См. также письмо Росреестра от 21 ноября 2017 г. N 14-13525/17@
ФГБУ "ФКП Росреестра" с учетом пункта 16.10 протокола селекторного совещания от 24.01.2017 N ГЕ/1-ПР направляет вопрос, связанный с реализацией Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в части исправления ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о местоположении границ земельного участка.
1. Частью 1 статьи 43 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Минэкономразвития России в письме от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23, исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент подготовки указанного письма (далее - Закон о кадастре), сделан вывод о том, что уточнение местоположения границ земельного участка допустимо в следующих случаях:
- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Можно отметить, что положения части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10, 13 статьи 22 Закона о регистрации не идентичны положениям части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, в связи с чем ФГБУ "ФКП Росреестра" просит подтвердить возможность внесения изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка, определенных в соответствии с установленными требованиями, в случае наличия в них ошибки.
2. Согласно части 3 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
ФГБУ "ФКП Росреестра" обращает внимание на то, что исходя из определения реестровой ошибки, приведенного в части 3 статьи 61 Закона о регистрации, установленный для ее исправления порядок (в том числе в части принятия решения о необходимости устранения реестровой ошибки, предусмотренного частью 6 статьи 61 Закона о регистрации) не применяется в случае, если ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка допущена в документе, отличном от межевого плана (например, описании земельных участков).
ФГБУ "ФКП Росреестра" просит сообщить позицию Росреестра о порядке исправления ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков в случае, если такая ошибка допущена в документе, отличном от межевого плана.
3. ФГБУ "ФКП Росреестра" отвечает, что согласно части 3 статьи 61 Закона о регистрации основанием для принятия государственным регистратором решения об исправлении реестровой ошибки являются документы, свидетельствующие о наличии реестровых ошибок и содержащие необходимые для их исправления сведения, либо вступившее в законную силу решение суда об исправлении реестровой ошибки.
При этом Закон о регистрации не содержит конкретного перечня документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ земельных участков и содержащих необходимые для их исправления сведения, а также прямого указания на лиц, имеющих право на предоставление указанных документов в орган регистрации прав.
Указанные обстоятельства являются причиной поступления в филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" письменных обращений (заявлений) граждан, в которых содержатся требования об устранении реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков в соответствии с указанными в данных обращениях координатами характерных точек границ земельных участков (пример такого обращения прилагается).
Позиция ФГБУ "ФКП Росреестра" по данному вопросу следующая.
Согласно статье 8, части 5 статьи 14 Закона о регистрации описание местоположения границ земельного участка является основной характеристикой земельного участка, изменение которой осуществляется в порядке государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации права.
Учитывая, что исправление реестровой ошибки подразумевает внесение изменений в сведения ЕГРН, исходя из положений части 2 статьи 14, пункта 4 части 2 статьи 15, части 4 статьи 18 и статьи 22 Закона о регистрации, ФГБУ "ФКП Росреестра" полагает, что документом, свидетельствующим о наличии реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка и содержащим необходимые для ее исправления сведения, является межевой план, представленный в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости собственником такого земельного участка либо его представителем в порядке, установленном статьей 18 Закона о регистрации.
ФГБУ "ФКП Росреестра" просит сообщить мнение Росреестра относительно изложенной позиции.
Дополнительно ФГБУ "ФКП Росреестра" сообщает, что позиция Росреестра относительно лиц, которые вправе обратиться с заявлением об исправлении реестровой ошибки, а также документов, которые должны быть представлены в орган регистрации прав с целью исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, запрашивалась в письме, подготовленном во исполнение поручения Росреестра от 06.03.2017 N 14-02190/17@.
Приложение: в электронном виде (2,29 МБ).
Директор |
К.А. Литвинцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 30 марта 2017 г. N 10-0880-КЛ "Об исправлении реестровых ошибок"
Текст письма опубликован не был