В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить Обзор обобщения практики осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2019 год (прилагается).
2. Начальнику отдела связи и информатизации Госадмтехнадзора Московской области Егорову В.В. обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Госадмтехнадзора Московской области - заместителя главного государственного административно-технического инспектора Московской области Гирко С.Г.
Начальник Госадмтехнадзора |
О.В. Баженов |
Утвержден
приказом начальника
Госадмтехнадзора Московской области
от 23 января 2020 г. N 3-Пр-О
Обзор
обобщения практики осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2019 год
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области при осуществлении государственного административно-технического надзора на территории Московской области (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения государственного административно-технического надзора на территории Московской области
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 2019 год по результатам государственного административно-технического надзора на территории Московской области.
Общие положения
Государственный контроль (надзор) - функция государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
Основной формой контрольно-надзорной деятельности являются проверки - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
Деятельность Госадмтехнадзора Московской области в рамках контроля (надзора) направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28, Госадмтехнадзор Московской области осуществляет государственный административно-технический надзор за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области.
При осуществлении государственного административно-технического надзора на территории Московской области, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом положений Порядка организации и осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16.10.2018 N 754/37, Административного регламента по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка, благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области, утвержденного распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 N 531-р.
Реализация надзорных полномочий осуществляется в соответствии с действующим законодательством посредством организации и проведения:
- плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованным с органами прокуратуры (далее - План проверок);
- 5 внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
- мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Ежегодный план проведения Госадмтехнадзором Московской области плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В 2019 году государственный административно-технический надзор посредством проведения плановых проверок не осуществлялся.
Внеплановые проверки, проводимые Госадмтехнадзором Московской области.
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в Единый реестр проверок своевременно вносится информация о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Внеплановые проверки осуществляются Госадмтехнадзором Московской области в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований;
2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного контроля (надзора) параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах возникновения или причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Сроки и частота проведения проверок. Ограничения сроков проведения проверок закреплены в ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.
Средний срок проведения Госадмтехнадзором Московской области в 2019 году внеплановых выездных проверок составляет 1,5 дня.
Документы, подтверждающие право на проведение проверки. Цели, задачи, предмет проверки, правовые основания ее проведения, а также перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, определяются исходя из тех фактов, которые послужили основанием для проведения проверки.
Распоряжение о проведении проверки, о продлении срока проведения проверки вправе подписывать руководитель органа контроля (надзора), его заместитель.
Проведение проверки без распоряжения о ее проведении относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
В распоряжении о проведении проверки указываются:
1) наименование органа контроля (надзора);
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц органа контроля (надзора), уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, технического регулирования;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Указанные выше сведения (информация) в распоряжении о проведении проверки являются обязательными.
Типовая форма распоряжения (приказа) утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 (далее - Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141).
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами органа контроля (надзора), которые указаны в распоряжении о проведении проверки.
Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки должна быть в том числе вручена должностным лицом органа контроля (надзора), проводящим проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
По требованию руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (их представителей) должностные лица органа контроля (надзора) обязаны представить информацию об органе контроля (надзора), а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения их полномочий.
Ограничения, накладываемые на контрольно-надзорные органы при проведении проверок. При проведении проверки должностные лица Госамдтехнадзора Московской области не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям Госадмтехнадзора Московской области;
2) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
3) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Оформление результатов проверки. По результатам проверки должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме.
Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
В акте проверки должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности обязательным требованиям законодательства в сфере благоустройства на территории Московской области.
В случае устранения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем выявленного нарушения в ходе проверки запись об этом также следует сделать в акте проверки.
В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа, проводившего проверку; дата и номер распоряжения о проведении проверки; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки. При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки необходимо указать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки); сведения о результатах проверки, в том числе информация о фактах соответствия деятельности проверенного лица обязательным требованиям либо о выявленных нарушениях обязательных требований законодательства, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются связанные с результатами проверки документы или их копии, в том числе объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписания об устранении выявленных нарушений; иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле.
Нарушение требований к представлению акта проверки относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Согласно требованиям ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок. Данный журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Типовая форма журнала учета проверок утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица Госадмтехнадзора Московской области, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Привлечение к административной ответственности (процедура привлечения к административной ответственности, порядок исполнения постановлений о наложении административного взыскания) осуществляется в рамках КоАП РФ.
Нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области
Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере благоустройства на территории Московской области, находятся в свободном доступе на официальном сайте gatn.mosreg.ru Госадмтехнадзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор Московской области) интернет-портала Правительства Московской области.
Перечень нормативных правовых актов, предусматривающих обязательные требования в сфере осуществления государственного административно-технического надзора:
- Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
Указанный Закон Московской области устанавливает единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
Государственный административно-технический надзор осуществляется в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
3. Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
4. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Указанным Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
5. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Указанным Федеральным законом регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Постановлением Правительства Московской области от 16.10.2018 N 754/37 утвержден Порядок организации и осуществления Государственного административно-технического надзора на территории Московской области.
Порядок устанавливает требования к организации и осуществлению государственного административно-технического надзора на территории Московской области.
7. Закона Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
8. Закона Московской области N 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области".
Закон Московской области регулирует отношения, связанные с обеспечением тишины и покоя граждан на территории Московской области.
9. Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Кодекс) устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Московской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
10. Постановления Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области".
Положение определяет основные цели и задачи, а также полномочия Госадмтехнадзора Московской области.
11. Постановления Правительства Московской области от 29.07.2015 N 634/29 "О Единой системе приема и обработки сообщений по вопросам деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области", Положения о Единой системе приема и обработки сообщений по вопросам деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Постановление определяет правовой статус программно-аппаратного комплекса "Народный инспектор", требования к сообщениям о правонарушениях в сфере благоустройства, правила их модерации.
12. Административного регламента по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка, благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области, утвержденного распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 N 531-р.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Правоприменительная практика Госадмтехнадзора Московской области за 2019 год
Сведения о проведенных Госадмтехнадзором Московской области мероприятий по контролю за 2019 год:
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Государственный административно-технический надзор |
Итого за 2019 г. | ||
1 |
2 |
3 |
Контрольные мероприятия | ||
Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям: |
ед. |
23 |
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки |
ед. |
13 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах |
ед. |
6 |
по требованию прокуратуры |
ед. |
4 |
Систематическое наблюдение |
ед. |
12471 |
Результаты контрольно-надзорной деятельности и административная работа | ||
Возбуждено дел об административных правонарушениях |
ед. |
31241 |
Рассмотрено административных материалов, всего |
ед. |
35842 |
Вынесено постановлений об административном наказании, всего |
ед. |
35842 |
Предписания | ||
Выдано предписаний |
ед. |
25520 |
Выполнено предписаний |
ед. |
23600 |
Не выполнено предписаний |
ед. |
1017 |
Предписаний на контроле |
ед. |
903 |
Отменено предписаний |
ед. |
6 |
Представления | ||
Выдано представлений |
ед. |
7085 |
Выполнено представлений |
ед. |
4710 |
Не выполнено представлений |
ед. |
7 |
Представлений на контроле |
ед. |
2368 |
Отменено представлений |
ед. |
0 |
Наиболее частыми нарушениями, выявленными при осуществлении государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области по итогам 2019 года, являются следующие правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Московской области об административных правонарушениях:
Статья КоАП МО |
Нормативные акты, устанавливающие обязательные требования |
Примечания |
Количество |
6.11. Ненадлежащее состояние и содержание территории |
Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
7277 |
6.12. Невыполнение работ по уборке снега, наледей, ледяных образований. |
Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
Носит сезонный характер, а также несет возможность причинения вреда жизни и здоровью людей (при оскальзывании на льду, падении ледяных образований с крыш) |
6366 |
6.13. Складирование снега на тротуарах и внутридворовых проходах |
1401 |
||
6.22. Нарушение требований к размещению транспортных средств |
Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
Носит сезонный характер |
6196 |
6.4. Ненадлежащее состояние или содержание нежилых зданий, строений, сооружений и объектов малых архитектурных форм |
Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
2490 |
6.16. Самовольная установка объектов и прокладка коммуникаций |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
2329 |
6.19. Нарушение требований к монтажу, эксплуатации, состоянию и содержанию детских, игровых и спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования |
Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
Носит опасный характер, возможно причинение вреда жизни и здоровью детей |
1959 |
6.18. Нарушение требований к внешнему виду, состоянию и содержанию ограждений |
Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
1439 |
3.1. Нарушение тишины и покоя граждан |
Закон Московской области N 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области" |
|
654 |
Анализ выявленных нарушений показал, что за 2019 год:
20% составили нарушения требований по надлежащему содержанию и состоянию территории;
17% - невыполнение работ по уборке снега, наледей, ледяных образований;
17% - нарушение требований к размещению транспортных средств;
7% - ненадлежащее состояние или содержание нежилых зданий, строений, сооружений и объектов малых архитектурных форм;
6,5% - самовольная установка объектов и прокладка коммуникаций;
5,5% - нарушение требований к монтажу, эксплуатации, состоянию и содержанию детских, игровых и спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования;
27% - прочие нарушения (нарушения требований ст. 3.1, 3.2, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5, 6.6, 6.8, 6.9, 6.10, 6.13, 6.14, 6.15, 6.18, 6.20, 6.24 КоАП МО).
Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Госадмтехнадзором Московской области осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утвержденной распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 21.12.2018 N 657-р Ведомственной программой профилактики нарушений в сфере благоустройства на территории Московской области Госадмтехнадзора Московской области на 2019 - 2021 годы.
Кроме того, Госадмтехнадзором Московской области осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Целями Программы профилактики являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемых законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере благоустройства;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение уровня благоустройства, соблюдения чистоты и порядка;
- предотвращение угрозы безопасности жизни и здоровья людей;
- увеличение доли хозяйствующих субъектов, соблюдающих обязательные требования законодательства в сфере благоустройства.
В 2019 году Госадмтехнадзором Московской области проведена следующая работа:
- на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области, на интернет-портале Правительства Московской области размещены нормативные документы в сфере соблюдения чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области (в том числе чек-листы), а также перечни соответствующих НПА в указанных сферах;
- в ходе рабочих посещений муниципальных образований руководством Госадмтехнадзора Московской области проводились встречи с жителями и общественностью Подмосковья, на которых осуществлялось обсуждение проблемных вопросов в сфере чистоты и благоустройства, а также разъяснение требований закона о благоустройстве в Московской области;
- на заседаниях (совещаниях) глав муниципальных образований и административных комиссиях муниципальных районов (городских округов) поднимались проблемные вопросы;
- в целях предупреждения нарушений обязательных требований в печатных средствах массовой информации опубликовано более 3500 пресс-релиза в интернет-изданиях на осуществление надзора за соблюдением обязательных требований в сфере благоустройства, в эфирах радиостанций прозвучало более 250 выступлений, на телевидении показано 190 видеотелесюжетов, 780 публикаций в печатных изданиях;
- в рамках общественного контроля: граждане привлекались к предупредительной работе, вовлечение жителей в процесс наведения чистоты и порядка, организация работы внештатных административно-технических инспекторов Московской области по выявлению нарушений чистоты и порядка в муниципальных образованиях Московской области;
- проводилась активная воспитательная и разъяснительная общественная работа с участием членов Общественного совета при Госадмтехнадзоре Московской области с привлечением "Молодой Гвардии Единой России", жителей, прихожан храмов, активных общественников, проводилась работа с жителями Подмосковья;
- проводилось сезонное рейтингование муниципальных образований Московской области по вопросам чистоты и благоустройства в городских округах и муниципальных районах, рейтинги размещены на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области на интернет-портале Правительства Московской области;
- в День знаний в 177 школах проведены уроки чистоты в новом формате квеста "Юных инспекторов чистоты", охвачено более 6000 учащихся.
Проводится активная воспитательная и разъяснительная общественная работа с участием членов Общественного совета при Госадмтехнадзоре Московской области с привлечением "Молодой Гвардии Единой России", жителей, прихожан храмов, активных общественников, работа с жителями Подмосковья. Совместно с ВОО "Молодая Гвардия Единой России" на регулярной основе проведено более 400 рейдов, выявлено и затем устранено более 3500 нарушений.
Воспитательная и разъяснительная работа совместно с Общественным советом при Госадмтехнадзоре Московской области в средствах массовой информации по вопросам чистоты и порядка поднимает уровень информированности и воспитания населения Московской области в вопросах исполнения требований законодательства в сфере чистоты и порядка.
При рассмотрении сообщений на портал "Народный инспектор" выдано 15305 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. По рекомендации Госадмтехнадзора Московской области на 550 проблемных адресах установлены ограждения для предотвращения заезда автотранспорта на газоны.
В рамках профилактики нарушений и снижения надзорной нагрузки на бизнес проводились рейды с Торгово-промышленной палатой Московской области по приведению в порядок объектов предпринимательства без привлечения к административной ответственности. В результате профилактических рейдов совместно с Торгово-промышленной палатой Московской области проведено свыше 1000 рейдов и приведено в надлежащее состояние без привлечения к административной ответственности 2500 объектов торговли и оказания услуг.
Для профилактики нарушений в сфере благоустройства в муниципальных образованиях и снижения обращений населения на портал "Добродел" Госадмтехнадзором инициированы и созданы во всех ОМСУ рабочие комиссии.
Анализ обращений, поступивших в Госадмтехнадзор Московской области в 2019 году
В Госадмтехнадзор Московской области в 2019 году поступило 27239 обращений граждан.
Наибольшее количество поступивших обращений касалось следующих тематик:
Тематика обращений |
2019 |
Уборка территории (сезонная) |
5848 |
Состояние покрытия тротуаров и пешеходных дорожек |
1240 |
Состояние ДИП |
1084 |
Размещение транспортных средств |
963 |
В рамках рассмотрения обращений при необходимости проводятся контрольно-надзорные мероприятия соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области. Всем заявителям направлены ответы с разъяснениями.
Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях. Обзор судебной практики
Должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, выносятся постановления о назначении административного наказания по статьям 6.1 - 6.25 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Из обжалованных правонарушителями в 2019 году постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере благоустройства судами по существу рассмотрено 845 дел об оспаривании постановлений, из которых оставлены в силе 615 постановлений, то есть подавляющее большинство обжалуемых постановлений признаны судами законными.
В исключительных случаях судами снижаются размеры штрафов или заменяется административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Основная часть обжалуемых постановлений - ч. 1 ст. 6.11, ч. 2 ст. 6.16, ч. 1 ст. 6.12 КоАП МО, при этом наиболее частыми основаниями к обжалованию являются нарушения, связанные с определением субъекта правонарушения, обеспечением доказательств в материалах дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ начальника Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области от 23 января 2020 г. N 3-Пр-О "Об утверждении обзора обобщения практики осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2019 год"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (http://gatn.mosreg.ru) 24 января 2020 г.