Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М.С., судьи В.М.Ф., с участием представителя администрации городского округа "Город Калининград" как органа, издавшего правовой акт, подлежащий проверке, Н.С.Т., руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений пунктов 4.1, 7 Порядка реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса), утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 14 октября 2016 года N 1525 "О реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования" (в редакции постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 19 декабря 2018 года N 1223).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина В.Г.Ц.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельные положения пунктов 4.1, 7 Порядка реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса) (далее - Порядок), утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 14 октября 2016 года N 1525 "О реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования" (в редакции постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 19 декабря 2018 года N 1223) (далее - Постановление N 1525).
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М.Ф., выступления представителя администрации городского округа "Город Калининград" Н.С.Т., профессиональное мнение представителя прокуратуры Калининградской области М.С.Ч., исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил:
1. В Уставный Суд 21 марта 2019 года поступило обращение гражданина В.Г.Ц. (далее - заявитель) о признании отдельных положений пунктов 4.1, 7 Порядка, утвержденного Постановлением N 1525, не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области. 29 марта 2019 года от заявителя поступило дополнение к обращению.
Согласно пункту 4.1 Порядка, отдельное положение которого обжалует заявитель, в электронный список для льготного проезда на всех видах городского транспорта общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) (далее - электронный список) включаются граждане Российской Федерации, являющиеся жителями городского округа "Город Калининград" и имеющие регистрацию по месту жительства или регистрацию по месту пребывания в городском округе "Город Калининград" либо решение суда об установлении факта проживания на территории городского округа "Город Калининград", вступившее в законную силу, относящиеся, в том числе к категории пенсионеров, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях" (женщинам, достигшим возраста 55 лет и мужчинам, достигшим возраста 60 лет (не имеющие льгот по федеральному и региональному законодательству).
Также заявителем оспаривается отдельное положение пункта 7 Порядка, определяющее, что для пенсионеров, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях" (мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, не имеющим льгот по федеральному и региональному законодательству), единые социальные проездные билеты на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса) стоимостью 300 рублей реализуются при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявителя, а также пенсионного удостоверения (при наличии) или справки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с электронными списками, подготовленными управлением социальной поддержки населения комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград".
В.Г.Ц. указывает, что он является пенсионером, которому трудовая пенсия по старости назначена досрочно в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", зарегистрирован в Калининграде с 19 февраля 2019 года.
Полагает, что со дня регистрации в городе Калининграде, как пенсионер, он вправе покупать льготный проездной билет. Однако согласно оспариваемым пунктам 4.1, 7 Порядка для приобретения единого социального билета помимо паспорта и пенсионного удостоверения требуется включение в электронный список пенсионеров по старости.
В.Г.Ц. считает, что подтверждением права на приобретение единого социального билета на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования является пенсионное удостоверение, а не включение в электронный список.
По мнению заявителя, установление такого требования как обязательное включение пенсионера по старости в электронный список делает Порядок, утвержденный Постановлением N 1525, противоречащим Уставу (Основному Закону) Калининградской области и нарушает его право льготного проезда.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на совместное Постановление от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
На основании статей 4, 36, 37, 83, 84 Устава (Основного Закона) Калининградской области просит признать пункты 4.1, 7 Порядка, утвержденного Постановлением N 1525, в части того, что при приобретении единого социального билета пенсионерам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях" помимо наличия паспорта и пенсионного удостоверения необходимо включение в электронный список пенсионеров по старости, не соответствующими пунктам 1, 3, 4 статьи 15, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Представитель администрации городского округа "Город Калининград" Н.С. Титова полагает, что поскольку введение ежемесячного социального проездного билета для пенсионеров по старости с условием достижения ими определенного возраста является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, пункты 4.1, 7 Порядка реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса), утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 14 октября 2016 года N 1525 "О реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования" (в редакции постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 19 декабря 2018 года N 1223), не нарушают законные права и интересы заявителя и соответствуют Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель прокуратуры Калининградской области М.С.Ч. полагает доводы заявителя необоснованными. Считает, что Постановление N 1525 принято администрацией городского округа "Город Калининград" в пределах полномочий и оспариваемые заявителем нормы Порядка, утвержденного Постановлением N 1525, не противоречат Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Согласно статье 70 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу является проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений пунктов 4.1, 7 Порядка, утвержденного Постановлением N 1525.
2. Положения Конституции Российской Федерации (пункт "б" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76) определяют, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе защита прав и свобод человека и гражданина; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.
В силу положений статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.
Как следует из пункта 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Таким образом, положения принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
3. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), а также государственная защита провозглашенных прав и свобод человека и гражданина (статья 45).
Федеральным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктом 7 части 1 статьи 16 которого к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (абзац 2 части 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Реализуя полномочия по установлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, городской Совет депутатов Калининграда Решением от 10 октября 2018 года N 218 "О льготном проезде отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории городского округа "Город Калининград", в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса)" (далее - Решение N 218), установил для граждан право льготного проезда в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) и определил категории граждан, на которых распространяется его действие.
Так, согласно пунктам 1.1 и 1.2 Решения N 218, право льготного проезда на всех видах городского транспорта общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) предоставляется пенсионерам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях" (мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, не имеющим льгот по федеральному и региональному законодательству); лицам, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, до установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или до достижения возраста 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (не имеющих льгот по федеральному и региональному законодательству).
Таким образом, положениями Решения N 218 право льготного проезда в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) предоставлено не всем пенсионерам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях", а отдельным категориям пенсионеров.
Согласно пункту 2 Решения N 218 администрацией городского округа "Город Калининград" предоставляются субсидии для возмещения недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим в соответствии с заключенными договорами перевозку льготных категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Решения.
Уставом городского округа "Город Калининград" к компетенции администрации городского округа, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Город Калининград" и наделенной полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 46), относятся, в том числе следующие полномочия: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города; оказание дополнительной социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (подпункт 20 пункта 11, подпункт 2 пункта 8 статьи 47).
В целях реализации Решения N 218 администрацией городского округа "Город Калининград" постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 19 декабря 2018 года N 1223 "О внесении изменений в Постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 14.10.2016 N 1525 "О реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования" внесены изменения в Постановление N 1525, в соответствии с которыми Порядок реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса) изложен в новой редакции (пункт 1.2).
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу является проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений пунктов 4.1, 7 Порядка, утвержденного Постановлением N 1525, в редакции Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 19 декабря 2018 года N 1223.
Постановление N 1525 подписано главой городского округа А.Г.Я., опубликовано 25 апреля 2019 года в газете "Гражданин" N 23 (2084) и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Постановление N 1525 носит исполнительно-распорядительный характер и предусматривает определенный алгоритм действий со стороны администрации и подчиненных ей структур и организаций по обеспечению права льготного проезда в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) отдельных категорий граждан.
Так, согласно пункту 6 Постановления N 1525 Управлению социальной поддержки населения комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград" надлежит включать в электронный список отдельные категории граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту жительства или регистрацию по месту пребывания в городском округе "Город Калининград" либо решение суда об установлении факта проживания на территории городского округа "Город Калининград", вступившее в законную силу. Категории граждан, которые подлежат включению в электронный список, аналогичны категориям, определенным Решением N 218.
Пунктом 2 Постановления N 1525 утвержден Порядок реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса), на основании которого производится продажа единых социальных проездных билетов (пункт 3.2).
Порядком определены, в том числе форма бланка единого социального проездного билета (пункт 1), даты продажи единых социальных проездных билетов (пункт 2), установлено, что места продажи единого социального проездного билета определяются приказом МКУ "Центр организации движения и пассажирских перевозок" и сведения о местах продажи подлежат опубликованию в газете "Гражданин", на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" в сети Интернет. Также указанным Порядком предусмотрено, что одним из условий реализации единого социального проездного билета является включение гражданина в электронный список для льготного проезда на всех видах городского транспорта общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) (пункты 4, 7).
Заявитель усматривает несоответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 4.1, 7 Порядка в том, что при приобретении единого социального билета пенсионерам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях" помимо наличия паспорта и пенсионного удостоверения необходимо включение в электронный список пенсионеров по старости, что приводит к нарушению его права на льготный проезд в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса).
Из анализа содержания оспариваемых заявителем положений пунктов 4.1, 7 Порядка следует, что эти нормы сами по себе не устанавливают дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса) и применяются в системной взаимосвязи с положениями Решения N 218, определившего категории граждан, пользующихся правом льготного проезда в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса).
Учитывая, что право льготного проезда в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) предоставлено не всем пенсионерам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях", а отдельным категориям, составляются электронные списки граждан, которым данная услуга может быть предоставлена.
Таким образом, электронные списки для льготного проезда в отношении отдельных категорий граждан необходимы реализующим единые социальные проездные билеты организациям в целях исполнения Решения N 218.
В силу вышеизложенного, Уставный Суд приходит к выводу, что само по себе установление оспариваемыми нормами Порядка обязательного требования включения в электронный список граждан Российской Федерации, являющихся жителями городского округа "Город Калининград" и имеющих регистрацию по месту жительства или регистрацию по месту пребывания в городском округе "Город Калининград" либо решение суда об установлении факта проживания на территории городского округа "Город Калининград", относящихся к одной из льготных категорий, не может расцениваться как ограничение или нарушение прав граждан, являющихся получателями дополнительных мер социальной поддержки жителей городского округа "Город Калининград" в виде права льготного проезда в городском транспорте общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса).
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Признать отдельные положения пунктов 4.1, 7 Порядка реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса), утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 14 октября 2016 года N 1525 "О реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования" (в редакции постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 19 декабря 2018 года N 1223), в части того, что при приобретении единого социального проездного билета пенсионерам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О страховых пенсиях" помимо наличия паспорта и пенсионного удостоверения необходимо включение в электронный список пенсионеров по старости, соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд
Калининградской области
N 1-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Калининградской области от 22 января 2020 г. N 1-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений пунктов 4.1, 7 Порядка реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса), утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 14 октября 2016 года N 1525 "О реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования" (в редакции постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 19 декабря 2018 года N 1223)"
Текст постановления опубликован в газете "Комсомольская правда-Калининград" от 28 февраля 2020 г. N 22