Определение Верховного Суда РФ от 11 марта 2020 г. N 305-ЭС19-25177 по делу N А40-259450/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2019 по делу N А40-259450/2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2019 по тому же делу
по заявлению Государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" (далее - предприятие) к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) о признании недействительным предписания от 31.07.2018 N 2567-р,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (далее - департамент),
установила:
решением Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприятие просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Письмом от 09.01.2020 дело N А40-259450/2018 Арбитражного суда города Москвы истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из судебных актов и материалов дела, управлением проведена выездная проверка, предметом которой являлось соблюдение предприятием требований безопасности гидротехнических сооружений Путяевских прудов 1, 2, 3, 4, 5, 6, расположенных по адресу: г. Москва, станция "Малинковская", 5-й Лучевой просек, д. 20 (Путяевские пруды 1, 2, 3, 4, 5, 6), и гидротехнических сооружений Черного озера, расположенных по адресу: 107014, Москва, г. Зеленоград, 6-й мкр. (Черное озеро).
По результатам данной проверки составлен акт от 31.07.2018 N А-2567-р и выдано предписание от 31.07.2018 N 2567-р.
Не согласившись с указанным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон о безопасности гидротехнических сооружений), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений", от 27.02.1999 N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника", от 23.05.1998 N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 12.01.1998, пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и отсутствию нарушения прав и законных интересов предприятия.
В соответствии с пунктом 16 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся видов, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в частности при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
В силу абзаца 4 статьи 13 Закона о безопасности гидротехнических сооружений к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзаца 4 статьи 13" имеется в виду "абзаца 3 статьи 13"
Названной статьей Закона о безопасности гидротехнических сооружений установлена периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении гидротехнических сооружений I - III классов опасности.
Судами установлено, что распоряжение о проведении проверки вынесено уполномоченным органом на основании согласованного органами прокуратуры плана проведения плановых проверок предприятия на 2018 год в соответствии со статьей 9 Закона N 294-ФЗ.
Суды также отметили, что согласно разъяснению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20.08.2012 N 30/1-34д-2012 мероприятия по контролю, запланированные в отношении нескольких специальных объектов одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, следует оформлять как самостоятельную проверку.
То есть проверочному мероприятию в отношении каждого специального объекта должна соответствовать отдельная строка плана, как и было оформлено органом контроля (надзора).
Таким образом, судами не установлено нарушение управлением оснований и периодичности проведения проверки, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов, не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
отказать государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 марта 2020 г. N 305-ЭС19-25177 по делу N А40-259450/2018
Текст определения опубликован не был