |
61,8 |
71,9 |
83,7 |
95,5 |
темп роста в сопоставимых ценах |
% |
102,0 |
103,2 |
107,3 |
108,7 |
106,5 |
Внешнеторговый оборот, всего |
млн. долларов США |
945,5 |
1007,0 |
1127,8 |
1206,0 |
1248,0 |
в том числе: экспорт |
млн. долларов США |
527,5 |
588,0 |
706,8 |
783,9 |
793,6 |
импорт |
млн. долларов США |
418,0 |
419,0 |
421,0 |
422,1 |
454,4 |
Прибыль по всем видам деятельности |
млрд. руб. |
53,0 |
54,6 |
59,5 |
66,6 |
75,9 |
Денежные доходы населения |
млрд. руб. |
359,0 |
387,0 |
438,0 |
492,4 |
551,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
% |
104,4 |
103 |
106,1 |
106,7 |
106,9 |
Прожиточный минимум |
руб. |
6012 |
6120 |
6773 |
7125 |
7474 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению |
% |
22,9 |
19,2 |
16,9 |
14,8 |
13,9 |
Фонд заработной платы, всего |
млрд. руб. |
112,9 |
131,1 |
147,4 |
165,1 |
184,3 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата |
руб. |
13823 |
16147 |
18278 |
20527 |
22990 |
Реальная заработная плата |
% |
106,3 |
111,6 |
106,2 |
106,7 |
106,8 |
Численность занятого в экономике населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
1071,1 |
1073,5 |
1075,4 |
1079,5 |
1084,9 |
Уровень общей безработицы |
% |
8,7 |
8,7 |
8,6 |
8,4 |
8,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В сценарных условиях дается оценка экономических показателей в Алтайском крае: за первое полугодие 2012 года отмечен устойчивый рост индексов производства в основных отраслях экономики, а также довольно высокий уровень жизни населения при умеренной инфляции. На основании этой оценки, а также предложения Министерства экономического развития Российской Федерации выделяется 2 основных варианта развития: консервативный и умеренно-оптимистичный. Прогноз конкретизируется по наиболее приоритетным для Алтайского края сферам жизни: туризм, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, потребительский рынок, рынок труда, уровень жизни населения.
Распоряжение Администрации Алтайского края от 17 сентября 2012 г. N 383-р
Текст распоряжения опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, сентябрь 2012 г. N 197, ч.1, с. 300
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.