Решение Алтайского краевого суда от 23 июля 2015 г. N 3-146/2015
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Алтайкровля" о признании недействующим лесохозяйственного регламента Озерского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года N 403 (в редакции приказов от 29 октября 2012 года N 260, от 7 февраля 2014 года N 38), в части строк 1, 2, 3, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 18, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 29 таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов"; таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов"; таблицы 2.17.1.1.2 "Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями" подраздела 2.17.4.1 "Тушение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов"; таблицы 2.17.1.1.3 "Места расположения пожарно-химических станций на территории Озерского лесничества и обслуживаемая площадь" подраздела 2.17.1.4 "Тушение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов", установил:
закрытое акционерное общество "Алтайкровля" обратилось с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействующим лесохозяйственного регламента Озерского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года N 403 (в редакции приказов от 29 октября 2012 года N 260, от 7 февраля 2014 года N 38), в части строк
1 "Строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км",
"Реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км",
"Эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км",
"Уход за противопожарными разрывами, км",
"Устройство противопожарных минерализованных полос, км","Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км",
15 "Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.",
18 "Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря",
"Содержание противопожарных заслонов, км",
"Устройство лиственных опушек, км",
29 "Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих указание о мерах пожарной безопасности в лесах, шт." таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов";
таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов";
таблицы 2.17.1.1.2 "Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями" подраздела 2.17.1.4 "Тушение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов";
таблицы 2.17.1.1.3 "Места расположения пожарно-химических станций на территории Озерского лесничества и обслуживаемая площадь" подраздела 2.17.1.4 "Тушение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов".
В обоснование требования указано, что на основании договора аренды лесного участка от 30.12.2008 г. N 19/1 ЗАО "Алтайкровля" осуществляет использование лесных участков для заготовки древесины в Озерском лесничестве Алтайского края.
Приложением N 6 к договору "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке" предусмотрены меры противопожарного обустройства лесов и установлены их объемы в соответствии с лесохозяйственным регламентом Озерского лесничества.
Между тем, в части строк 1, 2, 3, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 18, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 29 таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров"; таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров"; таблицы 2.17.1.1.2 "Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями", таблицы 2.17.1.1.3 "Места расположения пожарно-химических станций на территории Озерского лесничества и обслуживаемая площадь" подраздела 2.17.4.1 "Тушение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" в части объемов некоторых мероприятий указанные таблицы вступили в противоречие со статьями 2, 53.1, 81, 83, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 (8) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417, а также приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов", а именно части 8, касающейся нормативов для защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района. Такой вид предупреждения и тушения лесных пожаров как пожарно-химические станции действующим законодательством не предусмотрен.
Содержащиеся в оспариваемых строках таблицы 2.17.1.1.1 меры противопожарного обустройства лесов в одних случаях значительно превышают установленные Нормативы, в других случаях не установлены. Количество пожарных наблюдательных вышек, указанное таблице 2.17.1.2, не соответствует Нормативам противопожарного обустройства лесов.
Между тем, вышеприведенные нормативно-правовые акты не наделяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных нормативов, сверх установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Оспариваемый нормативно-правовой акт ограничивает права ЗАО "Алтайкровля" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает возможности соблюдать нормативы и возлагает на него непредусмотренные федеральным законодательством обязанности. При этом неисполнение лесохозяйственного регламента влечет для заявителя ответственность в виде расторжения договора аренды лесного участка.
Выслушав представителей заявителя ЗАО "Алтайкровля" О.Т. А., А.А.В., поддержавших требования, представителя заинтересованного лица Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края С.А.Н., возражавшего против удовлетворения заявления в части признания несоответствующей закону строки 18, таблиц 2.17.1.1.2, 2.17.1.1.3 лесохозяйственного регламента Озерского лесничества Алтайского края, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что лесохозяйственный регламент в части строки 18 и таблиц 2.17.1.1.2, 2.17.1.1.3 отвечает критерию правовой определенности, соответствует вышестоящему законодательству, в данной части требования удовлетворению не подлежат, в остальной части имеются основания для удовлетворения заявления, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части по следующим основаниям.
Приказом Управления лесами Алтайского края от 30.12.2008 г. N 170 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Озерского лесничества Алтайского края" утвержден лесохозяйственный регламент Озерского лесничества Алтайского края. Приказ официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 165 часть 11, январь 2010 года.
Приказом Управления лесами Алтайского края от 30.12.2011 г. N 403 "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Озерского лесничества Алтайского края" лесохозяйственный регламент изложен в новой редакции, срок действия регламента установлен до 01.01.2019 г., приказ официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 190 часть 7, февраль 2012 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, номер государственной регистрации RU22000201101821.
В последующем изменения вносились приказом Управления лесами Алтайского края от 29.10.2012 N 260 (официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 198 часть 11, октябрь 2012 года, номер государственной регистрации в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации RU22000201201228), приказом Управления лесами от 07.02.2014 г. N 38 (официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 214 часть 2, февраль 2014 года, номер государственной регистрации в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации RU22000201400105).
Оспариваемый акт направлен на регулирование отношений в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, устанавливает правила поведения, обязательные для применения в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, то есть является нормативным правовым актом.
В силу пункта "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1-5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Пунктами 16.1, 34 части 1 статьи 81 Лесного кодекса РФ установление нормативов противопожарного обустройства лесов; установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
В силу ч.ч. 2, 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. 5.4, 5.54 положения об Управлении лесами Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007 г. N 18, Управление разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков; принимает нормативные и иные правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления. В силу подпунктов 8, 8.12 положения нормативные правовые акты издаются в виде приказов, распоряжений начальника Управления.
Таким образом, разработка и утверждение лесохозяйственного регламента относились к полномочиям Управления лесами Алтайского края. Нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 г. N 106 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", приказом Рослесхоза от 04.04.2012 г. N 126 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", Уставом Алтайского края (статья 86) и законом Алтайского края "О правотворческой деятельности" от 09.11.2006 г. N 122-ЗС (статьи 28, 30, 33, 36), судом при рассмотрении дела не установлено.
На основании указа Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 г. N 51 с 01.01.2014 г. управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, управление охотничьего хозяйства Алтайского края и управление лесами Алтайского края реорганизованы путем слияния. Правопреемником реорганизованных органов исполнительной власти является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 г. следует читать как "N 51"
Что касается соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, то в этой части суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 6 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, отнесены: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Нормативы противопожарного обустройства лесов утверждены приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов". Приказ официально опубликован в "Российской газете" N 197 за 29.08.2012 г., при этом сами Нормативы в данном номере газеты опубликованы не были, однако, имелось указание, что они размещены на сайте "Российской газеты" по адресу:www.rg.ru. Приказ Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов" вместе с Нормативами опубликован в специальном выпуске "Российской газеты" N 167/1 за 28.07.2014 г.
Нормативы противопожарного обустройства лесов включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть объемы мероприятий.
Согласно части 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов в отношении защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района установлены следующие меры противопожарного обустройства лесов и их объемы на 1000 га общей площади лесов:
N п/п 1 - установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в виде: стендов не менее одного на лесничество (участковое лесничество), лесопарк; плакатов 0,001 шт.; объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей 0,2 шт.;
N п/п 2 - благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ 0,04 шт.;
N п/п 3 - установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности 0,01 шт.;
N п/п 4 - лесные дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров: строительство - 0,004 км, реконструкция - 0,008 км, эксплуатация - суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог;
N п/п 6, строка 2 - прокладка просек 0,01 км;
N п/п 6, строка 3 - устройство противопожарных минерализованных полос 1,0 км;
N п/п 7, строка 2 - прочистка и обновление просек 0,02 км;
N п/п 7, строка 3 - прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос 0,35 км;
N п/п 8, строка 2 - строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) 0,01 шт.;
N п/п 8, строка 3 - строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря 0,02 шт.;
N п/п 9, строка 2 - устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения 0,04 шт.;
N п/п 12 - проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов 2,0 га;
N п/п 14, строки 1-3 - создание и содержание противопожарных заслонов: шириной 120-320 м - 0,005; шириной 30-50 м - 0,005;
N п/п 14, строка 4 - устройство лиственных опушек шириной 150-300 м 0,03 м.
Согласно таблице 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" лесохозяйственного регламента Озерского лесничества, она содержит наименование мероприятий и объемы мероприятий по годам с 2012 по 2018 по лесничеству в целом, площадь которого составляет 129851 га. Из сопоставления объемов (количества) мероприятий, содержащихся в части 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов и таблице 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" лесохозяйственного регламента Озерского лесничества, следует, что объемы мероприятий, указанные в строках 1, 2, 3, 7, 8, 11, 12, 15, 19, 23, 24, 27, 25, 28, 29 таблицы, не соответствуют объемам мероприятий, указанным в Нормативах.
Так, с учетом площади Озерского лесничества количество (объем) мероприятий определяется по формуле, как произведение количества мероприятий по Нормативам и площади лесничества, разделенное на 1000 га. С учетом этого:
установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах должны составлять по Нормативам (N п/п 1) в виде: стендов не менее 6 на лесничество (участковое лесничество), лесопарк; плакатов 0,129 шт.; объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей 25,97 шт.; по регламенту (строка 29 таблицы 2.17.1.1.1) 32 шт. без указания наименования указателей;
благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ по Нормативам (N п/п 2) 5,19 шт., по регламенту (строка 24) 12 шт.;
установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности по Нормативам (N п/п 3) 1,298 шт., по регламенту (строка 25) - 24 шт.;
лесные дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров по Нормативам (N и/и 4): строительство - 0,519 км, реконструкция - 1,039 км, эксплуатация - суммарная протяженность реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог, по регламенту (строки 1, 2, 3) - строительство и реконструкция не предусмотрены, эксплуатация 30 км;
прокладка просек по Нормативам (N п/п 6, строка 2) 1,298 км, по регламенту (строка 7), начиная с 2015 года не предусмотрена;
устройство противопожарных минерализованных полос по Нормативам (N п/п 6, строка 3) 129,851 км, по регламенту (строка 11) 860 км;
прочистка и обновление просек по Нормативам (N п/п 7, строка 2) 2,597 км, по регламенту (строка 8) 10 км;
прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос по Нормативам (N п/п 7, срока 3) 45,448 км, по регламенту (строка 12) 860 км;
строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) по Нормативам (N п/п 8, строка 2) 1,298 шт., по регламенту (строка 15) эксплуатация 7 шт.;
устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения по Нормативам (N п/п 9, строка 2) 3,896 шт., по регламенту (строка 19) не предусмотрено;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов по Нормативам (N п/п 12) 259,702 га, по регламенту (строка 23) 653 га;
создание и содержание противопожарных заслонов по Нормативам: шириной 120-3 00 м, шириной 30-50 м (N п/п 14, строки 1-3), по регламенту (строка 27) не предусмотрено;
устройство лиственных опушек шириной 150-300 м по Нормативам (N п/п 14, строка 4) 3,896 км, по регламенту (строка 28) не предусмотрено.
Кроме того, по строке 10 таблицы 2.17.1.1.1 предусмотрено выполнение мероприятий в виде ухода за противопожарными разрывами 80 км, однако, ни часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, ни Постановление Правительства РФ от 16.04.2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" такой меры противопожарного обустройства лесов не предусматривают.
Таблицей 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" предусмотрены количество и места размещения пожарных наблюдательных вышек, а также закрепленная площадь. Согласно таблице количество наблюдательных вышек составляет 7 шт. Между тем, как было указано выше, согласно части 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов (N п/п 8, строка 2) количество пожарных наблюдательных вышек с учетом площади Озерского лесничества должно составлять 1,298 шт.
Таким образом, лесохозяйственный регламент Озерского лесничества Алтайского края в части строк 1, 2, 3, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 29 таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов", а также таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" противоречит части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 16.04.2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", приказу Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174 - нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем заявление ЗАО "Алтайкровля" в данной части подлежит удовлетворению, а лесохозяйственный регламент Озерского лесничества признанию недействующим в указанной части.
Что касается противоречия вышестоящим нормативным правовым актам строки 18 таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов", то суд не находит оснований для удовлетворения требования в данной части.
Строкой 18 таблицы 2.17.1.1.1 лесохозяйственного регламента Озерского лесничества предусмотрено такое мероприятие противопожарного обустройства лесов, как эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. В части объема мероприятия строка 18 является отсылочной к нормативам противопожарного обустройства лесов.
Нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174, предусмотрено мероприятие в виде строительства, реконструкции и эксплуатации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря 0,02 шт. на 1000 га общей площади лесов (часть 8, N п/п 18, строка 3).
Доводы заявителя о том, что в части строки 18 лесохозяйственный регламент не отвечает принципам точности, ясности, определенности и вызывает произвольное толкование; количество пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря должно быть выражено цифровым значением, иное может породить противоречивую правоприменительную практику, не могут быть приняты во внимание как основание для признания нормативного правового акта в данной части противоречащим закону, поскольку по своему содержанию лесохозяйственный регламент в части строки 18 отвечает критерию правовой определенности и не допускает иное толкование.
Требования о признании недействующими таблицы 2.17.1.1.2 "Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями" и таблицы 2.17.1.1.3 "Места расположения пожарно-химических станций на территории Озерского лесничества и обслуживаемая площадь" подраздела 2.17.1.4 "Тушение лесных пожаров" так же не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 53.3 Лесного кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.
В соответствии с частью 3 статьи 53.4 Лесного кодекса РФ Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила тушения лесных пожаров утверждены приказом Минприроды России от 08.07.2014 г. N 313 и предусматривают пожарно-химические станции.
Развитие сети наземных пожарно-химических станций в целях обеспечения оперативности тушения пожаров предусмотрено Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России N 248, Минсельхоза России N 482 от 31.10.2008 г.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 г. N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, из которого следует, что здания пожарно-химических станций относятся к объектам лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Положение о пожарно-химических станциях утверждено приказом Рослесхоза от 19.12.1997 г. N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях" и содержит, в частности, требования к оснащению пожарно-химических станций техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта.
Таким образом, действующее законодательство относит к мерам пожарной безопасности пожарно-химические станции, в связи с этим указание заявителя на отсутствие в законодательстве такого понятия, как пожарно-химические станции, и противоречие лесохозяйственного регламента ввиду этого федеральному законодательству безосновательно.
При этом, вопреки доводам заявителя, содержание оспариваемой части регламента, не свидетельствует о наличии у лесопользователей обязанности по эксплуатации и наполнению инвентарем пожарно-химических станций, и прав заявителя не нарушает в силу следующего.
Названные таблицы расположены в подразделе 2.17.1.4 "Тушение лесных пожаров" регламента, содержат перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями, и места расположения таких станций на территории Озерского лесничества.
В силу пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Тушение лесных пожаров регламентировано статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации. Часть 2 данной нормы устанавливает обязанность лиц, использующих леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
В разделе 2.17.1.4 "Тушение лесных пожаров" регламента полностью воспроизведены положения статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, при этом каких-либо иных обязанностей, в том числе по содержанию пожарно-химических станций, на лиц, использующих леса, оспариваемым нормативным правовым актом не возложено.
Постановлением Администрации Алтайского края от 03.03.2011 г. N 94 создано Алтайское краевое автономное учреждение "Алтайлес", учредителем которого являлось Управление лесами Алтайского края, основным видом деятельности учреждения определено выполнение работ по тушению лесных пожаров.
Регламентом Озерского лесничества работы по тушению лесных пожаров возложены на данное учреждение (подраздел 2.17.1.4), и, как пояснили в судебном заседании представители заинтересованного лица, для названного учреждения утвержден перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями, и определены места их расположения.
Положения регламента в данной части регулируют порядок организации и функционирования пожарно-химических станций, их оснащенность противопожарной техникой и оборудованием и не устанавливают каких-либо обязанностей для лесопользователей.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемые таблицы утверждены для исполнения функций по тушению лесных пожаров специализированными организациями, к которым ЗАО "Алтайкровля" не относится.
Ссылка заявителя на несоответствие действующему законодательству договора аренды в части возложения обязанности по содержанию пожарно-химических станций на арендатора не может быть предметом оценки по настоящему делу.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется.
Что касается момента, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, то суд исходит из того, что лесохозяйственный регламент Озерского лесничества Алтайского края в оспариваемой части применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, поэтому лесохозяйственный регламент в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление закрытого акционерного общества "Алтайкровля" удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Озерского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года N 403 (в редакции приказов от 29 октября 2012 года N 260, от 7 февраля 2014 года N 38), в части строки 1 "Строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км", строки 2 "Реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км", строки 3 "Эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км", строки 7 "Прокладка просек, км", строки 8 "Прочистка просек, км", строки 10 "Уход за противопожарными разрывами, км", строки 11 "Устройство противопожарных минерализованных полос, км", строки 12 "Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км", строки 15 "Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.", строки 19 "Устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, шт." в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, строки 23 "Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га", строки 24 "Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт.", строки 25 "Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, шт.", строки 27 "Содержание противопожарных заслонов, км", строки 28 "Устройство лесных опушек, км", строки 29 "Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, шт." таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров", таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов".
В удовлетворении заявления в части признания несоответствующим закону лесохозяйственного регламента Озерского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года N 403 (в редакции приказов от 29 октября 2012 года N 260, от 7 февраля 2014 года N 38), в части строки 18 "Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, шт." таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров", таблицы 2.17.1.1.2 "Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями", таблицы 2.17.1.1.3 "Места расположения пожарно-химических станций на территории Озерского лесничества и обслуживаемая площадь" подраздела 2.17.1.4 "Тушение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" отказать.
Взыскать с Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу закрытого акционерного общества "Алтайкровля" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 июля 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 23 июля 2015 г. N 3-146/2015
Текст решения опубликован Текст решения опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, октябрь 2015 г. N 234, с.217