Решение Обнинского городского суда от 7 июня 2019 г. N 2а-580/19
См. Апелляционное определение Калужского областного суда от 30 октября 2019 г. N 33а-3197/2019
Решение по гражданскому делу
Информация по делу
40RS0026-01-2019-000636-32 Дело N 2а-580/19
Решение
именем Российской Федерации
07 июня 2019 года город Обнинск Калужской области Обнинский городской суд Калужской области в составе председательствующего судьи Романовой Н.В., при секретаре Филипповой А.О., с участием прокурора Гаспарян Я.А., административного истца Панченко Р.П., представителя заинтересованного лица ООО "ПИК-Комфорт" по доверенности Зацепиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панченко Руслана Петровича к Администрации города Обнинска Калужской области о признании нормативных правовых актов недействующими, установил:
28 марта 2018 года Администрацией города Обнинска Калужской области принято постановление N "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов, расположенных на территории муниципального образования "город Обнинск", а также для собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на территории муниципального образования "город Обнинск", не принявших на общем собрании собственников решение об ее установлении". Названным постановлением установлен размер платы за содержание жилых помещений, расположенных в <адрес>.
21 марта 2019 года Панченко Р.П., являющийся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, обратился в суд с административным иском об оспаривании данного нормативного акта, как принятого с нарушением норм федерального законодательства и нарушающего прав и интересы административного истца. Требования мотивированы тем, что отдельные нормы данного постановления в части установления размера платы за содержание жилых помещений <адрес> (п. 147 Приложения к Постановлению) не соответствуют требованиям действующего законодательства. Административный истец ссылался на то, что установление размера платы за содержание квартир в <адрес> возможно только по результатам проведения Администрацией открытого конкурса по выбору управляющей компании, чего выполнено не было, а глава Администрации г. Обнинска действовал за пределами предоставленных ему полномочий. Размер тарифа был установлен в отсутствие решения общего собрания собственников помещений <адрес>, которым был бы утвержден перечень услуг и работ по содержанию общего имущества жилого дома. Административный истец также полагал, что основанием для признании нормативного акта недействующим является то обстоятельство, что ООО "ПИК-Комфорт" не были представлены в Администрацию г. Обнинска документы, предусмотренные Порядком установления тарифов на услуги муниципальных организаций муниципального образования "Город Обнинск", утвержденным решением Обнинского городского Собрания от 22.01.2009 N. Административным истцом также заявлено о несоответствии установленных размерах тарифов в отчете ЗАО "Центр муниципальной экономики" тарифам, которые представлены ООО "ПИК-Комфорт".
24 апреля 2019 года Административный истец уточнил административный иск, дополнив его требованиями о признании постановления Администрации города Обнинска Калужской области N от 28 марта 2018 г. в редакции постановления Администрации города Обнинска Калужской области N-п от 26 декабря 2018 года в части установления размера платы за содержание жилых помещений <адрес> (п. 147 Приложения к Постановлению) не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Административный истец Панченко Р.П. в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации города Обнинска Калужской области после объявления судом перерыва в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на административный иск административный ответчик иск не признал, полагал заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица ООО "ПИК-Комфорт" по доверенности Зацепина Н.В. указывала на то, что в марта 2019 года решением общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме был установлен размер платы за содержание и ремонт жилых/нежилых помещений в многоквартирном <адрес> в размере 22 руб. за 1 кв. м.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Администрацией города Обнинска Калужской области 28 марта 2018 года вынесено постановление N (в редакции постановления N от 26 декабря 2018 года) "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов, расположенных на территории муниципального образования "город Обнинск", а также для собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на территории муниципального образования "город Обнинск", не принявших на общем собрании собственников решение об ее установлении".
В силу правовой природы оспариваемое постановление, является нормативным правовым актом, изданным муниципальным образованием, обладает свойствами нормативного правового характера, поэтому законность данного нормативного правового акта проверяется судом в рамках нормоконтроля определенного главой 21 КАС РФ. Согласно ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Установление размера платы за содержание жилого помещения в случаях, указанных ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, не относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Обнинского городского собрания (ст. 28 Устава), в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 32 Устава, пп.11 п. 4.2 Положения "Об Администрации" городского округа "город Обнинск", Администрацией города Обнинска Калужской области установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов, расположенных на территории муниципального образования "город Обнинск" посредством издания постановления N.
Проекты постановлений N от 28 марта 2018 г. и N от 26 декабря 2018 г. были согласованы Обнинским городским собранием городского округа "город Обнинск", что подтверждается представленными в материалы дела копиями протоколов N от 27 марта 2018 г. и N от 25.12.2018 г.
Постановление N размещено на официальном интернет-портале Администрации города в сети "Интернет" 29 марта 2018 года, опубликовано в официальном печатном издании - Информационном бюллетене муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО "город Обнинск" "Обнинск официальный" от 30.03.2018 г. N. Постановление N "О внесении изменений в постановление Администрации города от 28.03.2018 N-п "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов, расположенных на территории муниципального образования "город Обнинск", а также для собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на территории муниципального образования "город Обнинск", не принявших на общем собрании собственников решение об ее установлении" размещено на официальном интернет-портале Администрации города в сети "Интернет" 27 декабря 2018 года, опубликовано в Информационном бюллетене муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО "город Обнинск" "Обнинск официальный" от 26.12.2018 г. N
Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрация муниципального образования "город Обнинск" действовала в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением процедуры принятия муниципальных правовых актов.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не приходит к следующему.
Так, согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Законоположение, содержащее в части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений органами местного самоуправления, которые при реализации полномочия по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 522-О-О).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламентирована статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проверяя содержание оспариваемого решения на соответствие приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает то, что административным ответчиком представлены доказательства того, что установленные Администрацией города Обнинска Калужской области в оспариваемой части решения размеры платы за содержание и ремонт жилых помещений соответствуют требованиям законодательства.
Установленные размеры платы основаны на Отчете о научно-исследовательской работе "Определение стоимости работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах г. Обнинск и соответствующих плат за содержание жилого помещения для нанимателей собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании собственников решение об ее установлении". В данном отчете приведены подробный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, их периодичность и стоимость.
Доводы административного истца о том, что в момент издания Администрацией города Обнинска постановления N собственниками помещений <адрес> не было выбрано в качестве управляющей компании ООО "ПИК-Комфорт" опровергается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе решением Обнинского городского суда по гражданскому делу N по иску Панченко Р.П. к ООО "ПИК-Комфорт" об обязании произвести определенные действия, компенсации морального вреда, которым установлено, что многоквартирный <адрес> находится в управлении ООО "ПИК-Комфорт".
В материалы дела также представлен договор управления многоквартирным домом N от 24 октября 2014 года, заключенный с ООО "ПИК-Комфорт".
Таким образом, положения п. 34 Постановления Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в данном случае не применимы, поскольку собственники помещений приняли решение о способе управления многоквартирным домом посредством заключения договоров управления с ООО "ПИК-Комфорт".
Судом также не установлен факт нарушения при принятии оспариваемого постановления процедуры, предусмотренной Порядком установления тарифов на услуги муниципальных организаций муниципального образования "Город Обнинск", утвержденным решением Обнинского городского Собрания от 22.01.2009 N, поскольку данный нормативный акт устанавливает основы регулирования тарифов на услуги муниципальных организаций, каковым ООО "ПИК-Комфорт" не является.
Администрация города Обнинска Калужской области при вынесении оспариваемого постановления действовала в соответствии положениями, установленными частью 4 статьи 158 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент вступления его в силу), согласно которой если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
28 августа 2018 года не состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес> по вопросам об определении размера платы за содержание и ремонт жилого/нежилого помещения по причине отсутствия кворума, что подтверждается копией протокола N 1.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, оформленным протоколом 11 марта 2019 года, был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого/нежилого помещения в размере 22 рубля за 1 кв. м без учета услуг регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов.
Ссылка административного истца на ответ Государственной жилищной инспекции от 25 апреля 2019 года, в котором указано, в представленной ООО "ПИК-Комфорт" расчетной стоимости работ по содержанию и ремонту жилого помещения на 2019 год в <адрес> услуги паспортного стола не входят состав платы за содержание общего имущества, не принимается судом в качестве оснований для признания оспариваемого постановления недействующим.
Так, в оспариваемом постановлении в редакции постановления Администрации города Обнинска N от 26 декабря 2018 года, тариф платы за содержание общего имущества с 01 января 2019 года установлен в размере 31,20 руб. за 1 кв. м в мес., за вычетом стоимости услуги паспортного стола.
Суд также полагает, что права законные интересы административного истца не нарушаются вынесенным Администрацией г. Обнинска Калужской области постановления, поскольку в момент обращения в суд с настоящим административным иском размер платы за содержание и ремонт жилого/нежилого помещения был установлен управляющей компанией на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления Панченко Руслана Петровича к Администрации города Обнинска Калужской области о признании нормативных правовых актов недействующими отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Обнинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Н.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Обнинского городского суда от 7 июня 2019 г. N 2а-580/19
Текст решения опубликован не был