Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Утвержден
распоряжением Правительства
Белгородской области
от 23 декабря 2019 г. N 711-рп
Порядок
по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти, государственным органам Белгородской области
1. Общие положения
1.1. Порядок по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти, государственным органам Белгородской области (далее - Порядок), разработан в целях формирования единого подхода к осуществлению органами исполнительной власти области, государственными органами области ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти, государственным органам Белгородской области (далее - ведомственный контроль).
1.2. Порядок определяет сроки и последовательность осуществления мероприятий по организации и проведению ведомственного контроля в отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти, государственным органам Белгородской области, меры по профилактике и предупреждению нарушений трудового законодательства, перечень основных положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежащих проверке в ходе осуществления ведомственного контроля, формы документов.
1.3. Мероприятия по ведомственному контролю осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", законом Белгородской области от 25 декабря 2017 года N 234 "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Закон о ведомственном контроле), Порядком.
1.4. Понятия, термины и сокращения, используемые в Порядке, применяются в значениях, определенных Законом о ведомственном контроле.
1.5. Для целей Порядка дополнительно используются следующие термины и определения:
уполномоченный орган - орган исполнительной власти Белгородской области, уполномоченный Правительством Белгородской области на осуществление мероприятий по организации ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти, государственным органам Белгородской области, в части наделенных полномочий;
должностные лица, уполномоченные на осуществление ведомственного контроля - члены комиссии по осуществлению ведомственного контроля (далее - Комиссия), а также работники уполномоченного органа;
ежегодный план проведения плановых проверок - план проведения плановых проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённый уполномоченным органом;
представитель подведомственной организации - руководитель подведомственной органу исполнительной власти, государственному органу Белгородской области организации, его заместитель, исполняющий обязанности руководителя, или иное должностное лицо, уполномоченное на обеспечение взаимодействия с уполномоченным органом и должностными лицами, уполномоченными на осуществление ведомственного контроля, при осуществлении мероприятий ведомственного контроля.
1.6. Иные термины и определения применяются в значениях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Белгородской области.
2. Организация ведомственного контроля
2.1. Ведомственный контроль в отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти, государственным органам Белгородской области (далее - подведомственные организации), осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление ведомственного контроля.
Мероприятия по организации проведения ведомственного контроля осуществляются уполномоченным органом.
2.2. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в соответствии с Законом о ведомственном контроле и Порядком.
2.3. Плановые проверки проводятся один раз в три года на основании ежегодных планов проведения плановых проверок. Ежегодный план проведения плановых проверок оформляется согласно приложению N 1 к Порядку.
2.4. Проверка подведомственной организации проводится на основании распоряжения (приказа) уполномоченного органа о проведении проверки, оформленного согласно приложению N 2 к Порядку (разработанного в соответствии с типовой формой, определенной приложением N 1 к Закону о ведомственном контроле).
2.5. Срок проведения проверки определяется в зависимости от численности работников подведомственной организации и не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней. В случаях, требующих проведения сложных и (или) длительных исследований, срок проверки может быть продлен распоряжением (приказом) уполномоченного органа о продлении срока проверки на основании мотивированного предложения председателя Комиссии, но не более чем на 20 (двадцать) рабочих дней.
2.6. Проведение плановой проверки осуществляется по следующим основным направлениям ведомственного контроля:
социальное партнерство в сфере труда;
трудовой договор;
рабочее время;
время отдыха;
оплата и нормирование труда;
гарантии и компенсации, предоставляемые работникам;
трудовой распорядок и дисциплина труда;
квалификация работников, аттестация работников, профессиональные стандарты, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников;
охрана труда;
материальная ответственность сторон трудового договора;
особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Перечисленные в настоящем пункте основные направления ведомственного контроля при проведении плановой проверки не являются исчерпывающими и корректируются уполномоченным органом в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.
2.7. При осуществлении ведомственного контроля уполномоченный орган и уполномоченные им должностные лица взаимодействуют с профсоюзной инспекцией труда Союза "Белгородское областное объединение организаций профсоюзов" в соответствии с соглашением, заключенным между уполномоченным органом и Союзом "Белгородское областное объединение организаций профсоюзов".
3. Формирование ежегодного плана проведения плановых проверок
3.1. Уполномоченные должностные лица уполномоченного органа разрабатывают проект ежегодного плана проведения плановых проверок в отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти, государственным органам Белгородской области, в соответствии с пунктом 2.3 раздела 2 Порядка.
3.2. Ежегодный план проведения плановых проверок утверждает руководитель уполномоченного органа в срок до 15 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
3.3. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации подведомственной организации в качестве юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки подведомственной организации уполномоченным органом либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
3.4. При формировании ежегодного плана проведения плановых проверок в перечень направлений плановой проверки могут быть включены все или несколько основных направлений, указанных в пункте 2.6 раздела 2 Порядка.
3.5. Уполномоченный орган обеспечивает размещение утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок на официальном сайте dkp31.ru сети Интернет до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
3.6. Основания исключения подведомственной организации из ежегодного плана проведения плановых проверок:
- невозможность проведения плановой проверки деятельности подведомственной организации вследствие ее ликвидации;
- проведение проверки территориальным органом федерального государственного надзора в сфере труда в Белгородской области.
4. Проведение плановых (внеплановых) проверок
4.1. О проведении плановой проверки уполномоченный орган уведомляет подведомственную организацию не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала ее проведения.
4.2. Распоряжение (приказ) уполномоченного органа о проведении проверки, указанное в пункте 2.4 раздела 2 Порядка, направляется уполномоченным органом председателю Комиссии в течение 1 (одного) рабочего дня с даты его утверждения.
4.3. Перечень нормативных правовых и локальных актов, документов, иных материалов и пояснений, запрашиваемых при проведении плановой проверки, формируется в зависимости от выбранных направлений ведомственного контроля, утвержденных в ежегодном плане проведения плановых проверок, в соответствии с примерным перечнем согласно приложению N 3 к Порядку.
Документы, сформированные в соответствии с первым абзацем пункта 4.3 раздела 4 Порядка, представляются подведомственной организацией председателю Комиссии.
4.4. Перечень основных положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для проведения плановых проверок по основным направлениям ведомственного контроля, установленным пунктом 2.6 раздела 2 Порядка, формируется в соответствии с перечнем согласно приложению N 4 к Порядку.
4.5. Срок проведения плановой документарной проверки не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней.
4.6. При наличии установленных Законом о ведомственном контроле оснований для проведения плановой выездной проверки уполномоченный орган издает правовой акт о проведении проверки, указанный в пункте 2.4 раздела 2 Порядка, на основании мотивированного предложения председателя Комиссии.
4.6.1. В случае принятия решения в ходе проведения плановой документарной проверки о проведении плановой выездной проверки общая продолжительность проверочных мероприятий не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней.
4.6.2. При продлении срока проведения плановой проверки, в случаях, установленных Законом о ведомственном контроле, указанных в пункте 2.5 раздела 2 Порядка, уполномоченный орган издает правовой акт по форме согласно приложению N 5 к Порядку на основании мотивированного предложения председателя Комиссии.
4.7. При наличии оснований для проведения внеплановой проверки, установленных пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о ведомственном контроле, либо истечения срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства, установленного в акте проверки, уполномоченный орган издает правовой акт о проведении внеплановой проверки в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления информации, по форме согласно приложению N 2 к Порядку и уведомляет подведомственную организацию не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала ее проведения любым доступным способом, позволяющим удостоверить вручение указанного документа.
Любым доступным способом уведомления является вручение копии правового акта уполномоченного органа о проведении проверки непосредственно представителю подведомственной организации с получением отметки на втором экземпляре копии правового акта уполномоченного органа о проведении проверки, содержащей дату получения, подпись, фамилию, имя, отчество и должность получателя.
Копия правового акта уполномоченного органа о проведении проверки может быть направлена на адрес электронной почты подведомственной организации с последующим получением обратно по каналу электронной почты копии правового акта уполномоченного органа о проведении проверки с отметкой о получении, с указанием даты получения, подписи, фамилии, имени, отчества и должности получателя с последующей передачей оригинала.
4.7.1. Перечень нормативных правовых актов, документов, иных материалов и пояснений, запрашиваемых при проведении внеплановой проверки по основанию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона о ведомственном контроле, формируется исходя из поступившей в уполномоченный орган информации о фактах нарушений в подведомственной организации трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4.7.2. Срок проведения внеплановой документарной проверки не может превышать 14 (четырнадцать) рабочих дней.
4.8. При наличии установленных Законом о ведомственном контроле оснований для проведения внеплановой выездной проверки уполномоченный орган издает правовой акт о проведении внеплановой выездной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку и уведомляет подведомственную организацию не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала ее проведения любым доступным способом, позволяющим достоверно установить вручение указанного документа.
4.8.1. Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 14 (четырнадцать) рабочих дней.
4.8.2. В случае принятия решения в ходе проведения внеплановой документарной проверки о проведении внеплановой выездной проверки общая продолжительность проверочных мероприятий не может превышать 14 (четырнадцать) рабочих дней.
4.9. Внеплановая проверка, назначенная по основаниям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона о ведомственном контроле, прекращается решением руководителя уполномоченного органа на основании мотивированного предложения председателя Комиссии, если после ее начала установлены недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
В акт проверки вносится соответствующая информация.
4.10. В случае выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в ходе проведения внеплановой проверки, назначенной по основаниям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона о ведомственном контроле, не указанных в поступившем заявлении, обращении, такая информация подлежит включению в акт проверки.
4.11. В случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя подведомственной организации, ее представителя или иного уполномоченного должностного лица либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя подведомственной организации, представителя подведомственной организации или иного уполномоченного должностного лица, повлекшими невозможность проведения проверки, секретарь Комиссии составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
Акт о невозможности проведения проверки направляется в подведомственную организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к копии экземпляра указанного акта, хранящейся в уполномоченном органе.
Заверенная копия акта представляется в уполномоченный орган.
5. Итоги проверки
5.1. По результатам проверки непосредственно после ее завершения секретарь Комиссии составляет акт проверки в двух экземплярах по форме согласно приложению N 6 к Порядку, один из которых с заверенными копиями приложений в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его составления вручается представителю подведомственной организации под подпись об ознакомлении. Заверенная копия акта проверки представляется в уполномоченный орган в этот же срок.
5.2. В случае если в ходе проведения плановой (внеплановой) документарной проверки было принято решение о ее продолжении в форме выездной, результаты такой проверки оформляются одним актом проверки и принимаются к учету как одна проверка.
5.3. Сроки устранения выявленных нарушений определяются в зависимости от их вида, количества, характера и времени, необходимого для их устранения.
5.4. В случае устранения выявленных нарушений (части выявленных нарушений) непосредственно в ходе проведения проверки сведения о выявлении и устранении таких нарушений указываются в акте проверки.
5.5. На основании аргументированного письменного обращения руководителя подведомственной организации о продлении указанных в акте проверки сроков устранения выявленных нарушений, согласованного с председателем Комиссии, руководителем органа исполнительной власти, государственного органа области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных организаций, может быть принято решение о продлении установленных сроков, но не более чем на 20 (двадцать) рабочих дней.
5.6. В случае направления подведомственной организацией возражений в адрес председателя Комиссии в письменной форме в срок, установленный в части 4 статьи 10 Закона о ведомственном контроле, течение установленных в акте проверки сроков устранения выявленных нарушений не приостанавливается.
Комиссия рассматривает поступившие в письменной форме возражения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления возражений, по истечении которых председатель Комиссии направляет аргументированный письменный ответ в адрес подведомственной организации.
В случае невозможности урегулирования разногласий между Комиссией и подведомственной организацией, обусловленных различным толкованием отдельных положений трудового законодательства, связанным с результатами проведенной проверки, председатель Комиссии вправе направить мотивированное обращение в уполномоченный орган.
5.7. Подведомственная организация не позднее 3 (трех) рабочих дней после истечения срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства, установленного актом проверки или распоряжением (приказом) уполномоченного органа о продлении срока устранения нарушений, направляет отчет о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности председателю Комиссии.
Заверенная копия отчета представляется в уполномоченный орган.
5.8. По завершении проверки в журнал учета проверок уполномоченного органа вносится соответствующая запись по форме в соответствии с приложением N 7 к Порядку. Уполномоченный орган обеспечивает ведение и хранение журнала учёта проверок.
6. Отчет подведомственной организации о принятых мерах по устранению выявленных нарушений
6.1. Подведомственная организация формирует отчет о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности (далее - отчет об устранении) по форме согласно приложению N 8 к Порядку.
6.2. Отчет об устранении должен содержать информацию об устранении каждого указанного в акте проверки выявленного нарушения и несоответствия отдельно.
6.3. Отчет об устранении представляется председателю Комиссии не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня истечения срока устранения выявленных недостатков, установленного в акте проверки.
Заверенная копия отчёта представляется председателем Комиссии в уполномоченный орган не позднее 5 (пяти) дней со дня истечения срока устранения выявленных недостатков, установленного в акте проверки.
7. Меры по профилактике и предупреждению нарушений трудового законодательства
7.1. В целях принятия профилактических мер по предупреждению и пресечению нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях, органом исполнительной власти, государственным органом Белгородской области должны быть предусмотрены мероприятия, направленные:
- на формирование у руководителей и должностных лиц подведомственных организаций единого понимания норм и положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- на своевременное информирование руководителей и должностных лиц подведомственных организаций о нововведениях, касающихся регулирования трудовых отношений;
- на выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению трудового законодательства, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- на создание условий для развития мотивации руководителей подведомственных организаций к соблюдению трудового законодательства, к улучшению условий труда работников, в том числе путем включения в трудовой договор в качестве показателей эффективности работы руководителя;
- на организацию обучающих мероприятий.
7.2. При выявлении системных, типичных, повторяющихся нарушений в ходе проведения проверок орган исполнительной власти, государственный орган Белгородской области организует информирование подведомственных организаций о фактах выявления таких нарушений и о мерах по их предотвращению.
Формой такого информирования может быть согласованное с уполномоченным органом информационное письмо в адрес руководителей подведомственных организаций о недопустимости нарушения требований трудового законодательства с разъяснением соответствующих требований, нормативных правовых актов, их предусматривающих, конкретных действий (бездействия) должностных лиц, приводящих к нарушению этих требований, а также о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Также могут быть организованы совещания, рабочие встречи, конференции, обучающие семинары, иные мероприятия по профилактике нарушений трудового законодательства, направленные на популяризацию новых принципов, подходов и методик обеспечения соблюдения трудового законодательства.
Дополнительной мерой может быть рекомендация руководителям подведомственных организаций о направлении работников на курсы повышения квалификации и семинары, посвященные вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Могут быть использованы и иные не противоречащие законодательству меры.
8. Ежегодный доклад уполномоченного органа об осуществлении ведомственного контроля
8.1. По результатам проведенных в отчетном периоде мероприятий по ведомственному контролю уполномоченный орган формирует ежегодный доклад об осуществлении ведомственного контроля на основании отчетов, представленных председателями Комиссий.
8.2. В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, председатель Комиссии направляет в уполномоченный орган отчет об осуществлении ведомственного контроля (далее - ежегодный отчет) по форме согласно приложению N 9 к Порядку в электронном виде на официальный адрес электронной почты и на бумажном носителе.
8.3. В случае отсутствия проведенных в отчетном периоде проверок (плановых, внеплановых) в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, председатель Комиссии направляет в уполномоченный орган уведомительное письмо об отсутствии в отчетном периоде проведенных проверок.
8.4. Ежегодный доклад об осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях (далее - Ежегодный доклад) формируется уполномоченным органом на основании ежегодных отчетов, представленных председателями Комиссий, согласно приложению N 10 к Порядку.
В срок до 1 марта года, следующего за отчетным, уполномоченный орган представляет Ежегодный доклад Губернатору Белгородской области.
Ежегодный доклад является открытым, общедоступным и размещается на официальном сайте Правительства Белгородской области (www.belregion.ru) в сети Интернет уполномоченным органом до 1 апреля года, следующего за отчетным, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.