Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 декабря 2019 г. N 03-11-11/101599
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и благодарит за инициативу и внимание к законодательству российской Федерации о налогах и сборах. При этом сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан и организаций, внимательно рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Одновременно, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, отмечаем следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 1 января 2021 года.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов продление действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) не предусмотрено.
ЕНВД не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. На момент принятия решения о вводе ЕНВД отсутствовали современные технологии налогового администрирования, в связи с этим было принято решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, количество работников и т.д.).
С развитием цифровых технологий совершенствуется применение контрольно-кассовой техники в режиме онлайн-касс, у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, в то время как плательщики ЕНВД, по-прежнему, исчисляют налог с физических показателей, что приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов,
С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), а индивидуальные предприниматели на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) или на уплату налога на профессиональный доход (далее - НПД).
При этом Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков в зависимости от применяемого специального налогового режима.
Так, например, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 346.20 Кодекса).
На основании пункта 2 статьи 346.20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложений в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.
Кроме того, с 1 января 2020 года, в рамках совершенствования УСН, в Кодекс вносятся изменения, связанные с отменой обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения виде доходов, а также изменения, устанавливающие переходные положения, позволяющие продолжать применять этот специальный налоговый режим, в случае превышения налогоплательщиками ограничений по доходам и (или) средней численности работников.
В части применения НПД отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - Закон N 422-ФЗ) с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года на территории указанных субъектов Российской Федерации проводится эксперимент по применению НПД.
Частью 1 статьи 2 Закона 422-ФЗ установлено, что применять НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент,
Указанный специальный налоговый режим предусматривает следующие ставки налога: 4% - в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6% - в отношении доходов, полученных от индивидуальных предпринимателей.
При применении НПД физическое лицо - налогоплательщик, освобождается от обязанности представлять отчетность, применять контроль-кассовую технику, регистрироваться к качестве индивидуального предпринимателя.
При этом 15 декабря 2019 года принят Федеральный закон N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", которым предусматривается распространение с 1 января 2020 года эксперимента по установлению НПД в городе федерального значения Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской области, Красноярском и Пермском крае, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе, а также в Республике Башкортостан.
По итогам реализации эксперимента за 2019 год будет проведен анализ его результатов и определены возможности и целесообразность для расширения эксперимента на все субъекты Российской Федерации.
Кроме того, обращаем внимание, что в силу статьи 34.2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Вопросы, связанные с введением и порядком маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не относятся к компетенции Минфина России.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" ответственным координатором является Минпромторг России.
Учитывая изложенное, по вопросам маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, следует обращаться в Минпромторг России.
В то же время, следует отметить, что исходя из статьи 346.27 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступающей в силу с 1 января 2020 года), реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", к розничной торговле для целей главы 26.3 Кодекса не относится и, соответственно, на уплату ЕНВД не переводится.
Однако, согласно пункту 4 статьи 346.12 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
Таким образом, в 2020 году в отношении предпринимательской деятельности по реализации товаров, относящейся к розничной торговле, в целях главы 26.3 Кодекса, налогоплательщик вправе применять ЕНВД, а в отношении предпринимательской деятельности по реализации товаров, не признаваемой розничной торговлей - общий режим налогообложения или УСН.
При этом согласно пункту 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения, Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Также отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 декабря 2019 г. N 03-11-11/101599
Текст письма опубликован не был