Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. N 71-АПА19-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Валитова Руслана Талгатовича о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", утвержденных решением Балтийского городского Совета депутатов от 29 января 2013 г. N 3,
по апелляционной жалобе Валитова Руслана Талгатовича на решение Калининградского областного суда от 15 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Балтийского городского Совета депутатов от 29 января 2013 г. N 3 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (далее также - Правила землепользования и застройки).
Валитов Р.Т. обратился в Калининградский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании Правил землепользования и застройки не действующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., к территориальной зоне садово-огородных участков (С-2).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанного земельного участка, имеющего вид разрешенного использования - под жилую застройку индивидуальную. Отсутствие индивидуальной жилой застройки в градостроительном регламенте для территориальной зоны С-2 исключает возможность использования участка в соответствии с видом разрешенного использования.
Решением Калининградского областного суда от 15 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Валитов Р.Т. просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, и ссылается на обстоятельства изменения в 2013 г. органом местного самоуправления вида разрешенного использования земельного участка. Обращает внимание, что таблицей 1 "Основные (Р) и условно разрешенные (У) виды использования земельных участков и объектов капитального строительства" Правил землепользования и застройки для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в качестве разрешенных видов использования предусматривались садовые и огородные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (строки 15.122 и 15.123).
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского поселения относилось к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 г. N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" утверждение правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы отнесены к полномочиям Правительства Калининградской области.
Законом Калининградской области от 31 мая 2018 г. N 176 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Балтийский муниципальный район", и организации местного самоуправления на объединенной территории" были объединены с 1 января 2019 г. территории муниципального образования - городского поселения "Город Балтийск", муниципального образования "Приморское городское поселение", муниципального образования "Сельское поселение Дивное". Городское поселение, образованное путем вышеуказанного объединения территорий поселений, входящих в состав муниципального образования "Балтийский муниципальный район", наделено статусом городского округа ("Балтийский городской округ").
Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" утверждены решением Балтийского городского Совета депутатов от 29 января 2013 г. N 3.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным на дату их принятия органом местного самоуправления с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 31, 32 ГрК РФ, официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ...
В соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки, указанный земельный участок полностью располагается в территориальной зоне садово-огородных участков (С-2).
Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расположение земельного участка с кадастровым номером ... в территориальной зоне С-2 соответствует территориальному планированию (садовые некоммерческие товарищества), установленному Генеральным планом муниципального образования "Городское поселение "Город Балтийск", утвержденным решением Балтийского городского Совета депутатов от 30 октября 2012 г. N 95.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о невозможности использования земельного участка в соответствии с установленным в 2013 г. видом разрешенного использования - под жилую застройку подлежат отклонению, поскольку изменение органом местного самоуправления вида разрешенного использования на указанный выше и не предусмотренный градостроительным регламентом для территориальной зоны С-2 не свидетельствует о несоответствии Правил землепользования и застройки в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопреки указанию в апелляционной жалобе, внесенные решением Балтийского городского Совета депутатов от 29 октября 2013 г. N 26 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" изменения не касались градостроительных регламентов территориальной зоны С-2. Установление указанным решением для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) видов разрешенного использования, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур и картофеля, в какой-либо связи с градостроительными регламентами оспариваемой территориальной зоны не находится.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о соответствии оспариваемого муниципального нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Калининградского областного суда от 15 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Валитова Руслана Талгатовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. N 71-АПА19-12
Текст определения опубликован не был