Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 апреля 2020 г. N АПЛ20-40
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Крупнова И.В.,
Тютина Д.В.
рассмотрела в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Русшпала" об оспаривании письма Министерства финансов Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 03-09-20/17273 и письма Федеральной таможенной службы от 13 сентября 2018 г. N 05-57/58192 и общества с ограниченной ответственностью "РИМВУД ПРО" об оспаривании письма Министерства финансов Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 03-09-20/18176
по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Русшпала" и общества с ограниченной ответственностью "РИМВУД ПРО" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. по делу N АКПИ19-871, которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., исследовав материалы дела, включая возражения на апелляционные жалобы представителей Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службы, заключение в письменной форме прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционный жалобы необоснованными,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
В связи с письмами Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 26 февраля 2018 г. N 05-18/Л-1053 и от 12 марта 2018 г. N 05-56/13234 по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4403 95 000 1 директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) письмом от 19 марта 2018 г. N 03-09-20/17273 направил в адрес ФТС России разъяснения по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении названных выше товаров (далее - Письмо N 17273), в котором сообщил следующее. Указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 754) коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 99 510 1 и 4403 99 510 2 отсутствуют в ТН ВЭД ЕАЭС в связи с принятием Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 101 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единый таможенный тариф Евразийского экономического союза" (далее - Решение Совета ЕАЭС N 101). Вместе с тем, с учётом статьи 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс Союза, Кодекс) объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Таким образом, по смыслу указанной статьи Кодекса Союза, а также названию и содержанию Постановления N 754 ставки вывозных таможенных пошлин установлены на товары, вывозимые из Российской Федерации. При этом в части кодов ТН ВЭД ЕАЭС Постановление N 754 должно рассматриваться в совокупности и в системном толковании с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС)" (далее - Решение Совета ЕАЭС N 54). В частности, товары, классифицируемые в подсубпозиции 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, до перехода на новую редакцию ТН ВЭД ЕАЭС классифицировались в товарных подсубпозициях 4403 99 510 1 и 4403 99 510 2 ТН ВЭД ЕАЭС, которым в соответствии с Постановлением N 754 соответствует ставка вывозной таможенной пошлины в размере 7 процентов от таможенной стоимости товаров. В связи с этим, в отношении указанных товаров подлежит уплате вывозная таможенная пошлина в вышеуказанном размере.
Письмо аналогичного содержания 22 марта 2018 г. за N 03-09-20/18176 (далее - Письмо N 18176) директором Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России было направлено в ответ на обращение общества с ограниченной ответственностью "Стаблес" в различные инстанции по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин.
Сославшись на позицию, изложенную в Письме N 17273, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, рассмотрев обращение Приволжского таможенного управления ФТС России от 3 сентября 2018 г. N 03-01-38/12265 по вопросу применения ставок вывозных пошлин, в письме от 13 сентября 2018 г. N 05-57/58192 "О мерах по взысканию вывозной таможенной пошлины" (далее - Письмо ФТС России) сообщил, что товары, классифицируемые в подсубпозиции 4403 10 000 9 единой ТН ВЭД ЕАЭС, и в отношении которых была установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25%, но не менее 15 евро за 1 м 3, после перехода на новую редакцию ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с решением Коллегии ЕАЭС от 2 июня 2015 г. N 85 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО" (приложение к Решению Совета ЕАЭС N 54) стали классифицироваться кодами 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС. В связи с этим в отношении указанных товаров подлежит уплате вывозная таможенная пошлина в размере 25%, но не менее 15 евро за 1 м. Также в Письме ФТС России содержится просьба в оперативном порядке обеспечить меры по взысканию сумм вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых кодами 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС и декларируемых за период с 1 сентября 2015 г. по 1 января 2017 г.; о проведённых мероприятиях доложить в срок до 1 ноября 2018 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Русшпала" (далее - ООО "Русшпала"), общество с ограниченной ответственностью "РИМВУД ПРО" (далее - ООО "РИМВУД ПРО") (далее также - административные истцы, Общества) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями. ООО "Русшпала" просило признать недействующими Письмо N 17273 и Письмо ФТС России со дня их принятия. В обоснование требования сослалось на то, что данные письма обладают нормативными свойствами, носят общеобязательный характер, применяются в отношении неопределённого круга лиц, не проходили государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) и официально не опубликовывались. Содержащиеся в оспоренных письмах правовые позиции не соответствуют действительному смыслу разъясняемых в них нормативных положений, в одностороннем порядке изменяют правовые нормы, установленные Постановлением N 754, и тем самым нарушают права и законные интересы Общества как участника внешнеэкономической деятельности.
ООО "РИМВУД ПРО", обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации, просило признать недействующим Письмо N 18176 со дня его принятия, ссылаясь на то, что изложенная в нём правовая позиция Минфина России не соответствует действительному смыслу разъясняемых им положений законодательства.
Нарушение своих прав на осуществление внешнеэкономической деятельности административные истцы связывают с тем, что на основании указанных писем им были начислены вывозные таможенные пошлины за вывезенные товары и предъявлены требования по их уплате в федеральный бюджет.
Минфин России и ФТС России, привлечённые к участию в деле в качестве административных ответчиков, не согласились с заявленными требованиями и просили оставить их без удовлетворения, указав в возражениях, что оспариваемые письма лишь разъясняют изложенные в Постановлении N 754 положения с учётом изменений, внесённых в ТН ВЭД ЕАЭС, и не обладают признаками, присущими нормативному правовому акту, изданы в пределах предоставленных Минфину России и ФТС России полномочий и направлены на единообразное применение таможенного законодательства, включающего ТН ВЭД ЕАЭС, на всей территории Российской Федерации, в том числе в переходный период, возникший со дня введения в действие с 1 января 2018 г. Кодекса Союза. Сформулированные в Письме N 17273 разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования разъясняемых положений таможенного законодательства. Письмо N 18176, направленное в качестве ответа на запрос ООО "Стаблес", носит индивидуально-определённый характер, в связи с чем не публиковалось на сайте Минфина России и не может рассматриваться как подлежащее применению в отношении неопределённого круга лиц, хотя и содержит разъяснения, аналогичные данным в Письме N 17273.
Минюст России, привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в письме в суд от 17 декабря 2019 г. указал, что оспариваемые письма не соответствуют действительному смыслу разъясняемых ими нормативных правовых положений, устанавливают не предусмотренные разъясняемыми правовыми актами общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределённый круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении административных исковых заявлений ООО "Русшпала", ООО "РИМВУД ПРО" отказано.
Не согласившись с таким решением, административные истцы подали апелляционные жалобы, в которых просят о его отмене и принятии по административному делу нового решения об удовлетворении их требований ввиду существенного нарушения судом первой инстанции норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В апелляционных жалобах указано, что оспариваемые письма изданы с превышением полномочий, не проходили государственную регистрацию и официально не опубликовывались, не соответствуют действительному смыслу разъясняемых ими нормативных положений и устанавливают не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, устраняя имеющийся пробел в законодательстве. Разъяснения писем применяются арбитражными судами по конкретным делам, связанным с уплатой вывозных таможенных пошлин. Оспаривается вывод суда о том, что коды ТН ВЭД ЕАЭС не имеют основного и решающего значения при определении товара, перемещаемого через границы государств-членов Союза, поскольку для целей определения ставки вывозной таможенной пошлины приоритетным является именно код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, а не его описание; обязанность декларантов по установлению соответствия старых и новых редакций ТН ВЭД ЕАЭС при определении вывозной таможенной пошлины, а также возможность применения по аналогии близких по описанию или по коду подсубпозиций товара в целях определения размера вывозных таможенных пошлин действующим законодательством не предусмотрена.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для их удовлетворения не находит.
Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в городе Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор), учреждён Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых данным договором и международными договорами в рамках Союза (статья 1).
В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Кодексом Союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями данного Договора (статья 32).
На таможенной территории ЕАЭС применяются единая ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС, являющиеся инструментами торговой политики Союза (пункт 1 статьи 42 Договора).
На территории Российской Федерации Кодекс вступил в силу с 1 января 2018 г.
В целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД ЕАЭС таможенные органы, определённые законодательством государств-членов о таможенном регулировании, могут принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных видов товаров в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таможенные органы обеспечивают публикацию таких решений и разъяснений.
Указанные решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров на территории государства-члена, таможенным органом которого они приняты (пункт 6 статьи 21 Кодекса).
Полномочия Минфина России и ФТС России на издание оспариваемых писем были проверены и подтверждены судом первой инстанции.
До вступления в силу Кодекса на территории Российской Федерации в соответствии с соглашениями и Договором от 26 февраля 1999 г. "О таможенном союзе и едином экономическом пространстве", Договором от 19 мая 2011 г. "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" в Российской Федерации и странах Союза решением Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 утверждена и введена в действие ТН ВЭД ЕАЭС, которой определены товары (их наименования, виды и признаки их классификации), перемещаемые через границы государств-членов ЕАЭС, и соответствующие им коды ТН ВЭД ЕАЭС, утверждённые в целях классификации, систематизации товаров и единообразного применения таких кодов на таможенной территории государств-членов ЕАЭС, а также таможенные ставки таможенных пошлин применительно к каждому виду товаров и Правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС.
Регулирование вопросов применения таможенных вывозных пошлин и ставок в соответствии с указанными выше соглашениями и договорами государств-членов ЕАЭС до введения единого правового регулирования на территориях всех государств-членов ЕАЭС на территории Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), которым предусматривалось аналогичное правовое регулирование вопросов разъяснения таможенного законодательства (пункты 13 и 15 статьи 12, пункт 2 статьи 108 утратили силу со дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункты 13 и 15 части первой статьи 12 Федерального закона N 311-ФЗ"
В целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД таможенными органами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, издаёт разъяснения о классификации отдельных видов товаров (часть 1 статьи 19 Федерального закона N 289-ФЗ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, даёт письменные разъяснения таможенным органам, декларантам и иным лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 7 статьи 4 Федерального закона N 289-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является ФТС России, находящаяся в ведении Минфина России (пункты 1, 2 Положения о Федеральной таможенной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809).
Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела (пункты 1, 2 Положения о Минфине России, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329).
С учётом изложенного суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые письма изданы в пределах полномочий, имеющихся у административных ответчиков.
Статьёй 217 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентированы особенности рассмотрения административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 данного кодекса, с особенностями, определёнными названной статьёй (часть 1). При рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределённого круга лиц; соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений (часть 3).
В силу пункта 2 части 5 статьи 217 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.
Приведённые законоположения процессуального законодательства были соблюдены судом первой инстанции при разрешении настоящего административного дела.
Оспариваемые письма содержат разъяснения по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин, утверждённых Постановлением N 754 с учётом изменений, внесённых в единую ТН ВЭД ЕАЭС решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июня 2015 г. N 85 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО" (далее - Решение Коллегии ЕАЭС N 85), а также Решением Совета ЕАЭС N 101.
Отказывая в удовлетворении административных исковых заявлений, суд правильно исходил из того, что оспариваемые административными истцами письма направлены на единообразное применение таможенного законодательства, включающего ТН ВЭД ЕАЭС, на всей территории Российской Федерации, в том числе в переходный период, возникший со дня введения в действие ТК ЕАЭС, и не включают каких-либо положений, разъяснений, которые действующим законодательством не были бы отнесены к компетенции Минфина России и ФТС России.
Доводы Обществ, повторенные в апелляционных жалобах, о том, что рассматриваемые письма выходят за рамки адекватного истолкования Постановления N 754, вводят новое нормативно-правовое регулирование, по сути, сводятся к несогласию с применением Постановления N 754 в системной взаимосвязи с ТН ВЭД ЕАЭС, которой устанавливаются описание товаров и связанное с ним кодирование товаров.
Между тем, в рамках таможенного союза государств-членов Договора осуществляется единое таможенное регулирование и применяются Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами (статья 25 Договора).
Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 Кодекса они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов (пункт 3 статьи 53 Кодекса).
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных Кодексом (пункт 1 статьи 51 Кодекса).
Вывозная таможенная пошлина относится к таможенным платежам (подпункт 2 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС).
Для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется единая ТН ВЭД ЕАЭС, утверждаемая Комиссией (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 289-ФЗ).
Решением Совета ЕАЭС N 101 с 1 января 2017 г. ТН ВЭД ЕАЭС изложена в новой редакции. Указанное решение принято в связи с возросшим товарооборотом между государствами-членами Союза, что потребовало расширения перечня товаров, их систематизации с закреплением за товарами новых кодов и упразднения неиспользуемых кодов номенклатуры.
Соответствующие изменения кодов товаров ТН ВЭД ЕАЭС, указанных ранее в Постановлении N 754, подлежали внесению в данное постановление в соответствии Решением Совета ЕАЭС N 101 в переходный период.
Ввиду необходимости единообразного применения таможенного законодательства в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в переходный период Минфин России направил в ФТС России Письмо N 17273 по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403 95 000 1, а ФТС России, руководствуясь разъяснениями, изложенными в данном письме Минфина России, направило разъяснения территориальному таможенному органу по вопросу применения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 и декларируемых за период с 1 сентября 2015 г. по 1 января 2017 г., то есть с даты внесения изменений в ТН ВЭД ЕАЭС Решением Коллегии ЕАЭС N 85, вступившим в силу с 1 сентября 2015 г.
Решение Коллегии ЕАЭС N 85 и Решение Совета ЕАЭС N 101 были опубликованы на официальном сайте ЕАЭС, подлежат применению в Российской Федерации для регулирования таможенных правоотношений (статья 111 Договора).
Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами между государствами-членами.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определённого набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД, установленными в приложении к Решению Совета ЕАЭС N 54.
Утверждение административных истцов о приоритете кода товара над описанием товара, установленным ТН ВЭД ЕАЭС, в качестве основания для классификации товаров, несостоятельно, поскольку в силу пункта 4 статьи 20 Кодекса, коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Коды ТН ВЭД ЕАЭС не имеют основного и решающего значения при определении товара, перемещаемого через границы государств-членов Союза, поскольку по смыслу правил 1, 6 ОПИ основной характеристикой для определения товара является его описание в наименовании позиции (субпозиции) с учётом примечаний к субпозициям, разделам и группам товаров, а исходя из наименования товара подлежит определению соответствующая ставка ввозной таможенной пошлины, установленная ТН ВЭД ЕАЭС. Коды ТН ВЭД ЕАЭС имеют вспомогательный характер, и, в случаях их введения в электронные базы данных, позволяют осуществить быстрый поиск необходимого товара для расчёта таможенных пошлин.
Таким образом, положения Постановления N 754 подлежат применению в системной взаимосвязи с ТН ВЭД ЕАЭС.
Ссылка в апелляционных жалобах на сноску к утверждённым ставкам в Постановлении N 754 о приоритете для целей определения ставки вывозной таможенной пошлины кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, не опровергает вывод суда о том, что в соответствии с указанными выше соглашениями и договорами государств-членов ЕАЭС для целей определения ставки вывозной таможенной пошлины, применяемой для исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин, первоочередное значение имеет наименование (описание товара). Кроме того, из названия и содержания Постановления N 754 также следует, что ставки вывозных таможенных пошлин установлены именно на товары, вывозимые из Российской Федерации, а не на коды товара.
Наличие в Постановлении N 754 классификационных кодов ТН ВЭД ЕАЭС, упразднённых в связи с переходом на новую редакцию ТН ВЭД ЕАЭС, сопровождающееся введением для этих же товаров иного цифрового обозначения классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС, не является основанием для неприменения к этим товарам ставок вывозных таможенных пошлин, установленных Постановлением N 754. Аналогичные выводы изложены в оспариваемых письмах.
Из материалов дела следует, что фактически категории товаров, рассматриваемые применительно к данному административному делу, вывозились участниками внешнеэкономической деятельности с территории Союза как до внесения изменений в ТН ВЭД ЕАЭС по ставкам, установленным Постановлением N 754, так и после указанных изменений.
Круг товаров, в отношении которых действует названное выше постановление Правительства Российской Федерации, не изменялся, в связи с чем ссылки административных истцов на ухудшение положения участников внешнеэкономической деятельности в связи с оспариваемыми письмами, необоснованны.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что неадекватного толкования по применению наименования товаров и кодов ТН ВЭД ЕАЭС, не соответствующего ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, оспариваемые письма не содержат.
ТН ВЭД ЕАЭС устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые на территории государств-членов Союза, но не устанавливает ставки вывозных таможенных пошлин на вывозимые товары с территории Российской Федерации, полномочия по установлению которых принадлежат Правительству Российской Федерации в соответствии с действующим правовым регулированием.
Письмо N 18176, хотя и воспроизводит полностью положения Письма N 17273, не обладает нормативными свойствами, поскольку имеет индивидуально-определённый характер, адресовано конкретному юридическому лицу, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания его недействующим. В равной степени, как и для Письма ФТС России, направленного для исполнения в нижестоящий орган, являющегося внутриведомственной перепиской. Размещение данного письма в справочных электронно-правовых системах не свидетельствует о его нормативном правовом характере и обязательности применения для широкого круга лиц, как ошибочно полагает ООО "РИМВУД ПРО" в апелляционной жалобе.
Несогласие Обществ с действиями таможенных органов по применению ставки вывозных таможенных пошлин в связи с вывозом товара через таможенную границу, не может свидетельствовать о незаконности оспоренных писем, содержащих разъяснения действующего законодательства.
Обжалованное решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь частью 7 статьи 150, частью 1 статьи 292, статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Русшпала" и общества с ограниченной ответственностью "РИМВУД ПРО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Зайцев |
Члены коллегии |
И.В. Крупнов |
|
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 апреля 2020 г. N АПЛ20-40
Текст определения опубликован не был