ФАC России на основании приказа ФАС России от 20.03.2018 N 340/18 была проведена плановая выездная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные РЭК Свердловской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" (далее - НТ МУП "Горэнерго"),
По результатам проведения проверки, ФАС России принят приказ от 20.11.2018 N 1610/18 "Об отмене постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13.12.2016 N 161-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017-2021 годы", от 13.12.2016 N 160-ПК "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области с использованием метода индексации установленных тарифов на 2017-2021 годы" (далее - Приказ ФАС России), которым предписано в отношении HI МУП "Горэнерго";
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положения пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила регулирования N 1075), пунктов 22, 28, 38, 39, 43, 44, 45, 59 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), пунктов 36, 37. 29. 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
2. Отменить с 01.01.2019 пункт 46 Раздела 1 (тарифы на тепловую энергию) Приложения N 1 к постановлению РЭК Свердловской области от 13.12.2016 N 161-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017 - 2021 годы" и пункт 146 Раздела 1 (долгосрочные параметры регулирования) Приложения постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13.12.2016 N 160-ПК "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций для формирования тарифов на тепловую энергию. поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2017-2021 годы".
3. РЭК Свердловской области в срок до 01.01.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки (далее - НВВ) НТ МУП "Горэнерго" расходов и натуральных показателей (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) на 2016-2018 гг.
4. С учетом исполнения пункта 3 Приказа ФАС России исключить из состава НВВ НТ МУП "Горэнерго" экономически необоснованные и неподтвержденные документально расходы на 2019 год. в том числе пересмотреть базовый уровень операционных расходов регулируемой организации.
5. РЭК Свердловской области не позднее 01.01.2019 принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на услуги по теплоснабжению в отношении НТ МУП "Горэнерго" с учетом пунктов 3-4 Приказа ФАС России,
6, Об исполнении Приказа ФАС России РЭК Свердловской области в течение К) рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктами 3-6 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений РЭК Свердловской области принятие которых предписано пунктами 3-5 Приказа ФАС России:
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) РЭК Свердловской области, на котором (которых) принималось вышеуказанное решение;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа ФАС России.
Во исполнение Приказа ФАС России, РЭК Свердловской области письмом от 18.01.2019 N 01-82/203 (вх. от 24.01.2019 N 11626/19) в адрес ФАС России направлена информация об исполнении Приказа ФАС России (далее - Отчет).
В Отчете РЭК Свердловской области представлены следующие документы:
- копия постановления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 329-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Нижнетагильским муниципальным унитарным предприятием "Горэнерго" (г. Нижний Тагил) на территории города Нижний Тагил";
- выписка из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 38:
- копия Заключения об основаниях установления (пересмотра) и обоснованности тарифов на тепловую энергию с 01.01.2019. поставляемую а Нижнетагильским муниципальным унитарным предприятием "Горэнерго" (г. Нижний Тагил) на территории города Нижний Тагил (далее - скорректированное Экспертное заключение).
В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования N 1075. экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
Правовое значение экспертного заключения состоит в том, что по итогам проведенного в нем анализа принимается решение об установлении цен (тарифов).
Однако, представленное РЭК Свердловской области скорректированное Экспертное заключение не соответствует требованиям пункта 3 Приказа ФАС России по следующим основаниям.
I. Операционные расходы в 2017 году.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования, операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен. установленный на последний год этого планового периода.
Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Пунктом 36 Методических указаний установлено, что операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются по формуле:
(тыс. руб.), (10)
где:
- операционные (подконтрольные) расходы в i-м году. Для первого года долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов (базовый уровень операционных расходов) определяется в соответствии с пунктом 37 Методических указаний, тыс. руб.;
ИОР - индекс эффективности операционных расходов, выраженный в процентах;
- индекс потребительских цен, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год:
- коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности устанавливаемый равным 0,75;
- индекс изменения количества активов, применяемый с целью учета зависимости операционных расходов от размера активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, определяемый на i-й год в соответствии с пунктом 38 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 37 Методических указаний, при расчете базового уровня операционных, расходов учитываются следующие расходы:
1) расходы на сырье и материалы:
2) расходы на ремонт основных средств;
3) расходы на оплату труда;
4) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;
5) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;
6) расходы на служебные командировки;
7) расходы на обучение персонала;
8) лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования;
9) другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV Методических указаний.
В операционные расходы не включаются амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на погашение и обслуживание заемных средств, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями осуществляющими регулируемые виды деятельности.
При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Экспертные заключения на 2017-2018 гг. не содержат постатейный анализ операционных расходов, предусмотренный пунктом 29 Правил N 1075 относительно их экономической обоснованности, порядка учета, а также пояснения относительно отклонений от заявленных организацией расходов. Ни представленными экспертными заключениями на 2017-2018 гг., ни материалами тарифного дела не подтверждается экономическая обоснованность данных затрат, в том числе отсутствует расшифровка данных расходов.
1. По статье "Ремонт основных средств".
В приложении к скорректированному Экспертному заключению по статье "Ремонт основных средств", а именно в пункте 3.1 Заключения об обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую НТ МУП "Горэнерго", г. Нижний Тагил на 2017 год (далее - Заключение РЭК Свердловской области на 2017 год) данные расходы приняты в сумме 36 940,159 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования, при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 28 Основ ценообразования установлено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган, регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если пены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию:
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов:
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Таким образом, расходы регулируемой организации должны быть рассчитаны на основании подтверждающих эти расходы документов в порядке, установленном пунктом 28 Основ ценообразования,
В скорректированном Экспертном заключении на 2017 год, в качестве обосновывающих материалов по данной статье затрат НТ МУП "Горэнерго" были представлены; пояснительная записка по ремонтам, отчет по выполнению ремонтов за 2015 год. ремонтная программа на 2016-2017 гг. расчетные таблицы в соответствии с Методическими указаниями.
Однако, в скорректированном Экспертном заключении отсутствует ссылка на обосновывающие расходы документы и об их исследовании органом регулирования, такие как дефектные ведомости, договоры подряда и локальные сметы к договорам подряда, извещения о проведении закупок для экономической обоснованности принятых затрат, в нарушение пункта 28 Основ ценообразования N 1075 не проанализированы рыночные цены, сложившиеся в субъектах Российской Федерации, в т.ч. договоры, заключенные в результате проведения торгов.
Подпунктом "в" пункта 29 Правил регулирования N 1075 установлено, что экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать в том числе сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Однако, вышеуказанный анализ в скорректированном Экспертном заключении на 2017 год отсутствует отражены лишь итоговые суммы на ремонт конкретных основных средств, принятые РЭК Свердловской области по указанной статье.
Согласно представленному скорректированное Экспертному заключению на 2017 год расходы по данной статье затрат были приняты РЭК Свердловской области исходя из фактических затрат с учетом прогнозных показателей. Объемы ремонтных работ также приняты на основании фактического износа тепловых сетей.
В Заключении РЭК Свердловской области на 2017 год отсутствует сравнительный анализ принятых фактических объемных и ценовых показателей с учетом прогнозных значений на 2017 год.
Кроме того, РЭК Свердловской области не представлен анализ экономической обоснованности фактических расходов на материалы для ремонтов 2015 года с учетом анализа проведенных работ.
Необходимо отметить отсутствие сравнительного анализа плановых расходов на ремонт основных средств с фактическими расходами на ремонт основных средств на 2015 год. прижимаемыми при расчете расходов на 2017 год.
Кроме того, расходы по статье "Ремонт основных средств" приняты РЭК Свердловской области выше заявки регулируемой организации без обоснования.
Таким образом, по статье "Ремонт основных средств". РЭК Свердловской области не был проведен полный анализ экономической обоснованности расходов с учетом мотивировочной части Приказа ФАС России, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России.
2. По статье "Оплата труда".
В пунктах 3.2 Заключения РЭК Свердловской области на 2017 год расходы по статье "Оплата труда" приняты РЭК Свердловской области в сумме 47 449.252 тыс. руб.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования N 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских ней.
Из данной нормы следует; что при определении размера фонда оплаты труда, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации следует учитывать результаты анализа следующих сведений:
- гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями (далее - ОТО, заключенными в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон;
- работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления;
- условий коллективного договора;
- размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях;
- прогнозного индекса потребительских цен;
- уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему внеэкономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики;
- среднегодовой фактической численности. подтвержденной статистической отчетностью;
- нормативной численности;
- штатного расписания.
В скорректированном Экспертном заключении на 2017 год отражено, что в обосновывающих материалах по данной статье затрат регулируемой организацией были представлены; расчетные таблицы в соответствии, с Методическими указаниями N 760 и Перечнем, статистические формы отчетности П-4, положение об оплате и мотивации труда работников НТ МУП "Горэнерго". положение о премировании работников, штатное расписание, расчет нормативной численности, отчетность ЕИАС-МФП "Мониторинг фактических показателей".
Однако, РЭК Свердловской области в скорректированном Экспертном заключении на 2017 год не проведен анализ и расчет нормативной численности производственного персонала, а указана лишь величина в размере 159 человек, а также отсутствует анализ ОТС и коллективного договора.
Кроме этого, в скорректированном Экспертном заключении на 2017 гол. РЭК Свердловской области указано, что расчет среднемесячной заработной платы работников выполнен по формам, предусмотренным Методическими указаниями N 760-э на основании обосновывающих материалов.
Однако, в скорректированном Экспертном заключении на 2017 год не указана принимаемая заработная плата при расчете расходов на оплату труда.
Также, в нарушение пункта 4, 9 Методических указаний N 760-э при расчете заработной платы не учтены такие показатели как тарифная ставка рабочего 1-го разряда, дефлятор по заработной плате, выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда 1 работника.
Исходя из вышеизложенного. РЭК Свердловской области расходы на оплат) труда определены без учета требований действующего законодательства и мотивировочной части Приказа ФАС России.
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России и пункта 29 Правил регулирования N 1075. РЭК Свердловской области не отражен должный расчет и анализ экономической обоснованности принятых величин по статье "Оплата труда".
3. По статьям: "Другие расходы по содержанию и эксплуатации оборудования" и "Цеховые и общехозяйственные расходы".
В пунктах 33. 35 Заключения РЭК Свердловской области на 2017 год расходы по статье "Другие расходы по содержанию и эксплуатации оборудования" приняты РЭК Свердловской области в сумме 3 335,994 тыс. руб. тыс. руб и по статье "Цеховые и общехозяйственные расходы (косвенные расходы)" приняты РЭК Свердловской области в сумме 35 31 7.795 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) на соответствующие категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежа государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуга жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
В соответствии с пунктами 3.3, 3.5 Заключения РЭК Свердловской области на 2017 год при расчете расходов по статье затрат "Другие расходы по содержанию и эксплуатации оборудования" и статье затрат "Цеховые и общехозяйственные расходы (косвенные расходы)" к учету были приняты плановые расходы 2016 года с учетом индекса-дефлятора на 2017 год.
Необходимо отметить, что 2017 год - базовый год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг.
При этом, на момент расчета необходимой валовой выручки 201.7 года и установлении тарифов на 2016 год. РЭК Свердловской области не обладала информацией о фактически понесенных расходах за полный 2016 год.
При расчете расходов на 2017 год РЭК Свердловской области были приняты плановые показатели 2016 года путем индексации на индекс-дефлятор 2017 года, что противоречит действующему тарифному законодательству.
В соответствии с пунктом 37 Методических указаний при расчете операционных расходов на базовый год долгосрочного периода регулирования, необходимо использовать последний отчетный период.
Кроме того, в скорректированном Экспертном заключении РЭК Свердловской области на 2017 год не отражен сравнительный анализ относительно плановых и фактических расходов 2016 года, принимаемых при расчете данных статей затрат.
Таким образом, по статьям "Другие расходы по содержанию и эксплуатации оборудования" и "Цеховые и общехозяйственные расходы (косвенные расходы)". РЭК Свердловской области не был проведен полный анализ экономической обоснованности расходов с учетом мотивировочной части Приказа ФАС России, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России, поскольку 2017 год является базовым годом долгосрочного периода регулирования, то по вышеуказанным причинам не может считаться экономически обоснованной величина операционных расходов, учтенных на 2018 год.
II. Неподконтрольные расходы 2017 года.
1. Статья "Арендная плата".
В скорректированном Заключении РЭК Свердловской области на 2017 год. а также в скорректированном Экспертном заключении на 2018 год расходы по статье "Арендная плата" приняты РЭК Свердловской области в размере на 2017 год -13,187 тыс. руб., на 2018 год - 13,187 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере. не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды, концессионным соглашением или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя. концессионера) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду, концессию или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Органом регулирования в составе арендной платы учтена арендная плата на земельные участки.
Статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, которые устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Частью 5 статьи 65 ЗК РФ установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Необходимо отметить, что в случае аренды регулируемой организацией земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект теплоснабжения, у такой организации не возникает обязанности возмещения арендодателю - публично-правовому образованию (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) земельного налога, так как в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации публично-правовое образование не уплачивает указанный налог.
При этом, в скорректированном Экспертном заключении РЭК Свердловской области на 2017 год отсутствует подтверждение нахождения на земельных участках, учитываемых при расчете расходов по арендной плате, теплосетевого имущества.
Кроме того, при расчете расходов на аренду земли на 2017 и 2018 годы Органом регулирования применяются индексы 107.4% и 105.8%.
При этом данные индексы не являются индексами, утвержденными прогнозами социально-экономического развития на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Вместе с тем. в скорректированных Экспертных заключениях РЭК Свердловской области на 2017 и 2018 годы отсутствуют пояснения применения данных индексов.
Кроме этого, арендная плата рассчитывается в соответствии с пунктом 39 Методических указаний, и в соответствии с экспертным заключением относится к неподконтрольным расходам, в связи с чем. индексы не могут быть применены. так как это противоречит действующему тарифному законодательству.
Таким образом, но статье "Арендная плата", РЭК Свердловской области не был проведен полный анализ экономической обоснованности расходов с учетом мотивировочной части Приказа ФАС России, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России,
2. Статья "Амортизация".
В скорректированных Экспертных заключениях на 2017, 2018 годы расходы по статье "Амортизация" приняты РЭК Свердловской области на 2017 год в размере - 2 561,261 тыс. руб., на 2018 год - 2 561,261 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования. сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Пунктом 29 Методических указаний, установлено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств. включаемых в амортизационные группы. утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N I "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация основных средств).
В соответствии со ст. 20. Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью:
- ожидаемого физического износа., зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта:
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
В нарушение указанных норм в скорректированных Экспертных заключениях РЭК Свердловской области на 2017. 2018 годы не отражен анализ экономической обоснованности, принимаемых расходов, не представлены расчет амортизационных отчислений исходя из максимальных сроков полезного использования, отсутствует оценка и пояснения принятых к учету средств по анализируемой статье затрат, а также оценка правильности предложенных НТ МУП "Горэнерго" расчетов амортизационных отчислений (с указанием метода ее начисления), указана только конечная сумма учтенная в составе НВВ регулируемой организации.
Пунктом 29 Основ ценообразования N 1075 установлено, что при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов:
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации:
г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования N 1075, при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм. РЭК Свердловской области, согласно скорректированным Экспертным заключениям РЭК Свердловской области на 2017 год и на 2018 год. расходы на амортизацию были приняты исходя из месячной амортизации февраля 2015 года.
При анализе фактических расходов последнего отчетного периода. РЭК Свердловской области необходимо руководствоваться бухгалтерской и статистической отчетностью за целый 2015 год.
Таким образом, по статье "Амортизация". РЭК Свердловской области не был проведен полный анализ экономической обоснованности расходов с учетом мотивировочной части Приказа ФАС России, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России.
3. "Расходы на энергоресурсы".
По статье "Топливо".
В скорректированных Экспертных заключениях на 2017 и 2018 годы расходы приняты в сумме на 2017 год: 52 563,68 тыс. руб. - газ. 5 636,709 тыс. руб. - уголь; на 2018 год - 54 507,67 тыс. руб. - газ. 5 738,2 тыс. руб. - уголь.
В соответствий с пунктом 34 Основ ценообразования, расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии:
2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение:
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно скорректированном) Экспертному заключению ИТ МУП "Горэнерго" используется топливо на технологические цели - газ и уголь.
В соответствии со скорректированным Экспертным' заключением в качестве обосновывающих материалов по данной статье затрат регулируемой организацией были представлены: реестр счетов-фактур на поставляемое топливо за 2015 год (газ) и копии счетов-фактур на поставляемое топливо за 2015 год (уголь), расчетные таблицы в соответствии с Методическими указаниями.
Однако, из экспертных заключений на 2017 и 2018 годы не следует; что были проанализированы договоры поставки топлива, кроме того, в части расходов на газ анализировались только реестр счетов-фактур и расчетные таблицы.
Кроме того, из скорректированного Экспертного заключения РЭК Свердловской области области неясно, каким образом принимались объемы топлива, при расчете расходов.
Таким образом, РЭК Свердловской области не был проведен анализ экономической обоснованности расходов, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России в нарушение пункта 29 Правил.
По статье "Расходы на электрическую энергию".
В скорректированных Экспертных заключениях на 2017 и 2018 годы РЭК Свердловской области расходы приняты в сумме на 2017 год - 109 580,029 тыс. руб.: на 2018 год - 106 956,397 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) пены.
Согласно скорректированным Экспертным заключениям РЭК Свердловской области на 2017 и 2018 голы в качестве обосновывающих документов НТ МУП "Горэнерго" были представлены:
- по 2017 голу: реестр счетов-фактур на поставку электрической энергии за 2015 год. копии счетов-фактур на поставку электрической энергии за 2015 год. расчетные таблицы.
- по 2018 году: договоры купли-продажи электрической энергии, реестр счетов-фактур на поставку электрической энергии за 2016 год, копии счетов-фактур на поставку электрической энергии за 2016 год, расчетные таблицы.
Однако, в скорректированном Экспертном заключении РЭК Свердловской на 2017 при расчете расходов на электрическую энергию анализировал и проводил расчет исключительно из данных в реестре счетов-фактур на поставку электрической энергии за 2015 год, копий счетов-фактур на поставку электрической энергии за 2015 год, расчетных таблицы, без анализа договоров поставки электрической энергии,
Неясно каким образом принимались объемы электрической энергии и в 2017 году, и в 2018 году. В скорректированных Экспертных заключениях РЭК Свердловской области анализ объемов покупки электрической энергии, предусмотренный действующим тарифным законодательством, отсутствует
Таким образом, РЭК Свердловской области не был проведен должный экономический анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России в нарушение пункта 29 Правил.
По статьям: "Расходы на холодную воду". "Расходы на теплоноситель". "Расходы на тепловую энергию",
В скорректированных Экспертных заключениях на 2017 и 2018 годы учтены следующие суммы:
- расходы на холодную воду на 2017 год учтены 2 810,556 тыс. руб., на 2018 год - 2 871,165 тыс. руб.:
- расходы на покупную тепловую энергию на 2017 год учтены 753 425,137 тыс руб., на 2018 год - 742 672,705 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Расходы на теплоноситель были приняты исходя исключительно из представленных регулируемой организацией расчетных таблиц. Расчет и обоснования принимаемых цен и объемов в расчетах на 2017 и 2018 годы РЭК Свердловской области в скорректированных Экспертных заключениях на 2017 и 2018 годы, не представлены.
Экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2017 и 2018 годы не содержат анализ по данным статьям затрат.
Также в скорректированном Экспертном заключении отсутствуют расчеты объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Таким образом. РЭК Свердловской области не был проведен должный анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России в нарушение пункта 29 Правил регулирования N 1075.
Так. нарушения, установленные Приказом ФАС России при принятии постановления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 329-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Нижнетагильским муниципальным унитарным предприятием "Горэнерго" (г. Нижний Тагил) на территории города Нижний "Тагил", не устранены.
Таким образом. Региональной энергетической комиссией Свердловской области не проведен дополнительный анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации., не приведены в соответствие с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) экспертные заключения, а также не исключены ранее учтенные экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации,
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа приказ ФАС России от 20.11.2018 N 1610/18 "Об отмене постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13.12.2016 N 161-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017-2021 годы", от 13.12.2016 N 160-ПК "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций для формирования тарифов на тепловую энергию. поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2017-2021 годы", принятый по результатам проведения в 2018 г. плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
2. Результаты исполнения пункта 1 настоящего приказа учесть при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 г., обеспечив введение в действие решение об установлении цен (тарифов) (в том числе долгосрочных параметров регулирования) в срок не позднее 31.12.2019 г. (включительно).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 1-2 настоящего приказа проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано п. 3-4 настоящего приказа:
- протокола (протоколов) заседания правленая (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения:
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1666/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 20.11.2018 N 1610/18 об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для НТ МУП "Горэнерго"
Текст приказа опубликован не был