Письмо ГТК РФ от 9 октября 1996 г. N 06-10/17969
"О направлении материалов"
Приказом ГТК РФ от 15 сентября 2003 г. N 1010 настоящее письмо признано недействующим
Направляю Вам решение Коллегии Северо-Западного таможенного управления от 11.07.96 N 4 п. 1 и доклад начальника юридического отдела СЗТУ М.Я.Криволапа на Коллегии СЗТУ по теме: "О практике применения таможенного законодательства в таможенных органах региона".
Прошу учесть, что возникающие при осуществлении судебно-правовой защиты государственных интересов таможенными органами вопросы применения ч. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации отражены в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.96 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" (доведено до сведения таможенных органов указанием ГТК России от 23.07.96 N 01-14/804), а к проблеме применения ст. 273 ТК России непосредственное отношение имеют Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и письма ГТК России от 04.09.96 N 01-15/16076 и N 06-09/16092.
Руководителей юридических служб таможенных органов прошу провести соответствующую работу.
Приложение: на 16 л.
Начальник Правового
управления |
В.А.Галдин |
Доклад
начальника юридического отдела СЗТУ России М.Я.Криволапа
на Коллегии управления по теме:
"О практике применения таможенного законодательства
в таможенных органах региона"
Процесс формирования юридической службы таможенных органов Северо-Западного региона начался в 1992 году. В апреле 1992 года был принят на работу главный юрисконсульт управления. В феврале 1993 года вышел приказ ГТК России N 44, которым образован правовой отдел Северо-Западного управления, переименованный впоследствии в юридический.
Осознавая важность правового обеспечения деятельности таможенных органов, начальник СЗТУ приказом от 28 апреля 1993 года N 70 ввел должности главных юрисконсультов в таможнях региона.
В целях совершенствования правового обеспечения деятельности таможенных органов Приказом ГТК России от 22 ноября 1993 года были даны методические рекомендации по формированию структуры и определению характера деятельности юридических служб таможенных органов Российской Федерации.
Во исполнение названного приказа был издан приказ ГТК N 189 от 11 мая 1994 года "О создании юридических служб таможенных органов Российской Федерации", утвердивший штатную численность юротделов.
В дальнейшем приказом ГТК России от 23.09.94 г. N 485 было утверждено Общее положение о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа, в котором определены задачи и функции юридической службы по правовому обеспечению деятельности таможенных органов.
На основании этих документов, а также изданных в соответствии с ними указаний и разъяснений ГТК России, в таможенных органах Северо-Западного региона к середине 1995 года были сформированы юридические отделы. В настоящее время они действуют в 20 таможнях и региональном таможенном управлении (сведения о кадровом составе и штатной численности юротделов прилагаются).
В период формирования юридических служб таможенных органов региона юридический отдел СЗТУ принимал активные меры по координации этого процесса. Проведены сборы начальников юротделов, где поставлены конкретные задачи по организации и функционированию юридических служб.
Основными задачами, стоящими перед юридическими отделами, являются правовое обеспечение деятельности и защита интересов таможенных органов, контроль за правильным применением действующего законодательства, обобщение практики его применения.
Юридический отдел СЗТУ России в настоящее время состоит из 10 сотрудников, имеющих высшее и незаконченное высшее юридическое образование. Работа организована по предметно-территориальному принципу. За каждым из сотрудников отдела закреплены направления правовой деятельности, по которым они специализируются в своей непосредственной работе, как то: применение таможенных режимов, таможенное оформление, информирование и консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопроса, вопросы судебно-арбитражной практики, хозяйственно-договорная работа, юридическая экспертиза поступающих в отдел проектов документов, трудовое законодательство. Также за всеми сотрудниками закреплены таможни региона, в которых они осуществляют контроль за деятельностью юридических отделов. В целом предметно-территориальный принцип позволяет поддерживать необходимый уровень квалификации сотрудников и контролировать состояние правовой работы в таможнях региона.
За период 1995 - 96 года юротделом СЗТУ России рассмотрено 493 жалобы, обращения и заявления физических и юридических лиц (из них - 368 - в 1995 году и 125 - в 1996 году), 22 протеста и представления прокуроров (16 - в 1995 г. и 6 - в 1996 г.).
С начала 1996 года юристами дано более 40 разъяснений отделам и должностным лицам управления по вопросам трудового, жилищного, финансового права. Более 60 консультаций подобного рода предоставлено отделом по запросам таможен.
Юротдел СЗТУ участвует совместно с другими подразделениями в подготовке и заключении хозяйственных договоров, а также осуществляет контроль за их исполнением. За 1995 год отделом дана правовая оценка 87 проектам договоров на общую сумму 6 млрд. 477 млн. 25 тыс. руб. и 533 639 долл. США; с начала 1996 года проанализировано 39 проектов договоров на общую сумму 14 млрд. 602 млн. рублей и 196 тыс. 290 долларов США.
Юротделом систематически проверяются на соответствие действующему законодательству и визируются проекты приказов и иных издаваемых в СЗТУ нормативных документов.
Во исполнение Приказа ГТК России от 15 мая 1995 года N 318, на основании приказа начальника СЗТУ России от 23 ноября 1995 года N 170 в Северо-Западном управлении силами сотрудников юридического отдела организована работа по информированию и консультированию заинтересованных лиц по таможенным вопросам. За период осуществления этой деятельности оказано 88 консультаций на общую сумму 7 млн. 765 тыс. 812 руб. В целом по региону доход от деятельности таможен по информированию и консультированию составил 207 млн. 148 тыс. 54 руб.
Ежемесячно и ежеквартально в Правовое управление ГТК России юридическим отделом направляется отчетная информация, в которой дается общий правовой анализ функционирования таможенной системы по всем ее направлениям.
Юридический отдел СЗТУ проводит работу в области совершенствования таможенного законодательства. Отделом постоянно вносятся предложения по изменению и дополнению нормативных актов ГТК России (за последнее время подготовлено 23 документа по этому вопросу). Так же в ГТК России были направлены предложения по 5 законопроектам по таможенному делу.
Юридический отдел СЗТУ был одним из организаторов проходившего в Санкт-Петербурге летом прошлого года международного семинара по таможенному праву.
Одной из основных задач юридического отдела регионального таможенного управления является методическое руководство правовой работой в нижестоящих таможенных органах.
Во исполнение этой задачи систематически проводятся проверки деятельности юротделов таможен, в ходе которых оказывается практическая помощь в решении конкретных вопросов организационного и правового характера.
Регулярно (2 раза в год) юридический отдел управления организует и проводит целевые семинары для руководителей и специалистов юридических отделов таможен региона, на которых обсуждаются проблемные вопросы правоприменительной практики. Так, например, были проведены семинары на темы: "Применение трудового законодательства", "Организация работы по информированию и консультированию", "Вопросы судебно-арбитражной практики" и др.
Одной из действенных форм обучения и приобретения практических навыков в работе является проведение стажировок должностных лиц юридических подразделений таможен в юридическом отделе СЗТУ. За период 1995 - 96 гг. в юротделе управления прошли стажировку 13 таких сотрудников (10 чел. в 1995 г. и 4 чел. в 1996 г.). Однако разработанный СЗТУ план прохождения стажировок на практике выполняется не в полном объеме, несмотря на то, что в январе 1996 года в таможни региона было направлено письмо N 06-18/27 о необходимости обеспечения своевременного прибытия специалистов юротделов для прохождения стажировок. Главной причиной невыполнения плана является отсутствие в таможнях денежных средств для направления своих сотрудников в командировки в СЗТУ (данные о прохождении стажировок в 1 полугодии 1996 года прилагаются).
В целях повышения эффективности правовой работы нижестоящих таможенных органов юридический отдел СЗТУ России систематически разрабатывает и направляет в таможни методические рекомендации и разъяснения по различным вопросам организационного и правоприменительного характера. За период 1995 - 96 гг. в таможни региона направлено 35 рекомендацией и писем (20 - в 1995 г. и 15 в 1996 г.). Среди них - разъяснения о порядке обращения взыскания на имущество, о практике применения таможенного законодательства при производстве по делам о НТП, о судебных решениях по вопросам применения таможенного режима временного ввоза и таможенного режима экспорта, о порядке ввоза транспортных средств физическими лицами с территории Республики Беларусь и др.
В работе по оказанию помощи нижестоящим таможенным органам и осуществлению контроля за их деятельностью не все обстоит так, как хотелось бы.
Юридический отдел СЗТУ укомплектован достаточно подготовленными специалистами, заинтересованно осваивающими таможенное законодательство и осознающими возложенную на них ответственность за состояние правовой работы в таможенных органах Северо-Западного региона. Вместе с тем, в нашей работе имеются недостатки, в частности:
- недостаточно глубоко и своевременно анализируется состояние применения таможенного законодательства в закрепленных таможнях региона;
- недостаточная "обратная связь" с юридическими отделами таможен;
- запоздалое реагирование на ошибки, допущенные при рассмотрении дел в судах;
- недооценка своей роли в организации правового обеспечения юридическими отделами деятельности таможен.
Эти недостатки в своей деятельности мы стремимся изжить.
В связи с этим первостепенная задача отдела - добиться осознанного (не механического) исполнения каждым сотрудником своих обязанностей на основе понимания роли юридической службы в укрепление таможенного дела.
Не последнее место при решении этой задачи занимает материальное обеспечение должностных лиц юридических подразделений, которое в настоящее время значительно отстает от оплаты труда специалистов данной профессии в других структурах и государственных органах. Правовое управление ГТК России с учетом высокого уровня интенсивности труда юристов предлагает на нынешнем этапе решать эту проблему установлением для работников юридических отделов повышенных процентных надбавок к заработной плате, присвоением более высоких специальных званий, применением различных видов поощрений.
Следует отметить, что данная проблема находит должное понимание со стороны начальника Северо-Западного таможенного управления, который поддерживает многие начинания и предложения юротдела по усовершенствованию его деятельности во всех областях.
В процессе тесного взаимодействия юридического отдела управления с нижестоящими таможенными органами, а так же в процессе рассмотрения поступающих жалоб, заявлений и обращений физических и юридических лиц, участия в судебном разрешении споров по защите интересов таможенных органов, осуществлении консультационной работы и других видов правовой деятельности выявляются те ключевые проблемы применения таможенного законодательства, которые требуют координации в решении как на высшем законодательном уровне, так и силами юридических отделов таможенных органов на местах.
Одной из основных задач юридических служб таможен региона и управления является анализ практики применения таможенного законодательства и обеспечение его применения в строгом соответствии с законом, актами Правительства и ГТК России.
Анализ результатов судебно-арбитражного разрешения споров, затрагивающих интересы таможенных органов, рвано как и анализ рассмотрения жалоб на решения и постановления таможенных органов, проведенный по региону, свидетельствует, что практика применения таможенного законодательства не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.
Анализ рассмотрения поступающих СЗТУ жалоб на решения и постановления таможенных органов свидетельствует, что за период 1995 года из 1248 жалоб отклонено 997 (80%); в 1996 году из 650 жалоб отклонено 359 (55%). По остальным жалобам приняты решения о полном или частичном удовлетворении требований заявителей, что позволяет сделать вывод о низком качестве производства по делам о НТП и контроле за этой деятельностью в таможнях региона.
По данным ГТК России в 1995 году 24% судебных и арбитражных дел, участниками которых выступали таможенные органы Северо-Западного региона, рассмотрено не в пользу таможенных органов. Но 52% дел решения вынесены в пользу таможен. Следует отметить, что такое соотношение является сравнительно благополучным, особенно с учетом того, что за прошлый год в Северо-Западном регионе с участием таможенных органов было рассмотрено 510 судебных споров - намного больше, чем в других региональных управлениях (напр., в Западно-Сибирском управлении за год было рассмотрено 160 споров, В Дальневосточном - 85, в Татарском и Дагестанском управлениях - по 8 дел). Эти данные свидетельствуют о высокой интенсивности деятельности таможенных органов Северо-Западного региона по судебно-правовой защите своих интересов.
По стоимостной оценке за 1995 год таможенными органами региона проиграно судебных дел на общую сумму 29 млрд. 304 млн. 424 тыс. 238 руб., что составляет 36% от стоимостной оценки всех рассмотренных дел. Данный показатель объясняется прежде всего одной из наиболее высоких среди других регионов общей стоимостной оценкой рассмотренных в судебных органах дел. СЗТУ занимает здесь второе место после Западного таможенного управления; общая стоимостная оценка дел, рассмотренных в нашем регионе с участием таможенных органов, составила в прошлом году 80 млрд. 459 млн. 57 тыс. 912 руб. При этом стоимостной показатель сам по себе не является объективным отражением качественного состояния судебно-арбитражной практики и не может рассматриваться в отрыве от общего количества предъявленных исков.
Проведенный ГТК России за 1995 год выборочный анализ судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов, свидетельствует о том, что 75% дел, составляющих контрольную выборку, проиграны в Северо-Западном регионе по вине таможенных органов. Такое положение дел свидетельствует о необходимости организационного подкрепления системы судебно-правовой защиты таможенных органов, принятия мер по повышению ее эффективности.
В связи с этим юридическим отделом СЗТУ России по результатам судебно-арбитражной практики за 1995 год была проведена тщательная правовая оценка причин принятия решений по большому количеству дел не в пользу таможенных органов.
Наиболее характерными причинами, повлекшими принятие таких решений, являются:
- неправильная квалификация действий нарушителя таможенных правил;
- необоснованные требования таможенных органов;
- нарушение процессуальных сроков;
- халатность должностных лиц при производстве таможенных расследований (в делах о НТП часто отсутствуют необходимые документы, подписи привлекаемых к ответственности лиц и т.п.; постановления выносятся без достаточных оснований при недостатке собранных по делу доказательств - например, в марте 1996 года СЗТУ отменены постановления Печорской таможни по делам о НТП NN 146/96 и 372/96 по причине неустановления в ходе производства по делу субъекта правонарушения);
- отсутствие аргументированной позиции представителей таможен в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Изложенное свидетельствует о необходимости привлечения сотрудников юридических отделов к контролю за соблюдением законности уже на стадии принятия таможней решений, а не в процессе судебного разбирательства по неправильно принятым решениям.
Одновременно необходимо повышать правовую грамотность должностных лиц подразделений таможенных расследований, которые непосредственно осуществляют производство по делам о нарушении таможенных правил.
Нельзя не принять во внимания также тот фактор, что каждый участник внешнеэкономической деятельности в процессе судебного разрешения возникших споров стремится изложить и донести до суда свое понимание таможенного законодательства, которое очень часто расходится с его истинным смыслом и официальным толкованием. Многие судьи еще не освоили молодое таможенное законодательство и прислушиваются к участникам ВЭД с целью понимания норм Таможенного кодекса. В этой ситуации задачей должностных лиц юротделов таможен является проведение разъяснительной работы с судьями, формирование у них правильного понимания норм таможенного права. Важным аспектом защиты интересов таможенных органов в судебных инстанциях является необходимость представления суду и другим участникам процесса аргументированной и грамотной с правовой точки зрения позиции таможенного органа по существу спора. Такой подход вызван прежде всего сложностью и многообразием норм таможенного законодательства.
В связи с этим юридическим отделом СЗТУ России направлено письмо от 17.05.96 г. N 06-18/2376 руководителям таможенных органов на местах, в котором определены мероприятия по повышению качества производства по делам о нарушении таможенных правил и подготовки к осуществлению защиты интересов таможенных органов в судах. Письмом, в частности, предусмотрено, что в случае сомнения о полноте производства по делу или при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу, такое дело передается для изучения и подготовки соответствующего заключения в юридический отдел таможенного органа. Для обеспечения квалифицированной защиты интересов таможенных органов в судах в случаях обжалования постановлений по делам о НТП, руководителям таможен предложено создать за счет внутренних возможностей в юридических отделах специальные группы по изучению дел о НТП и судебно-правовой защите интересов таможен, тем самым расширить и укрепить это направление деятельности. В настоящее время уже начался процесс создания таких групп при юридических отделах таможен. На сегодняшний день группы созданы в Кингисеппской, Выборгской, Себежской, Костомукшской, Архангельской, Печорской таможнях. Неоправданно затягивается создание групп в Санкт-Петербургской, Новгородской, Кандалакшской, Мурманской таможнях, в связи с чем руководителям этих таможенных органов необходимо указать на повышение исполнительской дисциплины.
Проведенная юротделом управления работа по улучшению практики применения таможенного законодательства в регионе дали свои положительные результаты, о чем свидетельствуют данные судебно-арбитражной практики за 1 полугодие 1996 года.
С начала 1996 года с участием таможенных органов рассмотрено 394 судебных и арбитражных спора на общую сумму 264 млрд. 991 млн. 417 тыс. руб.
Из них в 265 случаях решения приняты в пользу таможенных органов на общую сумму 189 млрд. 99 млн. 251 тыс. руб.
Таким образом, с начала текущего года 67 % дел рассмотрено судами в пользу таможенных органов, по сравнению с 52% за весь 1995 год. Лишь в двух таможнях региона - Мурманской и Великолукской - процент проигранных дел превышает процент дел, по которым решения вынесены в пользу таможни. Руководителям названных таможен необходимо принять действенные меры по повышению эффективности правоприменительной деятельности, результативности работы отделов таможенных расследований и юридических отделов.
В целом по региону работа по повышению качества судебно-арбитражной защиты интересов таможенных органов будет и в дальнейшем оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности юридических подразделений.
Однако, проблемы правоприменительной практики, которые нагляднее всего выявляются в процессе судебно-правовой защиты интересов таможенных органов, не ограничиваются только лишь теми или иными недостатками в деятельности самих таможенных органов. Вопрос этот следует рассматривать гораздо шире и потому оценивать деятельность таможенного органа в целом и его юридического отдела в частности только по результатам судебно-арбитражного решения споров было бы в корне неправильно.
Современная правовая основа судебно-арбитражной практики за последние годы претерпела принципиальные изменения, связанные с реформированием экономических и политических основ нашего общества. Базируясь на положениях таможенного законодательства, во многом определившего развитие других отраслей права, практика правоприменительной деятельности таможенных органов зачастую сталкивается с устаревшими или наоборот еще неустоявшимися нормами налогового, административного, гражданского и других отраслей законодательства. Несоответствие некоторых правовых норм конституционным нормам, пробелы в законодательстве нередко ставят таможенные органы в трудное положение.
Применение в деятельности таможенных органов приказов и других нормативных актов Государственного таможенного комитета, не прошедших в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не дает права представителям таможенных органов ссылаться на эти документы в обоснование своей позиции при судебном разрешении споров. Таким образом, складывается ситуация, при которой выдвигая требования, установленные ГТК России, таможенные органы в то же время ничем не могут подкрепить обоснованность таких требований. И как следствие - признание судом требований таможни не соответствующими законодательству и вынесение решения не в пользу таможни. В частности, это касается споров о правомерности применения порядка внутреннего таможенного транзита, установленного не зарегистрированным в Минюсте Приказом ГТК России от 16.04.93 г. N 136 (например, подобный спор возник при рассмотрении Дзержинским нарсудом дела по жалобе АО "Кит-Принт" на действия должностных лиц Выборгской таможни).
То же самое можно сказать и о ряде разъяснений ГТК России по вопросам перемещения товаров и транспортных средств через российско-белорусскую границу. Указанные разъяснения, которыми руководствуются таможенные органы, но которые нельзя считать нормативными актами, вызвали длительную дискуссию в ходе рассмотрения Дзержинским райнарсудом г. Санкт-Петербурга в январе 1996 года дела по жалобе гр-н Колос и Красавина на постановления Кингисеппской таможни по делам о НТП NN 15700-591/95 и 15700-624/95. Суть спора заключалась в правомерности привлечения к ответственности по ст.ст. 280, 281 ТК РФ лиц, ввезших в 1994 году с территории Белоруссии в льготном порядке транспортное средство в Российскую Федерацию и эксплуатирующих его на территории России, в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.05.95 г. об отмене таможенного контроля и таможенного оформления на российско-белорусской границе. В данном случае представителям юридических отделов Кингисеппской таможни и СЗТУ удалось отстоять свою позицию и жалобы гр-н Колос и Красавина судом были отклонены.
Следует отметить, что по всем вопросам о противоречивости нормативных актов, и имеющихся несоответствиях направляются соответствующие запросы и информации в ГТК России.
Основная категория дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, это обжалование физическими лицами постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности по ст.ст. 280, 281 ТК РФ. Основной проблемой здесь по мнению юридических отделов таможен и управления является то, что в ст. 280 ТК РФ заужен перечень действий, подпадающих под нарушение таможенных правил. Отсутствие в данном составе правонарушения понятия "пользование транспортным средством" является серьезным пробелом, который используют заявители, предъявляя свои требования, и суды, вынося решения об отмене постановлений таможенных органов и тем самым пытаясь закрепить свою "праведную роль".
Соответствующие предложения также направлены юротделом в Правовое управление ГТК России (исх. NN 06-17/2000 от 29.04.96 г., 06-17/2510 от 24.05.96 г. 06-17/3127 от 28.06.96 г. и др.).
Еще одна важная проблема, возникающая при рассмотрении дел судами общей юрисдикции, состоит в неправомерном применении судами при вынесении решений статьи 239 Таможенного кодекса Российской Федерации. Указанная статья наделяет должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело на НТП, правом назначения нарушителю более мягкой меры наказания, чем предусматривает санкция соответствующей статьи Таможенного кодекса. При этом ни суды, ни какие-либо иные лица таким правом не наделены. Вместе с тем, в практике Дзержинского райнарсуда имеют место случаи снижения судом ниже низшего предела размера взыскания, наложенного постановлением таможенного органа по делу о НТП (это относится, например, к решениям Дзержинского нарсуда по жалобам гр-н Балашова, Цветаева, Колос, Красавина). В этих случаях юротделом в установленном порядке направляются заявления об отмене принятого судом решения в прокуратуру и вышестоящий судебный орган.
Анализ арбитражной практики в деятельности таможен показывает, что споры, рассматриваемые с участием таможенного органа касаются, главным образом, вопросов:
- о праве таможенных органов на бесспорное списание таможенных платежей;
- об обжаловании постановлений по делам о нарушении таможенных правил;
- о статусе декларантов на договорной основе, их ответственность за сведения, представляемые в таможенный орган, и за уплату таможенных платежей.
Наиболее часто обжалуются постановления таможенных органов принятые по ст.ст. 254 (недоставление в таможенный орган товаров), 273 (нарушение таможенного режима экспорта в части неперечисления валютной выручки), 279 (недекларирование или недостоверное декларирование) ТК РФ.
Основные сложности возникают при отстаивании интересов таможенных органов по применению ст. 273 ТК РФ в части непоступления валютной выручки от экспорта товаров. Наиболее характерными примерами здесь могут служить иски АО "Коминефть" к Сыктывкарской таможне на сумму 60 млрд. 821 млн. 789 тыс. 163 руб., АОЗТ ФПК "Северо-Запад лес" к Вологодской таможне на сумму 87 млн. 663 тыс. 488 руб. и др.
В своих исковых заявлениях о признании недействительными постановлений таможен по указанной категории дел истцы приводят в свою пользу следующие аргументы:
- ст.ст. 97 - 99 ТК РФ дают исчерпывающее определение условий таможенного режима экспорта, среди которых репатриация валютной выручки не значится. Следовательно непоступление валютной выручки от экспорта товаров не может служить основанием для привлечения лица к ответственности по ст. 273 ТК РФ, а может рассматриваться только как нарушение валютного законодательства по ч. 2 ст. 201 ТК РФ;
- таможенные органы не наделены правом привлечения к ответственности за непоступление валютной выручки, так как в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" за невыполнение требований этого закона (каковым является и требование о перечислении валютной выручки от экспорта) штрафные санкции могут налагаться только органами валютного контроля, а таможенные органы таковыми не являются;
- согласно официального разъяснения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 4 ноября 1993 года факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках при отсутствии целей сокрытия, т.е. умышленного незачисления, не может служить основанием для применения санкций;
- при наложении штрафных санкций таможенные органы руководствуются Инструкцией Центробанка РФ N 19 и ГТК России N 01-20/10283 от 12.10.93 г., которая не имеет юридической силы, поскольку не зарегистрирована в Минюсте РФ.
По этим основаниям арбитражными судами отменяется подавляющее большинство дел по ст. 273 ТК РФ. Это еще один пример пробелов и несоответствий действующего законодательства, решить которые можно только на высшем законодательном уровне.
Затрудняет судебно-правовую защиту интересов таможенных органов в арбитражных судах также такие факторы, как:
- не введение до настоящего времени в действие ч. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации о наделении таможенных органов правом бесспорного списания таможенных платежей;
- не признание судами рекомендаций ГТК России о применении ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в качестве обоснования наличия у таможенных органов права на бесспорное списание таможенных платежей. На практике суды отвергают возможность распространения названной статьи Закона на таможенные органы, поскольку законодательством таможенные органы напрямую не отнесены к разряду налоговых органов, а Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 г. "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" четко определяет условия наделения таможенных органов правом на бесспорное списание таможенных платежей. Таким условием является внесение изменений и налоговое законодательство Российской Федерации, а это условие до настоящего времени не выполнено.
Таким образом, во всех случаях отказа судебных органов в удовлетворении требований таможен о бесспорном списании таможенных платежей мы вынуждены признать, что законодательство в данном случае не отвечает интересам государства в лице таможенных органов. Однако позиции арбитражных судов в данном случае формально отвечают требованиям действующего в настоящее время законодательства. В связи с этим вопросы взыскания таможенных платежей в настоящее время необходимо решать в судебном порядке.
Таковы лишь некоторые основные проблемы применения таможенного законодательства на нынешнем этапе его формирования и развития.
В настоящее время юридическим отделом СЗТУ России осуществляется еженедельный сбор информации в таможенных органах региона о состоянии судебно-арбитражной практики, количестве и стоимостной оценке рассматриваемых споров, возникающих при разрешении этих споров проблемах. Такое подход позволяет не только систематически анализировать состояние дел в этом вопросе в целом по региону, но и также при необходимости незамедлительно оказывать юротделам таможен практическую и методическую помощь в целях наиболее эффективной защиты интересов таможенных органов.
Ежеквартально в Правовое управление ГТК России юротделом направляется анализ судебно-арбитражной практики в регионе, с обязательным указанием в том числе и на те вопросы, которые требуют разрешения на законодательном уровне. Определилась необходимость данный анализ направлять в таможни для учета в работе.
В заключении хотелось бы кратко остановиться на вопросе взаимодействия юридических отделов с другими структурными подразделениями таможенного органа.
Как уже отмечалось, основной задачей юридического отдела является правовое обеспечение деятельности таможенного органа. Вместе с тем, не следует понимать, что тем самым с других отделов и подразделений таможенного органа снимается ответственность за соблюдение законодательства и принятие законных и обоснованных решений. В таможенных органах нет вопросов "не юридических". Все принимаемые здесь решения так или иначе затрагивают права и интересы граждан, предприятий, организаций. Юридические отделы при этом не могут и не должны подменять функции других отделов. Они призваны давать только правовую оценку совершаемым действиям и принимаемым решениям.
Особое внимание хотелось бы обратить на взаимодействие отделов и служб при обобщении практики применения законодательства. Юридические подразделения региона повсеместно сталкиваются с непониманием всей важности этой деятельности со стороны других отделов, специализирующихся по конкретным вопросам таможенного дела. Вместе с тем, Письмом ГТК России от 05.09.95 г. N 06-10/12689 установлено, что обобщение практики применения таможенного законодательства и составление по этому вопросу ежемесячных отчетных информаций, направляемых в ГТК России для последующего обобщения на общефедеральном уровне, должно проводиться юридическими отделами с привлечением других подразделений таможенного органа.
Приказом ГТК РФ от 1 августа 2000 г. N 659 упомянутое выше письмо ГТК РФ от 5 сентября 1995 г. N 06-10/12689 признано утратившим силу
Со стороны структурных подразделений СЗТУ юротдел иногда не находит в этом отношении необходимого понимания. Не до конца понимая всю важность этого вопроса, отделы (отдел таможенных платежей, отдел таможенных режимов, отдел таможенной стоимости и валютного контроля и др.) подходят формально к предложениям юротдела о предоставлении необходимой информации по той или иной тематике отчетной информации. Вместо анализа проблемы в юротдел направляются "отписки". Так, например, отдел таможенной стоимости и валютного контроля в ответ на обращение юридического отдела о представлении анализа состояния дел в регионе по теме "Таможенная стоимость, происхождение товаров" ограничился указанием лишь на неполный перечень нормативных актов, регулирующих данный вопрос (копии документов прилагаются).
В тоже время ГТК России требует в представляемых таможенными органами целевых ежемесячных информациях детального анализа того или иного института таможенного дела и практики его применения.
Подводя итог, можно отметить, что юридические отделы, несмотря на свою "юность", выполняют большую работу по правовому обеспечению деятельности таможенных органов Северо-Западного региона. Вместе с тем, на сегодняшний день еще не все задачи, стоящие перед юридическими службами таможенных органов региона, решаются на должном уровне. Поэтому процесс укрепления юридических подразделений и повышения эффективности их деятельности продолжается и юротдел СЗТУ видит свою задачу в том, чтобы поднять правовую работу в таможенных органах региона на качественно новый уровень. Однако, дальнейшего улучшения практики применения таможенного законодательства нельзя ожидать:
- без решения вопросов о дальнейшем укреплении юридических служб, их окончательном укомплектовании квалифицированными специалистами, повышении их статуса, улучшении материально-технического оснащения юротделов;
- без надлежащей юридической подготовки сотрудников таможен, осуществляющих применение таможенного законодательства;
- без осознания каждым сотрудником таможенных органов региона места и роли таможенного дела в государстве и роли каждого должностного лица таможни в осуществлении правоприменительной практики.
Место и роль юридического отдела таможенного органа в настоящее время еще не до конца понята другими службами и отдельными должностными лицами. Однако, следует учесть, что юридические отделы созданы и действуют не для того, чтобы ставить препятствия на пути выполнения таможенными органами возложенных на них функций: регулирования порядка перемещения товаров, взыскания таможенных платежей, привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил и пр. Задача у всех у нас одна - защита экономических интересов России. А юристы таможенных органов призваны обеспечивать выполнение этой задачи всеми службами и должностными лицами в строгом соответствии с нормами закона. И чем эффективнее юридические отделы будут работать в этом направлении, тем выше будет статус и место таможенных органов в системе государственных органов Российской Федерации.
Вынесение вопроса о применении таможенного законодательства на рассмотрение Коллегии свидетельствует об озабоченности руководства СЗТУ России данной проблемой. Юридические отделы примут все меры к тому, чтобы достичь надлежащего правового обеспечения деятельности таможенных органов региона.
Решение коллегии Северо-западного таможенного управления
от 11 июля 1996 г. N 4 п. 1
"О практике применения таможенного законодательства
в таможенных органах региона"
Обсудив состояние работы по применению таможенного законодательства в таможенных органах Северо-Западного региона, Коллегия СЗТУ отмечает, что в 1995 - 1996 гг. таможенными органами региона проведена работа по освоению таможенного законодательства и его практическому применению.
Проделанная работа по сбору и анализу информации о состоянии правоприменительной деятельности в таможенных органах региона может быть признана как начальный этап исправления негативных явлений, имеющихся в практике применения таможенного законодательства.
В настоящее время существует необходимость перехода к координации усилий юридических служб таможен региона в сфере реализации таможенного законодательства и оказания им практической помощи.
В условиях возрастающего числа случаев оспаривания действий таможенных органов в Северо-Западном регионе очень острой стала проблема адекватного понимания судами, арбитражными судами и органами прокуратуры таможенного законодательства России и нормативных актов ГТК России.
Анализ состояния правоприменительной деятельности свидетельствует, что наиболее результативно работа проводится в Пыталовской, Себежской, Выборгской, Кингисеппской таможнях. Низкая эффективность правоприменительной практики отмечается в Великолукской, Мурманской, Санкт-Петербургской таможнях.
В целом в 1 полугодии 1996 года таможенными органами региона проиграно 33% судебных дел на общую сумму 65 млрд. 142 млн. руб.
Уровень профессиональной подготовки таможенников не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к таможенной службе.
Не удалось добиться кардинальных сдвигов в строгом соблюдении правовых норм должностными лицами, осуществляющими применение таможенного законодательства.
Таможенное законодательство и нормативные акты во многих случаях практической деятельности воспринимается как общее руководство к действию, а не как нормы, требующие неукоснительного и строгого их соблюдения.
Имеются существенные организационные недостатки, которые негативно сказываются на практике применения таможенного законодательства, а также проблема обеспечения кадров юридических отделов и отсутствие должного внимания к их работе.
В целях устранения имеющихся недостатков и обеспечения дальнейшего поступательного движения в деле правового обеспечения деятельности таможенных органов региона Коллегия СЗТУ России решила:
1. Считать одним из приоритетных направлений деятельности и показателем результативности таможен в этой деятельности полное и строгое соблюдение таможенного законодательства и нормативных актов ГТК России.
2. Усилить взаимодействие регионального таможенного управления с нижестоящими таможенными органами по вопросам применения таможенного законодательства и защите интересов таможенных органов.
Отв.: Криволап М.Я.,
начальники таможен
3. Разработать долгосрочную программу обучения руководителей и специалистов таможенных органов региона на базе Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии и отдельных таможен по вопросам правоприменительной деятельности.
Срок: декабрь 1996 года
Отв.: Криволап М.Я., Мячин А.Н.
4. В целях правильного применения норм таможенного права разработать план проведения совместных совещаний и семинаров по проблемам таможенного законодательства с участием специалистов таможенных органов и судей народных и арбитражных судов.
Срок: сентябрь 1996 года
Отв.: Криволап М.Я.,
начальники таможен
5. Юридическому отделу СЗТУ России ежеквартально направлять в таможни анализ правоприменительной практики в таможенных органах региона с целью определения места и роли каждого таможенного органа в защите экономических интересов и распространению положительного опыта в применении таможенного законодательства.
Срок: ежеквартально
Отв.: Криволап М.Я.
6. Юридическому отделу СЗТУ России усилить взаимодействие с ГТК России по разрешению направленных в Правовое управление запросов и предложений по применению норм таможенного законодательства.
Отв.: Криволап М.Я.
7. Признать целесообразным формирование в таможнях специализированных групп по судебно-правовой защите интересов таможенных органов.
Срок: 1 сентября 1996 года
Отв.: начальники таможен,
начальники юридических отделов
8. Указать начальникам Великолукской, Мурманской, Санкт-Петербургской таможен на необходимость повышения уровня правоприменительной практики.
Руководителям таможен обеспечить реализацию всех ранее принятых решений в отношении юридических служб, а также принять самостоятельные меры, направленные на обеспечение более эффективной работы юридических отделов.
9. Считать необходимым осуществление комплекса мер по укреплению юридических отделов таможенных органов региона и повышению их ответственности, в том числе:
- усилению контрольных функций юридических отделов за исполнением таможенного законодательства;
- обязательному учету интенсивности труда сотрудников юридических отделов при установлении им надбавок к окладам и применении мер поощрения;
- безотлагательному и полному обеспечению в соответствии с Табелем оснащенности, утвержденным Приказом ГТК России от 23.09.94 г. N 485, а также юридической литературы.
Срок: 01.10.96 г.
Отв.: начальники таможен,
начальники юридических отделов таможен.
10. Рекомендовать начальникам таможен направлять до 50% средств, получаемых от деятельности по информированию и консультированию, на улучшение условий оплаты труда сотрудников юридических отделов, а также их технического и бытового оснащения.
11. Контроль за данным решением осуществлять члену Коллегии СЗТУ России Козлову А.В. О результатах доложить в 1 квартале 1997 года.
Начальник управления |
В.А.Шамахов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 9 октября 1996 г. N 06-10/17969 "О направлении материалов"
Текст письма официально опубликован не был
Приказом ГТК РФ от 15 сентября 2003 г. N 1010 настоящее письмо признано недействующим