В целях исполнения пункта 12 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378, Административным департаментом Минсельхоза России проведен мониторинг соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минсельхозом России (далее - Организации).
В ходе мониторинга выявлены факты трудоустройства в Организации родственников (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров Организаций (далее - должностные лица), в том числе в условиях подчиненности и (или) подконтрольности должностным лицам.
В результате анализа должностных инструкций работников, являющихся родственниками должностных лиц, установлены факты наделения их финансово-хозяйственными полномочиями. В соответствии с позицией Минтруда России (письмо от 16 мая 2017 г. N 18-2/В-297), уполномоченного в установленном порядке оказывать консультативную и методическую помощь в реализации требований законодательства о противодействии коррупции, под осуществлением финансово-хозяйственных полномочий понимается постоянно, временно или по специальному полномочию исполнение трудовых обязанностей, связанных с принятием решений по следующим вопросам реализации финансово-хозяйственной деятельности организации:
финансовое планирование и финансовое обеспечение расходов учреждения (предприятия);
осуществление расчетов и платежей, формирование финансовой и бюджетной отчетности;
распоряжение имуществом учреждения (предприятия);
осуществление внутреннего финансового контроля;
осуществление государственных закупок;
заключение сделок от имени учреждения (предприятия);
управление деятельностью филиала, представительства иного обособленного структурного подразделения.
Данный перечень не является исчерпывающим.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" (далее - Постановление) установлен запрет на замещение должностей руководителей, главных бухгалтеров и должностей, связанных с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Постановлением не предусмотрен прямой запрет на трудоустройство в Организацию родственников руководителя Организации. Вместе с тем замещение родственником руководителя должности в Организации, в том числе должности руководителя филиала Организации, создает возможность возникновения конфликта интересов, т.к. в соответствии с положениями статей 15, 56 и 209 Трудового кодекса Российской Федерации все работники Организации подконтрольны руководителю Организации.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе, на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, т.е. на работников Организации, замещающих должности руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера Организации.
Кроме того, руководитель Организации обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в порядке, утвержденном приказом Минсельхоза России от 25 ноября 2015 г. N 582. При этом уведомление должно в обязательном порядке содержать описание личной заинтересованности, которая приводит или может привести к возникновению конфликта интересов и описание должностных обязанностей, на исполнение которых может негативно повлиять либо негативно влияет личная заинтересованность.
Непринятие руководителем, заместителем руководителя и главным бухгалтером Организации, являющихся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является правонарушением, влекущим увольнение указанных лиц.
На основании изложенного рекомендую:
1. С работниками, замещающими должности заместителя руководителя и главного бухгалтера, организовать дополнительное изучение положений законодательства о противодействии коррупции и методических материалов Минтруда России в части предотвращения и урегулирования конфликта (размещены на официальном сайте Минсельхоза России в специализированном подразделе "Противодействие коррупции").
2. Провести мониторинг личных дел работников Организации на предмет выявления фактов замещения должностей родственниками в условиях подчиненности и (или) подконтрольности одного из них другому. В случае установления подобных фактов принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
3. Исключить случаи замещения родственниками должностных лиц должностей в Организации, связанных с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий (главный инженер, руководитель филиала Организации, завхоз, заведующий общежитием, начальник склада и т.п.).
4. Исключить трудоустройство в Организацию родственников руководителя Организации, в том числе исполняющего обязанности руководителя Организации, а также принять меры по недопущению исполнения обязанностей руководителя филиала Организации родственниками руководителя Организации.
О принятых мерах прошу проинформировать Административный департамент Минсельхоза России в срок до 2 декабря 2019 г.
|
О.А. Гатагова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 30 сентября 2019 г. N ОГ-4-27/13615 "О мерах по предотвращению конфликта интересов"
Текст письма опубликован не был