Заслушав отчет председателя Счетной палаты Пензенской области М.Н. Макарова о работе Счетной палаты Пензенской области в 2019 году, Законодательное Собрание постановляет:
1. Отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в 2019 году принять к сведению (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
В.К. Лидин |
г. Пенза
7 февраля 2020 года
N 497-27/6 ЗС
Счетная палата Пензенской области
Отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в 2019 году
Отчет рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты Пензенской области 5 февраля 2020 года
Настоящий отчет о деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2019 году подготовлен в соответствии с требованием статьи 20 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области", принятого 12 августа 2011 года N 2114-ЗПО.
Основные итоги деятельности Счетной палаты за 2019 год
Счетная палата Пензенской области (далее - Счетная палата) осуществляла свою деятельность в 2019 году в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области", Законом Пензенской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области", планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2019 год.
Счетной палатой, как действующим органом внешнего государственного финансового контроля Пензенской области, в отчетном периоде осуществлялся контроль за исполнением бюджета Пензенской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области с проведением ежегодной внешней проверки годовых отчетов об исполнении указанных бюджетов за 2018 год. Осуществляя в обязательном порядке экспертно-аналитическую деятельность, Счетная палата проводила экспертизы проектов правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, включая обязательную экспертизу проектов законов о бюджете Пензенской области и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области. Начата работа по мониторингу за реализацией национальных проектов на территории Пензенской области.
Важным направлением в деятельности Счетной палаты является контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Пензенской области. В случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, проводились проверки местных бюджетов.
В 2019 году проведено 23 контрольных мероприятия. Свою деятельность Счетная палата осуществляет на основании планов. План работы на 2019 год был сформирован по результатам контрольной и аналитической работы за предыдущий период и значительную его часть составляли контрольные мероприятия, направленные на выявление и предотвращение финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и государственной собственности, проведение мероприятий по профилактике коррупционных нарушений в сфере финансов и экономики области.
В план включены предложения Губернатора Пензенской области, поручения Законодательного Собрания Пензенской области, а также предложения прокуратуры Пензенской области, с которой заключено соглашение о взаимодействии.
Внешний государственный финансовый контроль осуществлялся Счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Контрольные мероприятия Счетной палаты осуществлялись посредством комплексных и тематических проверок, которые, в основном, проводились по месту расположения проверяемых объектов. В 2019 году было проведено два экспертно-аналитических мероприятия, девятнадцать тематических мероприятий и две внешние проверки отчетов об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2018 год. Оформлены заключения по 39 законопроектам, подготовлено 8 аналитических материалов по ежеквартальным отчетам об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, выполнялись другие поручения Губернатора Пензенской области, Законодательного Собрания Пензенской области.
Экспертно-аналитическая работа
В 2019 году Счетной палатой Пензенской области в соответствии со статьей 9 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области" готовились заключения по проектам законов Пензенской области, различным нормативным правовым актам органов государственной власти, на реализацию которых направлялись средства бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области. Всего подготовлено и направлено в Законодательное Собрание Пензенской области 55 экспертно-аналитических материалов, в том числе 16 экспертиз касались вопросов бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, изменений к ним и отчетов об исполнении этих бюджетов. Наиболее значимыми и важными были заключения по проектам законов "О бюджете Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", а также о внесении изменений и дополнений в законы Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". В ходе экспертизы проекта бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов анализировались вопросы соблюдения норм и требований российского и регионального законодательства, сбалансированности бюджета, расчетов доходной части, проводился анализ расходной части бюджета. По результатам предварительного контроля обращено внимание, что часть расходов бюджета области запланирована только на один год при формировании бюджета на три года. Отмечено отсутствие в законопроекте прозрачности и обоснованности части бюджетных ассигнований, отраженной по направлению "реализация отдельных мероприятий", что затрудняет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. В проекте закона области о бюджете предусмотрены отдельные расходы в отсутствии нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, формирующих соответствующие расходные обязательства, что противоречит требованиям статей 65 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При проведении экспертизы программной части проекта бюджета Счетной палатой было отмечено низкое качество проектов паспортов госпрограмм (часть паспортов госпрограмм представлены без подпрограмм, несоответствие объемов финансового обеспечения в ряде подпрограмм расчетным цифрам). Сохраняется принцип формирования и изменения государственных программ исходя из объемов выделяемых бюджетных средств. Несмотря на значительные корректировки потребности расходов, предусмотренных проектами паспортов на 2020-2021 годы, по сравнению с бюджетными ассигнованиями, утвержденными действующими паспортами, цели и задачи госпрограмм не корректируются либо корректируются незначительно.
В течение 2019 года подготовлены заключения по семи проектам законов Пензенской области о внесении изменений и дополнений в Закон Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Заключения и другие аналитические материалы доводились до сведения руководства Законодательного Собрания, ее комитетов и депутатов, были направлены Губернатору области.
Счетная палата проводила экспертизы и принимала участие в обсуждении проектов законов Пензенской области, находящихся на рассмотрении Законодательного Собрания Пензенской области, в части, касающейся расходных обязательств.
Ряд замечаний и предложений, вносимых Счетной палатой, были учтены при рассмотрении проекта закона Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" во втором чтении.
Особой функцией Счетной палаты является финансово-экономическая экспертиза проектов законов об исполнении бюджета. Только после проведения Счетной палатой области внешней проверки отчета об исполнении бюджета Пензенской области и подготовки соответствующего заключения законопроект о его исполнении рассматривается Законодательным Собранием Пензенской области.
В отчетном периоде, в соответствии с возложенными полномочиями, Счетная палата Пензенской области оценивала своевременность и полноту исполнения доходных и расходных обязательств, принятых бюджетом Пензенской области и бюджетом Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год. По результатам оперативного контроля в адрес Законодательного Собрания и Губернатора Пензенской области направлялась аналитическая информация о ходе исполнения указанных бюджетов за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2019 года. При ее подготовке использовались материалы из разных источников (отчетность Министерства финансов Пензенской области по исполнению бюджета области за соответствующие периоды 2019 года, обязательная отчетность главных распорядителей и бюджетополучателей, статистическая информация, материалы контрольных мероприятий). В ежеквартальной информации об исполнении бюджета области по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита Счетная палата обращала внимание на замедление темпов роста налоговых доходов, в основном по налогу на прибыль организаций, против соответствующего периода прошлого года, снижение остатков на счетах областного бюджета относительно начала года, привлечение и погашение назначений по финансовым активам за счет средств автономных и бюджетных учреждений, а также отказ от привлечения кредитов кредитных организаций на протяжении отчетных периодов.
Контрольная работа
В 2019 году выполнено 23 контрольных мероприятия, в том числе 2 внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджета Пензенской области за 2018 год и бюджета ТФОМС Пензенской области за 2018 год.
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2018 год, представленного Министерством финансов Пензенской области, проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 49.1 Закона Пензенской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области". В заключении использованы материалы проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой за отчетный период.
Результаты проверки отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2018 год показали, что в целом исполнение закона о бюджете произведено с соблюдением основных требований бюджетного законодательства Российской Федерации. Отмечен высокий уровень финансирования бюджетных обязательств области, что позволило снизить кредиторскую задолженность бюджета Пензенской области. По сравнению с 2017 годом кредиторская задолженность бюджета области на 01.01.2019 составила 1846018,2 тыс. рублей, что на 2022134,6 тыс. рублей меньше, чем на начало 2018 года (3868152,8 тыс. рублей), в том числе просроченная кредиторская задолженность - 0,0 тыс. рублей (на 01.01.2018 - 692053,0 тыс. рублей).
Государственный долг Пензенской области в течение 2018 года за счет списания госгарантий снизился на 0,08%. В абсолютном размере прямой долг не изменился и остался на уровне 2017 года - 20192544,6 тыс. рублей. Соотношение доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений к объему государственного долга улучшилось на 4,1 процентных пункта (в 2017 году - 62,6%, в 2018 году - 58,5%).
Проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности за 2018 год выявила по отдельным главным распорядителям бюджетных средств наличие недостоверных данных в годовой отчетности.
По результатам проверки в Министерстве здравоохранения и Департаменте государственного имущества Пензенской области выявлены нарушения, связанные с несоблюдением порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств учреждений. В части формирования полной и достоверной информации о деятельности и имущественном положении, в нарушение федерального закона о бухгалтерском учете, Департаментом государственного имущества Пензенской области имущество, переданное в возмездное пользование (аренду), безвозмездное пользование на хранение, не отражено за балансом. В двух из четырех проверенных учреждений отмечены факты, когда по отдельным расходам начисление осуществлялось кассовым методом, а не методом начисления, согласно которому результаты операций должны признаваться по факту их совершения независимо от того, когда выплачены денежные средства при расчетах, связанных с осуществлением операций. В Департаменте градостроительства и архитектуры Пензенской области стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного подведомственному автономному учреждению - Региональному центру государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области, - отраженная в балансе формы N 0503130 в сумме 19741,8 тыс. рублей, не подтверждена данными бухгалтерского учета Департамента. По результатам проверки бюджетной отчетности имели место отдельные недостатки и нарушения требований Инструкции N 191н по порядку заполнения и составления пояснительной записки (ф. 0503160) и приложений, входящих в ее состав.
При рассмотрении отдельных вопросов при исполнении бюджета четырьмя главными распорядителями отмечены существенные нарушения и недостатки, связанные с финансовым обеспечением выполнения государственных заданий подведомственными учреждениями.
В ходе подготовки заключения на отчет об исполнении областного бюджета за 2018 год изучался сводный годовой доклад о ходе реализации государственных программ в 2018 году с оценкой эффективности их реализации, подготовленный Министерством экономики Пензенской области. Согласно сводному годовому докладу о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Пензенской области в 2018 году по сравнению с 2017 годом количество высокоэффективных программ увеличилось на 12,5% (на две программы). Однако было указано, что по ряду показателей плановые значения 2018 года установлены ниже фактически сложившихся за 2017 год, что может свидетельствовать о необоснованном их занижении с целью достижения более высокого результата их исполнения (госпрограммы "Развитие здравоохранения", "Социальная поддержка граждан", "Развитие культуры и туризма", "Развитие агропромышленного комплекса" и т.д.). Отмечено, что по-прежнему в большинстве программ отсутствует взаимоувязка ресурсов и результатов, однако это не влияет на оценку эффективности госпрограмм.
Результаты проведенной проверки годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2018 год показали, что исполнение Закона Пензенской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" произведено в целом с соблюдением основных требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Контрольная деятельность Счетной палаты строилась по тем направлениям бюджетной деятельности, которые руководством области определены как приоритетные и, следовательно, должны сопровождаться особым интересом со стороны контрольных органов.
Анализируя тематику проведенных проверок, можно отметить, что преобладающими направлениями контрольных мероприятий являлись вопросы использования средств областного бюджета в сфере социальной политики, дорожной деятельности, водного и сельского хозяйства, деятельности учреждений здравоохранения, образования, имущественных отношений Пензенской области, использование межбюджетных трансфертов.
Проверка целевого и эффективного использования субсидий, выделенных из бюджета Пензенской области в 2012-2018 годах, проводилась в государственном автономном учреждении Пензенской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг". Были выявлены значительные нарушения при выделении и использовании субсидий на иные цели как со стороны учредителя, так и со стороны автономного учреждения. На протяжении семи лет целевые субсидии (на общую сумму 105,0 млн. рублей) перечислялись подведомственному учреждению без составления им финансово-экономического обоснования необходимости указанных расходов. В соглашения, заключенные между Департаментом госимущества и ГАУ "МФЦ", постоянно вносились коррективы, менялись суммы, добавлялись новые направления, что является нарушением требований Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Пензенской области субсидий государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Пензенской области на иные цели (Постановление Правительства Пензенской области от 06.05.2011 N 282-пП). Кроме того, неправильное применение Учредителем кодов бюджетной классификации (кода вида расхода бюджета) привело в 2017 году к нарушению принципа целевого расходования бюджетных средств, когда учредитель в своей бюджетной смете утвердил расходы в сумме 2000,0 тыс. рублей как субсидию на иные цели в рамках реализации государственной программы "Обеспечение государственного управления собственностью Пензенской области на 2014-2020 годы", между тем предоставление целевых субсидий автономным (бюджетным) учреждениям, подведомственным Департаменту, через указанную программу не было предусмотрено. Выявлены факты неправомерных действий учредителя (Департамента госимущества области) в части предоставления ГАУ "МФЦ" в 2018 году субсидии на иные цели на осуществление закупок для публичных нужд. Предоставление автономному учреждению целевой субсидии в размере 12890,7 тыс. рублей на закупку движимого имущества и передача его другим юридическим лицам не соответствуют целям создания такой организационно-правовой формы, как автономное учреждение, и целям предоставления учреждению субсидий, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
При проверке эффективности использования бюджетных средств, выделенных государственным бюджетным учреждениям здравоохранения Пензенской области на закупку медицинского оборудования в рамках реализации государственной программы "Развитие здравоохранения в Пензенской области" в 2017 и 2018 годах, отмечено, что Министерством здравоохранения области не были установлены значения показателей результативности использования субсидий в соглашениях о предоставлении субсидии бюджетным учреждениям здравоохранения на закупку медицинского оборудования. Денежные средства перечислялись Министерством здравоохранения бюджетным учреждениям без финансово-экономического обоснования предполагаемых закупок оборудования. Обеспечение результативности использования бюджетных средств является бюджетным полномочием главного распорядителя бюджетных средств. Неустановление Минздравом области в соглашениях целевых показателей результативности при использовании субсидий на покупку медицинского оборудования не позволило оценить реальную эффективность вложения бюджетных средств на сумму 168,0 млн. рублей. В рамках контрольного мероприятия проверено использование средств на закупку оборудования в трех медицинских учреждениях. По результатам проверки установлен формальный подход к оформлению документов на поставленное оборудование. Во всех трех учреждениях здравоохранения акты приема-передачи медицинского оборудования, ввода оборудования в эксплуатацию и оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу датировались, как правило, одним днем. Как следствие - фактическая эксплуатация оборудования начиналась значительно позже подписания сторонами акта на ввод в эксплуатацию (от 45 дней до 137 дней позже подписания акта ввода в эксплуатацию). Кроме того, выявлен факт поставки медицинского оборудования в количестве 2-х единиц на сумму 598,0 тыс. рублей до заключения договора на поставку, что может свидетельствовать о существующих договоренностях, кто будет поставщиком оборудования. Это же оборудование во время гарантийного срока находилось в ремонте. Ремонт в сумме 99,9 тыс. рублей оплачен за счет средств учреждения. В одном из проверенных учреждений из 5 единиц закупленного медицинского оборудования, три единицы имели крайне низкий уровень загрузки, в другом приобретенное оборудование (2 единицы) стоимостью 700,0 тыс. рублей вообще не использовалось по назначению.
В соответствии с утвержденным планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, предоставленных иным юридическим лицам в 2016-2018 годах в форме взноса в уставный капитал в рамках реализации мероприятий государственной программы Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2022 годы". Показатели результативности на реализацию отдельных мероприятий госпрограммы, установленные Департаментом государственного имущества Пензенской области к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций АО "Корпорация развития Пензенской области", ООО "Центр кластерного развития", оказались значительно ниже фактических. Зачастую характер показателей результативности и их значения не соответствовали показателям результативности, установленным соглашениями, заключенными между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Пензенской области. В очередной раз было отмечено, что механизм финансирования целевых расходов путем бюджетных инвестиций в уставные капиталы хозяйственных обществ не является эффективным, так как бюджетные инвестиции в уставный капитал этих обществ не связаны с увеличением стоимости их имущества, а носят целевой характер на осуществление текущей деятельности с исполнением переданных функций исполнительных органов власти. За 2016-2018 годы деятельность рассматриваемых обществ убыточна. Реальная стоимость акций у них снизилась с 605,1 млн. рублей до 423,9 млн. рублей, но продолжает числиться в собственности Пензенской области по номиналу.
Проверка использования бюджетных средств (субвенции), направленных в 2017-2018 годах муниципальным образованиям Пензенской области на предоставление семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" государственной программы Пензенской области "Социальная поддержка граждан в Пензенской области" проводилась в управлениях социальной защиты населения администраций Бессоновского, Мокшанского, Белинского, Малосердобинского и Кузнецкого районов Пензенской области. С 2019 года данное направление включено в Региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей".
Проверкой установлены факты несоблюдения Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья при рождении первого ребенка, повлекшие за собой необоснованное расходование субвенции в общей сумме 6560,0 тыс. рублей. Так, в Кузнецком районе выявлено восемь случаев включения семей в список получателей социальной выплаты при отсутствии нуждаемости в жилых помещениях, которым в 2017-2018 годах выплачено 2624,0 тыс. рублей. В Бессоновском районе включены в список получателей четыре семьи без соблюдения комплектности документов для признания семей участниками подпрограммы, которым в 2017 году произведены выплаты в общей сумме 1312,0 тыс. рублей. В Малосердобинском районе в нарушение условий перечисления выплаты на банковские счета организаций или продавцов жилых помещений, строительных материалов в 2017 году социальная выплата в сумме 328,0 тыс. рублей перечислена на текущий счет получателя жилищного сертификата. Кроме того, имело место перечисление выплаты в сумме 328,0 тыс. рублей в отсутствии# подтверждения оплаты семьей разницы между стоимостью строительства и размером социальной выплаты. В Белинском районе социальная выплата в сумме 328,0 тыс. рублей перечислена на приобретение строительных материалов для строительства индивидуального жилого дома в отсутствии# получения семьей разрешения на строительство.
В Бессоновском и Белинском районах тремя получателями жилищных сертификатов не подтверждено строительство (реконструкция) жилых помещений и наличие строительных материалов на общую сумму 657,4 тыс. рублей, приобретенных на социальную выплату. Кроме того, установлено, что в отдельных случаях семьями в течение практически двух лет с момента перечисления социальной выплаты не осуществлялось строительство (реконструкция) жилых помещений. Основная причина - отсутствие у семей денежных средств на осуществление строительства (реконструкции). Оценка платежеспособности семей-заявителей Порядком не предусмотрена, что приводит к появлению долгостроев и, соответственно, неэффективному использованию средств субвенции.
В целях исключения условий для возможного неэффективного расходования бюджетных средств, повышения реальной отдачи жилищного сертификата Счетная палата рекомендовала усилить взаимодействие органов исполнительной власти области и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, пересмотреть направления реализации жилищного сертификата. Соответствующие предложения были направлены в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области и в дальнейшем были учтены при внесении изменений в действующий Порядок предоставления семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка.
Проверка использования средств бюджета Пензенской области, выделенных на реализацию подпрограммы капитального ремонта объектов собственности Пензенской области государственной программы Пензенской области "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 26.09.2013 N 724-пП, была проведена в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области "Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции" и Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области "Пензенский колледж информационных и промышленных технологий".
По результатам контрольного мероприятия установлено неэффективное и нерезультативное использование бюджетных средств в сумме 240,0 тыс. рублей на проведение проектных работ сверх сметного расчета, использование субсидии в сумме 27,2 тыс. рублей на цели, не предусмотренные условиями ее получения. Вместо направления полученной субсидии на проектирование и капитальный ремонт, указанные денежные средства перечислены за услуги по осуществлению строительного контроля. Произведены расходы за невыполненные работы, предусмотренные условиями договора. Так, оплачено подрядчику за невыполненные работы по разборке оснований покрытия полов, укладке лаг по плитам перекрытий, устройству покрытий из брусков, циклевке паркетных полов, покрытию полов лаком в спортивном зале площадью 268,5 кв.м на сумму 407,4 тыс. рублей. Проверкой указано, что применение индексов изменения стоимости СМР в условиях рынка в размере 5,84 и 5,66, которые не подтверждены документально, является необоснованным. Стоимость таких работ составила 317,1 тыс. рублей. Акты освидетельствования скрытых работ на сумму 1696,6 тыс. рублей не были подписаны организацией, с которой заключен договор на осуществление строительного контроля (ООО "РСУ "Спецработ плюс"), что подтверждает отсутствие фактического строительного контроля при выполнении строительно-монтажных работ. В составе выполненных работ приняты и оплачены работы по устройству выравнивающих цементно-песчаных стяжек кровли площадью 2178,0 кв.м, которые не подтверждены актами освидетельствования скрытых работ, на сумму 291,9 тыс. рублей. В ходе контрольного мероприятия установлено, что подрядчиком не выполнена часть строительно-монтажных работ, предусмотренных сметной документацией, вместо которых выполнены работы, не предусмотренные сметной документацией, либо выполнены работы сверх предусмотренных договором объемов. Расчеты с подрядчиком произведены по стоимости 3423,4 тыс. рублей, повторная проверка достоверности которой, в нарушение требований Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427, не проводилась.
В 2019 году проверено использование субсидий, предоставленных бюджетам монопрофильных муниципальных образований Пензенской области в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на поддержку муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Объектами проверки являлись Министерство экономики Пензенской области, администрации рабочего поселка Мокшан, города Сердобска, города Никольска.
По результатам контрольного мероприятия установлено неэффективное и нерезультативное использование бюджетных средств на общую сумму 5,6 млн. рублей. Отмечен недостаточный контроль Министерства экономики области за результативностью использования субсидий на поддержку муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях Пензенской области (отсутствие взаимосвязи между установкой плановых значений и объемом выделяемых субсидий, несоблюдение установленных правил получения субсидии как со стороны администраций, так и со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства). Минэкономики области не мониторило ситуацию за соблюдением Моногородом условий предоставления субсидий и других обязательств, предусмотренных соглашением. В результате имело место неправомерное предоставление субсидий, неисполнение обязательства по Соглашению субъектами малого и среднего предпринимательства в части увеличения оборота продукции (услуг) в постоянных ценах, формальный подход администраций к определению показателей результативности использования субсидий в части прироста среднесписочной численности работников. В целом отмечена низкая эффективность мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, реализация которых не решает социально-экономических проблем монопрофильных муниципальных образований.
С 2019 года данное направление вошло в Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства".
В рамках реализации подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014-2017 годы и на период до 2022 года" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы" в 2019 году проверено использование субсидий из бюджета Пензенской области, выделенных в 2017-2018 годах на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (за исключением автомобильных дорог федерального значения) с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, в том числе ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в пяти муниципальных образованиях (Алексеевский сельсовет Башмаковского района, Карамальский сельсовет Никольского района, Каменский район, Тамалинский район, Рузановский сельсовет Спасского района).
Проверенными муниципальными образованиями построено 12,662 км и реконструировано 5,412 км подъездных автодорог до сельских населенных пунктов, не имевших круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования. Средняя стоимость строительства одного километра подъездных автодорог составила 14,5 млн. рублей, стоимость реконструкции подъездной дороги к с. Баранчеевка Спасского района обошлась в 16,3 млн. рублей за один километр.
Расходование субсидии на реализацию мероприятий по строительству (реконструкции) автомобильных дорог осуществлялось администрациями муниципальных образований в соответствии с законом о контрактной системе путем проведения открытых электронных аукционов. В результате ненадлежащего выполнения обязанностей по контролю за исполнением подрядчиками условий контрактов, за ходом выполнения работ, выразившихся в отсутствии информации о выполнении непредвиденных работ в общих журналах работ и актах приемки скрытых работ, администрацией Карамальского сельсовета Никольского района допущено неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 218,7 тыс. рублей.
В Карамальском сельсовете Никольского района и в Тамалинском районе Пензенской области произведены расходы на сумму 14,8 млн. рублей и 45,1 млн. рублей соответственно с нарушением условий расходования субсидий из бюджета области, а именно в селах Карамалы Никольского района и Куликовка Тамалинского района (в населенных пунктах), к которым были построены подъездные автодороги за счет субсидий области, не выполнено условие об осуществлении инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса в данных населенных пунктах. Также проверкой обращено внимание, что Алексеевским сельсоветом Башмаковского района и администрацией Тамалинского района дороги в муниципальную собственность не были оформлены, хотя разрешения на ввод их в эксплуатацию были выданы соответственно в 2017 и 2018 годах. Дороги выходят за границы населенных пунктов на земли различных категорий, которые находятся либо в частной собственности (Алексеевский сельсовет) либо в неразграниченной государственной собственности (Тамалинский район), и до начала строительства не было осуществлено оформление земельных участков. При этом следует иметь в виду, что законодательством о местном самоуправлении за сельскими поселениями не закреплена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог, проходящих вне границ населенных пунктов.
Проверка целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, направленных муниципальным образованиям на реализацию мероприятий приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" в рамках реализации подпрограммы "Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог" государственной программы Пензенской области "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014-2022 годы" проводилась в муниципальном образовании Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области.
В 2018 году в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" на территории Засечного сельсовета отремонтировано 32 автодороги общего пользования местного значения (улицы и проезды), из них 20 автодорог, расположенных на территории с. Засечное, 12 автодорог, расположенных на территории с. Лебедевка, площадь отремонтированного покрытия составила 54191,0 кв.м. Кроме того, проведено наружное освещение улицы Спортивной с. Засечное. Всего израсходовано 55,6 млн. рублей. По результатам контрольного мероприятия установлены нарушения в сфере закупок на сумму 39,1 млн. рублей в части неправомерного внесения изменений в контракт (договор) по корректировке видов и объемов строительно-монтажных работ. Проверкой установлены нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью: не зарегистрированы в муниципальную собственность дороги местного значения в Засечном сельсовете, не разработаны порядки ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, автодороги не включены в Реестр муниципального имущества, не утверждены нормативы финансовых затрат на капремонт, ремонт и содержание дорог местного значения.
Проверка использования средств, выделенных в 2017-2018 годах и текущем периоде 2019 года из бюджета Пензенской области на капитальный ремонт водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений в рамках реализации подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса Пензенской области" государственной программы "Охрана, воспроизводство и использование природных ресурсов в Пензенской области на 2014-2022 годы", проводилась в Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, в государственном казенном учреждении "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области".
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по капитальному ремонту водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений одновременно установлены двум главным распорядителям: Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (18,3 млн. рублей) и Министерству строительства и дорожного хозяйства Пензенской области (52,0 млн. рублей). Проверкой отмечено несоблюдение положений статей 65 и 85 Бюджетного кодекса РФ, когда установленные в бюджете области расходы Минстроя по подразделу 0406 "Водное хозяйство" не подтверждены нормативными правовыми актами, предусматривающими расходные обязательства Минстроя в данной области. Согласно постановлению Правительства Пензенской области от 22.12.2011 N 965-пП охрана окружающей среды, изучение, использование, воспроизводство и охрана природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности на территории Пензенской области являются полномочиями Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
Разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений осуществляло Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования области, затем безвозмездно передавало документацию государственному казенному учреждению "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", подведомственному Минстрою, для проведения подрядных работ по проведению капитального ремонта гидротехнических сооружений.
В ходе контрольного мероприятия было обращено внимание, что между разработкой ПСД и проведением капитального ремонта на объекте подпрограммой предусмотрен временный разрыв 2-3 года. Кроме того, проведение самого капитального ремонта в нарушение проектно-сметной документации разбивается еще на два года, что создает риски разрушения гидротехнических сооружений, капитальный ремонт которых не завершается в течение 1 года, при пропуске через них весеннего паводка.
ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" были произведены расходы в сумме 3,8 млн. рублей на оплату затрат на удорожание работ в зимнее время при невыполнении работ в зимний период, на оплату затрат подрядчика по командированию работников в объемах, не подтвержденных документами, на оплату затрат по временным зданиям и сооружениям, которые не возводились, на оплату скрытых работ без подтверждения их фактического выполнения.
Оценивая эффективность реализации подпрограммы, отмечено, что с учетом исходных данных о количестве гидротехнических сооружений, находящихся в областной и муниципальной собственности, имеющих неудовлетворительный и опасный уровень безопасности, рассчитанные целевые показатели реализации подпрограммы необъективно отражали оценку итогов реализации подпрограммы.
Проверка использования средств бюджета Пензенской области, выделенных в 2017-2018 годах и текущем периоде 2019 года социально ориентированным некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, реализующим проекты социальных инициатив, проводилась в Правительстве Пензенской области.
На дату проведения контрольного мероприятия в областной реестр внесено 527 записей о социально ориентированных некоммерческих организациях - получателях финансовой поддержки. Реестр размещен на официальном сайте Правительства Пензенской области.
Выявлено несоответствие действующего в проверяемый период Порядка предоставления грантов в форме субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям требованиям нормативных актов, регулирующим предоставление субсидий СОНКО, не позволившее оценить обоснованность и эффективность выделенных в 2017-2019 годах на эти цели бюджетных средств: в 2017 году - 7,7 млн. рублей, в 2018 году - 8,2 млн. рублей, в 2019 году - 8,3 млн. рублей.
В Министерстве сельского хозяйства Пензенской области была проведена проверка целевого и эффективного использования субсидий, направленных на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию капитальных мест хранения (площадок) сахарной свеклы, а также приобретение техники и оборудования для их комплектации.
В рамках реализации подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 N 691-пП (в редакции от 07.06.2018), предусмотрено возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию капитальных мест хранения (площадок) сахарной свеклы, а также приобретение техники и оборудования для их комплектации в сумме 187500,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Пензенской области - 75000,0 тыс. рублей (40%), за счет средств участников подпрограммы - 112500,0 тыс. рублей.
Установлено, что Министерством сельского хозяйства Пензенской области была предоставлена субсидия в размере 75,0 млн. рублей единственному заявителю - АО "Земетчинский сахарный завод". За счет бюджета просубсидировано 47% от заявленных затрат на строительство объекта, что на 7 процентных пункта# превышает размер, установленный программой.
Нормативно-правовая база по предоставлению субсидий на развитие свеклосахарной отрасли исключала возможность проведения отбора получателей субсидий, не устанавливала ограничения в размере субсидии. Заявителю предоставлено право на наличие негосударственной экспертизы без определения достоверности стоимости строительства при условии, что произведенные затраты наполовину компенсируются за счет бюджета Пензенской области.
По итогам проверки Счетная палата направила соответствующие предложения Минсельхозу по внесению изменений в порядки предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Часть рекомендаций была учтена, в частности принято предложение Счетной палаты при субсидировании затрат на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства использовать результаты проверок на достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В рамках контрольного мероприятия по вопросу целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделенных из бюджета Пензенской области муниципальным образованиям на благоустройство населенных пунктов Пензенской области в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года проверено 20 муниципальных образований (администрации Вазерского сельсовета и Кижеватовского сельсовета Бессоновского района; Лопатинского сельсовета Лопатинского района; Белынского сельсовета и Новотолковского сельсовета Пачелмского района; р.п. Башмаково Башмаковского района; Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района; Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района; р.п. Шемышейка, Усть-Узинского сельсовета, Стародемкинского сельсовета, Старозахаркинского сельсовета, Каргалейского сельсовета, Каржимантского сельсовета, Наскафтымского сельсовета, Синодского сельсовета, Старояксарского сельсовета, Армиевского сельсовета, Руссконоркинского сельсовета, Колдаисского сельсовета Шемышейского района).
Общая сумма нарушений составила 7,7 млн. рублей.
При проверке выявлено, что Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области не были установлены показатели результативности к соглашениям на предоставление субсидий с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования на проведение мероприятий по совершенствованию систем наружного освещения населенных пунктов. В результате непродуманных действий по закупке и установлению светильников администрациями сельских поселений Шемышейского района допущено неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 534,7 тыс. рублей. В рамках реализации программы планировалось увеличение протяженности освещенных улиц, проездов в результате установки 107 энергосберегающих светильников, фактически освещаемая площадь стала меньше, так как пришли в негодность 42 светильника, или 39,3% от общего количества закупленных светильников. Энергосберегающие светильники на общую сумму 1270,0 тыс. рублей не были приняты 18 администрациями к учету в качестве основных средств, стоимость светильников списана на расходы учреждений, что приводит к возникновению риска утраты муниципального имущества и дополнительной потребности в бюджетных средствах.
В нарушение методологии в части отражения хозяйственно-финансовых операций, изложенной в Инструкции N 157н, администрациями Наскафтымского сельсовета Шемышейского района и Кижеватского# сельсовета Бессоновского района оборудование стоимостью 484,2 тыс. рублей (плуг, 3 насосных агрегата, луговая косилка; стелы, автобусная остановка), закупленное за счет иных межбюджетных трансфертов из бюджета области по результатам областного конкурса на звание "Самое благоустроенное муниципальное образование Пензенской области", не отражено в составе основных средств. В администрации р.п. Башмаково не учтена в качестве объекта основных средств построенная линия электропередач стоимостью 722,1 тыс. рублей. Таким образом, отсутствие указанных активов в составе объектов основных средств ведет к формированию искаженной отчетности и к возможной утрате муниципального имущества.
В целях контроля реализации направленных представлений специалистами Счетной палаты Пензенской области в 2019 году проведена проверка исполнения представлений, направленных в Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области и 6 государственным автономным учреждениям - редакциям газет Пензенской области по результатам проведенной в 2018 году проверки целевого и эффективного использования субсидии на иные цели, выделенной из бюджета Пензенской области на покупку компьютерной и оргтехники в рамках реализации госпрограммы "Региональная политика, развитие гражданского общества в Пензенской области на 2014-2020 годы", а также проверка иных вопросов, связанных с закупочной деятельностью в 2019 году. В ходе проверок редакций в 2018 году было отмечен ряд замечаний по закупкам и использованию приобретенного оборудования. Повторная проверка показала, что пакет офисных программ поставлен, но в 3 редакциях не установлен. Дополнительные картриджи допоставлены, но в четырех редакциях МФУ не выполняло задания цветной печати.
В 2018 году Счетной палатой Пензенской области было предложено принять меры по возврату в редакцию газеты "Сурские просторы" 6 комплектов компьютерной и оргтехники стоимостью 158,4 тыс. рублей, закупленной за счет целевой субсидии редакции, но переданной Департаменту СМИ. Повторная проверка показала, что Департамент СМИ возвратил учреждению полученные на хранение 6 комплектов имущества. Однако через 4 месяца после возврата это имущество изъято у редакции и вновь передано Департаменту СМИ в оперативное управление. В итоге целевая субсидия в размере 158,4 тыс. рублей, выделенная учреждению, фактически использована для нужд самого Департамента СМИ.
В целях единообразия закупочной деятельности редакций Счетной палатой было предложено разработать типовое положение о закупках. Текущая проверка показала, что Департамент СМИ довел до своих редакций проект положения о закупках, который не является официальным (не размещен на сайте закупок и не утвержден нормативным документом). При этом три редакции из шести проверенных составили свои Положения с ошибками, нарушали сроки их размещения на официальном сайте. Во всех проверенных Положениях о закупках отсутствуют порядки определения цены договоров, обеспечения заявок на участие в закупках и обеспечения исполнения договоров и проведения совместных закупок (что создает возможность для злоупотреблений по цене и исполнению договоров, как это было в 2018 году). Выявлены нарушения по учету особо ценного движимого имущества как в самом Департаменте СМИ, так и в редакциях.
Впервые Счетной палатой Пензенской области в 2019 году проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию регионального проекта Пензенской области "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)". Создание единого цифрового контура в медицинских учреждениях Пензенской области планируется до 2024 года в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение". Целью проекта является постепенный переход на электронный документооборот между медицинскими организациями, органами управления здравоохранением, а также при межведомственном взаимодействии, что должно существенно сократить время на медобслуживание.
В 2019 году на реализацию регионального проекта в бюджете области выделено 115,8 млн. рублей. Указанные средства распределены Министерством здравоохранения области между учреждениями здравоохранения для закупки услуг по сопровождению компонентов государственной информационной системы, периферийного видеооборудования для рабочих мест медперсонала, лицензий (неисключительных прав), криптографической защиты информации, услуг по выпуску квалифицированных сертификатов ключа проверки электронных подписей, на поставку компьютерного оборудования для рабочих мест медицинского персонала.
Объектами контрольного мероприятия были определены ГБУЗ "Городская детская поликлиника", ГБУЗ "Каменская межрайонная больница", ГБУЗ "Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина", ГБУЗ Пензенской области "Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр". На реализацию мероприятий регионального проекта перечисленные учреждения израсходовали 38,8 млн. рублей. Оценивая результаты закупки услуг по подключению и функционированию программных модулей в 4 медицинских учреждениях, Счетная палата акцентировала внимание на следующих моментах. В условиях контрактов не были оговорены обязательства по формированию в программе обеспечения обязательной отчетности медицинских организаций, как следствие, ошибки, зависание программы, сбои при формировании отчетов. Отдельные функционалы неудобны или не востребованы, отдельные функции или модули не используются сотрудниками. Отмечены факты несовместимости технических характеристик медицинского оборудования с РИАМС ПроМед, отсутствия в Учреждениях вспомогательного оборудования, установки РИАМС ПроМед на технически устаревшее компьютерное оборудование. Например, лабораторные анализы проводятся в основном вручную по причине неадапрированности# анализаторов к РИАМС ПроМед, отсутствия сканеров, принтеров для печати штрих-кодов; результаты диагностики не могут фиксироваться в системе и интегрироваться во внешние системы, поскольку часть оборудования в учреждениях является морально устаревшим; часть функций регистратором поликлиники не может выполняться из-за отсутствия считывающих устройств (считывание штрих-кода с медицинского полиса и т.д.). Например, в ГБУЗ "Сердобская МРБ" программное обеспечение ПроМед установлено в 2017 году на 240 единицах компьютерного оборудования, из которого 67 единиц (27,9%) приобретено в период с 2000 по 2010 годы, из 37 единиц диагностического оборудования 24 единицы (64,9%) получены учреждением в 2006-2012 годах. Наличие устаревшего компьютерного оборудования в учреждениях может негативно сказаться на реализацию# проекта в целом.
В соответствии со статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Счетная палата является органом аудита в сфере закупок и осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.
Счетной палатой в 2019 году было проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, эффективности и результативности расходов на закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд за период 2017-2018 годов" по аудиту в сфере закупок. Из 19 тематических контрольных мероприятий вопросы закупочной деятельности рассматривались в 11 мероприятиях. Общая сумма выявленных нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок по Федеральному закону N 44-ФЗ составила 128,4 млн. рублей.
Проведено отдельное контрольное мероприятие "Анализ и оценка расходов на совместные закупки по хранению лекарственных препаратов".
В ходе проверки проанализированы мероприятия по организации совместной закупки в 2014 году на оказание услуг по приемке, контролю качества и сроков годности, хранению, отпуску и доставке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, реактивов, закупленных для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области в 2015-2017 годах (участники закупки - 44 учреждения, организатор проведения совместного конкурса - ГБУЗ ПО "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств Пензенской области"). В 2017 году в совместной закупке на три года участвовало 38 учреждений, организатор проведения совместного конкурса - ГБУЗ "Пензенский областной центр медицинской профилактики".
В ходе контрольного мероприятия было отмечено, что организация и проведение данных совместных закупок характеризовались наличием необоснованных дополнительных требований к закупаемым услугам, отсутствием прозрачности торгов, экономически необоснованной стоимостью услуги, что не способствовало конкурентной борьбе и в итоге не привело к экономии государственных средств. Как в 2014 году, так и в 2017 году на участие в конкурсе подавалась заявка только от одного участника (ОАО "Фармация") с ним и был заключен контракт по цене, равной начальной (максимальной) цене. В 2014 году цена трехлетнего контракта составила 429,5 млн. рублей, в 2017 году - 302,2 млн. рублей. При этом стоимость услуги не изменилась.
Проверки в четырех учреждениях здравоохранения показали, что все контракты, заключенные на период 2015-2017 годы, исполнены не в полном объеме и расторгнуты по соглашению сторон. Сумма исполненных обязательств по каждому контракту не превысила 63% от суммы первоначального контракта, реальный объем поставок лекарственных препаратов с условиями хранения оказался в 2 раза меньше запланированного, что свидетельствует о некачественном планировании поставок лекарственных препаратов на сторонний склад. По ряду препаратов хранение осуществлялось всего от 1 до 7 дней. В трех из четырех учреждений условие контракта, устанавливающего период доставки (не реже одного раза в неделю) не выполнялось.
Использование совместных закупок государственными медицинскими учреждениями было отмечено еще в двух контрольных мероприятиях. Основным нарушением при организации и проведении совместных закупок отмечено несоблюдение медицинскими организациями процедуры формирования и обоснования начальной максимальной цены контракта, когда заказчиками самостоятельно изучение потребительского рынка с целью обоснования НМЦК не проводилось, полномочия делегировались одному из заказчиков, который формировал и обосновывал цену единицы товара (услуги) и доводил до всех остальных заказчиков, что ставит под сомнение объективность НМЦК и противоречит принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В связи с этим Счетная палата обращает внимание, что Президент страны, в целях более эффективной реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, дал поручение Правительству РФ проанализировать практику проведения в субъектах Российской Федерации совместных конкурсов и аукционов на закупку медицинской техники, расходных материалов и (или) лекарственных препаратов в целях определения перспективы их дальнейшего проведения. Срок проведения - до 1 марта 2020 года.
Всего контрольными мероприятиями в 2019 году охвачены 9 органов исполнительной власти Пензенской области, 29 государственных учреждений, 29 органов местного самоуправления со структурными подразделениями и 2 хозяйствующих субъекта с участием Пензенской области. Проверки, проведенные Счетной палатой в 2019 году, выявили нарушения на общую сумму 1287,7 млн. рублей (без неэффективного использования государственных средств).
Согласно классификатору нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), сумма выявленных нарушений (1287,7 млн. рублей) сложилась по следующим видам нарушений:
- нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями (182,4 млн. рублей);
- нарушение порядка применения бюджетной классификации (13,5 млн. рублей);
- грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, выразившееся в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов (923,1 млн. рублей);
- нарушение требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами (36,0 млн. рублей);
- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (132,4 млн. рублей);
- расходование средств субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не в соответствии с целями их предоставления (0,3 млн. рублей).
Обеспечение эффективного использования бюджетных средств является одним из принципов бюджетной политики (статья 34 Бюджетного кодекса РФ), согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Всего по итогам 2019 года неэффективное (неэкономное, нерациональное, нерезультативное) использование бюджетных средств, в том числе средств межбюджетных субсидий, предоставляемых главными распорядителями муниципальным образованиям, составило 193,8 млн. рублей.
По результатам проверок было составлено 66 актов, Губернатору Пензенской области, в Законодательное Собрание Пензенской области направлено 23 отчета по проверкам. В органы исполнительной власти Пензенской области, органам власти муниципальных образований Пензенской области, организациям и учреждениям направлено 60 представлений с предложениями о принятии конкретных мер, направленных на устранение и недопущение в дальнейшем выявленных нарушений, с указанием сроков исполнения. По выявленным нарушениям и установленным недостаткам руководителями проверенных организаций проводится определенная работа по их устранению. На представления Счетной палаты Пензенской области ответы получены в полном объеме.
Информация о проведенных контрольных мероприятиях регулярно направлялась в прокуратуру Пензенской области. В 2019 году было подписано обновленное соглашение о сотрудничестве между прокуратурой и Счетной палатой Пензенской области. В течение года в рамках заседаний межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции на территории Пензенской области Счетная палата информировала о реализации на территории Пензенской области национальных проектов.
В рамках действующего законодательства осуществлялось взаимодействие с Управлением внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области, Следственным управлением Следственного комитета России по Пензенской области, Управлением ФСБ России по Пензенской области, Управлением Федерального казначейства по Пензенской области. Осуществлялось взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области.
В 2019 году подписано соглашение о взаимодействии, сотрудничестве и обмене информацией с Транспортной прокуратурой области.
Информационная работа
В 2019 году Счетная палата Пензенской области в течение года регулярно принимала участие в подготовке информации, сведений, анкет, тематических материалов, запрашиваемых Счетной палатой Российской Федерации, Советом КСО при Счетной палате РФ. Всего за 2019 год специалистами Счетной палаты было подготовлено и направлено ответов на 48 запросов, заполнено 29 опросов на Портале СПРФ и КСО. Анализируя тематику запросов, можно выделить наиболее значимые направления запросов - это вопросы аудита закупок, противодействия коррупции, реализации национальных проектов. Специалисты палаты приняли участие в 15 видеоконференциях, организованных Счетной палатой РФ. По программам дополнительного профессионального образования прошли обучение три сотрудника Счетной палаты на базе Центра переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Пензенской области.
В соответствии с обращением Законодательного Собрания Пензенской области Счетной палатой Российской Федерации была проведена оценка деятельности Счетной палаты области за 2015-2017 годы. По итогам был сделан вывод, что в целом нормативно-правовое регулирование деятельности областной палаты соответствует требованиям федерального законодательства, установленные полномочия выполняются, принцип независимости в полной мере соблюдается. По результатам анализа Счетной палатой РФ были даны рекомендации, направленные на совершенствование методологического обеспечения деятельности Счетной палаты области и повышение качества проводимых мероприятий по государственному финансовому контролю. На основании данных рекомендаций Счетной палатой области была проведена работа по разработке и утверждению стандартов финансового контроля с учетом актуальных требований федерального законодательства. В настоящее время деятельность Счетной палаты области регламентируется 8 стандартами финансового контроля.
С целью улучшения внутренней организации деятельности, повышения результативности контроля в 2019 году Счетной палатой области было инициировано внесение изменений в Закон Пензенской области от 12.08.2011 N 2114-ЗПО "О Счетной палате Пензенской области" в части прямого закрепления в региональном законе отдельных полномочий контрольно-счетных органов, предусмотренных федеральным законодательством.
Заключение
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия выполнены в полном объеме в соответствии с планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2019 год. Деятельность Счетной палаты Пензенской области осуществлялась во взаимодействии с депутатским корпусом и аппаратом Законодательного Собрания Пензенской области. Специалисты Счетной палаты принимали участие в работе комитетов Законодательного Собрания. При планировании учтены поручения комитетов Законодательного Собрания.
Результаты контрольных мероприятий и выработки мер по исправлению выявленных нарушений рассматривались совместно с депутатами Законодательного Собрания Пензенской области.
В рамках текущей деятельности Счетной палатой проводилась работа по оказанию методической помощи контрольно-счетным органам муниципальных образований.
Приоритетной остается работа по дальнейшему развитию обмена профессиональным опытом со Счетной палатой Российской Федерации, органами внешнего финансового контроля субъектов Приволжского округа, взаимодействию с правоохранительными органами по выявлению коррупционных проявлений в системе управления финансовыми и материальными ресурсами Пензенской области при тесном взаимодействии с депутатским корпусом Законодательного Собрания.
Решение проблемы повышения эффективности государственных расходов неразрывно связано с вопросами совершенствования государственного финансового контроля. Одним из необходимых условий решения этой задачи является грамотная оценка выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере, основанная на единых принципах их классификации. Приоритетными направлениями в деятельности контрольно-счетных органов определены мониторинг и контроль за реализацией нацпроектов, развитие цифровизации, повышение эффективности институтов государственного управления.
В рамках своей компетенции Счетная палата будет представлять Губернатору Пензенской области, Законодательному Собранию, обществу объективную и независимую информацию о формировании и исполнении бюджета области, о качестве законопроектов, требующих бюджетного финансирования, о законности, эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по управлению и распоряжению государственными финансами и иными ресурсами, причинах и последствиях выявленных нарушений, возможностях их устранения.
Приложения:
1. Перечень контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской области в 2019 году;
2. Основные итоги деятельности Счетной палаты Пензенской области за 2019 год.
Приложение 1
к Отчету
о работе Счетной палаты
Пензенской области в 2019 году
Перечень контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской области в 2019 году
1. "Анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, эффективности и результативности расходов на закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд за период 2017-2018 годов".
2. Проверка целевого и эффективного использования субсидий, выделенных из бюджета Пензенской области в 2012-2018 годах государственному автономному учреждению Пензенской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
3. "Анализ и оценка расходов на совместные закупки по хранению лекарственных препаратов".
4. Контрольное мероприятие по вопросу целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета Пензенской области государственным профессиональным образовательным учреждениям Пензенской области на осуществление расходов, связанных с реализацией мероприятий в рамках подпрограммы "Капитальный ремонт объектов собственности Пензенской области" государственной программы "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014-2022 годы".
5. Внешняя проверка бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения бюджета Пензенской области за 2018 год в Управлении цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области.
6. Внешняя проверка бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения бюджета Пензенской области за 2018 год в Департаменте градостроительства и архитектуры Пензенской области.
7. Внешняя проверка бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения бюджета Пензенской области за 2018 год в Департаменте государственного имущества Пензенской области.
8. Внешняя проверка бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения бюджета Пензенской области за 2018 год в Министерстве здравоохранения Пензенской области.
9. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Пензенской области за 2018 год.
10. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2018 год.
11. Контрольное мероприятие по вопросу использования субвенций на предоставление семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья при рождении первого ребенка в 2017-2018 годах.
12. Контрольное мероприятие по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, предоставленных иным юридическим лицам в 2016-2018 годах в форме взноса в уставный капитал в рамках реализации мероприятий государственной программы Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности".
13. Контрольное мероприятие по вопросу проверки целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, направленных муниципальным образованиям на реализацию мероприятий приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" в рамках реализации подпрограммы "Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог" государственной программы Пензенской области "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014-2022 годы".
14. Контрольное мероприятие по вопросу обоснованности предоставления и результативности использования субсидий на поддержку муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях Пензенской области в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года.
15. Контрольное мероприятие по вопросу использования средств бюджета Пензенской области, выделенных в 2017-2018 годах и текущем периоде 2019 года социально-ориентированным некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, реализующим проекты социальных инициатив.
16. Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию мероприятий по развитию сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
17. Контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных государственным бюджетным учреждениям здравоохранения Пензенской области на закупку медицинского оборудования в рамках реализации государственной программы "Развитие здравоохранения в Пензенской области".
18. Контрольное мероприятие по вопросу использования средств, выделенных в 2017-2018 годах и текущем периоде 2019 года из бюджета Пензенской области на капитальный ремонт водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений в рамках реализации подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса Пензенской области" государственной программы "Охрана, воспроизводство и использование природных ресурсов в Пензенской области на 2014-2022 годы".
19. Контрольное мероприятие по вопросу проверки целевого и эффективного использования субсидий, направленных на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию капитальных мест хранения (площадок) сахарной свеклы, а также приобретения техники и оборудования для их комплектации.
20. Контрольное мероприятие "Проверка исполнения представлений, направленных Департаменту информационной политики и средств массовой информации Пензенской области и шести государственным автономным учреждениям - редакциям газет Пензенской области по результатам проведенной в 2018 году проверки целевого и эффективного использования субсидии на иные цели, выделенной, из бюджета Пензенской области в 2018 году на покупку компьютерной и оргтехники в рамках реализации госпрограммы "Региональная политика, развитие гражданского общества в Пензенской области на 2014-2020 годы", а также проверка иных вопросов, связанных с закупочной деятельностью в текущем 2019 году.
21. Контрольное мероприятие по вопросу целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделенных из бюджета Пензенской области муниципальным образованиям на благоустройство населенных пунктов Пензенской области в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года.
22. Заключение на проект Закона Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
23. Контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию регионального проекта Пензенской области "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения".
Приложение 2
к Отчету
о работе Счетной палаты
Пензенской области в 2019 году
Основные итоги деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2019 году
N п/п |
Наименование показателей |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
Количество проведенных контрольных мероприятий |
22 |
22 |
23 |
2 |
Выявлено финансовых нарушений (без неэффективного использования государственных средств), тыс. рублей, в том числе: |
521616,6 |
794703,4 |
1287778,6 |
|
нецелевое использование бюджетных средств, тыс. рублей |
1697,8 |
22,0 |
328,0 |
3 |
Выявлено неэффективное использование бюджетных средств, тыс. рублей |
349200,3 |
249211,2 |
193840,6 |
4 |
По результатам проверок направлено представлений |
52 |
36 |
60 |
5 |
Количество материалов, направленных в правоохранительные органы |
16 |
17 |
18 |
6 |
Подготовлено экспертно-аналитических материалов, в том числе: |
43 |
54 |
55 |
|
заключений (экспертиз) |
33 |
38 |
39 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 7 февраля 2020 г. N 497-27/6 ЗС "Об отчете Счетной палаты Пензенской области о работе в 2019 году"
Настоящее постановление вступает в силу с 7 февраля 2020 г.
Текст постановления опубликован не был