Решение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019 г. N АКПИ19-871
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Ткачеве П.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Русшпала" об оспаривании письма Министерства финансов Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 03-09-20/17273 и письма Федеральной таможенной службы от 13 сентября 2018 г. N 05-57/58192 и общества с ограниченной ответственностью "РИМВУД ПРО" об оспаривании письма Министерства финансов Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 03-09-20/18176,
установил:
письмом от 19 марта 2018 г. N 03-09-20/17273 директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) направил в адрес Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) разъяснения по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4403 95 000 1 (далее - Письмо N 17273), в котором сообщил, что указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 754) коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 99 510 1 и 4403 99 510 2 отсутствуют в ТН ВЭД ЕАЭС в связи с принятием Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 101 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единый таможенный тариф Евразийского экономического союза" (далее - Решение Совета ЕАЭС N 101). Вместе с тем, с учетом статьи 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс Союза, Кодекс) объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Таким образом, по смыслу указанной статьи Кодекса Союза, а также названию и содержанию Постановления N 754 ставки вывозных таможенных пошлин установлены на товары, вывозимые из Российской Федерации. При этом в части кодов ТН ВЭД ЕАЭС Постановление N 754 должно рассматриваться в совокупности и в системном толковании с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (далее - Решение Совета ЕАЭС N 54). В частности, как указано в Письме N 17273, товары, классифицируемые в подсубпозиции 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, до перехода на новую редакцию ТН ВЭД ЕАЭС классифицировались в товарных подсубпозициях 4403 99 510 1 и 4403 99 510 2 ТН ВЭД ЕАЭС, которым в соответствии с Постановлением N 754 соответствует ставка вывозной таможенной пошлины в размере 7 процентов от таможенной стоимости товаров. В связи с этим, Минфин России считает, что в отношении указанных товаров подлежит уплате вывозная таможенная пошлина в вышеуказанном размере.
Данное разъяснение направлено Минфином России в ответ на обращения ФТС России от 26 февраля 2018 г. N 05-18/Л-1053 и от 12 марта 2018 г. N 05-56/13234.
Письмо аналогичного содержания 22 марта 2018 г. за N 03-09-20/18176 (далее - Письмо N 18176) директором Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России было направлено в ответ на обращение ООО "Стаблес" в различные инстанции по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин.
Сославшись на позицию, изложенную в Письме N 17273, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, рассмотрев обращение Приволжского таможенного управления ФТС России от 3 сентября 2018 г. N 03-01-38/12265 по вопросу применения ставок вывозных пошлин, в письме от 13 сентября 2018 г. N 05-57/58192 "О мерах по взысканию вывозной таможенной пошлины" (далее - Письмо ФТС России) сообщил, что товары, классифицируемые в подсубпозиции 4403 10 000 9 единой ТН ВЭД ЕАЭС, и в отношении которых была установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25%, но не менее 15 евро за 1 м 3, после перехода на новую редакцию ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с решением Коллегии ЕАЭС от 2 июня 2015 г. N 85 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО" (приложение к Решению Совета ЕАЭС N 54) стали классифицироваться кодами 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС. В связи с этим в отношении указанных товаров подлежит уплате вывозная таможенная пошлина в размере 25%, но не менее 15 евро за 1 м 3.
Кроме того в Письме ФТС России содержится просьба в оперативном порядке обеспечить меры по взысканию сумм вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых кодами 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС и декларируемых за период с 1 сентября 2015 г. по 1 января 2017 г., о проведенных мероприятиях доложить в срок до 1 ноября 2018 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Русшпала" (далее - ООО "Русшпала"), общество с ограниченной ответственностью "РИМВУД ПРО" (далее - ООО "РИМВУД ПРО") (далее - административные истцы, Общества) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями, в которых ООО "Русшпала" просит признать недействующими Письмо N 17273 и Письмо ФТС России со дня их принятия, ссылаясь на то, что данные письма обладают нормативными свойствами, носят общеобязательный характер в отношении неопределенного круга лиц, не соответствуют действительному смыслу разъясняемых в них нормативных положений, в одностороннем порядке изменяют правовые нормы, установленные Постановлением N 754, и тем самым нарушают права и законные интересы Общества как участника внешнеэкономической деятельности. По утверждению административного истца, оспоренные им письма, являясь нормативными правовыми актами, не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в порядке, предусмотренном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), и не были опубликованы в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763).
ООО "РИМВУД ПРО" просит признать недействующим Письмо N 18176 со дня его принятия, поскольку изложенная в нем правовая позиция Минфина России не соответствует действительному смыслу разъясняемых им положений законодательства и нарушает права Общества на осуществление внешнеэкономической деятельности.
В обоснование требований административные истцы указали, что на основании указанных писем им были доначислены вывозные таможенные пошлины за вывезенные товары и предъявлены требования по их уплате в федеральный бюджет.
Представители ООО "Русшпала" - Линькова Д.В., ООО "РИМВУД ПРО" - Богер В.А. и Кутищев С.Ю. в судебном заседании поддержали требования и просили их удовлетворить.
В письменных возражениях на административные иски Минфин России и ФТС России, привлеченные к участию в деле в качестве административных ответчиков, указали, что Письмо N 17237 и Письмо ФТС России изданы в пределах предоставленных Минфину России и ФТС России полномочий и направлены на единообразное применение таможенного законодательства, включающего ТН ВЭД ЕАЭС, на всей территории Российской Федерации, в том числе в переходный период, возникший с момента введения в действие с 1 января 2018 г. Кодекса Союза, сформулированные в Письме N 17237 разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования разъясняемых положений таможенного законодательства. Письмо N 18176 направлено в качестве ответа на индивидуальный запрос ООО "Стаблес", носит индивидуально-определенный характер, в связи с чем не публиковалось на сайте Минфина России и не может рассматриваться как подлежащее применению в отношении неопределенного круга лица, хотя и содержит разъяснения, аналогичные данным в Письме N 17237. Ввиду того, что оспариваемые административными истцами письма лишь разъясняют изложенные в Постановлении N 754 положения с учетом изменений, внесенных в ТН ВЭД ЕАЭС, и не обладают признаками, присущими нормативному правовому акту, не противоречат праву ЕАЭС и не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов.
Представители Минфина России - Шиляев А.П. и ФТС России - Теодорович Е.А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в письменном отзыве на административные иски указало, что оспариваемые письма не соответствуют действительному смыслу разъясняемых ими нормативных положений, устанавливают не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, проверив оспариваемые акты на наличие в них нормативных свойств, позволяющих применять их неоднократно в качестве обязательных предписаний в отношении неопределённого круга лиц, а также соответствие их действительному смыслу разъясняемых ими нормативных положений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит основания для удовлетворения административных исковых заявлений по следующим основаниям.
Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном в городе Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор), определены основные принципы функционирования Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), в рамках которого в государствах-членах осуществляется единое таможенное регулирование и применяются Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами (статья 25 Договора).
Исходя из положений пункта 1 статьи 42 Договора, на таможенной территории ЕАЭС применяется единая ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС, утверждаемые Комиссией и являющиеся инструментом торговой политики ЕАЭС, в котором осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Кодексом Союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора (статья 32 Договора).
На территории Российской Федерации с 1 января 2018 г. вступил в силу ТК ЕАЭС.
В целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД ЕАЭС таможенные органы, определенные законодательством государств-членов о таможенном регулировании, могут принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных видов товаров в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таможенные органы обеспечивают публикацию таких решений и разъяснений. Указанные решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров на территории государства-члена, таможенным органом которого они приняты (пункт 6 статьи 21 Кодекса).
До вступления в силу Кодекса на территории Российской Федерации, в соответствии с соглашениями и Договором от 26 февраля 1999 г. "О таможенном союзе и едином экономическом пространстве", Договором от 19 мая 2011 г. "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" в Российской Федерации и странах Евразийского экономического союза решением Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 утверждена и введена в действие Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), которой определены товары (их наименования, виды и признаки их классификации), перемещаемые через границы государств-членов ЕАЭС, и соответствующие им коды ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденные в целях классификации, систематизации товаров и единообразного применения таких кодов на таможенной территории государств-членов ЕАЭС, а также таможенные ставки таможенных пошлин применительно к каждому виду товаров и Правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС.
Регулирование вопросов применения таможенных вывозных пошлин и ставок в соответствии с указанными соглашениями и договорами государств-членов ЕАЭС до введения единого правового регулирования на территориях всех государств-членов ЕАЭС на территории Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), которым предусматривалось аналогичное правовое регулирование вопросов разъяснения таможенного законодательства (пункты 13 и 15 статьи 12, пункт 2 статьи 108 утратили силу со дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
В настоящее время регулирование вопросов разъяснения таможенного законодательства также содержится в части 1 статьи 19 Федерального закона N 289-ФЗ, согласно которой в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД таможенными органами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, издает разъяснения о классификации отдельных видов товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 5 статьи 4 Федерального закона N 289-ФЗ общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного дела.
Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 298-ФЗ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, дает письменные разъяснения таможенным органам, декларантам и иным лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 7 статьи 4 Федерального закона N 289-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является ФТС России, находящаяся в ведении Минфина России (пункты 1, 2 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809).
Функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, в том числе таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, возложены на Минфин России, который также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб, к числу которых отнесена Федеральная таможенная служба.
Таким образом, оспариваемые письма изданы в пределах предоставленных Минфину России и ФТС России полномочий и направлены на единообразное применение таможенного законодательства, включающего ТН ВЭД ЕАЭС, на всей территории Российской Федерации, в том числе в переходный период, возникший с момента введения в действие ТК ЕАЭС.
Оспариваемые административными истцами письма представляют собой разъяснения по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин, утвержденных Постановлением N 754 с учетом изменений, внесенных в единую ТН ВЭД ЕАЭС решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июня 2015 г. N 85 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО" (далее - Решение Коллегии ЕАЭС N 85), а также Решением Совета ЕАЭС N 101.
ФТС России, реализуя основные задачи, поставленные перед таможенными органами по обеспечению исполнения таможенного законодательства, на основании мониторинга декларационного массива за период с 1 сентября 2015 г. по 1 января 2018 г. с целью устранения нарушений применения права Евразийского экономического союза подготовило и направило в Приволжское таможенное управление письмо от 13 сентября 2018 г. N 05-57/58192. Основанием для его подготовки послужило установление факта неуплаты сумм таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с кодами 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
По мнению административного истца, ввиду того, что ставки вывозных таможенных пошлин, методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, утверждаются Правительством Российской Федерации для целей исчисления вывозных таможенных пошлин, оспариваемые письма не соответствуют действительному смыслу разъясняемых ими нормативных положений, устанавливают не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Приведенные доводы являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм таможенного законодательства.
К таможенным платежам в числе прочих отнесена вывозная таможенная пошлина (подпункт 2 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС).
Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 Кодекса они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов (пункт 3 статьи 53 Кодекса).
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных Кодексом (пункт 1 статьи 51 Кодекса).
Для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется единая ТН ВЭД ЕАЭС, утверждаемая Комиссией (часть 1 статьи 14 Закона N 289-ФЗ).
Решением Совета ЕАЭС N 101 с 1 января 2017 г. ТН ВЭД ЕАЭС изложена в новой редакции. Указанное решение Комиссии принято в связи с возросшим товарооборотом между государствами-членами Союза, что потребовало расширения перечня товаров, их систематизации с закреплением за товарами новых кодов и упразднения неиспользуемых кодов номенклатуры.
Соответствующие изменения кодов товаров ТН ВЭД ЕАЭС, указанных ранее в Постановлении N 754, подлежали внесению в данное постановление в соответствии Решением Совета ЕАЭС N 101 в переходный период.
Ввиду необходимости единообразного применения таможенного законодательства в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в переходный период Минфин России направил в ФТС России Письмо N 17273 по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403 95 000 1, а ФТС России в свою очередь, руководствуясь разъяснениями, изложенными в данном письме Минфина России, направило разъяснения территориальному таможенному органу по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 и декларируемых за период с 1 сентября 2015 г. по 1 января 2017 г., то есть с даты внесения изменений в ТН ВЭД ЕАЭС Решением Коллегии ЕАЭС N 85, вступившим в силу с 1 сентября 2015 г.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что решения Комиссии, принятые в рамках ее полномочий, признаются актами, регулирующими таможенные правоотношения в Российской Федерации как государстве-участнике Союза, на основании статей 6, 18 и 32 Договора (пункт 2). С учетом положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации принятые в сфере таможенного регулирования акты, входящие в право Союза (включая решения Комиссии), затрагивающие права, свободы и обязанности участников внешнеэкономической деятельности, применяются в Российской Федерации при условии их официального опубликования для всеобщего сведения в соответствии со статьей 111 Договора (пункт 4).
Судом установлено, что и Решение Коллегии ЕАЭС N 85, и Решение Совета ЕАЭС N 101 были опубликованы на официальный сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org/.
Пунктом 8 статьи 101 Договора закреплено, что для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами между государствами-членами.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД, установленными в приложении к Решению Совета ЕАЭС N 54.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В случае, если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием (правило 3 (а) ОПИ ТН ВЭД).
Таким образом, коды ТН ВЭД ЕАЭС не имеют основного и решающего значения при определении товара, перемещаемого через границы государств-членов Союза, поскольку, по смыслу ОПИ, основной характеристикой для определения товара является его описание в наименовании позиции (субпозиции) с учетом примечаний к субпозициям, разделам и группам товаров, а исходя из наименования товара подлежит определению соответствующая ставка ввозной таможенной пошлины, установленная ТН ВЭД ЕАЭС. Коды ТН ВЭД ЕАЭС имеют вспомогательный характер, и, в случаях их введения в электронные базы данных, позволяют осуществить быстрый поиск необходимого товара для расчета таможенных пошлин.
Следовательно, положения Постановления N 754 должны рассматриваться в системном взаимодействии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Товарам (бревна диаметром наименьшего поперечного сечения не менее 15 см, длиной не менее 1 м), классифицируемым в подсубпозиции 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС в новой редакции, до перехода на нее соответствовали подсубпозиции 4403 99 510 1 и 4403 99 510 2 ТН ВЭД ЕАЭС с установлением Постановлением N 754 ставки вывозной таможенной пошлины в размере 7 процентов от таможенной стоимости товаров.
Из изложенного следует, что наличие в Постановлении N 754 классификационных кодов ТН ВЭД ЕАЭС, упраздненных в связи с переходом на новую редакцию ТН ВЭД ЕАЭС, сопровождающееся введением для этих же товаров иного цифрового обозначения классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС, не является основанием для неприменения к этим товарам ставок вывозных таможенных пошлин, установленных Постановлением N 754.
Аналогичные выводы изложены в оспариваемых письмах. При этом неадекватного толкования по применению наименования товаров и кодов ТН ВЭД ЕАЭС, не соответствующего ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, письма не содержат.
Более того, из содержания акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 8 октября 2018 г., составленного таможенным органом - Нижегородской таможней, усматривается, что коды товара и ставки вывозных таможенных пошлин, указанные в Письме N 17273, в отношении ООО "Русшпала" не применялись, а таможенный орган ссылался на Постановление N 754 во взаимосвязи с ТН ВЭД ЕАЭС, руководствуясь наименованиями товаров и кодами ТН ВЭД ЕАЭС.
Обязанность по оплате таможенных пошлин лежит на плательщиках, которыми являются лица, указанные в статье 50 Кодекса (часть 1 статьи 26 Федерального закона N 289-ФЗ).
ТН ВЭД ЕАЭС устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые на территории государств-членов Союза, но не устанавливает ставки вывозных таможенных пошлин на вывозимые товары с территории Российской Федерации, полномочия по установлению которых принадлежат Правительству Российской Федерации в соответствии с действующим правовым регулированием.
Изложенное свидетельствует о том, что права и законные интересы административных истцов оспариваемыми письмами Минфина России и ФТС России не нарушаются. Обращаясь в суд с требованиями о признании их недействующими, административные истцы фактически оспаривают действия таможенных органов, применивших в отношении Обществ ставки вывозных таможенных пошлин, установленных Постановлением N 754, а также указанных в акте и решениях о внесении изменений в сведения декларации на товары по иным кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Письмо N 17273, разъясняющее таможенным органам применение ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403 95 000 1, издано органом государственной власти, было направлено в ФТС России для использования в работе таможенными органами, что указывает на наличие у него нормативных свойств.
Вместе с тем, сформулированные в нем разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования Постановления N 754, а также используемых в нем субпозиций по ТН ВЭД ЕАЭС.
При таких обстоятельствах основания для признания его недействующим, отсутствуют.
Письмо N 18176, хотя и воспроизводит полностью положения Письма N 17273, не обладает нормативными свойствами, имеет индивидуально-определенный характер, поскольку адресовано конкретному юридическому лицу, в связи с чем правовые основания для признания его недействующим, у суда не имеются. В равной степени, как и для Письма ФТС России, направленного для исполнения в нижестоящий орган, являющегося внутриведомственной перепиской.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.
Руководствуясь статьями 175-180, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений общества с ограниченной ответственностью "Русшпала" об оспаривании письма Министерства финансов Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 03-09-20/17273 и письма Федеральной таможенной службы от 13 сентября 2018 г. N 05-57/58192 и общества с ограниченной ответственностью "РИМВУД ПРО" об оспаривании письма Министерства финансов Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 03-09-20/18176 отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019 г. N АКПИ19-871
Текст решения опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 апреля 2020 г. N АПЛ20-36 настоящее решение оставлено без изменения