Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 9. Образование, культура и спорт
В 2019 году продолжилась работа по совершенствованию нормативной правовой базы региона в сферах образования, культуры, туризма, защиты прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводилась работа по совершенствованию законодательства Московской области в сфере образования в части корректировки нормативов финансирования муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в Московской области, мер социальной поддержки обучающихся, а также по реализации указов Президента Российской Федерации, ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, национального проекта "Образование".
В Закон Московской области N 147/2013-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования" в 2019 году дважды вносились изменения в части:
уменьшения количества месяцев посещения детьми образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом пропусков по болезни, отпуска родителей и другое с 10 до 9 (Закон Московской области N 78/2019-ОЗ);
корректировки методики расчета субвенций, предоставляемых из бюджета Московской области бюджетам городских округов Московской области на реализацию государственных полномочий, в частности, на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
Органы местного самоуправления наделены отдельным государственным полномочием Московской области на выплату компенсаций работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ГИА обучающихся, за работу по подготовке и проведению ГИА обучающихся в пунктах проведения экзаменов.
Определено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны направлять численность воспитанников и численность обучающихся, учитываемую при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области на очередной финансовый год, в уполномоченный орган в сфере образования до 20 мая текущего финансового года. Также установлены нормативы финансового обеспечения расходов на выплату компенсаций работникам, привлекаемым к проведению ГИА обучающихся, и методика расчета субвенции на выплату компенсаций (Закон Московской области N 212/2019-ОЗ).
В Закон Московской области N 94/2013-ОЗ "Об образовании" в отчетный период внесены изменения, касающиеся:
корректировки полномочий исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения государственных образовательных организаций Московской области, а также приведения терминологии в соответствие с действующим федеральным законодательством (Закон Московской области N 146/2019-ОЗ);
корректировки основных положений об образовании и о финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях за счет средств регионального бюджета.
Установлено, что учредителю муниципальной образовательной организации осуществляется компенсация расходов на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации, проживающих на территории иного городского округа, между городскими округами, на территории которых не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Указанная компенсация расходов осуществляется на основании соглашения, заключенного между органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация, и органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся. Определено, что размер компенсации рассчитывается исходя из фактических затрат, непосредственно связанных с организацией перевозки обучающихся (затраты на топливо, затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией автотранспортного средства, и иные затраты, предусмотренные в соответствующем соглашении) (Закон Московской области N 229/2019-ОЗ).
Принят Закон Московской области N 152/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году".
Данным Законом установлено, что центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере образования, утверждается методика расчета прогнозируемой на очередной финансовый год и фактической средней численности обучающихся, работников в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области.
Приведены расчеты нормативов финансового обеспечения расходов на выплату компенсаций работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации.
Законом Московской области N 186/2019-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие финансовое обеспечение реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования в образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году" внесены изменения в части приведения размеров нормативов финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях в Московской области к лимитам бюджетных ассигнований в 2019 году.
Принятым Законом Московской области N 210/2019-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов" сформулирован порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств бюджета Московской области в 2020 году.
Определена методика расчета субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области. Средства бюджета Московской области предоставляются на расходы по оплате труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Норматив финансового обеспечения оплаты труда работников в сфере общего образования в Московской области рассчитывается, исходя из планируемой среднемесячной заработной платы работников на 2020 год, равной 51 526 рублей в месяц.
Законом Московской области N 211/2019-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов" установлен порядок расчета нормативов финансового обеспечения, определены нормативы финансового обеспечения, утверждена методика расчета субвенций (расчет субвенций осуществлен с учетом прогнозируемой на 2020 финансовый год среднегодовой численности обучающихся).
Регламентирован порядок расходования субвенций на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях. В целом, утвержденные положения нацелены на формирование финансовой базы для организации комплексного развития образовательной сферы в Московской области.
Принятым Законом Московской области N 284/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов" предусмотрена дифференциация корректирующих коэффициентов, отражающих особенности оказания муниципальных услуг в части обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам в целях отражения форм нозологий (различных нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также комплексных форм сенсорно-моторных нарушений и последствий различных соматических заболеваний).
Законом Московской области N 213/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях" внесены изменения в методику расчета субвенции на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных и в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, обучающимся по очной форме обучения.
Указанным Законом уточнено количество учебных дней в очередном году (175 дней), для обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего образования (170 дней). В целях оптимизации расходов субвенции в формулу расчета субвенции введен коэффициент К = 0,95, учитывающий отсутствие обучающихся в учебные дни по болезни и другим причинам.
В сфере законодательства Московской области, регулирующего вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят Закон Московской области N 154/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", которым внесены изменения, касающиеся предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Данным Законом пересмотрены положения о дополнительных гарантиях прав на имущество и жилое помещение. Установлено, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Законом Московской области N 132/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области" установлено, что Уполномоченный по правам ребенка в срок не позднее 60 дней по окончании календарного года обязан направлять доклад о результатах своей деятельности, в том числе, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Определено, что Уполномоченный по правам ребенка имеет право безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность на территории Московской области, а также запрашивать от них документы, материалы и разъяснения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов ребенка.
На Уполномоченного по правам ребенка распространены требования, ограничения и запреты, установленные законодательством о противодействии коррупции. В целом, изменения нацелены на модернизацию инструментов в области реализации и защиты прав и законных интересов детей.
В сфере правового регулирования вопросов осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области в Закон Московской области N 273/2005-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области" внесен ряд изменений:
уточнен порядок определения численности работников структурного подразделения администрации, обеспечивающих деятельность комиссий. Скорректированы методика и формула расчета субвенций. Определено, что органы местного самоуправления в пределах предусмотренных объемов субвенций самостоятельно определяют структуру расходов в рамках их целевого назначения.
Установлено, что главы городских округов Московской области либо лица, исполняющие их обязанности, направляют центральному исполнительному органу государственной власти Московской области, осуществляющему управление в сфере образования, отчеты об использовании субвенций, информацию, необходимую для расчета средств субвенций на соответствующий финансовый год и на плановый период, а также информацию, необходимую для уточнения средств субвенций в текущем финансовом году (Закон Московской области N 55/2019-ОЗ);
уточнены положения о финансовом обеспечении деятельности структурных подразделений администраций городских округов, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Изменен порядок расчета предоставляемых субвенций. Теперь при расчете субвенций не учитывается вычисляемый средний коэффициент должностных окладов на одного работника структурного подразделения администрации i-гo муниципального района (городского округа), а также не берутся во внимание единовременные выплаты к отпуску в размере, установленном муниципальным правовым актом в i-ом муниципальном районе (городском округе) в текущем финансовом году. В целом, изменения нацелены на унификацию методики расчета субвенции независимо от муниципального образования (Закон Московской области N 216/2019-ОЗ).
Законом Московской области N 56/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" в Кодексе Московской области об административных правонарушениях установлена ответственность за воспрепятствование осуществлению полномочий членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области.
Так, воспрепятствование деятельности названных комиссий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
В сфере охраны объектов культурного наследия в Закон Московской области N 11/2018-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области" внесены следующие изменения:
к полномочиям Главного управления культурного наследия Московской области отнесена выдача заключения о соответствии или несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям.
Также областной орган охраны объектов культурного наследия теперь осуществляет рассмотрение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, подготовку уведомления о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения.
Уточнен порядок установления (прекращения существования) зон охраны объектов культурного наследия Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (Закон Московской области N 26/2019-ОЗ);
скорректированы полномочия областного органа охраны объектов культурного наследия в части установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, которые не имеют собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на который собственник отказался (Закон Московской области N 113/2019-ОЗ);
областной орган охраны объектов культурного наследия наделен полномочием по принятию актов об отнесении объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в границах территорий историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, к ансамблям или достопримечательным местам, и определению их пообъектного состава (Закон Московской области N 123/2019-ОЗ).
В Закон Московской области N 161/2017-ОЗ "О праздничных днях и памятных датах Московской области" внесен ряд изменений, в частности:
дополнен перечень памятных дат Московской области Днем памяти Подольских курсантов - 5 октября (1941 год).
Данное дополнение Закона указанной памятной датой актуализировало важную для регионального самосознания точку исторической памяти и дало возможность активизировать военно-патриотическую работу среди молодежи, что представляется особенно важным в преддверии 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне (Закон Московской области N 52/2019-ОЗ);
установлена новая памятная дата "вторая суббота сентября - День открытия первого многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) на территории Московской области (2009 год)", приуроченная к дате открытия первого офиса МФЦ на территории Московской области. Первый офис МФЦ был открыт в г. Балашиха Московской области в сентябре 2009 года (Закон Московской области N 237/2019-ОЗ).
Законом Московской области N 203/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области" внесены изменения в части исключения осуществления туристической деятельности в религиозных целях, а также положений, регламентирующих паломническую деятельность.
В связи с переходом полномочий центрального исполнительного органа государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере туризма, по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии в Московской области, признаны утратившими силу отдельные положения законодательства, затрагивающие соответствующие правоотношения.
Дважды в 2019 году вносились изменения в Закон Московской области N 215/2015-ОЗ "О библиотечном обслуживании населения Московской области", в частности:
изменены основы правового регулирования организации библиотечного обслуживания в Московской области. Теперь библиотечное обслуживание производится также на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Закон Московской области N 184/2019-ОЗ);
в связи с приведением законодательства Московской области о библиотечном обслуживании населения Московской области в соответствие с принятыми поправками к Уставу Московской области, внесены уточнения в формулировки законодательства о библиотечном обслуживании населения Московской области. В частности, понятие "национальные меньшинства" заменено на "коренные малочисленные народы и другие национальные меньшинства" (Закон Московской области N 225/2019-ОЗ).
Принят Закон Московской области N 241/2019-ОЗ "Об утверждении заключения соглашения между Министерством обороны Российской Федерации, городом Москвой и Московской областью об обеспечении организации военно-патриотического воспитания молодежи и популяризации военной и иной государственной службы от 10 сентября 2019 года".
Данное Соглашение заключено в целях обеспечения организации военно-патриотического воспитания молодежи и популяризации военной и иной государственной службы. В соответствии с Соглашением Московская область софинансирует мероприятия по созданию Учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" на территории Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации "Патриот" из бюджета Московской области в размере 1 млрд. рублей в 2019 году и 1 млрд. рублей в 2020 году.
В рамках участия в федеральном законотворческом процессе в 2019 году Комитетом по вопросам образования, культуры и туризма Думы разработан проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России", которым предлагается установить новый день воинской славы "2 августа - День победы русского войска над ордой хана Девлет Гирея в битве при Молодях (1572 год)".
По данному проекту федерального закона поступило положительное заключение Комиссии по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
В соответствии с заключением Правительства Российской Федерации по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" принятие решений по установлению дней воинской славы и памятных дат России, связанных с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, должно сопровождаться широким публичным обсуждением с учетом профессионального мнения специалистов в области истории и культуры.
В этой связи в Думе были проведены Общественные слушания на тему "О законодательной инициативе Московской областной Думы об установлении нового дня воинской славы России "2 августа - День победы русского войска над ордой хана Девлет Гирея в битве при Молодях (1572 год)".
По итогам проведения слушаний принята резолюция об актуальности и целесообразности установления нового дня воинской славы России "2 августа - День победы русского войска над ордой хана Девлет Гирея в битве при Молодях (1572 год)". Работа над проектом указанного федерального закона продолжается.
Кроме того, в отчетный период были разработаны проекты федеральных законов:
"О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации". Проектом предлагается внести изменение в статьи 146 и 153 Семейного кодекса Российской Федерации в части введения обязательной подготовки граждан, выразивших желание принять ребенка (детей) под опеку (попечительство), в приемную семью, независимо от родственных отношений с ребенком (предупреждение возврата ребенка в учреждение из семьи родственников), ввести запрет на передачу ребенка-сироты в семью лица, состоящего в браке с лицом, которое в соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации не может воспитывать такого ребенка вследствие наличия заболевания или судимости или другого значимого обстоятельства (предупреждение жестокого обращения с ребенком в семье).
Предлагается также разграничить понятия опеки (попечительства) и приемной семьи: приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание, за исключением близких родственников ребенка (детей). Заключение договора о создании приемной семьи противоречит нормам семейного законодательства, так как отношения с ребенком возникают с момента его рождения, не могут устанавливаться или прекращаться договором.
Проект находится на рассмотрении в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации;
"О внесении изменений в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Проектом закона предлагалось установить, что перечень имеющих право на прием на обучение в пределах установленной квоты, и порядок их поступления в образовательные организации среднего профессионального образования устанавливаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в зависимости от ситуации, складывающейся в регионе.
Проект был рассмотрен Комиссией по образованию и науке Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
В заключении было отмечено, что поскольку прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, поступление не может предполагать установление квоты. Решением Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по образованию и науке рекомендовано не вносить данный проект в Государственную Думу.
В 2019 году в сфере молодежной политики приняты законы Московской области:
N 72/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Московском областном молодежном парламенте". Данный Закон принят в целях создания в Московской области единого подхода к проведению выборов в молодежные совещательные органы, формируемые при представительных органах муниципальных образований Московской области, включая рекомендацию по определению даты проведения таких выборов (единого дня голосования);
N 97/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Московской области", которым Правительство Московской области наделено полномочием по определению уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего координацию центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности, а также полномочием по утверждению порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Московской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
N 235/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Московском областном молодежном парламенте". Данным Законом установлено, что Ежегодный отчет Молодежного парламента утверждается решением Комитета по делам молодежи и спорта Думы, заслушивается на заседании Думы и принимается к сведению постановлением не позднее первого квартала текущего года;
N 207/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственной молодежной политике в Московской области". Законом внесено изменение в статью 12 Закона Московской области N 155/2003-ОЗ "О государственной молодежной политике в Московской области" в части включения в нее понятия молодежного совещательного органа и коллегиального органа, организующего и обеспечивающего подготовку и проведение выборов в молодежные совещательные органы.
Закон Московской области N 252/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О патриотическом воспитании в Московской области" расширил перечень полномочий Думы в сфере патриотического воспитания, указанный в статье 10 Закона Московской области N 114/2015-ОЗ "О патриотическом воспитании в Московской области", дополнив его полномочием по принятию законов Московской области и иных нормативных правовых актов в сфере патриотического воспитания и мониторингу их правоприменения. Также данный Закон наделил Думу полномочием по взаимодействию с общественными объединениями, проводящими поисковые работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
В сфере физической культуры и спорта Законом Московской области N 158/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О физической культуре и спорте в Московской области" Министерство физической культуры и спорта Московской области наделено полномочием по ведению учета объектов, предназначенных для занятий физической культурой и спортом, расположенных на территории Московской области. Также Законом дано определение объектов, предназначенных для занятий физической культурой и спортом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.