В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р "Об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения Чеченской Республики.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Ибакова Т.А.
Министр |
У.Ц. Баширов |
Утверждено
приказом Министерства труда,
занятости и социального развития
Чеченской Республики
от 22 октября 2019 г. N 02-29/234
Руководство
по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения Чеченской Республики
I. Введение
Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст и т.д.), и направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.
Социальное обслуживание должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижение чести и достоинства человека.
Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя услуг.
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения Чеченской Республики (далее - Руководство) разработано Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг, размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
II. Основные понятия, используемые в Руководстве
Для целей настоящего Руководства используются понятия и термины в значениях, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики о социальном обслуживании граждан и социальной защите инвалидов.
III. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, содержащие обязательные требования
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения Чеченской Республики, утвержден приказом Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики от 21 августа 2017 года N 02-29/187 "Об утверждении перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдения которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, и порядка ведения указанных перечней".
IV. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг
4.1. Основная документация поставщиков социальных услуг может включать в себя:
а) устав;
б) положения об отделениях;
в) штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности;
г) правила, инструкции, методики, в том числе:
правила внутреннего трудового распорядка, определяющие режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;
правила поведения получателей социальных услуг, определяющие их права и обязанности как клиентов организации, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима организации;
должностные инструкции специалистов, устанавливающие их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением;
д) документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы);
е) документы, связанные с социальным обслуживанием (оказанием социальных услуг получателям социальных услуг): заявление о предоставлении социальных услуг, договор о предоставлении социальных услуг (далее - договор), индивидуальная программа предоставлении социальных услуг (далее - ИППСУ), акты о предоставлении социальных услуг и т.д.;
ж) документы, подтверждающие деятельность поставщика социальных услуг по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, в котором предоставляется социальное обслуживание, и к предоставляемым услугам:
паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры Чеченской Республики;
документы о выполнении рекомендаций по адаптации основных структурных элементов объекта социальной инфраструктуры, указанных в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры Чеченской Республики;
организационно-распорядительные акты (приказы) о возложении на подчиненных сотрудников обязанностей по оказанию помощи инвалидам при предоставлении им услуг и проведении, в пределах установленных полномочий, инструктирования и (или) обучения специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности;
журнал учета проведения инструктирования и (или) обучения специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети Интернет, в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания
5.1. Правила размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальным сайте поставщике социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.2. Порядок обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещения информации на официальных сайтах в сети Интернет, утвержден приказом Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики от 26 ноября 2014 года N 01-01-05/175 "Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети "Интернет".
VI. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг
6.1. Поставщики социальных услуг обязаны:
а) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с ИППСУ и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;
б) предоставлять срочные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ);
в) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и о стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
г) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
д) предоставлять Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
е) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ;
ж) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
з) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
и) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
к) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
л) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
м) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
6.2. Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
6.3. При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются:
а) надлежащий уход;
б) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг;
в) соблюдение требований и правил пожарной безопасности;
г) соблюдение следующих требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах, предназначенных для оказания социальных услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 69 "Об утверждении СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания";
санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 года N 8 "Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
6.4. Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений".
6.5. Государственные организации социального обслуживания создают попечительские советы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
7.1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.
7.2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
7.3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживании.
7.4. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 Федерального закона N 442-ФЗ.
7.5. Нормативы обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Чеченской Республики в стационарной и полустационарной формах утверждены приказом Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики от 21 октября 2014 года N 01-01-05/136 "Об утверждении нормативов при предоставлении социальных услуг учреждениями социального обслуживания населения".
7.6. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены:
а) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией (например, сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении);
б) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудование и носителей информации (особое значение имеет данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, нескользкое покрытия пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями: автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффектно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках, и т.д. При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.);
в) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
г) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
д) оказание иных видов посторонней помощи.
7.7. Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Чеченской Республике, утвержденным постановлением Правительства Чеченской Республики от 15 декабря 2014 года N 241 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Чеченской Республике" (далее - Постановление).
7.8. Социальное обслуживание осуществляется поставщиками социальных услуг в соответствии со стандартами социальных услуг, утвержденными Постановлением.
VIII. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания
8.1. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания должностные лица Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики, обязаны выдать предписание поставщику социальных услуг об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
8.2. Невыполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики от 22 октября 2019 г. N 02-29/234 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения Чеченской Республики"
Текст приказа опубликован не был