N п/п
|
Характеристики
|
Уровень зрелости
|
Начальный
|
Развивающийся
|
Стабильный
|
Управляемый
|
Оптимизируемый
|
1. Формализация процесса и контрольных процедур.
|
1
|
Уровень регламентации процесса
|
Процесс не регламентирован
|
Процесс регламентирован частично (не все этапы)
|
Процесс регламентирован в соответствии с установленными в Госкорпорации требованиями
|
Процесс полностью регламентирован и стандартизирован (в соответствии с иерархией регламентирующих документов, от Политики и до пошаговых инструкций процессов)
|
Процесс полностью регламентирован и стандартизирован (в соответствии с иерархией регламентирующих документов, от Политики и до пошаговых инструкций процессов). Имеется механизм пересмотра и адаптации регламентов.
|
2
|
Уровень формализации целей процесса
|
Цели процесса не определены
|
Общие цели процесса определены и формализованы. Выделены финансовые или смысловые цели. Цели представляют собой подробное описание ожидаемых результатов.
|
Для процесса определены и формализованы цели, которые коррелируют с вышестоящими целями (группы процессов, стратегическими целями Госкорпорации) и учитывают требования заинтересованных сторон
Цели представляют собой подробное описание ожидаемых результатов.
|
Для процесса определены и формализованы цели по всем категориям: результативность, эффективность, продуктивность, соблюдение ограничений. Цели представляют собой подробное описание ожидаемых результатов. Цели процесса коррелируют с вышестоящими целями (декомпозиция целей - соответствие целей процесса целям группы процессов, целей группы процессов - стратегическим целям Госкорпорации) и учитывают требования заинтересованных сторон. Цели содержат полное и точное описание желаемых результатов процесса.
|
Для процесса определены и формализованы цели по всем категориям: результативность, эффективность, продуктивность, соблюдение ограничений. Цели процесса коррелируют с вышестоящими целями (декомпозиция целей - соответствие целей процесса целям группы процессов, целей группы процессов - стратегическим целям Госкорпорации) и учитывают требования заинтересованных сторон. Существует процедура актуализации целей. Цели содержат полное и точное описание желаемых результатов процесса.
|
3
|
Распределение полномочий и ответственности за контроль и формализация контрольных процедур.
|
Отсутствует распределение полномочий и ответственности между участниками процесса. Процесс не содержит контрольных процедур
|
Полномочия и ответственность за контроль закреплены за владельцем процесса в одном из положений регламента. Процесс содержит формализованные процедуры внутреннего контроля, которые исполняются на периодической основе.
|
Распределение полномочий по контролю формализовано (наличие матрицы "распределение полномочий по контролю"). Процесс содержит формализованные процедуры внутреннего контроля, которые исполняются на постоянной основе. Существует механизм проверки полноты и корректности исполнения контрольных процедур
|
Распределение полномочий по контролю формализовано в виде матрицы "распределение полномочий по контролю". Также ответственность за контроль закреплена в должностных инструкциях ответственных работников. Процесс контроля осуществляется на основании формализованных инструкций по контролю.
Процесс содержит формализованные процедуры внутреннего контроля, которые исполняются на постоянной основе. Существует механизм проверки полноты и корректности исполнения контрольных процедур. Результативность контроля оценивается на постоянной основе.
|
Распределение полномочий по контролю формализовано в виде матрицы "распределение полномочий по контролю". Также ответственность за контроль закреплена в должностных инструкциях ответственных работников. Процесс контроля осуществляется на основании формализованных инструкций по контролю.
Существует процедура периодической актуализации матрицы по контролю, должностных инструкций сотрудников и инструкций по контролю. Процесс содержит формализованные процедуры внутреннего контроля, которые исполняются на постоянной основе. Существует механизм проверки полноты и корректности исполнения контрольных процедур. На постоянной основе оценивается результативность и эффективность контрольных процедур.
|
2. Исполнение контрольных процедур
|
5
|
Исполнение контрольных процедур
|
Контрольные процедуры не исполняются
|
Контрольные процедуры исполняются эпизодически, согласно сложившимся обычаям по ведению ФХД.
|
Контрольные процедуры исполняются, но процесс не содержит механизмов проверки их исполнения
|
Контрольные процедуры исполняются, процесс содержит механизмы проверки исполнения контрольных процедур
|
Контрольные процедуры исполняются, процесс содержит механизмы проверки их исполнения, по результатам проверки готовятся отчеты и в случае неполного или некорректного исполнения контрольных процедур выполняются корректирующие мероприятия
|
6
|
Наличие знаний и компетенций в области ВК
|
Никто из участников процесса не обладает знаниями и компетенциями в области ВК и не осуществляет выявление недостатков ВК
|
Менеджеры, осуществляющие управление процессом, обладают базовыми знаниями и компетенциями в области ВК и осуществляют на периодической основе выявление недостатков ВК
|
Менеджеры процесса обладают необходимым уровнем знаний в области ВК и определяют и инициируют устранение недостатков в ВК в случаях возникновения существенных отклонений
|
Необходимое количество участников процесса (менеджеры, исполнители) обладают набором компетенций в области внутреннего контроля, что достигается путём периодического проведения соответствующих обучающих тренингов и семинаров.
|
Необходимое количество участников процесса (менеджеры, исполнители) обладают набором компетенций в области внутреннего контроля, что подтверждается результатами периодической аттестации. Существует и актуализируется база знаний по внутреннему контролю (руководства по внутреннему контролю и т.п.)
|
3. Оценка результативности контрольных процедур
|
7
|
Наличие механизма, позволяющего оценивать фактическое достижение результатов процесса
|
Механизмы оценки степени фактического достижения результатов отсутствуют
|
Периодически процесс оценивается по степени достижения ключевых фактических показателей
|
Процесс на постоянной основе оценивается по степени достижения фактических показателей. Проводится оценка достоверности управленческой и бухгалтерской отчетности по процессу.
|
Процесс на постоянной основе оценивается по степени достижения фактических показателей. Проводится оценка достоверности управленческой и бухгалтерской отчетности по процессу. Осуществляется переход к оценке эффективности в части операционных проектов путем соотнесения расходов на контроль к размеру возможных потерь.
|
Процесс на постоянной основе оценивается по степени достижения фактических показателей. Проводится оценка достоверности управленческой и бухгалтерской отчетности по процессу. Осуществляется переход к оценке эффективности в части операционных и инвестиционных проектов путем соотнесения расходов на контроль к размеру возможных потерь.
|
8
|
Наличие механизма, позволяющего проводить оценку результативности контрольных процедур
|
Результативность контрольных процедур не оценивается
|
Результативность контрольных процедур эпизодически оценивается менеджерами процесса
|
Результативность контролей оценивается на эпизодической основе менеджерами процесса и СОВК Госкорпорации (на основании информации о возможных и реализовавшихся угрозах, а также на основании карты рисков процесса).
|
Результативность контролей оценивается на постоянной основе менеджерами процесса и СОВК Госкорпорации (на основании информации о возможных и реализовавшихся угрозах, а также на основании карты рисков процесса).
|
Результативность контролей оценивается на постоянной основе СОВК Госкорпорации. Менеджеры и участники процесса производят самооценку результативности контрольных процедур. Механизмы самооценки формализованы.
|
4. Оценка эффективности контрольных процедур и системы ВК
|
9
|
Наличие механизма, позволяющего оценивать эффективность контрольных процедур
|
Эффективность контрольных процедур не оценивается
|
Эффективность контрольных процедур эпизодически оценивается менеджерами процесса
|
Эффективность контролей оценивается на эпизодической основе менеджерами процесса и СОВК Госкорпорации путем соотнесения расходов на контроль к размеру возможных потерь.
|
Эффективность контролей оценивается на эпизодической основе менеджерами процесса и СОВК Госкорпорации путем соотнесения расходов на контроль к размеру возможных потерь. Оценивается необходимость введения дополнительных контролей с целью минимизации возможных потерь на основании карты рисков, присущих данному процессу
|
Эффективность контролей оценивается на эпизодической основе менеджерами процесса и СОВК Госкорпорации путем соотнесения расходов на контроль к размеру возможных потерь. Оценивается необходимость введения дополнительных контролей с целью минимизации возможных потерь на основании карты рисков, присущих данному процессу. Эффективность контрольных процедур периодически оценивается независимыми внешними экспертами.
|
10
|
Осуществление деятельности по оценке Системы ВК
|
Система ВК не оценивается
|
Система ВК не оценивается
|
Система ВК оценивается поэлементно, нерегулярно
|
ВК процесса оценивается СОВК Госкорпорации на периодической основе
|
Оценка адекватности системы внутреннего контроля производится менеджерами процесса на периодической основе (самооценка внутреннего контроля). СОВК Госкорпорации проводит оценку на периодической основе.
|