Приказ Управления ветеринарии Республики Адыгея от 11 декабря 2019 г. N 106
"Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере ветеринарного надзора на территории Республики Адыгея"
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в целях профилактики нарушений обязательных требований ветеринарного законодательства на территории Республики Адыгея, приказываю:
1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере ветеринарного надзора на территории Республики Адыгея.
2. Настоящий Приказ подлежит официальному опубликованию на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея на странице Управления ветеринарии Республики Адыгея.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Начальник |
А.Р. Кушхов |
Руководство
по соблюдению обязательных требований в сфере ветеринарного надзора на территории Республики Адыгея
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, их должностными лицами, а также гражданами, осуществляющим деятельность в сфере содержания животных, производства, переработки, хранения, реализации продукции, подконтрольной государственному ветеринарного надзору необходимо знать и соблюдать обязательные требования, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.
Региональный государственный ветеринарный надзор Республики Адыгея в рамках имеющихся полномочий реализует комплекс мер, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, их должностными лицами, а также гражданами требований действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Основными задачами регионального государственного ветеринарного надзора являются:
- защита населения от болезней, общих для человека и животных;
- обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении производимых и находящихся в обороте на территории Республики Адыгея сырья и пищевых продуктов животного происхождения в целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений;
- обеспечение охраны территории Республики Адыгея от заноса и распространения заразных болезней, общих для человека и животных, а также недопущение ввоза опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения;
- предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;
- соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами установленных ветеринарно-санитарных правил и норм, требований нормативных правовых актов в сфере применения ветеринарно-санитарных мер, а также правил при введении ограничительных и карантинных мероприятий при возникновении и распространении заразных и массовых незаразных болезней животных. В поле регионального государственного ветеринарного надзора попадают хозяйствующие субъекты (предприятия), которые осуществляют деятельность по:
- содержанию, разведению, реализации и транспортировке всех видов животных (сельскохозяйственные, непродуктивные, экзотические животные, птицы, рыбы, гидробионты, насекомые и прочие);
- производству, переработке, хранению, реализации и транспортировке продукции животноводства;
- сбору, хранению, транспортировке, утилизации и уничтожению биологических отходов (трупы животных и птиц, в том числе лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты и прочие отходы, полученные при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения) и продуктов жизнедеятельности животных (навоз, подстилка);
- производству, хранению, реализации и транспортировке кормов для животных.
Руководство по соблюдению обязательных ветеринарно-санитарных требований при разведении, содержании, убое животных, заготовке, хранении, переработке и реализации продукции животного происхождения
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со статьей 18 Закона о ветеринарии ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года N 551 утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, которые устанавливают требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями.
Кроме того, указанные Ветеринарные правила разделяют требования для предприятий, содержащих до 500 голов КРС включительно (хозяйства открытого типа) и предприятий, содержащих более 500 голов КРС (предприятия закрытого типа), а также устанавливают ряд подробных технических требований к организации территории предприятий, животноводческих и специализированных помещений.
Приказом Минсельхоза России от 29 марта 2016 года N 114 утверждены Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, который устанавливает требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации (далее - содержание свиней), требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (далее - хозяйства открытого типа, хозяйства), а также организациями и учреждениями, содержащими более 1000 голов свиней (далее - свиноводческое предприятие закрытого типа, предприятие).
Указанные Ветеринарные правила устанавливают ряд требований к условиям содержания свиней, в том числе содержат нормы площади содержания свиней в хозяйствах открытого типа и подразделяются с учетом присвоения различных уровней компартментов.
Приказом Минсельхоза России от 3 апреля 2006 года N 104 утверждены Ветеринарные правила содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), которые устанавливают ветеринарные требования к содержанию птиц в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, в целях недопущения распространения заразных болезней птиц.
В совокупности вышеуказанных положений Ветеринарных правил, с учетом Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Департаментом ветеринарии 15 июля 2002 года, основными требованиями к планировке и строительству животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других зданий (строений, сооружений), предназначенных для производства и хранения продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан являются наличие:
- благоустроенной и огороженной территории предприятия (производственных помещений);
- при въезде на территорию предприятия крытого, обогреваемого зимой дезбарьера для автотранспорта и пропускного пункта с дезинфекционными кюветами для обработки обуви;
- исключения возможности, пересечения дорог, по которым производится вывоз навоза с территории предприятия, трупов животных, отходов забоя и других инфицированных материалов, с дорогами, по которым производится подвоз кормов, здоровых животных, вывоз молока;
- убойно-санитарного пункта (площадки) в соответствии с требованиями норм технологического проектирования на животноводческих предприятиях, так как забой скота непосредственно в животноводческих помещениях не допускается.
Несоблюдение данных требований может привести к заносу и распространению заболеваний животных, в том числе общих для человека (бешенство, африканская чума свиней, ящур), а также большим экономическим потерям хозяйствующего субъекта.
При применении положений Технических регламентов Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", TP ТС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции", TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" хозяйствующими субъектами должны учитываться обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанные с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
- не соответствуют представленной информации и в отношении, которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых, истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589 "Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ВСД на бумажных носителях" при закупке, хранении, транспортировке, переработке и реализации подконтрольный товар должен сопровождаться ветеринарными сопроводительными документами. Отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольный товар, подтверждающих эпизоотическое благополучие места выхода продукции, качество и безопасность продукции, может привести к заносу и распространению заболеваний животных, в том числе общих для человека (сальмонеллез, токсикоинфекций), и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным.
Согласно пункта 4 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589, уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией могут осуществлять оформление ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 648.
Аттестованные специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации вправе осуществлять оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 647.
Уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров вправе оформлять ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 646.
Важным моментом является то, что с 1 июля 2018 года с введением электронной ветеринарной сертификации, значительно расширяется перечень товаров, подлежащих ветеринарной сертификации, на которые оформление ВСД было необязательно или осуществлялось по желанию собственника и будет включать готовую молочную продукцию, готовые или консервированные мясные, рыбные продукты, жиры и масла, готовые корма для животных и другие продукты переработки, т.е. на продукцию, входящую в перечень, утвержденный приказом Минсельхоза N 646. ВСД на продукцию из данного перечня могут оформляться уполномоченными специалистами хозяйствующих субъектов, которым предоставлен доступ в систему Меркурий.
Разъяснение новых требовании нормативных правовых актов
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27 утверждены "Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)". Документ вступил в силу 14 августа 2018 года.
Требования являются обязательными для исполнения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании земельные участки, здания, строения, сооружения, места складирования (хранения), в которых осуществляется деятельность по выращиванию (разведению и содержанию), изготовлению, переработке и хранению товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Приводятся ветеринарно-санитарные требования к животноводческим объектам, предназначенным:
- для содержания крупного рогатого скота;
- для круглогодичного пастбищного содержания крупного рогатого скота;
- для содержания свиней, овец, пушных зверей, птицы (кроме водоплавающих), рыбы (только к прудовым хозяйствам), пчел.
Также устанавливаются требования к объектам по производству (изготовлению) и (или) хранению товаров животного происхождения (пищевых и непищевых), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по убою продуктивных животных, к объектам по производству (изготовлению) товаров животного происхождения (пищевых и непищевых), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по хранению товаров животного происхождения и кормов.
Во исполнение ч. 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона 26 декабря 2008года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказом Управления ветеринарии Республики Адыгея от 27 декабря 2018 года N 120 утверждены формы проверочных листов (списки контрольных вопросов), используемых должностными лицами государственного регионального ветеринарного надзора при проведении плановых проверок.
Настоящие формы проверочных листов (списки контрольных вопросов). Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Данным приказом утверждены 15 (пятнадцать) форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые будут применяться в ходе плановых проверок в отношении объектов, осуществляющих на территории Республики Адыгея деятельность, подконтрольную государственному региональному ветеринарному надзору по:
- содержанию крупного рогатого скота, в целях его воспроизводства, выращивания, реализации;
- содержанию свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации;
- содержанию птицы на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках);
- убою продуктивных животных, переработки (обработки) продуктов убоя и производство мясной продукции;
- убою птицы;
- сбору, транспортировке сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок и производству молочной продукции;
- выращиванию рыбы, вылову водных биологических объектов;
- хранению, переработке рыбы и производству рыбной продукции;
- организации общественного питания.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) будут использоваться при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
27 декабря 2018 года вступил в законную силу Федеральный закон N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными) положения которого регулируют отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Данным Законом об ответственном обращении с животными вводятся такие понятия как "владелец животного", "деятельность по обращению с животными без владельцев", "дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи", "домашние животные", "жестокое обращение с животным", "животное без владельца", "использование животных в культурно-зрелищных целях", "место содержания животного", "условия неволи", "потенциально опасные собаки", "служебные животные", "обращение с животными".
Закон об ответственном обращении с животными устанавливает запрет на умерщвление животных, организацию и проведение боев животных, натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных, пропаганду жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.
Кроме того, положениями Закона об ответственном обращении с животными установлены правила выгула домашних животных, а также, что в случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.
В соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 27 Закона об ответственном обращении с животными, животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на такой вид деятельности до 1 января 2022 года. После наступления указанной даты осуществление указанной деятельности без лицензии не допускается.
Отметим, что положения ч. 6 ст. 13, ст. ст. 15, 16, 18 - 20 и 22 Закона об ответственном обращении с животными вступают в силу только с 1 января 2020 года.
Необходимые мероприятия для реализации новых требовании нормативных правовых актов в области ветеринарии
С целью минимизации нарушений обязательных требований специалистами государственного ветеринарного надзора реализуется комплекс мер, направленный на предупреждение и сокращение нарушений требований законодательства, в том числе, за счет информирования и повышения правовой грамотности хозяйствующих субъектов, организации и проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, путем размещения информации на странице управления, с целью оказания необходимой правовой помощи населению.
Кроме того, по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" для заинтересованных хозяйствующих субъектов Южным межрегиональным управлением Россельхознадзора совместно с Управлением ветеринарии Республики Адыгея проводятся публичные обсуждения.
Наибольшее количество вопросов, связанных с профилактикой правонарушений, решается постоянным консультированием и разъяснением хозяйствующих субъектов государственными ветеринарными инспекторами управления ветеринарии республики, размещением справочной информации на официальном сайте исполнительных органов государственной власти на странице Управления ветеринарии Республики Адыгея, распространением информационных листовок о недопущении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 5 - 7 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, могут оформляться предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления ветеринарии Республики Адыгея от 11 декабря 2019 г. N 106 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере ветеринарного надзора на территории Республики Адыгея"
Настоящий приказ вступает в силу с 20 декабря 2019 г.
Текст приказа опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 13 декабря 2019 г.
Приказом Управления ветеринарии Республики Адыгея от 6 декабря 2024 г. N 256 настоящий документ признан утратившим силу с 6 декабря 2024 г.