Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина С.В. Кочкина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.В. Кочкин оспаривает конституционность следующих положений статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (наименование в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ):
части первой, согласно которой выплата пенсий, предусмотренных данным Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 данного Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи;
части девятой, устанавливающей, что при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания;
части десятой, предусматривающей по желанию пенсионера возможность выплаты пенсии по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, суды общей юрисдикции отказали С.В. Кочкину в возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, ранее приостановленной военным комиссариатом на том основании, что он, несмотря на наличие регистрации по месту жительства в Российской Федерации, постоянно проживает на Украине и имеет наряду с гражданством Российской Федерации гражданство этого государства.
По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 4 (часть 2), 17 (часть 1), 19, 39 (часть 2), 55, 118, 120 и 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, поскольку в отступление от правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных, в частности, в постановлениях от 15 июня 1998 года N 18-П и от 2 июня 2011 года N 11-П, допускают возможность приостановления выплаты пенсии гражданину Российской Федерации, не проживающему по месту постоянной регистрации на территории Российской Федерации, и лишают его права выбора места получения пенсии в случае проживания на территории иностранного государства, гражданство которого он также имеет.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" устанавливает общий порядок выплаты предусмотренных данным Законом пенсий, в части первой определяя органы, наделенные соответствующими полномочиями, место и способ выплаты пенсий, а в части девятой устанавливая порядок выплаты и доставки пенсии при переезде пенсионера по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации как на основании документов о регистрации, так и при их отсутствии.
Следовательно, названные нормы направлены на обеспечение реализации пенсионных прав граждан и при этом не содержат каких-либо положений, касающихся выплаты пенсий лицам, выехавшим для проживания за пределы территории Российской Федерации, в связи с чем сами по себе не могут рассматриваться как затрагивающие права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Что касается части десятой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", то ее применение в деле заявителя представленными копиями судебных постановлений не подтверждается, а потому в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба С.В. Кочкина и в этой части не может быть признана отвечающей требованиям допустимости и принята к рассмотрению.
Разрешение же вопроса о предоставлении военным пенсионерам, имеющим двойное гражданство, возможности выбора места получения пенсии не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочкина Сергея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3394-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочкина Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав частями первой, девятой и десятой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)